Ровно 10 лет назад в крымскую информационную повестку ворвалось тревожное сообщение: Украина перекрыла шлюзы Северо-Крымского канала. theБабель: передача Хрущевым Крыма Украине — миф. «Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)». 1 октября 1991 Президиум Верховного Совета Крыма выступил с заявлением, в котором назвал акт передачи Крыма Украине в 1954 году совершённым «без учета мнения народа». Немецкий журналист сообщил Украине плохие новости о ее "помощниках".
Присоединение Крыма к Российской Федерации
То есть в головах руководства СССР даже в страшном сне не могла возникнуть картина, что через 37 лет государство исчезнет с политической карты мира, а Крым в итоге поссорит независимые Россию и Украину. Теми соглашениями Россия выразила согласие, что Крым в составе Украины находится законно. 19 февраля 2024 года исполнилось 70 лет с момента передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.
Присоединение Крыма к России
Кроме того, после поражения Турции в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. Крым был объявлен независимым от Турции государством под протекторатом России. Согласно вышеупомянутому мирному договору в случае отказа России от Крыма Турция вновь получает права на включение его в свой состав. Российская Федерация имеет правовые основания вернуться к пересмотру тех соглашений, которые были достигнуты при Хрущеве".
Во время Великой Отечественной войны территория Крыма с 1941 по 1944 год была оккупирована Германией. Имевшиеся факты сотрудничества представителей крымско-татарского населения с оккупантами были расценены советским руководством как предательство со стороны всего народа. В мае 1944 года началось массовое выселение крымских татар из Крыма в Центральную Азию. Большинство населенных пунктов, носивших названия на крымско-татарском языке, после 1944-го подверглись переименованиям. Когда коренной народ, обвиненный в коллаборационизме, был переселен, исчез смысл и в автономии территории. Впрочем, тогда ни жители Крыма, ни жители Украины, ни жители РСФСР не почувствовали от этого административного действия никакого эффекта, ведь все ощущали себя гражданами единого государства — Советского Союза.
Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев. Необходимость передачи Крымской области в состав Украинской ССР в соответствующем указе объяснялась «общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР». Некоторые украинские историки считают, что данное утверждение не соответствует истине и гораздо большую роль в передаче Крыма сыграли более влиятельные на тот момент Маленков, Ворошилов, Каганович и другие члены Президиума ЦК КПСС.
В результате в 1783 году весь Крым стал российским, а его номинальный правитель от османов отрекся от престола. Соответствующий манифест Императрицы Екатерины II был обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потемкин. Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и остальное население. Торжества сопровождались угощениями, играми, скачками и пушечным салютом. Крымское ханство, еще недавно простиравшее свои владения на все приазовские территории и часть Кубани, перестало существовать. Местным жителям Екатерина II обещала сохранение свободы вероисповедания и ведение прежнего уклада жизни.
Татарская знать получила права российского дворянства. Российская Империя окончательно утвердилась в статусе мировой державы. Разбазаренное наследие В феврале 1954 года в то время лидер СССР Никита Хрущев принял решение передать Крым из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики — чтобы «продвинутая Украина» подтянула до своего уровня «отстающий» полуостров и для того, чтобы не было организационных и технических проблем при строительстве Северо-Крымского водоканала, который должен был напоить водами Днепра Каховского водохранилища засушливые степи и полупустыни на севере и в центре полуострова. А закон о передаче Верховный Совет Советского Союза принял два месяца спустя.
Крым передали Украине за грехи Хрущева
В 2011 году министерство обороны Украины потребовало у российской стороны вернуть маяки. При этом представитель украинского МИДа Олег Волошин заявил: «Мы не хотим превращать вопрос маяков в конфликтную ситуацию», добавив, что поиски компромисса продолжатся на заседании украинско-российской рабочей группы. Конфликт разгорелся после того, как суд запретил казакам установить поклонный крест на въезде в город, поскольку он вызвал недовольство крымско-татарского Меджлиса. Казаки, проигнорировав решение суда, самовольно установили крест, который вскоре был демонтирован местными властями. При попытке восстановить крест, на месте демонтированного памятника, казаков встретил отряд милиции. Пытаясь пройти через милицейский кордон, казаки спровоцировали столкновение с правоохранителями. В июле 2011 года в Крым возвратился бывший президент Крымской республики Юрий Мешков после 16 лет отсутствия на полуострове. Однако 13 июля Окружной административный суд Крыма поддержал представление СБУ о выдворении экс-президента Крыма с территории Украины с ограничением срока въезда сроком на пять лет, после призывов Мешкова о «восстановлении суверенитета Крыма» по возвращению на полуостров.
Депутат Верховной рады от Партии регионов, глава «Координационного совета организаций российских соотечественников Украины» Вадим Колесниченко тогда сказал, что «Мешков — человек, который нанес колоссальный вред Крыму, крымской государственности, крымчанам. Поэтому это правильно». После провозглашения Виктором Януковичем курса на подписание Ассоциации с ЕС начал стремительно терять поддержку среди электората Юга и Востока Украины. Эксперты отмечали, что за за три года своего президентства Янукович испортил отношения с Россией, не сделал русский язык вторым государственным и не договорился о более низкой цене на газ, что подрывало поддержку президента пророссийски настроенным электоратом. Однако главными проблемами в стране оставались высокий уровень коррупции и социальная незащищенность населения. Обострение политической ситуации в Крыму в конце 2013 — начале 2014 годов В ходе начавшегося в ноябре 2013 года политического кризиса на Украине руководство АР Крым поддерживало позицию президента Януковича и правительства Азарова и критиковало действия оппозиции как угрожающие, по мнению парламента, политической и экономической стабильности страны. Верховный Совет Автономной Республики Крым поддержал решение премьер-министра приостановить процесс евроинтеграции и призывал крымчан «укреплять дружеские связи с регионами Российской Федерации».
Большое значение в складывавшейся ситуации имела позиция крымскотатарской общины, третьей по численности в Крыму, которую в значительной мере определяло отношение Меджлиса крымскотатарского народа — общественной организации представительного органа крымских татар. В периодЕвромайдана Меджлис выступил в поддержку евроинтеграции и против «установления авторитарного режима» на Украине, то есть с позиций, прямо противоположных мнению Верховного Совета АР Крым. После силового разгона Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года президиум Меджлиса официально осудил действия властей, заявил о своей солидарности с требованиями немедленной отставки правительства Азарова и проведения внеочередных выборов Верховной рады Украины, а также подверг резкой критике позицию Верховного Совета Крыма. Меджлис регулярно направлял в Киев для участия в Евромайдане организованные группы крымских татар. По его информации, в помещении консульства РФ в Симферополе при участии российского консула Вячеслава Светличного состоялась встреча руководителя партии «Русский блок» Геннадия Басова, главы партии «Русское единство» Сергея Аксёнова и некоторых народных депутатов от Партии регионов, в ходе которой обсуждалась возможность провести в в Крыму силами Партия регионов и пророссийских сил большой митинг Антимайдана, ключевым требованием которого будет проведение референдума, касающегося государственной независимости Крыма. Также он сообщил о имеющейся информации насчет планируемых российским Черноморским флотом военных учений, легенда которых предусматривает, в частности, захват административных зданий. В середине января 2014 года, в связи с обострением противостояния в Киеве и развернувшейся кампанией захватов административных зданий в ряде регионов Украины, «Русская община Крыма» и партия «Русское единство», совместно с представителями казачества и организаций ветеранов-афганцев, взяли на себя инициативу в формировании народных дружин самообороны, сил народного сопротивления на случай попыток проникновения в Крым экстремистов и неонацистов.
Городской глава Владимир Яцуба призвал местных жителей быть готовыми защитить город. Одновременно свыше десяти общественных организаций подготовили обращение к горожанам, в котором говорилось, что в случае государственного переворота «Севастополь, используя свое право на самоопределение, выйдет из правового поля Украины». Инициатором обращения стал Севастопольский координационный совет. С резкими протестами против создания добровольных дружин выступил крымскотатарский Меджлис, расценивший это решение как проявление сепаратизма в АРК. В связи с этим СБУ открыла уголовное производство по факту подготовки к посягательству на территориальную целостность Украины. В свою очередь, некоторые представители украинской парламентской оппозиции выступили с резкой критикой этих заявлений и призвали привлечь к ответственности парламент Крыма по подозрению в нарушении Конституции и законов Украины. С призывом распустить этот законодательный орган выступил депутат Верховной Рады от оппозиционной «Батькивщины» Николай Томенко, а депутат от партии ВО «Свобода» Александр Шевченко потребовал привлечь крымских парламентариев к уголовной ответственности.
Этого ждут и сотни тысяч крымчан, которые голосовали за Вас на президентских выборах в надежде на стабильность в стране». Президиум заявил, что в случае «дальнейшей эскалации гражданского противостояния» Верховный совет АРК «оставляет за собой право призвать жителей автономии встать на защиту гражданского мира и спокойствия на полуострове». Отвечая на вопрос, нужно ли при неблагоприятном развитии ситуации на Украине проводить референдум по поводу отделения Крыма, он сказал, что предпочитает «не жевать» эту тему, поскольку Крым — это одна из опор центральной власти и «если мы начнем этим заниматься, мы просто погубим эту центральную власть». При этом Владимир Константинов добавил, что борьба идёт не за Крым, а за Киев. Однако, если всё-таки под давлением эта центральная власть будет сломлена, Верховный совет Крыма будет признавать легитимными для автономии только свои решения. Февраль — март 2014 года 21 февраля под давлением стран Запада президент Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине. В тот же день Янукович покинул Киев.
На следующий день вышла в телеэфир видеозапись интервью с Януковичем, где он заявил, что не намерен ни подавать в отставку, ни подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране он квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот». Через несколько часов Верховная рада приняла постановление, в котором утверждалось, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. Смена власти на Украине и ряд последовавших действий пришедшей к власти бывшей оппозиции вызвали резкий всплеск протестной активности пророссийских сил в Крыму. В отличие от 1992—1994 годов, эти выступления были активно поддержаны Российской Федерацией. Как стало известно из вышедшего в марте 2015 года документального фильма «Крым. Путь на Родину», в ночь с 22 на 23 февраля по распоряжению президента РФ Владимира Путина была проведена спецоперация по эвакуации президента Украины Виктора Януковича и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. В семь часов утра 23 февраля, закрывая совещание с руководителями задействованных спецслужб, Владимир Путин, по его словам, заявил: «Ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России, потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы под каток националистов».
Он рассказал, что «тогда же поставил определённые задачи, сказал, что и как мы должны делать, но сразу же подчеркнул, что мы будем делать это только в том случае, если будем абсолютно убеждены в том, что этого хотят сами люди, которые проживают в Крыму». По сообщению пресс-службы партии «Русское единство», в народные дружины записалось более двух тысяч мужчин. Из числа женщин, пришедших на мероприятие, был сформирован отряд медицинской помощи. В ходе митинга было объявлено о создании отрядов самообороны из числа добровольцев. Признав важность перехода политического процесса «с улиц и площадей в стены Верховной Рады Украины» президиум заявил, что «не менее важно, чтобы парламентарии действовали строго в рамках существующего правового поля, не переходя ту грань, за которой легитимность принимаемых ими решений может быть поставлена под сомнение», что, по мнению президиума ВС АРК, «пока им удаётся не в полной мере». Поздно вечером 24 февраля в Симферополь прибыла группа депутатов российской Госдумы во главе с председателем комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким. Российские депутаты заявили, что намерены провести ряд встреч с представителями крымской власти по политической ситуации на полуострове.
Председатель крымского правительства Анатолий Могилёв негативно отреагировал на прошедшие переговоры российских и крымских депутатов, заявив, что любые контакты с иностранными дипломатами и гражданами на официальном уровне — это, по действующему законодательству, прерогатива МИД Украины. Согласно версии «Центра журналистских расследований», Леонид Слуцкий заявил своим собеседникам в Крыму, что Госдума готова подумать о присоединении Крыма к России, и сообщил о начале выдачи российских паспортов по упрощённой процедуре. Утром 25 февраля группой крымской интеллигенции было подписано составленное накануне «Письмо пятнадцати», в котором говорилось о необходимости скорейшего проведения референдума о статусе Крыма. На пост премьер-министра он предложил кандидатуру Сергея Аксёнова, лидера партии «Русское единство». В ночь с 26 на 27 февраля несколькими группами вооружённых людей были заняты здания Верховного Совета и Совета министров АР Крым в Симферополе. Над зданиями были подняты российские флаги, перед зданиями были сооружены баррикады. Также ранним утром 27 февраля были установлены блокпосты на Перекопском перешейке и Чонгарском полуострове, через которые осуществляется сухопутное сообщение между Крымом и материковой Украиной.
Этот день ознаменовал начало активных и решительных действий пророссийских сил, закончившихся присоединением Крыма к России. Это решение, требовавшее, согласно Конституции Украины и Конституции АРК, согласования с президентом Украины, не было признано новыми украинскими властями. По официальным заявлениям крымских властей, назначение Аксёнова премьером было согласовано с Виктором Януковичем, которого крымские власти продолжали считать де-юре президентом Украины и через которого им удалось договориться о российской помощи. Верховный совет Автономной Республики Крым объявил о проведении все крымского референдума о статусе автономии и расширении её полномочий.
После этого «унсовцы» погрузились в катер и отбыли восвояси.
В тот момент севастопольцы не смогли оказать им достойный отпор лишь отдельные пикетчики протестовали против приезда «бандеровцев» в город , но это событие вызвало резкий всплеск антиукраинских настроений на всем полуострове. РДК развернуло сбор подписей в поддержку нового референдума о статусе региона, собрав за короткий срок их 240 тыс. Тем не менее произошедшее сыграло важную роль в становлении русского движения Крыма. Увидев, что представляет собой украинский национал-шовинизм и политика официального Киева, жители полуострова, придерживающиеся самых разных политических убеждений, объединялись на почве сохранения собственной национальной идентичности. Весна 1992 г.
Пикеты и митинги как пророссийских, так и проукраинских сил в этот период проводились практически ежедневно. В 20-х числах марта севастопольский горисполком вновь осаждали пикетчики, призывавшие к немедленному провозглашению независимости Крыма. На другом митинге, состоявшемся в Севастополе 5 апреля, активисты РДК приняли резолюцию, в которой осудили местные и республиканские власти за то, что те «проводят недальновидную политику в фарватере Украины». Аналогичные акции проходили и в других городах. Обстановка во взаимоотношениях между русским населением Крыма и официальным Киевом в то время накалилась до предела и грозила вооруженным конфликтом.
Итоги противостояния начала 1990-х гг. Однако включение полуострова в состав Украины не снизило активности русских и пророссийских организаций и политических сил. Уже в октябре 1993 г. В январе 1994 г. Новое правительство Крыма стало проводить курс на сближение с Россией и восстановление суверенитета региона.
Акции в поддержку президента и правительства Крыма и против украинизации по оценкам прессы, в них принимали участие около 10—15 тыс. Лозунг «Севастополь — Крым — Россия» стал доминирующим в то время в политической жизни полуострова. После прихода к власти Ю. Мешков своим указом восстановил действие Конституции Крыма в редакции от 6 мая 1992 г. В мае 1994 г.
Верховный совет республики восстановил действие этой Конституции, фактически объявив полуостров независимым от Украины. Напуганный этими действиями Киев вновь стал оказывать давление на Крым. На руку украинской стороне сыграли противоречия внутри крымской власти, а также неспособность правительства Ю. Мешкова разрешить стоявшие перед регионом социальные и экономические проблемы. Крым перестал получать кредиты из Украины.
По крайней мере так нам говорят. Эта поправка очень важна, поскольку оригинала документа в российских архивах нет! В результате проверить состав участников и повестку дня невозможно. С кворумом здесь проблем нет: присутствовало 23 человека из 33 возможных. Таким образом кворум был выполнен и решение кажется законным. Однако есть несколько причин, которые заставляют усомниться в подлинности этого документа: Первая странность связана с должностью Председателя ВС УССР. В протоколе им значится Гречуха Михаил Сергеевич.
Проблема в том, что на момент 19 февраля Гречуха уже ушел на повышение в СовМин, где занимал пост заместителя председателя. Абсолютно непонятно как это возможно, если только проект документа не готовился намного раньше самого собрания. Озолинь Карл Мартынович в отечественной историографии упоминается не часто, но тут важно его отметить. В протоколе от 19 февраля 1954 года он является одним из приглашенных гостей. Таких странностей в Протоколе огромное количество, но даже данных двух примеров достаточно, чтобы усомниться в подлинности данного исторического документа. К этому следует добавить, что само заседание по такому важному вопросу длилось всего 20 минут. Здесь также важно отметить лиц, которые выступали и по сути решили вопрос передачи Крыма в состав Украины.
Шверник Николай Михайлович - кандидат в члены Президиума Центрального Комитета партии и один из ближайших сподвижников Хрущева. Однако именно этот документ, с отсутствующим кворумом, был необходим для того, чтобы запустить процесс. Тем не менее главная странность здесь в другом.
От воли первого лица в 1954-м зависело если не все, то очень многое.
Это же послесталинская эпоха - авторитет генсека был очень высок по инерции. Поэтому у Хрущева была очень высокая степень независимости при принятии решений. И одна неубедительнее другой. Вплоть до конспирологических версий.
Например, что это был внешнеполитический маневр, связанный с претензиями на Крым извне. Якобы еще на заре советской власти с западными игроками были достигнуты некие договоренности о передаче Крыма именно Украинской Республике. Еще увязывали это с ролью Хрущева в репрессиях на Украине - у него руки были по локоть в крови. И он как бы компенсировал свою вину перед Украиной.
Сделал ей такой «подарок». И увидеть в этом решении 1954 года по-настоящему рациональное зерно довольно сложно. Но тут важно, что мы сегодня придаем передаче Крыма такое судьбоносное значение, уже зная трагическую судьбу СССР. И то, как именно великая страна распадется и что произойдет с единством России, Белоруссии и Украины.
А в рамках единого Союза передача субъекта из одной республики в состав другой принципиального значения не имела.
Как Крым передали Украине
Кривая передача Крыма Украине в рамках советского права, кривое возвращение Крыма в Россию в рамках международного права. В частности, ст.9 Конституции Крыма гласит, что Республика Крым определяет свои отношения с Украиной на основе Договора и соглашений, противореча, таким образом, статье 75-1 тогдашней Конституции Украины, которой установлено, что Крымская Автономная Республика. Украинским военным предлагали перейти на сторону крымских властей либо покинуть воинские части и полуостров. Почему Хрущев решил подарить Крым Украине, кто выступал против, были ли указ нарушением советских законов, читайте в материале Немецкий журналист сообщил Украине плохие новости о ее "помощниках".
Крым – наш. С 1783 года
Почему советские власти передали Крым Украине. Статус Крымского ханства изменился после поражения Османской империи в русско-турецкой войне 1768–1774 годов. В 2023 году некоторые украинские чиновники, в том числе начальник главного управления разведки министерства обороны Украины Кирилл Буданов, прогнозировали вхождение украинских войск в Крым до конца 2023 года. 19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, который позже назовут миной замедленного действия: «О передаче Крымской области из состава. Во время передачи Крыма Украине вопрос о флоте не поднимался, Украина была союзной республикой, юридические проблемы возникли уже в 1991 году. Если говорить про букву закона, то становление Крыма частью Украины нарушало законы СССР 1991-го года.
2014 г. - Возвращение Крыма в состав России (кратко)
Даже Маленков, после смерти Сталина возглавивший правительство, не протестовал. Для передачи Крыма надо было либо вносить изменения в Конституцию РСФСР, которая не могла просто «отдавать» свои земли кому бы то ни было. Либо, если идти по действующим конституциям двух республик, нужно было проводить всенародное голосование. Ему на это даже часа не потребовалось. Он оставался украинофилом, одевался в вышиванки. И октябрьским вечером в Пицунде в 1964 году, когда его из отпуска Политбюро вызывало в Москву, чтобы сместить со всех постов, Хрущев искал поддержки, надеялся на помощь именно из Киева - он пытался связаться с Кошевым, командующим войсками Киевского военного округа. Герман Артамонов. От воли первого лица в 1954-м зависело если не все, то очень многое. Это же послесталинская эпоха - авторитет генсека был очень высок по инерции. Поэтому у Хрущева была очень высокая степень независимости при принятии решений.
И одна неубедительнее другой. Вплоть до конспирологических версий. Например, что это был внешнеполитический маневр, связанный с претензиями на Крым извне. Якобы еще на заре советской власти с западными игроками были достигнуты некие договоренности о передаче Крыма именно Украинской Республике.
Приезжают российские военные и требуют от командиров переподчиниться крымскому правительству. А учитывая, кто его возглавляет, то, по сути, Москве. Задача — вывести армию из-под контроля Киева.
Хорошая новость: если это произойдёт, войны не будет. Плохая новость: Украина потеряет Крым» [229]. В частности, был осуществлён силовой захват аэродрома Кировское, где размещалась рота отдельного батальона морской пехоты в составе 43 военнослужащих и шести бронетранспортёров БТР-80. К аэродрому прибыла группа российских военнослужащих на грузовых автомобилях и БТР в сопровождении казаков. Казаки пояснили, что опасаются прибытия на аэродром самолётов с десантниками из центральных и западных регионов Украины. После захвата аэродрома было выведено из строя оборудование для руководства полётами [230]. На заседании высказывались предложения не отвечать на действия РФ военной силой, а конфликт разрешить политическими консультациями в крайнем случае — предоставлением региону дополнительных прав [231].
Предложение о введении военного положения по всей стране не было принято, его поддержал только Александр Турчинов [232] [233]. Крым 1 марта центр Симферополя находился под контролем вооружённых людей, по улицам разъезжали военные грузовики, у здания парламента были выставлены два пулемётных гнезда. В их число помимо здания правительства и Верховного совета Крыма вошли аэропорт, телерадиостанции, объекты « Укртелекома » [158] , военкоматы [234]. Охрана правительственных учреждений отрядом Самообороны в Симферополе. Рано утром новый руководитель крымской милиции с группой сопровождающих лиц появился в Симферополе и попытался прорваться в здание ГУВД, но был остановлен отрядом самообороны [235]. На первом заседании крымского правительства в новом составе Сергей Аксёнов сообщил, что власти Крыма наладили сотрудничество с Черноморским флотом по совместной охране жизненно важных объектов. В связи с попыткой Авруцкого прорваться в здание ГУВД Аксёнов переподчинил себе все силовые структуры на территории Крыма [236] [237] и, «понимая свою ответственность за жизнь и безопасность граждан», обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК», поскольку «в результате этого назначения [Авруцкого главой крымской милиции], а также наличия на территории автономии неопознанных вооружённых групп, боевой техники и неспособности силовых структур, расположенных в АРК, эффективно контролировать ситуацию, на территории Крыма возникли беспорядки» [10].
В администрации российского президента в ответ заявили, что обращение «не оставят без внимания». С просьбой «использовать Вооружённые Силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности, защиты населения Украины» [238] [239] [240] [241] обратился и смещённый но признававшийся Россией и крымскими властями президент Украины Виктор Янукович ранее уже призывавший российское руководство «использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы предотвратить тот хаос, террор, который сегодня есть на Украине» , что в дальнейшем приводилось российскими властями аргумента в пользу правомерности своих военных действий на полуострове — хотя президент Украины не имел конституционного права давать согласие на ввод иностранных войск [242] да и само право Януковича выступать в качестве главы украинского государства было спорным , а действия России были направлены на присоединение части территории Украины. По его словам, на полуостров было переброшено также около 30 российских БТР-80 , российские военнослужащие блокируют административные здания и военные части, что также является грубым нарушением договорённостей, в том числе Будапештского меморандума [244]. Тем временем в порт Феодосии зашёл российский десантный корабль «Зубр». Неизвестные вооружённые люди оцепили военную базу спецподразделения «Тигр» в посёлке Краснокаменка под Феодосией. Военнослужащие ЧФ окончательно заблокировали пограничную часть в Балаклаве и предложили украинским пограничникам покинуть часть на своих кораблях, оставив её полностью под контролем российских военнослужащих. Украинская сторона предложение приняла [229] [245].
В Джанкое российские войска заняли бывший аэродром. В Крым по трассе Харьков — Симферополь продолжают прибывать автомобили с российскими «казаками», которые делают «перевалочную» остановку в Джанкое [246]. Заход военных кораблей осуществлён … без разрешения администрации Государственной пограничной службы Украины» [204]. В последующем эти корабли использовались при переброске техники в Крым из Новороссийска [247]. Вечером 1 марта президент России Владимир Путин внёс в Совет Федерации обращение об использовании российских войск на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране» [248]. Причины запроса, объявленные в обращении, — экстраординарная ситуация, сложившаяся на Украине и угроза жизни граждан России и личного состава воинского контингента Вооружённых Сил РФ, дислоцирующегося на территории Украины. Тем временем в Крыму, после встречи с Аксёновым, Авруцкий подал рапорт об отставке, а новым руководителем крымской милиции был назначен Сергей Абисов [253].
На протяжении ночи в украинские воинские части, дислоцированные на территории Крыма, приезжали неизвестные «переговорщики», которые предлагали украинским военным не оказывать сопротивления военнослужащим ВС РФ, сложить оружие и перейти на сторону «законной власти Крыма», обещая обеспечить достойные условия службы и социальную защиту. В зависимости от ситуации, прибывшие уговорами или силой заставляли выдать им оружие и боеприпасы и вывозили их на грузовиках [254] [255]. Так, утром 2 марта заместитель командующего Южным военным округом РФ и заместитель командира 810-й бригады морской пехоты ЧФ предъявили ультиматум 1-му батальону морской пехоты ВМС Украины в Феодосии — в течение часа сложить оружие и передать российским военнослужащим склады [256] [257] [258] [259]. Была блокирована 36-я бригада береговых войск, дислоцирующаяся в с. Перевальном Симферопольский район [262] [263] [264] [265] [266] [267]. С 3 марта украинский флаг был снят, украинские и российские военнослужащие приступили к совместному несению караула [269] [270]. К вечеру 2 марта бескровно были захвачены штабы Азово-Черноморского регионального управления и Симферопольского пограничного отряда Погранслужбы Украины [271] , установлен контроль над одним из украинских дивизионов ПВО в районе мыса Фиолент [158].
Следовательно, выполнение ими требований по сдаче оружия, оставление военной техники и мест дислокации будет расцениваться как государственная измена с соответствующими правовыми последствиями» [272] В ночь со 2 на 3 марта в зале заседаний крымского Совета министров состоялась церемония принятия присяги рядом руководителей силовых ведомств. По словам Аксёнова, этот день «войдёт в историю автономии как день формирования всех её силовых структур» [275]. Правительство Крыма предприняло попытку склонить на свою сторону личный состав и руководителей силовых ведомств Украины на территории Крыма, но, как сообщали украинские СМИ, эти попытки не имели успеха. Так, было заявлено, что сотрудники Главного управления СБУ в АР Крым отказались признавать назначенного новыми крымскими властями руководителя. Начальник Крымского территориального командования внутренних войск Украины Николай Балан заявил, что внутренние войска подчиняются министру внутренних дел и «все военнослужащие на 100 процентов верны своей присяге и своему воинскому долгу» [276]. В Государственной пограничной службе сообщили: «Несмотря на очень острое противостояние в Симферополе с российскими спецназовцами, пограничники не утратили управления подразделениями охраны государственной границы в Крыму» [278]. Пресс-служба Минобороны Украины 3 марта сообщила, что офицеры штаба ВМС Украины отказались перейти на сторону крымского правительства [279] [280] 3 марта президиум Верховного Совета АРК заявил, что развитие политической ситуации на Украине «даёт веские основания для опасений за судьбу страны, создаёт угрозу миру и стабильности в Крыму».
По мнению президиума, постановление Верховной рады Украины «О самоустранении президента Украины…» нарушило Конституцию Украины, не предусматривающую прекращение полномочий президента по причине самоустранения от их выполнения, поэтому «правовые основания для возложения обязанностей президента Украины на председателя Верховной рады Украины Турчинова А. Парламент АРК, несущий ответственность за обеспечение прав и свобод её жителей, не может оставаться сторонним наблюдателем разрушительных процессов, происходящих в стране, и «именно эти обстоятельства» побудили ВС АРК принять решение «о проведении республиканского местного референдума как формы прямого народовластия по вопросам усовершенствования статуса и полномочий автономии». Президиум заявил, что вопрос референдума не содержит положений об отделении АРК от Украины, при этом «мы выступали и выступаем за наделение Крымской автономии широкими полномочиями, которые должны быть гарантированы при любых изменениях центральной власти и конституции Украины» [281]. Председатель ВС АРК Владимир Константинов заявил, что от жителей Севастополя поступила инициатива об изменении правового статуса города и переподчинении его напрямую властям Крыма [283]. Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что российское правительство готово оказать Крыму финансовую помощь. Глава Минфина Антон Силуанов проинформировал, что дефицит бюджета автономии составляет в пересчёте около 35 миллиардов рублей. Финансовая помощь РФ должна стабилизировать финансовую систему Крыма, обеспечить бесперебойную выплату заработных плат, пенсий, пособий и стабильную работу бюджетных учреждений республики [284].
Георгиевские ленточки в Крыму, 3 марта 2014 года Тем временем из Крыма поступали сообщения о том, что командующий Черноморским флотом РФ Александр Витко якобы предложил украинским военнослужащим сдаться до 5 часов утра 4 марта; в противном случае, российские военные угрожают приступить к штурму подразделений и частей ВС Украины по всему Крыму [285] ; в Севастополе казаки попытались захватить штаб ВМСУ при поддержке российских морских пехотинцев [286] , в Севастопольской бухте корабли российского Черноморского флота блокировали корабли ВМСУ «Тернополь» и «Славутич» [287] , ракетный катер ЧФ РФ заблокировал выход из озера Донузлав [288]. В Госпогранслужбе Украины заявили, что на паромной переправе Крым-Кавказ происходит накопление бронетехники, продолжаются активные перемещения кораблей российских ВМС в акваторию Чёрного моря на вход и выход из порта Севастополь, российские военные осуществляют моральное и физическое давление на пограничников и активно ведут попытки вербовки персонала [289]. Новофёдоровка осуществил переброску на запасной аэродром боевых вертолётов и самолётов бригады, чтобы не допустить их захвата российскими военными [290]. В Государственной пограничной службе Украины сообщили о прорыве в сторону Украины двух микроавтобусов и трёх грузовиков Камаз с вооружёнными лицами через пункт пропуска паромного сообщения «Крым — Кубань» в Керчи под прикрытием военнослужащих ЧФ РФ. В дальнейшем эта группа вооружённых лиц с применением физической силы захватила место дислокации отдела погранслужбы «Керчь» [291]. Координационный совет Севастополя, «учитывая стабилизацию ситуации в городе», принял решение завершить формирование новых отрядов «народного ополчения», поскольку «благодаря активной поддержке жителей» Координационный совет контролирует ключевые силовые структуры обеспечения правопорядка [292]. Утром 4 марта премьер-министр Крыма Сергей Аксёнов заявил на пресс-конференции в Симферополе, что личный состав украинских воинских частей готов подчиниться новому правительству Крыма и что в отношении командиров, отказывающихся выполнять его приказы, будут возбуждены уголовные дела; «если в результате действий этих командиров прольется кровь, наказание будет жесточайшее для этих руководителей» [293].
По словам Наливайченко, СБУ обратилась к российской стороне с требованием предоставления возможности органам безопасности работать, однако «по состоянию на эту минуту ответа нет» [294] [295]. Президент Путин провёл пресс-конференцию о ситуации на Украине, где, в частности, отрицал участие российских войск в крымских событиях, заявив, что там действуют лишь местные силы самообороны [296]. Военная часть в Евпатории В течение этого дня экипаж корабля управления «Славутич» предотвратил попытку захвата корабля вооружённой группой [298]. Начальник радиотехнических войск Воздушных Сил ВС Украины полковник Сергей Вишневский сообщил, что все командные пункты, радиотехнические батальоны и роты на территории Крыма находятся в осаде российских войск и отрядов крымской самообороны [299]. Тем временем, как сообщило Радио Свобода со ссылкой на очевидцев, российские военные установили на КПП «Турецкий вал», расположенном на границе Херсонской области и Крыма, усиленный блокпост и окапывают оборонительные позиции для людей и техники. По их словам, на КПП находится около 50 вооружённых российских военнослужащих и военная техника — не менее трёх БТР, шесть-семь бронированных автомобилей «Тигр» или «Вепрь» , несколько грузовых автомобилей и инженерная техника [304]. Госпогранслужба Украины, со своей стороны, развернула три контрольно-пропускных пункта и выставила пограничные патрули на административной границе с АР Крым.
Контрольные пункты были развёрнуты в районе населённых пунктов Сальково, Каланчак и Чаплинка. Согласно информации, эти пункты и патрули усилены военнослужащими мобильных подразделений погранвойск, сотрудниками МВД и военнослужащими ВСУ [305]. В Генеральном штабе Вооружённых сил Украины заявили, что, по имеющейся информации, на территории Крыма находятся российские военнослужащие, не входящие в состав ЧФ, — в частности, из состава 18-й отдельной механизированной бригады, которая дислоцируется в Чеченской Республике по данным журналистов «Новой газеты», на самом деле от привлечения чеченцев в министерстве обороны РФ отказались [158] , а также 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ Ульяновск и 22-й бригады спецназначения Краснодарский край [306]. Окружной административный суд Киева удовлетворил ходатайство об обеспечении иска Генеральной прокуратуры Украины о признании противоправными некоторых решений, принятых парламентом АРК. В том числе было отменено решение об организации и проведении местного референдума, а также о назначении Сергея Аксёнова главой крымского правительства [307]. По словам Аксёнова, руководители государства «неспособны восстановить закон и порядок», ситуация становится критической и в сложившейся обстановке гарантировать мир и стабильность в Крыму могут лишь создаваемые регулярные вооружённые силы Крыма. Премьер-министр Крыма призвал военнослужащих, в период до проведения в АРК референдума не применять оружие во избежание кровопролития и дальнейшего обострения ситуации, сохранять организованность и порядок, «не поддаваться на провокации» со стороны представителей украинских властей, продолжать выполнять обязанности в своих воинских частях и беспрекословно выполнять указания Совета министров АРК, приказы и распоряжения командиров и начальников.
Аксёнов заявил, что, как Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами АРК, он гарантирует всем военнослужащим ВС Крыма высокий уровень денежного довольствия, полный пакет социальных гарантий, решение жилищной проблемы, трудоустройство членов семей, внеочередное предоставление мест в детских дошкольных и школьных учреждениях [308]. В Симферополе неизвестные вооружённые люди в военной форме заблокировали автомобиль специального посланника Генерального секретаря ООН Роберта Серри, который был вынужден прервать своё пребывание в Крыму и покинуть полуостров [309]. Как прокомментировал этот инцидент Сергей Аксёнов, «мы не направляли им приглашение, они не предупреждали о приезде, обычная в таких случаях процедура не была соблюдена» [310]. Затопленный корабль « Очаков » в Донузлаве Ракетный крейсер «Москва» из состава ЧФ в сопровождении четырёх судов обеспечения встал у входа в бухту Донузлав, блокируя таким образом выход кораблей ВМС Украины [311]. Как сообщила пресс-служба Государственной пограничной службы Украины, 12 единиц корабельно-катерного состава Севастопольского и Ялтинского отрядов морской охраны, ушедшие из Крыма ради сохранения жизни и здоровья личного состава, предотвращения захвата кораблей, вооружения и техники, прибыли в Одесский отряд морской охраны, где будут задействованы в охране территориального моря и исключительной морской экономической зоны Украины [312]. В ночь с 5 на 6 марта в проливе бухты Донузлав был затоплен списанный большой противолодочный корабль «Очаков», который лёг поперёк пролива, заблокировав выход из бухты украинским судам [313] [314]. Хотя непосредственный риск сопротивления со стороны воинских частей на полуострове был нивелирован, российские войска, задействованные в крымской операции, «оставались уязвимыми для потенциальной атаки превосходящими силами с материка» [6].
Наращивание российских сил в Крыму, проведение референдума и отделение Крыма от Украины В последовавшие за захватом административных зданий дни Россия продолжала направлять подкрепления в Крым. Одновременно, по утверждениям Украины, происходило накопление российских войск в прилегающих к восточной части российско-украинской границы регионах РФ [315]. Опасения относительно уязвимости восточных регионов страны вынудили украинское руководство по его утверждениям [316] воздержаться от проведения силовой операции в Крыму [6]. Решение Севастопольского городского совета о проведении общекрымского референдума и о вхождении Севастополя в состав России. Свои решения крымские парламентарии объясняли реакцией украинских властей на решение о проведении референдума в Крыму, на который ранее не планировалось выносить вопрос о выходе автономии из состава Украины [319] [320] [321] на Сергея Аксёнова и Владимира Константинова было заведено уголовное дело по статье «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», и как стало известно 5 марта, киевский суд вынес постановление об их задержании и тем, что на Украине «в результате антиконституционного переворота захватили власть националистические силы», которые «грубо нарушают Конституцию и законы Украины, неотъемлемые права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке», при этом «экстремистские группировки предприняли ряд попыток проникновения в Крым в целях обострения ситуации, эскалации напряжённости и незаконного захвата власти» [317]. Депутаты ВС АРК решили также сформировать независимые от Украины органы исполнительной власти Крыма министерства юстиции, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, промышленной политики, топлива и энергетики, по информации и массовым коммуникациям, прокуратуру, службу безопасности, налоговую и пенитенциарную службу и социальные фонды [322] и объявили об отделении судебной системы АРК от украинской [323].
Во-первых, Екатерина II демонстративно приблизила к себе лидеров «английской» партии при императорском дворе — семью графов Воронцовых. Это обнадежило Лондон, где в таких действиях императрицы увидели готовность Санкт-Петербурга к сближению. Во-вторых, британцам намекнули, что молчаливое согласие с присоединением приведет к тому, что Россия не станет вмешиваться в войну американских колоний за независимость, а возможно, даже поможет англичанам. Этого хватило, и Лондон не проронил ни слова. Священная Римская империя была в это время в союзе с Россией. Хотя в Вене были недовольны усилением позиций России в Причерноморье, Иосиф II не рискнул разорвать союз и полностью поддержал русскую дипломатию. Франция заявила было протесты, но обнаружила, что Великобритания молчит. А поскольку в то самое время Франция и Великобритания воевали, Версальский двор не решился действовать в одиночку. Глава русского ведомства иностранных дел граф Иван Остерман напомнил, что совсем недавно, в 1768 году, Франция аннексировала Корсику при полном согласии России. Заинтересованный в дружбе с Россией против общего недруга Великобритании Версальский двор поддержал присоединение Крыма и даже оказал давление на Османскую империю, требуя признания присоединения Крыма к России. Так Крым стал русским, и статус этот признали все ведущие мировые державы. Но история борьбы за этот прекрасный полуостров только начиналась. Советский Крым Сразу после октябрьского переворота большевиков в 1917 году крымскотатарские националисты объявили о создании независимой Крымской республики. В ответ большевики провозгласили Советскую республику Таврида. В Крыму началась гражданская война. В конфликт вмешалась Украинская народная республика. Украинские националисты заявили претензии на Крым и ввели туда войска. А вскоре по условиям Брестского мира Крым оккупировала Германия. После того как в Германии случилась ноябрьская революция, в Севастополе высадились войска стран Антанты. Весной 1919 года полуостров заняли части Красной армии, и там была провозглашена советская социалистическая автономная республика в составе Советской России.
Таврическая Республика в первые годы Советской власти. К январю 1918 года большевикам удалось взять власть в Крыму в свои руки, а уже в феврале собрался Чрезвычайный съезд Советов Таврической губернии. Съезд сформировал 5 постоянные органы губернской власти и управления, прежде всего ЦИК Тавриды, который и провозгласил создание Советской Республики Тавриды 21 марта 1918 года. Таврическая Республика просуществовала недолго: 30 апреля 1918 года в Крым вторглись германские войска. Было создано марионеточное Крымское краевое правительство. В свете современного правового положения Крыма представляет интерес позиция по вопросу о принадлежности Крыма петлюровской Центральной Рады, провозгласившей вскоре после Октябрьской революции Украинскую Народную Республику, просуществовавшую до февраля 1918 года. В документе, озаглавленном «Универсал Центральной Рады», подписанном С. Петлюрой 8 ноября 1917 года, содержатся следующие строки: «…На родной земле мы станем на страже права и революции не только у себя, но во всей России, и потому объявляем территории: Украинской Народной Республике принадлежат земли, заселенные в большинстве украинцами: Киевщина, Подолия, Волынь, Черниговщина, Харьковщина, Полтавщина, Екатеринославщина, Херсонщина, Таврия без Крыма». Особенностью образовавшихся в первой половине 1918 года автономных республик явилось то, что они возникли в рамках прежних административно-территориальных единиц. Не являлась исключением и Таврическая Республика, в которую вошли все уезды Таврической губернии, располагавшиеся как на полуострове, так и на материке. После освобождения Крыма от германских войск в мае 1919 года была образована Крымская Республика, но вскоре полуостров был занят белогвардейцами. После их разгрома в 1921 году Крымская республика не была восстановлена. Этот факт объясняется тем, что Советское правительство проводило политику создания национальных, а не территориальных автономий. В отличие от большинства автономий, где существовало преобладание коренного населения, Крымская Автономная Республика не являлась татарской. Специфика состава населения Крыма, его национальное многообразие и тесные хозяйственные связи различных национальных групп с однородными хозяйственными функциями — все это придавало Крыму особый характер, требовало проведения крайне дифференцированной национальной политики в этом районе. Представляется неверным мнение, что это была якобы татарская автономия. По замыслу советского руководства, Крым должен был стать и стал уже к концу 20-х годов образцом решения национального вопроса в Советской России и СССР. Органы власти автономных республик в первые послереволюционные годы решали весьма широкий круг вопросов, порой выходя за рамки, предусмотренные самой идеей автономии, руководили хозяйством, финансами, вооруженными силами. Крымская Республика до начала 20-х годов даже осуществляла внешние сношения по дипломатической и торговой линиям. Каждая автономная республика имела свою Конституцию, построенную в полном соответствии с Конституцией Российской республики, в состав которой она входила, и с учетом местных особенностей ст. Это преобразование, безусловно, было следствием послевоенных акций советского руководства по отношению к татарскому населению Крыма. Безусловно, подобное было немыслимо в сталинскую эпоху. Исключительно важный в военном отношении регион, морской форпост СССР, руководство которым фактически осуществлялось напрямую из Москвы, ни при каких обстоятельствах не мог быть передан Сталиным Украине. Эта безответственная передача стала возможной лишь при Хрущёве. Посмотрим, как она проходила. В соответствии с политической практикой того времени важнейшие государственные проблемы рассматривались сначала на заседаниях Политбюро Президиума ЦК КПСС и только затем в высших органах государственной власти. Представляется целесообразным воспроизвести хронологическую последовательность основных правовых актов и решений высших партийных органов, касающихся передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины. Закон предписывал внести соответствующие изменения в ст. Он был опубликован в центральных газетах 28 апреля 1954 года. Нельзя не отметить, что Закон несет следы спешки и правовой небрежности. В перечисленных актах необходимость передачи Крыма объясняется практически одними и теми же обстоятельствами: территориальной близостью, общностью экономики, хозяйственной целесообразностью, наличием исторически сложившихся культурных связей между населением Крымской области и Украинской ССР. Коротченко определил вхождение Крыма в состав Украины как «исключительно замечательный акт братской помощи». При принятии решения о передаче Крыма не был принят во внимание, в частности, национальный фактор.