Сейчас вы здесь: Главная» Новости и события» Факты» Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду». биография, дата рождения. Академик Нигматулин о необходимости новой науки о климате. Выступление директора Института океанологии а улина в Совете Федерации РФ.
Нигматулин Булат Искандерович
Академик "наехал" на Путина по 8 пунктам. Вряд ли он прав | Академик Нигматулин: Минобрнауки стало требовать у ученых справки о психическом здоровье. |
Роберт Нигматуллин: биография и личная жизнь, жена, карьера и успех, фото | Нигматулин Роберт Искандрович российский учёный-механик,академик,профессор, научный руководитель РАН имени П.П. Ширшова родился 17 июня 1940 года в Москве. |
Нигматулин Нурлан Зайруллаевич ▷ биография, фото, должность | Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович. |
Роберт Искандерович Нигматулин - биография и семья | В 1987 году Р.И. Нигматулин был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991 году академиком РАН. |
Феномен Роберта Нигматулина | Роберт Искандерович Нигматулин: биография Академик нигматуллин институт океанологии. Роберт Нигматулин родился 17 июня 1940 года в городе Москва. |
Академик нигматуллин биография
Таким образом, в списке оказались пять академиков-кандидатов, среди которых — Роберт Искандерович Нигматулин, с которым знаком чуть меньше полувека. Главная» Новости» Роберт нигматулин академик. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление на форуме. Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Репортаж о выступлении академика РАН Роберта Нигматулина на Международном экономическом форуме в Орле появился накануне в ряде открытых интернет-ресурсов. Нигматулин Булат Искандерович академик РАН.
Нигматуллин Роберт Искандрович
- Роберт Искандерович Нигматулин биография, Звания и награды, Семья и увлечения
- Нигматулин Роберт Искандрович
- Нигматулин Роберт Искандерович – биография | VIPERSON
- Нигматулин Роберт Искандерович – биография
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
Академик Нигматулин поставил президенту "неуд"! | Роберт Искандерович Нигматулин — советский и российский учёный-механик. Он является научным руководителем Института океанологии имени П. П. Ширшова с 2017 года и академиком РАН (с1991, секция математики, механики, информатики). |
03/07/2023. Академик РАН Роберт Нигматулин критикует власть | Пикабу | академиком Российской академии наук (РАН). |
Роберт Нигматуллин: биография и личная жизнь, жена, карьера и успех, фото | Инженер-механик, математик, академик РАН, академик АН РБ, доктор физико-математических наук, профессор. |
Академику Нигматулину Роберту Искандровичу - 75 лет! | Инженер-механик, математик, академик РАН, академик АН РБ, доктор физико-математических наук, профессор. |
Нигматуллин Ришат Гаязович - Известные ученые | Нигматулин Роберт Искандерович. Степень: доктор физико-математических наук. Звание: академик РАН. Должность: научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова, экс-президент АН Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва. |
Академик ран нигматуллин. Роберт Искандерович Нигматулин: биография. Семья и увлечения
Директор Института океанологии имени Ширшова российской академии наук, член-корреспондент РАН, Алексей Соков уволился со своего поста 27 июля 2023 года по собственному желанию. В соответствии с приказом Минобрнауки временное исполнение обязанностей директора ИО РАН было возложено на ведущего научного сотрудника Лаборатории физико-геологических исследований Владимира Шевченко. Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. На целый том бумаг, которые нам написали, дирекция института написала такой же том ответов, но в министерстве ничего не воспринимают. Проверку устроили, чтобы снять нашего директора.
Карима — студентка, Тагир — учёный. Автор более 200 научных статей и нескольких книг: Нигматулин Р. Основы механики гетерогенных сред. Нигматулин Р.
Динамика многофазных сред. Часть I. Часть II. Механика сплошной среды.
Для подавляющего большинства «нерусских» соотечественников русский язык — один из родных. Он делает нас умнее и мощнее. И это хорошо. Плохо то, что для значительной части населения — это единственный язык. Утрата родного языка — боль многих этносов; ее нужно понять и прочувствовать всем, особенно русским, обсуждая межнациональные проблемы России», - пишет он.
Эти слова большого ученого, на мой взгляд, созвучны с мыслями народного поэта Якутии Семена Данилова: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства. И на этом пути считает принципиально важным учреждение научно-исследовательской и информационно-аналитической платформы системной реализации государственной национальной политики, ее высокопрофессиональное государственное управление и рациональную актуализацию социогуманитарного «русского вопроса» в приоритетных направлениях внутренней политики государства. Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу.
Для справки: Роберт Искандерович Нигматулин - выдающийся учёный, создавший целую научную школу. Академик Российской академии наук, член многих научных сообществ, президент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы. Его жена Венера Абдрахмановна, кандидат технических наук, доцент, преподавала основы научно-технической фотографии, судебной фотографии в МГУ имени М. Ломоносова и Тюменском государственном университете.
Двое детей - Карима и Тагир. Карима - студентка, Тагир - учёный. Венера У её отца была редкая профессия. Он принадлежал к племени кинематографистов. Нет, он не был актёром или режиссёром. Даже оператором, хотя это уже теплее. Абдрахман Абдрашитович Галлямов вначале окончил курсы киномехаников и показывал по деревням кино, тогда ещё немое, заодно просвещая односельчан насчёт "самого массового из искусств". Затем продолжил образование в Воронеже и стал техником по монтажу оборудования и эксплуатации звукового кино. Вернулся в Татарию, женился на Амине Сайфулловне - красивой молоденькой учительнице, только что закончившей пединститут, и стал жить и работать в Бугульме и районе, где заведовал всей системой кинофикации. Абдрахман Абдрашитович оставил молодую жену с крошечной дочкой и отправился на фронт.
Среди документов у его дочери до сих пор хранится истончившийся листок "Фронтовой правды" за 1944 год: "В подразделении капитана Лободенко много бойцов нерусской национальности. Все они проявляют живой интерес к текущим событиям в жизни страны. На политзанятиях выяснилось, что все бойцы нерусской национальности хорошо усвоили сталинские документы. В этом прежде всего заслуга их групповода старшего сержанта Галлямова. Всё непонятное групповод переводит на родной язык". А его жена Амина в это время преподавала в школе татарский язык и литературу и билась, как рыба об лёд, чтобы прокормить себя и маленькую Венеру. Неизвестно, удалось бы ей выжить, если бы не родители. Километров шестьдесят преодолевали они на санях, чтобы подбросить ей из деревни Альметьево хоть какое-нибудь пропитание. Да ещё помогала по хозяйству глухонемая сестра Хатима. Амине Сайфулловне выпало горчайшее испытание - получить на мужа похоронку.
Потом оказалось, что он лежал контуженный в госпитале несколько месяцев, кто-то что-то напутал. Такое случалось. В августе 45-го из воинской части, где служил Галлямов, секретарю Бугульминского райкома партии пришло письмо, подписанное капитаном Васильевым. Послание корректное, но по сути строгое: "Настоящим письмом хочу обратить Ваше внимание в деле помощи находящейся у вас в городе и работающей преподавателем литературы в татарской средней школе гр-ке Галлямовой Амине, имеющей на своём иждивении дочь Венеру и сестру-инвалида. Как жена военнослужащего, находящегося в военной части, она не имеет возможности добиться дров, обойдя ряд учреждений, как Военкомат и другие. Товарищ Галлямов выполняет работу офицера, он член партбюро части. Его семья заслуживает чуткого отношения к ней. Прошу Вас принять по данному вопросу быстрейшее участие и о результате сообщить по адресу…" Письмо возымело действие и строгий капитан Васильев дождался ответа. Мама с дочкой дождались своего фронтовика. Началась мирная жизнь.
Родился сын, но прожил лишь две недели: сгорел от воспаления лёгких антибиотиков тогда не было. А затем пошли одни девочки - Роза, Земфира коклюш убил её трёх месяцев от роду , Римма, опять Земфира. Большая и дружная семья, в которой кормильцем был отец, а душой - мать. Она ввела неукоснительное правило в домашний быт - чтение вслух татарских классиков. В доме говорили по-татарски, хотя Венера пошла в русскую школу, что было перспективнее в плане поступления в институт. Об этом думали задолго. С учителями девочке фантастически повезло. Когда после школы она будет поступать в Ленинградский институт киноинженеров единственный такой вуз в стране: не случайно конкурс там был как минимум 25 человек на место , вступительные экзамены дадутся ей куда легче, чем многим ленинградцам, по несколько лет занимавшимся с репетиторами. Но самым главным человеком в жизни Венеры оставалась мама. Как она справлялась и с тетрадками своими бесконечными, и с хозяйством?
У нас были утки, куры, корова, которую родители потом продали, чтобы купить мне пианино. Оно сохранилось, в нашей квартире в Уфе стоит. Трудно жили. Даже за хлебом с самого рассвета выстраивались огромные очереди. Правда, папа ей помогал. Вставал в четыре часа утра, чтобы принести к завтраку хлеб. Все брали тогда по пять-шесть буханок. Не хлебом единым жив человек. Билеты на киносеансы тоже брали с боем. Благодаря Абдрахману Абдрашитовичу в городе появились новые кинотеатры.
Он был личностью чрезвычайно популярной. Венера обожала ходить с ним по улице. Все здоровались с подчеркнутым уважением, чуть ли не раскланивались. Женщины невольно засматривались на импозантного мужчину. Но Венера была спокойна: она знала, как отец любит маму с той самой минуты, когда её, юную студентку, увидел впервые. Я на неё буквально молилась. И всегда восхищалась: какая же она у нас красивая! Жаль, я не такая… Она переживала, что я вся в учебе: что ж это такое? Всё учит да учит! Хоть бы личное счастье мимо не прошло.
Для женщины это самое главное. Когда я уже училась в Ленинграде, мама отдала мне свой габардиновый отрез и каракулевую шкурку, чтобы я сшила себе зимний наряд. Ботиночки купила. Хотела, чтоб я выглядела как городская. Ведь у нас в Бугульме какие наряды были? Валенки да пуховый платок. Венера была счастливой девочкой и девушкой. Выросшая в прекрасной семье, дочь известного в городе человека, способная ученица, золотая медалистка, потом - студентка престижного вуза. И вдруг этот уютный мир рухнул. Судьба не испытывала её по мелочам, но в одночасье нанесла сокрушительный удар.
В институте ей сообщили, что надо срочно лететь домой: тяжело больна мать. Когда прилетела, узнала правду. Мама вместе со школьниками и пионервожатой отправились на экскурсию в соседний город Лениногорск на Ромашкинское месторождение нефти. Дети резвились на лугу, а учительницы шли по обочине. Они, наверное, так и не поняли, что с ними произошло. Не увидели тот сумасшедший грузовик, который нёсся, не разбирая дороги. Пьяный водитель, оказывается, уже сбил велосипедиста и продолжал собирать страшную жатву. Амина Сайфулловна умерла сразу, молоденькая вожатая жила ещё с четверть часа… Они осиротели - мужчина и девочки, младшей из которой исполнилось всего три года. Со временем отец женился, но от потери так никогда и не оправился. Раны от контузии дали о себе знать, ослабел и в 1977 году ушёл из жизни, не противясь своему уходу.
Совсем недавно прочитала, как генерал Ланской после смерти Натальи Николаевны все 14 лет, что суждены ему были без неё, с тихой радостью говорил, отходя ко сну: "Одним днём ещё ближе к моей дорогой Наташе". История, которая многократно повторяется. Ведь только в сказках бывает: "Они жили долго и умерли в один день". В институте Венере помогли хоть в какой-то мере справиться с горем, не оставляли одну, водили в кино. Она справилась. Ушла с головой в учёбу - самое радикальное лекарство, и училась только на "отлично". Практику проходила в Москве в Институте судебной экспертизы. У неё была редчайшая по тем временам специальность - научно-техническая фотография. В дальнейшем она будет преподавать этот предмет биологам, геологам, журналистам, криминалистам. Молодому специалисту поручили ответственное дело - организацию лаборатории.
Она проводила уникальные для того времени фотографические исследования в аэродинамических трубах. Попала в среду, поразившую её воображение. Люди науки - и притом развитые в гуманитарном плане, много читающие, спортивные и остроумные. Мама порадовалась бы за свою дочь: один из лучших представителей этого славного племени молодых учёных тогда девушки мечтали не о банкирах, а именно об учёных стал её мужем. Любя науку, Венера поступает в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута и защищает кандидатскую диссертацию. Порадовалась бы мама и за остальных своих дочерей. Все с отличием закончили высшие учебные заведения, у всех удачно сложилась семейная жизнь. Роза награждена знаком "Почётный железнодорожник" и работает в Управлении Московской железной дороги. Римма биолог, живёт в Уфе, а младшая Земфира, закончив мехмат Московского университета, защищала кандидатскую диссертацию под руководством Роберта Нигматулина. Сейчас со своей семьёй живёт в Англии.
Роберт В день рождения Роберта его дед Гениатулла Терегулов защитил докторскую диссертацию. В общем-то символично. Он брал коляску с внуком и, делая бессчётное количество кругов по маленькому московскому дворику, репетировал доклад. Однажды к нему подбежали дворовые мальчишки и задали возмущённый вопрос: "Дяденька! Зачем вы ему всё рассказываете? Он же всё равно ничего не понимает". А это как раз не факт. Возникает мистическое ощущение, что понимал, что более благодарного слушателя дедушке трудно было сыскать. Строго говоря, Гениатулла Нигматуллович приходился будущему академику не дедом, а дядей. Но уж такой статус закрепился за ним в их роду.
Когда умер отец Гениатуллы - в прошлом солдат царской армии Нигматулла Терегулов, семнадцатилетний юноша фактически заменил его семерым младшим братьям и сёстрам, в том числе и Искандеру будущему отцу Роберта. К самостоятельности приучился рано. Ещё в 1901 году Нигматулла собирался отправить десятилетнего Гениатуллу учиться в Уфу. Однако в тот момент, когда уже запрягли лошадей, пришёл сосед и пожаловался на своего сына, таким же образом откомандированного несколько лет назад в ту же Уфу. Парень не оправдал надежд: женился на русской, да ещё перешёл в православную веру. Бывший солдат, выслушав этот рассказ, начал молча распрягать коней. Расставание мальчика с родной деревней Каргалы отложилось на целый год. Много лет спустя Роберт Искандерович прокомментирует этот достопамятный эпизод: "Получив образование, дед стал нерелигиозным. Мои родители, давшие мне европейское имя, и я тоже нерелигиозные люди.
Не согласованный на выборы академик Нигматулин: «Не шутите с Академией!»
Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным (Лилия Гадель) / Проза.ру | Роберт Искандерович Нигматулин родился в Москве 17 июня 1940 г. в профессорской семье. |
Российских ученых заставили получать справки о психическом здоровье - | Новости | Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией президента РАН Александра Сергеева. |
Нигматулин Искандер Нигматуллович | Академик Нигматулин о необходимости новой науки о климате. Выступление директора Института океанологии а улина в Совете Федерации РФ. |
Нигматуллин академик
Академик Нигматуллин считает, что президент Путин слишком мягок к министрам и губернаторам. Булат Искандерович Нигматулин (род. 16 мая 1944 года, Москва) — советский и российский учёный, государственный деятель. академиком Российской академии наук (РАН). Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Ширшова, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзного пересмотра системы образования. Биография и достижения Ерлана Нигматулина. Ерлан Нигматулин родился в городе Караганда Казахской ССР 31.08.62 года.
Нигматулин Роберт Искандерович
Роберт Нигматулин. Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера. Роберт Искандерович Нигматулин родился в Москве 17 июня 1940 г. в профессорской семье.
Биография Талгата Нигматулина
Автор идеи управляемого термоядерного синтеза в кавитационных микропузырьках пара - так называемого пузырькового термоядерного синтеза термояда. В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью. В 1988 г. В 1995-1999 гг. В 1999 г. В 1999-2003 гг.
В Думе входил в депутатскую группу "Регионы России". Являлся членом комитета по энергетике, транспорту и связи, затем комитета по экологии. Лауреат премии Ленинского комсомола 1973; за цикл научных работ по механике сплошных сред , Государственной премии СССР 1983; за цикл научных работ по волновой динамике газожидкостных сред , а также премий правительства РФ в области науки и техники 2012 и 2019 гг. Почетный доктор Казанского университета 2008 и Международного университета инновационных технологий 2015; г. Бишкек, Киргизия. Автор более 200 научных публикаций в т.
Среди них "Основы механики гетерогенных сред" 1978 , "Динамика многофазных сред" в двух частях 1987 , "Как обустроить экономику и власть России: анализ инженера и математика" 2007 , "Механика сплошной среды: Кинематика.
Нельзя увольнять. Никого не надо увольнять. И Габдрафикова нужно восстановить. Это несправедливо.
Два академика за него пишут — и хоть бы хны», — сказал Нигматулин. Причиной увольнения ученого была его позиция по переписи населения в Башкирии, сказал Роберт Нигматулин. По словам академика, даже если власти республики не согласны с исследователем, это не должно стать причиной расправы. Я вообще к этим татаро-башкирским пересмотрам отрицательно отношусь. Если меня запишут башкиром — пожалуйста.
Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем. Закончил два вуза — МВТУ им. Баумана энергомашиностроительный факультет , по специальности «инженер-механик по турбостроению» и МГУ им. Ломоносова механико-математический факультет по специальности «математика». С 1963 г.
По совместительству с 1972 г. В 1967 г. В 1986 г. По совместительству в 1986 г. По совместительству 1995 — 2004 — президент Академии наук Республики Башкортостан.
Сделал несколько интересных комментариев. Только после этого, то есть после встречи с нами кандидатами, было решение о допуске пяти кандидатов в том числе и меня и недопуске двух кандидатов к выборам", - вспомнил академик. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин. Это еще одно свидетельство того, что они работают формально и в отрыве от науки.
Академик Нигматулин о министре промышленности: это все равно что меня назначить руководить театром
Ответ очевиден: да. Поэтому цифры бессмысленны без логических выкладок. Это что за страна такая? Опять же, зачем сравнивать с соседями, особенно живущими в совершенно других условиях? Плюс вредительские реформы от чиновничества. При социализме была диктатура пролетариата, кончили ее, получили диктатуру необразованного бестолкового чиновничества Какие конкретно? Недофинансирование образования плюс вредительские реформы - разрушена средняя школа. Мы пошли по пути США и Европы, где нормальное образование получают только несколько процентов, остальные - облегченное.
Так запад - это хорошо или плохо? Надо у них учиться или наоборот не делать так, как у них? Опять же, какие вредительские реформы? Про ЕГЭ уже достаточно много материалов выпущено, основной посыл: да, это не идеально, но даёт свои плоды. Куда больше возможностей поступить в любой ВУЗ у выпускников появляется. Квалифицированных кадров будет не хватать. Квалифицированных кадров не хватает всегда, везде, в любой момент времени.
Стипендия аспиранта 8000 рублей.
В систему управления необходимо привлекать молодежный докторский корпус. Это можно сделать за счет активизации работы отделений РАН и научных советов. Эти советы следует наделить правами и обязанностями. В частности, эти научные советы должны участвовать в отборе кандидатов при выборах новых членов Академии, служить своеобразным фильтром.
Когда у нас будет налажена такая система управления, можно будет поставить перед президентом РФ вопрос, что ФАНО выполнило свою задачу и потому нужно восстановить нормальную «одноголовую» или «одноключевую» систему управления. Речь идет о восстановлении нормальной «одноголовой» системы. Сейчас проходит реорганизация, реструктуризация институтов. Через пару лет можно будет ставить вопрос о восстановлении российской системы управления фундаментальной наукой. С одной стороны, это сообщество ученых, а с другой — самоуправляемое «министерство» фундаментальной науки.
Это наша традиция, которую после оптимизации системы управления можно восстановить. Роберт Нигматулин Научный руководитель Института океанологии имени П. Ширшова ФАНО нужно сказать спасибо, они сделали много позитивного. Хотя многое, конечно, вызывало и отрицательную реакцию ученых. У нас с ФАНО часто разные взгляды, мы разные люди.
Они — бухгалтеры и администраторы, чиновники, мы — ученые. Естественно, у нас были противоречия. Но противоречия есть и между академиками. Сигналы о реформировании в Академию наук подавались давно, предлагалось создать наблюдательный совет. Мы, академики, рассматривали это как вмешательство в наши внутренние дела.
А опыт МГУ показывает, что можно и гармонизировать вмешательства. Мне кажется важным привлечь к деятельности Академии попечительский совет, в который вошли бы руководители государства, ведомств, бизнес-структур. Это нормально. В регионах нужно сделать региональные попечительские советы. Это сближение и поиск точки понимания между властью и научным сообществом.
А сами попечительские советы могли бы способствовать обеспечению целевого финансирования некоторых программ РАН. Так что нельзя ничего ломать, Академия наук — очень хрупкая организация, решения тут всегда принимаются по договоренности, по согласованию. Как я уже сказал, после завершения реструктуризации можно будет говорить о том, чтобы вернуть Академии руководство институтами в качестве учредителя. Воевать с ФАНО не надо, это структура правительства, с ней надо сотрудничать. Академия наук — не боец, она должна отстаивать истину, решать научные проблемы, участвовать в решении государственных задач в сфере социально-экономического развития.
Это образование, здравоохранение, энергетика. Возьмем, к примеру, энергетику. Сейчас обсуждают вопросы новых тенденций развития атомной энергетики, возобновляемой энергетики. Только опираясь на науку, можно дать ориентиры развития разных видов выработки промышленной энергии. Есть точка зрения, что к 40-м годам возобновляемая энергетика победит.
Готовиться нужно уже сейчас.
Обращения 0 Советский и российский учёный-механик. Ширшова с 2017 года, академик РАН 1991, секция математики, механики, информатики , экс-президент АН Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы третьего созыва. Родился 17 июня 1940 г.
Смену религии нельзя осуждать, если это результат глубоких и мучительных раздумий…" Между прочим, подобная дилемма уже имела место в далёком прошлом. Их предки-татары, обитавшие в городе Темникове ныне - территория Мордовии , верой и правдой служили русскому государству ещё во времена Ивана III. За что им было пожаловано дворянское звание причём оставались мусульманами и сохранили свой язык. Однако Петру I такое пришлось не по нраву. Царь поставил жёсткое условие: или принимаете православие, или лишаетесь дворянства и поместий. Предки Карамзиных, Аксаковых, Кутузовых выбрали первое их потомки стали гордостью России.
Акчурины, Тенишевы, Еникеевы, Терегуловы и другие отказались менять веру и превратились в крестьянское сословие. Позднее мудрая Екатерина II вернула дворянское достоинство но не имущество! Более 200 лет назад Терегуловы отправились в Башкирию, где купили землю. Вот такая история вместе с географией. Гениатулла Терегулов закончил медресе, стал учителем, потом директором Каргалинской школы, но в тридцать один год сделал крутой вираж - поступил на медицинский факультет Московского университета. Многие ли способны отнюдь уже не в юном возрасте столь резко поменять жизнь? Тем более что у студента была семья - жена и двое детей. Но всё, за что брался, он доводил до совершенства. Впоследствии стал профессором, основал в 1931 году Башкирский медицинский институт ныне университет. В первую очередь благодаря этому удивительному человеку их род стал знаменитым ещё до того, как внук Роберт Нигматулин прославил его на весь мир.
Проживший 96 лет, он основал целую медицинскую династию. Среди его близких и дальних родственников есть, кажется, все: кардиолог, рентгенолог, терапевт, психиатр, физиолог, биохимик и т. Доценты, профессора, академик. Достойные наследники. И ещё одна светлая личность - дед Роберта Искандеровича по матери. Учитель-просветитель Лутфулла Абдулгазизов, написавший первый учебник русского языка для башкирских и татарских школ. Несколько лет он был директором одной из крупнейших тогда в Башкирии Серменевской школы. И оставил такой глубокий след, что до сих пор его портрет встречает всех входящих в эту школу. Потом Лутфулла директорствовал в Троицке. Когда в 1913-м, в возрасте 48 лет, он скончался от туберкулеза, его хоронил весь город, местные купцы а умные купцы всегда благоговели перед учёностью собрали довольно значительную сумму и положили в банк, с тем чтобы семья Абдулгазизова жила на проценты.
Но какие там деньги, какие проценты? И всё закружилось в её вихре… В судьбе Роберта Нигматулина, в самом даже факте появления на свет особую роль сыграло одно сказочно красивое место "Самое дорогое для меня - тёплая гора Янган-Тау". Там произошло знакомство родителей Роберта - Искандера Нигматулина взявшего за основу своей фамилии имя настоящего отца - того самого крестьянина-солдата Нигматуллы и медсестры Галии Газизовой. Её пригласил поработать в местном санатории Гениатулла Терегулов, начавший изучение природных источников Янган-Тау с точки зрения их лечебных свойств. Там в 1939 году Искандер и Галия поженились. Там провели не одно лето трое их сыновей - Роберт, Булат и Раис. Между прочим, Роберт продолжит дело деда: вместе с башкирскими геологами он займётся исследованием физической природы знаменитых источников. О родителях. Мама, Галия Газизова, несмотря на возраст, полна интереса к жизни. Вырастить таких сыновей - огромное счастье.
Все они стали профессорами, докторами наук. Булат создал институт, стал одним из лидеров российской атомной энергетики. Раис - сотрудник Российской Академии наук. Отец, Искандер Нигматуллин умер в 1980 году, когда его сыновья были уже взрослыми, а старший сын Роберт был уже профессором МГУ имени Ломоносова. Впоследствии друживший с ним писатель Муса Гали любил вспоминать фразу, как-то сказанную ему Искандером Нигматулловичем: "Наши далёкие предки входили в Москву с помощью сабли, а мы сейчас входим с помощью науки - и это хорошо". В 1943-м его, капитана Советской Армии , отозвали с фронта в связи с разработкой новых видов оружия. В 50-х стал доктором наук, профессором, преподавателем в Alma Mater. Известный специалист в области атомной энергетики. И при всём при этом был скромнейшим человеком. Уже профессорствовал четыре года, а семья всё жила в коммуналке на Знаменке, где и родился Роберт.
Так что район московского Арбата - родной ему. Отец находил время заниматься детьми. Постоянно задавал им простенькие упражнения на устный счёт, потом наступила пора более сложных арифметических задач... Был наслышан от отца, какой это высочайшего уровня вуз. Блестяще закончил энергомашиностроительный факультет этого училища ныне технический университет и механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Учился в обоих учебных заведениях одновременно. В 1991 году его изберут в Российскую Академию наук, и он станет одним из самых молодых академиков страны. Сплошные рекорды. На бумаге всё легко и стремительно. В жизни - это труд, труд и ещё раз труд.
И, конечно же, проблемы, сложности. Всё то, с чем справиться было бы куда труднее, не будь надёжной гавани - cемьи. Вместе Перебирая фотографии, Венера Абдрахмановна вздыхает: давно пора их рассортировать, привести семейную фототеку в порядок, да всё времени не хватает. Снимки в основном любительские. Вот её первый с мужем совместный вояж на море. Вот они в походе: в молодости увлекались путешествиями по башкирским рекам на байдарках. Вот в окружении участников какого-то международного симпозиума. Когда есть возможность, всегда ездят вместе. И она с усердием студентки-отличницы посещает его доклады и лекции в нескольких ведущих университетах мира. Сегодня их постоянное место жительства - Уфа.
С 1995 года Нигматулин - президент Академии наук Башкортостана. Несколько лет им пришлось провести в США, где учёный читал лекции, руководил исследованиями по приложениям механики многофазных систем в ядерной энергетике. Один из его коллег, профессор Калифорнийского университета Сэнджой Бэнерджи дал такой отзыв: "Я бы отнёс профессора Нигматулина к числу четырёх-пяти лучших учёных в мире. Он обладает большей математической мощью, чем кто-либо… В механике многофазных сред он царствует безраздельно! Распрощавшись с налаженным московским бытом, семья отправилась с ним. Существует понятие - настоящая жена писателя или художника. О жёнах учёных почти не говорят. Хотя их самоотдача ничуть не меньше. Имея пятнадцатилетний опыт научно-педагогической работы в НИКФИ и МГУ, Венера Абдрахмановна продолжает работать доцентом в Тюменском университете, создаёт и возглавляет прекрасно оснащённый Центр учебной и научной фотографии и кинематографии. Учёный - фигура для широкой публики достаточно загадочная.
В суть того, чем он занимается, могут проникнуть лишь единицы. Быть может, в качестве компенсации в массовой культуре сформировался образ рассеянного, не от мира сего, чудака в мешковатом костюме. Нигматулин одним своим обликом опровергает это клише. Подтянутый, светский, элегантный. Блестяще владеющий английским, он органичен в любом, самом рафинированном обществе. Человек мира. Что никак не мешает оставаться преданным родной земле. Увы, тема патриотизма у нас опошлена. Опять же из разряда клише "люблю родину! Споры ярых западников и упёртых почвенников заходят в тупик.
Потому что спорят о внешних формах. Не взыскуют глубины. Обсуждения проблем этносов тоже нередко грешат поверхностностью и радикализмом. Учёный-математик подходит к этой чреватой конфликтами теме с позиции государственника не забывайте: он ведь депутат Государственной Думы : - Примерно 70 процентов татар живут вне Татарстана. Примерно треть башкир живут вне Башкортостана. Поддержка преподавания башкирского, татарского и других языков повысит доверие народов нашей страны друг к другу, улучшит общую атмосферу. Эта задача должна стать общенациональной. С другой стороны, нужно осознавать, что целенаправленное вытеснение духа русского народа, являющегося стержневым этносом страны, приведёт к разрушительным для всех последствиям. Нам следует, не теряя национальной индивидуальности, ощущать себя единым многоязычным и многоэтничным народом России. Нигматулин сам владеет и татарским, и башкирским, ощущает себя и татарином, и башкиром.
И русским. И открыто об этом говорит. Его многие так и воспринимают. Он избирался делегатом Курултая башкир, Конгресса татар, Собора русских и Ассамблеи народов Башкортостана. Везде выступал и везде был в центре внимания. Академик Нигматуллин рассматривает тему и с позиции рядового гражданина, отца семейства: - Вспоминаю, когда многих захлестнула эйфория борьбы за свободу, один мой знакомый татарин сказал: надо заставить русских в Татарстане учить татарский язык. Чтобы вся жизнь там шла на татарском языке. Я тогда ему предложил сначала обучить родному языку своих жену и детей, а потом уж ратовать за обучение русских. Надо, оставив в стороне политические декларации, начинать с собственной семьи, если хочешь сохранить родной язык... Всё это не декларация.
Навигация по записям
- Академик Нигматулин и идиоты
- Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду»
- Нигматулин Булат Искандерович
- Научная деятельность
Похожие материалы
- Талгат Нигматулин - биография, новости, личная жизнь
- Нигматуллин академик
- Избранные публикации
- Сотрудники Института. Алфавитный указатель
- Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович
Нигматуллин академик
В соответствии с приказом Минобрнауки временное исполнение обязанностей директора ИО РАН было возложено на ведущего научного сотрудника Лаборатории физико-геологических исследований Владимира Шевченко. Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. На целый том бумаг, которые нам написали, дирекция института написала такой же том ответов, но в министерстве ничего не воспринимают. Проверку устроили, чтобы снять нашего директора. Они его не сняли, но довели до такого состояния, что он уже заболел фактически, работать не мог и уволился.
Что теперь со мной — не пойму: От ненависти пришел я к лойальности. Тянет и тянет меня к нему, К его кавказской национальности. Так же как Лев Толстой в романе «Воскресение» показал гнусность тогдашнего российского суда, так же фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» показал беззащитность простого человека от мерзости нынешней коррумпированной местной «демократически избранной» власти. Не видя во власти воли преодолеть нынешние мерзости, многие обращаются к аскетическому образу Сталина с его железной волей, хотя мало, кто хочет возврата тех жестоких времен. Характерна поэтическая «Молитва сталиниста» еще одного замечательного русского поэта Валерия Алексеева, участника Великой Отечественной войны, с 1948 по 1954 годы проведшего в ГУЛАГЕ: И я тебя, отца родного Прошу тебя, как старый ветеран, Устрой стране головомойку И разберись, кто друг, кто враг. До какой же степени надо было довести поэтов Виктора Бокова и Валерия Алексеева, чтобы в 2000-е годы они написали такие стихи? Они не только знали, что Сталин ответственен за разрушительную коллективизацию села, за репрессии, за провалы в начале Великой Отечественной войны и летом 1942 года, но и сами пострадали от преступных репрессий. Они многие годы ненавидели Сталина за это. Также к нему относился и я вслед за своим отцом, его родными и товарищами.
Но опыт последних 25-ти лет заставил многих понять больше, чем понимают одномерные толкователи истории, которые из-за объяснимого чувства ненависти к Сталину утверждают, что победил народ вопреки Сталину. В отличие от одномерных толкователей многие поняли, что, несмотря на катастрофические и преступные провалы, стоившие нашему народу миллионы жизней, в решающий момент Сталин, проявил беспощадную силу и мощный интеллект. Он сумел убрать негодных, к которым уже привык, и собрать вокруг себя самых талантливых руководителей и полководцев, многие из которых были в тюрьмах и лагерях. Он безжалостно сплотил весь народ как на фронтах, так и в тылу. Не только мужчин, но и женщин и детей. Он мудро мобилизовал его исторический и религиозный дух, и все это сумел направить на защиту погибавшей страны. В эти трагические и кровавые годы он сумел стать непоколебимым вождем своего народа. Именно такой способности они не видят у современных руководителей. Концепция — победил народ вопреки Сталину — бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину.
Стая львов во главе с овцой будет побеждена стадом овец во главе со львом арабская пословица, которую повторял Наполеон. Еще один характерный эпизод сталинских времен. От академика Н. Лаверова я узнал историю про дело «геологов-вредителей», сфабрикованное по ложному доносу в 1949 году. Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий?
Обручев написал: «А. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули. Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им.
Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров. Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице.
Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков. Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс.
Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации. Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии». Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли.
Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична. В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать.
Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов. И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства.
Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов. Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России. Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии.
Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу. Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий.
Сравните их интеллект с одноязычным большинством в России и в США? Я их спрашивал: «Когда сборные Финляндии и Швеции играют в хоккей, вы за кого болеете? То есть шведско-язычные граждане Финляндии — патриоты Финляндии, той страны, в которой живут. Но свой язык они сохраняют, и финско-язычное большинство помогает им в этом, признав шведский язык вторым государственным языком. А в Казани и Уфе в татарско-башкирских семьях владеют только русским языком. А когда ведут речь о введения татарского и башкирского языка в школах большинство возмущается. Нужно понимать, что ничего хорошего не получится без серьезных усилий учиться, причем не только своей профессии. Появилась свобода — не хочешь учиться с усилием, не надо, что популярно в США. Я против такой свободы.
Народ надо заставлять учиться и тренировать свой мозг. В СССР, если ребенок плохо учился, его прорабатывали пионеры, комсомольцы, вызывали маму, потом папу. Если не помогает, писали папе в парторганизацию, что он плохо воспитывает свое дитя. Если бы отец Паганини не заставлял своего сына играть на скрипке, не было бы великого Паганини. Мы не должны говорить: «Нам не нужен твой осетинский или еще какой-то язык», и это не значит, что все обязаны его учить, но мы должны помочь его сохранить, раз представляем великую нацию. Это очень важно. Спокойная ассимиляция относительно небольшого этноса преобладающим этносом сопровождается накоплением скрытой пассионарности, которая может стать разрушительной. То, что многие башкиры и татары в городах, не знают свой родной язык, — очень плохой показатель. Кстати для меня башкирский и татарский языки настолько близки там, в основном только фонетические различия , что для меня это единый татарско-башкирский.
В 1990-е годы некоторые возбужденно говорили: «Надо заставить русских учить башкирский язык». Я отвечал: «Вы свою жену и детей сначала обучите, а потом думай о русских». Но что надо делать в Башкортостане, как и Татарстане и других республиках России, так это создавать условия для развития башкирского и соответственно остальных языков России, и ни в коем случае не возмущаться развитием школ с «национальными» языками. Надо стимулировать людей изучать «национальный» язык. Основа межэтнического мира - понимание, что каждый язык - это духовный дар. Языкам небольших народов трудно выживать, но надо все делать для того, чтобы они сохранялись. Вот это и есть государственность всех языков Российской Федерации и важная основа межэтнической гармонии и интеллектуальной силы страны. Они с детства слышали и говорили на титульных языках этих республик — украинском, армянском, узбекском, татарско-башкирском, чеченско-ингушском, бурятском, мордовском, марийском и других языках России и СССР. Я заметил, что они не только обладают более активным умом, но очень часто лучше и грамотнее в русском языке, чем их коллеги, в том числе и русские, учившиеся только на русском языке.
А это особенно заметно у тех, кто язык своих родителей подкрепил занятиями этим языком в школе. Многие в республиках опасаются, что распыление сил школьника на два языка — русский и язык малой родины — приведет к ухудшению грамотности в русском языке и проблемами при поступлении в вуз. Часто, но не всегда, это действительно так к моменту окончания школы. Но к годам 25-ти двуязычные а фактически с двумя родными языками вырываются вперед. Парадоксально, но их русский язык грамотнее и богаче. Они более фундаментальны и шире смотрят на все обстоятельства. Среди них меньше проявлений химерного национализма. Как и в физической культуре, большие усилия в молодости в занятиях спортом приводят к укреплению физической силы и здоровья, так и большие усилия в молодости на учебу всегда вознаграждаются развитием более сильного ума. Мой друг, академик Ривнер Фазылович Ганиев первые 7 классов учился в татарской школе в Башкортостане.
А в 8-й класс перешел в русскую школу. Он сначала мало, что понимал на уроках и вынужден был все задания учить наизусть, а в 10-м классе его сочинения по русской литературе читали одноклассникам как образцовые. Поэтому для поддержки выпускников национальных школ я предлагаю экзамен ЕГЭ по родному языку для поступления в вуз разрешать сдавать по двуязычному регламенту русско-татарскому, русско-башкирскому, русско-чеченскому и т. Если они получат хорошие баллы, то к моменту окончания вузов их русский язык будет богаче и грамотнее, чем у тех, кто изучал и сдавал ЕГЭ только по одному родному языку — русскому. И это сделает нашу страну более сильной. Все, что здесь обсуждалось по родным языкам, ни в коем случае не должно отвлекать от овладения иностранными языками в школьные годы. Многоэтничность личности. Помимо многоязычия личности я хотел бы обсудить не очень распространенное понятие — многоэтничность личности. Объясню на собственном примере.
Я татарин, родившийся в Москве, в детстве дома начавший говорить на татарском и русском языках, получивший образование и ставший профессором в Москве. И для меня русский и татарско-башкирский языки и культуры, все русские, татарские и башкирские национальные переживания являются родными. Я считаю себя и татарином, и русским, и башкиром, и считаю это нормальным. Это не значит, что все в татары и башкиры должны так себя осознавать, но возможность быть носителем духа нескольких этносов - это нормально, тем более что сейчас увеличивается количество Иванов Ахметовичей, Ахметов Петровичей и Владимиров Исааковичей: мама одной национальности, папа - другой. А ведь есть и такие, у которых дедушки и бабушки имеют разные национальности этнические происхождения. Сейчас мы не указываем в паспорте национальность, не в этом дело. Важно кем ты себя ощущаешь. Есть такие люди, которые могут про себя сказать: «Я и русский, и еврей, и украинец». Это нормально.
Эти слова большого ученого, на мой взгляд, созвучны с мыслями народного поэта Якутии Семена Данилова: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства. И на этом пути считает принципиально важным учреждение научно-исследовательской и информационно-аналитической платформы системной реализации государственной национальной политики, ее высокопрофессиональное государственное управление и рациональную актуализацию социогуманитарного «русского вопроса» в приоритетных направлениях внутренней политики государства. Эти тезисы весьма востребованы сегодня и, безусловно, требуют серьезного осмысления. Присоединяюсь ко всем добросердечным пожеланиям своему товарищу. С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Директор Института океанологии им.
Почетный член АН РТ. Крупный ученый в области механики, создатель признанной в мире ведущей научной школы по механике многофазных систем.
Баумана и получил специальность инженера-механика по ядерным космическим установкам. В 1969 году окончил механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности математика. Доктор технических наук, профессор. Профессиональный опыт С 1967 по 1971 гг. С 1971 по 1975 гг.