Александр Ширвиндт сегодня — Урну с прахом Ширвиндта захоронили на Новодевичьем кладбище.
Библиография
- Ширвиндт, Александр Анатольевич — Википедия
- Александр Анатольевич Ширвиндт
- Ширвиндт перед смертью сделал неожиданное заявление об элите России
- Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
Ширвиндт Александр Анатольевич
Когда все вокруг плакали от смеха, на его лице было выражение все той же безмятежности и спокойствия, за что Миронов дал ему прозвище «Железная маска». Однажды Андрей Миронов и Марк Захаров подарили на день рождения Ширвиндту ржавую батарею, которую подобрали у него во дворе. Когда они снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», уговорили водолазов, всегда «дежуривших» возле лодки с артистами, прицепить к удочке Миронова огромного окуня, «выловленного» в ближайшем магазине. Ширвиндт был заядлым рыбаком, и его таким способом было не провести, а «Дрюсик», как он называл друга, был в этом деле профаном. Это был возраст, когда глупости кажутся необычайно остроумными. Помню, как мы один раз ночью жарили шашлыки около аэропорта Шереметьево. И это нам казалось верхом остроумия! Так было не всегда — трубка появилась после того, как однажды, более 40 лет назад, его друг привез ему такой сувенир из заграничной командировки. С тех пор артист действительно не расстается с трубкой.
В его коллекции насчитывается уже более 200 экземпляров трубок, правда, сам он называет это не коллекцией, а «свалкой». На самом деле Ширвиндт отличался редким в актерской среде постоянством — он говорил, что «испортил жизнь» только одной женщине, своей супруге Наталье Белоусовой, с которой провел в браке более 50 лет. У театра его всегда поджидали поклонницы, но актер повторял: «Раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо — мужчина в полном рассвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный... Разве перед таким устоит женское сердце? Но, к сожалению, я однолюб…».
Александр Ширвиндт «стер себя с лица земли» Поделиться: Художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт выпустил автобиографию. Объем книги всего 319 страниц. Именно поэтому автор говорит, что книга «слишком худая», однако в данном контексте худой — не значит «плохой». Александр Ширвиндт определяет жанр своего произведения как «город-книга».
Из-за возраста и хронических заболеваний артист перестал посещать мероприятия, а о проблемах и вовсе говорит с неохотой. Новое появление 89-летнего Ширвиндта в театре спровоцировало нешуточный переполох: пропавший из поля зрения на время актер сильно сдал, набрал лишний вес и все чаще сидел, чем вставал и ходил. Для опоры актер использовал трость, а говорить предпочитал исключительно шепотом, пишет портал utro.
Я не могу взять на себя ответственность, потому что уже в элите позапрошлого века нахожусь. Могу ошибаться в вопросах нынешней элиты России. А вот в спорте Ширвиндт был куда более подкован. Он старался не пропускать спортивные трансляции: с удовольствием смотрел биатлон, лыжи, хоккей и фигурное катание. Наблюдал он и за допинговым скандалом с участием Камилы Валиевой. Еще до того, как спортсменку дисквалифицировали, Ширвиндт призывал ее не падать духом.
Александр Ширвиндт: тайна необычной фамилии
- Новости дня
- Обратите внимание:
- «Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
- Александр Ширвиндт «стер себя с лица земли»
- «Встречи с настоящими людьми». Александр Ширвиндт
- Краткая справка
Александр ШИРВИНДТ
Сегодня, 19 июля, отмечает День рождения советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и сценарист, Народный артист РСФСР, Художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Анатольевич Ширвиндт. Родители Ширвиндта предполагали, что карьера сына также будет связана с музыкой, но сложилось по-другому. Новости по тегу: Александр Ширвиндт. Накануне Александр Ширвиндт пришел на столичную конференцию, посвященную 100-му сезону Театра Сатиры. Александр Ширвиндт – народный артист, актер кино и театра, режиссер театра, профессор, сценарист и телеведущий. Творческий вечер выдающегося советского и российского актёра театра и кино, театрального режиссёра, сценариста, художественного руководителя театра сатиры, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Александра Анатольевича Ширвиндта.
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
В 1968 году Ширвиндт перешёл работать в театр на Малой Бронной, где главными его спектаклями были «Ромео и Джульетта», а также «Как вам это понравится». Но уже через два года — в 1970-м — переходит в Московский театр Сатиры, где сначала он стал актёром, а после уже и режиссёром. Именно Театр сатиры стал для артиста вторым домом, в котором он до последнего выходил на сцену. Целая россыпь звёздных ролей была у него в эти годы — «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день», а в 2018-м Ширвиндт сыграл свою последнюю главную роль — пожилого клоуна Петра Зарайского в постановке «Где мы? В 1970-м году на сцене любимого театра он поставил спектакль с другом и коллегой Марком Захаровым «Проснись и пой!
А затем из-под его пера выходили «Слишком женатый таксист», «Брависсимо! Эксперты говорят, что расцвет театра пришёлся именно на то время, когда в нём был Ширвиндт. Именно поэтому ему в 2000-м предложили стать худруком, хотя он фактически был им до этого. В 2015-м Театр Сатиры стал одним из самых посещаемых — за год в нём побывали 2,5 млн зрителей.
В 2021-м Александр Анатольевич покинул пост худрука Театра сатиры, когда закончился срок его договора. Но реальная причина была в неважном самочувствии актёра. На общем собрании труппы представили нового худрука Сергея Газарова, президентом избрали Ширвиндта. Кино в жизни Александра Ширвиндта Дебют актёра в кино состоялся в 1956 году в комедии «Она вас любит», где он сыграл эпизодическую роль.
Изначально в проект планировали позвать Михаила Козаченко, но тот не смог добраться на съёмки, поэтому позвали Ширвиндта. Затем был пробел, так как актёр всецело посвящал себя театру, но мечты о кино никуда не делись. В 1967 году он сыграл в картине «Майор Вихрь». Одним из главных фильмов в своей карьере артист считал легендарную «Иронию судьбы, или С лёгким паром!
Ширвиндту досталась роль Павлика, друга главного героя. Также Рязанов после приглашал актёра поработать в «Вокзал для двоих» и «Забытую мелодию для флейты». Очень по ним тоскую, конечно. Причём сны не «ретро»: я вижу их сегодняшними, наши последние встречи.
Все мои перемёрли. Снаряды всё чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел, — мрачно рассуждал Ширвиндт. А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон.
Легендарный фильм «Трое в лодке, не считая собаки» не был бы таким популярным, если бы не знаменитое трио Ширвиндт, Державин и Миронов. А в 1985 году на экраны вышла картина «Самая обаятельная и привлекательная», где Александру Анатольевичу досталась роль мужа Сусанны. Хотят попасть в Книгу рекордов Гиннеса.
Должны быть оазисы, просветы. Жизнь-то одна… Так что внутри любого кошмара надо пытаться искать позитивные эмоции». Но есть еще и физиология, она к 80 годам довлеет над всеми параметрами. Когда тебе ни сесть, ни встать, тогда все подчиняется этому, и «физика» начинает диктовать. Когда встал, а коленка не разгибается, то становишься и скупым, и злым, и жадным. Причем одновременно.
А если коленка чудом разогнулась, то все готов отдать, ничего не пожалеть. В процессе взросления и старения отдыхательные позывы становятся антитусовочными. Тянет под куст с минимальным окружением. Поэтому в ситуациях, когда я с кем-то не согласен, когда я возмущен, затыкаю себе рот курительной трубкой и глубокомысленно и иронично киваю, киваю, киваю… Со стороны и не поймешь, что я там действительно думаю». Значит, наш мужской удел — делать перечисленных счастливыми». Это сохранило шевелюру, гладкую кожу морды лица и инфантилизм старого мудака». Родителей не выбирают — их ласково пережидают!
Как жил до 80 — так и доживай. Это пагубные стремления — жениться на 20-летней, бросить курить, завязать с выпивкой, перестать материться — и всё, ты уже там». О верности и молодости «Жён на старости лет не меняют! Все эти культы молодости, новомодные силиконы — химия. А я люблю натуральный продукт. Пусть он уже не очень свежий, зато я буду знать, что он выращен в огороде, а не в химической лаборатории… И сам буду доживать со своим лицом, и ничего в нем менять не буду. Помню, меня покойная Люся Гурченко как-то заставила челюсть сделать — для голливудской улыбки. Мы с ней снимались в фильме «Аплодисменты, аплодисменты…». Она сказала: «Всё, я сниматься с тобой не буду, езжай делать челюсть! В общем, она меня дожала. Я и поехал. Делали мне челюсть не у дантистов, а в мастерской на «Мосфильме». Залили в рот самосвал бетона — я чуть не задохнулся. А потом слепили страшную белую челюсть каких-то лошадиных размеров… Я приехал в Ленинград, воткнул её в рот и спросил Люсю: «Ну, ты шовольна? Я шепель шкашать нишего не могу». А она: «Зато как выглядишь! А до этого — аж 21 год назад, в 1995. Тогда убили Рабина, и у нас отменился спектакль в Хайфе.
У нас собирались великие люди — Журавлев, Яхонтов, Качалов… Они читали матери свои программы, играли в преферанс. Все было спокойно, не на бегу. Были компании, клубы как мы называли их — клуМбы по интересам. А сейчас большой разброс возможностей: четыреста каналов телевидения, только официальных театров в Москве — больше восьмидесяти! Информации полно. У людей голова кру? Огорчает меня сегодня человеческая некоммуникабельность, абсолютная поверхностность взаимоотношений. Искренность как явление выхолощена. Огромная шапка вранья и словоблудства очень давит… Мои ряды редеют. Вот посмотри мою записную книжку, почти все фамилии и телефоны вычеркнуты. Падеж плотный. Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне: «Алло, это 26-й канал. Скажите ваше мнение о нем». И такой голос еще противный. Я уже превратился в атрибут ритуальных услуг. Как это понимать? А ты во всем этом существуешь, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился. Страшно выглядеть идиотом. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично. Чушь полная! Невольно начинаешь думать, что Всевышний всерьез нацелился собрать труппу из лучших исполнителей для небесного театра теней. Может, и мне там какая-нибудь роль припасена. По обыкновению — второго плана. Никому не известно, когда уйдешь. Главное, не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Чтобы не было как у Пушкина: «…но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя! С одной стороны, хорошо, но иногда мешает. Я завидовал и завидую актерам, которые обожают играть, не мыслят себя нигде — только на сцене. Я просто очень дисциплинированный человек. А вот если бы найти профессию, чтобы, как говорил Толя Папанов: «Скорее бы ночь прошла — и снова на работу…» Он шутил, конечно, но все-таки… Гораздо хуже, когда: «Скорее бы кончился спектакль, а завтра, слава богу, я не играю». Вот основная боль моей старости. Но сейчас уже поздно становиться хирургом или, как я мечтал, таксистом… — Ваш рабочий стол буквально завален пьесами. Неужели все успеваете прочитать? Мол, где-нибудь в Сызрани с огромным успехом идет спектакль такого-то автора «Писькин кот», все это с фотографиями. И дальше страниц на шестьдесят какой-нибудь бодяги. А не читать нельзя, потому что — вдруг Гоголь или Горин. Можешь представить, чтобы Ширвиндт начал бегать с пистолетом? С голоду не подыхаю. Буду идти по своей дорожке с теми, кого я люблю и кто меня любит» — Хорошо, когда импровизация все-таки продумана заранее. Это очень тонкий момент. Что касается меня, я обожаю импровизацию и в жизни, и на сцене. Стараюсь привить это своим ученикам. Но, знаешь, импровизация очень опасная вещь. Есть люди, которые имеют право и умеют импровизировать, а есть — кто обожает это делать, но не умеет, и тогда получается бог знает что. В моем возрасте начинать творческий поиск почти неприлично. Я отдаю себе отчет в том, что нужно не делать резких, скандальных движений. Ведь бывает, кто-то возьмет и решит на старости лет: «Скажу всю правду! Нам нужно знать, что Лермонтов ходил с грязными воротничками, а Пушкин переспал со всем женским населением Псковской области? Не нужно. Поэтому удивлять себя и окружающих какими-то не присущими мне творческими марш-бросками или писать разоблачительные мемуары я не буду.
В возрасте 89 лет умер Александр Ширвиндт
Главная» Новости» Ширвиндт андрей внук александра ширвиндта последние новости. Творческий вечер выдающегося советского и российского актёра театра и кино, театрального режиссёра, сценариста, художественного руководителя театра сатиры, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Александра Анатольевича Ширвиндта. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой.
«Последний из могикан»: как жил и чем запомнился Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт в фильме *Забытая мелодия для флейты*, 1987 | Фото. С 1957 года Александр Ширвиндт женат на архитекторе Наталье Белоусовой. Художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт выпустил автобиографию. Все это время Александра Ширвиндта поддерживала супруга, на которой он женат более 60 лет. В 2016 году Александр Ширвиндт в программе «Вечерний Ургант» представил свою новую постановку «Никогда не поздно».
«Ника», слухи о болезни, критика артистов: где сейчас Александр Ширвиндт
Маленькому Ширвиндту страшно нравилось скользить по паркету в плавных вальсах и полонезах, а также смотреть на девчонок в воздушных платьях. Решение о своей дальнейшей судьбе Ширвиндт принимал под впечатлением от образа жизни именитых друзей родителей и подал документы в несколько театральных. Поступать, как он сам признавал, особенно не готовился и в своей программе использовал знания, полученные на кружках дополнительного образования — на танцах и музыке. Однако талантливого юношу с яркой внешностью сразу же заметили в Высшем театральном училище имени Щукина.
Роль в спектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» 1973 Ширвиндт был любимчиком у педагогов. Статный юноша с неповторимым низким голосом и благородной манерой речи, пересыпанной короткими саркастическими ремарками, нравился учителям, ему прочили большое будущее. Сразу после вуза еще юного Сашу пригласили в Театр киноактера, созданный специально для актеров, которые временно не заняты в съемках.
Работа там подтолкнула Ширвиндта к новому горизонту. По сюжету, скромный зоолог Канарейкин влюбляется в спортсменку и посылает ей восторженное письмо , однако по ошибке вкладывает в конверт фотографию оперного певца, красавца Вадима Ухова, который очаровывает девушку и почти заводит с ней роман. Но его моральные качества в итоге оказываются недостойными советской спортсменки.
Эффектного, но недалекого и трусливого красавца как раз и сыграл Александр Ширвиндт, которого на площадку вместо себя привел его друг Михаил Козаков. Зрители запомнили Александра, однако новых звёздных ролей сразу не последовало. В кино его не особенно звали, зато в театре актер отличался и скоро был переманен в Ленком, а затем, на несколько спектаклей, приглашен в театр на Малой Бронной.
В кино Ширвиндт продолжал сниматься, но роли заметными не были. В середине 70-х уже взрослый и известный в театральном кругу артист попадет на одну из эпизодических ролей в культовую рязановскую «Иронию судьбы». Он сыграет там яркого, хотя и довольно спокойного персонажа — и вот только после этого проснется по-настоящему знаменитым.
Ироничный, элегантный, ни в каких обстоятельствах не теряющий лицо Павлик навсегда поселился за новогодним столом всех россиян. Мало кто знает, что закадровый голос в «Иронии судьбы» — голос автора, представляющего в начале героев фильма, тоже принадлежит Ширвиндту. Так же, как его голосом говорят некоторые персонажи любимых мультфильмов.
В частности, Чеширский кот в «Алисе в стране чудес». А вот в бутылках с водкой должна была быть налита вода. Однако у одного из актеров случился день рождения в первый день съемок сцены.
Не сговариваясь, все принесли ему в подарок настоящую водку и заменили ею бутафорские бутылки. Когда режиссер понял, откуда у него в кадре такая точная игра, была уже глубокая ночь. Рязанов планировал переснять все сцены, чтобы не показывать зрителю актеров «под мухой», но, отсмотрев получившиеся кадры, остался удовлетворен: смотрелись ребята очень органично.
Выдающийся артист, режиссер, человек О смерти Александра Ширвиндта стало известно вечером 15 марта. По официально не подтвержденным данным, он скончался из-за проблем с сердцем. Еще в 2022 году артисту диагностировали стенокардию, а с 2019-го он носил кардиостимулятор.
Соболезнования семье народного артиста выразил президент России Владимир Путин. О нем тепло говорят все коллеги. Актриса Ольга Будина в беседе с «360» отметила, что Ширвиндт был совершенно уникальным, прекрасным, благородным и мудрым человеком.
Фраза банальная, но это действительно так. Ширвиндт — это целая эпоха. Пока очень сложно подобрать слова», — призналась она.
Это легенда. Не только выдающийся артист и режиссер, но и выдающийся человек. Его любили родные, близкие и друзья.
Виктор Винокур юморист С Ширвиндтом, рассказал артист, они познакомились в 1980 году, когда драматург и сценарист Аркадий Арканов предложил Винокуру написанный спектакль «Выхожу один». Мы с Левоном Оганезовым его много лет играли и сдружились с Александром Анатольевичем — до последних дней», — подчеркнул он. Эту черту отметил и советский и российский актер театра и кино Юрий Васильев.
Когда он участвовал в мероприятиях, все всегда ждали, что скажет Ширвиндт. Потому что его переюморить нельзя было. Юрий Васильев актер театра и кино Певец Лев Лещенко назвал Ширвиндта примером правильного и интеллигентного человека, добрейшего, щедрого душой и искреннего.
Поэтому после того, как новый руководитель Сергей Газаров подробно рассказал про подготовку к празднованию 100-летию театра, про отгремевшие и будущие премьеры, про ремонты и зарплаты, актеры устремились к своему "папе", как за глаза называют Ширвиндта. Можете ему жать руку, но не более". Вероятно все дело в короновирусе, который снова набирает силу в Москве. Народный артист уже болел им и даже лежал в больнице. Учитывая почтенный возраст, повторения такого испытания допустить нельзя.
Поэтому всеми силами сопротивлялся отцовскому диктату. Чаще всего это выглядело следующим образом. Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы.
Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались. Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил.
Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно. Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе.
Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили. Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют.
Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс. Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню.
Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком. Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой.
Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем? Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой.
Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить. Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем.
Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм».
В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин.
Молодежь театра представляли актеры: В. Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков.
Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа.
Александр Ширвиндт как особое явление (в театре, жизни и любви)
Отец Анатолий Ширвиндт был скрипачом, который служил в оркестре Большого театра и постоянно ездил с гастролями по всему Советскому союзу. Мать Раиса Ширвиндт — по образованию актриса, но карьера ее продлилась недолго — из-за проблем со здоровьем ей пришлось покинуть сцену и занять пост главного редактора концертного отдела Московской филармонии. Но сцена ее не отпускала, поэтому она часто уезжала на гастроли вместе с мужем. Анатолий Ширвиндт настаивал на том, чтобы сын отучился в музыкальной школе, что Александр и попытался сделать, однако хватило его только на пять классов.
Папа сдался», — вспоминал сам Ширвиндт период обучения в музыкальной школе. Детство Ширвиндта прошло в окружении актеров Василия Качалова, Ростислава Плятта, Леонида Утесова и других именитых людей того времени. Про начало карьеры актера Первым театром, куда Ширвиндт поступил после окончания Щукинского театрального института в 1956 году, был Театр-студия киноактера.
Но уже через год он перешел в труппу Московского театра Ленинского комсомола который сейчас известен как «Ленком» , где и стал по-настоящему известным. Он прослужил в этом театре более 10 лет и сыграл в большинстве культовых постановок, включая «Чайку», которую ставят и сегодня. После этого два года он прослужил в театре на Малой Бронной, но уже в 1970 году перешел в Театр сатиры, который буквально стал вторым домом и где дальше и развивалась его карьера.
Про работу руководителем Театра сатиры В театр он пришел еще в 1970 году, а в 2000 году получил должность худрука. Ширвиндт пробыл бессменным руководителем Театра сатиры более 20,5 лет.
Дядя родной брат отца — первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович Гдальевич Ширвиндт 1891—1958. Другой дядя брат-близнец отца — педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович Гдальевич Ширвиндт 1896—1966 , старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР. В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой.
Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» О. Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С. Гиацинтова и С. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей. В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года. С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.
С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры. Первая роль в Театре сатиры — граф Альмавива в знаменитой постановке В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше 1970. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!
Неоднократно выступал в качестве автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам — 50» совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 и «Концерт для театра с оркестром» 1982 , а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи... Всего за время работы в Театре сатиры поставил более 10 спектаклей. Автор и режиссёр-постановщик юбилейных вечеров актёров Театра сатиры Татьяны Пельтцер, Георгия Тусузова, Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольги Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры.
Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи... Особое место в творчестве Александра Ширвиндта занимает эстрада. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л.
В 1958 году у пары родился сын Михаил. Мальчик рос хулиганистыми и со строптивым характером — зачастую родителей вызывали в школу, два раза Мишу Ширвиндта даже отчислили из учебного заведения. Когда ребенку исполнилось 10 лет, семья переехала в квартиру на Котельнической набережной. Во-вторых, заниматься не только бытом, деторождением, но и профессией. И профессии у мужа с женой должны быть разные. Моя жена — известный ведущий архитектор.
Много строила, изобретала. Я тоже довольно плотно занимался работой в театре и кино. RU «Времени на выяснение отношений не было. А когда супруги круглые сутки нос к носу, возникает нехватка воздуха. А он и есть гарантия крепкого брака» Александр Ширвиндт Все новости о прощании и похоронах мэтра мы собираем в одном материале.
Уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б. Щукина курс Веры Константиновны Львовой. С первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита. В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа». В том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола. Дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная». Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики! Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики! Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Но основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» А. Чехова, Людовик в «Мольере» М. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.
Александр Ширвиндт как особое явление (в театре, жизни и любви)
В следующем году народный артист РСФСР Александр Ширвиндт готовится отпраздновать 90-летний юбилей, однако уже сейчас деятель культуры подводит некоторые жизненные итоги. Лишь недавно актер театра и кино всерьез задумался о здоровье: все чаще в последнее время актера подводят ноги. Из-за возраста и хронических заболеваний артист перестал посещать мероприятия, а о проблемах и вовсе говорит с неохотой.
Где А — расстояние от писателя до упомянутой рекламы, а В — до Толстого.
Отрицательное итоговое значение означает неимение таланта. Положительное — его наличие, а само число — величину. Дело за малым: определить точное расстояние между «рекламой проституток» и Толстым, единицу измерения в этой системе координат и параметры, по которым мы располагаем там конкретную точку...
Автор «Отрывков…» — человек, говоря его же словами, «весь в себе, и ему с собой интересно». Хорошо в данном случае , что читателя тоже вовлекают в этот процесс. Таких, как Александр Ширвиндт, действительно осталось мало.
Уходит прекрасная, ужасная, во многом уникальная и прямо влияющая на сегодняшний день эпоха. Пока «новая шелупонь раздражается от остаточного присутствия недовымерших авторитетов», есть еще возможность внимательно вглядеться в них. И если уж Ширвиндт, постоянный автор журнала «Театрал», где он выступает в жанре «личностных некрологов», советует после своего ухода следующее: «...
Мало того, книга Ширвиндта снова убеждает читателя в том, что и мемуары вообще не типовое развлечение знаменитостей, когда по специальности работать поздно, а умирать рано. Это эпизод биографии, от которой уже не отнять определение «творческая». Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Огромная шапка вранья и словоблудства очень давит… Мои ряды редеют. Вот посмотри мою записную книжку, почти все фамилии и телефоны вычеркнуты. Падеж плотный. Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне: «Алло, это 26-й канал. Скажите ваше мнение о нем».
И такой голос еще противный. Я уже превратился в атрибут ритуальных услуг. Как это понимать? А ты во всем этом существуешь, пытаясь участвовать, разобраться и даже действовать. А потом я успокоился.
Страшно выглядеть идиотом. Теперь отношусь к происходящему вокруг с багажом опыта, иронично. Чушь полная! Невольно начинаешь думать, что Всевышний всерьез нацелился собрать труппу из лучших исполнителей для небесного театра теней. Может, и мне там какая-нибудь роль припасена.
По обыкновению — второго плана. Никому не известно, когда уйдешь. Главное, не впадать в депрессию. Не допустить, чтобы тебя жалели. Чтобы не было как у Пушкина: «…но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!
С одной стороны, хорошо, но иногда мешает. Я завидовал и завидую актерам, которые обожают играть, не мыслят себя нигде — только на сцене. Я просто очень дисциплинированный человек. А вот если бы найти профессию, чтобы, как говорил Толя Папанов: «Скорее бы ночь прошла — и снова на работу…» Он шутил, конечно, но все-таки… Гораздо хуже, когда: «Скорее бы кончился спектакль, а завтра, слава богу, я не играю». Вот основная боль моей старости.
Но сейчас уже поздно становиться хирургом или, как я мечтал, таксистом… — Ваш рабочий стол буквально завален пьесами. Неужели все успеваете прочитать? Мол, где-нибудь в Сызрани с огромным успехом идет спектакль такого-то автора «Писькин кот», все это с фотографиями. И дальше страниц на шестьдесят какой-нибудь бодяги. А не читать нельзя, потому что — вдруг Гоголь или Горин.
Можешь представить, чтобы Ширвиндт начал бегать с пистолетом? С голоду не подыхаю. Буду идти по своей дорожке с теми, кого я люблю и кто меня любит» — Хорошо, когда импровизация все-таки продумана заранее. Это очень тонкий момент. Что касается меня, я обожаю импровизацию и в жизни, и на сцене.
Стараюсь привить это своим ученикам. Но, знаешь, импровизация очень опасная вещь. Есть люди, которые имеют право и умеют импровизировать, а есть — кто обожает это делать, но не умеет, и тогда получается бог знает что. В моем возрасте начинать творческий поиск почти неприлично. Я отдаю себе отчет в том, что нужно не делать резких, скандальных движений.
Ведь бывает, кто-то возьмет и решит на старости лет: «Скажу всю правду! Нам нужно знать, что Лермонтов ходил с грязными воротничками, а Пушкин переспал со всем женским населением Псковской области? Не нужно. Поэтому удивлять себя и окружающих какими-то не присущими мне творческими марш-бросками или писать разоблачительные мемуары я не буду. Буду идти по своей дорожке с теми, кого я люблю и кто меня любит.
Я, кстати, очень люблю людей, которые меня любят. Мне порой говорят: «Как ты можешь общаться с этим говном? Пусть меня любит и говно». Ведь хороших людей немного, а любви хочется побольше. Вот чувство, что я сам себе не надоел, возникает редко.
Причем в жизни сам себе я надоедаю больше, чем в творчестве. Но глупо на это жаловаться в моем возрасте.
Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру. Режиссерская карьера Александра Ширвиндта В театре Сатиры Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи…», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». На фото: художественный руководитель театра «Сатиры» Александр Ширвиндт перед началом спектакля «Укрощение строптивой» в постановке В. Плучека на сцене Московского академического театра Сатиры, 2009 год. Популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Его голос невозможно было не узнать.
Публика также была в восторге от выступления дуэта Ширвиндт-Державин. Их миниатюры, остроумные и тонкие не оставляли равнодушными телезрителей. На фото: художественный руководитель театра Сатиры Александр Ширвиндт и актер Михаил Державин слева направо в рабочем кабинете А. Ширвиндта, 2007 год. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами. Он и сейчас продолжает писать: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности. На фото: Александр Ширвиндт на презентации своей книги "Проходные дворы биографии". Его единственной супругой стала архитектор Наталья Белоусова.
«Встречи с настоящими людьми». Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Президент Театра сатиры народный артист РФ Александр Ширвиндт умер на 90-м году жизни, сообщил ТАСС со ссылкой на художественного руководителя Театра сатиры Сергея Газарова. Отношения легенды советского кинематографа — Ширвиндта Александра с супругой — Натальей Белоусовой. Все это время Александра Ширвиндта поддерживала супруга, на которой он женат более 60 лет. С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры. Заказывайте продукты и готовую еду себе и своим близким в : бизнесом эффективно. Скидки до 40% на Битрикс24.
Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
В советский период Александра Ширвиндта стали активно приглашать на телевидение. Александр Ширвиндт о грустной телефонной книжке, должности президента подземного перехода и любви ГАИ к юмору. Народный артист России Александр Ширвиндт умер 15 марта, за четыре месяца до 90-летнего юбилея. С 1970 года Александр Ширвиндт работает в Московском театре сатиры.