В феврале в Музее русского импрессионизма открылась выставка, посвященная отечественным художникам 30-х годов ‒ «Группа «13».
О выставке
- Группа «13». В переулках эпохи | Пойти design mate
- О выставке
- Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»
- «Группа «13»: нечетные художники в диалоге с миром
- Многие знакомы с работами художников группы «13», даже не подозревая об этом.
Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
Ижевский, З. Либерман, Р. Семашкевич, А. Софронова, Н. Хотя сам факт организации художников в группу не сопровождался появлением каких-либо манифестов или деклараций, что было характерно для художественной жизни 1900-1920-х годов, тем не менее образовавшие ее художники ставили и решали вполне определенные задачи. Они выступали за живое, свободное рисование с натуры, не скованное установками академической системы. Стремились передать динамику жизни, ее ритмы, отсюда вошедшее в художественную лексику определение: рисовать «в темпе натуры».
Для художников группы «Тринадцать» характерно эмоциональное, романтическое восприятие действительности. Стилистика рисунка отличается преобладанием живой, гибкой линии, передачей пространственной и воздушной среды. Сами художники определили главные особенности своего творчества как «здоровое и радостное восприятие жизни, чуждое готических изломов и душевной неуравновешенности».
Какие бы то ни было эксперименты в искусстве стали идеологически неуместными. Статья по теме: Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана Источник: предоставлено Музеем русского импрессионизма Один из основателей «13» Александр Древин и его ученик Роман Семашкевич были обвинены в контрреволюционной агитации и расстреляны. Художники, оставшиеся в живых, сохранили между собой связь и в послевоенный период.
Наиболее успешные из них прожили относительно благополучную жизнь. Их навыки рисовальщиков нашли применение в книжной иллюстрации. Получив официальное признание, они продолжали наблюдать за реальностью. Куда бы ни забрасывала их судьба, однажды объединившись и назвавшись группой «13», они не слишком далеко отошли от выработанной в конце 1930-х годов линии в искусстве. Французские импрессионисты, подсказавшие им направление творческого пути, продолжали оказывать на участников группы влияние. Предпочтения их навсегда были смещены к сиюминутности происходящего: каждое мгновение обладает ценностью, в каждом человеке и в любом пейзаже заключена своеобычная, достойная запечатления красота.
Вы могли видеть их иллюстрации к сказкам Александра Пушкина, романам Льва Толстого или к произведениям Михаила Лермонтова. Беглый, свободный рисунок, придуманный лидерами группы, уверенно вошел в книжную иллюстрацию 1920—1930-х. Важный этап для «Тринадцати» — работа с издательством Academia, которое специализировалось на европейской и русской классике XIX века. На этом повороте «стиль 13-ти» наполнился изяществом и драматизмом. Academia просуществовала недолго. В 1937 году издательство объединили с Госиздатом, редакцию арестовали, а «стиль 13-ти» вновь начали осуждать за буржуазный эскапизм.
С 1 по 30 апреля на Крымской набережной в Музеоне можно познакомиться с творчеством раннесоветских интеллектуалов и эстетов — участников группы «13». Уличный фтопроект стал продолжением разговора, начатаного на одноименной выставке, открытой в Музее русского импрессионизма. Главной темой группы «13», получившей название по количеству участников первой выставки, была живая повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями, многолюдные площади и ипподромы, водные станции и пляжи и, в том числе, Парк Горького.
Последние события
- В парке искусств «Музеон» откроется фотовыставка о художниках группы «13»
- рефлексия: группа «13» как хорошая примета
- Обнажённые на диване
- Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон» — Твоя Москва
- Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»
- Группа «13». В переулках эпохи
Тринадцать (13) - советская графическая художественная группа (1928-1932)
Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. Художники группы «Тринадцать» не разработали программы или манифеста. С февраля по июнь посетители музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13».
Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»
Сначала писатели объединились в единый союз, а потом и все советские художники были вынуждены последовать их примеру. Борьба с формализмом, начавшаяся еще в первой половине 1920-х, развернулась на полную мощность. Единственно верным признан творческий метод социалистического реализма. Какие бы то ни было эксперименты в искусстве стали идеологически неуместными. Статья по теме: Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана Источник: предоставлено Музеем русского импрессионизма Один из основателей «13» Александр Древин и его ученик Роман Семашкевич были обвинены в контрреволюционной агитации и расстреляны. Художники, оставшиеся в живых, сохранили между собой связь и в послевоенный период. Наиболее успешные из них прожили относительно благополучную жизнь. Их навыки рисовальщиков нашли применение в книжной иллюстрации. Получив официальное признание, они продолжали наблюдать за реальностью.
В Музее русского импрессионизма пройдет выставка художников группы «13» Владимир Милашевский. Близ Сердобска. Саратовский государственный художественный музей имени А. В переулках эпохи». Роман Семашкевич. Середина 1930-х. Частное собрание Группа «13» — объединение художников, существовавшее с 1929 по 1931 годы.
А еще — четко обозначающим художественные принципы, объединявшие этих авторов: таких разных и все же связанных невидимыми нитями. Выставка «Группа «13». В переулках эпохи» — прежде всего, серьезный исследовательский проект. При этом огромная часть ее обаяния кроется в работах самих художников. Легкие, стремительные, словно созданные одним росчерком, созвучные современникам, вроде Альбера Марке или Жюля Паскина, а также старым мастерам, они обладают легким дыханием. Порой даже легковесным, как считали их суровые коллеги, мыслившие более масштабно и впоследствии перестроившиеся на рельсы соцреализма, когда в 1932 году все художественные объединения были закрыты, и вместо них возник Союз художников СССР. Однако время, выпавшее на их долю, было сложным, страшным, переломным, и урок, который они преподали потомкам, оказался крайне важным: как сохранить человеческое достоинство в самых тяжелых обстоятельствах и не изменить художественным принципам. Впрочем, эти авторы не шли против мейнстрима, скорее — существовали параллельно. Они пытались запечатлеть современность: город, стремительно менявшуюся жизнь, какие-то бытовые моменты. При этом не ставили задачу изменить мир, а, скорее, выступали как наблюдатели. С другой стороны, у них все же была амбициозная цель: пойти наперекор самой сущности картины, рисунка, офорта, которые, прежде всего, оперируют пространством. Временные изменения сложно передать в живописи — это умели делать иконописцы, изображавшие в клеймах житие святого, сюжеты из его жизни. Художники «Группы «13» тоже пытались работать со временем: не только рисовали современность, но и, например, использовали темп, присущий динамическим искусствам, вроде музыки и танца. И у них это получалось. Один из разделов выставки называется «Темп как метод»: здесь можно полюбоваться на результаты мгновенного «темпового» рисунка с натуры, созвучного изменчивому времени. Под натиском истории менялся и инструмент: обладатель живого «галльского» темперамента Даниил Даран Райхман обмакивал спичку в тушь и создавал полувоздушные изображения цирковых артистов и балерин.
Впервые творчество группы «13» в таком объеме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие. Более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 18 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников. Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволяют дополнить представление о группе «13», узнать о ее месте в советской художественной среде, связях с саратовским творческим сообществом и увлеченности участников европейскими мастерами. Кроме того, в издание вошли архивные документы и фотографии, часть которых опубликована впервые. В 2024 году партнером инклюзивной программы музея стал Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Для четырех произведений с выставки изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей. Лучше прочувствовать настроение работ Отона Фриеза, Надежды Удальцовой и Антонины Софроновой помогут ароматы, созданные ольфакторной художницей Анной Кабировой.
5 причин посетить выставку «Группа «13». В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма
возникшего в 1929-м и уже в 1931-м разгромленного объединение из указанного числа художников, куда входили и непрофессионалы (например, более известный в качестве литератора Юрий Юркун), и маститые впоследствии живописцы. Поводом для этого стала выставка группы «13», которая проходит в Музее русского импрессионизма. «Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. Оригинал взят у red_balls в Пушкиниана художников группы Тринадцать У жителей Санкт-Петербурга (а также гостей города на Неве) есть хорошая возможность посмотреть на живые рисунки Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина.
Почему советских интеллектуалов из группы «Тринадцать» так любят коллекционеры?
Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. Потому неудивительно, что «Группа 13» просуществовала весьма недолго, а после 1931 года, когда возник Союз художников СССР, исключавший «групповщину и партийки», говоря языком тогдашних лозунгов, прекратила своё существование. Поводом для этого стала выставка группы «13», которая проходит в Музее русского импрессионизма. С определенной натяжкой группу «13» действительно можно назвать русскими импрессионистами.
В Музее русского импрессионизма открылась новая выставка
После грозы. У Кропоткинских ворот. Частное собрание Десять тематических разделов выставки знакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом стала книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представляет живопись и графику послевоенных лет. Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами.
Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Впервые творчество группы «13» будет в таком объеме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие.
Более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 13 частных коллекций составят многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников. Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволят дополнить представление о группе «13», узнать о ее месте в советской художественной среде, связях с саратовским творческим сообществом и увлеченности участников европейскими мастерами. Кроме того, в издание войдут архивные документы и фотографии, часть которых будет опубликована впервые.
Поправить на таком рисунке что-либо было почти невозможно. Так что если работа художнику не нравилась, она выбрасывалась, и автор начинал все сначала. Официально группа просуществовала всего три года, хотя общались ее представители те, кого не коснулись репрессии почти до 1970-х годов - обменивались книгами, открытками с работами любимых европейцев, в складчину нанимали натурщиц, рисовали друг друга. Если в мировом искусстве царили ар-деко, конструктивизм и промышленный дизайн, то "Группа 13" отвоевывала свое право на личный поиск, возможность пользоваться всем, что создано до них, как библиотекой.
Недаром рядом с "Группой 13" куратор разместила выпуклые, почти осязаемые акварели "Порт Онфлёра" Мориса де Вламинка и "Антиб. Чут ь ли не впервые в истории художественных групп к профессиональным художникам присоединились дилетанты - писатель Юрий Юркун и актриса Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Их называли "охотниками за реальностью": острый взгляд документалистов создавал свою непафосную вселенную, живущую "здесь и сейчас", современный им город - уютный, тихий, спрятавшийся в многочисленных переулках. Москва, в том числе та, которой больше нет, - отдельная тема в творчестве абсолютных урбанистов, художников "Группы 13". Бывшая участница "Бубнового валета" Антонина Софронова творила свою Москву сдержанных тонов, живущую вдали от скоростей, шума и социалистического строительства. Она изображала пустыри, безлюдные дворики с развешенным на веревке бельем, забытые городские усадьбы.
Вторая выставка намечалась на весну 1930 года , но не состоялась из-за внутреннего конфликта. Из группы вышли трое участников и, в то же время, присоединились новые художники, благодаря чему заметно изменилось направление, чисто графическая специфика ушла в прошлое. Хотя 2-я выставка не состоялась, её каталог со вступительной статьей «Разговор на выставке» — своеобразным манифестом группы, — был издан. Третья выставка произошла в апреле 1931 года в помещениях « Московского государственного университета ».
Было представлено 146 произведений, по просьбе участников выставку посетил А. Луначарский , который высоко оценил экспозицию и дал рекомендации по приобретению ряда работ в центральные музеи.
«Лишние люди» XX века: выставка «Группа «13». В переулках эпохи»
В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Музей не реконструирует выставки объединения, а воссоздает художественную лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» — созвучный скоростям нового времени быстрый рисунок с натуры, выполненный зачастую спичкой, без подготовки и последующей доработки. Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов. Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот.
Частное собрание Десять тематических разделов выставки знакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт.
Это более 300 произведений графики, живописи и декоративно-прикладного искусства из 17 музеев, а также из частных коллекций. На выставке есть и произведения именитых французов.
Это выставка про конец начало 1930-х. Про отношения власти и художников, которые ищут свой путь и не хотят ходить строем. Выставка называется «В переулках эпохи». Художники группы «13» хотели запечатлеть время.
В своих работах они старались показывать свободу и сиюминутность. Спустя десятилетия это напоминает жанр уличной фотографии. Только картины появлялись медленнее, чем снимки на камеру или телефон. Чем-то таким, что было свойственно исполнителю музыкального произведения. Чувство темпа! Мы чувствовали необходимость вернуть рисунок к его первооснове: к движению руки, проводящей черту, оставляющей след! Вместе с ним этот статус носили Николай Кузьмин и Даниил Даран. Николай Кузьмин Первая выставка «13» в 1929 году оказалась успешной: её хвалили в прессе, а работы 12 из 13 художников купила комиссия Главискусства.
Спустя два года реакция на работы оказалась противоположной. Например, в «Комсомольской правде» тех лет про них писали : «13» - не только чудаки, блаженно впавшие в детство, а столь же контрреволюционная группа, как всякие иные юродивые, от сектантов до кулаков, чью идеологию они выявляют». Это далеко не самые обидные слова. Даниил Даран «Коммерсант» в своем материале про группу рассказывал о судьбе художников. Александра Древина Древиньша расстреляли в 1938 году «за контрреволюционную деятельность», его ученика Романа Семашкевича — годом ранее и по той же статье. Писателя Юрия Юркуна, который выставлялся вместе с «13» в статусе любителя, казнили в 1938 году.
Главной темой группы «13», получившей название по количеству участников первой выставки, была живая повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями, многолюдные площади и ипподромы, водные станции и пляжи и, в том числе, Парк Горького.
Стараясь передать скорости нового времени, художники зачастую делали быстрые зарисовки спичкой. В рисунках с натуры они перерабатывали приемы старых мастеров и европейских модернистов: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до мгновенных впечатлений импрессионистов.
«Группа “13”. В переулках эпохи»: право художника на поиск себя и своего стиля
Также впервые представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Впервые творчество группы «13» в таком объеме представлено работами из музейных собраний, среди которых Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина и другие. Более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 18 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников. Собранные в каталоге статьи куратора Надежды Плунгян, историков искусства Марины Боровской, Алексея Петухова, а также коллекционера и исследователя книжной культуры Михаила Сеславинского позволяют дополнить представление о группе «13», узнать о ее месте в советской художественной среде, связях с саратовским творческим сообществом и увлеченности участников европейскими мастерами. Кроме того, в издание вошли архивные документы и фотографии, часть которых опубликована впервые. В 2024 году партнером инклюзивной программы музея стал Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Для четырех произведений с выставки изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей.
Зрители смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х. В графических и живописных работах художников группы «13» искусство нашли отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Рассказ о групее будет дополнен произведениями Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми художники «13» находились в мысленном диалоги, отметили в пресс-службе.
Пушкина и другие», — говорится в сообщении.
Группа «13», которая состояла из тринадцати художников, существовала всего несколько лет, но их дружба и творческие поиски продолжались до 1970-х годов. Куратор экспозиции Надежда Плунгян предлагает новое прочтение творчества этого объединения. Она расскажет посетителям о мастерах, которые выбрали формат документального рисунка, камерной картины и книжной иллюстрации для своих работ.
Среди экспонатов — около 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из частных собраний и государственных музеев, включая Русский, Третьяковскую галерею, Музей Пушкина и другие.
Кузьмин, Т. Лебедева Маврина , В. Милашевский, М. Надбайло, С. Расторгуев, Б.
Рыбченков, В. Юстицкий, Ю. Членами организационного комитета первой выставки были Милашевский, Кузмин и Даран — впоследствии известные мастера станковой графики и книжной иллюстрации. Всего прошли две выставки группы — в 1929 и 1931 годах. Выставка, запланированная на 1930 год не состоялась, хотя ее каталог вышел в свет, как и каталоги двух других выставок.
В парке искусств «Музеон» откроется фотовыставка о художниках группы «13»
Подробнее узнать о судьбе независимых советских художников, а также увидеть более 350 работ группы «13» и их связь с произведениями европейских мастеров можно до 2 июня на выставке «Группа “13”. В собрании музея хранится уникальная коллекция рисунков двух замечательных художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, жизнь которых связана с «Группой 13». Долгое время эти имена находились в тени художников большого социалистического стиля. Куратор выставки Надежда Плунгян, изучающая "Группу 13" больше двадцати лет, исправляет эту несправедливость. Мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов – художников группы «13» – предстанет перед посетителями Музея русского импрессионизма начиная с 8 февраля. Группа «13» — объединение художников, существовавшее с 1929 по 1931 годы.
Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку. В собрании музея хранится уникальная коллекция рисунков двух замечательных художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, жизнь которых связана с «Группой 13». «На выставке представлены работы художников группы „13“, это 21 человек, каждый из которых яркая индивидуальность.