После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. Высадку десанта с крейсера «Глори» в Мурманске англичане начали 9 марта 1918 года, 14 марта в Мурманск прибыл английский крейсер «Кохрэйн» с новым отрядом интервентов, а 18 марта – французский крейсер «Адмирал Об». Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу.
Юрьев день Мурманска
Иностранная оккупация Русского Севера: что это было | Новости. Сообщить новость. |
6 марта 1918 года Английские интервенты начали высадку войск в Мурманске: muzejsveta — LiveJournal | Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». |
Глава 27 БРИТАНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ
прибытие англичан в Архангельск. Посольство Великобритании в России рассказало о совместном посещении Мурманска с дипломатами США. По сообщению Минобороны РФ, самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании нарушил российскую государственную границу в районе мыса Святой Нос в Мурманской области. Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». 13 марта 1920 года Красная армия освободила Мурманск от американо-английских интервентов.
Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет
- Фотографии о событии
- 22. Мурманск между интервентами (Валерий Горелик) / Проза.ру
- Февраль 1918 года
- 6 марта 1918 года Английские интервенты начали высадку войск в Мурманске
- Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
Интервенты по приглашению
Иностранная оккупация Русского Севера: что это было: sozero — LiveJournal | К столетию одной интервенции Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. |
24 АПРЕЛЯ 1918 ГОДА В МУРМАНСКЕ ВЫСАДИЛИСЬ АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРВЕНТЫ | Главная» Новости» В каком порту осуществлялась высадка английских и французских войск в марте 1918 года. |
Стела в честь павших англичан в Мурманске на грани сноса
Англичане высадились в Мурманске Английский линейный корабль «Glory» 6 марта 1918 года английские войска высадились в Мурманске. Этот день считается началом интервенции на русском Севере После трагических событий февраля и октября 1917 года Россия оказалась ввергнутой в пучину смуты. Истинные патриоты России, сохранившие верность воинским традициям Российской империи, попали в сложную ситуацию. Братоубийственная война, когда русские люди были вынуждены с оружием в руках идти против своих братьев, стала для них настоящей личной драмой. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией, начавшейся в марте-апреле 1918 года, первым объектом которой стал Мурманск. В Мурманске Советская власть была признана уже в октябре 1917 года. Все управляющие органы, назначенные Временным правительством, добровольно подчинились Советской власти.
При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием.
В столице Кольского Заполярья находится британское кладбище, памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны. Представители посольств в Мурманске посетили в том числе памятник подлодке «Курск». Раньше хорошей традицией был приезд в октябре представителей других государств, в первую очередь Норвегии, на празднование Дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье в ходе Петсамо-Киркенесской операции был освобожден еще и север Норвегии. Но вот уже второй год подряд в Мурманск никто из официальных лиц из-за рубежа не приезжает. Более того, в норвежской провинции Эст-Финнмарк Восточный Финнмарк заявили, что на 80-летний юбилей Петсамо-Киркенесской операции в 2024 году не планируют звать россиян.
К слову, в августе в Мурманск приехали с необъявленным визитом сотрудники Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге. Поляки несколько раз оказывались в центре скандала в Мурманске.
Юрьев заключил 2 марта 1918 г. Высшая власть в пределах Мурманского района принадлежит Мурманскому Совдепу. Высшее командование всеми вооруженными силами района принадлежит под верховенством совдепа Мурманскому военному совету из 3 лиц — одного по назначению Советской власти и по одному от англичан и французов. Англичане и французы не вмешиваются во внутреннее управление районом: о всех решениях совдепа, имеющих общее значение, они осведомляются совдепом в тех формах, какие по обстоятельствам дела будут признаны нужными. Союзники принимают на себя заботу о снабжении края необходимыми запасами» Документы внешней политики СССР. Англичане полностью взяли на себя снабжение края. Работающий в неделю получал 7 фунтов муки, фунт круп, 4 банки мясных консервов, 3 фунта рыбы, полфунта сахара, осьмушку чая.
В британском кантине разновидность маркитанской лавки можно было купить австралийские окорока, аргентинское коровье масло, яичный порошок, молоко, французские сыры, паштеты, вина. Костюмы, обувь, лыжи. На фоне голодной Совдепии Мурманск был «сыром в масле». Троцкий прямо приказывает Мурманскому совету сотрудничать с англичанами в охране складов, и сотрудничество началось. В середине марта 1918 к Мурманской железной дороге вышел отряд красных финнов, вытесненный белыми финнами из Финляндии. Командир краснофиннского отряда попросил помощи мурманских большевиков, а Мурманский Совет обратился за помощью к десанту Антанты. Тогда-то и был "оборудован блиндированный поезд". Он представлял собой несколько платформ с брустверами из мешков с песком, вооруженных четырьмя трехфунтовыми 47 мм пушками, снятыми с британского корабля "Кокрейн". Расчеты пушек составили французские артиллеристы.
Отмечу - французы не были частью десанта. Они через Вологду и Мурманск возвращались во Францию из Румынии. Румыния к тому времени вышла из войны с Германией и Австро-Венгрией, и французские советники и инструкторы возвращались домой, вот по дороге и ввязались в заварушку. Так сказать, выполнили союзнический долг ввиду приближения "бошей". На платформах этого зело могучего "бронепоезда" разместилась также рота британских морских пехотинцев. Состав проехал до Кандалакши, но не встретил белых финнов, которые ушли обратно в Финляндию. Дело в том, что Мурманский Совет получил информацию, что Печенгский залив может быть использован Германией как база для подводных лодок. При этом район Печенги был частью территории Финляндии, признанной большевиками независимой. Тем не менее, 3 мая 1918 на финской территории высадились красногвардейцы, красные матросы и британские морпехи.
С немецкой стороны ни о потерях, ни о заявках на сбитые ничего неизвестно. Наконец, последний вылет состоялся 4 августа, когда 5 самолетов безуспешно искали цели около норвежских берегов. После этого 455-й эскадрон тоже занялся подготовкой к перелету в СССР. Выполнение задачи по операции «Оратор» началось поздним вечером 4 сентября 1942 г.
Каждый эскадрон выделял для нее по 16 машин из 20, имевшихся в наличии в каждом подразделении. Все самолеты летели самостоятельно, радиосвязь на перелете исключалась по соображениям секретности. Для удобства, перелет будет рассматриваться отдельно для каждого эскадрона. Все время будет указано по Гринвичу.
Последняя АЕ356 поднялась в небо в 20. Любопытно, что и первая, и последняя машина до места назначения так и не добрались! АЕ310 по расчетам на 02. Сквозь пелену низких облаков пилот смог увидеть железную дорогу и последовал вдоль нее до берега моря.
Далее они летели до острова, который опознали как Кильдин, подверглись обстрелу зениток. Ни выпускание шасси, ни отстрел ракет стрельбу не прекратили. Экипаж считал, что огонь по ним вели корабли из Кольского залива. Получив попадание в правое крыло, они упорно летели дальше, в конце концов, достигли полуострова Рыбачьего, и оттуда по ним тоже палили зенитки крупного калибра.
Однако — что неудивительно — топлива у них уже не хватило. На последних каплях они облетели какую-то большую гору, в сплошной облачности чудом заметили город, опознанный как «Хибины» видимо Кировск и пошли на посадку в поле за ним. Судя по координатам 67. Посадка была совершена в 06.
Уничтожив секретные бумаги, экипаж выбрался наружу и был там встречен тремя детьми школьного возраста. Началось общение — после того, как «пришельцы» сообщили, что они «англиски». Дети взяли шоколад и сигареты, потом отвели трех летчиков в поле, где находились взрослые — без формы, но вооруженные. Радист и капрал пассажир из наземного персонала в это время продолжали дожигать секретные бумаги.
После того, как англичане добрались до деревни, оттуда сделали большое количество телефонных звонков. Пока же летчики всех вокруг щедро угощали леденцами «Лайф Сэйверс» и сигаретами, прибыл какой-то важный чин в отчете он конечно же назван «комиссар» , но понять иностранцев не смог и уехал опять. Англичан тем временем покормили очень скудно, как они не преминули заметить и уложили спать, но стоило им только лечь в кровать — приехало сразу 5 офицеров советских ВВС! Летчиков погрузили на грузовик и увезли на аэродром «Киросш» Кировск , где покормили еще раз и наконец уложили спать по-настоящему.
Около самолета выставили караул из советских солдат. Как вспоминают англичане, все встреченные ими русские были очень дружелюбны, каждому не терпелось чем-то помочь. К сожалению, разговор хоть немного заладился только с одним местным учителем, знавшим иностранный язык. Утром 6 сентября англичане вернулись к самолету, чтобы снять патроны для ракетниц и фотокамеру, а также откопать зарытые рядом с самолетом аккумуляторы и кое-какую аппаратуру.
К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле.
Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже. Взлетевший последним АЕ356 имел на борту, вероятно, самый странный экипаж из всех тридцати двух. По непонятной причине англичане не стали подавать опознавательных сигналов или как-то обозначать себя «друзьями».
Один быстро приблизился. Тут наконец пилот «хэмпдена» выстрелил цветную ракету, однако истребители уже открыли огонь. По какой-то причине радист не смог добраться вниз до люка, чтобы выстрелить еще одну ракету. Не придумав ничего умнее, он открыл ответный огонь и выпустил 2 магазина!
Тогда пилот просто сел на воду у берега. Время было 03. Хотя в отчете написано, что посадка была «отличной», нижний стрелок сержант Тейлор выбраться не смог. Возможно, он был ранен в воздухе, или придавлен при посадке.
Радист из верхней турели вытащить стрелка не смог — мешал спасательный жилет. Так как несчастный не подавал признаков жизни, радист счел его мертвым и тот утонул вместе с самолетом на глубине примерно 9 м. Когда оставшиеся в живых покидали «хэмпден», один из истребителей прошел над ними и обстрелял, к счастью, промахнувшись. До берега было 40 метров, которые англичане успешно преодолели — но там по ним снова открыли огонь, на сей раз какие-то вооруженные люди, не носившие форму.
Волшебное слово «англиски» и тут возымело силу: стрельба прекратилась. Летчиков отвели в хижину и там они смогли обсушить вещи. Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки. Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык.
После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги. Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин. Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе.
Оба этих залива как раз западнее Полярного. Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов. Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби.
Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников. На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м.
Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4. Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен.
Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены.
Помнить – всё!
Приключения англичан в Заполярье: Операция "Оратор" | Иностранная военная интервенция на севере России (известная также как Северная «российская» кампания) была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской. |
Иностранная оккупация Русского Севера: что это было | Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. |
Высадка англичан в Мурманске - Хронтайм | 6 марта 1918 года — высадкой в Мурманске английского десанта с линкора «Глори» началась гражданская война и иностранная военная интервенция на Севере нашей страны. |
24 АПРЕЛЯ 1918 ГОДА В МУРМАНСКЕ ВЫСАДИЛИСЬ АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРВЕНТЫ | К лету 1918 года в Мурманском крае высадились уже более 10 тысяч солдат США, Англии и Франции. |
Англичане высадились в Мурманске
Потом обеспечивает высадку англичан в Мурманске с согласия большевиков и лично Ленина и Троцкого, затем они же объявляют его врагом народа за сдачу Мурманска, но Юрьев-Алексеев продолжает возглавлять совдеп при интервентах еще полгода (!). Потом обеспечивает высадку англичан в Мурманске с согласия большевиков и лично Ленина и Троцкого, затем они же объявляют его врагом народа за сдачу Мурманска, но Юрьев-Алексеев продолжает возглавлять совдеп при интервентах еще полгода (!). Но танков не ждали ни в Мурманске, ни в Архангельске, куда через 5 месяцев высадились новые отряды, так что общее число интервентов на русском Севере достигло 23 тысяч человек.
Почему высадку союзников на Мурмане назвали интервенцией. Один день в истории
в зависимость от хода боевых действий и от степени участия в них Англии и Франции, переговоры с которыми Финляндия вела с декабря 1939 года, надеясь на вторжение союзников непосредственно на территорию СССР, в частности, на высадку англичан в Мурманске. Первыми, опередив американцев, в России высадились англичане: 9 марта, они начали в Мурманске высадку десанта с крейсера «Глори». Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 году для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты, то есть из Британии и Франции. Наличие своих войск в мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Главная» Новости» Высадка англичан в мурманске. прибытие англичан в Архангельск.
Вторжение американских, английских и французских военных в Россию
Чтобы сделать неуязвимыми для внешнего врага берега Советского Союза в Финском заливе, а также берега Эстонии, с которой СССР был "связан обязательством защищать ее независимость", следовало, по мнению советского правительства, обеспечить возможность "перекрыть артиллерийским огнем с обоих берегов Финский залив и не допускать врага к островам, расположенным на подступах к Ленинграду с запада и с северо-запада". Третьим условием было отдаление границы с Финляндией на Карельском перешейке, которая проходила в 32 км от Ленинграда - на расстоянии пушечного выстрела из дальнобойных орудий. Финляндскому правительству предлагалось "по взаимному соглашению и в интересах обеих сторон" сдать в аренду СССР сроком на 30 лет порт Ханко и территорию вокруг него для устройства морской базы с береговой артиллерийской обороной, разрешить советскому правительству держать в районе Ханко пехотный полк, 2 дивизиона зенитной артиллерии, 2 полка авиации, батальон танков - всего не более 5 тысяч человек, а также предоставить советскому морскому флоту право на якорную стоянку в заливе Лаппвик Лаппохия. Советский Союз просил предоставить ему несколько островов в Финском заливе и часть Карельского перешейка, а также западную часть полуострова "Рыбачий" и "Средний" - всего 2761 кв. В обмен предлагал территорию на севере Карелии в районе Ребола и Поросозеро в размере 5529 кв. Показать ещё Ряд авторов считают советско-финляндскую войну прямым следствием заключенного 23 августа 1939 года пакта Молотова-Риббентропа, по которому Финляндия была отнесена к зоне влияния СССР. При этом историк предостерегает, что преувеличивать роль пакта "не следует в том плане, что это договор между двумя государствами". И не факт, что то, о чем договорились между собой Москва и Берлин, поддержали бы Париж и Лондон, и это тоже надо учитывать", - сказал он.
Новая страница 3 Тупик на переговорах о границе Граница по реке Сестре - старому таможенному рубежу, разделявшему Великое княжество Финляндское и Российскую империю, была установлена договором 1918 года об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой, подписанным в Петрограде. В 1934 году договор был продлен до 31 декабря 1945 года. Страны начали обсуждать вопросы, связанные с будущим возможным возникновением войны и тем, какую позицию займет при этом Финляндия, - рассказывает Барышников. Подготовка советско-финской войны 29 октября 1939 года. Военный совет ЛенВО представил наркому обороны Ворошилову "План операции по разгрому сухопутных и морских сил финской армии". Он предусматривал одновременное наступление советских войск на пяти направлениях: Карельский перешеек, Северное побережье Ладожког озера, Улебо, Торнео, Петсамо. ЛенВО приказано завершить к 20 ноября сосредоточение войск.
При этом Генштаб не имел даже подробных топографических карт местности, где планировались боевые операции. Сообщение ТАСС: в 15. Советское правительство заявило, что "считает себя свободным от обязательств, взятых на себя в силу пакта о ненападении, заключенного между СССР и Финляндией и систематически нарушаемого правительством Финляндии". Представителям советского полпредства дано указание немедленно выехать из Финляндии. В войсках ЛенВО, на кораблях Балтийского и Северного флотов закончились последние приготовления к началу боевых действий. Время перехода государственной границы было назначено на 8. Показать ещё Российский ученый считает, что планы СССР 1937 года были реализованы заключением в 1948 году договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, определявший отношения стран до 1992 года.
В отличие от Прибалтики, в случае с Финляндией Советский Союз сразу снял положение о заключении военно-политического союза.
Но это была лишь одна из причин интервенции. Политический хаос в России создавал чрезвычайно удобные условия для разделения страны на сферы влияния, вплоть до установления прямого контроля над наиболее интересными в военно-политическом или экономическом отношении территориями. Мурманск как раз был очень интересен той же Англии — как крупнейший порт региона. Поскольку сами Англия и Франция не обладали в тот момент достаточным количеством сил для проведения интервенции, они обратились за помощью к США. Президент Вудро Вильсон с готовностью согласился помочь. Самое интересное, что интервенция войск Антанты на север России начиналась в форме союза большевиков и Антанты для защиты от немцев и белофинов.
Народный комиссар по иностранным делам Лев Троцкий ответил, что такое предложение нужно поддержать и принять. Поэтому председатель Мурманского совета Алексей Юрьев уже 2 марта 1918 года заключил «словесное соглашение», фактически предоставившее англичанам, французам и американцам возможность хозяйничать на Мурманской земле. Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. К лету 1918 г. С этого момента все приказы военного командования Великобритании, США и Франции становились обязательными к исполнению, запрещалось формирование отдельных русских воинских частей, в крайнем случае могли быть сформированы смешанные русско-иностранные части. Соглашение подписан представитель США капитан 1-го ранга Бергер, командир американского крейсера «Олимпия». Было принято решение расширить военное присутствие на севере России, отправив туда 6 английских, французских и итальянских батальонов и 3 американских батальона.
В начале июля 1918 г. К Архангельску подошли 17 военных кораблей Антанты, высадившие 2 августа в город 9-тысячный экспедиционный корпус. Общая численность интервентов составляла около 24 тыс. Но продвинуться вглубь России интервентам не удалось, осенью 1918 г.
В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией». Лента новостей.
Подготовка к интервенции Антанты на Юге России началась в октябре 1918 года, когда грядущая эвакуация немецких оккупационных войск уже стала неминуемой. Помимо англичан и французов, в российских портах высадились итальянцы, поляки, греки, румыны и сербы. Как указывается в «Истории Украинской СССР», 23 ноября «киевские и одесские буржуазные газеты опубликовали декларацию государств Антанты о начинающейся интервенции». В этой же книге приводится цитата из статьи в меньшевистской газете «Южный рабочий» от 19 ноября: «Вступление союзников на российскую территорию есть событие величайшего политического значения, которое может очень благотворно повлиять на возрождение нашей отчизны». В последние дни ноября в Одессу прибыли французский и английский броненосцы, крейсеры и миноносцы с транспортными судами французских войск, из Тирасполя — эшелон сербских войск, из Новороссийска — отряд польских легионеров. Интервенты заняли Феодосию, Ялту, Евпаторию. Численность войск интервентов составила почти 45 тыс. Участились аресты рабочих, политических заключенных подвергали жестоким пыткам, а затем расстреливали «при попытке к бегству». Интервенты систематически проводили массовые облавы, обыски и аресты, расправлялись с подозреваемыми в сочувствии большевикам без суда и следствия. Сотни коммунистов, революционных рабочих погибли от рук интервентов», — такими были действия английских и французских войск в занятых городах, если верить «Истории Украинской ССР». Поддержка Белого движения была официально свернута англичанами в ноябре 1919 года, когда премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж назвал любую дальнейшую помощь «напрасной тратой сил и средств». Французский флот покинул Черное море еще раньше, в мае, из-за восстания матросов, подвергшихся большевистской агитации и отказавшихся воевать против красных. Одновременно ушли домой сухопутные части.
Иностранной оккупации Русского Севера - 100 лет. Что это было?
Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союзников с территории России. В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией». Лента новостей.
Тогда они повернули обратно и стали следовать за дорогой на север.
Так австралийцы добрались до незнакомого аэродрома, с которого по ним открыли огонь, а сами они не могли понять, что за самолеты стоят на поле. Пришлось лететь дальше, до самого устья Колы, где по ним вышли в атаку 2 «аэрокобры». К счастью, атака была сымитированной, без открытия огня.
Здесь летчики не стали чудить, как экипаж АЕ356 — выстрелили опознавательный сигнал, выпустили шасси. Истребители вышли вперед и отвели «хэмпден» на Мурмаши, куда он сел в 05. Подозрительные «осси» так до конца и не удостоверились, что сели с нужной стороны фронта, поэтому они дружно скушали все свои секретные бумаги и уничтожили журнал перелета.
К счастью, бумаги были рисовые, поэтому никто не получил несварения желудка. Быстро определившись, наконец, с комендантом аэродрома, уже в 12. Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко.
Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси. Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели.
AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них. На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным. До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины.
Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений. Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли.
Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо. В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18.
Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда. При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин.
Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись. Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины.
Еще 4 были повреждены. Здесь мы подходим к одной загадочной истории, связанной с последующей передачей «хэмпденов» СССР. Как мы помним, под Кандалакшей сел на вынужденную самолет с заводским номером АЕ310 — это отмечено во всех английских документах.
Был еще один самолет с похожим номером — АЕ130 из того же 144-го эскадрона. Он благополучно долетел до Африканды в 03. После передачи «хэмпденов» внезапно оказалось, что номер АЕ130 присвоен разбившемуся 5 сентября АЕ310, который так и остался с неправильным номером.
Единственный вариант, как такое могло произойти — путаница при передаче документов АЕ130 очень легко спутать с АЕ310 плюс тот факт, что настоящий АЕ130 стал жертвой немецких бомб 27 сентября. После «Оратора» 22 октября английский летный и наземный персонал отбыл в Англию на прибывших за ними боевых кораблях. Еще с 1-го числа самолеты готовили для передачи советским ВВС — забирать обратно «хэмпдены» никто не собирался.
В процессе первых учебных полетов 12 октября был серьезно разбит Р1287. Хотя пилот, ст. АЕ310, ставший АЕ130, доставили на Ваенгу только в январе 1943 г.
Советским летчикам не понравился «хэмпден» - они считали его капризным, ненадежным, сложным в управлении. Трудно сказать, почему так? Англичане никогда не жаловались на него в таком плане.
К концу 1942 г. Тот же самый перелет в рамках «Оратора» показывает, что машины были способны совершать очень дальние полеты без серьезных аварий. Только один из 32 самолетов можно причислить к жертвам технического отказа — АЕ346, разбившийся в Швеции из-за поломки одного двигателя.
Возможно, дело было в том, что советские пилоты не смогли за короткий срок освоить незнакомый иностранный самолет, плюс техническое обслуживание тоже проводилось не специалистами. Все аварии «хэмпденов» в октябре, пока были еще техники-англичане, были связаны с ошибками пилотов. И вообще, глядя на статистику, сразу видишь, что все потери «хэмпденов» в катастрофах кроме, возможно, одной в июне произошли во время его освоения и первых боевых вылетов в октябре 1942 — январе 1943 гг.
Фото из собрания В. Бондаренко Кроме прочего, англичане, судя по всему, не оставили никаких запчастей, или их запас был сильно ограничен. Все мало-мальски серьезно поврежденные самолеты уже не возвращались в строй, вне зависимости от величины ущерба.
Так было с L4038, требовавшим капремонта после аварии 19 октября, и с АТ145, сломавшим шасси 31 октября. По этой причине на 1 ноября 1942 г. В тот же день, 1 ноября, полк лишился еще одного самолета, когда у Х3022 обрезало на взлете оба мотора.
При посадке на лед самолет взорвался и полностью сгорел, только чудом можно объяснить, что экипаж при этом отделался ушибами. Считается, что у него тоже отказали моторы, самолет потерял высоту и врезался в сопки. Здесь экипажу не повезло и командир 3-й эскадрильи Гарбуз погиб.
Третий такой же случай произошел 21 декабря с Р5315. В результате всех этих потерь на 1 января 1943 г. При этом боевые вылеты самолеты начали еще с 16 декабря 1942 г.
Самый же первый день года опять ознаменовался катастрофой во всех смыслах. При возвращении из боевого вылета с торпедами Х3053 сам по себе упал в море и унес с собой в пучину уже второго командира эскадрильи — на этот раз 2-й капитана Стоянова. Наши считали, что всему виной вражеские зенитки, но немцы этот момент наблюдали и сообщают, что «хэмпден» упал без видимой на то причины: очередная авария.
Капитан Стоянов в кабине «хэмпдена». Наши его нашли и после осмотра решили, что самолет сбит в воздушном бою, но у немцев на него нет никаких заявок, так что это была седьмая авария. Самый же плохой в этом плохом месяце день пришелся на 29 января.
Три раза парами «хэмпдены» атаковали конвой противника, и только в одном случае обе машины сумели уйти без повреждений вторая пара капитана Киселева. Из состава первой пары был подбит самолет ведущего, капитана Трунова — Р1245. Он тянул до базы, но постепенно снизился и рухнул в море около мыса Цып-Наволок.
Экипаж спастись не смог. Последняя пара была выбита полностью: AN126 ст. Наконец, в последний день месяца во время очередной атаки конвоя береговыми зенитками был сбит Р2126 — пилот сержант Дятел.
У нас считалось, что его сбили прикрывавшие конвой истребители Ме-110.
Архангельск; рус. Источник: korvet2. Союзники и белые контролировали порты и прилегающие территории, вели бои за побережье Северной Двины, Мурмана и в Карелии. Постепенно число белых росло: к ним примыкали добровольцы, люди, просто ищущие пайка в голодное время, и мобилизованные. Если в конце 1918 г.
Воевали они за отдельные станции, населённые пункты, участки железной дороги, обеспечивающие нормальное функционирование портов и укреплявшие их оборону. Военные действия на фронте. Противники большевизма здесь ожидали решительной победы Колчака и соединения с его войсками , Деникина или Юденича. В основном белые и интервенты оборонялись и не надеялись совершить стратегически важное наступление на красных. Для этого не хватало людей. У второстепенности Северного фронта было несколько причин и помимо невысокой численности войск.
Белые, как и на других фронтах, не могли наладить единства между собой, а главное — нормального взаимодействия с имеющими здесь ключевое значение интервентами. Союзники и русские. Источник: foto-history. В результате «англичане всегда всё делали по-своему и всегда неудачно». Уважение русских завоевало не командование интервентов, а лишь отдельные офицеры и солдаты вроде капитана Дайера: в одном из боёв он погиб, прикрывая отступление своих русских товарищей.
Одним из первых снарядов были убиты Павлин Виноградов и красноармеец Фомичев. Красные бросились бежать. После боя у Чамово союзники двинулись дальше. В районе села Троица красные выставили морские мины. Англичане были вынуждены остановиться.
Замерзание Северной Двины обычно происходило между 15 октября и 5 ноября. Поэтому осторожные лорды британского Адмиралтейства отдали приказ союзной флотилии заблаговременно уйти в Архангельск. Перед этим Альтхэм приказал свезти на берег часть орудий с прислугой и разместить их в районе Березника. Ободренные уходом вражеской флотилии красные части атаковали позиции союзников и после упорных четырехдневных боев заняли район Борки — Городок. К началу навигации 1919 г. Первоначально в состав союзной флотилии входили четыре речные канонерские лодки: «Кокчафер» «Cockchafer» , «Сайкала» «Cicala» , «Крикет» «Cricket» и «Глоуорм» «Glowworm» , а также два монитора: М-23 и М-25. Все перечисленные суда перешли в Архангельск еще осенью 1918 г. В начале июня 1919 г. Кроме судов специальной постройки в состав союзной флотилии входили моторные катера, тральщики «Fandango», «Sword Dance», «Step Dance», посыльное судно «Бородино», на котором держал свой брейд-вымпел командующий флотилией, шесть быстроходных моторных катеров, вспомогательное судно «Hayderabad», госпитальное судно, баржи и другие плавсредства. Британский монитор М-27 Помимо этого, в распоряжении английского морского командования находились следующие суда со смешанными командами: речная флотилия на реке Северной Двине: две канонерские лодки с английской командой бывшие пароходы «Разлив» и «Адвокат» ; санитарные пароходы «Курьер» и «Вологжанин»; пароход «Вятка», вооруженный 152-мм орудием; пароход «Петр Великий» два 37-мм автомата, 12 автоматических ружей, команда 50 человек ; пароход «Олечка» бывший тральщик, невооруженный ; пароход «Опыт», вооруженный шестью легкими орудиями; пароход «Ретвизан» штабной, с радиостанцией , четыре плота, на каждом по одному 152-мм орудию.
Кроме того, союзники создали небольшую речную флотилию на реке Печоре. На Северной Двине, как, впрочем, на всем Северном крае, интервенты англичане и др. Как писал историк британского флота Генри Ньюболт: «... Большинство относилось к собственной участи фаталистически, с готовностью примириться с тем, что случится, не желая сделать ничего, чтобы повлиять на ход текущих событий. Мурманский край, населенный не очень густо, дал всего 360 добровольцев, но даже в Архангельском районе с гораздо более плотным населением изъявило желание поступить в армию лишь 1900 человек. Карелы не отказывались защищать свою территорию против вторжения финнов и немцев, но не хотели воевать нигде за ее пределами. Укрепления союзников состояли из ряда пулеметных блокгаузов, приспособленных к обороне домов, обнесенных сплошным рядом проволочных заграждений. В деревне Кургомень была установлена тяжелая батарея из двух морских 152-мм орудий. Тыловые позиции союзников находились у села Конецгорского и Пантелеевской Шужега , у устья реки Ваги и у Березников. С 1 мая 1919 г.
В середине мая на фронт прибыла и союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм». Союзникам удалось несколько потеснить красных. Заняв 21 июня линию реки Топса, союзники заставили красных отойти на позицию линии реки Сельменга — на правом берегу, и деревни Сельцо — на левом берегу. Эти позиции были достаточно оборудованы и давали возможность удерживаться на них при условии содействия Северодвинской флотилии. Англичане на захваченном участке реки немедленно приступили к тралению мин и дноуглубительным работам. При этом 24 июня два тральщика — «Fandango» и «Sword Dance» — взорвались на советских минных заграждениях. Выставив минные заграждения в устье реки Топса мины типа «Рыбка» , союзная флотилия продвинулась к деревням Троицкая — Плес, где тоже провела траление фарватера. Там было смешанное заграждение красных из мин «Рыбка» и мин образца 1912 г. Красные заняли позиции у деревни Рубеж в 100 верстах ниже Котласа. У Рубежа было оборудовано заграждение реки Двины.
Для заграждения красные затопили 70 больших лодок и барж, при этом левый рукав преградив совершенно, а в правом оставили «ворота», вблизи которых установили три баржи, которые в случае необходимости можно было затопить и тем самым совершенно преградить устье Двины. Поводом к наступлению стал переход к красным 126 перебежчиков, сообщивших о волнениях в британском полку. Красная пехота атаковала русские белые части у деревни Троица и заставила их отступить в лес, находившийся между Троицей и рекой Сельменгой. На следующее утро белые и англичане начали совместную атаку, и красным пришлось оставить позиции и ретироваться на дальний берег Сельменги. Британская речная канонерская лодка «Глоуором» постройки 1915 г. По советским источникам «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка "Крикет" получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи-мастерской, чтобы спастись от затопления. На канлодке "Сайкала" вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Самолет сел на воду, а его экипаж — летчик Маршалл и наблюдатель Лаксдоун — бежали в лес. Позже их выдали красноармейцам местные крестьяне. Англичане, подтянув силы, попытались перейти в контрнаступление.
Однако, нарвавшись на минные заграждения красных, «просвещенные мореплаватели» вновь отступили. В первой половине августа начался отход британских войск к Архангельску. С отводом вниз британских судов возникли серьезные проблемы в связи с временным обмелением Северной Двины. Так, у деревни Чамово уровень воды на фарватере упал до 2 футов 0,61 м.
24 апреля 1918 года в Мурманске высадились американские интервенты
- Вторжение американских, английских и французских военных в Россию: lsvsx — LiveJournal
- Интервенция в Мурманск
- Иностранная оккупация Русского Севера: что это было
- Иностранная оккупация Русского Севера: что это было: sozero — LiveJournal
- Популяные рубрики
- Интервенция в Мурманск
Еще по теме
- Мурманск в 1918 году » Мурманск в деталях
- Высадка англичан в Мурманске - Хронтайм
- Лента новостей
- Вторжение американских, английских и французских военных в Россию
Забытая оккупация, Американская интервенция в Россию (часть 1)
Глава администрации города Мурманска Юрий Сердечкин совместно с представителями Северного флота ВМФ России и министром внутренней политики Мурманской области Анной Головиной провели торжественную встречу боевого корабля на набережной морского вокзала. Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. После чего англичане стали готовиться к высадке десанта в Архангельске, и одновременно распространяя свою власть к югу по Мурманской железной дороге. К столетию одной интервенции Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. 100 лет назад началась высадка войск Антанты в портах Черного моря, явившаяся очередным этапом интервенции во время Гражданской войны в России.