27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому. 18 января 1654 года, 366 лет назад запорожское казачество в ходе Переяславской Рады однозначно приговорило — стать Запорожской Сечи единым целым с Московским государством. «Хмельницкий умер спустя три года после Переяславской рады. Это событие вошло в историю как Переяславская рада. 18 января 1654 года Переяславская Рада одобрила воссоединение с Москвой.
Казаки-разбойники
- 18 января отмечается 370-летие Переяславской рады – Новости Крыма – Вести Крым
- Комментарии
- 370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение? - 18.01.2024 Украина.ру
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Переяславская рада. 370 лет. Вопросы и ответы историков
- Решение Земского собора
18 января 365 лет назад состоялась Переяславская Рада
Она приняла затяжной характер, истощавший материальные и людские ресурсы сторон. В одних сражениях победу одерживали польско-литовские, в других русские войска, причем, чем дальше, тем действия русских войск становились менее успешными. Самое крупное поражение русские потерпели под Чудновом 23 октября 1660 г. Показателем напряженного состояния экономики России был Медный бунт в Москве в 1662 г. Стороны начали мирные переговоры еще в 1661 г. Изнурительные переговоры завершились 30 января 1667 г.
Андрусовским перемирием на 13 с половиной лет: России были возвращены Смоленск, а также все земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобрела также Киев, расположенный на правом берегу Днепра, правда на два года. Условия Андрусовского перемирия в 1686 г. Хотя Андрусовское перемирие, а затем и "вечный мир" не решили вопроса воссоединения с Россией всей Украины и тем более Белоруссии, они знаменовали крупный внешнеполитический успех правительства: воссоединение Левобережной Украины с Россией цементировало дружбу двух братских народов и открывало перспективу вхождения всей Украины и Белоруссии в состав России.
Воссоединение Украины с Россией подверглось суровым испытаниям. После смерти Богдана Хмельницкого 1657 гетманская булава оказывалась в руках тех представителей старшины, которые придерживались польской ориентации. Вопреки воле украинских селян и горожан они пытались разорвать узы воссоединения с Россией и вернуть Украину в подданство Речи Посполитой. Позиция этой прослойки старшины объяснялась слабостью центральной власти в Речи Посполитой, существованием магнатскошляхетского своеволия, что открывало широкий простор для гетманского произвола и обогащения. Корыстные интересы части старшины вступали в противоречие с коренными интересами украинского народа, оказывавшего решительное противодействие предательским замыслам гетманов.
Отсюда гетманская чехарда, характерная для Левобережной Украины 50 - 60 гг. XVII в. Гетманами Левобережной Украины были Иван Выговский, заключивший с польско-шляхетским правительством Гадячский договор, отменивший постановление Переяславской рады, 16-летний Юрий Хмельницкий, оказавшийся недостойным своего знаменитого отца и ставший послушной марионеткой в руках противников воссоединения Украины с Россией, Иван Брюховецкий, договорившийся с султаном о переходе Украины в подчинение Османской империи. Против них боролись лучшие представители украинского народа. Все попытки оторвать Украину от России закончились провалом.
И все же гетманам постепенно удалось расширить привилегии старшин и восстановить феодальные порядки, расшатанные освободительной войной. После заключения Люблинской унии 1569 образовалось польско-литовское государство Речь Посполитая, куда вошли юго-западные русские земли. На этих землях еще в XV в. Польская шляхта дворянство , королевская власть и католическое духовенство стремились здесь подчинить себе православную церковь. На церковном Соборе в Бресте 1596 была объявлена уния православной и католической церквей.
Униатская церковь признавала главенство Папы Римского, но сохраняла православные обряды и церковнославянский язык богослужения. Тройной гнет феодальный, национальный и религиозный вызвал сопротивление украинцев и постоянные выступления против польско-литовской шляхты. В конце XVI в. Ударной силой выступлений были запорожские казаки. Чтобы расколоть казачество, королевская власть выдавала части казаков жалованье, их заносили в особый реестр отсюда — реестровые казаки.
Однако и среди этой части казаков росло недовольство польско-литовским господством. Польский король Владислав IV пытался ограничить запорожскую вольницу, что вызвало новые выступления, переросшие в 1648 г. Во главе движения встал гетман Богдан Хмельницкий. Война с Речью Посполитой продолжалась в течение шести лет.
Гетманщина, присягнувшая русскому царю на Переяславской Раде, стала сравнительно небольшой частью большого целого — России, а также всего русского восточнославянского ареала. Следствием такого предательства народа Украины является нынешняя неизбежная деградация. Украина, ведомая предателями и этномутантами, превращается в тюрьму и могилу для народа Малой Руси. У народа Малой Руси сегодня нет иного пути кроме возвращения по частям в Россию. В контексте Переяславской даты аналитик О. Юрин Лондон настаивает на двух принципиальных моментах: первый — русскоязычные малороссы — это русские, и никак не украинцы; второй — критически необходимо реанимировать историческую топонимику наших земель.
Надо возвращаться к нашим корням на практике. Историк и публицист М. Равреба, перебравшийся в новейшие времена из Киева в Минск и тоже настаивающий на повторении Переяславского договора в наши дни, в своих публикациях в соцсетях расставил акценты в связи с фактами Переяславской Рады, обращая внимание на схожесть ситуаций той и нынешней: «1. Поводом для освобождения от присяги польскому королю и выхода из состава Речи Посполитой стали религиозные преследования, дерусификация и ассимиляция русских поляками; 2. В преамбуле Переяславского договора нет названия «Украина». Есть название «Малая Русь»; 3. Это был не равноправный договор двух государств. Это был договорной, то есть законный переход свободных людей Малой Руси в подданство Московского царя; 4. Предметом договора являлось приобретение Московского подданства вольными людьми Малой Руси; 5. Подписантами были гетманы Войска Запорожского.
Остальные приносили безоговорочную присягу; 6.
Сегoдня нарoд Украины стoлкнулся с пoпыткoй лишить егo этoгo oгрoмнoгo наследства, сoставляющегo oснoвную, самую герoическую и сoзидательную часть егo истoрии. Пoследняя пoд нажимoм антирусских сил пoдвергается ревизии, нoрмoй станoвится пoпрание истoрическoй памяти, пoвсеместнo снoсятся памятники и симвoлы oбщих пoбед, насаждаются чуждые нашему oбществу симвoлы и герoи, вбивается клин в рoссийскo- украинскoе сoюзничествo и братствo. На чашу весoв пытаются пoставить вoпрoс самoгo существoвания Украины, нагнетая раскoльнические тенденции в украинскoм oбществе. Катализатoрoм центрoбежных тенденций стал oтказ рукoвoдства Украины oт пoдписания дискриминациoннoгo для страны Сoглашения oб ассoциации с Еврoсoюзoм, гoтoвившегo сценарий кoлoнизации украинских земель и предприятий, лишения Украины суверенитета и перевoда пoд юрисдикцию ЕС. Еврoкoмиссары избрали путь искусственнoгo прoтивoпoставления сoтрудничества Украины с Рoссией мифическим еврoпейским ценнoстям пoстхристианскoй цивилизации с целью, как всегда, вo все времена, - разoрвать две пoлoвины единoгo целoгo, не дать развиваться нашим сoвместным прoектам и прoграммам. Все мы хoрoшo пoнимаем, чтo сoвременная Украина мoжет и дoлжна стать oбразцoм гармoничнoгo, сoзидательнoгo, справедливoгo жизнеустрoйства. Киев мoжет и дoлжен вернуть свoё истoрическoе местo крупнейшегo культурнoгo, научнoгo и духoвнoгo центра нашей неoбъятнoй Рoдины, разделённoй сегoдня гoсударственными границами. Для этoгo нет нужды жертвoвать свoим суверенитетoм.
Интеграция не дoлжна oбoрачиваться нoвoй кoлoнизацией Украины. Участвoвать мoжнo тoлькo в тех интеграциoнных прoцессах, кoтoрые не ущемляют суверенитет и пoзвoляют пoлнoценнo реализoвывать нациoнальные интересы. Таким естественным и выгoдным для Украины является прoцесс евразийскoй экoнoмическoй интеграции. И участвoвать в нём oна мoжет на oснoве oбщепринятых в сoвременнoм мире нoрм демoкратическoгo oбщества, правoвoгo гoсударства, кoнкурентнoй экoнoмики. Oпираясь на традициoнные духoвные ценнoсти, нарoд Украины спoсoбен пoстрoить сoвременнoе гармoничнoе oбществo, предoставляющее каждoму гражданину вoзмoжнoсти твoрческoй самoреализации, гарантирующее безoпаснoсть и oснoвoпoлагающие права челoвека. Тoлькo так Украина пoдтвердит свoй статус сувереннoгo еврoпейскoгo гoсударства, oднoгo из мирoвых центрoв развития челoвечества, кoлыбели вoстoчнo-христианскoй цивилизации, уже бoлее тысячелетия выпoлняющей миссию духoвнoгo, культурнoгo и экoнoмическoгo oбустрoйства Евразии». В свoём выступлении академик Пётр Петрoвич Тoлoчкo убедительнo пoказал несoстoятельнoсть распрoстраненных в нoвейшей сoвременнoй истoриoграфии и публицистическoм мифoтвoрчестве тезисoв, сoгласнo кoтoрым присяга в Переяславе «царю вoстoчнoму правoславнoму» была не сoбoрным решением нарoда, а «дoбрoвoльнo-принудительным актoм» нескoльких десяткoв представителей казацких пoлкoв, кoтoрые, ну никак не мoгли представлять вoлю нарoда. Пoсле Переяслава, где присягу на вернoсть дала вся казацкая старшина, а также представители всех малoрoссийских сoслoвий, пoсoльствo Бутурлина пoбывалo в 177 гoрoдах и селениях западнoй Руси Запoрoжскoгo вoйска для принятия присяги oт населения на вернoсть царю..
Сегодняшняя дата имеет особое значение и для Крыма, и для новых регионов, вернувшихся в состав России в результате референдумов. Это путь, указанный нам предками. Мы не отказываемся от общего прошлого, не уничтожаем книги и памятники, не стремимся искоренить украинский язык. Свернув с пути Переяславской рады в тупик Мазепы, Петлюры и Бандеры, киевская верхушка подписала украинской государственности смертный приговор. Попытка построить анти-Россию не могла не закончиться катастрофой, потому что это противоречит всей тысячелетней логике нашей общей истории — настоящей, а не фейковой.
Решение Земского собора
- Переяславская рада
- Родичi Родины
- Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
- Комментарии
- Предыстория
18 января 365 лет назад состоялась Переяславская Рада
18 января 1654 года Переяславская рада провозгласила переход населения польской Украины в подданство московского царя. Через 15 лет после Переяславской рады Посольский приказ обратился к гетману Левобережной Украины Демьяну Многогрешному, чтобы он прислал в Москву все соглашения Украины с Польшей и Россией, начиная с 1648 г. Гетман прислал копии некоторых документов. 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. В глазах этих украинцев Переяславская рада представляла собой лишь эффективный инструмент шантажа.
День Переяславской Рады
Присоединение территории Войска Запорожского к России | Переяславская рада Фото: еяславская рада. |
370-летие Переяславской рады отмечают в России | 18 января 1654 года (ровно 370 лет назад) в городе Переяславе запорожские казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким объявили о своём решении перейти «под высокую руку» московского царя Иван Скориков с Дмитрием Степановым на стриме "Политической России". |
360 лет Переяславской Раде | На сегодняшний день задача специалистов-историков состоит в том, чтобы взвешенно, без националистических и идеологических шор подойти к осмыслению такого значительного события нашей общей истории, как Переяславская рада 1654 года. |
360 лет Переяславской Раде | Вестник Кавказа | Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. |
Переяславская рада: почему Богдану Хмельницкому была так необходима помощь царя Алексея Михайловича | Свернув с пути Переяславской рады в тупик Мазепы, Петлюры и Бандеры, киевская верхушка подписала украинской государственности смертный приговор. |
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Так Земский собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью. Переяславская рада (укр. Переяславська рада) — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654[1] года в Переяславе, на котором было принародно принято решение о подданстве казаков царю. В статье дается современная интерпретация решений Переяславской Рады 1654 года. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно?
Переяславская рада 1654 года. Час истины.
Праздничный митинг в честь 369-й годовщины Переяславской рады, на которой было принято историческое решение об объединении Малороссии с Россией, прошел в Симферополе, передает корреспондент РИА Новости Крым. 18 января 1654 года Переяславская Рада одобрила воссоединение с Москвой. Чтобы с наибольшей ясностью передать атмосферу Переяславской Рады приведем речь гетмана Богдана Xмельницкого произнесенную перед собравшимся народом: – Паны полковники, есаулы, все Войско Запоржское и все православные христиане! такое мнение высказал на своей официальной странице глава Крыма Сергей Аксёнов. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно?
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
Напомним происхождение названия: Малая Россия означает малое, центральное ядро государства Киевской Руси, в отличие от Руси великой, то есть расширившейся на северо-восток. В этом подлинная трагедия Украины: ее лишают понимания смысла истории и заставляют участвовать в мiровой битве на стороне "тайны беззакония". Православные малороссы это вполне сознают. Поэтому они подвергаются государственному давлению, у них отнято около тысячи храмов. Есть и неканоничные украиноязычные "церкви": самосвятская автокефальная около тысячи приходов в основном в Галиции и поддерживаемый властью "киевский патриархат" отлученного от Церкви Денисенко 3 тысячи приходов. Украинский язык существует в двух версиях: киево-полтавской и галицийской, последняя навязывается как норма. Многие в сельской местности говорят на смеси русского с украинским.
В то же время правительство РФ ничего не сделало для поддержки стремления к воссоединению у огромной части населения Украины и соответствующих политических движений , не говоря уже о русском Крыме. Более того: в 1998 году ратифицированный при поддержке оппозиции в лице КПРФ Госдумой "договор о дружбе" с Украиной узаконил антирусский произвол на незаконно принадлежащих ей землях и открыл ей дорогу в НАТО. В отношении к Украине вождь Третьего Рима будет поставлен перед дилеммой: проявлять ли принципиальную твердость в решении перечисленных проблем, что будет связано с их обострением самостийниками, или же применить терпеливо-доброжелательный подход, работая на пробуждение в народе Украины совести и гордости за русское первородство Киева, осознание необходимости сопротивления мiровой закулисе и восстановления нашей совместной удерживающей миссии. С нашей точки зрения, одно не должно противоречить другому, но второй подход — не только средство, но и главная цель. Конгрессмен Рон Пол подчеркнул, что на американское финансирование переворота на Украине противозаконно было потрачено 65 млн. Бьюкененом и западными изданиями напр.
Новый президент Украины Ющенко и его сподвижница Тимошенко ранее обвинялись в финансовых махинациях, в РФ на них имеется немало уголовного компромата. Однако и "мiровое сообщество", и Путин признали их власть законной. Ющенко праздновал свою победу посещением синагоги в ермолке, где зажег ханукальную свечу, затем начал чистки государственных структур от "москалей". Новая жена Ющенко, гражданка США, с юного возраста участвовала в эмигрантской бандеровской организации.
Самого же Барабаша, а также ряд представителей казацкой старшины - Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков - блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того, что Барабаш рассчитывал, в обмен на использование казаков в войне с Османской империей в интересах польской короны, получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными, доподлинно не известно, так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно, кроме того, что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков ее принять. Однако уже в 1655 году - через три месяца после отказа его руководства - Полтавский полк упоминается как присягнувший в полном составе. Брацлавский полк вошел по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой, Великое княжество Русское, однако в 1659 году практически в полном составе, за исключением старшин, на битву при Конотопе не объявился. В остальных полках также наблюдался недокомплект, что привело к набору в них польских наемников и присоединение к ним «панцирных казаков», католиков и униатов по вероисповеданию, а также к тому, что основную нагрузку и потери в данной битве понесли королевские войска.
Истoрия развивается пo спирали. Сoтни лет назад Мoсква прoтянула руку Украине, изнемoгавшей в неравнoй бoрьбе, прислав на пoмoщь стрелецкие пoлки. В прoшлoм гoду Рoссийская Федерация спасла экoнoмику Украины, пoйдя не беспрецедентные меры экoнoмическoй пoмoщи. Фoрмы пoмoщи мoгут меняться, нo oтветственнoсть перед фактoм крoвнoгo рoдства и единoверия неизменна. В начале рабoты Сoбoра сoпредседатель с украинскoй стoрoны академик Пётр Петрoвич Тoлoчкo, кoтoрый является членoм Патриаршегo Сoвета пo Культуре, зачитал приветствие к участникам Сoбoра Святейшегo Патриарха Мoскoвскoгo и Всея Руси Кирилла: «Сердечнo пoздравляю всех вас с 360-летием Переяславскoй Рады, кoтoрая стала oпределяющим сoбытием в судьбах трёх братских славянских стран. На тoм сoбрании была выражена вoля наших предкoв, oсoзнавших важнoсть сoхранения духoвнoй свoбoды, правoславнoй веры и единства в ней нарoдoв, рoдственных пo мирooщущению, прoисхoждению и истoрическoму выбoру. Сегoдня мы призваны твoрчески oсмыслить урoки прoшлoгo, в тoм числе связанные с преoдoлением разделений, пoмнить oб oтветственнoсти за судьбы сoграждан и единoверцев, дабы семена разoбщённoсти не давали свoих пагубных всхoдoв в сердцах людей. Пусть вo все времена нас oбъединяет искреннее стремление к утверждению мира и сoгласия на землях истoрическoй Руси, к сoхранению взаимoпoнимания и сoтрудничества между нарoдами, приoбщившимися к христианству в Днепрoвскoй хрещальнoй купели. Oт души желаю сoбравшимся пoмoщи Бoжией в дoбрых делах, а нашим странам — благoденствия и прoцветания. Призываю на вас благoслoвление Гoспoдне». Премьер-министр Украины Никoлай Азарoв также передал приветствие участникам тoржественнoгo сoбрания. В нём oн заявил, чтo Переяславская рада, сoстoявшаяся рoвнo 360 лет назад, стала истoрическoй и судьбoнoснoй для нарoдoв Украины и Рoссии. Переяславская Рада, - пoдчеркнул Азарoв, - стала тем самым великим сoбытием, кoтoрoе на века oпределило духoвнoе, культурнoе, цивилизациoннoе развитие Украины, Рoссии и Белoруссии. Былo также зачитанo приветственнoе слoвo Сoветника Президента Рoссийскoй Федерации, академика Рoссийскoй и Украинскoй Академий наук Сергея Юрьевича Глазьева, кoтoрый напoмнил, чтo «всё гигантскoе прoстранствo Русскoгo мира вырoслo из Киева, а русский язык и oснoвы духoвнoй культуры - из Киевo-Мoгилянскoй академии и Киевo-Печерскoй лавры. Сегoдня нарoд Украины стoлкнулся с пoпыткoй лишить егo этoгo oгрoмнoгo наследства, сoставляющегo oснoвную, самую герoическую и сoзидательную часть егo истoрии. Пoследняя пoд нажимoм антирусских сил пoдвергается ревизии, нoрмoй станoвится пoпрание истoрическoй памяти, пoвсеместнo снoсятся памятники и симвoлы oбщих пoбед, насаждаются чуждые нашему oбществу симвoлы и герoи, вбивается клин в рoссийскo- украинскoе сoюзничествo и братствo.
Для украинского правящего слоя представленная в нашей книге историософская расстановка сил в мiре еще менее известна, чем для правящего слоя РФ. Ведь самостийники могут обосновать свою власть, только отталкиваясь от общей с Россией истории. Искажая ее в антирусском духе, закрывая русские школы в Киеве в 1990 году было 150 школ, осталось 10 , ограничивая доступ к СМИ на русском языке, самостийные вожди заменяют подлинную духовную культуру своего народа украинизированной западной поп-культурой. Этим самостийники пытаются завершить то убийство народной памяти малороссов, которое начали в XIX веке австрийцы и преуспели в этом большевики, — чтобы создать новый народ. Они отрывают Малую Россию от миссии Третьего Рима , хотя она его исконная часть. Напомним происхождение названия: Малая Россия означает малое, центральное ядро государства Киевской Руси, в отличие от Руси великой, то есть расширившейся на северо-восток. В этом подлинная трагедия Украины: ее лишают понимания смысла истории и заставляют участвовать в мiровой битве на стороне "тайны беззакония". Православные малороссы это вполне сознают. Поэтому они подвергаются государственному давлению, у них отнято около тысячи храмов. Есть и неканоничные украиноязычные "церкви": самосвятская автокефальная около тысячи приходов в основном в Галиции и поддерживаемый властью "киевский патриархат" отлученного от Церкви Денисенко 3 тысячи приходов. Украинский язык существует в двух версиях: киево-полтавской и галицийской, последняя навязывается как норма. Многие в сельской местности говорят на смеси русского с украинским. В то же время правительство РФ ничего не сделало для поддержки стремления к воссоединению у огромной части населения Украины и соответствующих политических движений , не говоря уже о русском Крыме. Более того: в 1998 году ратифицированный при поддержке оппозиции в лице КПРФ Госдумой "договор о дружбе" с Украиной узаконил антирусский произвол на незаконно принадлежащих ей землях и открыл ей дорогу в НАТО. В отношении к Украине вождь Третьего Рима будет поставлен перед дилеммой: проявлять ли принципиальную твердость в решении перечисленных проблем, что будет связано с их обострением самостийниками, или же применить терпеливо-доброжелательный подход, работая на пробуждение в народе Украины совести и гордости за русское первородство Киева, осознание необходимости сопротивления мiровой закулисе и восстановления нашей совместной удерживающей миссии. С нашей точки зрения, одно не должно противоречить другому, но второй подход — не только средство, но и главная цель. Конгрессмен Рон Пол подчеркнул, что на американское финансирование переворота на Украине противозаконно было потрачено 65 млн.
Переяславская рада 1654 и вхождение Украины в состав России
Автор цитаты «... Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким». Русь не готова была ввязываться в западные проблемы — ей хватало своих.
Едва оправившись от Смуты, Москва попыталась вернуть Смоленск, но война завершилась унизительным пленением почти всей русской армии польским войском 16 февраля 1634 года. Черкасы, 1648, 8 июня Владимир Гиляровский знал толк и в еде, и в работе Письмо Хмельницкого фактически было приглашением к войне с Польшей. А союзником гетман выглядел весьма ненадежным, как и крымский хан. Естественно, боярам и девятнадцатилетнему государю Алексею Михайловичу было над чем задуматься.
Между тем войско Хмельницкого одержало еще несколько побед над польскими отрядами и в декабре гетман вступил в Киев. Обе стороны готовы были к переговорам, и они состоялись, правда, предъявленный Хмельницким ультиматум принят не был. В 1649 году война возобновилась. Удача постепенно отворачивалась от гетмана.
Магнаты умерили спесь и объединили силы, а шляхетское войско было усилено набранными в Европе наемниками. В решающей битве под Зборовым восставшие имели шанс победить, но в последний момент поляки с помощью богатых посулов склонили крымского хана к выходу из войны. Стратегически ситуация стала клониться на сторону королевских войск. Это сделало Хмельницкого более сговорчивым, и в августе 1649 года был подписан Зборовский мир.
Казаки получали автономию со столицей в Чигирине, где они жили по своим законам и понятиям — сами выбирали гетмана и Раду. Запорожская сечь получала фактическую независимость и имела право выбирать своего гетмана. А вот крестьяне должны были вернуться в прежнее состояние. По сути, казаки добились того, что они стали местной шляхтой вместо изгнанных поляков, но теперь им нужно было принудить к порядку своих недавних собратьев по оружию.
Какой след величайшая легенда древности оставила в европейской культуре Следующий год стороны собирались с силами, а затем снова перешли к активному противостоянию. Удача склонялась то на одну, то на другую сторону. Противники были истощены, численность армий падала, резервов становилось всё меньше, начались голод и эпидемии. Победа любой из сторон казалась всё более призрачной, как и последующее мирное сосуществование в рамках одного государства — доверия друг к другу у шляхты и казачества не было.
И тогда Хмельницкий снова обращается в Москву. Совет да любовь Ситуация для Москвы изменилась — теперь Польша была существенно ослаблена, а Хмельницкий практически не имел иных вариантов, кроме союза с Россией. Это делало перспективу вступления в украинский конфликт более обнадеживающей. Желание же смыть смоленский позор никуда не делось.
А еще у Богдана в Москве появился влиятельный союзник — новый патриарх Никон, избранный в 1652 году. Известно, что посланники Хмельницкого Кондратий Бурляй и Силуян Мужиловский перед визитом к государю были у Святейшего на приеме, просили о помощи и получили ее. В архиве сохранилось письмо Никона к гетману, где упоминается не дошедшее до нас первоначальное обращение Хмельницкого к патриарху. Переговоры шли летом 1653 года, тогда же государь принял решение о союзе с гетманом «принятии под свою руку» , но ему требовалось утверждение Земским собором.
Фото: музей «Новый Иерусалим» Патриарх Никон Торжественное заседание собора было созвано 1 октября в Грановитой палате.
Это сделало Хмельницкого более сговорчивым, и в августе 1649 года был подписан Зборовский мир. Казаки получали автономию со столицей в Чигирине, где они жили по своим законам и понятиям — сами выбирали гетмана и Раду. Запорожская сечь получала фактическую независимость и имела право выбирать своего гетмана. А вот крестьяне должны были вернуться в прежнее состояние. По сути, казаки добились того, что они стали местной шляхтой вместо изгнанных поляков, но теперь им нужно было принудить к порядку своих недавних собратьев по оружию. Какой след величайшая легенда древности оставила в европейской культуре Следующий год стороны собирались с силами, а затем снова перешли к активному противостоянию. Удача склонялась то на одну, то на другую сторону. Противники были истощены, численность армий падала, резервов становилось всё меньше, начались голод и эпидемии.
Победа любой из сторон казалась всё более призрачной, как и последующее мирное сосуществование в рамках одного государства — доверия друг к другу у шляхты и казачества не было. И тогда Хмельницкий снова обращается в Москву. Совет да любовь Ситуация для Москвы изменилась — теперь Польша была существенно ослаблена, а Хмельницкий практически не имел иных вариантов, кроме союза с Россией. Это делало перспективу вступления в украинский конфликт более обнадеживающей. Желание же смыть смоленский позор никуда не делось. А еще у Богдана в Москве появился влиятельный союзник — новый патриарх Никон, избранный в 1652 году. Известно, что посланники Хмельницкого Кондратий Бурляй и Силуян Мужиловский перед визитом к государю были у Святейшего на приеме, просили о помощи и получили ее. В архиве сохранилось письмо Никона к гетману, где упоминается не дошедшее до нас первоначальное обращение Хмельницкого к патриарху. Переговоры шли летом 1653 года, тогда же государь принял решение о союзе с гетманом «принятии под свою руку» , но ему требовалось утверждение Земским собором.
Фото: музей «Новый Иерусалим» Патриарх Никон Торжественное заседание собора было созвано 1 октября в Грановитой палате. На этом собрании присутствовали патриарх Никон, все иерархи, бояре и прочие члены Боярской думы, московские дворяне, представители провинциального дворянства дворяне городовые , оптовые купцы гости , члены двух основных купеческих корпораций гостиной и суконной сотен , представители простых горожан черных сотен , мелкого купечества и стрельцов. Единогласно постановили переговоры с Польшей прервать, просьбу украинских казаков удовлетворить. Посольство в составе боярина Василия Васильевича Бутурлина, окольничьего Ивана Васильевича Олферова или Алферова и дьяка Лариона Лопухина со многими сопровождающими людьми засобиралось на юг. Как русский генерал стал национальным героем Парагвая Существует легенда о том, что 18 января на тайной закрытой Раде Богдан обратился к старшинам с речью: мол, есть четыре государя — турецкий, крымский, польский и московский — какого хотите? И старшины дружно крикнули «хотим московского царя». Впервые этот сюжет появляется в отчете Бутурлина о переговорах и, видимо, имеет иносказательный характер. Понятно, что к моменту приезда посольства все основные моменты уже были улажены и особого выбора у старшин не было. Кстати, без сюрпризов не обошлось: русские послы отказались подписывать документ от имени царя.
Это понятно исходя из московской бюрократической системы того времени, но таким образом документ стал односторонним: казаки подписали свои обязательства, русские послы — нет. Это один из самых дискуссионных моментов, позволяющий именовать Переяславские договоренности как договором, так и присягой на верность. Смысл в таком случае меняется. От имени царя Бутурлин передал гетману символы его власти — знамя и булаву, а также богатый костюм ферязь и меховую шапку в московском стиле. Обильные дары были преподнесены писарю Выговскому и всем старшинам. Послы еще посетили Киев, подчеркивая преемственность древнерусских традиций, после чего вернулись в Москву. Возможно, самая жестокая и кровопролитная в русской истории. Она длилась 13 лет и стоила всем участникам колоссальных жертв. По подсчетам современных белорусских историков население Белоруссии за эти годы уменьшилось вдвое!
Города по несколько раз переходили из рук в руки, что сопровождалось грабежами и почти полным истреблением жителей. Союз с казаками оказался непрочным, и многие из недавних друзей снова перешли на строну врага. За поляков воевал и ставший гетманом после смерти отца Юрий Хмельницкий.
Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Уже 23 октября 2 ноября 1653 год Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой под лозунгом освобождения Запорожского казачества и народа, проживающего на территориях современной Украины и Белоруссии [5]. В июле 1655 года на территорию Речи Посполитой вторглись шведы. Эти события получили в польской литературе название Шведский потоп , который продолжался до 1660 года. Ещё до вторжения шведов в Речь Посполитую, в мае 1655 года, шведский король Карл Х Густав наладил дипломатические отношения с Хмельницким, который охотно пошёл на это [11]. Практически вся территория Польши к концу 1655 года была захвачена, полякам противостояли лучшие шведские военачальники недавно закончившейся Тридцатилетней войны, а с востока вели успешное наступление московские и казацкие войска.
Однако, события на восточной границе неожиданно стали развиваться в благоприятном для Польши направлении. Теперь, оказавшись между Россией и Швецией, он признал над собой шведскую власть, шведские войска стали уже занимать города Княжества. Это заставило царя Алексея Михайловича приостановить военные действия против Польши, расценивая действия шведов, как угрозу собственным интересам. В мае 1656 Россия объявляет войну Швеции. В октябре 1656 года Алексей Михайлович заключил с поляками перемирие , на переговоры по заключению которого не была допущена казацкая делегация и которое нарушило Переяславское соглашение. Москва полностью становилась союзницей Польши. Кроме того, русско-польский союз был направлен против нового союзника казаков — шведов. После этого начались переговоры о заключении мира и межевании новых границ [12] , польская сторона также предложила избрать царя Алексея Михайловича наследником польской короны. Виленское перемирие с Речью Посполитой вызвало обострение отношений между Москвой и гетманом Богданом Хмельницким , который после заключения Виленского перемирия продолжал в союзе со Швецией, Трансильванией и Бранденбургом собственную войну против Речи Посполитой.
Преемник Хмельницкого Иван Выговский разорвал Переяславский договор и подписал Гадячский трактат с Польшей о возвращении Запорожского казачества под власть польской короны. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода гетмана Выговского на сторону Речи Посполитой. Отношение в советской историографии [ править править код ] В ранней советской историографии Переяславская рада зачастую рассматривалась негативно: по одной версии, присоединение Украины к России было таким же бедствием, как пребывание в составе Польши, а по другой версии, оно было даже худшим развитием событий. В первой версии Большой советской энциклопедии , вышедшей в 1935 году, Переяславская рада рассматривалась как начало «колониального господства России над Украиной», а Богдан Хмельницкий характеризовался как предатель и враг национально-освободительного движения Украины. В 1930-х годах в ходе конкурс на лучший школьный учебник истории СССР для 3-го и 4-го классов на официальном уровне была выработана новая концепция отношения к присоединению Украины к России как к наименьшему злу по сравнению с поглощением Польшей или Турцией; эта концепция была закреплена в нескольких учебниках истории СССР и Украины 1940-х годов [13]. После Второй мировой войны было санкционировано [a] новое представление об истории народов СССР, в котором русский народ считался «старшим братом» других народов, подчёркивалось превосходство русской культуры, а вхождение нерусских народов в состав России оценивалось как прогрессивное явление.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении церкви и религии от государства, обвинил бывшего в то время президента Украины Петра Порошенко в «беспрецедентном вмешательстве» в религиозную жизнь страны.
С тем же столкнулись и в годы гражданской войны, когда Центральная Рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов… — А еще был Гитлер, начав Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины… С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон. Весь наш исторический опыт свидетельствует о том, что восточнославянское единство противоречило и противоречит гегемонистским, сейчас предпочитают говорить геополитическим интересам Запада. И он делает всё возможное для того, чтобы не дать этому братскому союзу упрочиться. Переяславская Рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого ущемляет самолюбие многих видных поляков и питает их нелюбовь к России. Именно этим можно объяснить русофобство, например, Збигнева Бжезинского, который еще в начале 1990-х годов в книге «Великая шахматная доска» писал, что с Украиной Россия великая держава, а без Украины — нет. Поэтому главные усилия глобалистов нашего времени направлены на то, чтобы оторвать Украину от России.
Сегодня они, можно сказать, торжествуют. Кстати, во многом способствует им политика нашей так сказать властной элиты. Сегодня народу внушают, что Россия появилась на свет 12 июня 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете. Такой у нас теперь «день рождения». Но это же умопомрачение! Родословную нашего государства надо вести с крещения Руси, когда мы были вместе с теперешними Украиной и Белоруссией. А если так, то отделение Украины от России подобно отделению левой ноги от правой.
И этот бред о «суверенитете» сегодня играет на руку нашим «друзьям» за океаном. И содействует тому, чтобы 5 миллиардов долларов, которые США потратили на промывку мозгов украинцам, не пропали даром, сделали свое дело. Однако этот же многовековой исторический опыт однозначно свидетельствует и о том, что все без исключения попытки отказаться от сделанного в Переяславе выбора и развернуть Украину на Запад всегда ставили страну на грань национальной катастрофы. Именно это мы и наблюдаем сейчас — Украина переживает и церковный, и культурный, и межэтнический разлом.
Вступай в ряды
- Предыстория
- Переяславская Рада
- Взаимное непонимание
- 365-лет назад состоялось воссоединение России и Украины - Родина
- Переяславская рада — Википедия
Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги
Переяславская рада (значения) — Переяславская рада название ряда войсковых собраний Войска Запорожского, созванных в Переяславе. 18 января 1654 года в городе Переяславле состоялось собрания казаков войска Запорожского, получившее название Переяславской рады. После многолетних просьб о принятии в подданство русскому царю, 18 января 1654 года на Переяславской раде просьба казаков была удовлетворена.
Переяславская рада- кратко
Только в Польше этот процесс принял особенно жестокий характер. Польский помещик пан имел право казнить собственных крестьян, и это не считалось убийством. В Русском государстве, для сравнения, если помещик в то время убивал своего крестьянина, он подлежал уголовному наказанию. В Польше такого не было. Власть панов над крестьянами была полной. Например, они спокойно разрушали семьи и так далее.
Такое совпадение религиозного и социального факторов привело к тому, что местное население просто не могло не восставать. С конца XVI столетия казачество принимало активное участие в отстаивании религиозных и социальных прав местного населения. Если да, то почему? Причиной был комплекс поражения. Россия пережила Смутное время.
Оно, к счастью, закончилось, но не нужно забывать о том, что на тот момент Польша была сильнейшей в военном плане державой Восточной Европы. Войны с Польшей опасались. И это до определённого момента сдерживало московское правительство от вмешательства в польские дела. Но казаки не только обращались, они ещё и переселялись на территорию Русского государства, не ставя при этом само государство в известность. Участники антипольских восстаний, спасаясь от поражений, уходили на земли Русского государства.
Они селились на территориях современных Воронежской и Белгородской областей. И не только казаки, крестьяне тоже бежали. Здесь их ждала определённая автономия... Почему Хмельницкий всё равно не верил в перспективы создания самостоятельного государства и искал, к кому присоединиться? Не существует никаких источников, указывающих на то, что Хмельницкий хотел создать государство под названием Гетманщина, или на что-нибудь подобное.
Это всё сочинения поздних украинских историков. Хмельницкий, равно как и другие гетманы, думал исключительно категориями, скажем так, подданства. Он искал суверена. Он, как и многие другие люди того времени, был монархистом. Хмельницкий был военачальником.
Ему подчинялось казачество, но не подчинялись города.
Теперь, что касается «аНбиций «лично пана Хмельницкого». Начнём с того, что идея воссоединения украины Залесской да-да, уважаемые читатели, «украина» в XVII веке по-польски — «окраина, граница, спорная территория», кто не верит — гербовник Несвицкого «Korona Polska» 1728-1743 гг. Именно за его подписью отправлено было письмо Борису Годунову с предложением взять воеводства под руку Москвы. Украинский историй Ю. Федоровский утверждает, что Борис Годунов ответил от имени государя Фёдора Иоанновича — согласием.
Однако реальной поддержки восставшие так и не получили: Московское государство на тот момент не было готово к войне с Польшей. После гибели Кшиштофа Косинского при невыясненных обстоятельствах да-да, в Польше тогда уже умели организовывать «невыясненные обстоятельства» иного лидера, способного возглавить переговоры, в казачьей среде не нашлось. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана Павлюка 1637 года. Восстание началось под лозунгом защиты православной веры и православного казачества от притеснений поляков. Польский хронист Симеон Окольский в своей хронике прямо заявляет, что Карп Павлюк и его соратники видели спасение своего дела в присоединении к Московскому государству. Увы, Карп Павлюк попросту не успел этого сделать до того момента, как оказался полностью отрезан от русской границы.
Третий раз попытка привести Запорожье и ряд иных областей украины Залесской под руку Москвы имело место в 1638 году, во время восстания Якова Степана-Христофора Острянина и Дмитрия Гуни. Кстати, люди Острянина нашли «политическое убежище» в Московском государстве. Одним словом, говорить, что «Воссоединение Украины с Россией», провозглашённое на Переяславской Раде — личные амбиции Богдана Хмельницкого — не получается: идея отхода Запорожья и не только его под власть Московского государства развернулась ещё, как минимум, за 120 лет до Переяславской Рады. Так что Богдан Хмельницкий был совершенно не первым из тех, кто отстаивал такой путь для спасения православных с территории Польши. Решили — одобрить, если этого хочет большинство населения присоединяющейся территории. Население — хотело.
А казаки сказали — «За» Ещё одним мифом, активно раздуваемым на Украине, остаётся сказка о том, что решение о присоединении к Московскому государству было вынесено малой частью Запорожского казачества. Основная же часть казаков якобы были отдалены от Круга на время этого решения. Самым забавным во всей этой сказе является то, что именно так и были сформулированы сомнения государя Алексея Михайловича Тишайшего.
Как сказал наш Президент, сама Украина для нас не враг. Врагами являются те, кто хотят уничтожить российскую государственность. А народ Украины для них — только инструмент для достижения этой цели. Путь Переяславской рады — это путь нашей общей Победы"- такое мнение высказал на своей официальной странице глава Крыма Сергей Аксёнов Напомним: В 1654 году в Переяславле было принято историческое решение, в результате которого две части единого народа воссоединились и началась новая эра, ведущая к созданию и развитию Российской Империи.
Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Богдан Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять.
Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит. Вскоре казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство московской Руси. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 года Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.
В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения. Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси включая город Киев , что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой. Как и в середине ХVII столетия, исторический спор о цивилизационном выборе Украины имеет в настоящий момент не только геополитическое, но и отчетливо выраженное классовое содержание. Интересы трудящихся в этом вопросе так же диаметрально расходятся с интересами крупного капитала, как они прежде расходились с интересами феодалов. Несмотря на проводимую господствующим национал-олигархическим режимом политику социального геноцида, все без исключения социальные, профессиональные, региональные и возрастные слои трудящихся Украины объективно заинтересованы в формировании добровольного равноправного союза братских восточнославянских народов. Это обусловлено тем, что создание такого союза обеспечило бы подъем отечественной экономики и предотвратило угрозу окончательного превращения нашей страны в объект неоколониальной эксплуатации Западом.
А значит, и способствовало бы росту жизненного уровня населения, культурному и духовному развитию многонационального народа Украины. Итоги унизительного пресмыкательства украинских буржуазных «элит» и их националистических прислужников перед Западом без преувеличения можно назвать плачевными. Откровенная сдача национальных интересов ради сомнительного счастья попасть в Европейский Союз на правах приживалки, плюс раболепное выполнение безапелляционных «рекомендаций», спущенных из Вашингтона и Брюсселя, привели к вполне прогнозируемым последствиям. Украина стремительно превращается в полуколонию, сырьевой придаток государств «золотого миллиарда» и рынок сбыта залежалых западных товаров. Более того, создаются вполне реальные предпосылки для физического вымирания нашего народа, что усугубляется братоубийственной войной развязанной на востоке страны. Не говоря уже о разжигании межнациональной розни и русофобской истерии, что неизменно ведет нашу страну к тупиковой ветви эволюции, характеризующейся разгульным шабашем национализма и неофашизма, а также уничтожением исторической памяти и воспитанием потерянного поколения, не помнящих своего родства. Перед Украиной сегодня два пути. Первый навязывается ей объединенными усилиями внутренней и внешней реакции. Под прикрытием лживого лозунга о «европейской интеграции» он ведет в тупик.