В рамках феодализма, общество было организовано в виде иерархической структуры, где власть и земля принадлежали феодалам, а крестьяне и рабочие находились в зависимости от них. Население феода – земледельцы, скотоводы, городские ремесленники отдавали часть своего феодализм и крестьяне дохода на содержание феодала. Все примеры представлены лишь для понимания того, кто такой феодал и что такое феодализм.
Что такое феодализм?
Гизо, в конце 19 в. Бруннером, а в середине 20 в. Гансхофом; остаётся наиболее популярной в странах Западной Европы и Северной Америки; 2 характеристика отношений между господствующим классом и зависимым населением в основном крестьянами , связанная с понятиями сеньории, вотчины , серважем и крепостным правом , личной, поземельной и судебно-административной зависимостью держателей земли от её принадлежащих к элите собственников, земельной рентой держателей в пользу господ, внеэкономическим принуждением и т. Данная трактовка феодализма, считающаяся марксистской и господствовавшая в советской историографии, восходит к ленинско-сталинской интерпретации учения К. Маркса сам Маркс не сводил феодализм к этому набору признаков. Она была господствовавшей в советской исторической науке, в постсоветское время стала менее популярна среди историков, в отличие от философов, экономистов и юристов.
В большинстве европейских стран понятие феодализма обычно не применяется к межклассовым отношениям средневекового общества. Принято говорить о сеньориальном или вотчинном строе при этом надо иметь в виду, что сеньориальные отношения существовали и в странах, не знавших вассально-ленных отношений ; 3 характеристика феодализма как целостной системы, охватывающей отношения как внутри правящей элиты, так и внутри сеньории, в расширительном смысле — также мир средневековых корпораций, элитарной идеологии и массовых культурных представлений. Такое понимание феодализма предложил в 1939—1940 гг. По ряду позиций подобный взгляд на феодализм близок ко взглядам К. Маркса и некоторых его последователей, например Р.
Хилтону, М. Баргу и Ю. Характеристика понятия «феодализм» в современной науке Различия в трактовке понятия «феодализм» сильно затрудняет характеристику его использования в современной науке. В США его избегают, в том числе отчасти из-за марксистской окраски понятия. По той же причине оно всё менее популярно в России, как и в странах Центральной Европы, где оно воспринимается как часть наследия советской эпохи.
В Западной Европе оно востребовано, хотя и меньше, чем раньше, но нюансы в его употреблении при этом значительны. В других западных странах обычно используется один, а именно второй термин, хотя о феодализме пишут в основном те историки, которые в той или иной мере испытали влияние марксизма. В Великобритании термин «феодализм» широко употребляется для описания мира вассально-ленных отношений.
Тезис, что 18 век был временем совершенного Французской революцией «свержения гнета феодального», неоднократно повторялся историками, например, Н. Данилевским , основоположником теории культурно-исторических типов. Однако в контексте жестко-монистического, догматизированного марксистско-ленинского учения, периодизационный сдвиг приобретал новое значение. Вдобавок, поскольку при этом сохранилось отождествление эпохи феодализма со Средними веками, понадобилось переименование: период 17—18 вв. По-своему не лишенное логики изменение номенклатуры создало новые сложности. В рамках весьма протяженной во времени и, тем не менее как будто бы сохранявшей свою идентичность единой формации, практически ставились на одну доску качественно разнородные социальные процессы и явления — начиная с классообразования у выходящих из стадии варварства германских или славянских племен и кончая становлением и кризисом абсолютной монархии, которую марксисты рассматривали как государственно-политическую надстройку, обязанную своим возникновением достигнутому к тому времени некоему равновесию сил между дворянством и буржуазией.
Сверх того, в результате такой «пролонгации» Средневековья еще больше затруднялось взаимопонимание между историками старой и новой, марксистско-ленинской, школы. Наконец, новая периодизация вступала в противоречие с устоявшейся традицией — казалось непривычным записывать Монтескье или Вольтера в разряд средневековых авторов. После войны советским историкам все же позволили немного опустить верхнюю границу Средних веков. Марксистско-ленинское мышление требовало, чтобы рубеж между феодальной и капиталистической формациями непременно обозначался политическим переворотом, революцией, и оттого концом Средних веков надолго была объявлена Английская буржуазная революция середины 17 в. Потом неоднократно будет ставиться вопрос о том, что поскольку в передовых странах Западной Европы 17 в. Конкретно-исторические и концептуальные недоработки, обостряемые свойственным советской системе догматическим подходом к предмету, не помешали тому, что отечественная историография 20 в. Трудами Б. Грекова, Е. Косминского, А.
Неусыхина, А. Люблинской, Л. Черепнина, М. Барга, Ю. Бессмертного, А. Гуревича, многих других исследователей продвинулось вперед выяснение отдельных явлений и событий истории средневекового мира, прогрессировало теоретическое осмысление проблематики феодализма. Когда советская идеологическая цензура ушла в прошлое, отечественные историки вернулись к традиционному пониманию Средневековья. Привести употребление терминов в соответствие с общепринятой в мире практикой было не так уж трудно. Гораздо больше сложностей по-прежнему вызывала и вызывает содержательная сторона проблемы.
Понадобился пересмотр ряда подходов к ней, уточнение хронологических и территориальных пределов феодальной общественной системы как стали выражаться многие историки, демонстративно отказавшись от слишком тесно связанного с марксистско-ленинскими догмами понятия социально-экономическая формация. Продолжились споры о месте внеэкономического принуждения. Оно в той или иной мере присутствует на всех стадиях развития общества, но, как считает ряд исследователей, есть основания полагать, что при феодализме этот фактор оказывался особенно весомым. Действительно, в условиях полного преобладания мелкокрестьянского хозяйства феодал не выступал в роли организатора производства. В лучшем случае он лишь обеспечивал его бесперебойное функционирование тем, что защищал от внешних врагов и от местных нарушителей правопорядка.
Ленин и его последователи, активно используя феодальную тематику в пропагандистских целях, придали формационной модели полную определенность и законченность. На возникавшие при этом накладки они мало обращали внимания. В результате крепостничество, интуитивно или осознанно понимаемое на российский манер, было включено в общепринятую в СССР дефиницию феодализма. Не только непрофессионалы, но и часть специалистов считали знакомые со школьных лет по произведениям Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина крепостнические порядки эталоном феодального общества, не зная либо игнорируя тот факт, что при феодализме основная масса сельского люда в странах Западной Европы оставалась лично свободной. Идеологическая обстановка в России способствовала внедрению в советскую историческую науку вульгаризированных либо просто неверных положений — например, провозглашенного в 1933 И. Сталиным в речи на Первом всесоюзном съезде колхозников-ударников и ставшего на годы непререкаемым тезиса о «революции рабов» и «революции крепостных», якобы — соответственно — открывавшей и замыкавшей период феодализма. Понимание феодализма как социально-экономической формации, непременно завершающейся революционной ломкой старого порядка, заставило советских ученых существенно раздвинуть хронологические границы объекта. В масштабах всей Европы в качестве верхнего формационного рубежа ими была избрана Великая французская революция. Идея была вовсе не нова. Тезис, что 18 век был временем совершенного Французской революцией «свержения гнета феодального», неоднократно повторялся историками, например, Н. Данилевским , основоположником теории культурно-исторических типов. Однако в контексте жестко-монистического, догматизированного марксистско-ленинского учения, периодизационный сдвиг приобретал новое значение. Вдобавок, поскольку при этом сохранилось отождествление эпохи феодализма со Средними веками, понадобилось переименование: период 17—18 вв. По-своему не лишенное логики изменение номенклатуры создало новые сложности. В рамках весьма протяженной во времени и, тем не менее как будто бы сохранявшей свою идентичность единой формации, практически ставились на одну доску качественно разнородные социальные процессы и явления — начиная с классообразования у выходящих из стадии варварства германских или славянских племен и кончая становлением и кризисом абсолютной монархии, которую марксисты рассматривали как государственно-политическую надстройку, обязанную своим возникновением достигнутому к тому времени некоему равновесию сил между дворянством и буржуазией. Сверх того, в результате такой «пролонгации» Средневековья еще больше затруднялось взаимопонимание между историками старой и новой, марксистско-ленинской, школы. Наконец, новая периодизация вступала в противоречие с устоявшейся традицией — казалось непривычным записывать Монтескье или Вольтера в разряд средневековых авторов. После войны советским историкам все же позволили немного опустить верхнюю границу Средних веков. Марксистско-ленинское мышление требовало, чтобы рубеж между феодальной и капиталистической формациями непременно обозначался политическим переворотом, революцией, и оттого концом Средних веков надолго была объявлена Английская буржуазная революция середины 17 в. Потом неоднократно будет ставиться вопрос о том, что поскольку в передовых странах Западной Европы 17 в. Конкретно-исторические и концептуальные недоработки, обостряемые свойственным советской системе догматическим подходом к предмету, не помешали тому, что отечественная историография 20 в. Трудами Б. Грекова, Е. Косминского, А. Неусыхина, А. Люблинской, Л. Черепнина, М.
Объясните, кому принадлежала деревня, если рыцарь получал ее в феод от барона, а тот в свою очередь от своего сеньора — графа, граф — от герцога, а герцог — от короля? Зачем церковь взяла на себя заботы о введении «Божиего мира»? Что общего в требованиях церкви о «Божием мире» и в ее призывах к сеньорам отправиться освобождать Гроб Господень? Из «Песни о Роланде» XII в о рыцарском иоединке между Карлом Великим и арабским эмиром День миновал, вечерний час подходит, Но меч враги не вкладывают в ножны Отважны те, кто рати свел для боя Их ратный клич звучит, как прежде, грозно «Пресьоз! Карл «Монжуа! Сошлись они на середине поля Тот и другой пускают в дело копья, Врагу удар наносят в щит узорный, Его пронзают под навершьем толстым, Распарывают на кольчугах полы, Полопались у них подпруги седел. С коней бойцы свалились наземь боком, Но на ноги вскочили тотчас ловко, Свои мечи булатные исторгли, Одна лишь смерть конец ему положит. Но даже он не устрашит эмира Враги мечи стальные обнажили, Бьют по щитам друг друга что есть силы. Навершья, кожа, обруча двойные — Теперь бойцы одной броней прикрыты. Клинки из шлемов высекают искры. Не прекратится этот поединок, Пока эмир иль Карл не повинится. Эмир воскликнул: «Карл, совету внемли: В вине покайся и проси прощенья. Мой сын тобой убит — то мне известно. Ты беззаконно вторгся в эту землю, Но коль меня признаешь сюзереном, Ее получишь в ленное владенье» Ленное владение, или лен,— то же, что феод. Но другом буду я тебе до смерти, Коль ты согласен воспринять крещенье И перейти в святую нашу веру». Эмир ответил: «Речь твоя нелепа», И вновь мечи о брони зазвенели. Бьет Карла он по голове мечом. Шлем разрубил на короле клинок, Проходит через волосы его. Наносит рану шириной в ладонь, Срывает кожу, оголяет кость. Шатнулся Карл, чуть не свалился с ног, Но не дал одолеть его Господь. К нему послал он Гавриила вновь, И ангел молвил: «Что с тобой, король? Забыл о смерти он, забыл о страхе. К нему вернулись разом мощь и память. Мечом французским он врага ударил, Пробил шишак, украшенный богато, Лоб раздробил, разбрызгал мозг араба, До бороды рассек эмира сталью. Упал язычник, и его не стало. Клич: «Монжуа! Коня сдержал он лишь перед дворцом, Там под оливой спешился густой, По лестнице из мрамора идет, Ступает так, что поножи долой Слетают с добрых кордовских сапог. В смятение и страх поверг он двор. Король поднялся, указав на трон: «Гильом, извольте сесть рядом со мной». Король ему в ответ: «Я внять готов». Тебе в угоду не был я льстецом, Наследства не лишал сирот и вдов, Зато не раз служил тебе мечом, Верх для тебя взял в битве не одной, Сразил немало юных храбрецов, И этот грех на мне теперь по гроб: Кто б ни были они, их создал Бог. С меня он взыщет за своих сынов». Весна пройдет, ударит летний зной, А уж тогда один мой пэр Пэр «равный» — в Англии и средневековой Франции почетное название представителя высшей знати.
История. 6 класс
"Что такое феодализм?", 1944; перевод на английский как феодализм). Что такое феодализм Феодализм представляет собой общественный строй, который пришёл на смену рабства. Статья детально рассказывает о том, что такое феодализм, содержится авторский видеоруок в тему. Смотреть что такое «феодал» в других словарях: Феодал — Феодал землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).
Что такое феодализм? Суть кратко. Признаки.
Феодал — Википедия. Что такое Феодал | Такое понимание феодализма предложил в 1939–1940 гг. в книге «Феодальное общество» М. Блок. |
Кто такие феодалы? | это понятие, которое возникло в период Средневековья и отражает социально-экономическую систему, характерную для этого исторического периода. |
«Кто такой феодал?» — Яндекс Кью | ФЕОДАЛ -а; м. [лат. feodalis] 1. Ист. Представитель господствующего класса при феодализме; владелец феода. Крупный ф. Феодал-крепостник. Феодалы-землевладельцы. 2. Разг. О деспотичном человеке. |
Что такое феодал в истории определение и примеры | Что такое феодал? Феодал — это властитель или помещик, обладающий феодальными владениями и политической властью в феодальной системе. |
Кто такие феодалы? | Понятие феодализма в мировой истории Феодализмом принято называть общественный строй, при котором страна разделена на небольшие землевладения, во главе каждого из них выступает феодал (наместник), отчитывающийся вышестоящему монарху. |
То, о чём не принято спорить: что такое феодализм?
Дело доходило до произвола: когда феодал, к примеру, необоснованно поднимал налоги и вообще мог творить свою волю в своем феоде. Все это утверждалось в феодальном праве. Нетрудно догадаться, что основную часть населения феода составлял работный люд, которому вообще могла не нравится политика феодала. И тогда были бунты. В итоге, буржуазия, осознав свои экономические интересы, организовалась и свергла феодальный строй. Произошло это в ходе буржуазных революций в Европе, начиная с XVI столетия. Характерные признаки феодализма Для западно европейского феодализма были характерны следуюущие признаки. Феодальная иерархия, который определялся феодальным правом.
В центре находился дом хозяина, церковь, конюшни. Крестьянское жильё представляло собой хижины с наличием небольшого огорода. С разрешения хозяина, крестьяне пользовались его лугами и озёрами. Каждая крестьянская семья работала на одном наделе и полностью обеспечивала феодала продуктами. Нужные феодалу изделия производили ремесленники, которые жили в деревне. Каждая такая деревня была обеспечена всем необходимым, и потребности в торговле не было. Феодалы покупали только соль и оружие. Поэтому в таких поместьях процветало натуральное хозяйство. Отличительной чертой феодализма является наличие трёх основных сословий: 1. Священники и монахи.
Автор ы Арутюнян А. Источник Вестник Санкт-Петербургского университета. История Creative Commons.
Вассалы или рыцари, свободные люди, много раз выходцы из дворянских семей, клялись феодалам в верности, послушании и защите. Когда король потребовал это, они также составляли армию. Взамен им были предоставлены вотчины и процент от военных трофеев.. Крестьяне, занимающие самое низкое место в феодальной иерархии, обрабатывали землю в обмен на часть произведенного продовольствия и обеспеченность рыцарей.. Они пожертвовали своей свободой в обмен на защиту и безопасность, что означало принадлежность к этим общинам. Эта политическая система была основана на взаимных отношениях между различными степенями. Подобно тому, как рыцари становились лордами своей вотчины, феодалы, в свою очередь, были вассалами других, более важными, будучи старшим королем.. Тем не менее, феодальные контракты были заключены исключительно между феодалами и вассалами, являясь нарушением этих самых серьезных преступлений. Вражда или контракт были заключены через обряд драматической верности, называемой данью, которая проводилась в замке Господа перед реликвиями и книгами, принадлежащими ему.. Некоторые интересные факты Феодалы имели право на все, что принадлежало их территории, в том числе вассалы, которые должны были отдать им девственность в брачную ночь. Это известно как "право пернада". Каждый феодал имел право устанавливать свою собственную валюту и систему правосудия.. Во время войны рыцари сражались в течение примерно 40 дней, которые при необходимости могли быть увеличены до 90, поскольку пребывание на поле битвы заставляло их покидать земли, которые они должны были защищать.. Когда вассал умер, его дети находились под опекой феодала. В разных масштабах иерархической системы были подкатегории с разной степенью власти..
2. Феодалы
Феодалы существовали в Европе с 9 по 19 век. В разных странах эпоха феодализма длилась по-разному. Самым главным и крупным феодалом в государстве был король или царь. Он считался фактическим владельцем всех земель.
Насчёт гильдий и цехов, сильно насчёт своих перспектив не обольщайся; если не случился какой-то эксцесс, связанный с войной или чумой и приведший к нехватке мастеров а клиентов это бедствие почему-то не затронуло , то все места заняты и поделены. Так что пришлого чужака, скорее всего, ждёт участь вечного подмастерья. Практически единственный вариант для чужака выбиться из подмастерьев в мастера — если у мастера не оказалось ни сыновей, ни подходящих племянников, и ты женился с его благословления на его дочке с целью унаследовать семейный бизнес. Что дальше — зависит от того, кто у власти в городе. Город может быть независимым совсем: тогда это город-государство или город-республика. В этом случае ты можешь надеяться на то, чтобы выбиться в городские богачи: они гораздо менее огорожены сословными правилами, нежели феодалы. Город может быть полунезависимым, тогда он принадлежит некоему феодалу надеемся, не тому, от которого ты сбежал и платит ему налоги, но в целом самоуправляется, и может даже, подобно вольному городу, иметь суд присяжных, вместо феодала исполняющего обязанности судьи. Феодалом ты не станешь феоды раздают за службу, как служебные квартиры современным депутатам, в свободной продаже их нет , но «менеджером среднего звена» — вполне. Наконец, город может быть и просто зависимым — тогда твоим амбициям ничего не светит. Если в город приходит война, ты запишешься в ополчение. Ремесленному люду некогда учиться воинским искусствам, поэтому оружие он использует простое и массовое: копье или пику, и арбалет. Или аркебузу, если в твоем мире такое позволено. Впрочем, если позволено, поступи лучше в гильдию пушкарей. Это самая халявная военная профессия: ты останешься бюргером-ремесленником, даже не ополченцем, и сможешь нагонять суеверный ужас на жителей высоких замков, командуя расчетом огромной бомбарды. Главное в этом деле — быть подальше, когда не если, а когда она взорвётся. Разумеется, водились в городах и криминальные элементы. Это были лихие времена, каждый зарабатывал как мог. Одни только бордели плодили толпы детей, которых ждало не самое счастливое детство. Соответственно, для охраны правопорядка или хотя бы для видимости, лишь бы на улице мечами не махали рослых мужичков принимали и в стражу. Соцпакет в виде казармы и похлебки прилагается. Также ряды стражи нередко пополняет безземельное дворянство — мы же военное сословие или где? Если ты рыцарь[ править ] В Средневековье рыцарь в провинции неизбежен, как шериф на Диком Западе. На нём вся следственная и военная работа — кто-то же должен отбиваться от викингов и прочих венгров с половцами. А вот теперь всё становится интересно. Тебя посвятили в рыцари, у тебя есть конь, доспехи, меч, копьё и туманная перспектива получить небольшой феод. Как его получить? Надо отличиться на войне. Если сейчас будет большой поход против кого-то Страшного и Нечестивого — осторожнее. Хорошо, если это всего лишь иноверцы: тогда тебе представится шанс записаться в какой-нибудь новообразованный духовно-рыцарский орден с перспективой выбиться в великие магистры, а это уже уровень почти что государей. Если не убьют. Если это Неведомая Чёртова Хрень — попробуй всё равно записаться в орден, вдруг тебе там отсыплют святых и благостных сил? Если их там нет, а есть только целибат и гнусные морды — хреново быть тобой. Если же никого Страшного и Нечестивого на горизонте нет, тебе предстоит нормальная нецивилизованная жизнь: участвовать в вооруженных разборках феодалов на коне и с копьём. В смысле, с отрядом. Ты ведь уже завел себе такой? А почему? Содержать их не на что? Ладно, попробуй пока без отряда, а там видно будет. Помни: ты пока не настоящий феодал, потому, что у тебя нет феода. Тебе его дадут за доблестную службу, если найдется свободный клочок земли например, если получится завоевать соседа. Тогда ты станешь нижним звеном феодальной лестницы, будешь использовать урожай от своих крестьян всех трех с половиной и деревенского идиота , чтобы кормить себя, солдат своего копья и своего оруженосца. Если их не хватит — раздай трем крестьянам копья, идиоту дубину, и запиши их в кнехты, а половину крестьянина оставь присматривать за деревней. Не забудь вернуть их на место до уборочной, потому что половина крестьянина с уборочной не справится и есть риск не дожить до зимы. Можешь построить себе замок , но особенно не шикуй: если ты поручишь своим трем с половиной крестьянам возвести тебе Каркассон, они тебе понастроят, да уж, особенно идиот. Заведи башню на холме, если этого недостаточно — мотт и бейли холм и огороженный двор , живи и радуйся. Замок в условиях средневековья совершенно незаменим. При появлении врага на горизонте население феода прячут внутри всё имущество и отсиживаются, пока осаждающий страдает от лёгкого голода. А какой-нибудь граф может выстроить целую крепость с запасом провианта, фуража и оружия и в случае набега врага отправить на перехват конный отряд профессиональных вассалов. Если феода не дают, ты можешь стать странствующим рыцарем и странствовать в поисках проблем на свой бронированный афедрон. Если это фэнтези околосказочное, поздравляю: ты настоящий приключенец , а около тебя наверняка ошиваются твои друзья клирик, маг и вор. Если нет — то приключения у тебя будут скорее злоключениями. Ах да, можно грабить караваны. Если ты аристократ[ править ] Но, допустим, аффтар наградил тебя реально конкретным титулом. Крестьян у тебя не три с половиной, а три с половиной тысячи, а то и намного больше. Ещё твои далёкие предки понаотрезали от ваших земель феодов вассалам, те — своим, поэтому, если их всех сверху донизу созвать, получится нехилое войско: минимум пятьсот рыцарей с их копьями, и бонусом-довеском полторы тысячи крестьян и пятьсот деревенских идиотов с дубинами пятьсот половин крестьян остались присматривать за деревнями. С таким уже можно надеяться победить в каком-нибудь сражении. Если ты живешь в сказочном фэнтези — веди их против зла, если нет — против какого-нибудь другого представителя знати, который тебя обидел. Или который обидел твоего сюзерена, потому что как бы ты ни был крут, есть кое-кто покруче, кому ты всем этим обязан по жизни ты же не король. Если же никто никого не обидел, можешь наслаждаться мирной жизнью. Можешь подняться в покои своего замка, почитать там что-нибудь ты ведь умеешь читать? Потом спуститься в большой зал, попировать там, посмотреть и послушать бородатые гэги своего шута, которого давно пора гнать, потому что все его гэги ты уже знаешь. Всё это тебе настолько быстро надоест до горькой редьки, что ты уже сам захочешь кого-нибудь обидеть, для разнообразия. Если так, то попробуй поинтриговать.
Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали: Мужики что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, необогретым!.. Чтоб крестьяне не жирели, Чтоб лишения терпели,- Надобно из года в год Всех держать их в чёрном теле… Бертран де Борн, 1195 В Викисловаре есть статья « феодал » Это незавершённая статья по истории.
Каждый феодал был наделен властью и даже чеканил собственные монеты. При этом, несмотря на все особенности феодализма, крестьян нельзя назвать рабами, так как у них были наделы небольшого участка, которыми они могли пользоваться. Кроме того, крестьяне могли быть привязаны не только к землевладельцам, но и к феодам. Однако, если владелец феоды сменялся, крестьянин должен был переходить вместе с ним. Какие права имели конные воины, получившие феодальный статус за службу? Для конных воинов, как и для других, обработка землевладений, либо занятие ремесленной промышленностью, считалось настоящим позором. Войны — вот чем так любили заниматься рыцари того времени, при этом такое занятие считалось предельно престижным. Еще с наступлением раннего возраста юные воины готовились к сражениям, регулярно тренировались. За службу конные воины получали феод, которым могли распоряжаться следующим образом. Так как за каждым кусочком земли был закреплен крестьянин, то и плоды с этой земли конный воин имел полное право получить, так как владел ею. Также, как и обязать крестьянина выполнять какие-либо другие поручения. Так как феодалы проживали в замках, сами они не могли заниматься поддержанием порядка.
Кто такие феодалы доклад
Все вассалы были на военной службе у сеньоров и должны были по первому зову выступать с оружием в руках против его врагов. Иерархия Иерархия феодализма была достаточно сложна. Чтобы в ней разобраться, сначала рассмотрим упрощенную модель отношений из 3 звеньев: на низшей ступени стоял крестьянин, простолюдин, который был во власти хозяина - феодала, над которым стоял монарх. Но феодал - это не просто человек, входящий в определенную прослойку общества, это часть сложной системы.
Феодальная лестница состоит из нижестоящих рыцарей - вассалов, которые были на службе у вышестоящих сеньоров. Каждый сеньор, в свою очередь, был также чьим-то вассалом. Главой государства был король.
Схематическая цепь иерархии может быть представлена в таком виде от низшего к высшему : крестьянин - рыцарь вассал 1 - сеньор 1 вассал 2 - сеньор 2 вассал 3 - сеньор 3 вассал 4 -... Основной особенностью иерархии являлся тот факт, что крупный феодал не имел власти над всеми нижестоящими вассалами.
Фактически были прикреплены к земле и являлись собственностью феодала, который распоряжался ими на своё усмотрение. Молящиеся В данное сословие могли попасть люди из любого другого сословия. Назначение сословия состояло в объяснении учения Христа другим людям. Церковные земли были обширными, содержались за счёт церковной десятины, которую взимали с работающего класса. Это сословие ещё называли главным или первым. Виды феодального землевладения В основе феодализма лежит право землевладения.
Виды феодального землевладения: Наименование Характеристика Прекарий Земля, проданная монастырю за небольшую стоимость. Однако правом на неё обладал землевладелец, а монастырь был наследником. Земля передавалась во временное пользование с возможностью забрать её в любой момент. Бенефиций Пожалованная земля вассалу для её защиты и административного управления. Большие области передавались под протекторатом бенефициям, но она могла быть отнята при невыполнении условий. Феод Земля жаловалась сеньором вассалу за верную службу и находилась в пожизненном пользовании с правом наследства. Аллод Землевладелец не нёс за землю феодальную повинность. Сезина Земля, очищенная от леса.
Если за год она не коммендировалась, то становилась аллодом.
В Западной Европе оно востребовано, хотя и меньше, чем раньше, но нюансы в его употреблении при этом значительны. В других западных странах обычно используется один, а именно второй термин, хотя о феодализме пишут в основном те историки, которые в той или иной мере испытали влияние марксизма. В Великобритании термин «феодализм» широко употребляется для описания мира вассально-ленных отношений. Некоторые исследователи британская медиевистка С.
Рейнольдс и др. Те западные историки, которые пользуются понятием «феодализм», в большинстве своём считают, что оно применимо к обществам некоторых стран Западной и Центральной Европы с 9 по 15 вв. Распространено мнение, что феодализм как общественный строй никогда не существовал или не играл важной роли в Скандинавии, Ирландии, горных местностях Швейцарии и что во многих регионах Уэльс, Шотландия, Страна басков, Сардиния и Корсика на Западе, земли на восток от Германии и Италии имели место лишь проявления отдельных элементов феодализма, привнесённых туда извне. Феодализм за пределами Западной Европы Применительно к Византии исследователи сталкиваются с почти полным отсутствием вассально-ленных отношений и господством государственного начала в общественной жизни исключая эпоху Палеологов , когда государство ослабело и при этом испытало на себе сильное западное влияние. Все византийцы, независимо от статуса, считались людьми императора, частные владения не образовывали княжеств, практически отсутствовали замки и зависимость одних частных лиц от других.
Патлажан считала, что в истории Византии существовала тенденция усиления личных отношений между частными лицами в ущерб отношениям частных лиц и государства и соответственно признавала т. В советской историографии стремление доказать наличие феодализма в Византии привело к созданию теории «государственного феодализма» А. Каждан , согласно которой все знатные подданные василевса являлись его вассалами, державшими от него пронию — землю или должность, приносившую устойчивый доход. Противники этой теории, прежде всего Г. Литаврин , доказывали, что частная собственность на землю, при всей своей специфике, была в Византии реальностью, существенно ограничивавшей власть императора и мешавшей развиваться «государственному феодализму».
Применительно к истории России о феодализме изначально говорили как о системе вассально-ленных отношений Н. Павлов-Сильванский , хотя ещё в дореволюционную эпоху под влиянием марксизма стало складываться и представление о феодализме в социально-экономическом смысле. В 1930-е гг. Греков и С. Юшков , стали доказывать, что уже Древнерусское государство Киевская Русь было феодальным государством с феодальным землевладением и феодальной эксплуатацией крестьян, мало чем отличавшимся от государств Западной Европы.
Основная и дополнительная литература по теме урока Всеобщая история. История Средних веков. Агибалова, Г. Донской; под ред. Атлас Средневековья. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. История Средних веков: Кн. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия раздел «История Средних веков». Теоретический материал для самостоятельного изучения К XI в.
В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати. Имущественное неравенство вело к разрыву племенных связей. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Тем неоткуда было ждать помощи в случае нападений арабов, венгров, норманнов. Переходя под защиту могущественного соседа и теряя землю и свободу, они становились зависимыми крестьянами.
То, о чём не принято спорить: что такое феодализм?
человек владеющий феодом, другими словами землевладелец. Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, поэтому и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. это термин, обозначающий политическую, экономическую и социальную систему, сложившуюся в европейских странах в средние века. Как называются все работы крестьян в хозяйстве феодала. Что такое феодализм феодальная лестница. это термин, обозначающий политическую, экономическую и социальную систему, сложившуюся в европейских странах в средние века. человек владеющий феодом, другими словами землевладелец.
Феодализм: что это такое и как он изменил мир
Признаки феодализма Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя. Феодализм был организован в виде иерархической структуры, которая была построена на личных связях между феодалами и крестьянами. в средневековой Западной Европе земельный собственник (владелец феода).
Что такое феодальная лестница?
Феодализм был организован в виде иерархической структуры, которая была построена на личных связях между феодалами и крестьянами. Как называются все работы крестьян в хозяйстве феодала. Что такое феодализм феодальная лестница. Суммирую: в многочисленных областях европейской хозяйственной жизни мы видим феодала участвующим в построении капитализма, так что уже на основе этого опыта правомерно, пожалуй.
Что такое феодал в истории определение и примеры
Целыми днями феодал бродил по замку, беспрестанно бормоча проклятия и прикладываясь к рюмке. Вместе с тем, если Чичерин, отвергая тезис о публичном характере власти феодала в период «свободы» крестьян, подводил читателя к выводу, что в условиях «свободы» помещики не нужны в качестве организаторов народной жизни, то Аксаков своей теорией публичных функций помещика поднимал авторитет феодального сеньора, изображал его необходимым должностным лицом, а ренту и судебные пошлины — вознаграждением за исполнение общественной службы.
Феодал — это не рабовладелец. Рабы принадлежали хозяину, не имели собственной воли и имущества.
Крестьяне, которые принадлежали феодалу, владели имуществом, собственным хозяйством, которым распоряжались самостоятельно — могли продать, подарить, обменять. За свой кусок земли они платили хозяину оброк, а он обеспечивал им безопасность. Итак, феодал это представитель господствующего класса в феодальном обществе.
Он мог объявить войну соседу, заключить с ним перемирие, организовывал военные походы с целью захвата пленных, при которых мог получить выкуп, грабил чужих крестьян, других землевладельцев, церкви.
Или который обидел твоего сюзерена, потому что как бы ты ни был крут, есть кое-кто покруче, кому ты всем этим обязан по жизни ты же не король. Если же никто никого не обидел, можешь наслаждаться мирной жизнью.
Можешь подняться в покои своего замка, почитать там что-нибудь ты ведь умеешь читать? Потом спуститься в большой зал, попировать там, посмотреть и послушать бородатые гэги своего шута, которого давно пора гнать, потому что все его гэги ты уже знаешь. Всё это тебе настолько быстро надоест до горькой редьки, что ты уже сам захочешь кого-нибудь обидеть, для разнообразия.
Если так, то попробуй поинтриговать. Если получится, тебе достанется какой-нибудь ценный бонус. Если не получится — обидишь кого-нибудь, и начнется разнообразие.
В обоих случаях ты в выигрыше. Впрочем, особенно приятно, если ты младший сын. Тогда ты первую часть жизни проведешь в замке со всеми его удобствами, а годам к четырнадцати-пятнадцати, когда тебе все это уже надоест, свалишь из него за приключениями в ходе которых к тебе будут относиться с куда большим респектом, чем к непонятно кому с непонятно какого холма.
Возможен даже вариант, когда ты, будучи формально ещё оруженосцем ещё не став рыцарем , сам будешь иметь в подчинении рыцарей, подобно настоящему рыцарю-баннере. Если ты средний сын, скорее всего, по традиции тебя постригут в монахи. С соответствующими вышеупомянутыми карьерными перспективами.
Скорее всего, твой папаша постарается выбить тебе сан священника, а если он окажется достаточно влиятелен и не в ссоре с князьями церкви у которых вообще-то свои интересы , то при желании [5] может обеспечить и более сильную протекцию впрочем, ограниченную тем, что князья церкви заинтересованы в том, чтобы покровительствовать своим людям, а не людям твоего папаши. К тому же твой батюшка может скоропостижно скончаться, оставив наследникам только стены замка и кучу долгов, — но вовремя подаренные церкви земли и дядюшка-епископ позволят перекантоваться до первой войны. Например, именно так началась церковная карьера будущего кардинала Ришельё — семье срочно был нужен кто-то, чтобы заместить единственный источник дохода, Люсонское епископство.
Если ты бастард , а у твоего папаши и без тебя хватает сыновей, то весьма вероятен вариант, когда тебя также постригут в монахи что, впрочем, не так уж обязательно — зависит от твоего папаши и влияния на него законной жены. Наконец, если ты непригоден к воинской службе по состоянию здоровья, то духовная карьера для тебя вообще единственный вариант. Феод тебе дали за службу, а не просто для красоты.
В качестве варианта — можешь оказаться не просто аристократом, а городским патрицием в городе-государстве, представляющем осколок империи. В этом случае у тебя скорее всего не замок, а особняк, который, впрочем, вероятнее всего на всякий случай укреплён. Как на случай бунтов, так и на случай, если кому-нибудь захочется штурмовать город [6].
Более того, особняк в городе может иметь вполне настоящую укреплённую башню в качестве личной цитадели [7]. Помимо особняка в городе, у тебя имеется и загородная вилла, в который ты проводишь каникулы, и которая не просто укреплена, а построена с претензией на замок, и в случае чего может отбить штурм какой-нибудь не слишком крупной банды. Город-государство, скорее всего, является аристократической республикой , но может и управляться каким-нибудь герцогом или князем, который может являться как полновластным правителем, так и чисто номинальным.
В городе-государстве также может иметься и собственный Сенат, косплеящий времена былой Империи. Надо же влиятельным людям где-то собираться для решения вопросов. Если ты монарх[ править ] Допустим, ты выиграл в лотерею у судьбы и родился сыном монарха джек-пот, если старшим.
У тебя есть собственный домен, на котором может проживать как три с половиной крестьянина и деревенский идиот, так и три с половиной тысячи. Причем не факт, что второй вариант лучше, ибо аристократы во фразе «первый среди равных» начинают обращать внимание на слово «равных», а не слово «первый», в города стекаются беглые крепостные, а на требования выдать бургомистр или вовсе бургграф, равный графу, если город очень крупный , ухмыляясь, машет из-за городских стен бумажкой с привилегиями, подписанной вашим пра-пра-прадедом после трехнедельного запоя, а князья церкви вообще заявляют, что они служат Богу, а вы так, сбоку припёка. Если ты еще и католик, то добавляется папа римский, который должен тебя короновать, но легко может этого не сделать.
Думаешь, на этом проблемы кончились? Ага, щас. У тебя есть женушка, на которой ты, скорее всего, женился по династическим и политическим мотивам и которая в лучшем случае к тебе равнодушна.
В худшем она тебя тихо ненавидит, и ты всерьез опасаешься отравленного вина, ядовитой змеи в спальне или кинжала в спине. Есть сыновья и дочери. Со вторыми попроще, их всего лишь нужно сбагрить замуж более-менее приличным соседям или в монастырь, на крайний случай и можно забыть об их существовании [8].
С сыновьями всё сложнее, старший уже примеряет на себя корону папаши и всерьез задумывается «А не засиделся ли папенька на троне? Кстати, вся оппозиционная партия будет крутиться вокруг принца-наследника — ведь по вступлению на престол ему потребуются свои люди. Ах да, интриги.
Интриговать у вас при дворе будут все. Недовольные и довольные, впрочем, тоже вассалы, семья, церковники, засланцы соседних монархов, а если вам повезло править на исходе феодализма, то еще и прото парламент. И всем от вас что-то надо: вольницы, прав, привилегий, снижения налогов и вообще, уважаемый монарх, не лишний ли вы в вашем собственном государстве?
Впрочем, что мы всё о грустном? Есть у монархов не только заботы. Можно устраивать пирушки, охоту, военные походы, рыцарские турниры и просто всячески наслаждаться своей властью, которой действительно много.
Вообще, в раннем средневековье власть короля скорее символична. И то, что станет потом названиями государственных должностей — это как раз должности королевских слуг, которые помогают ему управляться с хозяйством. Кое-какие названия сохранились ещё с тех пор — мажордом дворецкий , коннетабль конюший и чемберлен постельничий.
Если ты женщина[ править ] Всем известно, что феодальное общество было дико сексистским. Однако уровень этого сексизма был наивысшим в высших сословиях — дворянстве и духовенстве — и куда более приемлемым в низших. Крестьянкам в этом плане вообще «хорошо» в кавычках.
Крестьянка, работающая в земле наравне с мужем — абсолютно нормальное зрелище. Крестьянский труд слишком тяжёл, чтобы пренебрегать лишней парой рук из предубеждений. Горожанкам тоже, в общем-то, ничего.
Целые ремёсла считались женскими или унисексовыми ткачество, прядение, пивоварение, и др. Вот только поруководить гильдией женщине давали очень редко, и только если это была специфическая, чисто женская гильдия — например, шелкопрядильщиц или повитух. В торговых делах горожанкам позволялось меньше — их уделом была в основном уличная торговля вразнос.
Сложнее приходилось женщинам в духовенстве. Единственная роль, которую им было дозволено играть в этом сословии — монахини. Но это была, пожалуй, лучшая для средневековой женщины возможность заниматься умственным трудом и получать знания, потому что в университеты женщин почти не принимали [9].
Занятие переписыванием книг и рисованием миниатюр в них считалось вполне допустимым для монахини, и, занимаясь им, она читала книги и повышала свое образование это же занятие позднее стало доступным и для светских ремесленниц.
Земельный надел, выданный феодалу сеньором, назывался феодом. Крестьяне, которые работали на земле, были обязаны платить феодалу оброк. На вершине феодальной лестницы находился монарх. Феодализм, как тип общественно-экономических отношений, был основан на жесткой иерархии и натуральном хозяйстве. Натуральное хозяйство — это такое хозяйство при котором нет излишков продуктов.
Популярно о феодах, феодальных титулах, наследниках и наследницах (часть 1)
Феодализм - Feudalism | Когда стало понятно, что такое феодал, можно рассмотреть жизнь господствующего класса в период средневековья подробней. |
Феодализм как он есть! | VK | Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, поэтому и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. |
Феодали зм 2017 Что такое феодализм | Феодал – это надзиратель средневековой социально-экономической системы, называемой феодализмом. |
Феодализм – что это и кто такие феодалы
Феодализм – что это и кто такие феодалы | ФЕОДАЛ, -а, м. При феодализме: землевладелец, представитель господствующего класса. |
Феодальная Россия в 2020 | Пикабу | Как называются все работы крестьян в хозяйстве феодала. Что такое феодализм феодальная лестница. |
Феодал: что это значит? | Все примеры представлены лишь для понимания того, кто такой феодал и что такое феодализм. |
Феодализм - Feudalism | Смотреть что такое «феодал» в других словарях: Феодал — Феодал землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода). |
Что такое феодал | Что такое Феодал? |
Что такое феодализм
ФЕОДАЛ, -а, м. При феодализме: землевладелец, представитель господствующего класса. Понятие феодализма в мировой истории Феодализмом принято называть общественный строй, при котором страна разделена на небольшие землевладения, во главе каждого из них выступает феодал (наместник), отчитывающийся вышестоящему монарху. Все примеры представлены лишь для понимания того, кто такой феодал и что такое феодализм. Все примеры представлены лишь для понимания того, кто такой феодал и что такое феодализм. Термин феодал также применялся к незападным обществам, в которых, как считается, преобладали институты и отношения, аналогичные тем, что были в средневековой Европе (см. Примеры феодализма).