Николай Цискаридзе редко дает интервью и почти никогда не говорит о себе в соцсетях. Николай Цискаридзе рассказал о постоянных домогательствах, с которыми сталкиваются танцоры Большого театра.
Интервью с Николаем Цискаридзе: взгляд на искусство и ответы на вопросы молодежи
Николай Цискаридзе – последние новости | Подборка статей по тематике николай цискаридзе, последние новости и комментарии по теме. |
Николай Цискаридзе: «Нет ничего важнее понимания, поддержки» — Театрал | Николай Цискаридзе остается убежденным холостяком. Артист балета не хочет размениваться по пустякам: он не раз говорил, что любовь отвлекает его от самого главного в жизни — от творчества. |
Николай Цискаридзе: «Я могу позволить себе меняться» | PSYCHOLOGIES | У Николая Цискаридзе репутация конфликтного и опасного человека, которого лучше не задевать. |
Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!» | Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного: двойной юбилей — 50-летие и 10-летие на посту ректора Академии Вагановой — отмечает весь город. |
«Русский балет мог быть отдельной нефтяной трубой» - Ведомости | Николай Цискаридзе — Дмитрий Быков. В балете все непристойно! |
Николай Цискаридзе: "Закулисье Большого театра - это ад"
Николай Цискаридзе – последние новости. Не так давно Николай Цискаридзе в первый раз попал в рейтинг «Ромир» — список авторитетных людей, которым россияне доверяют больше всего. Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023) – 81 просмотр, продолжительность: 1:49:08 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом Etoile du Ballet ნიკა ცისკარიძე в социальной сети Мой Мир. свежие новости дня в Москве, России и мире.
Николай Цискаридзе о талантливых детях, конкурентной среде и Instagram
- Николай Цискаридзе - последние новости на сегодня, апрель 2024 | STARHIT
- Новый виток нелюбви
- Николай Цискаридзе. Самое время. Фрагмент информационного канала от 01.12.2023
- "Интервью": Николай Цискаридзе – о балете и русской культуре – Москва 24, 02.02.2024
- Роль любовников
- Цискаридзе высмеял менталитет американцев. Видео
Николай Цискаридзе: «Грязь к золоту не пристает, она по нему скатывается — это про меня»
Это школа имеется в виду Академия русского балета им. Мы существуем дольше всех и культуре всего мира принесли колоссальную пользу — и потому нам есть чем гордиться. И в такое достаточно сложное время напоминать о наших достижениях в любой сфере — это очень важно. А еще я выпускник Московского хореографического училища, которому в этом году исполнилось 250 лет.
И я очень этим горжусь, потому что это моя школа, и я один не из самых последних ее выпускников. У нас постоянно шли спектакли. И у нас главные роли танцевали те, кто сразу выходил на международную арену.
Я выпустился в 18 лет, в труппу Большого театра пришел в сентябре, а в январе уже танцевал в Лондоне перед королевской семьей. В области балета мы точно впереди планеты всей! Я учился в прекрасное советское время.
Знаю многих людей, которые ругают Советский Союз. Но так как я был ребенком, у меня об этом только самые хорошие воспоминания. У меня было наисчастливейшее детство, и, если честно, я очень любил мою школу.
Будете праздновать? Я вообще не очень люблю мой день рождения, потому что он приходится на такую дату, на такой праздник, когда все равно все празднуют. Будут фейерверки и все равно будет веселье!
А что касается официального юбилея… Я — премьер Большого театра и самый титулованный из ныне живущих артистов. Мне повезло стать самым молодым заслуженным артистом, потом — самым молодым народным артистом. Никто не получал это звание раньше, чем я.
На сегодняшний день вы не найдете дважды лауреата Государственной премии в балете — да и не только в нем. Поэтому мой юбилей официальный не может быть нигде иначе, как в Большом театре.
А на следующий день я перевозил двух своих котят из Питера в Москву. Это тоже стресс. И вот наконец я счастливо уснул. Утром открыл глаза, увидел рядом спящих котят. И мне стало так хорошо…» Николай, вы реалист, циник, человек земной, но при этом верите в чудеса, в мистические вещи. Такой же была ваша мама.
По образованию физик, она гадала на картах и предсказывала будущее. Как все это может сочетаться в одном человеке? Николай Цискаридзе: Я не вижу здесь противоречий. Кстати, многое из того, что мама предсказывала, сбывается до сих пор. Перед уходом она говорила об очень важных вещах. В том числе и о том, что я буду возглавлять одну из главных школ мира. Мне было двадцать, жил я в Москве и даже не думал о Ленинграде. И вот, когда через много лет я стал ректором Академии Русского балета, подумал: «Господи, мама-то меня догнала» Мама очень болела и боялась, что может скончаться до моего совершеннолетия.
Когда я стал взрослеть, она меня готовила к тому, что я останусь один. Хотела, чтобы у меня всего было в достатке, чтобы имелась крыша над головой. И ей было очень важно, чтобы если уж я выбрал эту странную в ее понимании профессию, то обязательно стал настоящим профессионалом. Разве она могла на это повлиять? Это ведь зависело в первую очередь от ваших способностей, от труда и желания стать первым? Мама дала карт-бланш моим учителям. Вручила педагогу стек для лошадей и сказала: «Мне нужен результат. Если надо — можете его пороть».
Она и сама была очень жесткой и строгой. Но при этом я имел столько любви и заботы в семье, как никто. Педагог меня, конечно, не порол, но на орехи я получал регулярно. Однако ни удары, ни крики меня не унижали и не обижали. Просто в моей парадигме не существовало сомнения в том, что это делается мне во благо. Сейчас же я как педагог наблюдаю в основном сломленных, недолюбленных, недоцелованных в семье детей. Кричать на них противопоказано. Им нужно говорить: «Ты самый лучший, я тебя люблю».
Похоже, у вас не было проблем с самооценкой? Были чудовищные сомнения и переживания по поводу внешности. И до сих пор есть. Я считаю себя одним из самых некрасивых людей на земле. Понимаете, для меня все красивое — светлое. В моем детском представлении человек с темными волосами не может быть красивым. Я хотел бы родиться белокурым и голубоглазым, а родился… С ужасом вспоминаю период пубертата. Мне казалось, что все сверстники вокруг выглядят лучше меня Но в балетном зале все менялось.
Там я понимал, что равных мне нет. И я с большим удовольствием занимался актерством, потому что мне интереснее быть кем-то, а не собой. Уверен, любой большой артист — это побег от самого себя. Я, например, страшный интроверт. Об этом знают только самые близкие друзья. Они в курсе, что вынуть меня из скорлупы невозможно. У меня нет потребности общаться. Мне комфортно в моем доме.
Я статичен: мне нужно, чтобы все было в зоне доступа, чтобы можно было лежать на диване и не двигаться. При этом я обожаю путешествовать, что-то узнавать. Поэтому я всегда составляю четкий план, где все продумано до мелочей. Я очень организованный человек. Мама на эту тему шутила: «Никогда не жила со свекровью, но родила ее».
Многие поклонники горячо поблагодарили Николая за такую позицию и выразили ему свою искреннюю поддержку. Сам танцор сейчас остаётся в России и продолжает работать. Он стал ещё и телеведущим — ведёт программу «Субботний Вечер» и старается нести людям добро и позитив в это нелёгкое время. Сейчас многие артисты отменяют свои концерты, а Цискаридзе убеждён что наоборот нужно поддерживать людей со стороны культуры.
Для них он как ясный светоч в условиях информационного мрака и пропаганды. Только объединяя усилия разных народов, можно выйти из ситуации и найти дорогу к общему будущему. Я бы не считал Украину и Белоруссию другими странами. Пусть на меня обидятся, но это единый русский народ. Да, я грузин по происхождению, но я русский артист и очень этим горжусь. Я воспитан очень по-советски. У меня была интернациональная семья: няня-хохлушка, отчим-армянин, мама и я — грузины. У меня были русские педагоги. Я не могу сказать, что я какой-то определенной национальности.
Цискаридзе подчеркнул, что история школы танца, которой исполняется 285 лет, тесно связана с историей Мариинского театра, который являлся главным придворным театром в Петербурге. Цискаридзе также поделился своими взглядами на Большой театр. Он сравнил закулисье театра с адом, особенно для тех, кто является участником спектакля.
Николай Цискаридзе о харассменте в Большом театре, травле и нападении на ученика с топором
Уже в 2016 году Дмитриченко отпустило по УДО. При этом под подозрением оказался и сам Цискаридзе, но у него было алиби. Девочка из Воронежа Сергей Филин в разговоре с «360» удивился, почему все опять всполошились после заявления Цискаридзе. Он назвал слова бывшего друга ложью — якобы не в первый раз Цискаридзе путается во лжи, но не получает за свои действия наказания. Я его знаю с детства. Он всегда был истериком, истеричным ребенком. Он уточнил, что сам привез Воронцову из Воронежа. Узнал про нее, посмотрел отчетный концерт и предложил переехать в Москву, чтобы доучиваться в Московской академии хореографии. Филин рассказал, что сам договорился с руководством академии, чтобы балерину туда взяли, а также за свои деньги оплатил ей комнату. Собеседник добавил, что после окончания учебы Анжелина не пришла к нему в театр Станиславского, а ушла в Большой театр.
У меня вопрос: какая цель могла у меня быть, когда я пришел в Большой [театр] домогаться Анжелину Воронцову, которую я знал уже много лет?
Николай Цискаридзе 21 год был премьером Большого театра Соцсети Николая Цискаридзе «У меня был очень тяжелый период, который бывает у каждого человека — ты становишься немного неуютным. У тебя настолько большая боль внутри, что не радует ничего: ни еда, ни море, ни какой-то достаток, ни подарки», — признался Цискаридзе. Друзья Николая решили помочь ему в непростой жизненный период — компания отправилась в путешествие на корабле, там близкие тронули артиста чутким отношением. Кто-то хочет меня накрыть пледом, кто-то принести подушку, фрукты», — рассказал Цискаридзе. Вскоре после ухода со сцены Цискаридзе закончил юридический факультет, спустя много лет воплотив мечту своей мамы.
И сказала, что это просьба съемочной группы. Я так честно описал это Максу. В 2013 году у Цискаридзе случился громкий конфликт с Большим театром: с ним не продлили два контракта.
Отношения Цискаридзе с директором Большого Анатолием Иксановым обострились во время реконструкции театра. Тогда Цискаридзе обвинил руководство в масштабных нарушениях, неправильной политике и унижении артистов. Первую попытку уволить Цискаридзе с должности педагога-репетитора в театре предприняли еще в 2011 году. Ситуация накалилась после покушения на худрука Большого Сергея Филина его облили кислотой. Тогда некоторые СМИ обвинили в организации нападения Цискаридзе. В тот момент в Большом артисту дважды объявили выговор — за общение со СМИ без ведома пресс-службы театра. О том, с кем перестал общаться Часть людей прекратили со мной общение еще после присоединения Крыма. Я сам удивлен, что я вот так легко отказываюсь от людей. Я готовил экзамен для своего класса, рано встал, взял телефон в руки и увидел сообщения от моей близкой подруги.
Там были написаны неприятные вещи, я был настолько поражен, потому что за наши почти 48 лет жизни мы с ней никогда не обсуждали ничего политического. Обидно мне — нет, больно — да. Я не считаю, что нужно обижаться. Как человек, который находится за много тысяч километров, может давать оценку тому, чего он не знает? Мы задавлены лжеинформацией. Мы живем в культуре огрызков. Очень важный выбор — я никогда не хотел поменять страну и язык. Для меня самое ценное — что я русский артист. В 1990-е, когда все бежали из России, я наблюдал за тем, как относятся к тем, кто остался.
Даже если ты лучший, но ты эмигрант.
Пресс-конференция была посвящена 285-летию Академии русского балета им. Вагановой, а также о своем десятилетнем руководстве этим уникальным учебным заведением. Николай Максимович рассказал о роли педагогов в жизни будущих звезд балета, о своих принципах руководства. Удивительно, но Николай Максимович оказался очень принципиальным человеком со своими подопечными — если он видит, что у детей нет данных, таланта, то он говорит об этом родителям откровенно: «Моя мама всегда всех жалела.
Особенно тех, кого исключали из балетной школы. Мама всем сочувствовала, успокаивала. Я в этом вопросе строг — откровенно говорю, что ребенок не может заниматься серьезно балетом, возможно, данных не хватает. Лучше сразу сказать.
Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!»
Такой известный в Большом театре сейчас стукач. И делает очень неплохую карьеру, по его разумению. Она для меня неприемлема. И главное, что она не обоснована его способностями. Всё зиждется на стукачестве и подлостях. Но что сделать? Тот человек, о котором я вам говорю, он, слава богу...
Там способности очень простые. Как говорила Майя Плисецкая: «Мужик хорош лишь тем, что большой». К сожалению, когда есть реальный талант и человек подонок, меня рядом не будет. Но, как мы знаем, Пушкин написал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Самые большие артисты не бывают подонками, стукачами, лжецами. Они, как правило, очень раненые люди, но очень порядочные.
А вот этот «середняк» пошёл на все подлости, которые возможны. Я вам даже описать не могу. Человек лжёт 24 часа всем: родителям, руководству, тем, с кем живёт, с кем дружит. Знаете, была очень интересная вещь. Когда у меня начались трудности в Большом театре... По приказу определённое количество педагогов подчёркиваю — педагогов!
С одной стороны, мне было безумно приятно, что меня в одну секунду возвели в ранг уже неумирающих и я моментально попал к великим артистам. Сразу понятно — статус подтвердился окончательно. Но я с этими людьми провёл массу времени. С некоторыми из них танцевал, кто-то был моим педагогом, кто-то — коллегой. И я, с одной стороны, понимаю, почему каждый из них так поступал: кто-то из зависти, кто-то из-за детей, кто-то из-за того, что боится увольнения. Четыре человека только встали и сказали «нет».
Как человек традиционной культуры, как вы относитесь к современным её проявлениям? Театральные перформансы, рэп-баттлы, стрит-арт... Вас это увлекает, привлекает? Нравится вам эта тенденция или не нравится. Когда появился такой серьёзный рок... Был же период моего детства, оно пришлось на диско.
Вдруг диско стало сменяться роком. Очень много рок-групп пошло серьёзных. И появился... Я не знаю почему, но я их слушал. А это талантливо безумно. И посмотрите...
Прошло уже 30 лет, мелодии и цитаты Фредди Меркьюри и Queen каждый человек знает, а всё остальное кануло в Лету. Конечно, сейчас рэперов очень много. Опять-таки пройдёт 30 лет, мы с вами, дай бог, будем разговаривать и вспомним только две-три композиции. Остальное канет в Лету. Понимаете, когда это по-настоящему талантливо, ты запоминаешь, реагируешь на это. Благодаря соцсетям традиционно достаточно закрытая балетная среда стала доступна зрителю.
Юные балерины выкладывают фотографии, видео. А как вы относитесь к этому обнажению, к этому бэкстейджу? Я во время карантина зачекинился. У меня есть аккаунт в Instagram, и я стал юным блогером.
Температура 39,5-40, золотистый стафилококк, плюс еще 9 операций и много всего. В итоге вместо трех дней в больнице я провел месяц», — рассказал артист. Он признался, что все это время Галина Казноб, с которой он познакомился благодаря Илзе Лиепа, находилась рядом с ним. И это несмотря на то, что у женщины к тому моменту была многодетная семья и другие дела.
Когда мне стало получше, то ходить заново я учился с ней...
Будете праздновать? Я вообще не очень люблю мой день рождения, потому что он приходится на такую дату, на такой праздник, когда все равно все празднуют. Будут фейерверки и все равно будет веселье!
А что касается официального юбилея… Я — премьер Большого театра и самый титулованный из ныне живущих артистов. Мне повезло стать самым молодым заслуженным артистом, потом — самым молодым народным артистом. Никто не получал это звание раньше, чем я. На сегодняшний день вы не найдете дважды лауреата Государственной премии в балете — да и не только в нем.
Поэтому мой юбилей официальный не может быть нигде иначе, как в Большом театре. Но это зависит не от меня. Мне это претит, я никогда в жизни не выпрашивал ничего для себя. А что касается возраста… 50 — это страшно, цифра некрасивая.
А все остальное мне нравится! Я пытаюсь всё объяснить, но не говорю: «Уходи! В моем случае моя профессия — это был счастливый выбор. Но все люди разные.
Но это не означает, что так будет, когда он вырастет, не значит, что у него к этой профессии есть способности. В моем случае мое сумасшествие оказалось реальным: у меня были способности. И хватило даже сил выдержать достаточно сложное обучение. У меня недавно была ситуация: моя коллега привела своего сына, очень красивого и способного мальчика.
Он так плакал! Я его увидел в коридоре и спросил: «Почему ты плачешь?
Это вторая большая работа Макмиллана для Королевского балета. Музыка, на которую он решил ставить спектакль, была написана, конечно, не для балета... Жорж Бизе, на чью музыку поставлен этот спектакль, в 1855 году, заканчивая Парижскую консерваторию, написал свою дипломную работу. За эту работу он получил золотую медаль и грант — дальнейшую стажировку в Италии. Но, к сожалению, эта партитура легла на полки и так пролежала до 1935 года, пока ее там случайно не обнаружили.
И вот в 1935 году она была впервые исполнена и, к сожалению, не произвела должного впечатления... Этот спектакль создавался к 20-летнему юбилею творчества Жана-Кристофа Майо в Монте-Карло, в труппе, которой он руководит. Сначала он ставил для этого театра, а уже потом, с 1992 года был назначен главным балетмейстером. Спектакль Жаном-Кристофом Майо задумывался как своеобразный панегирик собственному пребыванию в стенах этого коллектива. Сюжет очень сложно пересказать, поэтому его гораздо интересней смотреть, там очень много аллюзий... Джон Ноймайер родился в Америке в городе Милуоки, штат Висконсин, где и начал обучаться хореографии. Затем он перебирается в Лондон, и там его заметила замечательная балерина Штутгартского балета Марсия Хайде.
Она его порекомендовала Джону Кранко, и тот приглашает Ноймайера в свою труппу в Штутгарт. Вообще считается, что есть несколько хореографов, которые вышли из-под крыла Джона Кранко, и одним из таких является Джон Ноймайер... Просто я прекрасно понимаю, что есть правила игры, есть «монастырь», в котором есть свой устав, и ты обязан приходить туда не со своими какими-то правилами.
Николай Цискаридзе в «Большом эфире»: Триколор объявляет неделю русского балета
Из интервью Николая Цискаридзе, ректора Академии русского балета, народного артиста России, мы узнаем интересные факты его биографии, личной жизни, карьеры и пути становления одного из известнейших артистов. личная жизнь сейчас, здоровье, карьера, семья и много других интересных фактов | STARHIT. Концертная сюита из балета «НАЯДА И РЫБАК» Музыка Ц. Пуни Хореография Жюля Перро Мариуса Петипа, Александра Ширяева Редакция Николая Цискаридзе. В самом необычном интервью с Николаем Цискаридзе, знаменитым танцовщиком и режиссером, были затронуты различные темы: любовь и Большой театр, дружба и предательство, детство и старость, жестокость и гибкость, друзья и враги. Николай Цискаридзе Большой эфир Сегодня на ТВ Триколор Новости.
Николай Цискаридзе: «У театра поехала крыша. Эпохи великих больше не будет»
Танцовщик Николай Цискаридзе рассказал, почему решил завершить карьеру. Сегодня гость программы «Интервью» – выдающийся артист балета, ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. – Николай Максимович, вы иногда в своих интервью что-то говорите на грузинском языке, и от этого немного оказываешься в ступоре, потому что на самом деле совершенно забывается, что Цискаридзе – грузин. Егор Дружинин и Николай Цискаридзе — не просто друзья, а родственники: Николай — двоюродный брат супруги Егора Дружинина Вероники и крестный папа их дочери Александры.
Цискаридзе: Мне никто и никогда не мог сказать дурного слова о русской культуре
Он сочинил ее в то время, когда был на карантине и мог сполна насладиться заботой о первенце. Поэтому Эстель отлично знает припев и с удовольствием всегда подпевает. Родители рассказали также об увлечениях старшей дочери. Несмотря на свой маленький возраст, дочка уже пробует себя в разных направлениях — занимается гимнастикой и плаванием, ходит в музыкальную школу, мечтает о балете и сочиняет песни. По примеру мамы хочет быть блогером, также подумывает стать полицейским — расследовать различные происшествия. Девочка с удовольствием бы составила конкуренцию сказочному детективному агентству «Хрум» и очень переживает, что не смогла попасть на театральную постановку «Хрум, или Сказочный переполох». Но когда узнала о выходе популярного детского спектакля на Rutube-канале «Детского радио», очень обрадовалась.
Давно с таким удовольствием не читала автобиографии. Буквально слышала ваш голос, интонации, видела людей, которых вы встречали. У меня много вопросов, которые касаются событий, описанных вами. В книге много мистики и удивительных совпадений. Почему вы уделяете этому такое внимание и значение? Просто одни люди их замечают, умеют считывать, а другие нет. Если говорить об этом применительно к моей профессии, как артиста балета, все артисты верят в приметы, все абсолютно, даже те, которые публично в том не сознаются. Просто у каждого они свои.
Но в хореографическое училище он попал только с третьего раза, до этого он не проходил по квотам, которые были приняты в то время в Советском Союзе. Мама выбор сына не одобряла, но он был очень упорным и в 10 лет всё же приступил к обучению в училище. Через три года он перешёл в Московское училище, где ему заново нужно было доказывать свою состоятельность и право заниматься балетом. Николай Цискаридзе попал в класс к Петру Пестову, который имел репутацию очень жесткого педагога, но при этом к нему приезжали учиться из разных стран. По мнению Николая Цискаридзе, только этот педагог и мог воспитать из него премьера. Николай Цискаридзе. И тут появился мальчик из Тбилиси, который полностью завладел вниманием педагога. Он был слишком уж талантлив, и родители его одноклассников инициировали настоящую травлю подростка. Они посчитали, будто мальчик не может обладать такой гибкостью и пластикой, как Цискаридзе. Свои сомнения в половой принадлежности Цискаридзе они не только озвучили собственным детям, но ещё и написали донос в КГБ с требованием избавить их детей от общения с гермафродитом, как они считали. В результате комиссия из КГБ назначила подростку медицинское освидетельствование, которое не нанесло Николаю травмы исключительно благодаря матери Николая Ламаре Николаевне. Она правильно подготовила сына к комиссии, заявив, будто это — обычная процедура, он просто пройдёт дополнительную врачебную комиссию. Естественно, освидетельствование прошло нормально, никаких патологий у студента выявлено не было. Когда же Цискаридзе, став старше, понял, что за процедуру с ним проводили, то испытал жгучий стыд за тех взрослых людей, которые в угоду собственных амбиций подвергли его унизительному осмотру. Но он в тот раз справился с травлей. В первую очередь, благодаря своему педагогу и твёрдой уверенности в том, что он станет одним из лучших выпускников. О битом стекле в пуантах девочек-балерин он истории только слышал, но сам не видел. Но однажды он был свидетелем того, как его ровесник на сцене танцевал буквально сквозь слёзы, когда нижнее бельё ему намазали финалгоном. Николай Цискаридзе сказал тогда: «Это страшная боль».
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
Николай Цискаридзе: «У меня был ужасный выпускной. У моих учеников такого не будет никогда!»
Вначале мы как-то к этому относимся спокойно, но по мере ее приближения разные люди по-разному на это реагируют. Как вы внутренне настроены по отношению к тому, что придет такой день, возможно, когда вас не будут просить об интервью? Возможно, и нет. Потому что если вы — крупный педагог, то тоже, ведь… Но, все-таки?
Цискаридзе: У меня был очень страшный период в жизни, когда со мной случилась серьезная травма. И я попал в больницу, и, действительно, никто не знал, выживу я или нет, потому что там было много показаний на то, что я не должен проснуться с утра. Потому что у меня был сепсис, у меня был золотистый стафилококк.
Если кто-то понимает, это тяжелая вещь. И тогда, в больнице мне пришла такая мысль в голову… Потому что у меня всегда была температура 38,40, бред все время, это в течение месяца продолжалось, мне пришла такая мысль в голову: «А вдруг, если все с балетом? Мне потом она пришла, когда я уже выздоровел и посмотрел назад, что было.
И я подумал, что за то, что делал в этом искусстве человек под фамилией Николай Цискаридзе, мне не стыдно. И потом, когда я уже вернулся обратно в балет, и я стал что-то делать, то я понял одно — что самое, наверное, главное, в тот момент, когда все прекратится, чтобы мне было не стыдно ни за один мой поступок, чтобы я не подписал, как вы говорили, ни одно письмо, то, которое бы на меня роняло тень, чтобы я не стоял на стороне тех людей, которые пинают лежачего… Да, пусть будет у меня меньше этих выходов на сцену, но они будут качественные. И для меня фраза одного из моих педагогов, Галины Сергеевны Улановой, которая мне сказала это очень рано я был молодой мальчик и очень рвался в танец : «Коля, пусть у вас останется сожаление о том, что вы что-либо не сделали, нежели о том, что вы что-то попробовали».
Познер: Вообще, что Уланова? Я вас спрашиваю… Вот, послушайте. Я видел Уланову.
Это было в 1953 году, давно. Я ее видел в «Ромео и Джульетте», я ее видел в «Жизели», я жил тогда в гостинице «Метрополь» напротив Большого театра. Я никогда не забуду то, что я увидел.
Это поразительно было. С вашей точки зрения, что такое Уланова? Цискаридзе: Мне кажется, что фраза, сказанная Фаиной Георгиевной Раневской о таланте, это очень важная вещь.
Она очень правильно сказала, что талант — это как прыщик, на кого вскочит — не понятно. Это может быть подлец, это может быть идиот, это может быть, действительно, гений. Но это вещь неопределимая.
С Галиной Сергеевной была одна вещь. Конечно, я ее на сцене не застал, и если смотреть сегодняшними критериями и говорить, что недотянута нога, это — одно. Но я — свидетель того… Вот, фотография Нарцисса висит у вас.
Это то, что приготовила со мной Галина Сергеевна. И когда она со мной это готовила, это поставил Касьян Голейзовский на Васильева. А она с ним это репетировала, с Васильевым.
Он показал нам порядок, и потом Галина Сергеевна пришла как-то и сказала: «Вы знаете, Коля, если бы Касьян был жив, он бы вам все переделал. И я подумала… Мы не будем с вами ничего менять, мы сместим акценты. Я думаю, Касьян бы меня простил, потому что вы по-другому сформированы, у вас фигура другая, вам нельзя делать все те позы и те акценты, которые делал Володя».
И в один прекрасный день она мне сказала: «Я тебе сейчас покажу, как я вижу» и стала прыгать. В репетиционном зале был концертмейстер, который играл, я и фотограф. Слава богу, был фотограф, который это фотографировал.
Вы знаете, мы все три, втроем были в шоке, потому что танцующую Уланову мы все втроем не видели никогда. В этот момент в зале произошло какое-то чудо. Ей было 87 лет, она была на каблуках.
Женщина превратилась в молодого юношу, Нарцисса, которая прыгала, бегала. Она не двигалась очень сильно, если анализировать, да? Какая-то появилась магия.
Я в тот момент понял, что людей сводило с ума, что людей заставляло с ее фотографией идти под пули во время фронта. Эти мешки писем, которые хранятся, которые люди ей писали с фронта. Они с ее именем так же, как с именем Сталина шли в бой.
Вот тогда я понял, что вот эта магия таланта — она необъяснима. У меня этот спектакль был один раз. И для меня она осталась помимо этой картинки, великая балерина и так далее, она для меня осталась очень интересным персонажем.
Наверное, я один из немногих людей, который видел как Уланова плачет. У нее были очень сложные годы последние в театре, ее предали очень многие люди, ей очень многие люди начали мстить: они считали, что она им своим талантом сгубила им карьеру. Вы знаете, когда в один прекрасный день я увидел, что она зарыдала от бессилия, от этого хамства, от того, что она ничем… Ей 87 лет и она ничем не может противостоять вот этому.
Вот, у меня и такая Уланова есть внутри. Но я знаю только одно — что то тепло, которое она мне пыталась подарить, мальчику, который, на самом деле, не все понимал, что она говорит, поверьте, я очень много раз возвращался к каким-то разговорам с ней и думал: «Боже, какой я был дурак. Почему я не записывал ничего?
Познер: А ее… Как бы это точнее сформулировать? Так танцевать, не важно, талант, гениальность, но требуется огромный труд. Я в связи с этим вспоминаю.
Мне Белла Ахмадулина как-то сказала, когда я говорил с ней о поэзии, она назвала это «сладкой каторгой». Цискаридзе: Фаина Георгиевна Раневская сказала гениально, что это «каторга в цветах». Познер: Хорошо.
Значит, вы же говорите, что это каторга. Сладкая каторга — это Белла, а вы говорите так: «Просто бремя не сладкое. Я мечтаю, чтобы оно быстрее кончилось».
Значит, это совершенно другой взгляд. Вы не кокетничаете, когда это говорите? Цискаридзе: Нет.
Вы знаете, Владимир Владимирович, что один раз я почувствовал? Я был очень удивлен. Балет «Баядерка», самое сложное в моей профессии — это классический балет, потому что это самая высшая ипостась.
Как для музыканта сыграть концерт Чайковского и играть его 40 лет на этом уровне, на котором он проявился, что для скрипача, что для пианиста, понимаете? Как спеть «Nessun dorma» для тенора, когда весь мир знает, что сейчас будет такая-то нота. То же самое для нас, для классических танцовщиков: в третьем акте самые сложные движения, ты уже четвертый час в концентрации, ты два акта до этого и танцевал, и бегал, и бог знает, что делал, ты устал уже, а тебе каждый раз надо эту Олимпиаду выигрывать.
Это у спортсменов один раз Олимпиаду выиграл, и ты — навсегда олимпийский чемпион. А артисты балета подтверждают свою Олимпиаду каждый спектакль. Они опять должны перепрыгнуть планку 5 метров 50 сантиметров либо повысить.
А если ты понижаешь, все кричат: «Акелла промахнулся! Шел балет «Баядерка», там выход теней — помните этот знаменитый? А у танцовщика одно из самых сложных мест начинается после этого выхода.
И обычно когда этот идет выход… А каждый спектакль у нас подсознательно как у собачки Павлова: вот этот такт начинается музыки — я знаю, что я должен уже встать, мяться, вот этот такт музыки — я уже должен подпрыгивать, потому что мне сейчас выходить и, действительно, пахать на сцене. Я сижу, смотрю, как они спускаются из кулис, это безумно красиво, сижу и думаю: «Интересно, если бы кто-то изобрел такую машину, которую подключают к мозгу, и провел бы эксперимент, что когда человек смотрел на свою гильотину и, вот, сейчас ко мне бы подключили, наверное, было бы то же самое». По ощущениям.
А, знаете, бывает так, что весна — самое сложное для нас или осень, когда часто меняется погода, когда давление. А все это же… А ты в воздухе должен крутиться, ты должен каждый раз приземляться точно в позицию — это классический балет. И ты не имеешь права на ошибку, второго дубля нет.
И я сижу и думаю: «Господи, какой кошмар». Вот я от этой ответственности. Потому что все пришли, да, человек из телевизора, знаменитый Цискаридзе.
В программке написано: народный, международный, вот такие премии, такие премии, такие премии. Да, мне есть чем гордиться, потому что я самый молодой получил все, что возможно в этом мире, полный соцпакет. А я это должен оправдать.
И этот соцпакет — он не в плане радости уже, а, вот, он здесь лежит, и ты идешь, и каждый раз ты должен оправдать, что ты — именно тот человек, который это все заслужил. Как-то мы сидели с Володей Спиваковым и Сати, его супруга стала говорить: «Володя, вот ты не хочешь это играть, не хочешь это играть». Я говорю: «Господи, как я его понимаю».
Потому что он сказал: «Я не могу… Не сыграть — сыграть я не могу. От этой ответственности, что, не дай бог, не будет одной нотки хотя бы не той». Потому что он — Спиваков.
Познер: Это уже не сочинение стихов, это другое, конечно. И, знаете, когда тебе все в шутку, потому что, все-таки, молодость — правда, она легче. Я устал не от выхода на сцену, я все это очень люблю.
Я устал от ответственности, что я должен подтверждать этот бренд. Я думаю, что каждый большой артист или профессионал вам скажет. Гениальная грузинская пословица — она, кстати, использована у Цагарели в «Хануме», что хороший сапожник — тоже поэт.
Говорят: «А плохой сапожник? Что о нем разговаривать? Познер: Чуть-чуть отойдем.
Насколько я могу судить, есть три дня в году, которые для дня рождения не подходят. Первый — это день дураков, первое апреля, это ваш покорный слуга. Всю жизнь, естественно, понимаете… Второй — это 29 февраля, когда только раз в четыре года.
И затем 31 декабря, когда ты получаешь подарки только за один день. Ты же не получаешь за то и за то. Вы как раз и есть тот случай 31 декабря.
Цискаридзе: Видите, как мы встретились за одним столом? Два исключения. Познер: Да, дурак и Новый год.
Так вот, скажите мне, пожалуйста, честно или, вернее, серьезно. Как-то на вас повлияло, на вашу судьбу, то, что вы родились в канун каждого Нового года? Цискаридзе: Мне очень нравится, что очень легко подводить итог и году, и своему году.
Вот это нравится. И второй момент, знаете, это такая лакмусовая бумажка для меня: этот праздник забыть нельзя. Тот человек, который забывает мой день рождения, я понимаю, как он ко мне относится.
Потому что можно забыть любой день в году, но 31 декабря ты не можешь забыть. Очень человек проявляется, как он к тебе относится. Мне не нужны фразы, мне очень мало важно, от кого получить подарок.
Есть люди, от которых бы мне хотелось просто получить внимание — мне все равно, что мне подарят, мне важно внимание. Но проверяю я регулярно, вспомнили обо мне или нет. Теперь смотрите, я много читал о ваших родителях и какая-то путаница.
Значит, отца вы почти никогда не упоминаете, вы говорите об отчиме. Но тоже не часто. И очень много о маме.
В одном интервью вы сказали и это напутали , что мама — русская. Я понимаю, что мама — грузинка. Цискаридзе: Нет, мама — грузинка чистая.
Познер: Грузинка и так далее. Что папа? Цискаридзе: Папу я никогда не знал и я не знал, кто он, до определенного момента.
И это была большая тайна за семью печатями, потому что, как бы, как вы понимаете, я родился на Кавказе. Кавказ — вещь очень опасная, ребенок должен родиться легально, он должен родиться в легальном браке. Я родился в легальном браке.
Если ребенок не рождался в легальном браке, его не могли отдать в детский сад, его не могли отдать в школу. Познер: То есть родители должны быть женатые? Цискаридзе: Да, обязательно.
Познер: Ваши были женатые? Цискаридзе: Мои были, да, я родился в легальном браке. Но дальше с того момента, как я помню окружающих меня людей, у меня был отчим.
Мне с детства очень четко было поставлено, что это не родной папа, но это никак не отменяет того, что его надо уважать и слушать. Он был очень интересный человек, он был совершенно не из того круга, из которого была мама. Это был очень страшный мезальянс.
Мало того, у них была большая разница в возрасте. Мама была старше на 16 лет. Познер: И она — преподаватель?..
Цискаридзе: Мама работала уже в тот период, когда родился я, она работала в школе, всегда преподавала физику, иногда астрономию и иногда в вузах принимала, потому что у нее было очень хорошее образование. То, что я знаю отрывками, потому что очень многое скрыто. До сих пор.
Я не интересуюсь, потому что те, кто мог рассказать правду, умерли. А слушать какую-то ересь я не хочу. Ходить по всяким архивам — тоже мне никогда не интересно было.
Потому что мама всегда говорила, что бьют не по паспорту, а по морде. И она — человек, который перенес… Она очень хорошо помнила и 1937 год, и 1935, потому что мама родилась в 1932 году и много что в этой стране увидела. И я единственное что знаю, что она была замужем первым своим браком за мужчиной, который работал в Обнинске, и она работала в Обнинске.
Те документы, которые я получил после ее похорон, нигде не значится ничего — нет писем в течение 20 лет, нет фотографий никаких. В ее трудовой книжке, как бы, она жила-жила-жила, исчезла, а потом опять жила. Потому многие вещи для меня вообще под семью печатями, и я в какой-то момент для себя решил: она не хотела, чтобы я знал.
Она даже на смертном одре не призналась. И не надо. Познер: Вы носите ее фамилию?
Это очень тяжело. Многие люди сходят с ума, спиваются. На это был расчет у всех тех людей, которые делали мне гадость. Они думали, что накажут меня…Они пытались ударить как можно больнее и отобрать у меня профессию, — признался Цискаридзе. В интервью звезда балета также упомянул и свою коллегу Анастасию Волочкову, которой, по словам Николая, было намного тяжелее и сложнее пережить травлю, нежели ему. Когда я столкнулся с той трагедией, что с ней стали вытворять, после этого я никогда больше не даю какой-либо оценки. Я сказал: «Нет ничего страшнее того поезда, под который она попала», — признался артист балета.
Николай Цискаридзе Фото Legion Media Много слухов ходит о народном артисте РФ, вплоть до того, что в одно из своих занятий он бежал за учеником с топором в руках.
Когда я защищал магистерскую диссертацию, то огромное количество журналистов это снимало. И все ждали, когда же я допущу ошибку. И очень смешно сказал один мальчик, который пришел ко мне в третий раз на пересдачу.
Он сам выбирал по литературе произведение, какое хочет, и я задавал ему вопросы. Чтение — это же включенное воображение! Юбилей на юбилее Егор Дружинин и Николай Цискаридзе — не просто друзья, а родственники: Николай — двоюродный брат супруги Егора Дружинина Вероники и крестный папа их дочери Александры — Этот год для вас — абсолютно юбилейный… — Да! Это школа имеется в виду Академия русского балета им.
Мы существуем дольше всех и культуре всего мира принесли колоссальную пользу — и потому нам есть чем гордиться. И в такое достаточно сложное время напоминать о наших достижениях в любой сфере — это очень важно. А еще я выпускник Московского хореографического училища, которому в этом году исполнилось 250 лет. И я очень этим горжусь, потому что это моя школа, и я один не из самых последних ее выпускников.
У нас постоянно шли спектакли. И у нас главные роли танцевали те, кто сразу выходил на международную арену. Я выпустился в 18 лет, в труппу Большого театра пришел в сентябре, а в январе уже танцевал в Лондоне перед королевской семьей. В области балета мы точно впереди планеты всей!
Я учился в прекрасное советское время. Знаю многих людей, которые ругают Советский Союз. Но так как я был ребенком, у меня об этом только самые хорошие воспоминания. У меня было наисчастливейшее детство, и, если честно, я очень любил мою школу.
Будете праздновать? Я вообще не очень люблю мой день рождения, потому что он приходится на такую дату, на такой праздник, когда все равно все празднуют.
Будто вам подарили самого себя? И мне, наверное, это было бы противно.
Я с детства к себе отношусь не с большим восторгом. Честно скажу, мне и в последнее время все больше и больше… нет, мне не стыдно за то, что я делал на сцене. Потому что, когда я иногда натыкаюсь на собственные записи, я даже смотрю с удовольствием и думаю: боже ты мой, неужели мальчик так хорошо танцует?! Все, что касается реальной жизни… Понимаете, мне никогда не нравилась моя внешность.
Я очень жалею, что в свое время, в детстве, я не потратил время на изучение разных иностранных языков. Я много, что понимаю, но это не тот уровень, я хотел бы глубже знать этот язык. Но мне много в жизни выпало встреч, когда ты с человеком начинаешь разговаривать и вы понимаете, что у вас общие ценности, что вы уважаете одни и те же вещи, что вы одинаково смотрите на ответственность. Я обычно с такими людьми очень много лет дружу и очень уважаю их мнение.
Причем у меня , как говорят, очень несговорчивый характер, но это только те люди, которые меня не знают. Да, у меня есть слово «нет», и оно произносится моментально. Но если у меня есть уважение к человеку… Я слишком гибкий. Я должен уважать человека.
Такое, например, у меня было со всеми моими педагогами. Они от меня не то что никогда не слышали отказа или обсуждения чего-то… Будучи педагогом, могу вам сказать, что я был самый послушный ученик. Но мне повезло, меня учили гении, потому у меня, видимо, были такой пиетет и преклонение, и до сих пор осталось преклонение, что у меня не возникало даже мысли, что можно ослушаться. Потому что, как говорят: я не злопамятный, но память у меня хорошая.
Память у меня даже блистательная, но есть вещи, которые хочется забыть раз и навсегда, как будто их не было. Меня часто обвиняют в том, что я что-то не прощаю, но нет. Я просто знаю, что моментально отойду, не буду даже обсуждать какие-то вещи. Мне кажется, очень сложно так рассуждать.
Я ошибался один раз в жизни насчет этого, сильно ошибался. Была критическая ситуация в моей жизни, и она была связана с людьми действительно очень высокопоставленными и небедными. Когда люди имеют настолько высокий уровень полета, что могут позволить себе выбирать, с кем общаться и чьи капризы терпеть. А у меня было в тот момент такое непростое состояние, была потеря душевного равновесия, и прекрасно понимаю, что я был очень неудобный в тот момент для общения, тем более для отдыха.
И когда прошло время и я осознал, как моя компания, с которой мы дружим много лет, себя повела, я понял, что это настоящие друзья. Я тоже себя так вел в разные периоды жизни. Но то, как они все поступили… Они у меня вызывают не просто любовь и уважение, а я знаю, что вот это и есть настоящая дружба, потому что избавиться от человека, который тебе неудобен, в этот момент было очень легко. Они не сделали этого.
Вот это, наверное, самое ценное. Когда душа узнает искусство, когда душа узнает жизнь, когда душа узнает любовь? Мне кажется, это первый взгляд ребенка на любое произведение искусства. Потому что только самое прекрасное притянет его взгляд.
Жизнь… Два варианта: когда у тебя появляются первые деньги, немаленькие, и если ты вырос в достаточно обеспеченной семье и теряешь родителей… Тогда ты узнаешь, что такое жизнь. Любовь… Мне кажется, что при разводе любой человек узнает, что такое любовь. Последний спектакль в рамках учебного заведения. Логинов «Мамаши, они все считают, что родили уникального персонажа.
К сожалению, нет. В любую сторону. Мне так все говорили, а я побежал наоборот. И им зачастую запрещено высказывать свое мнение по поводу системы образования в балете.
И высказываться глупо. Во-вторых, и это я уже вам говорю не как директор школы, а как артист балета и как человек, который учился рядом с детьми и наблюдал очень много историй: все родители в своих детях видят гениев. Все обязательно будут обвинять того ребенка, у которого есть способности, что он блатной, что это все несправедливо. Моя мама была физиком, она ничего не понимала в балете и не хотела понимать.
Но так получалось, что я был самый-самый-самый… самый способный из всех, из миллиона детей. И способности эти — не только красивые ноги, великолепные мышцы. Первое, самое ценное, что дается очень редко, я могу сказать как профессионал, — координация и музыкальность. Это функция мозга, это находится где-то там, глубоко в голове… Координация — мозжечок, музыкальность — никто не знает где… Меня этому не учил никто и никогда.
И каждый раз, когда я смотрю на любое свое исполнение — почему я говорю, что мне очень нравится, как двигается мальчик, — это идеально музыкально и идеально скоординировано. Этому не научить. И понятно, почему на меня реагировали все великие педагоги. Представьте себе, великую Галину Уланову в 86 лет заставить приезжать к мальчику без году неделя репетировать.
Но она тратила время, потому что видела: есть уникальный материал, с которым ей интересно. Потому что она понимала, что то зерно, которое она может в эту почву положить, оно взрастет. А рядом все время стояли мамаши, которые кричали, что у меня успехи, потому что моя мама все купила. Честно вам скажу, я не занимался частно никогда в своей жизни, ни одной секунды.
У меня в балете всегда было «пять». По-другому быть не могло. Мне кто-то сказал: «Желаю вам успеха». Я повернулся и сказал: «А я другого не знаю».
Я вообще не понимаю, как это: я вышел на сцену — и нет успеха. Такого никогда не было и быть не могло. Потому что лично я больше бы сюда не вышел, значит, это не мое дело и нафига оно мне нужно. И вот эти мамаши, они все считают, что родили уникального персонажа.
За все время, что я преподаю, а это уже больше 25 лет, я встретил, наверное, пять или шесть очень одаренных детей. Но я всегда говорил, что к этому нужны еще здоровье, гениальные педагоги и удача. И все это вместе не сошлось. Это очень грустно.
Все родители могут высказываться, сейчас у нас время слишком широкой гласности. У каждого министерства есть сайт, и можно там прочитать высказывания этих сумасшедших мамаш. Один раз мне кто-то открыл, показал, я посмотрел и ответил: «Ну что, психически нездоровые люди, их надо лечить». Вот что я могу про них сказать.
Какую партию вы бы хотели станцевать в дуэте со своими педагогами Семеновой и Улановой, ну если предположить, что такое возможно? И есть очень много воспоминаний ее партнеров, когда за неправильное действие на сцене они получали такую оплеуху за кулисами, что им мало не показывалось. Они же с Галиной Сергеевной репетировали очень много того репертуара, который сами не исполняли. Все великие балеты Григоровича пришли в тот момент, когда и Уланова, и Семенова не танцевали.
Я как-то спросил Марину Тимофеевну: «А что бы вы хотели из репертуара Григоровича станцевать? Думаю, я бы просто хотел на это посмотреть. Это было бы интересно. Она была безумно страстная женщина, мне кажется, ей бы это очень пошло.
А что с Улановой? Да ту же «Жизель», просто рядом побыть, я даже не могу себе представить, чтобы танцевать — я представитель другой эстетики. Галина Сергеевна выбирала себе партнеров очень скрупулезно. Допустим, мой педагог-репетитор основной в Большом театре Николай Фадеечев, он с ней танцевал в последнее время, у них двадцать лет была разница, он очень интересно рассказывал.
Она с ним выходила в «Жизели» всегда, но в «Ромео и Джульетте» никогда. Потому что она понимала: по-другому поставлен спектакль, и в «Ромео и Джульетте» будет видна разница в возрасте. И она предпочитала партнеров, которые были постарше. Поэтому не знаю — в данной ситуации все-таки выбирали бы они.
Но раз они меня выбрали в ученики… Про Уланову такую вещь вам скажу, интересную: в 1997-м я участвовал в конкурсе. Были очень большие споры, я читал потом протокол, кому давать какие премии. И некоторые высказывались очень сильно против меня. И Галина Сергеевна задала вопрос кому-то из членов жюри: «Скажи, кого бы ты выбрала себе в партнеры: этого или Цискаридзе?
Она говорит: «А почему ты его топишь?
Николай Цискаридзе рассказал, как «Остаться человеком»
Николай Цискаридзе рассказал, как «Остаться человеком» 02.12.2022 | Напротив, вопреки позиции многих артистов и художников, Цискаридзе решительно выступает за единство Русского Мира и постсоветских стран. |
Почему Цискаридзе предсказал театралам незавидную судьбу | Справиться с трудным жизненным моментом Николаю Цискаридзе помогли друзья. |
Николай Цискаридзе о харассменте в Большом театре, травле и нападении на ученика с топором | Биография Николая Цискаридзе: личная жизнь, отсутствие жены и детей, слухи о нетрадиционной ориентации, друзья и образ жизни танцора. |
Николай Цискаридзе. Самое время. Фрагмент информационного канала от 01.12.2023 | Концертная сюита из балета «НАЯДА И РЫБАК» Музыка Ц. Пуни Хореография Жюля Перро Мариуса Петипа, Александра Ширяева Редакция Николая Цискаридзе. |
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»
Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023) | Николай Цискаридзе о талантливых детях, конкурентной среде и Instagram. |
«Меня не существовало»: Цискаридзе рассказал об «установке» Большого театра | 46-летний Николай Цискаридзе долгое время отказывался появляться в соцсетях. |
Николай Цискаридзе – последние новости
О любви и Большом театре, о дружбе и предательстве, о детстве и пока еще далекой старости, о жестокости и гибкости, друзьях и недругах, о собственном нравственном кодексе и многом другом — в самом необычном интервью с Николаем Цискаридзе. Экс-премьер Большого театра Николай Цискаридзе в понедельник дал свидетельские показания на процессе по делу о нападении на худрука балетной труппы Сергея Филина. Похожего мнения о ситуации придерживается ректор Академии Русского балета имени Вагановой, мировая звезда балета Николай Цискаридзе, который более 20 лет был артистом Большого театра и исполнял различные партии в этом балете. РИА Новости, 1920, 06.12.2021. → Если Вы жаждите узнать, что же было дальше с «маленьким мальчиком» — закажите печатный журнал BU:K с полной версией интервью Николая Цискаридзе! Народный артист РФ Николай Цискаридзе стал новым гостем YouTube-шоу Юлии Меньшовой.