В третьей части интервью Маргариты Русецкой под рубрикой «Таланты ЮАО» речь идет о маме, первом рабочем кабинете и таком многоликом Чертанове. До нее этот пост занимала Маргарита Русецкая, которая сейчас является депутатом Московской городской думы и членом совета при президенте по русскому языку. Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина, доктор педагогических наук, профессор Маргарита Русецкая выступила на 460-м заседании Совета Федерации с докладом на тему «Языковая политика – фактор развития человеческого потенциала и национальной. Маргарита Русецкая — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости.
Новости. Маргарита Русецкая
Об этом рассказала парламентарий Мосгордумы Маргарита Русецкая, которая отметила, что акция успешно помогает книгам найти новых хозяев и поддерживает принципы экологичного отношения к вещам. выдающегося лингвиста, док Смотрите видео онлайн «Маргарита Русецкая о своем. Русецкая. Маргарита Николаевна. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Ректор, доктор педагогических наук.
Маргарита Николаевна Русецкая
Именно поэтому наше участие и тепло так важны. Мы можем подарить деткам положительные эмоции. Приятные сюрпризы помогут поддержать в ребятах боевой дух и нужный для выздоровления настрой. Очень хочу, чтобы настольные игры, интересные книги или игрушечные машинки помогли маленьким пациентам в их борьбе с недугом». Порадовать и поддержать маленьких пациентов больниц может каждый.
Более того, сейчас уже где-то существуют редакторские отделы, которые должны как раз обеспечивать орфографическую и пунктуационную чистоту, лингвистическую корректность в документах. Но на практике этого не происходит. Очень много нареканий к этому накопилось, поэтому сейчас опять заговорили о том, что нужно с этим что-то делать. В новый законопроект добавили уточнение: должна будет появиться предварительная обязательная лингвистическая редактура документов. Можно было бы здесь возликовать! Но не тут то было…Читаем пояснительную записку к закону: дополнительного финансирования закон не потребует. Новая ставка — это дополнительные деньги. Значит, их не будет. Чтобы повысить квалификацию и обучить новым компетенциям имеющийся персонал, тоже нужны дополнительные деньги. Если они сейчас не справляются с этим, значит, нужно сформировать у них какие-то новые знания, умения, навыки. Это тоже дополнительная работа. Но денег выделять никто не намерен. На мой взгляд, тогда остается единственный вариант. Значит, с тех, кто пишет эти документы, нужно будет спрашивать более строго и наказывать за ошибки. Это не потребует дополнительных финансов. Вы будете участвовать в обсуждении этого законопроекта в Госдуме и правительстве? Мосгордума этот законопроект обсуждала еще год назад. Мы не спорим с его важностью и значимостью. Но в текущем его варианте поддержать его сложно. Слишком много сомнений, много вопросов к тому, как он будет работать. Нужно еще раз подумать о том, как это может быть реализовано на практике. Сейчас мне это кажется преждевременным. То, что такой закон внесен, это замечательно. Но хотелось бы, чтобы были услышаны наши предложения рассмотрение законопроекта в Госдуме в первом чтении намечено на середину декабря — прим RTVI. Может ли чиновник «опупеть» Вы входите в правительственную комиссию по русскому языку, которая будет заниматься формированием требований для нормативных словарей и справочников. Вы считаете, что запрос от общества есть для этой работы? Начну с лирического отступления…В 2020 году, кажется, в орфографическом слова появилось 675 новых слов. В этом году — 150. Какие процессы происходят в языке, которые потребовали внесения их в орфографический словарь? Переход этих слов из просторечной, обиходной коммуникации в печатные издания. Видимо, частота появления этих слов на страницах СМИ, в том числе в печатных текстах, потребовало их кодификации. У филологов возник вопрос, как эти слова правильно писать: через «е» или через «э». Ученые фиксируют языковой спрос на норму и вносят слово в словарь, тем самым закрепляя то или иное написание. Дело благое вроде бы. Можно ли теперь использовать это слово в публичной и официальной коммуникации, если оно есть в орфографическом словаре? Можно ли чиновнику в своем докладе сказать: «Я опупел от того, что я прочитал»? Грань очень тонкая, как вы видите. Когда еще могут потребоваться нормативные словари? В судебных разбирательствах бывают ситуации, когда судья не знает, к какому источнику обратиться для уточнения информации.
Ими, командой учеников и друзей 90-летней легенды. И теперь в день Славянской письменности, в дни форума, они уже больше не нужны? Приветствия в красных папках заменят близкий круг преемников академика? А что такое 6 июня для целого сообщества? Не просто День государственного языка и рождения солнца русской поэзии. Не просто традиционный митинг в Москве на Пушкинской площади, который обычно ведет директор музея поэта Евгений Богатырев. Но непременно - Маргарита в карусельном кругу студентов: китайцев, сирийцев, сербов, читающих Пушкина. Кстати, одна из последних ее просьб: очень нужен Институту русского языка современный кампус для иностранцев, приезжающих в Москву на стажировку со всего мира. Знаете что, Маргарита, как там у бессмертного Булгакова? Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут".
Вы руководите работой института, в число профильных задач которого входит сохранение и продвижение русского языка в мире. А это работа на стыке образования и воспитания, где востребована продукция и разработки, поддерживающие интерес к языку у детей. Мы считаем, что успех индустрии детских товаров является результатом слаженной работы большого количества систем и отраслей, а также своевременного развития сотрудничества с ведущими научными сообществами. Вы являетесь одним из самых значимых экспертов для нашей Ассоциации.
Время эксперта. Маргарита Русецкая
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Выпускница МПГУ, училась по специальности «логопедия с дополнительной специальностью филология». Закончила в 1997 году. Профессор, доктор педагогических наук. |
Русецкая Маргарита Николаевна | Выпускники | Главный портал МПГУ | Маргарита Русецкая считает, что такой способ отдать свой голос очень удобен и что в будущем, возможно, онлайн-формат голосования будет во многих отраслях нашей жизни. |
АИДТ поздравляет Маргариту Николаевну Русецкую с Днем рождения! | Ранее Наталья Трухановская возглавляла Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки в апреле этого года, после завершения контракта ее предшественницы Маргариты Русецкой, Трухановскую назначили исполняющей. |
Маргарита Русецкая — последние новости | Маргари́та Никола́евна Русе́цкая — российский филолог, логопед, организатор образования и науки. Директор Корпоративного университета московского образования (с 12.08.2022). |
Наградили лауреатов Международного конкурса «Российской газеты» | Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина, доктор педагогических наук, профессор Маргарита Русецкая выступила на 460-м заседании Совета Федерации с докладом на тему «Языковая политика – фактор развития человеческого потенциала и национальной. |
Маргарита Русецкая гонит… «под маской беспартийности»
Маргарита Николаевна Русецкая | Маргари́та Никола́евна Русе́цкая — российский филолог, логопед, организатор образования и науки. Директор Корпоративного университета московского образования (с 12.08.2022). |
АИДТ поздравляет Маргариту Николаевну Русецкую с Днем рождения! | представляет интервью с ректором Государственного института русского языка им. а Маргаритой Николаевной Русецкой, которая примет участие в предстоящем 27 сентября в Баку Девятом российско-азербайджанском межрегиональном форуме. |
Время эксперта. Маргарита Русецкая
Маргарита Русецкая заявила о необходимости ликвидации работающих под видом хостелов общежитий | Русецкая Маргарита Николаевна. Избирательный округ №30. Дорогие друзья! |
Русецкая Маргарита Николаевна (ИНН 772640448197): в каких фирмах директор, учредитель | Читайте последние новости на тему маргарита русецкая в ленте новостей на сайте Аргументы недели. |
Гость программы “Женщина третьего тысячелетия”-Русецкая Маргарита Николаевна
Тем более в законодательной базе произошли значительные изменения», — напомнила ректор Института Пушкина. С 1 сентября 2020 года действует поправка к закону «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет воспитание как неотъемлемую часть образования и содержит требования к образовательным организациям, в том числе к вузам, о необходимости разработки программ воспитательной деятельности как части образовательной программы бакалавриата и специалитета. Вузы должны разработать цели, задачи воспитательной работы, ее методические формы, организационные основы, календарный план реализации. Таким образом, сейчас закладывается система, результаты которой потом будут оцениваться в рамках мониторинга эффективности деятельности вузов. Маргарита Русецкая рассказала: «Определений воспитания множество, оно дано и в законе об образовании. Вместе с тем четко нигде не сказано, на какой возрастной период распространяется воспитание. Психологи говорят, что воспитание человека возможно только до трех лет. Педагоги чуть более оптимистичны, они считают, что воспитание возможно до 12-14 лет, — периода формирования личности. Мы исходим из того, что воспитание — неотъемлемая часть образования, и если сегодня реализуется концепция «образование на протяжении всей жизни», то и воспитание должно происходить на протяжении всей жизни. Но и образование, и воспитание на каждом этапе жизненного пути человека имеет свою специфику. По мнению специалистов, воспитание взрослых требует особых усилий, и это кратно сложнее воспитания детей.
С одной стороны, воспитание — результат взаимодействия генетических факторов, семьи и окружения, социума.
Напомнив залу знаменитую цитату Михаила Ломоносова о том, что в русском языке есть «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков», Д. Бак подвел итог: «Мы с вами посвятили свою жизнь великому языку». В церемонии награждения ХIХ Международного Пушкинского конкурса также приняли участие: специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Ефимович Швыдкой, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Евгеньевич Черемин, президент Государственного института русского языка им.
Очень важное изменение, состоящее в том, что воспитательная работа со студентами законодательно закреплена как составная часть образовательных программ высшей школы. То же самое можно сказать о просветительстве. Впервые в закон об образовании введено понятие просветительской деятельности, определены основы ее правового регулирования. Просветительство становится важным элементом, социальной миссией вуза. Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации?
Каким образом они должны повлиять на ее дальнейшее развитие? Как известно, в России начался масштабный проект подготовки кадров для цифровой экономики. Благодаря усилиям Института Пушкина в перечень приоритетных образовательных программ, по которым будет проведена цифровая трансформация, включено направление «Языкознание и литературоведение».
Они не могут даже понять и пересказать текст. Это правда так? Если говорить вообще о языковой личности современного ребёнка, да и современного уже взрослого человека, потому что у нас уже целое поколение выросло с гаджетом в руках. И это, конечно, особая языковая личность, в структуре которой не только классическая устная и письменная, но и, как мы с вами говорили, ещё цифровая коммуникация. Они прекрасно владеют всеми этими навыками, быстро ищут информацию, быстро её передают, умеют хранить, умеют грамотно обрабатывать.
Но, безусловно, устная и письменная речь формируют своеобразно. И если говорить об устной речи, то, конечно, мы сегодня видим и студентов, и абитуриентов вузов, и молодых специалистов, для которых очень сложно сформулировать свою мысль, аргументированно что-то рассказать. И кстати, на это обращают внимание и кадровые агентства. Они говорят, что сегодня компетенция грамотной устной речи — компетенция номер один на рынке труда. Работодатель не смотрит даже на документы, не то что какого цвета, красного или синего, не смотрит, какой вуз окончил человек. Сегодня главная компетенция человека — это опять модное слово софт скилс, на самом деле, это те самые мягкие навыки, важные для человека. Это коммуникация, это умение говорить, эффективно слышать человека, писать грамотно, и если человек способен к таким видам грамотной коммуникации, то работодатель может быть уверен, что он уж точно подстроится под меняющиеся условия рынка труда, освоит необходимые задачи, а если человек красиво и правильно говорит, то он уже наверняка правильно думает. Когда человек просто не может… действительно, есть такие люди, даже среди наших коллег, журналистов, которые просто не могут сформулировать свою мысль.
Они даже не могут сформулировать вопрос нормально. Это маркер. Если человек задает хорошие, грамотные, интересные вопросы, это один из показателей развития языковой личности. Конечно, разные задачи. Одно дело, если это ребёнок, когда он находится в состоянии развития речи. И в процессе развития можно многое скорректировать, предупредить, предугадать. Это сенситивный возраст, детский возраст дошкольный, прежде всего, младший школьный. Это сенситивный возраст для развития речи.
И при своевременной помощи логопедов, дефектологов можно, безусловно, всех этих трудностей избежать или их преодолеть. Но если мы уже имеем дело со взрослым человеком, который, скорее всего, не получил ту самую своевременную помощь в детстве, то это другая ситуация. Очень сложная задача перед таким человеком стоит. Да, конечно, нет ничего невозможного для мотивированного человека. Мотивация в данном случае будет главным двигателем прогресса. Но это занятия — занятия со специалистами по речи. Если это коррекция звукопроизношения, сразу хочу сказать, почти невозможно убрать ненормативное произношение каких-то звуков. Убрать акцент, связанный с теми или иными… то может быть диалектное звучание.
Чем старше, тем сложнее. Очень сложно. Конечно, есть такие примеры. Но очень сложно. Скорее всего, человек научится контролировать себя, и когда он сосредоточен и следит за этим, сможет говорить нормативно. Но как правило, в расслабленной ситуации, в свободной коммуникации всё равно эти особенности будут звучать. Это одна сторона, скажем так, техническая, произнесение звуков. А главное, о чём вы спрашиваете, это, конечно, язык — овладение всем инструментом, всем богатством языка.
Это словоизменение, словосочетание, грамматические конструкции, составление предложений, использование образных свойств языка и так далее. Конечно, это определённая программа, это занятия, сложные, упорные занятия. И поверьте, это совсем не ораторское мастерство. Для таких людей до ораторского мастерства ещё нужно дойти. Сначала задачи, азы говорения, думать на языке, письма на языке, и только потом уже можно подумать об ораторском искусстве. Для слушателей объясним: речь идёт о нарушении у ребёнка способности к чтению и письму, притом что ребёнок может, например, в состоянии учиться, он умный и сообразительный, сюда же относится проблема с овладением арифметикой. С чем связан рост количества ребят с этими нарушениями? Что не так у нас, что у детей разрываются очевидные связи?
Можно как-то помочь? И в целом все нарушения показывают динамику положительную, к сожалению. Поэтому можно говорить о том, что и дисграфии, и дислексии тоже становится больше. Опять-таки, это международная, мировая практика. Но это те нарушения, которые тоже имеют разную выраженность. Есть дети, которые действительно, несмотря на сохранный интеллект, слух, зрение, но при всех приложенных усилиях не в состоянии даже овладеть азами чтения. Для них буквы это просто знаки, которые ни о чём не говорят. Не овладевают этим кодом.
Это небольшая группа, это редкое явление, когда ребёнок абсолютно не в состоянии научиться читать. Редкое явление, я бы даже сказала, менее одного процента. Чаще же мы имеем дело с детьми, которые начинают читать, но чтение их изобилует техническими ошибками, это перестановки, замена букв, перестановка слогов, слов, пропуски букв, слогов, искажения, непонимание прочитанного.
Время эксперта. Маргарита Русецкая
Информацию об этом опубликовала газета «Аргументы и Факты» со ссылкой на депутата Мосгордумы Маргариту Русецкую. Маргарита Русецкая – доктор педагогических наук, автор более 90 научных и учебно-методических трудов, ранее занимала должность ректора ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина». НКО Лаб. Дайджест. Новости.
Депутат Маргарита Русецкая
Победителями конкурса для педагогов-русистов , тема которого в этом году звучит как «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер? В торжественной церемонии награждения принял участие директор Государственного музея истории российской литературы имени В.
Для профессиональной сферы тоже. Поскольку сегодня геймификация, игрофикация, она на протяжении всей жизни, и мы знаем, что через игру сегодня усваиваются все знания, во всех возрастах, поэтому я уверена, что наверняка, конечно, это игрушки будут, прежде всего, мультимедийные, интернет какие-то игры, приложения различные мультимедийные. Но тем не менее, эффект соревновательности, эффект занимательности, он действительно помогает удерживать мотивацию и решать многие задачи, в том числе, в сфере русского языка. Это для жителей нашей страны.
Хочу обратить внимание, что для многих регионов нашей страны русский язык не является родным. У нас более 20 регионов государственным языком своего региона, родным имеют не русский, а другие языки: татарский, башкирский, якутский и т. Русский язык усваивается там, как второй язык. В соответствии с этим есть задача, которая сегодня, не могу сказать, что пока одинаково успешно во всех регионах решается, но попытки делаются, организация биллингвального обучения. То есть с раннего возраста билингвальные детские сады, и здесь для изучения русского языка, как неродного, мы понимаем, широчайший спектр. Это особые дидактические средства, особые настольные игры, особое речевое сопровождение для традиционных, казалось бы, игр.
Поэтому для нашей страны, это большая популяционная выборка детей, для кого русский язык не родной. Им нужна помощь, помощь в семье, помощь в школе для изучения русского языка. Ну и третье, это, безусловно, русский язык за рубежом. Там, где его хотят поддерживать в семьях наши соотечественники, там, где его изучают, как иностранный язык. Что бы ни происходило, русский язык сохраняется, как школьный предмет, как иностранный предмет, его сегодня всё меньше и меньше школ изучает в учебных планах. Но, тем не менее, было бы очень хорошо, поскольку изучение любого иностранного языка не может идти в отрыве от культуры.
И одна из концепций, созданная в институте Пушкина, это как раз лингвострановедение, изучение языка через погружение в культуру. Ну и как же для детей изучать язык без погружения в культуру игрушки. Антонина Цицулина: Давайте мы сегодня ограничимся, я предлагаю, на 2 темах. Это игрушки для изучения русского языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тогда, когда игры достаточно много, либо мы понимаем, что ее должно быть достаточно много. Обязательно затронем всё, что касается инноваций в этой сфере, потому что, безусловно, для сегодняшней промышленности при сохранении традиционной игры и игрушки необходимо думать о новых технологиях.
Я кстати, чтобы закрыть тему игр, в которые мы играли и продолжаем играть, напомню, что весь этот год мы говорим о столетии российской игры, игрушки, который мы празднуем. О том, что на сайте toys-russia. Сейчас в ней участвуют почти все крупнейшие производители Российской Федерации, если вашей компании или вашей игрушки нет на этом сайте, мы предлагаем вам ее туда загрузить, в том числе, давайте посмотрим, я кстати не смотрела, сколько там игрушек по русскому языку. Если говорить о будущем, вы правильно сказали, аргументировав этот вопрос, Борису. Борис, ваша компания, с одной стороны, уже очень давно на этом рынке. Борис Гершуни: Больше 25 лет.
Антонина Цицулина: Больше 25 лет. С другой стороны, будучи в авангарде всего, что касается цифровизации, компьютерных игр, того, что связано с новыми технологиями, тем не менее, вы сейчас инвестируете, в том числе, например в производство классических книг. Либо занимаетесь всё больше такими, не онлайн, а офлайн игрушками. Это почему? Но сначала всё-таки про инновации. Как вы думаете, если говорить о том, как мы будем изучать русский язык с детьми, которым сегодня, они только рождаются, либо им 5 месяцев, до года, они какие?
Сложный вопрос, выбирай любой, что нравится. Борис Гершуни: Все средства обучения русскому языку делятся на 2 больших группы. Первое, это то, что мы видим в материальном виде и там, конечно, многообразие большое, все это более-менее всё знают.
С первого до последнего слова 2. И когда я, как исполняющая обязанности председателя Общественной палаты Москвы, поздравляла Московскую городскую думу с 25-летием, торжественное заседание проходило как раз в историческом зале Славы, который я помню как Музей Ленина, где меня и принимали в пионеры. И я поздравляла коллег по мотивам клятвы пионеров Советского Союза… И еще был момент, когда за отличную учебу меня выдвинули для поздравления с 1 Мая членов правительства СССР. Была такая практика, когда пионеры на первомайской демонстрации забегали на мавзолей, прикалывали бант такой первомайский членам правительства и в ответ детям вручали потрясающие коробки конфет… Я была первой в одной колонне, а мальчишка — в другой. И мы параллельно забегали по ступеням. Так получилось, что он оказался чуть-чуть быстрее, а я не добежала до первого лица и вручала Черненко 3.
Но все равно впечатления были потрясающие: махать с мавзолея трудящимся, которые проходят в колоннах… И конечно, связаны со школой такие моменты, когда меня в знак премирования за отличную учебу и активную работу отправили в 6-м классе в «Артек» на международную смену, куда приезжали родители и одноклассники Саманты Смит 4 , которой к тому времени уже не было в живых. И это тоже был культурный шок. Эти дети — наши ровесники, но это были другие дети. Они и выглядели все взрослее и крупнее, и одеты иначе. Очень яркое впечатление оставила эта смена в «Артеке». И сегодня мы сотрудничаем с «Артеком»: институт уже несколько лет проводит там международные смены по русскому языку. И удивительно было спустя многие-многие годы побывать в дружине сейчас они называются «лагеря».
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Маргарита Русецкая
Глобальные рейтинги качества образования. Например, РУДН, один из вузов, входящих в глобальный проект «5 - 100», по выведению наших высших учебных заведений в мировые рейтинги, получил пять звезд по качеству образования. И как раз - по лингвистике и современным языкам. Новые семиотические системы, мы к ним сегодня переходим. Тут и большие базы данных, и глобальные коммуникационные платформы. Мне кажется, надо несколько по иному взглянуть на роль гуманитарных знаний. Об этом в последнее время говорило и наше министерство, и Российская академия образования. Если сейчас упустим финансирование наук о человеке, о его когнитивной сфере, все, что связано с процессом восприятия информации и обработки данных — это же лежит в основе всех историй — то остальное тогда теряет смысл. Я не склонна к алармическим настроениям. Да, есть международные премии, есть участие в международных проектах. Но все равно нужен пересмотр роли гуманитарных отраслей и повышение финансирования их и повышения интереса к ним.
Но уровень жизни и зарплат наших ученых с европейскими тоже сравнивать нельзя. Давайте сравнивать самих себя с нашим же уровнем 20-ти и даже 10-летней давности. Тут положительная динамика несомненна.
До 4 мая 2022 г. Учредитель Русецкая М. До 2 января 2022 г. Русецкая Маргарита Николаевна и опосредованно связанные лица По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями.
То есть человек не знает этих слов, не умеет их писать. Ольга Арсланова: Почему? Или просто не тратит на них время.
Маргарита Русецкая: Отнюдь. Лингвисты как раз говорят о другом, что современный лексикон за последние годы сильно расширился в том числе за счет иностранных слов и в том числе за счет сферы Интернет — та терминология, которая пришла к нам за счет гемификации, игр, Интернета, сетей и так далее. Я не вижу в этом ничего ни нового, ни плохого. Если взять, скажем, период столетней давности, революция тоже сильно изменила русский язык; скажем, с приходом советской власти в нашу страну в словаре появилось около 2 тысяч новых слов. Это не хорошо и не плохо, это обычное явление в языке во все периоды. Юрий Коваленко: Но в целом о грамотности речь, то есть люди пытаются общаться каким-то своим языком, а в итоге на нем же не могут правильно писать. Ольга Арсланова: Или, что возможно, литературные нормы не используются в повседневной речи, что, на мой взгляд, совершенно нормально, ведь мы же общаемся. Маргарита Русецкая: Невозможно. Мы понимаем, что у нас есть классический литературный язык, язык Александра Сергеевича Пушкина, язык классической русской литературы, и несомненно, это каноны, это образцы звучания языка, использования языка. Но мы понимаем, что язык повседневного общения — это другая сфера функционирования языка.
И мы не можем, как бы мы ни хотели, не можем мы с вами сегодня воспроизвести речевой этикет двухсотлетней, столетней, даже пятидесятилетней давности. Конечно, этикет сегодня упрощается во всех сферах: этикет еды, костюма и в том числе речи. Несомненно, наша речь стала более лаконичной, более свернутой, сжатой — это то, что происходит во всех языках. Совершенно справедливо Ольга Юрьевна отметила, что это мировой тренд, это не только для русского языка, это во всех языках происходит. Но мы должны понимать, что есть русский язык как академическая дисциплина, как учебный предмет, который нужно в школе преподавать, оценивать, изучать. И здесь у нас статистика как раз-таки говорит о том, что теоретические знания о языке, что проверяется в экзаменах, довольное высоки, и с каждым годом дети демонстрируют все более и более высокий балл ЕГЭ. Юрий Коваленко: А вот здесь вопрос. В таком случае каким образом "100-балльники" и "100-балльницы", медалистки умудряются потом писать с такими ошибками. ЕГЭ — это все-таки, грубо говоря, четкий экзамен, четкое испытание, после которого человек должен идеально говорить и писать. Маргарита Русецкая: Вот я упомянула уже, что все-таки русский язык как предмет — это некоторый набор теоретических знаний, и то, что в ЕГЭ проверяется — это знания о языке как о научном феномене.
А когда мы говорим о письме, о самостоятельной письменной речи, о самостоятельной устной речи, то нельзя здесь сваливать всю ответственность только на учителя русского языка и литературы. Русский язык начинает формироваться от рождения, он формируется по подражанию, по подражанию родителям, окружающим, средствам массовой информации. И если ребенка с первых дней окружает речь неграмотная, некорректная, то он такую речь по образцу и будет воспринимать. Но кроме того, мы хорошо знаем, что статистика последних лет говорит о том, что и гораздо больше детей рождается с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями в развитии речи. И это сфера применения логопедических услуг. Поэтому феномен этот неоднозначный, нельзя его только свести к тому, что у нас что-то неправильно с преподаванием русского языка, я категорически против такого подхода. Я считаю, что за… Если мы хотим действительно, чтобы наши ребята демонстрировали развернутую устную речь, это то, что сегодня самое уязвимое, потому что именно для устной коммуникации в нашей жизни остается все меньше и меньше времени. Согласитесь, вся наша коммуникация сегодня — это SMS, электронные письма, телефонные разговоры, а такое живое общение, которое требует и определенных форм, и правил, и словаря определенного, и грамматических конструкций, уходит из нашей жизни, и вместе с ним уходит и то звучание речи, к которому мы привыкли, которое нам нравится, которое каждый культурный человек хотел бы сохранить и передать своим детям. Но это новая реальность. Ольга Арсланова: Как вам кажется, как Интернет меняет устную как раз коммуникацию, если по сути мы записываем свои мысли, передаем их в письменном виде, но это та же речь, просто оформленная чуть по-другому?
Маргарита Русецкая: Вы очень точно подметили этот феномен. Я вообще не склонна применять к Интернет-переписке, к Интернет-коммуникации впрямую правила устной и письменной речи. Это третий, это новый вид коммуникации. Ольга Арсланова: Хм, как интересно. Маргарита Русецкая: Подобно тому, как есть устная речь с ее инструментами, правилами, ограничениями, есть письменная речь с ее правилами, так же есть и Интернет-коммуникация. И это не простой набор элементов устной и письменной речи. Положим, в Интернет-общении у нас с вами присутствуют смайлики, пиктограммы, мы перебрасываем друг другу ссылки на различные ресурсы, мы сокращаем, несомненно, мы упрощаем использование знаков препинания. При этом мы хорошо понимаем, что то, что допустимо в SMS-переписке, совершенно недопустимо в официальной переписке. Юрий Коваленко: Это мы понимаем, а дети-то не понимают. Юрий Коваленко: Любой может зайти в Интернет и увидеть эти замечательные слова, где написано "порадокс", "съездий", "слазий", "ихний" и прочие элементы какого-то нового русского языка.
И привычка их писать таким образом стирает из головы возможность их другого написания. Маргарита Русецкая: Вы знаете, я понимаю, о чем вы говорите, это действительно есть, такое наблюдение есть. Но тем не менее нельзя сказать, что это появилось только в последнее время. Статистических данных лингвистических, которые бы делали срезы грамотности подростков, скажем, 10, 20, 30 лет назад, нет. Поэтому то, что Интернет сегодня предоставил возможность открытой переписки для всех детей, и эти факты стали доступными для всех, для наблюдения — это да. Раньше не было такого инструмента, мы раньше не имели корпуса текстов, созданных детьми, подростками, в таком количестве, для того чтобы анализировать проблемы, в том числе орфографические, о которых вы говорите. Сегодня это стало доступно, наглядно, мы все погружены в эту электронную переписку, поэтому нам кажется, что ошибки душат язык, что это просто какое-то наводнение, какая-то беда. То, что действительно редакторы компьютерные снимают с нас ответственность за нашу грамотность — это да; то, что электронная переписка убрала вот это наше священное, такое сакральное отношение к письменному тексту помните, когда то, что написано пером, не вырубишь топором — сегодня этого нет. Ребята действительно легко относятся к тому, что они написали, понимают, что в любой момент это можно удалить, переписать, исправить. Это просто новый феномен коммуникации.
Но вместе с тем я, конечно, разделяю тревогу, как любой культурный человек, как любой представитель образования, за качество преподавания русского языка.
Они могут служить эффективным инструментом для маркетинга, образования или личного брендинга. Администраторы каналов имеют возможность анализировать статистику просмотров и взаимодействий, что позволяет оптимизировать контент под интересы аудитории. Благодаря системе уведомлений подписчики моментально получают информацию о новых публикациях, что делает каналы эффективным средством для оперативного распространения информации и удержания внимания аудитории.
Это значит что мы не имеем отношения к администрации мессенджера Telegram.
Русецкая М.Н.
На Ваш взгляд, что главным образом влияет на язык? Такая коммуникация играет в нашей жизни все большую роль. Подчас собеседники общаются друг с другом, даже не будучи знакомы. Смена формата общения, которое сегодня опосредовано экраном гаджета, привела и к смене стиля речи.
Если раньше мы четко разделяли письменное и устное речевое общение, то сегодня все чаще имеем дело с устно-письменной, гибридной формой. Коммуникация в интернете — это такой гибрид письменной и устной речи, по форме — это письменная речь, а по своему содержанию — скорее устная. Именно поэтому в наш письменный язык стали просачиваться элементы и обороты из речи устной.
Конечно, на изменения в речи влияют и социально-политические факторы. Вспомним, как изменила русский язык Октябрьская революция: сколько новых понятий, слов появилось со сменой строя и сколько исчезло; как изменился этикет общения, форма обращений и многое другое; даже алфавит претерпел изменения и упростился. Не менее ярко наш язык отреагировал и на распад Советского Союза и образование нового российского государства.
Девяностые годы ХХ столетия принесли с собой изобилие жаргонизмов, англицизмов, всевозможного сленга, слова, обозначающие новые понятия в экономике, социальной и общественной жизни. Кстати, в электронной переписке свои тенденции, например, отказ от знаков препинания или замена их картинками-эмодзи, особенно в конце предложения. На Ваш взгляд, может это негативно сказаться на репутации пользователя?
Понятно, что бесцеремонная интонация, фамильярность, так называемый «низкий» стиль речи никого не украшают. Но и классически правильная речь с соблюдением всех орфографических правил и норм может выглядеть достаточно странно — если это, например, комментарий к посту в Инстаграме. Выбирая лексику и стиль общения, нужно понимать: сегодня ваш текст в интернете — это и есть вы!
Поэтому он должен быть живым, отражать личность автора — никто не читает скучные тексты. Интернет — это среда для самопрезентации, для самовыражения, и каждый здесь борется за внимание порой незнакомых ему людей. Еще одна важная особенность сетевого общения состоит в том, что здесь размываются границы между частным и публичным.
Послания, фотографии, которые с вашей точки зрения предназначены для ваших друзей, может увидеть совершенно посторонний человек, например, ваш будущий работодатель. Главное, о чем надо помнить: контент вашей странички, вашего профиля, может работать как на вас, так и против вас, особенно если вы станете или уже являетесь публичным человеком. На лекциях в Институте Пушкина мы часто с нашими экспертами рассказываем, что в условиях новой коммуникации необходимо владеть новыми правилами этикета, которые получили название нетикет.
Более того, сейчас уже где-то существуют редакторские отделы, которые должны как раз обеспечивать орфографическую и пунктуационную чистоту, лингвистическую корректность в документах. Но на практике этого не происходит. Очень много нареканий к этому накопилось, поэтому сейчас опять заговорили о том, что нужно с этим что-то делать. В новый законопроект добавили уточнение: должна будет появиться предварительная обязательная лингвистическая редактура документов. Можно было бы здесь возликовать! Но не тут то было…Читаем пояснительную записку к закону: дополнительного финансирования закон не потребует. Новая ставка — это дополнительные деньги. Значит, их не будет.
Чтобы повысить квалификацию и обучить новым компетенциям имеющийся персонал, тоже нужны дополнительные деньги. Если они сейчас не справляются с этим, значит, нужно сформировать у них какие-то новые знания, умения, навыки. Это тоже дополнительная работа. Но денег выделять никто не намерен. На мой взгляд, тогда остается единственный вариант. Значит, с тех, кто пишет эти документы, нужно будет спрашивать более строго и наказывать за ошибки. Это не потребует дополнительных финансов. Вы будете участвовать в обсуждении этого законопроекта в Госдуме и правительстве?
Мосгордума этот законопроект обсуждала еще год назад. Мы не спорим с его важностью и значимостью. Но в текущем его варианте поддержать его сложно. Слишком много сомнений, много вопросов к тому, как он будет работать. Нужно еще раз подумать о том, как это может быть реализовано на практике. Сейчас мне это кажется преждевременным. То, что такой закон внесен, это замечательно. Но хотелось бы, чтобы были услышаны наши предложения рассмотрение законопроекта в Госдуме в первом чтении намечено на середину декабря — прим RTVI.
Может ли чиновник «опупеть» Вы входите в правительственную комиссию по русскому языку, которая будет заниматься формированием требований для нормативных словарей и справочников. Вы считаете, что запрос от общества есть для этой работы? Начну с лирического отступления…В 2020 году, кажется, в орфографическом слова появилось 675 новых слов. В этом году — 150. Какие процессы происходят в языке, которые потребовали внесения их в орфографический словарь? Переход этих слов из просторечной, обиходной коммуникации в печатные издания. Видимо, частота появления этих слов на страницах СМИ, в том числе в печатных текстах, потребовало их кодификации. У филологов возник вопрос, как эти слова правильно писать: через «е» или через «э».
Ученые фиксируют языковой спрос на норму и вносят слово в словарь, тем самым закрепляя то или иное написание. Дело благое вроде бы. Можно ли теперь использовать это слово в публичной и официальной коммуникации, если оно есть в орфографическом словаре? Можно ли чиновнику в своем докладе сказать: «Я опупел от того, что я прочитал»? Грань очень тонкая, как вы видите. Когда еще могут потребоваться нормативные словари? В судебных разбирательствах бывают ситуации, когда судья не знает, к какому источнику обратиться для уточнения информации.
Любовь Ершова Анатольевна — председатель общественного движения «Я — русская женщина». Лягуша Татьяна Константиновна — основатель и руководитель «Стройгеотехнологии». Моторин Олег Евгеньевич — независимый исследователь, эксперт по работе с группами эмиграционного риска. Недзельский Марк Леонидович — заместитель председателя ДК Молодежь по международным и общественным связям.
Наградили лауреатов Международного конкурса «Российской газеты» 11 сентября 2019 В Белом зале московской мэрии наградили лауреатов ХIХ Международного Пушкинского конкурса «Российской газеты». Победителями конкурса для педагогов-русистов , тема которого в этом году звучит как «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер?
Новый состав Мосгордумы. Маргарита Русецкая. Логопед и депутат
Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Маргарита Русецкая — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Русецкая Маргарита Николаевна. Депутат Московской городской Думы, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку. «Опыт наставников — это готовые кейсы профессионального становления.