«Псковитянка», первая опера Римского-Корсакова и единственная в его наследии историческая музыкальная драма, или, точнее, музыкальная драма об истории, имеет необычайно длинную и. «Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году. официальный сайт «Афиша Города» Санкт-Петербург, репертуар спектаклей, цены на билеты. Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка».
«Псковитянка» Римского-Корсакова
«Псковитянка oпера в трех действиях (постановка 1952 года) cпектакль сопровождается синхронными титрами на английском языке» Гораздо ниже и мельче: «Мировая премьера: 1. В июле «Псковитянка» прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города. «Псковитянка» была встречена публикой и прессой с одобрением, хотя и без того энтузиазма, который вызвала годом раньше парижская постановка «Бориса Годунова» Мусоргского. В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога.
Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
Фото: mariinsky. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Композитор работал над произведением более 35 лет. Он создал три редакции оперы.
Содействие в проведении некоторых мероприятий окажет Министерство культуры. Так пройдет хоровой праздник, в котором примут участие более пятисот детей из разных регионов России, а также тысяча ребят из Президентского сводного хора. Закроет праздник опера «Псковитянка» в исполнении артистов Мариинского театра. Кроме того, состоятся фестивали, реконструкции, Международная научно-практическая конференция Ганзейских городов, ярмарка ремесленников и многое другое.
А так я пока вижу одни сплошные плюсы. Мне очень нравится: сейчас и прохладно, и сам факт исполнения этой оперы на исторической родине сюжета — это очень хорошо». Получается и опера, и во многом историческая реконструкция. Конечно, в постановке под открытым небом свои нюансы: когда смолкает музыка, слышно пение птиц, иногда появляются незапланированные сцены, например, на сцену выходит кот. А как потом оказывается, исполнять сложную оперную партию, сидя на коне, совсем непросто. Алексей Тановицкий: «Обстановка дикая, все крутится, вертится. Очень много сил уходит на какие-то вещи, которые обычно в театре не делаешь». Опера «Псковитянка» может оказаться в репертуаре Большого театра, хотя такой масштаб и такой символизм возможен только здесь.
Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех.
Читайте также:
- «На слух»: Опера «Псковитянка вызвала смешанные чувства | АиФ Псков
- ПСКОВИТЯНКА
- «Псковитянку» поместили в исторические декорации // Новости НТВ
- В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка»
- Опера Псковитянка Вторая сцена Мариинского театра ул. Декабристов, д. 34. - 10 ноября 2022 г.
- 15-минутными овациями завершилась премьера оперы "Псковитянка" в Пскове
С вниманием к национальному
- В Псковском Кремле с успехом прошла постановка оперы «Псковитянка»
- Комментарии
- Опера «Псковитянка»: содержание, видео, интересные факты, история
- "Псковитянка" Римского-Корсакова
Гергиев поставит оперу в Псковском кремле
Михайло говорит Ольге про свое решение уехать в Сибирь и, вернувшись богатым, с мехами и серебром, просить у князя Токмакова руки его дочери. Однако Ольга уговаривает своего возлюбленного остаться и обещает Михайле, что она умолит отца не отдавать ее Матуте. Из терема выходят Токмаков и Матута. Михайло Туча скрывается, а Ольга прячется в саду и невольно слышит разговор отца и Матуты. Токмаков рассказывает, что не является родным отцом Ольги.
Мать ее — боярыня Вера Шелога, сестра покойной жены князя, а имя отца неведомо. Раздаются удары колокола — набат сзывает псковичей на вече. Князь и Матута поспешно уходят. Потрясенной Ольге звуки колокола кажутся погребальным звоном, хоронящим ее счастье.
Картина вторая Не умолкает вечевой колокол. Собирается народ на площадь. Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться: верой и правдой служат псковичи отечеству.
И потому надо встретить Государя смиренно, хлебом-солью. Молодые псковичи во главе с Михайло Тучей не хотят подчиниться царю. Они призывают народ отстаивать независимость. Вольница подхватывает удалую песню своего предводителя и покидает город.
Перепуганный Матута предлагает Токмакову позвать стрельцов, чтобы расправиться с непокорными. Токмаков с негодованием отказывается. Тревожно продолжает гудеть колокол. Действие второе Картина третья Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы.
Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждет появление царя.
Колокола гудят все громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде.
К Туче тайком выходит на свидание Ольга. Между ними происходит нежная сцена.
Услышав шум приближающихся шагов, Туча перелезает через забор, а Ольга прячется в кусты. Входят князь Токмаков со старым боярином Матутой, сватающим Ольгу. Токмаков сообщает Матуте, что Ольга — его приёмная, а не родная дочь, что её мать — боярыня Вера Шелога, а отца он не знает. Слышен звон, созывающий на вече.
Ольга потрясена вестями, которые она подслушала. Картина вторая. Площадь во Пскове. Сбегается народ.
На площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову. Народ в замешательстве. Токмаков и Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью вольницей при звуках старинной вечевой песни.
Толпа замечает слабость «вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у грозного царя». Действие второе[ править править код ] Картина первая.
Опера «Псковитянка» — постановка Большого театра, но для масштабности здесь, помимо хора, солистов, оркестра, привлекли военнослужащих, а еще простых псковичей они в роли посадских мужиков и участников исторических клубов с целой конницей. Павел Медведев, член клуба «Рыцарское копье»: «Наша боевая задача — скакать, скакать и скакать, и с ней мы будем справляться». И все здесь — под открытым небом: и гримерки, и сама сцена. Хотя сцены как таковой нет, есть реальное место действия, ведь нога Ивана Грозного здесь уже однажды ступала.
Бас Алексей Тановицкий говорит эти слова, имея в виду себя, а не своего героя. Алексей Тановицкий: «Входить в образ Ивана Грозного здесь — это совершенно другое, нежели это делать в театре». Когда артисты уже в костюмах и в гриме, все вокруг перестает казаться каким-то закулисьем. Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок.
Цыганкова «Мар дяндя», «Интродукция и Чардаш» , К. Шаханова «Среди долины ровныя», вальс «По Муромской дорожке» , Ю. Маркелова «При тумане, при долине», «Однозвучно гремит колокольчик». В программе примут участие и именитые «псковитянки», полюбившиеся псковским зрителям. Москва , в чьём репертуаре популярные произведения для гуслей звончатых В. Городовская «Сказ» и др.
Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
И все здесь — под открытым небом: и гримерки, и сама сцена. Хотя сцены как таковой нет, есть реальное место действия, ведь нога Ивана Грозного здесь уже однажды ступала. Бас Алексей Тановицкий говорит эти слова, имея в виду себя, а не своего героя. Алексей Тановицкий: «Входить в образ Ивана Грозного здесь — это совершенно другое, нежели это делать в театре». Когда артисты уже в костюмах и в гриме, все вокруг перестает казаться каким-то закулисьем. Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок. События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков. Знаменитую оперу на музыку Римского-Корсакова уже долгие десятилетия не ставили в Большом театре.
По мнению генерального директора Российского театрального агентства Давида Смелянского, постановка оперы имеет заслуженный успех. Но мы рады, что проект удался. Конечно, кое-какие накладки выявились, но мы это обязательно учтем на будущее, ведь наше сотрудничество с Псковской областью будет обязательно продолжено», - отметил гендиректор РГТА. Постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка» в псковском Кремле состоялась по инициативе губернатора Андрея Турчака, поддержанной Российским государственным театральным агентством, Государственным академическим большим театром России и общественностью. Бюджет постановки составил 36 млн. Финансирование осуществлялось как из регионального бюджета в рамках областной долгосрочной программы «Культура Псковского региона в 2007-2010 годах», так и на спонсорские средства. Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Интересно, что в их сюжетах показаны реальные исторические события, задействованы важные исторические персоны, отражены переломные и судьбоносные моменты истории государства Российского. Успешное завершение русско-шведской войны победой в Полтавской битве в 1709 году и решение "украинского" вопроса с бегством шведского короля Карла XII с малоросским гетманом Мазепой под защиту Османской империи - вот исторический фон оперы "Мазепа". Подавление молодым царем Петром Первым стрелецкого мятежа 1682 года и боярской смуты, борьба с церковным расколом конца 17 века стрелецие бунты в Москве длились с 1682 по 1698 год - таковы важнейшие идейные темы "Хованщины". И объединение царем Иваном Грозным земель русских в единое Московское государство, преодоление их раздробленности в середине 16 века - этому историческому явлению посвящена опера "Псковитянка". Это не просто занимательные романтические сюжеты, это фактически музыкальные исторические романы, где политическая и историческая составляющие ничуть не менее важны, чем музыкальная и литературная. Их можно считать музыкально-драматическими историческими картинами или, как называл свои оперы Мусоргский, народными музыкальными драмами. Поэтому так значима их достоверная постановка, с сохранением всех аспектов историзма. И спасибо, что эти спектакли бережно сохранены и восстановлены на сцене Мариинки, в частности, усилиями режиссера-постановщика Юрия Лаптева. Сегодня это подлинные энциклопедии русской жизни 16, 17 и 18 века. Конечно, по масштабу разворачивающейся картины российской жизни с "Хованщиной" трудно тягаться. Это одно из самых грандиозных явлений в русской опере. И по титанической музыке, и по многогранному охвату исторических событий. Но и "Псковитянка" по-своему интересна, хотя она и выглядит более камерной. Римского-Корсаков любит истории про милых кротких девушек, которые против своей воли бывают втянуты в события непреодолимой силы. И тогда проявляются их сила духа, крепость характера, незамутненность души. А в "Псковитянке" таких женщин три - Вера, Надежда и Ольга. Странно, что не Любовь, которая напрашивается. Но любовью пронизана вся опера. Именно она движет сюжет.
Взрыв аплодисментов. Занавес падает, потом взлетает вновь — царь на том же месте. Одним словом, новая-старая «Псковитянка» не просто отчаянно живописна, а канонически живописна: псковские дали прописаны во всех деталях и синеют почище чем у Левитана, псковский кремль застроен древними белокаменными церквями по всем правилам художественной перспективы. Псковские бояре в расшитых кафтанах как один дородны и рассудительны, девушки в сарафанах всех цветов радуги кокетничают в приторной оперной манере. Иван Грозный, как ему и положено, передвигается на ястребино-орлиный манер ноги полусогнуты, руки растопырены, пальцы скрючены, борода торчком. Малюта Скуратов обряжен в такую сверкающую кольчугу, а меч у него такой длинный, что хочешь не хочешь, а устрашишься. Режиссеру с визуальным материалом господина Федоровского — изобильным и самодостаточным — и делать-то почти нечего. Юрий Лаптев, отвечавший за режиссуру нынешнего «кап. Массовку развел вполне грамотно, певцов суетиться не заставлял.
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017
«Псковитянка», Мариинский театр, опера в Санкт-Петербурге. Расписание и покупка билетов онлайн. первая опера Николая Андреевича, он написал ее в 24 года. И царь злесь у него обычный человек: со страстями, слабостями. премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в псковском.
Опера «Псковитянка»
Государственный академический Большой театр России представил премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении. 22 июля группа работников сферы культуры совершили поезду в Псков, где стали зрителями уникальной постановки оперы го-Корсакого «Псковитянка». Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" покажут петербуржским зрителям на Исторической сцене Мариинского ли вы, что "Псковитянка". В Большой театр вернулась «Псковитянка» Случилось то, о чем автор этих строк мечтал больше полутора десятилетий, с. в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов.
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков. В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка».
«На слух»: Опера «Псковитянка вызвала смешанные чувства
По-моему, Римский-Корсаков заглянул тут на добрые сто лет вперед, заставив нервно курить всех сонористов мира от Канчели до Пендерецкого. Конечно, Сохиев прав — Светланова заменить невозможно. Его ширь, напор, масштаб — неповторимы. Когда у Евгения Федоровича в увертюре с лейтмотивом Ивана вступали тромбоны, сопровождаемые истошно визжащими трубами и бешено ревущими валторнами, охватывал не просто трепет — вселенский ужас. Никому, даже Валерию Гергиеву в Мариинке такое и отдаленно не дается.
Почему — не знаю. И все равно молодцы, что взялись. Туган Таймуразович свою работу выполнил с привычной для него добросовестностью и, я бы сказал, интеллигентностью. В нужной степени удал и харизматичен Сергей Радченко — Туча: такой и вправду покорит девицу до того, что она закроет его собой от пули.
Мне кажется, Сергей тут слегка «косил» под запись Георгия Нэлеппа 1947 года хотя косить под Георгия Михайловича певцам так же бессмысленно, как дирижерам — под Светланова. А Иван Максимейко, пожалуй, даже слишком хорош для роли Никиты Матуты — у этого противного нелюбимого жениха Ольги должен быть скрипучий характерный тенор, а не голос молодого героя-любовника. Хуже с женщинами. Если одна из «мамок» Елена Новак — Перфильевна кстати, тоже из состава 1999 года — вполне на уровне своей характерно-эпизодической задачи, то другая, более важная по сюжету «мамка» Евгения Сегенюк с начала до конца огорошивала механистичностью и аэмоциональностью пения.
Тем более расстроила Мария Лобанова. Тяжеловестность и холодность ее голоса вступили просто в кричащее противоречие с замыслом композитора, написавшего для Ольги одну из своих прекраснейших и трогательнейших сопрановых партий.
Содействие в проведении некоторых мероприятий окажет Министерство культуры. Так пройдет хоровой праздник, в котором примут участие более пятисот детей из разных регионов России, а также тысяча ребят из Президентского сводного хора. Закроет праздник опера «Псковитянка» в исполнении артистов Мариинского театра. Кроме того, состоятся фестивали, реконструкции, Международная научно-практическая конференция Ганзейских городов, ярмарка ремесленников и многое другое.
В числе зрителей оперы оказались заместитель председателя Правительства России Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, губернатор Псковской области Андрей Турчак, народный артист России, дирижёр Владимир Спиваков, знаменитый пианист, заслуженный артист России Денис Мацуев и праправнучка Н.
Римского-Корсакова Вероника Прокофьева. Перед постановкой волонтёры из Студенческих строительных отрядов помогали публике найти свой ряд и место. Для каждого из четырёх тысяч гостей была приготовлена программка с либретто оперы, списком солистов, участников и организаторов. Зрители разместились на площадке в районе башни Кутекрома.
Странно, что не Любовь, которая напрашивается. Но любовью пронизана вся опера. Именно она движет сюжет. Тайная любовь молодого царя Ивана Грозного и замужней боярыни Веры Шелоги, итогом которой стало рождение Ольги и ранняя смерть боярыни, похоже, она зачахла от тоски и извелась от сознания своего греха. Но любовь свою преодолеть не смогла.
Надежда, сестра Веры, спасает сестру из любви к ней. Ольга любит Михаила Тучу, готова следовать за ним в дальние земли. Но и царь Иван Васильевич не чужд этому могучему чувству - увидев Ольгу, похожую на мать, щадит Псков в память о своей давней любви. Фактически Римский-Корсаков пытается разрушить стереотипный образ царя Ивана Грозного, которого, с лёгкой руки Карамзина, все воспринимают исключительно как царя-деспота, который только и делал, что головы рубил, жён рыбкам скармливал или губил их иным зверским способом, сыновей посохом убивал да опричников рассылал к неугодным князьям и боярам. Но в перерывах между этими занятиями, он ещё победил Казанское ханство и взял Казань, решив тем самым серьезную политическую задачу и дав относительный мир этим краям. Он объединил русские земли под своим началом и сформировал мощное Московское государство, могущее противостоять сильному внешнему врагу. Конечно, его методы не отличались гуманностью, а кто из монархов в 16 веке мог этим похвастаться? Непросто было усмирить и принудить к подчинению Москве двух "господ", как называли себя Великий Новгород и Псков, некогда вольные феодальные республики, и победить их "вольницу". Именно эпизоды этого процесса во Пскове мы и видим в "Псковитянке".
Безусловно, самое сильное впечатление в спектакле произвела Ирина Чурилова. Ее Вера Шелога и ее дочь Ольга, такие разные, и в то же время похожие, очаровывали. Как же подходят певице роли и партии кротких, жизнерадостных, обходительных, но сильных девушек, которые знают, чего хотят и ради чего приносят жертву. Они умеют уговаривать, мягко убеждать, они не кричат и не требуют, но получают своё лаской и обходительностью! Таковы ее героини и в "Псковитянке".
🎭 «ПСКОВИТЯНКА»
«Псковитянка», Мариинский театр, опера в Санкт-Петербурге. Расписание и покупка билетов онлайн. Новая "Псковитянка" поставлена в старых декорациях - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. Опера, особенно в первой редакции, больше всех сочинений Римского-Корсакова подверглась влиянию Мусоргского, исходя даже из жанра «Псковитянки».