Закон о домашнем насилии в России в 2024 году отсутствует, хотя соответствующие нормы ответственности можно найти в нормах УК РФ и КоАП РФ. В законопроекте о домашнем насилии, который сейчас дорабатывают в Госдуме, появилось понятие «преследование». Мы выступали и будем выступать за работающий закон, который действительно спасёт и защитит пострадавших от домашнего насилия. Сторонники принятия закона о домашнем насилии раскритиковали вариант законопроекта, который был опубликован Советом Федерации 29 ноября.
«Закон о домашнем насилии не нужен — все есть в Уголовном кодексе». Как это работает сейчас?
Сторонники принятия закона о домашнем насилии раскритиковали вариант законопроекта, который был опубликован Советом Федерации 29 ноября. Я на самом деле не очень понимаю, люди именно за этот закон или против насилия? Сейчас жертв домашнего насилия в России точечно не защищает ни один закон. Зампред комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина призвала принять законопроект о домашнем насилии. Вокруг нового Закона о домашнем насилии, который в России еще только собираются принять, уже схлестнулись либералы и патриоты, феминисты и домостроевцы.
Новый проект закона о домашнем насилии. Какие подводные камни он хранит?
Позиция разработчиков законопроекта обуславливается тем, что закон необходим ввиду распространённости внутрисемейного насилия. 27 января Госдума приняла в третьем чтении законопроект О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за побои), широко известный как "закон о домашнем насилии" или "закон о шлепках". Наталья Родикова: Одно из самых популярных возражений противников Закона о семейно-бытовом насилии базируется на том, что в России уже есть Уголовный кодекс, который при необходимости может быть дополнен статьями о наказании домашних агрессоров. Я на самом деле не очень понимаю, люди именно за этот закон или против насилия? Проблему домашнего насилия не решит ни один закон, пока не изменится общественное мнение на этот счет, сказала адвокат, руководитель проекта Федерального союза адвокатов РФ «Женское право» Татьяна Сустина. Сейчас законопроект называется «Об основах системы профилактики домашнего насилия в РФ».
Законодателями предложен комплекс мер по защите прав лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию
«360» рассказывает, как будет работать закон и что он может изменить для жертв домашнего насилия. Более сорока вариантов законопроекта о профилактике домашнего насилия были представлены в Государственную Думу Российской Федерации, но закон так и не принят. Уровень домашнего насилия в РФ вырос в пределах погрешности. Госпожа Меркачева сообщила “Ъ”, что СПЧ подготовил аналитическую справку в Совет федерации и несколько законодательных предложений по борьбе с домашним насилием.
Закон о домашнем насилии
Почему необходим закон о домашнем насилии и чем отличается домашнее насилие от обычного? Зампред комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина призвала принять законопроект о домашнем насилии. 2. Закон "О домашнем насилии" предполагает криминализацию одного из оснований. Законопроект о домашнем насилии продолжают навязывать обществу лоббисты. Основным аргументом против принятия закона о домашнем насилии является наличие многочисленных недоработок в законопроекте. Законопроект, подготовленный Верховным судом России, исправляет ситуацию.
«Это приведет к геноциду семьи»: как в Госдуме обсуждали законопроект о домашнем насилии
Позиция разработчиков законопроекта обуславливается тем, что закон необходим ввиду распространённости внутрисемейного насилия. Первая версия закона о профилактике домашнего насилия не только запрещала преследование пострадавшей, но и в подробностях описывала, что это такое. Законопроект о профилактике домашнего насилия теперь предполагает возможность защиты и для родственников жертв агрессоров. Отношение к домашнему насилию 23% женщин России считают, что избиения их мужей вполне оправданы. Первая версия закона о профилактике домашнего насилия не только запрещала преследование пострадавшей, но и в подробностях описывала, что это такое.
«У вас отберут ребенка и отдадут геям»: какие мифы не дают принять закон о домашнем насилии
Проект подразумевает внесение изменений в ряд других законов. Необходимо избежать юридических коллизий. Нормы закона должны быть досконально проработаны, чтобы исключить широкую трактовку и не допустить необоснованного вмешательства в семью», — заключила депутат. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, текст которого был опубликован на сайте Совета Федерации в ноябре 2019 года, вызвал негативную реакцию в российском обществе. Что такое семейно-бытовое насилие? По мнению лидера Ассоциации родительских комитетов и сообществ России АРКС Ольги Летковой, выступающей против принятия закона, насилием, согласно определению, признается практически все, в том числе угрозы.
Иными словами, если вы дали подзатыльник мужу, выпороли слегка ребёнка ремнём, уголовная ответственность вам не грозит. За это по статье 6. И почему это плохой закон? Во время прений в Госдуме спикер Вячеслав Володин заявил, что законопроект поможет «укреплению института семьи» в России. Депутат «Единой России» Андрей Исаев, поддержавший законопроект, заявил, что «если мать-одиночка даст сыну затрещину, она становится уголовницей, а постороннего дядю накажут административно».
Такая ситуация кажется ему неправильной, потому что получается, что человека дополнительно наказывают за обстоятельства, напрямую не связанные с противоправными действиями. На фоне таких высказываний в социальных сетях и медиа сформировалось отрицательное отношение к законопроекту. Многие считают, что он приведёт к росту домашнего насилия, поскольку более мягкое наказание «развяжет руки» домашним тиранам и насильникам. В первую очередь пострадают женщины и дети. Кроме того, подобным законом Госдума якобы посылает «неправильный сигнал» обществу: закон может быть примитивно понят как буквальное разрешение бить родственников. Такой точки зрения придерживаются как правозащитники и либеральные журналисты, так и часть консерваторов. В комментариях ТАСС адвокат и специалист по гражданскому и международному праву Мария Ярмуш говорит так: Большинство мужчин у нас — так уже менталитет сложился — всё равно считают: «я — хозяин», и кулаком по столу, а потом кулаком в глаз. Поддерживая новый законопроект, общество даёт таким агрессорам добро: «Пожалуйста, бейте своих жен, ничего не будет». Руководитель проекта «Насилию.
Депутат Сергей Шаргунов, который голосовал против законопроекта, в фейсбуке объяснил это так : Статьей 21 Конституции насилие запрещено. А теперь получается, бытовое насилие становится как бы и вполне нормальным явлением. По сути подан сигнал: бей, ничего такого… Возможно, я что-то не понимаю в отличие от думского большинства, со мной можно спорить, но по совести голосовать за такой закон не смог. А почему тогда депутаты и многие юристы поддерживают закон? У сторонников закона на самом деле есть разумные аргументы, и они никак не связаны с «укреплением института семьи». На самом деле, считают они, перемены — только к лучшему для будущих потерпевших. Основных причин две: во-первых, 116 статья УК в случае семейного насилия до сих пор работала плохо, а можно сказать — почти совсем не работала, во-вторых, новый механизм, «двухэтапная система ответственности», как её называют эксперты, будет эффективно препятствовать семейному насилию. Так, например, считает депутат Ольга Баталина. Таким образом, наказание следует за преступлением в ничтожном проценте случаев.
С точки зрения юриста это означает, что закон неэффективен. А что такое вообще побои? За что теперь дадут «административку»?
При этом в делах частного обвинения результат в значительной степени зависит именно от активности потерпевшего. К тому же по ним фактически отсутствует стадия предварительного расследования, а бремя сбора доказательств тоже лежит на потерпевшей стороне. Верховный суд указывает, что побои и причинение легкого вреда здоровью — это наиболее распространенные виды «домашнего насилия».
Другой вопрос, насколько эффективно они реализуются на практике. С 2017 года шлепки и затрещины перешли в разряд административных правонарушений, что вызвало бурную реакцию общественности. Но так называемая «декриминализацией побоев» вовсе не означает, что домашние тираны останутся безнаказанными. Уголовный кодекс РФ предусматривает довольно серьёзную ответственность за причинение даже лёгкого вреда здоровью. Кроме этого в УК РФ была введена статья 116. Административная ответственность может наступить, например за толчки или укусы. А нанесение ударов, от которых остаются синяки — это уже уголовно наказуемое причинение вреда здоровью с более серьёзными санкциями. В результате таких изменений сложилась ситуация, что за пощёчину стало гораздо легче привлечь обидчика к ответственности, чем за более серьёзные телесные страдания. В случае с пощёчиной достаточно вызвать полицию, которая составит протокол и передаст материалы в суд. А в случае нанесения ударов, повлекших причинение лёгкого вреда здоровью, жертве придётся ещё это доказывать самостоятельно в суде. Сами потерпевшие вынуждены идти в суд и доказывать факт насилия. Фактически закон защищает агрессора, а не жертву. Многие такие дела разваливаются, потому что женщина забирает заявление, часто — под давлением партнёра. Сотрудники МВД, как правило, разделяют предрассудки о том, что «бьёт — значит любит», а судьи ставят целью примирить стороны, а не предотвратить дальнейшее насилие», считает директор центра « Насилию. О том, как развестись с домашним тираном, читайте в статье: Развод из-за домашнего насилия с гражданином Молдавии Административная ответственность за домашнее насилие В настоящее время административная ответственность за побои со стороны близких людей супруга, сожителя, родителей , совершённые впервые и без причинения уголовно наказуемого вреда здоровью, предусматривает один из следующих видов наказаний: административный арест на срок от 10 до 15 суток; штраф от 5 до 30 тысяч рублей; обязательные работы в течении 60-120 часов ст. Домашнее насилие статья УК РФ Если близкий человек снова поднимет руку, его ждёт уже уголовная ответственность в соответствии со статьёй 116. За причинение лёгкого вреда здоровью, согласно статье 115 УК РФ , грозит: штраф до 40 тысяч рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период до 3 месяцев; обязательные работы до 480 часов; исправительные работы на срок до 1 года; арест до 4 месяцев. Тяжесть вреда здоровью определяется врачём. Критерии определения тяжести вреда здоровью указаны в Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. Названные меры административной и уголовной ответственности применяются в России с момента вступления в силу поправок в Уголовный кодекс РФ от 7 февраля 2017 года об исключении уголовной ответственности за побои или насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение вреда здоровью, в отношении близких лиц, совершённые впервые. После принятия поправок Генсек Совета Европы направил руководству Госдумы и Совета Федерации письмо, в котором выразил обеспокоенность такими изменениями. В ответ такое давление на Госдуму было названо недопустимым, более того, принятие поправок не означает, что побои стали легализованы. Мнение общественности разделилось, одни полагают справедливым не привлекать к уголовной ответственности за затрещину или шлепок. Другие, напротив, считают, что теперь домашние садисты останутся безнаказанными. А каково ваше мнение на этот счёт? Читайте в нашем блоге: Как получить развод без согласия одного из супругов? Изменения в уголовном законодательстве о домашнем насилии в 2021 году В середине декабря 2020 года стало известно, что Верховный суд РФ занялся подготовкой законопроекта, касающегося введения процедуры дознания по делам о домашнем насилии. Планируется, что теперь в случае причинения лёгкого вреда здоровью в дело будет сразу вмешиваться полиция. Председатель ВС РФ сообщил, что идёт активная работа над проектом федерального закона о совершенствовании уголовного судопроизводства по делам о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете.
«Кража важнее побоев»: почему не работает закон о домашнем насилии
Когда была декриминализована статья, устанавливающая уголовную ответственность за нанесение побоев близким лицам, это не просто усугубило ситуацию с домашним насилием, а «фактически ее сдетонировало и отчасти масштабировало». Он напомнил, что действительно до сих пор нет закона о предупреждении семейно-бытового насилия, который мог бы предусматривать меры как специального реагирования, так и профилактики. Юридическое сообщество вместе с отдельными парламентариями предпринимает активные, но, к сожалению, пока безрезультатные попытки его разработки. Также Константин Добрынин возмутился тем, что, несмотря на отсутствие реальной официальной статистики, весной этого года МВД заявило о снижении числа преступлений, связанных с домашним насилием. Конвенцию СЕ о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием: «Только потому, что это возложит на нашу страну обязательство предпринять весь комплекс мер, направленных на предотвращение насилия, в том числе по обеспечению гендерного равенства и противодействию любой форме дискриминации на сексуальной и гендерной почве». Напомним, что ранее восемь правозащитных организаций направили письмо главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву с просьбой ввести протоколы оценки и управления рисками при семейно-бытовом насилии. Полицейские чиновники в своем ответе указали на то, что эти меры предусмотрены ст.
Профилактика семейно-бытового насилия включает в себя оказание помощи лицам, подвергшимся насилию, выявление и устранение причин и условий его возникновения, пресечение насилия как явления, привлечение к ответственности виновных лиц. Профилактическое воздействие осуществляется в формах правового информирования, профилактической беседы, учета и контроля, помощи в социальной адаптации и реабилитации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, применения специализированных психологических программ, выдаче защитного предписания, а также судебного защитного предписания. Одновременно могут применяться несколько форм профилактического воздействия. К примеру, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону, с использованием сети "Интернет", предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю.
И наша главная задача была в том, чтобы обеспечить именно защиту… К моему большому сожалению, законопроект, проходя через Совет Федерации, был достаточно сильно урезан... В любом случае, нельзя оставаться в стороне — мы последний субъект из бывших республик Советского Союза, в котором, так или иначе, не принят тот или иной правовой акт — закон или постановление правительства, где жертвы домашнего насилия защищены». Николай Стариков: «…Я очень надеюсь, что в нашей стране нет ни одного человека, который выступает за то, чтобы один человек бил другого. Защитники закона говорят о том, что те, кто выступает против его принятия, якобы занимают такую позицию. Это неправда. Это попытка манипулировать эмоциями. Нам не нравится этот закон по одной простой причине: он ни в коем случае не решает тех задач, о которых говорят лоббисты этого закона. Более того, этот закон создает огромное количество новых проблем. Для того чтобы вы в этом убедились, я прочитаю одно из определений этого закона. Надеюсь, что все, кто выступает как за, так и против этого закона, с ним ознакомились. В статье 2 дается понимание, что же такое семейно-бытовое насилие. Я позволю себе процитировать: «семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и или психического страдания и или имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Теперь хотел бы перевести с юридического языка на русский. Лоббисты закона говорят нам о насилии в семье, подразумевая избиения, побои, убийства, изнасилования, какие-то страшные вещи, которые происходят.
Уже прошел год, как это произошло, но он не привлечен ни к какой ответственности, несмотря на очень активную позицию потерпевшей, на наличие у нее адвоката и прочее. Например, что милые бранятся — только тешатся, что домашнее насилие не такое уж опасное, поссорятся — помирятся. Эта «бытовуха» полиции надоела, ее много, за нее не дают премии. Условно говоря, если я сейчас выйду и начну кого-нибудь на улице рубить топором, то, вероятнее всего, меня привлекут к ответственности. Плюс еще последствие декриминализации оказало эффект и на другие дела. Декриминализация изначально была считана всеми как то, что теперь все бытовые правонарушения и преступления не интересует полицию. Цели и задачи руководства, скорее, преступлениях, общественная опасность которых на улице. За кражу можно получить значительно более серьезное наказание, чем за перелом руки. Вот это перекос системный. Это очень видно. Можно открыть сайт Верховного суда и посмотреть, как наказывают за кражи и за нанесение средней тяжести вреда здоровью. Простая кража наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. За кражу в крупном размере возможно наказание в виде лишения свободы до 6 лет, а в особо крупном размере — до 10 лет. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Перелом руки — это нанесение средней тяжести вреда здоровью, если это неоткрытый перелом. Во вторую очередь, какие приоритеты ставит государство. Что у государства в приоритете? Какие права оно защищает? Мы видим, что еще с постсоветской традиции государство всегда склонно более защищать государственное управление и право собственности, в большей степени, чем право на здоровье. То есть дела, которые им не кажутся значимыми, в действительности представляют достаточно серьезную общественную опасность. Но у тех, кто применяет право, обратная картина.
В Госдуме оценили необходимость принятия закона о домашнем насилии
Это каждый сороковой. Многие отказывались отвечать на вопросы. Второй вывод: семейное насилие обладает определенной спецификой, и в силу этой специфики требуются специальные меры предупреждения и специальные меры ответственности. Это насилие между близкими людьми. Если вы становитесь жертвой насилия на улице, почти каждый пойдет и заявит об этом. А если вы становитесь жертвой насилия в семье, то, как правило, не заявите или заявите, но не с первого раза. В связи с этим требуются специальные меры. Третий вывод, который был сделан: надо определить, что такое семейное насилие, которое требует специальных мер предупреждения и ответственности.
Мы исследовали исключительно физическое насилие либо угрозу его применения. Все, что связано с иными видами насилия, которые, в частности, определяются в зарубежном законодательстве: экономическое, психологическое, эмоциональное, сейчас обсуждается в США так называемое технологическое насилие, — здесь мы не получили, да и не стремились получить положительный результат исследования. И в итоге пришли к выводу, что если принимать закон, необходимо ограничиться исключительно физическим насилием в том числе, сексуальным и угрозой применения физического насилия. При этом насилие — это умышленные, безусловно, действия, которые создают опасность причинения вреда жизни и здоровью. Еще ряд выводов был связан с институтами судебного или иного приказа, когда жертва, если она обращается в правоохранительные органы, получает защитный ордер. К этому положительно относится подавляющее большинство населения, сотрудники правоохранительных органов и, тем более, жертвы семейного насилия.
Сюда могут относиться не только побои, но и принудительный контроль за жертвой, лишение свободы, обливание кислотой и иное. Сексуальное — половой акт любой формы, попытки совершения совокупления без согласия на это второй стороны, нежелательные комментарии с сексуальными намеками и подтекстом, принуждение к секс-торговле. Психологическое влияние — эмоциональное воздействие, при котором жертва запугивается, ей угрожают. Деятельность, направленная на снижение самооценки, также относится к проявлению психологического насилия. Экономическое или финансовое насилие — подразумевает насилие контроля со стороны интимного партнера за экономическими ресурсами второго. Давление и принуждение к подписанию разного рода документов также относится к экономическому насилию. Указанные формы воздействия в настоящее время не находят отражение в законодательстве. Вместе с этим, они в совокупности дают полноценное представление о сущности бытового насилия. В большинстве случаев они адресованы женщине или детям как наиболее слабым членам семьи. В действующем сегодня законодательстве проблема домашнего насилия не определена Суть закона Сущность закона о профилактике семейно-бытового насилия ориентирована на сохранение семьи, поддержание семейных ценностей уполномоченными лицами. Органы исполнительной власти в сфере труда и социальной защиты населения. Органы прокуратуры. Уполномоченный по правам человека в РФ. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. Региональные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления. Центры психологической и социальной помощи. Каждый из указанных органов имеет право на наложение соответствующих взысканий к нарушителю, а также на рассмотрение заявлений, обращений потерпевшего. В рамках закона планируется вести профилактический контроль и учет, разрабатываются специализированные программы помощи и поддержки. Цели и задачи закона Главная цель законопроекта — недопущение насилия в семье в любой его форме Цели и задачи закона о семейно-бытовом насилии 2019 года прямо не отражены в нем. Их можно определить только в результате анализа положений законопроекта, что существенно снижает социальную значимость правового акта.
Обстановка в российских семьях далеко не самая благополучная, это факт. Но домашнее насилие у большинства населения закономерно ассоциируется не с банальной руганью и битьем посуды, а с побоями, истязаниями, причинением физической боли. Чаще всего со стороны мужчин в отношении женщин — по принципу физического превосходства. Читайте также Тяжелый случай: Поклонская ставит Крыму диагноз Южный берег больше не манит врачей: работа каторжная, высокие зарплаты только у руководства Но бывают и обратные случаи, когда женщины держат «сильный пол» в черном теле. Однако для таких ситуаций сегодня в законодательстве есть достаточные меры реагирования. Статья 6. Статьи 116 и 116. На мой взгляд, вполне достаточный арсенал способов наказания домашних тиранов. Другое дело, что наши правоохранительные органы далеко не всегда эффективно реагируют на заявления о домашнем насилии, но здесь нужен не новый закон, а усиленный контроль надзорных органов, повышение квалификации сотрудников полиции, расширение штата полицейских, работающих «на земле». Когда сторонники принятия нового закона говорят о том, что сейчас многие женщины не обращаются с заявлениями в полицию и терпят издевательства, потому что боятся своих мужей, то возникает резонный вопрос: а не будут ли они так же бояться обращаться в полицию и на основании нового закона. Что здесь принципиально изменится? Внятного ответа я пока не услышал. Если прочитать законопроект, размещенный Советом Федерации, то сразу бросается в глаза неопределенность многих формулировок, что открывает широкое пространство для манипуляций.
Примириться разрешалось на любом этапе, но защитное предписание должно было работать в любом случае: например, агрессору пришлось бы выполнять обязанность ходить к психологу. Ситуация с принятием закона не только не движется к решению, но и в некотором смысле откатилась назад: в 2017 году произошла частичная декриминализация побоев в семье. Из разряда уголовных преступлений они перешли в административные правонарушения в случаях, если проступок совершён впервые. С одной стороны, это перестало быть частным обвинением, и жертве больше не нужно самой собирать доказательства. С другой стороны, наказывают за такое чаще всего штрафами, а высчитывают их из семейного кошелька, что бьёт и по потерпевшей стороне. В 2019 году Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобам четырёх россиянок, пострадавших от бытового насилия, — присудил им компенсации, а также сделал вывод, что российские власти не обеспечили женщинам защиту. Мнения Криминалист МВД одного из крупнейших городов России в комментарии «Секрету» предлагал : «Чтобы ситуация с домашним насилием в стране поменялась, нужно увеличивать уголовную ответственность за нетяжкие преступления, за побои и лёгкий вред здоровью, даже просто за синяки наказывать нужно. Заплатят, да и всё. И это развязывает руки». Мари Давтян, адвокат, соавтор законопроекта против домашнего насилия: «Консерваторы считают, что вот мы примем закон против домашнего насилия, не позволим агрессивному человеку издеваться над членами своей семьи — и всё, традиционная, "скрепная" семья разрушена.
Законодателями предложен комплекс мер по защите прав лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию
Оксана Пушкина отметила, что с новым законопроектом полиция будет обязана выехать по заявлению. Как это произойдет, пока не известно, но именно действия правоохранителей сыграют ключевую роль в том, будет ли работать закон. Сейчас, по словам Алены Садиковой, у полиции практически нет возможности вмешаться в семейную жизнь и остановить бытовое насилие. Во всех странах мира есть такой опыт, что если в семье происходит домашнее насилие, полиция должна зайти, побеседовать со всеми членами семьи и определить [было ли насилие], а не говорить — нет трупа, нет дела. Они должны получить полномочия, чтобы разбираться в таких ситуациях», — сказала Алена Садикова. Собеседники «360» также отметили, что в части о выселении насильника из общего жилья возникают вопросы. Адвокат и специалист по семейному праву Виктория Данильченко считает, что эта часть законопроекта нуждается в значительной доработке. Его просто ставят перед фактом, что появляться по месту проживания жертвы он не имеет права», — рассказала она. В то же время Алена Садикова считает, что угроза выселения может стать действенной мерой профилактики семейно-бытового насилия.
А также если есть решение суда. Что такое профилактика бытового насилия и кто за нее будет отвечать? Также планируется информировать население о недопустимости домашнего насилия и о помощи, которую могут получить пострадавшие. Система профилактики должна затронуть органы исполнительной власти всех уровней, полицию, прокуратуру, органы соцзащиты, медицинские и общественные организации, уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Зачем нужен закон о профилактике семейно-бытового насилия? Как правило, пострадавшие не получают необходимой защиты, что приводит к усугублению ситуации, к убийствам. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла , что правительство и российский парламент считают, что в РФ нужны дополнительные меры по борьбе с домашним насилием. Это формирование в обществе неприятия любых форм насилия", — сказала она. Кто и почему критикует опубликованный проект? Депутат Госдумы Оксана Пушкина отметила , что главное замечание — в том, что предложенное определение семейно-бытового насилия не включает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или уголовного преступления, то есть все виды физического насилия. И если пострадавшего избили, он не сможет рассчитывать на защитные меры. Вопросы у соавторов вызывает и мягкость санкций за нарушение агрессором защитного предписания. Нарушителю проще будет заплатить и избить жертву снова либо не платить вообще, потому что денег нет", — сказала она. Третье замечание — в числе возможных пострадавших не указаны сожители, которые не связаны свойством.
При этом в ведомстве заверили, что и нынешние законы позволяют эффективно пресекать преступления в этой области, «в полной мере обеспечивая доступ к правосудию потерпевшим от административных правонарушений». Проблему домашнего насилия не решит ни один закон, пока не изменится общественное мнение на этот счет, сказала адвокат, руководитель проекта Федерального союза адвокатов РФ «Женское право» Татьяна Сустина. Например, когда не будет публичных рассуждений — мол, сама спровоцировала или бьет — значит любит. Практика адвоката — лакмусовая бумажка общества. Сотруднику полиции, прокурору, судье сначала объясняешь существо проблемы, потом доказываешь, что жертва никого не провоцировала, затем убеждаешь, что обращаешься не из мести, далее объясняешь, что жертве некуда идти, а после всего слышишь: «Зачем вам нужно решение о привлечении домашнего садиста к ответственности? Она считает, что не стоит сильно полагаться на международную практику, следует исходить из российских реалий: «У нас они таковы, что пока не будет жестких рамок закона, не будет и результата. Правоприменители на местах — это технические исполнители, которые исполнят сухо то, что будет написано понятно и без вольностей в толковании».
Что тогда выносить отдельно в этот закон? Если смотреть на аналог закона о семейно-бытовом насилии, который на днях был принят в Казахстане, то там речь идет об ужесточении наказания за домашнее насилие. Так, за умышленный тяжкий и средней тяжести вред здоровью вместо ограничения свободы теперь предусмотрены реальные сроки, за изнасилование или убийство детей — пожизненное заключение, за истязание — лишение свободы на срок до трех лет. В России, полагает Татьяна Буцкая, наказания и так предусмотрены максимально строгие. К побоям обычно относят синяки и ссадины, которые не привели к утрате трудоспособности. В 2017 году побои в отношении близких родственников из Уголовного кодекса убрали — теперь за первый раз предусмотрен штраф, уголовная ответственность наступает при повторных побоях. Буцкая полагает, что с учетом уже действующих положений Уголовного кодекса отдельный закон о домашнем насилии не решит проблему. По ее словам, сейчас пункт номер один в решении имеющихся проблем — создание единого стандарта центров поддержки женщин в сложной жизненной ситуации и круглосуточной горячей линии для женщин, которые попали в ситуацию домашнего насилия. Знаете, как говорят об этих [бьющих жен] мужчинах? И потом пойди докажи, что это было дома — там же нет камер, никто не слышит, а если и слышал — ну мало ли что там было. То есть доказать практически невозможно, поэтому здесь надо давать выход.