Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Берендеи способны оборачиваться в огромных, бурых медведей, обладающих неимоверной Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси.
Что ждало царя дома
- Кто такой берендей из русских народных сказок -
- Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые» : vitas1917 — LiveJournal
- КТО ТАКИЕ БЕРЕНДЕИ?
- Кто такой берендей в славянской мифологии. О ведославных берендеях
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней. Считается, что одним из прародителей берендеев был Ас. это степняки (как и печенеги, и половцы, с отдельными племенами которых они находились в союзе до ухода из Степи). Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». колдун, оборотень, кочевник, тот, кто постоянно живёт в лесу. Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи.
Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые»
- Кто такой Берендей
- Bestiary.us
- История берендеев
- Роль берендеев в древнерусском обществе
- Что за загадочный народ берендеи?
Bestiary.us
Берендеи способны оборачиваться в огромных, бурых медведей, обладающих неимоверной силой. Живут Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси. Они любят строить себе прекрасные терема и сказочные дворцы на побережьях рек, болот и озер, где они надежно прячутся от незваных гостей. Берендеи не имеют врагов, поскольку их неодолимая сила и могущество способна выдворить со своей территории любого захватчика и недруга.
Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде.
Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке. Выбор Иваном девушки Утром встало 30 девушек перед царским сыном. Трижды ему надо пройти мимо них и выбрать младшую. Это оказалось непросто. Два раза прошел Иван мимо девушек, а мошки так и не увидел.
Идёт он в последний раз, очень внимательно вглядывается и усмотрел мошку на порозовевшей щечке. Взял Иван избранницу и вывел её вперед. Рассердился Кощей. Чувствует, что дело нечисто. Третья хитрость Кощея Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти. Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ.
Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет.
Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены. Ошибка Ивана-царевича Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький.
Это волшебник Берендей, чей расписной терем стоит в старинном сказочном городе Переславль-Залесский и Василиса Премудрая, проживающая в своей избе на окраине городка Южа Ивановской области до него отсюда примерно 270-300 км пути. Гостиница оказалась вполне приемлемой по соотношению «цена-качество», сейчас она называется «отель «Переславль», а в советские времена скорее всего была обычной муниципальной. После легкого завтрака отправляемся на небольшую прогулку по центру города пользуясь наличием почти часа свободного времени.
Переславль-Залесский стоит на берегу Плещеева озера, основан он был в 1152 году, пережил немало событий за всю свою долгую историю. Формальный осмотр местных достопримечательностей не входил в наши планы, на это требуется немалое количество времени, но, как показывает опыт, достаточно немного прогуляться по исторической части любого города, особенно ранним утром, и у вас сложится свое, особое впечатление о том, чем живет его население. Идем по центральной площади, на которой, естественно, установлен памятник Вождю мирового пролетариата, указующего рукой на большой поклонный крест, между символами двух эпох в новейшей истории нашей страны — совсем небольшое расстояние. Возле непременного атрибута каждой центральной площади почти любого провинциального города — здание местной администрации, с которым соседствуют развалины трех некогда жилых домов, уничтоженных пожаром. Вдоль по- весеннему полноводной речки стоят с удочками местные мужики, иногда громко переговариваются друг с другом через реку. Почти возле каждого рыбака сидит в медитативном ожидании улова кот или собака. Вода в реке мутная, весенняя, по берегам много мусора. С другой стороны — высокий вал явно искусственного происхождения, за ним торчат лишь главки церквей, коих там великое множество. Над речкою склонились высокие липы и тополя, еще безлистые, на них весело каркают вороны.
Проходим возле жилых коттеджей, все они — разные, каждый украшает свой дом по-своему. Вот на дереве изображен не то старик, не то дух лесной, у соседнего дома — странная композиция из видавшего виды розового унитаза, металлических тазов и прочей пришедшей в негодность бытовой утвари. Рядом — ревущие друг на друга коты. За домиками местных жителей как непременный атрибут исторического городка, вздымается ввысь высокий шпиль колокольни, поблескивая на солнце свежей краской. Мимо проезжает велосипед с дедом-наездником, из рюкзака торчат удочки. Словом, тихий провинциальный городок, который, тем не менее, в сезон является одним из крупнейших туристских центров. Некоторое время стоим на мосту, перекинутому через речку, наблюдаем за быстрым ее течением и рыбаками, скучающими на берегу. Но время неумолимо бежит вперед, нам пора на встречу со сказочным волшебником Берендеем, яркий терем которого увидели возле дороги ещё вчера, настолько сильно он отличается своей сказочной привлекательностью от окружающих, остаточно однотипных построек. Паркуемся поблизости: терем и впрямь очень хорош, сложен из массивных бревен, при входе — высокое крыльцо с резными деревянными колоннами, на окнах ставни расписные, стекла витражные, разноцветные, даже заборы — и те богато декорированы, все говорит о близости сказки, в которую сейчас нам предстоит окунуться.
Немного о том, кто такой Берендей: в славянской языческой мифологии Берендей — это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А. Островского, где царь Берендей мудро правит берендеями, в «Сказке о царе Берендее» В. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину, отсюда у авторов проекта возникла идея создания в Переславле-Залесском резиденции сказочного доброго волшебника Берендея. Идея, надо сказать, очень неплохая, особенно учитывая статус города как одного из крупнейших туристических центров дальнего Подмосковья. В тереме нас встречают помощницы Берендея, на большой скамье сидит деревянный Буратино с протянутой рукой, видать, здоровается или просит чего-то у посетителей, сразу не поймёшь. В всем чувствуется сказочная атмосфера, и очень приятно пахнет блинами. Заходим в просторную гостиную, она же — Тронный зал хозяина сказочного терема, самого его пока нет, зато вокруг — множество забавных персонажей, сидящих за прялками. Повсюду — сундуки расписные, наряды праздничные, сквозь витражные цветные стекла льется яркий, разноцветный солнечный свет, играя бликами, усиливая волшебную атмосферу горницы.
Перед нами — трон Берендея, за ним — лучики, расходящиеся во всех направлениях. Трон деревянный, резной, с ясным Солнышком посередине. Вот появляется и сам добрый сказочный волшебник Берендей, высокий, с длинной белой бородой, седыми волосами, одет он в праздничный кафтан с рукавами до пят. Высокий он оказывается, по росту почти не уступает Российскому Деду Морозу, в гостях у которого мы побывали недавно.
В ходе смешения культур образовалось новое племя — русские берендеи. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. В русском языке так же имеется слово «берендейка» — это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Вывод: берендеи и их царь пришли в сказки из реальной жизни.
Берендеи — воины и хранители традиции
дедушка Берендей. Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта. Новость: Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые».
Bestiary.us
БЕРЕНДЕЙ найдено 15 значений слова берендей м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой. Слушайте онлайн полную версию подкаста «Кто такие берендеи – Берендеи.
Кто такие берендеи в сказке снегурочка
На эскизах театральных костюмов Н. Рериха мы видим далеко не славянскую, а восточную тематику. Здесь славянская мифология переплетается с исторической правдой. Васнецов, «Берендейки», 1885 г.
Фото: ru. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест. Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» то есть высокие черные шапки.
Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки тоже в переводе «черные шапки» — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками. Печенеги убивают Святослава Игоревича, средневековый манускриптФото: ru. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами.
Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя «Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи». С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли.
Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной но, возможно, что и наоборот. Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно. На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность.
Нарождающиеся русские княжества смогли отстоять свою независимость от угрозы из степи, в том числе, и с помощью берендеев — черных клобуков. Те прекрасно знали обычаи и военное искусство своих противников, были прекрасными всадниками и разведчиками. В авангарде войска или в погоне черные клобуки были незаменимы.
Пришлось берендеям поучаствовать и в междоусобных войнах русских князей. Вокруг Берендеева болота сохранились деревни с тюркскими названиями. Последний раз берендеи упоминаются в XIII веке, причем уже в других источниках.
Знаменитый персидский государственный деятель и ученый Рашид ад -Дин пишет о нашествии Батыя: Началась другая эпоха. Черные клобуки частично погибли, частично были взяты плен, частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли на территории современной Венгрии. Нет уже ни половцев, ни берендеев, ни даже финно-угорского племени меря, которое также жило в этом регионе.
Осталась память, и похоже, что очень добрая: не зря и Берендеево царство такое красивое, и царь Берендей такой мудрый. Берендейкой называли и сумочку с ремнем, в которой носили фитиль и порох. И складывается впечатление, что берендеев не забудут.
А нам пора вспомнить человека, родившегося чуть позже в Переславле-Залесском — Александра Невского. Продолжение следует… Появление царевича во дворце Кощея и первые задания Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся.
Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами.
Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну.
Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось.
Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке.
Берендеево царство — сказка Впоследствии этот список был дополнен, в этом участвовали и советские ученые. По сей день указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона является важным трудом в международной науке. Под номером 1362 в этом указателе идет сюжет о «снежном ребенке».
В средневековом варианте это был мальчик: моряк возвращается из плавания, а дома его встречает не только жена, но и новорожденный сын, который родился от того, что ждущая жена съела снежинку. Моряк растит ребенка, потом забирает его в поездку, продает в рабство, а по возвращении объясняет женщине, что мальчик растаял. Этот жутковатый сюжет вошел в фаблио — средневековые французские стихи.
Он появляется в рукописном сборнике XI века «Кембриджские песни». В немецких преданиях есть Schneekind. А под номером 703 значится сюжет об искусственном ребенке, которого делает для себя бездетная пара из дерева, из снега и т.
Указывается, что подобный сюжет проходит в литовских, сербских и русских сказках. Образ Снегурочки часто связывают с другим персонажем русского фольклора — Костромой. Той самой, которую сжигают на костре при проводах зимы.
Вспомним, что Переславль-Залесский находится по пути в город Кострому. Более того, имение Александра Островского — автора «Снегурочки» — находилось в Костромской губернии сейчас там музей. И на флаге Островского района Костромской области изображена Снегурочка, и день рождения ее там празднуется.
Флаг Островского района Костромской области, РоссияФото: ru. Известно, что эта идея пришла ему в голову именно по дороге в свое имение Щелыково близ Костромы, как раз на участке пути Переславля-Залесского. Это теперь «берендеевы царства» расплодились по всей России, главным образом, в качестве элитных поселков.
А тогда сохранившиеся названия указывали на конкретную географическую древность и историческую тайну. Вероятно, Островского тоже заворожили эти названия — слобода Берендеево, Берендеево болото. Эти названия и сейчас сохранились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты Путешествие к царю Берендею Путешествие является своеобразным подведением итогов по изучению темы «Лес». Дети встречают на своем пути жителей леса, выполняют их задания и приходят к Берендею. Цель занятия закре… Игра — путешествие «В гости к царю Берендею дорогой здоровья» Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии.
Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие… конспект урока литературы в 4 кл. Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие… Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива»… На вопрос «Кто это — Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор.
А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея.
Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Ошибка Ивана-царевича Сам Кощей не смог добраться до них, поэтому, к сожалению, по пути они наткнулись на красивый город. Иван был привлечен к городу, и Марья предупредила его, что там он может забыть ее и что она умрет.
И вот как это закончилось.
Их происхождение часто связывают с приездом варяжских купцов и ремесленников со Скандинавии. Первые упоминания о берендеях встречаются в документах IX-XI веков.
Источники указывают на то, что берендеи были членами международных коммерческих гильдий, которые располагали филиалами в различных городах Руси. Варварские племена и народы Скандинавии, такие как норманны, имели широкие торговые связи, и это позволяло берендеям являться важными посредниками между восточными и западными регионами. Берендеи занимались различными видами торговли, включая обмен товаров, а также займы и финансовые операции.
Они поддерживали контакты с другими купеческими сообществами внутри Руси, а также с Исландией, Испанией, арабскими странами и другими европейскими государствами. Берендеи играли важную роль в развитии русской экономики и культуры. Важно отметить, что берендеи не были однородной группой.
Среди них были как обычные купцы и ремесленники, так и высокопоставленные лица, близкие к княжеской власти. Такие берендеи обычно имели привилегии и права, которые обеспечивали им льготные условия для торговли. В целом, берендеи играли важную роль в развитии Древней Руси как торговой державы.
Их происхождение связано с варягами и их коммерческими связями со Скандинавией. Берендеями можно считать предшественниками современного российского предпринимательства. Роль берендеев в древнерусском обществе Берендеи были важной составляющей древнерусского общества и выполняли разнообразные функции.
Они были членами специальной группы людей, которые вели особый образ жизни и занимались особыми делами. Роль берендеев была особенно значима в период формирования государства Киевской Руси.
В 1116 году берендеи, торки и печенеги потерпели крупное поражение на Дону от половцев и откочевали в Киевскую Русь, признав зависимость от киевского князя. Берендеев, торков и печенегов, поступивших на службу Руси, стали звать чёрными клобуками. На тюркском -«казак». Защищали южные границы Руси, активно участвовали в междоусобных разборках князей.
Vysotskogo: Sposoby realizatsii folklornoy tsitatsii v stikhotvornom tekste. Tryapkin N. Izbrannoe: Stikhotvoreniya. Izluki: Stikhotvoreniya. Берендеи чаще всего - обиженные печенегами, позже половцами мелкие кочевые роды тюркского происхождения, не выдерживавшие столкновений в Диком поле и становившиеся федератами данниками русских князей. Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали «берiyдi, т. В русских летописях - берендеи. Берiндi - в ассимиляции - берендi. I - в русском произношении -- и, совпало с окончанием множественяого числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й». Сравните: зодчи - зодчий, казначи - казначей. Такого происхождения «й» в окончаниях польских фамилий: Успенски - Успенский и т, д. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помочью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: «Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь». Они отстояли свое право федератов на военную добычу и право изгоев на месть. Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, «с родом своим». Они хотят за службу не денег, как того требовали вряги у новгородцев, но города для жительства бенефицию. Они послали Мстиславу сказать: «если нас хочешь любить, как нас любил отец твой, и по городу лучшему лепшему нам дать, то мы на том от Изяслава отступим». Мстислав согласился и выделил для них города. Не все города русские, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Впервые торки упоминаются в «Повести временных лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошел против волжских болгар. Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые. Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев. В конце XII века летопись упоминает «Торцького князя» Кунтувды 1 , которого арестовал Святослав Bcеволодич двоюродный брат князя Игоря по ложному доносу. За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает ему город Дверень, по реке Рось , - «русской земли для». Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений. Черные клобуки Еще одним, очень распространенным именем «своих» тюрков стало - «черные клобуки» историки считают буквальным переводом известного поныне тюркского этнонима - Каракалпак. Если ковуи - гвардия черниговских князей, то черные клобуки - киевских. Черные клобуки очень влиятельны в Киеве XII века. Участвуют в киевском вече, наравне с русским населением избирают князя. Их мнение в выборе князя постоянно подчеркивается летописью. Сын Юрия Долгорукого обращается к своему отцу в 1149 году со словами: «Слышал я в Киеве, что хочет тебя вся Русская земля и Черные клобуки». Смерть киевского князя Изяслава оплакивала «вся Русская земля и все черные клобуки». А когда на киевский стол прибыл Ростислав Мстиславич сын Владимира Мономаха , то «были ему рады все: и вся Русская земля и все черные клобуки обрадовались». После смерти Ростислава киевляне и «черные клобуки» приглашают Мстислава. Эта характерная формула «вся русская земля и черные клобуки» показывает, какое активное участие в политической жизни Киева принимало племя Каракалпак. Ковуи Рода ковуев пришли в Русь необычном путем. По летописной легенде XI века хан Редедя Ер-дада , правивший народом косог, предложил Мстиславу храброму вместо боя поединок на условиях: победил - все мое переходит к тебе. И войско и весь народ становится рыцарской добычей. Мстиславу бог помог, и он «зарезал» Редедю. И увел косогов в Чернигов. Потомки их служили верой и правдой Ярославу Черниговскому, который отпустил часть своей тюркской дружины с Игорем, и они полегли до единого на берегах Каялы. Половцы их в плен не брали. Потомки Мстиславских косогов в XII еке выступают уже под именем - ковуй. Тюркские самоназвания в разные эпохи создаются по разным семантическим схемам. Летописи и «Поучение Владимира Мономаха» называют ряд имен половецких вождей, которые оказываются при рассмотрении названиями родов: Арслан-оба «дом Арслана» , Китан-оба «дом Китана» , Алтун-опа «дом Алтуна» , Аепа «дом Айа» и т. В Ипатьевской летописи под 1185 годом перечисляются половецкие роды, участвовавшие в битве против Игоря: -«И токсобичи, и етебичи, и тертробичи и колобячи». Я восстанавливаю: токсоба «девять домов» , «eтiоба» «семь домов» , тертоба «четыре дома» , колоба «пять домов». В этнонимах лексика сохраняется, подчас в весьма древнем состоянии. Так, форма «терт» - 4 во всех наречиях изменилась в «торт» дорт, дурт, турт. Кол - уцелела лишь в значении «рука», а как числительное уже не употребляется. Вытеснена индоевропейским пес бес - 5. В орхоно-енисейских памятниках VIII век и в огузском эпосе распространены этнонимы «он ок» десять стрел , «уч ок «три стрелы» , «бес ок» «пять стрел». Слово «ок» - в большинстве тюркских наречений выступает в одном значении - «стрела». В языках Алтая сохраняется «к» - дом, род. Случайно,участвуя в составе этнонимов, ок - стрела стало обозначать - дом, род. К этому семантическому рядуу я отношу и отмеченный летописью термин «косок» косогы - буквально: «объединенные роды». Это уже название союза родов. Редедя руководил, вероятно, одним из родов косогов. Переселившись в Чернигов этот род стал называть себя - кобуй «много домов» - ослабленная калька «косога» 2. В «Слове» перечисляются «дома» семьи , входящие в состав ковуев - могуты, татраны, щельбиры ольберы, топчаки, ревуги. Малое видел здесь имена батыров - предводителей отряда ковуев. С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» ревуга «Алп-ер» ольбер вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской в частности, казахской ономастике; Как и Ер-дада Редедя , Челебир шельбир. На вопрос «Кто это - Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт. Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю.
Кто такой берендей
Официально берендеи — это кочевое племя с тюркскими корнями, обычное дело для древней Руси. Отважные опытные конники помогали в борьбе русичей с половцами, других мелких конфликтах: союзники, которых почему-то древние летописцы называли «своими погаными». Оказывается, тысячу лет назад это слово не было ругательным, скорее, оно означало «иноверец» лат. Как бы там ни было, берендеи все же жили на наших территориях и даже основали ряд городов: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев. В английском pagan, в польском poganin, в болгарском — поганец, в словацком — pohan. Не удивляйтесь, что слово имеет христианское значение — язычество и многобожие. Именно с приходом христианства «погань» перекочевала и в летописи.
Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским князем Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда , которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье , и с тех пор берендеи стали союзниками Руси. Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков в него вошли берендеи, торки , печенеги и другие , ставшее «вассалом» Руси. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого 1155 до 1157 года во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев.
Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ Торцкь, Торцьскъ. Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи , а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем. Название в летописях исчезает к XIII веку [12]. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде , частично ушли в Болгарию и Венгрию. В культуре Известная пьеса А. Островского « Снегурочка » знакомит нас с царём Берендеем , правящим «царством добрых берендеев», мало имеющих отношение к реальным берендеям.
Такие черты характера у Берендея становятся причиной его неудач и неприятностей. Этим он напоминает людей о важности добросовестного труда, справедливости и отзывчивости по отношению к другим. Во-вторых, Берендей может быть интерпретирован как символ социальной несправедливости. Во многих сказках Берендей стремится нажиться за счет других людей, использовать их труд и собственноручно ничего не делать. Такое поведение символизирует коррупцию и эксплуатацию более слабых членов общества. Берендей, таким образом, служит напоминанием о необходимости борьбы с социальным неравенством и защиты прав справедливости. В-третьих, Берендей может быть рассмотрен как символ собственного прогресса и развития. В некоторых сказках он начинает свое путешествие с негативными чертами характера, но в конечном итоге осознает свои ошибки и меняется к лучшему. Этот разворот событий символизирует возможность самоусовершенствования и изменения наших недостатков. Таким образом, Берендей в народных представлениях может быть рассмотрен как символ различных аспектов человеческой природы и социального порядка. Он напоминает о важности труда, справедливости и собственного прогресса. Рассмотрение символики Берендея помогает нам лучше понять и ценить эти важные аспекты нашей жизни и общества.