Новости мотовиловка декабристы

все новости чемпионатов. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян.

Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм

УРОКИ ДЕКАБРИСТОВ новости Ростова и области.
УРОКИ ДЕКАБРИСТОВ: gleza — LiveJournal Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка.

Забытый момент из истории восстания декабристов

Об этом говорит непосредственный свидетель событий Игнатий Руликовский, владелец и житель села Мотовиловка, где разыгралось основное действие — начало мятежа. Главная» Новости» Выступление черниговского полка декабристы. Среди адресатов его писем — декабристы С. Г. Волконский, И. И. Пущин.

Декабристы в Мотовиловке. Восстание Черниговского полка

Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка.

Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- [ 125 ] зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С.

Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник». Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов.

Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой.

Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г. Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С.

Муравьев продолжал рассчитывать. В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены [ 127 ] воинские части под командой членов Общества соединенных славян. Но в Мотовиловке новые полки не присоединились. Положение становилось тревожным. Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек—член Южного общества офицер А. Вадковский, приезжавший во время восстания к Муравьеву в Васильков и обещавший поднять свой полк. В Мотовиловке произошел резкий перелом настроения солдат, не понимавших смысла дневки во время восстания и тревожившихся за исход дела.

Бегство ряда офицеров восставшего полка также произвело на солдат тяжелое впечатление. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Крестьяне в ее селениях находились в самой бедственном положении. Слухи о цели восстания — отмене крепостного права — быстро распространялись по деревням; крестьяне приходили к Муравьеву, желали успеха.

Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. Эта надежда не оправдалась. Основная солдатская масса участвовала в восстании несознательно, будучи втянута в него офицерами, и без полного понимания того, что совершает, без осознания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства: от простого приказа старшего по званию до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать всё возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов [ править править код ] Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец.

По словам Пестеля, он имел контакты с видным польским князем Яблоновским, который утверждал, что их тайное общество получает деньги от «английского кабинета» и что им обещано еще и оружие, и что их организация имеет отделения практически во всех европейских странах. Более того, среди известных ему членов польских обществ Пестель назвал генерала Хлопицкого и особо выделил его как одного из самых влиятельных. Для отставного польского генерала это не имело никаких последствий, однако именно он был фактическим руководителем польского восстания 1830 года. Что касается Яблоновского, то он был взят под стражу и приговорен к 20 годам каторги, но сразу же помилован императором и отпущен. Правда, ему пришлось прожить несколько лет в России, прежде чем он получил разрешение вернуться в имение. Пестель также сообщил, что главным условием поляков была их будущая независимость. По его словам, окончательных договоренностей не было достигнуто, но о независимости в границах Царства Польского а не Речи Посполитой было «глухо говорено». Пестель рассказал о ряде других аналогичных организаций. В частности, из известных ему он назвал Малороссийское общество, которое якобы ставит целью отделение Малороссии и уход под покровительство Польши. Лидером организации он назвал Василия Лукашевича. По словам Пестеля, они состояли в союзных отношениях с поляками и он слышал об их существовании от самих поляков. Сам Пестель на допросе подчеркнул, что в отличие от польской независимости он считает саму идею отделения Малороссии невозможной «При сем говорил я полякам, что Малороссийское общество никогда не успеет к своей цели, ибо Малороссия на веки с Россией пребудет неразрывною, и никакая сила не отторгнет Малороссии от России». Однако следствию так и не удалось доказать существования этой организации, хотя Лукашевич и показался подозрительным и был оставлен под гласным надзором на несколько лет. До сих пор специалисты по декабристам не пришли к однозначному выводу, существовало ли на самом деле это тайное сепаратистское общество, но его следы были умело скрыты, или же это были только смутные слухи. Пестель, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были приговорены к смертной казни. Офицеров, участвовавших в нападении на Гебеля и мятеже, отправили на каторгу. Часть солдат Черниговского полка наказали палками и направили в армию на Кавказ. Так закончилась вторая после Мазепы попытка масштабного вооруженного восстания против российских властей в Малороссии.

Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. Муравьёва-Апостола , связанного с заговорщиками. Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и дать объяснения их ареста, участники заговора стали колоть его штыками, а сам подполковник Муравьев нанес полковнику рану в живот. Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись об декабристов. На другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир , стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь.

195 лет назад было подавлено второе восстание декабристов

При этом офицеры, скорее всего, не хотели убивать своего командира, а имели намерение лишь не выпустить его из села. Подполковнику все же удалось бежать в Киев. Залечивая раны, он прямо с кровати надиктовал описание случившегося для императора Николая I. Вскоре его за отличие по службе произвели в полковники и наградили. Впрочем, старший брат лидера южных декабристов Матвей Муравьев-Апостол, позднее приговоренный к каторге, которую Николай I заменил на ссылку, в своих воспоминаниях утверждал, что Гебеля максимум избили, но никак не ранили. Не поручусь в том, чтоб его не ударили ружейным прикладом. При таких ранах, о которых говорится в донесениях, Гебель не мог бы немедленно возвратиться в Васильков. Гебель за свое усердие и распорядительность был назначен вторым киевским комендантом. Несмотря на то, можно безошибочно сказать, что, будь на месте Гебеля командиром Черниговского полка человек, заслуживающий уважения своих подчиненных и более разумный, не было бы ни возмущения, ни восстания», — считал старший из братьев-декабристов. В свою очередь, средний брат, Сергей, заявил на допросе, что именно инцидент с подполковником Гебелем окончательно подтолкнул его к началу восстания. Видев ответственность, к коей подвергли себя за меня четыре сии офицера, я положил, не отлагая времени, начать возмущение; и, отдав поручику Кузьмину приказание собрать пятую роту и идти на Ковалевку, сам поехал туда вперед для сбора второй гренадерской роты», — признавал он.

Другие полки не поддержали восставших Ранним утром 11 января по нов. Он приветствовал солдат и кратко изложил им цель восстания, объяснив, сколь благородно пожертвовать жизнью за свободу. Сергей Муравьев-Апостол пригласил полкового священника Даниила Кейзера. По его поручению тот прочел перед строем сочиненный вождем восстания революционный политический катехизис, состоявший «из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». Офицеры и нижние чины изъявили готовность следовать за своим предводителем. В их руках находились полковые знамена и казна. Инициаторы рассчитывали на присоединение к их выступлению других частей, которыми командовали члены Южного общества. Однако из-за спонтанности восстания и по другим причинам особой поддержки офицеры Черниговского полка не нашли. Члены Общества соединенных славян требовали привлечь на свою сторону крестьян. Муравьевы-Апостолы придерживались в данном вопросе выжидательной тактики.

Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир , стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. После восстания полк был переформирован.

Впоследствии участник восстания Иван Сухинов возглавил заговор на Зерентуйской каторге Зерентуйский заговор. Пушкин планировал повесть о восстании, написал небольшой пролог о прапорщике, едущем «в местечко В. Декабристы на Украине. Издательство политической литературы, 1954. Оксана Ивановна Киянская Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка 29 декабря 1825-3 января 1826 г.

Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1997 ISBN 978-5-7281-0004-1 Восстание Черниговского полка в показаниях участников. Примечания Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях: Восстание Черниговского полка - О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Ближайшие единомышленники Пестеля, руководители Васильковской управы… … Всемирная история. Энциклопедия Вооруж.

Будучи составной частью ранее разработанного плана гос. Пестеля и… … Советская историческая энциклопедия Вооруженное выступление декабристов на Украине 29 декабря 1825 3 января 1826, последний этап деятельности Южного общества декабристов См. Южное общество декабристов. Будучи составной частью плана государственного переворота, имело целью … Большая советская энциклопедия Вооруженное выступление декабристов на юге России 29. Организаторы и руководители С. Муравьев Апостол и М.

Бестужев Рюмин. Началось в с. Трилесы, был взят г. Руководители С. Муравьёв Апостол и М. Свыше 1000 участников.

Началось в селе Трилесы, был взят г. Разгромлено в… … Энциклопедический словарь Карл Кольман. Восстание декабристов … Википедия Карл Кольман. Восстание декабристов Восстание декабристов закончившаяся неудачей попытка государственного переворота. Состоялась в Санкт Петербурге, столице Российской империи, 14 26 декабря 1825 года. От предыдущих попыток захвата власти… … Википедия Василий Перов «Суд Пугачёва» 1879 , Русский музей, Санкт Петербург Крестьянская война 1773 1775 годов Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под… … Википедия 29 декабря 1825 г.

Василькова в 30 км к юго-западу от Киева. Восстание возглавил С. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, а еще ранее 13 декабря были арестованы руководители Южного общества П. Пестель и А. Юшневский, полным ходом шли аресты остальных членов тайного общества на юге. Восстание началось в селе Трилесы Киевской губернии - здесь находилась одна из рот Черниговского полка.

Отсюда С. Муравьев-Апостол направился в Васильков, где был штаб этого полка и находились еще его 5 рот. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин заранее составили революционный "Катехизис", предназначенный для распространения в войске и в народе. Этот документ, написанный в виде вопросов и ответов, в доходчивой для солдат форме доказывал необходимость упразднения монархической власти и установления республиканского правления. В течение недели С.

Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами Черниговского полка совершал рейд по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к восстанию других полков, в которых служили члены тайного общества. Однако эта надежда не оправдалась.

Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский , а также руководитель Южного общества Пестель.

Для рассмотрения дел «участвовавших в мятеже или к оному прикосновенных» офицеров 18 января 1826 года в Могилёве была организована комиссия особого военного суда под председательством генерал-майора И. Набокова [3]. Соловьёв , Сухинов , Быстрицкий и Мозалевский были приговорены к пожизненной каторге. Над ней не велено было ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице.

Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадёрская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк.

Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос. Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения. И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь! Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена. Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить». Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги. Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно. Желание свободы и воли растет и ширится среди народа. Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви. Это было во второй половине апреля 1826 г. Хороший день с веянием весеннего тепла после холодной и переменчивой погоды побудил меня выйти из дома впервые после долгой болезни, которая началась в первых числах января. Утомленный этой прогулкой, я хотел уже отдохнуть, когда сквозь открытые двери в третьей комнате увидел входивших незнакомых мне особ в мундирах и при шпагах. Я догадался, что это были какие-то официальные гости, и поспешил им навстречу. То были полковник Панков, Кисельницкий, асессор Киевского губернского правления, и Кузьмин, васильковский капитан-исправник65. После первых слов Панков заявил мне, что он прислан главнокомандующим Первой армией, тогда уже фельдмаршалом, графом Сакеном, чтобы просмотреть весь мой архив, не сохранилось ли там документов, какие принадлежали бы Муравьеву. Я, уверенный, что у меня нет ничего подобного, немедленно пригласил этих господ в свою канцелярию. Они работали шесть часов, пересматривая старинные документы моих земельных владений, бумаги экономии, собранные за много лет, однако более всего работы дала им переписка. Когда же нашли запечатанное завещание моего брата Людовика, на котором была надпись, чтобы, в случае надобности, его распечатали перед судом, то не касались этого документа, сказавши, что судейское дело с политикой не имеет никакой связи. Однако, найдя другой пакет, который оставил мне пан Вацлав Борейко, отец моей жены, для отправки почтой в Старо-Константинов, они его распечатали и нашли в нем решение третейского суда, которое посылал пан Борейко. На этом закончили. Полковник сказал, что он не нашел ничего политического и что я могу быть в этом отношении спокойным. Что же касается книг, которых я имел немалое собрание, то их и совсем не трогали. Только теперь полковник согласился напиться чаю, поужинать, отстегнуть шпагу и переночевать, так как была уже поздняя ночь. От всего этого он сначала отказывался, вероятно, чтобы его не отравили или не напали на безоружного. Он начал товарищескую беседу и лишь теперь сказал мне, что я буду вызван в Следственную комиссию в Белую Церковь, что арестовывать меня не будут, но мое присутствие необходимо там до окончания следствия о восстании Черниговского полка. Прошли прекрасные, весенние дни светлого праздника. Прошли они спокойно, без обещанных волнений среди украинского населения, и уже на Фоминой неделе все опасения по этому поводу рассеялись, как вдруг поздно вечером я увидел бричку, подъехавшую к экономической конторе, которая помещалась в службах на черном дворе. Я догадался, что это, вероятно, исправник с предложением мне явиться в Следственную комиссию в Белую Церковь. И я не ошибся. Я пригласил его к себе и спросил, отчего он так поздно приехал. Он стал заговаривать мне зубы, что приехал за подводами для проходящих войск и тому подобное. Скажи лучше сразу, что приехал за мной, чтобы везти меня в Белую Церковь». Тогда исправник признался, что это так и что необходимо мне завтра явиться в комиссию да еще взяв с собой и двух моих слуг, которые наиболее прислуживали Муравьеву во время его пребывания в Мотовиловке. Моя жена проснулась и, узнав, что я разговариваю с исправником, догадалась о причине его посещения. Я сказал ей, что еду в Белую Церковь и чтобы она была спокойна. Молча пошел я спать и делал вид, будто сплю спокойно, но целую ночь слышал всхлипывания, плач, вздохи и молитвы моей жены. На рассвете, как только засерело на дворе, я разбудил исправника, чтобы пораньше выехать и избежать стечения народа, который мог собраться, и велел ехать со мной моим слугам. Вместо двух, которые прислуживали Муравьеву, я взял для выбора всех девятерых, что у меня служили. Прибывши в Белую Церковь, исправник тотчас же пошел с рапортом к генералу Антропову, который был председателем Белоцерковской следственной комиссии, и сообщил, что привез меня. Он быстро возвратился от генерала с известием, что я не арестован, могу принимать гостей, получать письма и на них отвечать. Не могу только выехать из Белой Церкви в связи с делом о восстании Черниговского полка. Следственная комиссия, кроме председателя Антропова, состояла из двух полковников - Гурьева и Красовского, живших в том же еврейском заезде, что и я, полковника Гинтовта, земляка из древней Холмекой земли, полковника Голохвастова, майора Скакуна, полковника и аудитора, фамилии которых я позабыл. Всех их было восьмеро: генерал - председатель, шесть членов, заседавших в комиссии, и аудитор, исполнявший обязанности секретаря и руководителя порядком следствия66.

Забытый момент из истории восстания декабристов

Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. ромном сочувствии крепостных крестьян восстанию. Декабристы Militsa Vasilʹevna Nechkina Просмотр фрагмента - 1930. Схема восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Цит. по: Национальный атлас России. декабристам, формированию мировоззрения декабристов, создания первых тайных организаций и деятельности Северного. Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника (позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал. прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П.

Декабристы

Слайд 10 В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка. В селе декабристы сплошь и рядом грабили местных жителей. Рекомендуемые аккаунты. Информация Новости Контакт Род занятий ByteDance. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка. В селе декабристы сплошь и рядом грабили местных жителей. Кроме того, рядовые все чаще стали пьянствовать.

Восстание черниговского полка. Декабристы в Мотовиловке Кто возглавил черниговский полк

Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов Проверить информацию. Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки.

Между тем Пестель, в своих показаниях сообщил немало интересного.

Например, об отношениях с Польским патриотическим обществом, контакты с которым установил Бестужев-Рюмин, а переговоры вёл сам Пестель. По словам Пестеля, он имел контакты с видным польским князем Яблоновским, который утверждал, что их тайное общество получает деньги от "английского кабинета" и что им обещано ещё и оружие, и что их организация имеет отделения практически во всех европейских странах. Как русский царь возродил Польшу и чем она за это отплатилаЕкатерина II вовсе не стремилась присоединять к Россию Польшу, во всяком случае — её "коронные" земли. Однако польская шляхта не дала ей шанса на сохранение польского государства. Казалось бы, участие поляков в войне 1812 года на стороне Наполеона должно было повлечь ещё более грозные последствия, но Александр I решил пойти другим путём Более того, среди известных ему членов польских обществ Пестель назвал генерала Хлопицкого и особо выделил его как одного из самых влиятельных. Для отставного польского генерала это не имело никаких последствий, однако именно он был фактическим руководителем польского восстания 1830 года. Что касается Яблоновского, то он был взят под стражу и приговорен к 20 годам каторги, но сразу же помилован императором и отпущен. Правда, ему пришлось прожить несколько лет в России, прежде чем он получил разрешение вернуться в имение. Пестель также сообщил, что главным условием поляков была их будущая независимость.

По его словам, окончательных договоренностей не было достигнуто, но о независимости в границах Царства Польского а не Речи Посполитой было "глухо говорено". Пестель рассказал о ряде других аналогичных организаций. В частности, из известных ему он назвал Малороссийское общество, которое якобы ставит целью отделение Малороссии и уход под покровительство Польши. Лидером организации он назвал Василия Лукашевича. По словам Пестеля, они состояли в союзных отношениях с поляками и он слышал об их существовании от самих поляков. Сам Пестель на допросе подчеркнул, что в отличие от польской независимости он считает саму идею отделения Малороссии невозможной "При сем говорил я полякам, что Малороссийское общество никогда не успеет к своей цели, ибо Малороссия на веки с Россией пребудет неразрывною, и никакая сила не отторгнет Малороссии от России". Однако следствию так и не удалось доказать существования этой организации, хотя Лукашевич и показался подозрительным и был оставлен под гласным надзором на несколько лет. Одесса, тайные общества, и борьба за независимость Греции25 марта Греция отмечает годовщину возрождения государственности. Война за независимость греков началась с восстания на Пелопоннесе, которое стало прямым следствием вторжения повстанцев-эллинов в пределы Дунайских княжеств.

Когда же украинец не хотел слушать совета и продолжал дальше, то сапожник предупредил эконома, молодого человека, очень напуганного общими россказнями о резне, которая должна вскоре начаться. Тот немедленно поспешил уведомить об этом управляющего Пиотровского, жившего в селе Устимовке. Этот приказал ему вернуться в экономию. Эконом, опасаясь крестьянского бунта, приказал своему кучеру, чтобы тот сидел в экипаже и держал вожжи в руках. Когда собрался сход, то эконом стал допрашивать обвиняемого и, признавши его виновным, приказал скинуть с него одежду и выпороть его.

Тогда несколько почтенных крестьян выступили с просьбой простить на этот раз виновного. Эконом, не ожидая, что они ему скажут, вскочил в экипаж и как можно скорее поспешил к управляющему с донесением, что сход бросился на него и что он едва успел убежать. Управляющий в то же мгновение уведомил земскую полицию в Белой Церкви. Однако, пока исправник с заседателями и шляхтой прибыли на лошадях в Устимовку, управляющий, поставив казаков возле экономии, застал на том же месте крестьян, которые и разъяснили ему все дело. Но, несмотря на это, лживый слух быстро и широко разошелся во все стороны.

Чем больше украинский народ замечал страха и тревоги среди шляхты, тем более смелел. На многолюдных собраниях, особенно в шинках, когда там был кто-нибудь из незнакомых проезжих, раздавался голос из среды беседующих, который выкрикивал такие слова: «Бог и царь - этого нам достаточно. Зачем нам эти паны, панки и подпанки? Зачем нам судебные взяточники и евреи? Обойдемся без них.

Это особенно сильно пугало и тревожило. Когда приблизился самый главный срок ожидаемого восстания - день предпасхального воскресенья, называемого в народе Вербным, то уманский маршалок, перепуганный этими слухами, обратился к дивизионному генералу, квартировавшему в Уманском повете, в местечке Соколове, чтобы тот принял предварительные и решительные меры для обеспечения спокойствия и безопасности. В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине. А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах.

Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем. Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец. Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть. Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности». На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета.

Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка. Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64.

Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины. По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае?

Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки.

Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос.

Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными.

И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения. И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь!

Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена.

Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить». Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги. Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно.

Желание свободы и воли растет и ширится среди народа. Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви.

Это было во второй половине апреля 1826 г.

Пестеля и… … Советская историческая энциклопедия Вооруженное выступление декабристов на Украине 29 декабря 1825 3 января 1826, последний этап деятельности Южного общества декабристов См. Южное общество декабристов. Будучи составной частью плана государственного переворота, имело целью … Большая советская энциклопедия Вооруженное выступление декабристов на юге России 29. Организаторы и руководители С. Муравьев Апостол и М. Бестужев Рюмин. Началось в с. Трилесы, был взят г. Руководители С.

Муравьёв Апостол и М. Свыше 1000 участников. Началось в селе Трилесы, был взят г. Разгромлено в… … Энциклопедический словарь Карл Кольман. Восстание декабристов … Википедия Карл Кольман. Восстание декабристов Восстание декабристов закончившаяся неудачей попытка государственного переворота. Состоялась в Санкт Петербурге, столице Российской империи, 14 26 декабря 1825 года. От предыдущих попыток захвата власти… … Википедия Василий Перов «Суд Пугачёва» 1879 , Русский музей, Санкт Петербург Крестьянская война 1773 1775 годов Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под… … Википедия Восстание Черниговского полка - одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 26 декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 - 3 января 1826 года 10-15 января 1826 г н. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками.

Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции.

И эта надежда не оправдалсь. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Звезда масонского счастья 14 26 декабря 1825 года произошел масонский мятеж на Сенатской площади Санкт-Петербурга, известный в российской истории как восстание декабристов. В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т.

По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды. О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. Масонство — это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии — антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России февраль — март 1917 года — масонами были все члены так называемого Временного правительства. И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны. Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства — разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства.

К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему. Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога. Вот как описывал в мемуарах свой социальный круг один из наиболее заметных представителей декабристов — князь, генерал и масон Сергей Волконский: для него, этого круга были характерны «общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству», «картеж и беззазорное б…во». Да, большинство декабристов были патриотами своей страны, но патриотами… ловко управляемыми представителями масонских лож Англии, Франции, Австрии. Они наивно полагали, что, свергнув царя одни предлагали полностью уничтожить царскую династию Пестель , другие — резко ограничить власть монарха и провозгласив свободы, Россия заживет счастливо и сытно. Увы, так полагали многие из тех, кто готовил и претворял в жизнь масонские революции в Западной Европе, а после с ужасом наблюдал, к каким последствиям — рекам крови народной — они приводят если, конечно, был совестливым человеком или сам не погиб в жерновах послереволюционного террора. Кроме того, каждая!

7. Первый еврейский погром

Но разгром столичного восстания спутал все карты: большинство членов Южного общества стало отказываться от выступления. Предложение Муравьева-Апостола не встретило поддержки. Тем временем в Василькове события приняли новый оборот. Среди многочисленных военных, чиновников и членов их семей на балу присутствовали и командиры 2-й и 3-й мушкетерских рот Черниговского полка — Соловьев и Щепило, решительные и жаждавшие действия члены Общества соединенных славян. Внезапно на балу появились два прискакавших во весь опор жандарма; они привезли Гебелю приказ об аресте и опечатании бумаг подполковника Сергея Муравьева-Апостола и его брата Матвея. Бумаги Сергея Муравьева были немедленно забраны при обыске у него на квартире, где в то время находился и Бестужев-Рюмин. Сейчас же после обыска на квартиру Сергея Муравьева пришли узнавшие о приезде жандармов члены Общества соединенных славян — офицеры Черниговского полка И. Сухинов, А. Кузьмин, М. Щепило и В.

Они почувствовали, что настал момент неизбежного выступления, иного выхода они не видели. Первым решением «славян» было арестовать немедленно командира полка Гебеля, собрав для этого преданных солдат. Но по случаю рождества солдаты были отпущены и разбрелись по деревням; немедленно собрать их было невозможно. Решено было, что Бестужев-Рюмин помчится в Житомир, приложи г все усилия, чтобы обогнать поскакавших туда с Гебелем жандармских офицеров, и предупредит Сергея Муравьева-Апостола об обыске и грозящем аресте. С их стороны не было по этому вопросу никаких колебаний: они всегда стояли на точке зрения [ 122 ] целесообразности восстания даже при условии разгрома выступления тайного общества в столице. Испанская революция тоже началась на окраине государства. Сдаваться без боя «славяне» не хотели и, по-видимому, надеялись, что выступление на Украине еще может оказаться призывом к новому восстанию. По свидетельству «Записок» Общества соединенных славян, мысль о восстании подало «славянам» именно «известие о неудачном происшествии 14 декабря в Петербурге: зная несчастные следствия оного, они хотели произвести новое восстание на юге и тем спасти тайное общество от конечной гибели». Действительно, Бестужеву-Рюмину удалось обогнать жандармов, настичь С.

Муравьева-Апостола с братом в Любаре у Артамона Муравьева и сообщить им о готовящемся аресте. Сергей Муравьев, по собственному признанию, хотел доехать до своего полка и, «скрывшись там, узнать все обстоятельства... Доехав до деревни Трилес, где находилась квартира командовавшего 5-й ротой Черниговского полка поручика Кузьмина члена Общества соединенных славян , братья остановились. Бестужев-Рюмин направился в соседний Алексопольский полк, на который имел большое влияние бывший командир, находившийся еще при полку, Повало-Швейковский, член Южного общества, обещавший оказать решительную поддержку восстанию. Из Трилес в тот же вечер С. Муравьев-Апостол послал в Васильков записку членам Общества соединенных славян — Кузьмину, Соловьеву и Щепило с просьбой приехать немедленно в Трилесы и обсудить положение. Гебель с жандармами мчался между тем по следам Муравьевых-Апостолов, не находя их ни в Житомире, ни в Любаре. По дороге он съехался с жандармом Лангом, имевшим приказ арестовать Бестужева-Рюмина. Остановившись в Трилесах, Гебель пошел на квартиру поручика Кузьмина погреться и узнать, не проезжали ли здесь Муравьевы, и...

Они не [ 123 ] оказали сопротивления при аресте, сдали оружие. Наступало утро. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль — к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому—поднимать на восстание Алексопольский полк. Тем временем, получив записку С. Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше. С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля.

В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала—утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка — 2-й гренадерской. Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий.

Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны.

Однако было разрешено, что первым выступит Петербург. На Украине еще до восстания на Сенатской площади 14 26 декабря 1826 года был арестован глава Полуденного общества Павел Пестель. Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. Декабристы рассчитывали, что к ним примкнут другие воинские части. Однако командованию удалось изолировать полк и подавить выступление. После нескольких дней переходов из одного присела в другое Черниговский полк был окружен и разгромлен правительственными войсками. Кололи ли декабристы штыком командира Черниговского полка В 1913 году в журнале «Современник» был опубликован рассказ от лики Сергея Муравьева-Апостола «о возмущении Черниговского полка», составленный на основе его ответов, данных следственной комиссии. Лидер Южного общества указывал, что «впервые услыхал о случае 14 декабря в Петербурге», находясь в Житомире — туда он отправился, чтобы выхлопотать отпуск своему ближайшему товарищу и соратнику Бестужеву-Рюмину. Получив подтверждение о восстании от корпусного командира, подполковник вместе со своим братом Матвеем выехал в присело Трилесы, где собирался скрыться от вероятных поисков. Он не ошибся: прибывшие из Петербурга жандармы поручили командиру Черниговского полка Густаву Гебелю взять братьев Муравьевых. Тот побывал в Житомире и объехал несколько населенных пунктов, прежде чем обнаружить своего батальонного командира в Трилесах. Кузьмин подошел к брату и опросил его, что делать, на что брат отвечал ему: «Ничего». А я на таковой же проблема Кузьмина отвечал: «Избавить нас». Вскоре после краткого сего разговора услышал я шум в передней комнате, и первое мое движение было вышибить окно и выскочить на улицу, чтобы скрыться: часовой, стоявший у окна сего, преклонив на меня штык, хотел было воспрепятствовать в том, но я закричал на него и вырвал у него ружье из рук. В это пора налево от квартиры увидел я Гебеля, борющегося с Кузьминым и Щепилло, и, подъехав туда, после первой минуты изумления, произведенного сим зрелищем, вскричал я: «Цело же, господа», но тут подполковник Гебель, освободившись и нашед на дороге сани, сел в оныя, чтобы уехать, и мы побежали было, чтобы воротить его, дабы он заблаговременно не дал ведать о сем происшествии, что Сухинов, сев верхом, и исполнил». Муравьев-Апостол умолчал о том, что его единомышленники нанесли Гебелю 14 штыковых ран и сломали правую длань. При этом офицеры, скорее всего, не хотели убивать своего командира, а имели намерение лишь не выпустить его из села. Подполковнику все же удалось нестись в Киев. Залечивая раны, он прямо с кровати надиктовал описание случившегося для императора Николая I. Вскоре его за отличие по службе произвели в полковники и вознаградили. Впрочем, старший брат лидера южных декабристов Матвей Муравьев-Апостол, позднее приговоренный к каторге, которую Николай I заменил на ссылку, в своих воспоминаниях ратифицировал, что Гебеля максимум избили, но никак не ранили.

На этом и держится армия. С офицерами вышло не так просто. Кое-кто сбежал сразу. Другие решили посмотреть, что из всего этого выйдет, но перед этим заскочили к местному городничему и попросили в случае чего удостоверить: они идут не по своей воле, а подчиняются угрозам. Но все-таки пошли. Видимо, ребята Муравьева-Апостола сумели достаточно запудрить им мозги — они верили, что идут за чинами и орденами. В общем, пять рот построились и двинулись в расположенное в нескольких километрах село Мотовиловка, где встали на дневку. Согласно традиционному объяснению, Муравьев-Апостол ждал вестей от других членов общества. Дождался он лишь Бестужева-Рюмина, который прибыл с вестью, что «кина не будет». Более никто поддерживать авантюру не собирался. Но, возможно, Муравьев-Апостол просто хотел поднять дух солдат, которых он втравил в это дело. Вот тут-то и пригодилась прихваченная полковая касса. Закупили спиртное. По свидетельству очевидцев, за сутки пребывания в селе восставшие около 1000 человек выпили 184 ведра[21] вина «вином» тогда называли водку. Несложный расчет показывает: на каждую солдатскую душу пришлось около 2,2 литра ее, родимой. Результаты сказались довольно быстро. Борцы за свободу стали вести себя, как какая-нибудь банда атамана Козолупа, почти на столетие предвосхитив стиль поведения всех армий времен Гражданской войны.

Когда собрался сход, то эконом стал допрашивать обвиняемого и, признавши его виновным, приказал скинуть с него одежду и выпороть его. Тогда несколько почтенных крестьян выступили с просьбой простить на этот раз виновного. Эконом, не ожидая, что они ему скажут, вскочил в экипаж и как можно скорее поспешил к управляющему с донесением, что сход бросился на него и что он едва успел убежать. Управляющий в то же мгновение уведомил земскую полицию в Белой Церкви. Однако, пока исправник с заседателями и шляхтой прибыли на лошадях в Устимовку, управляющий, поставив казаков возле экономии, застал на том же месте крестьян, которые и разъяснили ему все дело. Но, несмотря на это, лживый слух быстро и широко разошелся во все стороны. Чем больше украинский народ замечал страха и тревоги среди шляхты, тем более смелел. На многолюдных собраниях, особенно в шинках, когда там был кто-нибудь из незнакомых проезжих, раздавался голос из среды беседующих, который выкрикивал такие слова: «Бог и царь - этого нам достаточно. Зачем нам эти паны, панки и подпанки? Зачем нам судебные взяточники и евреи? Обойдемся без них. Это особенно сильно пугало и тревожило. Когда приблизился самый главный срок ожидаемого восстания - день предпасхального воскресенья, называемого в народе Вербным, то уманский маршалок, перепуганный этими слухами, обратился к дивизионному генералу, квартировавшему в Уманском повете, в местечке Соколове, чтобы тот принял предварительные и решительные меры для обеспечения спокойствия и безопасности. В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине. А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах. Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем. Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец. Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть. Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности». На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета. Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка. Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64. Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины. По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос. Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения. И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь! Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена. Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить». Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги. Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно. Желание свободы и воли растет и ширится среди народа. Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви. Это было во второй половине апреля 1826 г. Хороший день с веянием весеннего тепла после холодной и переменчивой погоды побудил меня выйти из дома впервые после долгой болезни, которая началась в первых числах января. Утомленный этой прогулкой, я хотел уже отдохнуть, когда сквозь открытые двери в третьей комнате увидел входивших незнакомых мне особ в мундирах и при шпагах. Я догадался, что это были какие-то официальные гости, и поспешил им навстречу. То были полковник Панков, Кисельницкий, асессор Киевского губернского правления, и Кузьмин, васильковский капитан-исправник65.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий