Новости ямщик что такое

Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо. Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.

Что такое ямщик

Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе. ЯМЩИК — В скорой ямской гоньбе специальное лицо на гос. службе, выделенное для перевозки гонцов и грузов. Смотреть что такое “ямщики” в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в.

Слово Ямщик

Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Что такое ямщик? Кратко о профессии

Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам».

Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик"

Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4].

Что такое ямщик? Кратко о профессии

С 1620 года Посольский приказ исправно получал заграничные газеты, по материалам которых составлялись «Куранты» — некий прообраз газеты, читаемой исключительно царем и первыми лицами государства. Даже когда глава Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин после Валиесарского перемирия 1658 года предложил царю Алексею Михайловичу Романову 1629—1676 создать регулярную почтовую линию хотя бы из Москвы в Вильно, царь возражал, не видя в том необходимости: «Почта за рубеж есть, и второй не надобно». Однако дипломат оказался в этом вопросе настойчив и своего добился. Голландец Ян ван Сведен оказался первым частным русским почтарем, получившим право с 1665 года на своих лошадях и силами своих служащих привозить из-за границы «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». А доход предприимчивого иноземца складывался не только из бюджетных дотаций, но и от перевозки частной деловой корреспонденции. Но то ли ван Сведен слишком часто просил увеличить дотации, то ли вышел из доверия, но с 1668 года его предприятие перешло к Леонтию Марселису. Как писали в дореволюционном исследовании истории русской почты, «почтовые сумки Марселис должен был возить день и ночь с поспешением и со всяким сбережением, не распечатывая и не смотря ничего, и передавать во дворы почтмейстерам». Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Марселис желал, чтобы они все носили однообразную одежду, а именно: зеленые суконные кафтаны, с орлом из красного сукна на правой стороне кафтана, а на левой — рожок, для того чтобы они в дороге были «знатны», то есть заметны. Леонтию Марселису разрешено было возить по почте дорогие каменья, жемчуг и золото.

Почта, учрежденная по договору с Марселисом, имела значение почты международной, но вслед за тем признано было нужным учредить на тех же основаниях и внутреннюю почту. Ордин-Нащокин, покровительствовавший Марселису, назвал его почтовое ведомство великим государственным соединительным делом. Кстати, Марселис через Нащокина добился первой в России частной почтовой монополии — иностранным купцам было запрещено пересылать корреспонденцию иначе, чем почтой Марселиса. Заодно и стоимость пересылки была повышена. Оправдывал почтарь это тем, что возил государственную корреспонденцию бесплатно. И хотя после смерти Марселиса в 1670 году его сын Петр не смог удержать почтовое дело, процесс, что называется, пошел и поехал, когда в 1675 году почту возглавил переводчик Посольского приказа Андрей Виниус. Открывались все новые и новые маршруты доставки частной и государственной регулярной почты. В 1693 году письма везли уже в Архангельск. Но качество работы почты императора Петра I не устраивало, и в 1701 году он издал указ, в котором приказал расстояние от Москвы до Архангельска преодолевать почте не более чем на шестой день: «Гоняют посыльщики мешкотно, и за тем та почта приходит к Москве недели в две слишком, и в скорых и в нужных делах чинится мешкота большая… Под жестоким страхом и под смертною казнью велеть с тою почтою гонять с великим радением и поспешением днем и ночью, нигде не мотчав не задерживаясь ни часу, и последовать от города к Москве, против прежнего, в шестой день».

В 1710 году датский посланник Юст Юль писал о том, что почтовые услуги дорого обходятся скромному датскому государственному бюджету: «В этот день мне в первый раз пришлось писать отсюда по почте. По этому случаю я осведомился о размере платы, взимаемой за письма, и почт-директор monsieur Фаденбрехт, заведующий почтовою частью, доходы с коей поступают к вице-канцлеру Шафирову, сообщил мне, что отправляемые из Москвы письма оплачиваются: в Гамбург 40 копейками за золотник, в Кенигсберг и в Бреславль — 33 копейками за золотник, в Вильну — 10 копейками, в Мемель — 15 копейками и т. Из Москвы я направлял свои письма в Кенигсберг, и, таким образом, всякий русский лот, который гораздо легче датского, стоил мне 99 копеек, т. Так что в течение года моя переписка обходилась мне в довольно крупную сумму». А вот датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736—1739 годах, отмечал отличную работу русской почты: «Обычная верховая перевозка писем, осуществляемая дважды в неделю между Москвой и Петербургом, должна преодолевать расстояние в добрых 110 датских миль за три с половиной — четыре дня. Нет также ничего необычного в том, чтобы на почтовых лошадях, на перекладных, проехать между названными городами за три дня…» Заложенные Петром I и продолженные его преемниками реформы явно пошли почтовой службе на пользу. Создавая уже «под себя» новую инфраструктуру России, первый русский император понимал, что одними угрозами ничего не добьешься, и потому повышал почтовикам жалованье и давал новые льготы. В 1716 году почтовая линия соединила Москву и Санкт-Петербург. К этому времени была создана и специальная военно-полевая почта.

Обе службы соединились в одну лишь в 1782 году.

Работа ямщика носит физический характер, поэтому кандидаты должны быть готовы к тяжелой физической нагрузке. Ямщик должен быть готов к работе в неприятных условиях, таких как запахи, грязь и шум, связанные с подъездом транспортных средств к гаражу или автосервису. В зависимости от работодателя и рабочего расписания, ямщик может сталкиваться с рабочими часами в ночное время или в выходные дни.

Несмотря на физическую нагрузку, работа ямщика может быть благодарной и удовлетворительной, особенно для тех, кто увлечен автомобилями и механикой. Ямщик может иметь возможности для повышения квалификации, таких как обучение и сертификация в области автомобильного обслуживания или управления автопарками. Как стать ямщиком? Существует несколько путей, которые можно пройти, чтобы стать ямщиком и заняться этой древней и важной профессией: Образование.

Один из способов получить профессиональное образование в данной сфере — поступить в колледж или университет, где обучают ямщиков. Такое обучение позволяет получить фундаментальные знания и навыки, необходимые для работы в этой области. Другой путь — начать свою карьеру с нуля, выполняя различные задачи, связанные с работой ямщика. Важно найти мастера, который согласится принять вас на стажировку и обучить всех тонкостей этой работы.

Получение лицензии. В некоторых странах существует специальная лицензия, которую нужно получить, чтобы работать в качестве ямщика. Для этого требуется пройти определенные экзамены и соблюдать определенные требования. Независимо от выбранного пути, важно овладеть не только практическими навыками работы с лошадьми и колесницами, но и иметь хорошую физическую форму, а также ясно представлять свои обязанности и ответственность за безопасность пассажиров и лошадей.

Роль в современном обществе Хотя в современном мире использование транспортных средств, таких как автомобили и грузовики, стало широко распространенным, роль ямщика до сих пор остается востребованной и важной. Во-первых, ямщики и их услуги необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения инфраструктуры в хорошем состоянии. Ямщики выполняют различные работы, которые позволяют избежать аварийных ситуаций и снизить риск возникновения поломок. Эти специалисты занимаются обслуживанием и ремонтом дорог, выполняют работы по заполнению ям, выравниванию покрытия и осуществлению других мероприятий по поддержанию дорожной безопасности.

Их опыт и знания помогают обеспечить плавный и безопасный проезд для всех участников дорожного движения. Кроме того, ямщики также играют важную роль в экологическом аспекте. Они выполняют работы по установке и обслуживанию систем дренажа и очистки воды.

Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась.

Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики.

Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне.

Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу.

Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди — его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий. Именно фельдъегеря были особой заботой станционных смотрителей. Подорожные При Иване III устройство ямской гоньбы лично контролировал московский князь, он сам подписывал подорожные грамоты с указанием направления, количества подвод, лошадей и прокорма. Так, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

В Российской империи нельзя было перемещаться по транспортным линиям без документов. Наиболее распространённой была стоимость проезда из расчёта 1 копейка или 1 деньга с версты. Как станционному смотрителю можно было определить, кому и сколько давать лошадей, и в какую очередь? Этот вопрос регламентировали подорожные — документы, с которыми необходимо было путешествовать. Внешний вид подорожных менялся, но не принципиально. Главное в них — указываемые количества лошадей.

Рисунок, усиленно выдаваемый в Самаре за изображение С. Волховского 16 ноября 1850 г. На одном экипаже в Самару везли домашний скарб Волховских, на другом — сам губернатор «…с добродушнейшей в мире женщиной-женой и с молоденькой дочкой». Только 5 декабря 1850 г. Волховский приехал в Самару — столько заняла его дорога от Вологды. Постоялые дворы Где должны были отдыхать путешественники, задерживаясь на ямской почтовой станции?

Для этого существовали постоялые дворы — по сути, первые гостиницы на Руси, или трактиры обеденная зала на 1-м этаже, спальни на 2-м. Впрочем, на маленьких станциях всё было куда скромнее: постоялые дворы часто располагали маленькими, неудобными и дымными помещениями. Путники питались только тем, что брали с собой в дорогу. Часто случались беспорядки, распри с ямщиками и смотрителями и даже драки. Однако, несмотря на меры предосторожности, «самые крепкие вина и водки, хранившиеся в запасном ящике возка, нередко замерзали от холода и обращались в лед». Городницкий отлично описал настроение той эпохи.

На почтовых трактах Российской империи не раз бушевали страсти вроде описанной в «Станционном смотрителе». Вот ещё одна ситуация — от барда Михаила Щербакова в исполнении Лидии Чебоксаровой. Подведём итоги: кровеносной системой Российского государства являлась сеть ямских почтовых станций, обеспечивавших смену лошадей по подорожным и дававших с помощью постоялых дворов приют всем путешествующим по России.

кто такой ямщик определение для детей

Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики.

Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе.

Дальше ехать не могу. Толковый словарь Ушакова. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго.

Ругались с ямщиком или били его — перестаньте вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Большой универсальный сонник Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, символ перемен или скорой поездки. Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк.

В дневнике А.

Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу. Кроме того, должность ямщика требовала силы и смелости.

Часто они подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. В странах Европы получил широкое распространение почтовый рожок, с помощью которого подавались сигналы. Такую же практику ввел в России и Петр Первый, но рожки так и не стали популярными: русские ямщики предпочитали свист и громкий крик.

Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна. Можно, например, указать ряд русских слов, которых оригинал находится в половецком словаре, но нельзя при этом утверждать, что эти слова взяты нами у половцев, а не у татар, таковы: алтын, алмаз, аркан, казна, казначей, камыш, вьюк, торба, толмач, шатер, чепрак, сундук, сычуг, базар, башмак, бурав, булат и др. Экскурсы в область русского народного эпоса. Великий русск.

Величие и мощь русск. Сканворды для слова ямщик.

"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"

При слове «ямщик» само собой песенно выговаривается: «…не гони лошадей, мне некуда больше спешить.. Поёт Нани Брегвадзе. И многое приходит на память добрым словом о ямщиках сказанное, пером и кистью вписанное, золотым запасом уложенное в дорогое наше наследие — народное творчество, русскую классическую литературу, живопись, музыку и всё — не забытое ни через сто лет, ни через двести… Минуют многие лета, а они будут жить и жить вместе с их творцами — гоголевские тройки, пушкинские станционные смотрители, чеховские кучера, некрасовские, толстовские, есенинские ямщики и герои ямщицких народных песен и романсов в исполнении несравненного Фёдора Шаляпина, других поистине золотых голосов России. По какому коду долгожительства? Код известен: они — образ любимой Родины, русского человека. Ямщик в русской культуре — не только символ пути и дороги, он — символ загадочной русской души, «то разгулье удалое, то сердечная тоска». Ямщик — проводник, связующая нить между людьми, мирами.

Ямщик, опирающийся на кнутовище. Василий Тропинин Вглядитесь в умные глаза много видевшего, знавшего и испытавшего старого ямщика, опирающегося на кнутовище. На полотне работы замечательного портретиста, крепостного живописца В. Тропинина — увидите судьбу народную, подчас горестную, но не безысходную, наполненную великим смыслом жизни и веры. Те же жизнеутверждающие мотивы в работах о ямщиках художников-современников: Н. Сверчкова, А.

Архипова, Ф. Солнцева и других. Образ ямщика — явление русской жизни и русской культуры. Причём в самых разных регионах России. Ямщик из Болотного Появление скульптуры ямщика на центральной улице Советская стало для большинства жителей райцентра неожиданностью. Содержание композиции отсылает нас к истории образования города Болотное Новосибирской области.

Поселение зародилось как ямщицкая станция Московско-Сибирского тракта в 1805 году. Позже изготовление повозок и телег встало на широкую ногу: в 1924 году открылась артель «Металл-Лес», затем на ее основе долгие годы работал обозный завод. Творческий замысел полностью отражает историческую быль Болотнинского района. И грустинка извозчика вполне оправдана: в прошлое не вернуться. Она была установлена в 2005 году. Памятник ямщикам-извозчикам не случайно украшает Набережную реки Лены.

Монумент был выполнен по проекту скульптора С.

Например: перепишите, ставя, где нужно, тире. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т.

Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им. Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила. Цель подготовительного этапа — создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые.

Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам. Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример: Дети, старики, женщины — [ все] смешалось в живом потоке. Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения. После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений — расстановке пропущенных знаков.

Все потому, что сама ямщичья служба овеяна, как сказали бы сейчас, ореолом романтики: была опасна и уважаема. Русские дороги с непредсказуемым климатом изначально были небезопасны даже для самых опытных гонцов. В дороге все могло случиться — от нападения диких зверей, которыми славились наши леса, до снежных буранов. А если напали разбойники или конь захромал либо, того хуже, пал? Так что в ямщики добровольно никого силой не принуждали шли люди крепкого физического сложения, умеющие за себя постоять, и часто с авантюрной жилкой. Кстати, чтобы быть принятым на государеву службу, нужно было еще доказать, что пользуешься доверием общества и известен как человек честный, не запойный, надежный. Работа ямщиков и оплачивалась соответственно — им полагалось немалое жалованье и многие льготы, например, они не исполняли земских повинностей. Ямщиков нельзя было записать в крепостные, они могли заниматься торговлей, ремеслами, собственным извозом и жили отдельными слободами, которых в Москве уже к концу XVI века было шесть. В названиях московских улиц еще сохранилась память об этих служивых людях — это Тверские-Ямские улицы и переулки. По документам 1628 года известно, как одевались ямщики: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Итого 6,4 руб. На почтовую службу в Московском государстве собирали специальный налог — ямские деньги. Они шли как на оплату труда ямщиков, так и на содержание почтовых станций. Как писал немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1633 и в 1635—1639 годах, многие крестьяне старались попасть на ямщичью службу. Самым обустроенным трактом был тракт Москва — Казань, а самым загруженным — от Москвы к Пскову и Новгороду. А вот мемуары жившего в Москве в 1670—1673 годах курляндца Якоба Рейтенфельса: «Что касается до сообщений сухопутных зимою русские ездят дорогами кратчайшими , то в Московии везде по большим дорогам расставлены лошади, которых можно брать за небольшую плату, и езда производится так быстро, что гонцы царские от самых отдаленных рубежей государства переносятся в столицу в самое короткое время». Ямы, или места, по которым расставлены лошади, находятся один от другого в семи и десяти немецких милях, писал Якоб Рейтенфельс. По его описанию, почтовая гоньба отправлялась классом людей, известных под именем ямщиков, которые были изъяты от всех прочих повинностей. Уничтожить потребность в ямщиках смог только технический прогресс — со строительством железных дорог надобность в почтовых станциях постепенно отпадала, и с середины XIX века на просторах России песни ямщиков звучали все реже, пока вовсе не смолкли. Почты «немецкая» и «русская» Особенностью «русской» почты, столь восхищавшей иностранцев своей быстротой и храбростью ямщиков, было то, что почтовые экспедиции предпринимались по мере государственной необходимости, и собственно почтовые услуги населению не предлагались. Конечно, всегда можно было найти того, кто доставил бы попутно письмо в нужный город прямо адресату, или даже нанять собственного гонца, который мог отвезти и послание и посылки, но стоило это слишком дорого. А между тем грамотных людей было немало не только среди аристократов, но и среди купцов и даже крестьян. Сохранился целый корпус частных писем XVII века, содержание которых мало отличается от всего того, что пишут люди и сегодня, просто используя иные технические средства. Семейные события: свадьбы, роды, болезни и смерть, образование детей, цены на продовольствие и прочее, моды, виды на урожай, погода… Почти все, как и сейчас. Причем сохранились и женские письма, из которых понятно, что дамы того столетия не только были грамотны, но еще и детей сами учили. Такой вот «интеллигенции» среди «московитов» становилось все больше, и почтовые услуги ими явно были востребованы. Однако необходимости в регулярной «гражданской» почте власть долгое время не видела. К чему все эти вольности, когда государственные интересы и так соблюдаются? С 1620 года Посольский приказ исправно получал заграничные газеты, по материалам которых составлялись «Куранты» — некий прообраз газеты, читаемой исключительно царем и первыми лицами государства.

Часть III. Указы Конторы Тайного Розыска ямской конторе о предоставлении подвод для перевозки арестантов и конвоя. Упрaвитель [Рогожской] слободы Алексей Филиппов сообщает: «слобода от постоя драгун разорена». Дело о бесчинствах драгун, расположенных на постой в Рогожской ямской слободе. Доношения приказных служителей и ямщиков Ямской конторы о расположении почтовых станов, о переводах ямщиков в другие ямы, о разгоне лошадей и пр. То же, 5 февраля 1741 г. Об организации регулярной почтовой связи от Москвы до Тобольска и Иркутска… 1769 г. Учреждена почтовая контора в г. Владимир… 1783 г. Расписание станций… 1801 г. Лист 2. Никулина Микулина , эта станция часто перемещалась из этой деревни в д. Пушкин в своем письме 1830-го года указывает остановку именно в Платаве, иногда пишут — Платово. Никулиной, между прочим, родилась супруга Саввы Васильевича Морозова — Е. В 1827 году в г. Богородске — находилась почтовая экспедиция. Лист 57. От Москвы до д. Новой — 22 версты; От д. Новой до Богородская 26 верст; От Богородска до Платавы — 25 верст». Богородске две гостиницы, но для остановки проезжающих не удобны, а для сего есть постоялые дворы». Том V. Данные обследования, проведенного коллежским асессором Татищевым в 1843 году: «На Богородской станции: лошадей 36, большая часть из них изнурены и малосильны — почему гоньба производится медленно и сверх того господ проезжающих долго задерживают на станции по причине отдаленности оной от двора, где содержатся почтовые лошади; на станционном же поместить всех лошадей нельзя по тесноте, но 4 тройки могут очень удобно быть содержимы; ямщиков, в том числе и староста — 12, из них только 5 с узаконенными видами; сбруи на 36 лошадей, ветхи и требуют исправления; фельдъегерских бричек — 2, не образцовых, хотя и прочных, но неудобные к гоньбе по своей конструкции, что замечено мною и на Горенской станции. Хомутов по высочайше утвержденным образцам запасных не имеется; телег с кибитками 10, прочные. Помещение смотрителя и общая комната для гг. Булгаков… Почтосодержатель Богородской и Платавской станций — Ширяев. Опись 7. Об устройстве станций на Нижегородском шоссе. Начато 9 января 1841 г. Листы 7-8. Господину Московскому гражданскому губернатору… из отношения Господина Генерал адьютанта графа Толя видно, что почтовые станции Нижегородского шоссе, во вверенной Вам губернии пролегающего, предположены к учреждению в тех же самых пунктах, где ныне оные существуют, именно: в д. Новой, г. Богородске и в д. Платовой и, следовательно, в открытии там почтовой гоньбы не может встретиться никакого затруднения… Управляющий Министерством внутренних дел Министр юстиции, Статс-секретарь подпись ». Лист 56-57об. Кроме равности расстояния сих станций то сему распределению способствует то, что Горенки славятся оранжереями, скотоводством и бумаго-прядильною фабрикою, а Купавна фабриками суконными, бархатными и парчевыми, в оба сии селении бывает большой проезд и следовательно даже в самую глухую пору ямщики будут иметь выгоду содержать на сих станциях лошадей за умеренную от казны плату…» Листы 139-139об. Плотаве Московской Ямской Рогожской слободы». Лист 142. Из рапорта Богородского уездного исправника от 21 января 1842 г. Лист 143. Из рапорта исправника Богородского Земского Суда Натуччии Московскому гражданскому губернатору от 17 декабря 1842 года: «… смотритель из деревни Новой Купавны с ямщиками и лошадьми переведен. О чем вместе с тем уведомлены Московские Императорский Почтамт и Земский суд…». Опись 14. Дело 729. Формулярные списки … за 1831 г. Листы 76-77. Из подлекарских детей, разночинец. Его жена — почталионная дочь девица Агафия Николаевна, дочери Анна — 13, Александра — 11, Варвара — 8 лет».

Почтовые станции и станционные смотрители

Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях.
Ямщик — Провизории Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской.
На ямах и в ямских слободах. История отечественной почты. Часть 1. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска.
На ямах и в ямских слободах Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе.

кто такой ямщик определение для детей

Сверчков, «Тройка на закате» Фото: общественное достояние Перейти к первой части статьи Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки работники древней таможни взимали плату за многие товары, пополняя казну.

Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих. Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам. Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения. На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата. На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике. В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае. Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989. Главная дорога России Москва-Петербург. Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России; собранныя из достоверных источников по годам. Часть II. Часть V. Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества. Часть первая. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. Кедров Н. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Князьков С. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. Коровин К. Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2. Глава 15. Петр Великий. Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения Богданова. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович. Свод Законов Российской империи. Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Часть четвертая. Шухов И. Оружие Западно-сибирских ямщиков. Примечания [1] Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Сенат видел «предел своей власти единственно в воле Государя, не знавшего границ своему ведомству» Кедров Н. По этому поводу Карамзин заметил: «Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты». Новые Кирпишные Заводы, которые за далностию в 1711-м году переведены с Тосны ближе к Санкт-Петербургу, растоянием в десяти верстах, от чего и звание себе получили зватися Новые Кирпишные Заводы, что оные с Тосны Реки более тритцати верст отстояли, перевели ближе. Кирпишные Заводы при Каикушах, недалеко от оных заводов. Кирпишные Заводы на Реке Славянке. По другую сторону Невы Реки Заводы Лутковсковы. Кирпишные Заводы Александроневскаго Монастыря. Казенные Кирпишные Заводы, от Городовой Канцелярии. На сих Заводах и других дела делаются. Черепишной Завод, которую делают для покрытия кровель. Образцы печные писаные, и всякия урны, или горшки муравленые для садов и цветников, и прочую муравленую посуду делают. Каменосечение или Скулптурное Художество; делают из болших диких камней к разным строениям капители, столпы, и тумбы, также и прочий убор каменной, 1745-го заведенное. Напоследок, при сих Заводах делается форфоровая посуда, 1746-го году зачата делать.

Несмотря на то, что по указу царя Алексея Михайловича от 1643 года ямщикам запрещалось записываться в купцы, казанские ямщики активно торговали: будучи свободными от податей и обладая свободой передвижения, они даже составляли известную конкуренцию тяглым людям — лавки и даже кузницы! В силу специфики своей работы ямщики особенно предпочитали меновую торговлю, привозя изделия, чаще всего металлические, из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов и выменивая их на меха и кожевенные изделия у местных тем самым нарушая государственную монополию на "мягкую рухлядь" — за эту статью дохода они постоянно боролись с купцами. При всем этом ямщики продолжали оставаться людьми государственными, и им полагалось жалованье, фактический размер которого в разные исторические эпохи мог разниться, как разнились и условия их службы — скажем, наши казанские ямщики получали денег не меньше своих московских собратьев, а вот "гонять" им приходилось раз эдак в пять реже. Вместе с тем не следует относиться к ямщицкому ремеслу пренебрежительно и легкомысленно дескать, укатил — да и поминай как звали, ни забот тебе, ни хлопот, да еще и жалованье платят , как раз наоборот — то был тяжелейший, изматывающий труд, требовавший крепких нервов и недюжинного здоровья. Если даже сегодня, проехав каких-то пару сотен километров на автомобиле, мы основательно выматываемся, что уж говорить о тех временах, когда в салоне не было кондиционера как не было и салона , а вместо дороги часто существовало лишь направление, которое легко можно было потерять, особенно в метель. Так что совершенно не случайно, что особенно много "жалестных" песен сложено в народе именно о ямщиках: Кони мчат-несут. Степь все вдаль бежит;Вьюга снежная на степи гудит. Снег да снег кругом;Сердце грусть берет;Про заволжскуюСтепь ямщик поет... Как простор степной широко-велик;Как в степи глухой умирал ямщик;Как в последний свойПередсмертный часОн товарищу отдавал приказ:"Вижу, смерть меняЗдесь, в степи, сразит —Не попомни, друг, злых моих обид. Злых моих обид да и глупостей,Неразумных слов,Прежней грубости. Схорони меня здесь, в степи глухой;Вороных коней отведи домой. Отведи домой, сдай их батюшке;Отнеси поклон старой матушке. Молодой жене ты скажи, друг мой,Чтоб меня она не ждала домой... Кстати, ей еще не забудь сказать:Тяжело вдовой мне ее кидать!

На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе». Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: «…на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые». Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни «…в той степи глухой замерзал ямщик» полностью соответствовали действительности. Царские же гонцы которых стали называть фельдъегерями сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом и нередко зуботычинами сильное впечатление на окружающих: «…трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой». Вот, например, гоголевская картина ямщика: «…— Вот я тебя палашом! Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди — его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий. Именно фельдъегеря были особой заботой станционных смотрителей. Подорожные При Иване III устройство ямской гоньбы лично контролировал московский князь, он сам подписывал подорожные грамоты с указанием направления, количества подвод, лошадей и прокорма. Так, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы». В Российской империи нельзя было перемещаться по транспортным линиям без документов. Наиболее распространённой была стоимость проезда из расчёта 1 копейка или 1 деньга с версты. Как станционному смотрителю можно было определить, кому и сколько давать лошадей, и в какую очередь? Этот вопрос регламентировали подорожные — документы, с которыми необходимо было путешествовать. Внешний вид подорожных менялся, но не принципиально. Главное в них — указываемые количества лошадей. Рисунок, усиленно выдаваемый в Самаре за изображение С. Волховского 16 ноября 1850 г. На одном экипаже в Самару везли домашний скарб Волховских, на другом — сам губернатор «…с добродушнейшей в мире женщиной-женой и с молоденькой дочкой». Только 5 декабря 1850 г. Волховский приехал в Самару — столько заняла его дорога от Вологды. Постоялые дворы Где должны были отдыхать путешественники, задерживаясь на ямской почтовой станции? Для этого существовали постоялые дворы — по сути, первые гостиницы на Руси, или трактиры обеденная зала на 1-м этаже, спальни на 2-м.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий