Синдром вахтёра — это профессиональная деформация, которая заключается в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление излишней категоричности в отношении «чужого» вклада.
Please wait while your request is being verified...
Разные охранники, продавцы и т.д. Есть даже термин такой «синдром вахтера», когда маленький человек с маленькой властью реализует свои комплексы и злоупотребляет своими маленькими полномочиями. Особенно остро синдром вахтера проявляется у тех, кто считает, что получает незаслуженно мало внимания к своей профессии и личности. Синдром вахтёра (синдром гардеробщика, синдром модератора, начальник шлагбаума, суслик-агроном, генерал калитки) — болезнь, поражающая низшие формы человекообразных. Самое интересное, что в начале XXI века настоящие вахтёры синдрому вахтёра обычно не подвержены.
Излечим ли «синдром вахтера»?
Психолог, руководитель в сфере HR Олеся Миросенко рассказала «Известиям», что таким людям больно признаться себе, что «я никуда не гожусь». Поэтому вступают защитные механизмы психики, она обретает внешнюю направленность и превращается в атакующую позицию «они никуда не годятся». Поведение «вахтера» направлено на то, чтобы доказать последний тезис через принижение других. Не все люди, получившие какие-то полномочия, начинают ими злоупотреблять и страдать от синдрома вахтера. Теперь во взрослой жизни он проживает травмы доступным ему способом, реализует свои потребности за счет других. Например, работник занимает низкую должность и терпит со стороны коллег или клиентов хамство и высокомерие, поэтому он чувствует, что должен нанести удар первым.
Как вести себя с «вахтерами»?
Как побороть синдром Вахтера? Совет для работодателей Если вы заметили у кого-то из своих подчиненных признаки синдрома Вахтера, не стоит отчаиваться. Если есть проблема, есть и решение.
Психологи считают, что для борьбы с синдромом у подчиненных следует провести ряд мероприятий: организовать тренинги корректного поведения в коллективе, включающие вежливое общение и дружеские отношения между сотрудниками; внедрить систему отзывов и предложений, когда клиенты и сами сотрудники могут оценить работу персонала. Это может быть журнал, ящик для писем, электронная анкета и др. Кроме того, психологи утверждают, чтобы побороть в подчиненном синдром вахтера следует выполнить две вещи. Первое, нагрузить человека дополнительной работой с небольшой доплатой.
Это немного повысит его социальный статус и отвлечет от безосновательного самовозвышения. Второе, таких людей следует чаще хвалить, особенно в присутствии других сотрудников. Но никогда не поздно все поменять. И как вы можете это сделать.
Подумайте над плюсами и минусами своей работы. Это поможет правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не бойтесь поменять работу, обстановку, круг общения. Такие перемены могут очень сильно изменить жизнь к лучшему.
То, как она вела себя со специалистами, вообще не укладывалось в рамки здравого смысла: приказывала и поучала специалистов, переставляла вещи в учительской без согласования с педагогами и могла легко запретить учителю заходить в школу в неподходящей обуви. Учителя терпели Марину Сергеевну, но постепенно её поведение стало выходить за рамки разумного, она стала придираться к мелочам, которые не имели никакого значения, грубила и оскорбляла учителей. Нервы специалистов были накалены до предела. Последней каплей стал её вояж к одному из них. Однажды Марина Сергеевна пришла в кабинет к молодому учителю истории по имени Егор Александрович. Она увидела, что на столе у него стоит чашка с кофе. И ещё, я хотела бы вам сказать, что ваша учебная программа для учеников 7 класса по обществознанию плохая, вам нужно переделать её. Он убрал чашку с кофе в шкаф. Марина Сергеевна ушла, а молодой историк отправился прямиком к директору, где рассказал о произошедшей беседе.
Он был сильно возмущён поведением, бестактностью и хамством уборщицы. Возможно, он бы отнёсся к этому случаю как курьёзу, но вот оценку своей компетентности человеком вообще без образования спустить не мог. Егор Александрович рассказал директору, как ведёт себя технический персонал, какие вольности допускает по отношению к учителям и детям. Директор вызвал Марину Сергеевну в свой кабинет, где прямо сказал, что её поведение недопустимо. Уборщица была искренне удивлена и расстроена. Она не могла поверить, что директор говорит ей такое, ведь она считала, что имеет право делать всё, что хочет. Марина пообещала директору, что она будет вести себя лучше. Но она не сдержала своего обещания, продолжила пакостить по мелочам и придираться к учителям. В итоге директор школы был вынужден уволить Марину, а учителя наконец-то смогли работать в спокойной обстановке.
Эта история показательна и, к сожалению, очень распространена. Героем этого сюжета мог стать вахтёр, младший сотрудник городской администрации, регистратор или санитарка в поликлинике. Смысл здесь не в профессии или в гендере, а в том, что синдром вахтёра опасен последствиями. Он становится причиной: конфликтов; снижения эффективности и работоспособности персонала; возникновения недопонимания и недоразумений; плохих отношений с окружающими; репутационных издержек предприятия или организации в которой работает человек с синдромом вахтёра. Важно уметь распознавать проявления синдрома вахтёра и избегать действий, которые могут его спровоцировать. Избежать синдрома вахтёра можно, работая над самооценкой, повышением уровня своего эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии.
Допустим, многие люди с финансовым опытом достаточно строго относятся к цифрам. И не потому, что они все поголовно перфекционисты или скупердяи. Суть в том, что найти ошибку в огромной кипе цифр это то еще приятное удовольствие. Конечно, происходит это не всегда, но и на самотек подобное пускать нельзя.
Или, скажем, модерация текстов во фрилансе. В первых этапах для начинающих копирайтеров некоторые вещи могут казаться дикими. Почему, например, текст должен соответствовать каким-то техническим механизмам оценки объем воды, количество ключей, тошнота и т. Однако, уже через некоторое время они начинают понимать, что между сайтом клиента и читателями чаще всего расположены поисковые системы, которые в силу своих ограничений банально не могут воспринять текст так же, как и обычный человек. Это большие порталы или ресурсы с льющимся трафом у которых объем пользователей не зависит от качества текста могут позволить себе "литературный изыск", иным же веб-сайтам приходится учитывать технические нюансы. Поэтому прежде, чем относить человека к индивидуумам с синдромом вахтера, стоит почесать свою тыковку и покумекать. Вполне возможно, что человек придирается не из-за своей жажды самоутверждения, а из-за реальной необходимости и объективных причин. Как быть с синдромом вахтера? У вас синдром вахтера 1. Повысьте самооценку.
У человека с адекватной самооценкой найдутся куда более интересные занятия, чем докапываться по каждому поводу.
Синдром вахтера: что это, что относится и как быть
Однако, иногда агрессивное отношение к окружающим у людей с синдром вахтера формируется из-за их желания защититься. Подобное случается с теми, кто в процессе работы часто сталкивается с хамством и неуважительным отношением со стороны начальства, коллег или клиентов. И для того, чтобы опередить потенциального врага и суметь противостоять ему, «вахтер» первым начинает хамить. Как общаться с человеком с синдромом вахтера Избежать конфликта с личностью, подверженной этому синдрому, непросто. Но если хочешь избежать лишних хлопот, старайся не реагировать на пассивную агрессию. Сохранив хладнокровие, ты не только избавишь себя от неприятного диалога, но и лишишь «вахтера» возможности потешить свое эго. Вот еще несколько советов, как общаться с негативно настроенным человеком: Смени фокус внимания Так как агрессия — довольно сильная эмоция, она лишает человека возможности объективно мыслить.
И иногда агрессивно настроенная личность в процессе разговора так сильно заводится, что даже забывает, что именно вызвало конфликт. Если хочешь поскорее завершить неприятную беседу, постарайся сменить свой фокус внимания. Например, если тебе нахамила консьержка, подумай о том, как приятно тебе будет вернуться в квартиру после тяжелого рабочего дня и принять расслабляющую ванну.
В тех случаях, когда Законодатель наделяет каких либо лиц таким правом, есть четкое указание в соответствующем законе. Например, в статье 11 Закона РФ «О милиции» четко указано, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: - проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; - осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. При этом, как можно заметить, даже милиция не во всех случаях и по своему произволу может осуществлять такие действия, а только при определенных условиях. В статье 11 ФЗ "О судебных приставах" указывается, что судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право: - проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов; - в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
Закон о «Частной детективной и охранной деятельности в РФ» вообще не содержит положений, сколь ни будь отдаленно напоминающих вышеизложенные. Однако, достаточно часто можно встретить в офисах и на предприятиях посты охранников бойко проверяющих документы граждан и усердно копающихся в сумках. Казалось бы, Законодатель сделал шаг в сторону узаконивания такого рода деятельности частной охраны, внеся изменения в Закон о частной охранной деятельности, позволяющие ЧОПам оказывать услуги по обеспечению внутри объектового и пропускного режимов. Однако, при этом возникло больше вопросов, чем ответов. Соответствующих изменений в статус частного охранника Законодатель не внес. Кем и как будет устанавливаться пропускной режим? Может ли он быть обязательным для граждан без специального указания на то в федеральном законе?
Какие положения допустимы, а какие нет при установлении режима?
Ведь ситуации, когда человек недоволен своим низким статусом и наносит удар обиды на других, в общем распространены и не зависят от места жительства. Здесь является примером эпизод из одной из серий мультсериала «Южный Парк», в котором Эрик Картман вынужден стать дежурным по коридору.
Поняв, что эта нудная и непрестижная должность дает ему власть, он начал командовать всеми. Тем не менее, «синдром вахтёра» действительно более выражен в постсоветском обществе. Несмотря на то, что сложно назвать одну определенную причину, можно выдвинуть несколько предположений.
Например, это может быть связано с различием в культуре. Западная концепция self-made менее стигматизирует людей с низким социальным статусом. Для них низкий социальный статус либо является осознанным выбором, либо временным этапом.
Охранник или уборщица не имеют необходимости преувеличивать свою роль: они, как и все остальные, работают внутри своих возможностей, иногда сталкиваются с трудностями, но в конечном итоге достигают успеха.
Он постоянно ищет в них изъяны — отсюда возникают поводы для конфликтов. При этом за действиями «вахтёра» стоит потребность в признании, внимании и одобрении, которые он недополучил в детстве, объяснила психолог. Как общаться с человеком с синдромом вахтёра Чтобы правильно взаимодействовать с таким человеком, нужно понять, откуда идёт его агрессивность. Так вы сможете увидеть в нём не самодура, а «взрослого ребёнка», который проживает свои детские травмы доступным ему способом. Так можно снять напряжение и эмоционально абстрагироваться.
Довести ситуацию до абсурда. Это уместно в том случае, если не обойтись без вашего ответа или вам самому хочется как-то отреагировать. Пример: «вахтёр» сыпет придирками, а вы неожиданно начинаете полностью поддерживать сказанное им, а ещё и добавляете подробности.
Синдром вахтера. Почему нам хамят работники сферы обслуживания
Люди с синдромом вахтера злоупотребляют своим незначительным объемом прав и полномочий, пуская в ход придирки, критику, чрезмерную строгость и даже агрессию, а также могут создавать всевозможные препятствия. Синдром вахтёра — это профессиональная деформация, которая заключается в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление излишней категоричности в отношении «чужого» вклада. Что любопытно, о синдроме вахтёра всегда говорят те, кто сталкивался с этим явлением, так сказать, снаружи.
Избавляемся от синдрома вахтера
Синдром вахтера — агрессивное и хамское поведение человека на невысокой должности в попытке показать свою власть и самоутвердиться. Что такое «синдром вахтёра»Это жгучее желание «маленького человека» продемонстрировать власть по самому ничтожному поводу и даже без него. Как бороться с больными синдромом вахтера? Самое интересное, что в начале XXI века настоящие вахтёры синдрому вахтёра обычно не подвержены. Синдром вахтёра — состояние, при котором человек упивается данной ему небольшой властью, проявляются самые плохие черты его характера — он своими поступками пытается превратить жизнь других в страдания.
Синдром вахтера и стоит ли с ним бороться?
Вы можете обсудить эту страницу или обновить её в соответствии с текущей ситуацией в сообществе. Синдром вахтёра у википедиста — профессиональная деформация сознания википедиста, заключающаяся в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление авторитарности и излишней категоричности в отношении «чужого» вклада по отношении к вкладу « своему ». Участника-вахтёра интересует, в первую очередь, не состояние отдельных статей и качество энциклопедии в целом, а возможность авторитарно судить в пределах той области знания, которую он условно считает «своей». Очень часто им может быть действительно сведущий и грамотный специалист, много потрудившийся в своей области и заслуженно считающий свой вклад исключительно важным. Но нередко случается, что досконально проработав тему какой-либо статьи, автор-вахтёр успокаивается на достигнутом, считая данную тему раз и навсегда исчерпанной.
Придирчивость, мелочность.
Придирается к мелочам и незначительным нарушениям. Грубость, высокомерие. Может быть, нарочито грубым и высокомерным в общении с другими. Игнорирование нужд и потребностей других людей, низкая эмпатия. Игнорирует других людей или относиться к ним пренебрежительно.
Исследование, проведённое группой учёных в 2020 году, показало связь между синдромом вахтёра и низким уровнем образования. Однако это не единственная причина, из-за которой, может развиться СВ. Пережитые негативный опыт, стресс и психологические травмы тоже могут стать причиной формирования этого поведенческого паттерна. Определение и ключевые черты синдрома вахтёра помогут понять его механизмы проявления и распознавать его у людей. Практический пример синдрома вахтёра В школе небольшого приволжского города Н.
Она знала всех учителей и учеников, и даже их родителей. Женщина искренне считала, что именно она отвечает за порядок в школе и что от её работы зависит всё. Марина Сергеевна — женщина 43 лет, которая обладает нелёгким характером. Её властность, бескомпромиссность и придирчивость стали одной из школьных легенд. То, как она вела себя со специалистами, вообще не укладывалось в рамки здравого смысла: приказывала и поучала специалистов, переставляла вещи в учительской без согласования с педагогами и могла легко запретить учителю заходить в школу в неподходящей обуви.
Учителя терпели Марину Сергеевну, но постепенно её поведение стало выходить за рамки разумного, она стала придираться к мелочам, которые не имели никакого значения, грубила и оскорбляла учителей. Нервы специалистов были накалены до предела. Последней каплей стал её вояж к одному из них. Однажды Марина Сергеевна пришла в кабинет к молодому учителю истории по имени Егор Александрович. Она увидела, что на столе у него стоит чашка с кофе.
И ещё, я хотела бы вам сказать, что ваша учебная программа для учеников 7 класса по обществознанию плохая, вам нужно переделать её. Он убрал чашку с кофе в шкаф. Марина Сергеевна ушла, а молодой историк отправился прямиком к директору, где рассказал о произошедшей беседе.
Миросенко посоветовала при общении с такими людьми занять позицию наблюдателя. Такая тактика позволит снять напряжение и эмоционально абстрагироваться. А при необходимости как-то отреагировать лучше всего довести ситуацию до абсурда. Обычно человек в позиции преследователя не ожидает подобной реакции, это может снизить уровень его агрессивности в моменте, а иногда стать началом более благоприятного межличностного контакта», — сказала психолог.
Я такая: «Что? Ходим нога за ногу, разговариваем шепотом. Дети ничего руками не трогают, да и картины за бархатными шнурами — особо носом не уткнешься. Вдруг посреди этого благолепия тетушка-смотрительница как взвоет сиреной: «Срочно уберите руки ребенка от шнура!
Она орет: «Я вызову охрану! На ресепшене спросила, мол, что за фигня? Говорят: «Ой, не обращайте внимания, она у нас так бережно относится к искусству». Это шнур у них теперь искусство, что ли?
Начальник отдела не видит меня, и его это очень раздражает. Звонит каждые 15—20 минут. Рисует у себя в голове картины того, как я отдыхаю и поэтому не хочу моментально отвечать на его сообщения в WhatsApp. Начальник управления звонит каждые 30—40 минут.
Думает, что нужно напоминать о работе. А когда они звонят одновременно, кто-то из них думает, что я болтаю с кем-то не по делу. Постоянно придиралась и требовала документы. И каждый раз внимательно изучала список тех, кому можно было ключи от кафедры выдавать, и искала там мою фамилию.
При этом она прекрасно знала, что вообще-то этот список я составляю. Садик, между прочим, частный, немалые деньги за него платим. А мне вахтерша недовольно так говорит: «Что так поздно? Крикнула на меня и сказала, что, дескать, запарили ее, покоя не дают.
Позвонил заведующей и говорю: «С каких пор ваши вахтеры устанавливают график приема детей?