О каждодневных трудностях и подвигах взрослых и маленьких ленинградцев в условиях блокады шел рассказ в импровизированной жилой комнате обычного горожанина.
Зачем в войну по радио транслировали звук метронома
Ленинград во время блокады. Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома, эти звуки означали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется! Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного, но не сломленного Ленинграда. Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного, но не сломленного Ленинграда. Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном? Лекторий Dостоевский предлагает на 22 минуты погрузиться в страшные дни блокадного Ленинграда и узнать больше о событиях тех дней. блокада ленинграда (1941-1944), подкаст, ленинград, великая отечественная война (1941-1945), обстрелы, адольф гитлер, нацисты, нацистский режим, аудио, социальный навигатор, освобождение. путь к победе.
Зачем в войну по радио транслировали звук метронома
Радио было незаменимым условием выживания в блокадном Ленинграде. Слайд 13В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все. Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома, эти звуки означали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется! Ленинград, Блокада, Блокада Ленинграда, Вещание, Радио, Радиостанция, Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост. Новости. Ленинградский метроном. В блокадном Ленинграде сирена звучала каждый раз при артобстрелах и авианалетах.
Что транслировали в блокадном Ленинграде?
Лизина мама поставила дочку в сквере рядом с коляской - в ней были брат и сестра - близнецы, и сказала: "Не отходи"... В 1931 году поступила в ПТУ, и потом работала на Центральном телефонном узле монтером. Трудовых книжек тогда не было, но сохранились справки, в которых указаны даты и квалификация. Перед войной работала на фабрике грампластинок, училась на вечерних подготовительных курсах и поступила в Энерготехникум, который находился на 8-й линии Васильевского острова, рядом с набережной. В 1941 году училась на четвертом курсе. Когда началась война, техникум эвакуировали.
Она осталась, и для того чтобы закончить учёбу, перешла в техникум связи, свидетельство об окончании которого получила в тяжелейшем 1942 году. Сохранился снимок, на котором она с однокурсниками и преподавателем. Среди ровесников - подруга Женя, с которой она потом всю жизнь дружила, до самой Жениной смерти - вместе во время блокады работали на радио. Уйти на фронт, чтобы выжить Подруга дружила с молодым человеком Серёжей, который учился на два курса старше. Он один раз зашел в их группу, второй раз зашел, и ему приглянулась Лиза.
Закончилось это тем, что на самом пороге Второй мировой войны, 4 сентября 1939 года они поженились. Отметили это событие скромно. В кинотеатре "Октябрь" был ресторан, куда пришли с его мамой. А 7 числа Сергея уже взяли в армию. Финская война, Великая Отечественная - всё прошел.
Был связистом, защитником Ленинграда. Тогда Елизавета с сестрой жили на Фонтанке, 64 угол ул. Ломоносова и Фонтанки. Центр города: 206-я школа, ул. Ломоносова, Фонтанка, Щербаков переулок и ул.
Рубинштейна - места, где в послевоенные годы прошло детство её детей. В начале войны Лизу отправили на окопы. Помню станцию Батецкая от ред : ныне - территория Новгородской области - тьма людей. Как-то ночью нас разбудили и велели бежать на поезд, но непременно с лопатами, потому что если лопат не возьмем - оставят на перроне. Человек, который нас тогда разбудил, сказал, что это последний поезд, который идет в Ленинград - фашисты на подступах, больше поездов не будет.
Мы побежали, а самолеты врага летали так низко, что казалось, вот-вот коснутся голов, и обстреливали безоружных. Поезд был забит битком, люди ехали на буферах и крышах - кто как мог устроиться", - поделилась воспоминаниями Елизавета Иосифовна. Это было самое страшное, тяжелейшее для города время - зима сорок второго года.
Трансляция концертов, сводок Совинформбюро, выступления по радиосети известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании передач звучал метроном - его стук называли живым биением СЕРДЦА Ленинграда В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя. Медаль за оборону Ленинграда Медаль «За оборону Ленинграда»: На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. На оборотной стороне медали изображён Серп и молот.
Медаль за оборону Ленинграда Медаль «За оборону Ленинграда»: На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. На оборотной стороне медали изображён Серп и молот. Под ним текст заглавным шрифтом: «За нашу советскую Родину». На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1470000 человек.
Один раз в день я ела этот хлеб и все. Она говорит: «Давай я тебя устрою на работу, и ты будешь получать не 125, а 250 граммов хлеба». Она меня привела на Ленинградское радио, мне там дали карточку, я там начала работать. Сначала я была легким курьером, а потом меня пригласили туда, где сидят, работают люди на Ленинградском радио, корреспонденты. И в коридоре поставлен был стол и телефон, один только телефон. И мне надо было, когда звонил телефон, спросить, кого вы ищете, и тому человеку прийти и сказать: «Вас к телефону». Вот такая была моя работа. Хотя до войны я всего лишь три класса закончила. Тамара Новикова Помню такой момент. Голода еще не было. И я вот решил поймать голубя на чердаке. А уже позже, когда с едой стало плохо, один мой знакомый говорит: «Вот у вас кот в квартире живет, давай его поймаем». А у нас в коммунальной квартире действительно общий кот жил. Ну мы и стали его поджидать на кухне. Ну, наверное, судьба этого кота все равно потом была печальна. Станислав Иосифович Ночью крысы приходили. Страшно было, потому что крысам тоже есть нечего было. Не было голубей, собак, кошек, воробьев. Он обгорит, как орешек, маленький такой становится. Вот его и пожуем. Владимир Дементьев Моя бабушка была очень запасливая. Я помню, как соседки прибегали и говорили: «Ну дай маленькую рюмочку, рюмочку манной крупы, у тебя наверняка еще сохранилась». И она давала. Потому что думали, что голод — это ненадолго, что это вот-вот кончится. И потом остались только специи, когда уже все было абсолютно уничтожено. И я помню, как мы ставили самовар, был кипяток. Была у нас в соседях по квартире женщина со своей семьей. Она работала, по рассказам взрослых, на хлебозаводе, и хлеб у нее был. Мама и бабушка у нее хлеб выменивали на различные вещи. А я играла с ее детьми. Они обедали, а меня сажали в угол на стульчик. И я, чтобы не видеть еду, все время смотрела в потолок. Я боялась опустить голову, чтобы не увидеть, что они там едят. Иногда так даже засыпала. Ситуация была такая, что даже странно было ожидать, что меня будут сажать за стол. Это была норма: она кормит своих детей, у нее двое было. А я смотрю в потолок, чтобы не видеть этого. Алиса Фрейндлих, актриса У меня был школьный друг Славик. Сын художника, сам на скрипке играл. Он рядом жил. Папа в его семье первым умер, он с мамой остался. Маме было под 30, очень красивая. А что? Она свой рабочий паек — 250, я свой». Посидели мы, он ушел. Прошел еще, наверное, месяц, и я просыпаюсь ночью от жуткого крика. И еду привез, ведь на фронте кормили гораздо лучше. И Славик наелся до отвала. Наелся и от еды сошел с ума. Юрий Александров Когда я ещё не работала, мама меня посылала в магазин занимать очередь за хлебом. Очереди были большими, я стою часа два, прыгаю, чтобы не замерзнуть. Тамара Новикова Однажды хлеба в магазинах не было три дня. Это было жуткое дело. Очереди стояли вот при этом морозе жутком и днем, и ночью. И я стоял в очереди. Это было очень тяжело. Юрий Александров Самая близкая к нам булочная была на углу 2-ой Советской и Суворовского. Приходишь за хлебом, ждешь. А его нет, и нет, и нет, и нет, и нет. Холодрыга такая, ой, прямо невозможно. Пойти греться? Боишься очередь потерять. На руке писали номер очереди. И так бегали: то погреемся, то опять в очередь. А потом объявляют: «Сегодня хлеба не будет! Умерли во дворе все ребята моего возраста. Осталась только одна девочка и я. И вдруг споткнулся, упал и свалился, я подбегаю к нему, говорю: «Дяденька, давайте я вас подниму, давайте я вас подниму, дяденька». Дяденька лежит, глаза открытые. Подходит ко мне женщина и говорит: «Отойди от него, девочка! Он умер». Как он умер? Вот же у него глаза открытые. Был такой момент, когда я видела — на канале Грибоедова лежит завернутый в одеяльце ребенок. И я опять кричу: «Ребенок упал, ребенок упал! Папа мне утром говорит: «Доченька, а ты меня угостишь? И мама ушла за этим пайком. Ну вот, мама пришла, говорит: «Сейчас будем чай пить». А он спал на диване так, у него ноги мерзли, у буржуйки. Вдруг он сбрасывает одеяло, говорит: «Господи, когда это кончится, эта блокада? Я больше не могу». И снова накрылся им. Мама сделала чай — он уже был мертвый. У нас была такая общая комната, там гости приходили, собирались. И вот в этой комнате мы его поставили. И я каждый день ходила к нему как бы говорить ему: «Доброе утро». Потом мы с мамой приволокли фанеру, и мама сама сделала гроб. И мы похоронили его на Серафимовском кладбище. Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку. Он был веселый, добрый, выдумщик. Это была первая потеря, тяжелая потеря. Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус. И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина. Они тихо отдавали свою жизнь. Но работали и держались до конца. Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все. Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан. А бывает и просто лежит. Как заснул. Я помню, что я шла однажды к маме, и на улице умирал мальчик-ремесленник. Смотрю, там несколько человек стоят, одна женщина ему дает кусочек хлеба, видимо с булочной шла. А у него хлеб изо рта вываливается, понимаете. Я говорю: «А почему он хлеб не съел? Зинаида Томасик У моего мужа умер брат, а его сестра попросила меня сообщить об этом брату, то есть, моему мужу.
Для чего использовался метроном в блокадном Ленинграде?
Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», — подчеркивает Ковалев. Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика. Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160—180 ударов в минуту. Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами. Темп метронома после этого замедлялся до 50—55 ударов в минуту. Радиосеть работала круглосуточно на протяжении всей Великой Отечественной войны. Правительство приняло решение, что на время войны население было обязано сдавать радиоприемники на хранение государству.
Как говорит Борис Ковалев, это было сделано с целью не допустить распространения немецкой пропаганды через эфир. Была даже такая радиостанция «Старая гвардия Ленина» — ее сотрудники уверяли, что они — оппозиционеры-коммунисты и антисталинисты. Слышались и националистические призывы. Поэтому радиоприемники изымались. Но в реалиях блокадного Ленинграда они не вернулись хозяевам, поскольку их использовали на запчасти для радиостанций. Их, в свою очередь, выдавали партизанам и советским агентам для похода в тыл врага», — рассказывает Борис Ковалев. Передовые репортажи на блокадном радио Ленинграда Именно по радио жителям осажденного Ленинграда впервые сообщили, что в ночи 18 января 1943 года была прорвана блокада.
Я помню, когда мы из бомбоубежища вышли, то увидели, что окна выбиты, вся штукатурка обвалилась, а в комнате стоял нетронутый рояль. Вот это я очень хорошо запомнила. Мы потом переехали к папиному брату, а этот рояль так и простоял там до конца войны, в заколоченной и разрушенной квартире. Когда Дорога жизни заработала на Ладоге, например. У нас все время снижали в течение трех месяцев норму выдачи хлеба, настал день, 25 декабря, когда люди, отправившись утром в булочную, вдруг узнали, что им хлеба добавили почти в два раза больше. Разве это была не радость? Это была радость, ну, если хотите какой-то прообраз, как от прорыва блокады. Анатолий Молчанов 31 декабря 1941 года школьников-подростков пригласили на елку — в помещение райкома партии, на Скороходовой. Меня тоже. Нам дали там по маленькому такому апельсинчику, две конфеточки маленьких, печеньица. Но самое главное, что елка была! Блокада, страна воюет, до победы далеко. Холод, голод, а тут елка! И апельсин. Ведь это тоже подвиг — организовать в такое время эту елку! Юрий Александров Я была участницей вот этой ленинградской блокадной легендарной елки. И мы с одной еще ученицей из нашего класса пошли на эту елку. В Театре музыкальной комедии нам показали спектакль «Три мушкетера», но в антракте еще хотели, чтобы дети танцевали. Но какое там. Какие танцы, когда ноги не ходили. И потом нас кормили в ресторане «Метрополь». Наверное, все больше ждали, когда наконец нас поведут кормить. По тому времени это был просто шикарный обед. Нам в горшочках, как в кавказском ресторане, дали суп-лапшу. На второе нам дали маленькую котлетку и на гарнир тоже лапша. И на третье — желе. И дали по кусочку хлеба. Но хлеб мы, конечно, не съели, а взяли с собой, чтобы принести домой. Валентина Колкова В новый, 1942 год дедушка решил нарисовать в комнате елку прямо на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил красивую ветвистую елку. Потом он взял гвоздики, вбил их в конце нарисованных ветвей и достал с печки коробку с игрушками. И мы начали вешать на нарисованную елку настоящие игрушки. Но самая большая радость нас ждала в самом конце. На дне коробки, мы нашли там шоколадные конфеты и грецкие орехи, обернутые в золоченую фольгу. И вот эти конфеты тоже повесили на елку, и орехи повесили на елку. Ровно в полночь конфеты сняли, разделили поровну между всеми, всем досталось по две конфеты как раз. Но бабушка съела одну конфету, схватилась за щеку, сказала, что у нее разболелись зубы, и подвинула мне вторую конфету. А дедушка в темноте просто взял и подложил мне свои конфеты. Съели мы конфеты, а фантики опять аккуратно повесили наверх. Анатолий Молчанов Автор фото: Георгий Коновалов. Город же был в кромешной тьме, затемнение. И вдруг салют. Все небо как будто расцвело. Это же вообще был первый салют в городе. А до этого запомнился и день прорыва блокады в 1943 году. Мы его воспринимали как второй общий наш день рождения. Никаких салютов в день прорыва блокады, конечно, и не могло быть, потому что была отвоевана только очень узкая полоска по югу Ладожского озера. Но это была тихая радость, конечно. Валентина Колкова Я в 1945 году работала на Кировском заводе, а жила на Невском. Это очень далеко. Ходил один трамвай. И вот утром мне надо было вставать рано, я вставала в шесть часов, чтобы добраться до завода. И вот, в этот день вдруг слышу сквозь сон по радио: «Внимание! Потом окончательно, так сказать, уже проснулась, а он все повторяет: «Кончилась война! Кончилась война! А потом спохватилась: «Ой, что же я сижу?! Я же опаздываю на работу! Потом вдруг я слышу, радио говорит: «Для кого это возможно по работе, день объявлен выходным». И вот меня там уже встречает толпа. Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел. Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы. А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался. А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто. Я сшила себе новое пальто. А в первый раз надела его в день победы. Бежевое, в рубчик, такой драп красивый. За мной зашли девочки из группы, и мы направились в центр города. Зашли еще за одной подружкой, которая жила в доме, где кинотеатр «Титан», это Невский, 53. И очень характерно, что по Невскому проспекту люди шли, вот никто их не организовывал, но люди вставали в колонны и шли, как в дни наших торжественных праздников, на Дворцовую площадь. Я помню, что на Дворцовой площади, конечно, играла музыка. Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть». Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна».
Таким образом проверяли связь и предупреждали горожан об авианалетах если скорость метронома превышала 150 ударов в минуту, то это говорило о воздушной тревоге. Для чего был нужен метроном? Видимо, пытается укрыть систему оповещения во время бомбежки. Именно он еще до войны придумал транслировать по радио звук метронома. В блокаду эти сигналы обрели особый смысл. Во время налетов метроном отбивал 150 ударов в минуту. Что означал метроном в Ленинграде? В начале войны в целях оповещения граждан на улицах многих советских городов для оповещениях граждан были установлены громкоговорители, по которым в случае тревоги транслировался вой сирен. В Ленинграде эту роль выполнял звук метронома - для того, чтобы лишний раз не травмировать и без того обессиливших граждан. Для чего была блокада Ленинграда? Сколько лет снятия блокады? Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня включительно с днём начала и конца.
Сеть из 33 опорно-усилительных станций к 1941 году обслуживало 1140 человек. Как в начале блокады обустраивали радио в Ленинграде «Мало какие службы в Ленинграде были готовы к блокаде. Потому что никто не ожидал, что город Ленина, город трех революций ждет такая страшная судьба. Поэтому городская инфраструктура поддерживалась и местами даже создавалась в экстремальных условиях», — рассказывает «ФедералПресс» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Когда нацисты блокировали Ленинград, большая часть линий связи и антенного хозяйства в городе и рядом с ним была разрушена. Поэтому радиосистема осажденной Северной столицы стала автономной. Связь с Москвой, другими частями страны и союзными государствами могла осуществляться только по эфиру. Тарасов и главный инженер Н. В первый месяц блокады по их решению было построено 10 км высоковольтных фидеров — что позволило создать широкие возможности для маневра в работе радиоточек и громкоговорителей. Радио же было общедоступно и оперативно. Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», — подчеркивает Ковалев. Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика. Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160—180 ударов в минуту. Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами.
Ленинградский метроном
Матусовский Образ блокадного метронома в художественной литературе Слайд 9 Метроном стал «сердцем» города, которое билось в такт с сердцами своих горожан. Он вошел в историю блокады Ленинграда, как культурный памятник сопротивления населения. Угол Невского пр. Памятный знак «Ленинградский метроном». Слайд 10 В настоящее время, стук метронома сопровождает минуту молчания, отдавая честь павшим в той беспощадной войне. Швецова Ксения Швецова Софья Поделиться:.
Для ленинградцев же и защитников города радио в блокадные годы стало своего рода первой «дорогой жизни», проложенной не по ладожскому льду, а в эфире. Она так же, как и та, реальная и героическая, поддерживала и спасала людей, сплачивая их, поднимая дух, и давала столь важную возможность связи с борющейся страной. Впервые за время существования радиовещания настолько востребованными и во многом спасительными оказались его природные особенности коммуникации — массовость, вездесущность, оперативность, регулярность. Во многом именно благодаря этим качествам Ленинградское радио сыграло свою историческую роль. Но не только. Важным, даже наиважнейшим в блокадных условиях стал человеческий фактор. Личное мужество, патриотизм и обостренное чувство профессиональной ответственности помогали выдерживать напряженный, немыслимый по мирным меркам рабочий ритм. С первых же дней войны, послав на фронт половину своих сотрудников, коллектив Ленрадио работает на оборону города, на победу. Уже в июле 1941 года появляются новые журналы — «Радиохроника» и «Юный патриот», а затем регулярные передачи «Письма на фронт и с фронта». Около 20 тысяч писем фронтовиков и тружеников тыла передало Ленрадио к концу 1942 года. С сентября 1941 года Ленинград стал транслировать ежедневные передачи на Советский Союз. В октябре появилась «Красноармейская газета по радио», дважды в неделю рассказывала она о боевых действиях воинов Ленфронта. В декабре молодежная газета «Смена» из-за недостатка электроэнергии и бумаги стала выходить трижды в неделю и только на двух полосах. А потом и вовсе было решено выпускать «Смену» по радио с привлечением к работе всех сотрудников газеты. Передачи были небольшими — минут пятнадцать, тем не менее мы успевали рассказать о текущих задачах в передовой статье и сообщить информацию о комсомольской жизни». С весны 1942 года на радио стали выпускать и детский пионерский журнал «Костёр». Он выходил два раза в месяц. Его постоянно вела ответственный секретарь журнала Наталия Владимировна Теребинская, сотрудничавшая еще с Маршаком и Чуковским. В июле того же года Ленинградское радио начало транслировать передачи для партизан и населения оккупированных районов области. В октябре 1942 года вышел первый номер «Краснофлотского радиожурнала». Он звучал и в эфире, и по городской трансляционной сети подряд около трех часов. Радиомитинги стали традицией. Они транслировались на город, на страну, обязательно в воинские части, на передовые позиции фронта и корабли Балтики. Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города. Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города. И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К. Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей. От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина. На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады. Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным. Фото Б. Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин.
Во время тревоги шел частый звук, после отбоя тревоги ритм замедлялся. Что означал быстрый и медленный ритм метронома? В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Для чего был метроном в Ленинграде? В годы блокады здесь существовал пульт специальный. Использовали грампластинки. С этих грампластинок подавался звук сирены для привлечения внимания горожан». Именно он еще до войны придумал транслировать по радио звук метронома. Почему метроном символ Ленинграда? Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Сколько человек погибло во время блокады? За блокадные дни в Ленинграде погибло от лишений и голода более 630 тысяч горожан, согласно данным, озвученным на Нюрнбергском процессе.
Почему звучит именно стук метронома, а не что-то другое? Сигнал метронома позволяет специалисту быстро и точно определить, правильно ли работает система, сообщили «Бумаге» в Городском мониторинговом центре. Почему Гитлер напал на Ленинград? Когда немцы дошли до Ленинграда, стало ясно: прокормить жителей невозможно, вывозить — слишком долго и дорого. В итоге решили отрезать город от снабжения, чтобы его жители со временем умерли от голода и болезней. Что для горожан стало символом живого биения сердца Ленинграда? Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. Функция метронома обеспечивает воспроизведение звуковых сигналов с постоянным ритмом, что помогает повысить эффективность тренировок за счет повышения, снижения или поддержания более постоянной частоты. Читайте также Как позвонить в техподдержку Ттк? Сколько дней длилась блокада? Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня.
Звук метронома, «светлячки» и кошки: символы блокады Ленинграда
Новости и мероприятия Ленинградский метроном Невозможно без слез вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагической страницей истории. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней. В этом году исполняется 80 лет прорыва блокады Ленинграда. Мероприятие началось со звука метронома.
Ведь именно в блокадном Ленинграде находилась радиостудия, которая круглосуточно посылала в эфир стук метронома, эти звуки означали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется!
Плеск воды, хруст снега под ногами… Но один эпизод он так и оставил не озвученным. Мать отдает на погребение своего младенца. Привыкнуть к такой тишине вряд ли было возможно. А вот к звукам войны, как мы помним, блокадники привыкли. Сроднились с ними до такой степени, что обычные бытовые звуки стали для них пугающими.
Значит, все спокойно. Можно жить. Ленинградский метроном. Один из символов симфонии звуков осажденного города. Тот самый метроном стоял не в доме радио на Итальянской, как многие думали, а здесь, в центральной усилительной станции на площади Ломоносова. Отсюда сейчас, как и тогда, в 40-е, обеспечивается передача радиосигнала.
Непосредственно в радиоприемники горожан. Толстые, практически крепостные, трехметровые стены этого исторического здания обязаны размещению метронома именно здесь. Потому что здание могло выдержать бомбежку. Транслировать во время пауз радиоэфира метроном — идея инженера станции Геннадия Дорофеева. Почему именно метроном? И как вообще ему пришла в голову эта гениальная мысль?
Геннадий Феованович не оставил воспоминаний. Но метроном стал ежедневным спутником города. И даже после войны блокадники покупали себе домой метроном. Чтобы он звучал. Настолько привыкли к тому, что он — часть жизни. Идея инженера Дорофеева проста.
Как все гениальное. Поэтому и актуальна до сих пор. Метроном — часть радиоэфира, который был буквально спасением для каждого ленинградца в годы блокады. Радио — источник информации. Ольга Берггольц — голос блокадного Ленинграда. И если говорить о звуках, то, безусловно, символ этого понятия.
Дом радио — священное место для каждого петербуржца. Вот окна то студии, из которой вещала Берггольц. Сегодня здесь репетирует оркестр дирижера Теодора Круентдзиса. А сам Дом радио — только сохранил свое название.
Это — война, ибо это те чувства, которые переживает душа человека в дни войны. Появляющийся в развитии четвертой части траурный эпизод вызывает чувство мужественной скорби. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте этот эпизод может быть сравним лишь с такими величайшими творениями, как траурный марш из героической симфонии Бетховена. О трудностях и жертвах па пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы. Громадный оркестр, усиленный против обычного рядом медных инструментов, звучит необычайно торжественно. Музыка сочетает в себе элементы искусства и науки. Мастерство Д. Шостаковича настолько великолепно, что оно одно может стать предметом научного изучения. Развитие тем, виртуозное сплетение и превращение их, использование отдельных частей тем, большая полифоничность и поразительное владение оркестровыми красками, — всеми этими элементами Шостакович владеет в совершенстве. Композитор впитал в себя все богатейшее наследие классический и русской музыкальной литературы. Труднейшая партитура симфонии раскрывается Самосудом с предельной глубиной и искренностью. Эмоционально драматическая сторона произведения, его динамическое развитие доводятся дирижером до слушателя с волнующей и убеждающей силой и чистотой. В моментах динамических кульминаций дирижер добивается удивительного по мощи и напряжению звучания. Редко приходится услышать такое тонкое пианиссимо, такую точность ансамбля, ровность отдельных групп, точность ритма в труднейших ритмических кульминациях например, в финале. Исполнение С. Самосудом Седьмой симфонии является крупным событием в музыкальной жизни страны. Объединенный симфонический оркестр Большого театра Союза ССР и Всесоюзного радиокомитета за короткий срок совместной работы добился отличных результатов в отношении ансамбля, слитности звучания, строя. Необходимо отметить солистов оркестра: превосходного фаготиста Халилеева, кларнетиста Володина, вдохновенно исполнявшего соло в четвертой части, концертмейстера оркестра Каревича, флейтистов Игнатенко и Шавыкина пикколо , Гутовского бас-кларнет , солистов Еремина, Щетникова, Щербинина и группу ударных инструментов Штейман, Голубев, Погребов. Каждый из нас может испытывать подлинную радость при мысли о том, что мы были одними из первых, кто услыхал произведение такой громадной силы, как Седьмая симфония Шостаковича, произведение, вписавшее в историю развития музыкальной культуры новую замечательную страницу. Седьмая симфония, воплотившая в, себе мысли, чувства, переживания великого народа, защищающего свою свободу, свою культуру и искусство, явится замечательным памятником нашей эпохи. Она будет рассказывать грядущим поколениям о днях великой борьбы, о героическом пути к победе. Благодаря прямой радиотрансляции знаменитое произведение Шостаковича могли услышать все жители Ленинграда, а также осаждавшие город немецкие войска. Симфония потрясла слушателей, вселила уверенность в неизменной победе и придала силы защитникам города. Седьмая симфония Шостаковича по праву признана музыкальным символом блокады Ленинграда.
Деловитые и спокойные а ведь из самого пекла, с передовой репортажи Лазаря Маграчева, еще более спокойные, даже суховатые Матвея Фролова, но абсолютно взвешенные, с формулировками словно бы для истории. А еще актерски насыщенные и режиссерски закрепленные голоса Владимиров — Лебедева и Ярмогаева. Это они прочли ленинградцам чуть ли не всю классику, заменяя блокадными зимами по вечерам кино и клуб, театр и музей, предугадав экранизацию в телесериалах, заложив основы литературного радиотеатра. Все блокадные дни проработала диктором Нина Федорова. Она пришла сюда еще в тридцатые и к началу войны стала настоящим профессионалом. Говорит Ленинград! И ее голос звучал во многих городах и поселках великой страны и был как ниточка связи между Большой землей и осажденными невскими берегами. Сражающийся Ленинград вел передачи и на стан врага, на оккупированную территорию, для народных мстителей — партизан, для жителей освобожденных районов в Партизанском крае. Опыт вещания на немецком, финском, шведском, эстонском языках комментаторы — австрийские антифашисты Фриц и Эрнст Фуксы, финский поэт Армас Эйкия и др. Правку материала производить возможно аккуратнее, чтобы не перепечатывать лишний раз. Тексты популярных песен и арий не печатать». Из приказа по Радиокомитету. Из письма председателя Ленинградского комитета начальнику горторга. Работу продолжает». Состояние здоровья неудовлетворительное, но работу оставить не может, так как некем заменить». Командир Лужского партизанского отряда Н. Панов: «Немцы изо дня в день печатали в своих газетах, что Ленинград сдан и Балтийский флот уничтожен. Население подавлено известием, у нас в отряде настроение тяжелое. Как быть? Собираем партийную группу отряда, на повестке дня один вопрос — сдан Ленинград или нет? Постановили — не сдан! Да, да, постановили: считать Ленинград несданным. Но сердце болит... И вот идем лесом и натыкаемся на оредежских партизан. Первые слова, конечно: «Не слышали, как Ленинград? А вот, говорят, попробуем, послушаем... И надо же, такая удача, не прошло и часа — ловим: «Слушай нас, родная страна. Говорит Ленинград... Ну, что тут с нами было, мне не рассказать! Жив Ленинград и флот! Значит, правильно партсобрание решило. Мы тотчас же наших агитаторов в села — рассказывать, что не сдан Ленинград и не сдается. Это нам очень помогало». Лев Мархасев, ветеран радио, о своих коллегах: «Им всем было присуще чувство особой миссии — благородной, бескорыстной и ответственной, чувство, что их слово в эфире, даже если это «обычный» репортаж с передовой или с уборки улиц весной, так же важно, как сводки Совинформбюро. При этом они не задумывались, что со временем их повседневная работа обретет исторический смысл. Палладии, начальник Радиовещания узла Дома радио: «Работники Радиокомитета получали продовольствие по карточкам служащих, то есть практически ничего, кроме хлеба. Держались на дрожжевом супе и других заменителях... Люди двигались как тени, и все-таки передачи делались каждый день. В ледяных, с инеем на стенах студиях читали дикторы, играли актеры и музыканты. Декабрь 1941 года: Рушились здания, обрывалась радиопроводка, воздушная взрывная волна нередко спутывала провода. И все же обрывы устранялись, аварийные бригады шли в зону обстрела, порой сутками не уходя с поста. Случалось, бомбы и снаряды вновь разрушали радиомагистраль, и снова радисты уходили на свою вахту... Для перевозки оборудования не всегда удавалось получить автомашину, и нередко техники группы трансляции... Весна 1944 года: Трансляционную группу пополнили трое ребят, совсем еще мальчишек, настоящих ленинградцев-блокадников, переживших все трудности, тушивших зажигалки и знавших почем фунт лиха.
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио
Новости. Ленинградский метроном. Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном? Использование метронома в блокадном Ленинграде имело глубокий символический смысл, связанный с выживанием и надеждой. По окончании звучания грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту.