Бренд муми-троллей основан на сказочных персонажах писательницы и художницы Туве Янссон. Финская компания Moomin Characters, которая владеет правами на персонажей из комиксов и сказок писательницы Туве Янсон, перестала выдавать новые лицензии на использование образов муми-троллей в России и не продлевает действующие соглашения. Правами на всех персонажей из долины муми-троллей владеет финская компания Moomin Characters.
В России запретили использовать образы муми-троллей
Истории о Муми-троллях касаются нескольких эксцентричных и странных персонажей, некоторые из которых связаны друг с другом. Старый друг Мумии-папы. Присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в первой главе. Туве Янссон придумала муми-троллей во время Второй мировой войны. Так она хотела создать безопасный мир, чтобы спрятаться от реальности. Общество - 28 марта 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Муми-тролли уходят из России.
Досье Муми-тролли швед. Mumintroll - центральные персонажи серии книг финской шведскоязычной писательницы Туве Янссон. Первая книга о них вышла в 1945 году на шведском языке, затем они были переведены на десятки других языков, включая русский. В книгах повествуется об одной семье миниатюрных существ, внешне похожих на таинственных маленьких зверей - муми-семействе.
У историй о приключениях муми-троллей есть несколько экранизаций. При жизни Янссон разрешала другим писателям использовать в своих произведениях образы муми-троллей.
Харальд Сонессон использовал героев для своих книг и самостоятельно иллюстрировал произведения.
Впрочем, есть хемули, которые выбрали своим жизненным делом скрупулезное коллекционирование, и для таких нет большего горя, чем целиком собранная коллекция, например, марок. Муми-тролли хранятся в музее. В 1947 году городская ратуша Хельсинки заказала Янссон роспись зала своего ресторана. Это был первый крупный художественный заказ для Янссон, и она решила вместо декоративного узора, как хотели заказчики, украсить зал двумя монументальными сюжетными фресками.
Так появились «Праздник в городе» и «Праздник в деревне». На обеих можно отыскать запрятанного Муми-тролля: в деревенской он прячется у ног влюбленных, а в городской составляет компанию самой Туве Янссон, скучающей на вечеринке за бокалом вина. Сейчас фрески выставлены в Художественном музее Хельсинки. Туве Янссон за работой над фреской «Праздник в деревне», 1947 22. Из-за политических пристрастий Муми-папы Туве Янссон пришлось сменить издателя. Первые комиксы про муми-троллей выходили в газете Ny Tid, крупнейшем финском прокоммунистическом издании.
Но в 1948 году подписчики завалили редакцию жалобами из-за того, что Муми-папа выписывал промонархистскую газету. Редакции пришлось разорвать контракт с Янссон. Муми-троллей обвиняли в буржуазности. В 1960-х годах норвежский журналист Ларс Бакстрём написал о муми-троллях исследование, в котором представил мир Муми-дола как воплощение элитарности и буржуазности. Янссон поблагодарила его за проделанную работу и согласилась с обвинениями: «Эти тролли — наглые представители высшего общества, и надо всем царит их тайное и жестокое хладнокровие. Они невыносимо самодостаточны.
Я подозревала их в этом уже давно. Но я не могу и не хочу ничего в них менять». Туве Янссон обвиняли в деморализации детей. В 1949 году в Хельсинки прошла премьера спектакля по повести «Комета прилетает». Дети остались очень довольны, чего нельзя сказать о родителях: не особенно вникнув в происходившее на сцене, они завалили Янссон гневными письмами с обвинениями, что она учит детей ругательствам и вредным привычкам. Янссон честно отвечала на каждое письмо, объясняя, что «Морра» — не бранное слово, а имя персонажа, словосочетания «адский огонь» и «адские прыжки» совсем не вульгарны, а бокал вина или трубка не делают ее героев пьяницами и развратниками.
Муми-тролли толстели по мере того, как росла их слава. К такому выводу пришли финские исследователи, проанализировав объем тела муми-троллей на иллюстрациях к книгам. Пик их упитанности приходится на пятую повесть — «Опасное лето», вышедшую в 1954 году в разгар первого муми-бума. В повести о том, как в Муми-дол приплывает театр, тела муми-троллей почти в 1,5 раза больше, чем в первой повести «Маленькие тролли и большое наводнение». В Германии муми-троллей заставили молиться. В 1954 году Вивика Бандлер вместе с мужем Куртом перевела на немецкий язык повесть «Волшебная шляпа».
Пристроить ее удалось в католическое издательство Benziger, но редакторы потребовали от переводчиков сделать муми-троллей более религиозными. Так муми-тролли стали молиться на ночь и перед зимней спячкой и иногда цитировать псалмы. Подобные правки были внесены и в следующие повести, опубликованные в Германии в 1960-х. При переиздании книг добавленные фрагменты постепенно вычищались, но полностью освободились от католичества муми-тролли лишь в 2001 году, когда вышел новый перевод. В Англии муми-троллям запретили вести себя непристойно, но разрешили ходить голыми. В 1954 году лондонская газета The Evening News начала публиковать комиксы про муми-троллей — в них действовали те же герои, но сюжеты повестей не повторялись.
В контракте было оговорено, что в комиксах не должно быть упоминаний смерти, если только она не произошла ранее XVIII века, политических тем и непристойных подтекстов. Непристойным английские издатели сочли тот факт, что Муми-папа делает важные заметки на туалетной бумаге — Туве Янссон попросили заменить ее на бумажные полотенца. Зато привычка муми-троллей ходить нагишом никого не смутила, издатели лишь попросили, чтобы во время купания на них были плавки. Комиксы про муми-троллей печатали 120 газет в 40 странах. Таких колоссальных цифр удалось добиться благодаря находчивости Чарльза Саттона — члена правления The Evening News. В 1954 году он написал от имени Муми-тролля письма во все известные газеты: «Семейство, обитающее в волшебном Муми-доле, собирается в ближайшее время посетить вашу газету и сделать вам предложение, от которого вы не сможете отказаться», к каждому письму прилагалась рекламная брошюра с информацией о комиксе.
Этот рекламный трюк сработал, муми-тролли появились в газетах по всему миру — от Гонконга и Индии до Турции и Ирландии. Вернер Молин. Туве Янссон обвиняли в плагиате. В 1957 году, на пике популярности муми-троллей, шведский искусствовед Арон Борелиус обвинил Янссон в том, что муми-тролли не оригинальные персонажи, а списаны с Черной Свиноматки — героя картин шведского художника Вернера Молина, и потребовал, чтобы Янссон разделила доход от муми-троллей с художником. Янссон пришлось дать интервью и рассказать, что в 1943 году, когда в Стокгольме проходила выставка Молина, у нее не было никакой возможности выехать из охваченной войной Финляндии в мирную Швецию. В Англии про Туве Янссон написали бульварный роман.
Большой поклонник муми-троллей беллетрист Энтони Глин встречался с Янссон всего раз на вечеринке, что не помешало ему в 1959 году выпустить роман «Я могу получить все это», прообразом главной героини которого он назвал Туве Янссон. Узнав про книгу, она сначала была польщена, но, прочитав ее, пришла в ярость: в романе самовлюбленная художница из Финляндии, ставшая знаменитой благодаря комиксу про персонажа Лонк, соблазняла своего английского издателя. При таких темпах она почти не могла заниматься живописью и в 1959 году поняла, что больше не может видеть муми-троллей. Она разорвала контракт с газетой, предложив на замену своего брата, Ларса Янссона, который часто помогал ей с рисунками и переводами комиксов на английский язык. Ларс создавал муми-комиксы следующие 15 лет, пока тоже не отказался от этой работы — муми-тролли стали по ночам являться ему во сне. Однажды Туве Янссон пыталась убить Муми-тролля.
Самый последний комикс про муми-троллей, отрисованный Янссон, заканчивался очень тревожно — психиатр диагностировал у Муми-тролля закомплексованность и давал ему таблетку, от которой тот начинал уменьшаться в размерах и постепенно превращался в лужицу. На последней картинке фрекен Снорк выливала в лужицу противоядие, но нигде не сообщалось, подействовало ли оно. Такой финал был придуман на тот случай, если редакция The Evening News не утвердит Ларса Янссона на роль нового художника и славные приключения муми-троллей в Англии на этом закончатся.
Moomin Characters создали в 1958 году финская писательница Туве Янссон и ее брат Ларс. Компанией до сих пор управляют члены семьи. Муми-тролли — основные персонажи серии книг Туве Янссон. В числе второстепенных — хатифнатты, хемули и другие существа.
Мумий Тролль — Контрабанды
Наследники Туве Янссон отозвали права на использование муми-троллей в России | Финская компания Moomin Characters, которой принадлежат права на персонажей комиксов и сказок о муми-троллях, запретила России использовать образы этих персонажей. |
Муми-тролли уходят из России: наследники Туве Янссон запретили их использовать | Финская компания Moomin Characters, которой управляют наследники писательницы Туве Янссон, запретила использование художественных героев муми-троллей на территории России. |
Наследники Туве Янссон запретили в России муми-троллей
Владельцы муми-троллей запретили использовать их образы в РФ, 29 марта 2023 года | персонажей серии книг финской писательницы и художницы Туве Янссон - не повлияет на издание в России книг с этими сказочными героями. |
Разгорается финно-российский скандал из-за муми-троллей - ГородЧе | Прежде, чем мы коснемся метаморфоз, которые произошли с Муми-троллем в последних книгах цикла, присмотримся к атмосфере, царящей в Муми-доле. |
Муми-тролли уходят из России. | Финская компания Moomin Characters, которая владеет правами на созданных Туве Янссон муми-троллей, запретила россиянам использовать персонажей. |
Сказка под санкциями. Финны запретили использовать образы семейства муми-троллей в России
В России запретили использовать образы муми-троллей | Финская компания Moomin Characters, владеющая правами на персонажей муми-троллей, перестала выдавать лицензии на использование образов существ в России. |
Все муми-тролли в 50 фактах: Краткая биография самых знаменитых финских существ и их создательницы | После появления новости о запрете использования образов героев Туве Янссон, российские издательства сообщили, что данная ситуация не повлияет на выпуск книг. |
На россиян наложили муми-санкции. Это сделали наследники Туве Янссон | Компания Moomin Characters, которая владеет правами на произведения и персонажей Туве Янссон, запретила использование образов муми-троллей на территории России. |
Наследники Туве Янссон отозвали права на использование муми-троллей в России
Туве родилась 9 августа, в честь праздника Тлум. Ру расскажет 9 фактов о муми-троллях , которых вы могли не знать. Именно оттуда герои смогли добраться до других 40 газет по всему миру, что внесло коррективы в рабочий график Туве и её мироощущение относительно персонажей. Создательница испытывала настолько сильный стресс, что в своих заметках написала: «Эти проклятые муми-тролли, я не хочу больше о них слышать, меня стало от них тошнить». Будучи врачом, он предостерегал девочку от перекусов на ночь, пугая её муми-троллями, живущими в шкафу. Он говорил, что мумики будут прижиматься холодными щеками к ногам и обдавать дыханием лицо.
В общем, сомнительный метод воспитания, преподнесённый через относительное запугивание, которому Туве не поддалась. Так муми-тролли стали совместной шуткой между двумя родственниками.
Встречаются, конечно, и персонажи, несущие опасность, но обычно они, либо не злонамеренны как хатифнатты или дронт , либо напоминают те же проявления природных сил Морра, неразумные животные. Силой, способной оградить этот сказочный мир от опасностей, Янссон делает Муми-семью — всегда оптимистичную, благожелательную, где каждый готов прийти на выручку первому встречному. Туве Янссон: «Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад. Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы, — это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен». Поэтому все внутренние проблемы сказки Янссон сконцентрированы вокруг внутренних взаимоотношений героев. По сути, Муми-тролли представляют собой образец не только идеальной семьи, но и толерантности.
Ведь большинство персонажей книги имеют свои недостатки, зачастую они вздорны, капризны, эгоистичны. Но Муми-семья не просто терпит их, но и одаривает своей заботой и дружелюбием, при этом не пытаясь насильно изменить индивидуальность героев или лезть им в душу. По сути, в Муми-сказках, Янссон ярко и выпукло выразила тот идеальный мир, к которому стремилось западное общество во второй половине ХХ века. Это и семья, как источник поддержки и безопасности, терпимость к недостаткам других людей, и при этом право каждого быть самому по себе — автономным и самодостаточным. Насколько хорош оказался этот идеал, можно долго спорить, но то, что подобные взаимоотношения содержат и обратную сторону, хорошо показала и сама Янссон. Морра, которая всегда с тобой… «Муми-тролль взглянул на куст жасмина — сплошное сплетение голых веток — и с ужасом подумал: «Жасмин умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли».
Признаки того, что Муми-цикл стал стремительно меняться, впервые проявились в сказке «Волшебная Зима» 1957.
Силой, способной оградить этот сказочный мир от опасностей, Янссон делает Муми-семью — всегда оптимистичную, благожелательную, где каждый готов прийти на выручку первому встречному. Туве Янссон: «Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад. Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы, — это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен». Поэтому все внутренние проблемы сказки Янссон сконцентрированы вокруг внутренних взаимоотношений героев.
По сути, Муми-тролли представляют собой образец не только идеальной семьи, но и толерантности. Ведь большинство персонажей книги имеют свои недостатки, зачастую они вздорны, капризны, эгоистичны. Но Муми-семья не просто терпит их, но и одаривает своей заботой и дружелюбием, при этом не пытаясь насильно изменить индивидуальность героев или лезть им в душу. По сути, в Муми-сказках, Янссон ярко и выпукло выразила тот идеальный мир, к которому стремилось западное общество во второй половине ХХ века. Это и семья, как источник поддержки и безопасности, терпимость к недостаткам других людей, и при этом право каждого быть самому по себе — автономным и самодостаточным. Насколько хорош оказался этот идеал, можно долго спорить, но то, что подобные взаимоотношения содержат и обратную сторону, хорошо показала и сама Янссон. Морра, которая всегда с тобой… «Муми-тролль взглянул на куст жасмина — сплошное сплетение голых веток — и с ужасом подумал: «Жасмин умер.
Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли». Признаки того, что Муми-цикл стал стремительно меняться, впервые проявились в сказке «Волшебная Зима» 1957. Впервые Янссон лишила главного героя его убежища и опоры — семьи.
Здесь стоят муми-дом и корабль Муми-папы, здесь в летнем театре разыгрывают спектакли о муми-троллях правда, на финском языке , здесь можно перекусить в ресторане «Кухня Муми-мамы», купить множество сувениров и сфотографироваться с героями книг.
Здесь есть и пещера Морры, и логово хаттифнатов, и погреб с вареньем, и палатка Снусмумрика — всё, что душе угодно, даже тюрьма. Муми-тролль, его семья и друзья бродят по парку и играют с детьми. Тут даже газету выпускают с последними новостями долины. Не зря The British Independent Newspaper в 2005 году включила «Страну муми-троллей» в список десяти лучших детских тематических парков мира. Муми-дом: главные герои Центральные герои большинства книг Туве Янссон — семейство муми-троллей, состоящее из Муми-мамы, Муми-папы, их сына Муми-тролля и ещё десятка гостей, приятелей и дальних родственников. Сами по себе муми-тролли — далёкие потомки обычных троллей и родственники троллей морских. Раньше они жили вместе с домашними троллями у людей, большей частью за печками кстати, было это совсем недавно — Муми-мама с Муми-папой начинали совместную жизнь именно за печкой , но с распространением парового отопления им пришлось искать себе другое прибежище.
Как муми-тролли выглядят, известно, наверное, всем, даже тем, кто умудрился не прочитать о них ни одной книги, — это маленькие округлые белые существа с длинными мордочками. Семейство муми-троллей весьма приличное, но несколько богемное и безалаберное. Например, они с большим удовольствием жили в театре и на маяке. Глава семьи, Муми-папа, родился при уникальном положении звёзд и вырос в приюте, много путешествовал, в том числе и после женитьбы. Он никогда нигде не уживался. А потом исчез — отправился в путешествие». Он выстроил своими руками муми-дом, впоследствии написал мемуары, а ещё позже его охватил жестокий кризис среднего возраста, и в результате вся семья переехала на необитаемый остров.
Муми-мама отлично дополняет своего супруга и гасит его вспышки раздражения. О такой маме мечтает любой здравомыслящий человек и не человек: она идеально ведёт дом, всегда рада любому количеству гостей, печёт торты к возвращению детей из походов и опасных путешествий и умеет делать челюсти из апельсиновых корок. Хотя Муми-мама не так проста — например, с Муми-папой она познакомилась, когда шторм принёс её прямо к нему в объятия. Тихую домашнюю девочку в такой ситуации представить сложно. Идеальная мама: она даже кораблики умеет мастерить Главный герой книг — Муми-тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы; по возрасту, наверное, подросток. Он всё время ищет приключений и новых знакомств, но всегда после этого возвращается домой. Иногда ему кажется, что время замедляется, а мысли растут, — но это растёт он сам.
В последних книгах Муми-тролль становится ощутимо взрослее. Живут муми-тролли в муми-доме — он очень красив, сильно напоминает печь и выкрашен голубой краской. Вначале говорится, что в нём три комнаты — небесно-голубая, солнечно-золотистая и в крапинку, а также гостевая мансарда наверху, — но, судя по тому, сколько народу там живёт, со временем дом стал намного больше. Если кто-нибудь приходит в муми-дом погостить или пожить, Муми-папа и Муми-мама лишь ставят новые кровати да расширяют обеденный стол, ну или выгоняют всю толпу гостей вместе с собственным сыном на рыбалку или в какой-нибудь поход. Впрочем, иногда старшее поколение с удовольствием отправляется вместе с остальными. Более-менее постоянные обитатели муми-дома — Снифф, семейство Снорков, малышка Мю и Хемуль, а также дальний предок муми-троллей, затаившийся за печкой. Летом обычно появляется Снусмумрик, а зимой муми-дом превращается — без ведома хозяев — в настоящую гостиницу.
Разумеется, скучать здесь никогда не приходится. Но главное не в этом. Муми-дом — место, куда хочется возвращаться. Потому что «безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит часы, — это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен». Королевский рубин: магия в мире муми-троллей В мире муми-троллей есть не только волшебство и чудеса — и того, и другого там очень много, просто это чудеса в обыденном смысле, какие случаются в каждой жизни и особенно в каждом детстве; так вот, в мире муми-троллей есть не только они, но и самая настоящая магия.
Волшебник верхом на пантере. Насколько известно, он всемогущ «Ну, значит, так. На краю света стоит высокая-превысокая гора, поглядишь, так дух захватывает. Чёрная, как сажа, и гладкая, как шёлк. Её склоны отвесно падают в бездну, а вокруг вершины парят облака. А на самом верху стоит дом Волшебника». В этом доме нет ни окон, ни дверей, потому что Волшебник передвигается исключительно по воздуху.
Верхом на чёрной пантере. Выходит из дома он только по ночам, чтобы поискать рубины. Он их коллекционирует. Волшебник этот практически всемогущ, как положено волшебнику из детской сказки, а не из взрослой книжки читатели которой задаются глупыми вопросами о законе сохранения энергии и так далее. Этот волшебник может обернуться кем угодно, забраться под землю и спуститься на морское дно. Да что там земля! Он без проблем путешествует между звёзд — планеты Солнечной системы, включая Нептун, он изучил.
Правда, до Солнца пока не добрался — там слишком горячо. Вызывает некоторые подозрения только один момент: глаза у волшебника красные и светятся в темноте. Кроме того, точно известно, что ему как минимум несколько сотен лет. Наверное, он всё-таки не человек.
Муми-тролли
Санкционная политика в отношении России коснулась муми-троллей – персонажей, придуманных писательницей Туве Янссон. Финская компания Moomin Characters, обладатель прав на литературных персонажей муми-троллей, в том числе в комиксах, прекратила выдачу новых лицензий на использование их образов в нашей стране и не продлевает действующих соглашений. Муми-тролли – главные персонажи серии книг Туве Янссон о сказочных существах, ведущих человеческий образ жизни. Компания Moomin Characters, владеющая правами на сказочных персонажей Туве Янссон, известных как муми-тролли, объявила о запрете на использование их образов в России.
В России запретили использовать образы муми-троллей
Набор стикеров с Муми-троллями №18 для Telegram 1. Правами на муми-троллей владеет финская компания Moomin Characters, созданная в 1958 году Туве Янссон и ее братом Ларсом. Герои Муми-далена приветствуют тебя.
Разгорается финно-российский скандал из-за муми-троллей
Высокая, худощавая, мордочка вытянутая, похожая на собачью. Впервые появляется в рассказе "Филифьонка, которая верила в катастрофы" а также присутствует в книге "В конце ноября". Также некая филифьонка упоминается в пятой главе "Опасного лета". Фредриксон 0 0 0 Старый друг Мумии-папы.
Присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в первой главе. Изобретатель, строитель и капитан парохода "Морской Оркестр". Snork Maiden 2 5 6 Подруга Муми-тролля, сестра Снорка.
Внешне похожа на муми-троллей, но меняет цвет при изменении настроения, покрыта тоненьким мягким пухом и имеет пушистую мягкую чёлку. Носит на ноге золотой бласлет. Хозяйственна, сообразительна, питает симпатии к Муми-троллю.
Какими становимся, если нас разрушают страсти Если представить себе мир муми-троллей как большой драгоценный камень например, королевский рубин из повести о волшебнике — почему бы и нет? У каждого своя вселенная, собственные мысли, беды, радости, чаяния, вершины и провалы. И если уж рассматривать Муми-Дален, то делать это нужно в первую очередь через его обитателей. Муми-тролли Это семейство, как торжественно называет их Туве Янссон, — центр, средоточие ее сказочных повестей. Мама, папа и сын — дружные и безусловно друг друга любящие, слегка безалаберные, гостеприимные и тонко чувствующие красоту существа. Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается. К муми-троллям тянутся все — от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков. Именно к ним Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, к ним возвращается каждую весну свободолюбивый Снусмумрик и Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от теткиной критики, а хемуль и филифьонка решают прийти в гости, хотя и не знакомы лично с хозяевами, маленький хомса мечтает о муми-маме и Муми-Далене.
И даже одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы. В чем секрет муми-троллей, почему они так популярны среди мелких зверьков? А всё просто: их секрет в любви. Всё просто: секрет мумии-троллей — в любви Муми-папа любит муми-маму. Он редко выражает свою любовь, да и делает это своеобразно. Но если приглядеться — сколько в этом уважения и нежности! Когда мама хочет купаться, папа сажает в лодку всю семью и отправляется в плаванье. А перед путешествием на маяк он запрещает ей грузить вещи: она должна ступить на борт налегке.
И на маяк она входит первой: папа как бы отмечает в самые важные моменты, что мама — это точка отсчета, это самое главное и важное, что есть у него. А муми-мама выполняет очень важную задачу: она согревает и освещает тех, кто рядом с ней. Это сложно: порой маме хочется отдохнуть и посвятить немножко времени самой себе: «Больше всего на свете она любила спать, когда дождь барабанит по крыше» «Шляпа волшебника» ; «Следующей весной я должна проснуться раньше всех, — повторила мама. Лично меня пример муми-мамы вдохновляет. Она всегда спокойна. Она поддерживает своих близких, причем делает это так деликатно, щадя их чувства, что они ощущают себя значительными, а свои свершения — исполненными смысла. Мама молча приносит карамельки папе, занятому литературным трудом. Она умеет подбодрить Муми-тролля, когда ему тяжело, говоря простые, но очень мудрые слова: «Завтра будет новый длинный день, — сказала мама.
Это приятно, правда? Муми-мама никогда всерьез не сердится. Зато она обладает удивительным даром — умеет видеть прекрасное в обыденном и наслаждаться мелочами. И поэтому ее жизнь, которая, в сущности, вся отдана служению семье, не кажется ей тоскливой и однообразной. Муми-мама умеет видеть во всем хорошее и верить в добро даже в самой отчаянной ситуации. Когда в Муми-Дален приходит наводнение, она спокойно сидит со своей сумкой на крыше. Лишь у негодяев всё плохо заканчивается. Опасное лето Муми-тролли наивны в своей доброте.
Они живут, не видя зла, полностью доверяют друг другу, поддерживают тогда, когда другие ругаются, спорят и обижаются. Вот мама, заметив, что папа разбил миску, радуется: «Это была ужасно некрасивая миска». Вот Муми-тролль думает, как хорошо лежать в кровати, когда ты болеешь и все за тобой ухаживают, но потом решает встать, ведь «будет еще интереснее позаботиться о маме, развлечь ее». А папа, вечно вынашивающий в голове глобальные проекты и философские идеи, понимает, что быть с родными — самое важное, важнее даже путешествий и открытия неизведанных земель. Тут примут тебя любым, не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные Семья в сказочных повестях Туве Янссон — это место безусловной любви. Там примут тебя любым, там не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные существа — отогреться там, где не задают лишних вопросов, а любят и заботятся.
Опасное лето Снусмумрик Однако вселенная Туве Янссон не ограничивается уютной гостиной и светлой верандой дома Муми-троллей. Писательница не дает нам утонуть и сыто задремать в этом уюте.
Из-за отзыва лицензии торговый центр «Афимолл» в Москве отменил детский праздник «Весенний фестиваль муми-троллей», который должен был состоится на этой неделе. Муми-троли - персонажи сказок и комиксов финской писательницы и художницы Туве Янссон.
Морра, которая всегда с тобой… «Муми-тролль взглянул на куст жасмина — сплошное сплетение голых веток — и с ужасом подумал: «Жасмин умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли».
Признаки того, что Муми-цикл стал стремительно меняться, впервые проявились в сказке «Волшебная Зима» 1957. Впервые Янссон лишила главного героя его убежища и опоры — семьи. Нет, она не умерла, а всего лишь находилась в зимней спячке. А Муми-тролль внезапно проснулся, оказавшись практически один на один с неведомой ему зимой. Впервые Муми-троллю придется вкусить настоящего одиночества и самому бороться за выживание. Соответственно изменяется и стиль сказки. Он становится более жестким, грустным и взрослым. Янссон даже нарушает табу детской литературы и вводит в сказку тему смерти, когда глупого бельчонка замораживает Ледяная Дева еще одна персонификация природной силы, скандинавский мифический персонаж — прародитель «Снежной Королевы». Это так ужасно.
А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально? Я думаю, он вырастет крепче, если ему придется трудновато! Янссон неотвратимо сдвигалась в сторону взрослой прозы, поэтому две последние книги про Муми-троллей вполне обоснованно покажутся детям тяжелыми и скучными. Так в книге «Папа и Море» 1965 Янссон испытывает прочность, казалось бы, такой незыблемой Муми-семьи.
Наследники Туве Янссон отозвали права на использование муми-троллей в России
Вместо этого в агентстве можно оформить лицензию на Чебурашку. Муми-тролли — бренд, основанный на сказках и комиксах финской писательницы и художницы Туве Янссон о сказочных существах, ведущих человеческих образ жизни. Книги про муми-троллей переведены более, чем на 50 языков, а мультфильмы показаны более чем 124 странах.
После Гражданской войны 1918 года она создала все макеты для банкнот и почтовых марок независимой Финляндии. И все же именно она была прототипом Муми-мамы: объединяли их преданность фонтанирующему безумными идеями мужу, безоговорочная любовь к детям и способность не терять самообладание в сложных ситуациях.
Папа Туве Янссон очень похож на Муми-папу. У обоих было тяжелое детство, оба переживали, что окружающие недостаточно ценят их таланты, оба любили бури и море — Виктор Янссон часто увозил семью на природу в самую непогоду, а страсть Муми-папы к беспокойному морю подарила ему главный смысл жизни: из бушующих волн он выловил будущую Муми-маму. Обо всем этом читатели узнали только в 1950 году, когда вышла повесть «Мемуары Муми-папы». Публика впервые увидела муми-тролля рядом с нацистами.
В 1944 году Туве Янссон наконец оказалась готова представить своего героя зрителям. К этому моменту она была успешным и востребованным иллюстратором — в 1941 году пресса назвала ее одним из лучших художников-оформителей Скандинавии. Она сотрудничала с разными изданиями, в том числе с политико-сатирическим журналом Garm. В октябре 1944 года на обложке номера, посвященного выводу немецких войск из Финляндии, Туве Янссон изобразила муми-тролля, испуганно прячущегося от толпы гитлеров.
Первая книга про муми-троллей не впечатлила читателей. Повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» была опубликована в 1945 году, но в только что пережившей войну стране встречена была сдержанно. Пропавший Муми-папа и стенающая по нему Муми-мама напоминали о не вернувшихся с фронта, унесенный наводнением дом — о разрушенных и разоренных войной жилищах, не спасал даже счастливый конец. Несмотря на холодной прием, Туве Янссон стала писать продолжение.
Во второй книге на муми-троллей летит не комета, а атомная бомба. В повести «Комета прилетает» размеренная жизнь нашедших свой дом муми-троллей нарушается — к Земле приближается комета, грозящая уничтожить все живое. Тревожный сюжет родился из сообщений о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, а описание природы, отреагировавшей на приближение кометы пересыханием водоемов, красным небосводом и раскаленным воздухом, было вдохновлено рассказами очевидцев и рассуждениями специалистов о том, что будет с планетой, если начнется атомная война. В отличие от самой Туве Янссон, за всю войну спустившейся в бомбоубежище один раз, муми-тролли переждали конец света в уютном гроте.
Образ Снусмумрика появился благодаря роману Туве Янссон с социалистом. Во второй повести Муми-тролль обретает лучшего друга — Снусмумрика. В образе путешественника и поэта, презирающего частную собственность и запретительные таблички вроде «по газонам не ходить», узнавался жених Янссон — редактор левой газеты Ny Tid, депутат финского парламента от социал-демократов Атос Виртанен, всегда носивший мятую зеленую шляпу, точь-в-точь как Снусмумрик. Как и отношения Муми-тролля со Снусмумриком, отношения Янссон с Виртаненом были полны расставаний — в результате помолвка была расторгнута, но друзьями они остались на всю жизнь.
Ондатр — это тоже Атос Виртанен. Занудный, неуклюжий, презирающий суету и без конца бормочущий о тщетности всего сущего Ондатр воплощал все, что раздражало Туве Янссон в ее женихе. В очередной раз разозлившись на бытовую беспомощность Виртанена, Янссон впервые нарисовала Ондатра: пока весь Муми-дол искал спасения от кометы, он безмятежно лежал в гамаке и читал книгу. В повести «Комета прилетает» на книге было написано «Шпенглер», но впоследствии Янссон уточнила, что речь шла именно о «Закате Европы».
План творческой коммуны, 1943 14. Муми-дол родился из проекта творческой коммуны. Виртанен и Янссон мечтали о создании творческой коммуны в Марокко — с башней для философов, резиденцией для писателей и мастерскими для художников. Утопический проект предполагалось реализовать, купив усадьбу на берегу моря: специально для этих целей они даже организовали благотворительный фонд, куда творческая молодежь Хельсинки вносила деньги.
Проблема была в том, что Виртанен то и дело заимствовал из фонда крупные суммы, чтобы передать их очередному забастовочному комитету. Поэтому план коммуны превратился в план Муми-дола — рай, в котором найдется место каждому, кто остается самим собой и занимается любимым делом. После первых трех книг герои Муми-дола надоели Туве Янссон. Все они стали казаться ей слишком приторными.
Так в Муми-доле появилась эгоистичная, едкая и грубоватая Малышка Мю, в самый безмятежный момент способная надерзить или ввязаться в драку. Свое имя она получила в честь тысячной доли миллиметра «мю» и стала самым популярным персонажем муми-вселенной. Главное зло Муми-дола не злое. В вышедшей в 1948 году «Шляпе волшебника» в Муми-доле появляется Морра — страшное существо, способное сделать теплый летний вечер ледяным.
В первых книгах она вселяла ужас и ею пугали детей, но в более поздних повестях оказалось, что холодом от Морры веет из-за ее одиночества — отверженная всеми, она тянется к другим существам в поисках тепла. Морру спас Муми-тролль в повести «Муми-папа и море» — осторожно подружившись с Моррой, он согрел ее и отучил замораживать под собой землю. Тофсла и Вифсла — плоды запретной любви. Вместе с Моррой в Муми-дол пришли Тофсла и Вифсла, крошечные существа, говорящие на странном языке и таскающие за собой огромный чемодан с рубином.
Имена были взяты из жизни — их придумали себе Туве Янссон и ее возлюбленная — режиссер Вивика Бандлер. Гомосексуальные отношения в Финляндии были запрещены, поэтому свою любовь Янссон и Бандлер не могли обсуждать открыто: так возникли и странные прозвища, и кодовый язык, впоследствии перекочевавшие в повесть «Шляпа волшебника». Туве Янссон и Тууликки Пиетиля, 1960-е 18. Последняя любовь Туве Янссон пробудила Муми-тролля от зимней спячки.
В 1956 году у Янссон начались отношения с художницей Тууликки Пиетиля, отразившиеся в повести «Волшебная зима». В отличие от предыдущих книг, в ней не происходит ничего знаменательного: Муми-тролль всего лишь, вопреки обычаям своего вида, просыпается посреди зимы и знакомится с мудрой и практичной Туу-тикки, которая рассказывает ему, как выживать и чему радоваться, когда все покрыто снегом. Туве Янссон утверждала, что встреча с Тууликки помогла ей справиться с депрессией: их отношения продолжались почти 50 лет, вплоть до смерти Янссон. Мюмла перебралась в Муми-дол из квир-сленга.
В «Мемуарах Муми-папы» появляется мать Снусмумрика — Мюмла-мама. Слово «mymla» в Финляндии и Швеции использовалось в богемной среде для обозначения однополых отношений. Янссон, впрочем, употребляла глагол «мюмлиться» по отношению к любым влюбленным парам, не скрывающим своих чувств, так что намеков на гомосексуальность в этом образе нет: Мюмла-мама просто очень влюбчивая особа, склонная к полигамии и сибаритству и произведшая на свет по крайней мере 20 отпрысков. А хемули пришли из юриспруденции.
В шведском языке слово «hemylen» использовалась в старой юридической практике для обозначения уполномоченного на законные действия.
Брендом Moomin Characters управляют члены семьи Туве Янссон, автора сказок и комиксов про милых и мудрых муми-троллей. Мультфильмы о них показаны более чем в 124 странах. Напомним, на россиянку завели дело о покупке подделок брендовых вещей.
Кто такие муми-тролли? Сказочные создания, вышедшие из-под пера Туве Янссон. Похожи на маленьких бегемотиков. В произведениях писательницы эти существа ведут человеческий образ жизни и попадают в разные забавные истории.
Приключения муми-троллей и их друзей, таких как бродяга Снусмумрик и занудный зверёк Снифф, переведены более чем на 50 языков. Между тем своим уходом из РФ зарубежные компании уже давно никого не удивляют, ведь это «модное» явление стало массовым уже больше года назад.
Наследники Туве Янссон запретили муми-троллей в России
Прославилась Янссон на весь мир благодаря созданным ею сказочным персонажам – муми-троллям. такие же, - их смысл в том, что все они бессмысленны. Как пишет издание VPost, финские правообладатели «Муми-троллей» больше не выдают новые лицензии на использование образов муми-троллей в России и не продлевают действующие соглашения на использование образов героев сказок Туве Янссон в России. Прежде, чем мы коснемся метаморфоз, которые произошли с Муми-троллем в последних книгах цикла, присмотримся к атмосфере, царящей в Муми-доле.