Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными. Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль».
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
В рамках встречи мы поговорим про изучение «казанского феномена», сбор документального материала для книги, а также про художественную обработку полевых исследований и работу над телеверсией. Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. Как считают специалисты, именно с этой банды берёт начало массовое явление, получившее название «казанский феномен». Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Хади Такташ группировка Криминальная Россия.
Казанский феномен
13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. Время умирать (2022)Боевик, Криминал. Казанский феномен. Татарстан имеет богатую криминальную биографию. Священника задержали за икону с Бандерой, Кадыров показал видео с тренировки и другие новости России за 23 апреля.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Хади Такташ группировка Криминальная Россия. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств. в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники. Одно из самых отчётливых явлений в криминальной истории России — "Казанский феномен", о котором сняты документальные фильмы и написаны книги. Теги: воспоминания, Казань, криминальная Россия, криминальные разборки, личный опыт, Россия 90-х, свидетельства очевидцев, уличная драка Редактировать.
В Татарстане сходит на нет "казанский феномен" с разгулом криминала - МВД
Ярким примером «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-Ляп», действовавшей в 1970-е в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. Экскурсия «Криминальная Казань» — это автобусная прогулка с увлекательным и порой шокирующим рассказом о явлении, вошедшем в историю СССР и России под названием «Казанский Феномен». Бандиты 90 х ОПГ Хади Такташ Казань Криминальная Россия Криминал, БандитыСкачать. Не зря «казанский феномен» назван именно так — явление стало для современников абсолютно непознанным. Хади Такташ группировка Криминальная Россия.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Главная» Новости» Новости казани криминальные. В рамках встречи мы поговорим про изучение «казанского феномена», сбор документального материала для книги, а также про художественную обработку полевых исследований и работу над телеверсией. «Снег» продолжает публиковать отрывки из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Криминальная россия банды казани. Группировка Хади Такташ в Казани.
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп
Inkazan подготовил спецпроект, посвященный «Казанскому феномену». Главные фигуры, конфликты и деятельность банд, которые на протяжении многих лет держали город в страхе, — в материале. Узнать подробнее Читайте также:.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Пока она доступна в электронном виде в сервисе Bookmate. Редакторы книги — наши бывшие коллеги: журналист Камиль Асадуллин и главный редактор издательства Individuum Феликс Сандалов. В интервью «Инде» Роберт Гараев рассуждает о причинах, по-прежнему заставляющих молодых людей вступать в казанские группировки, и о том, почему тема «казанского феномена» остается запретной для жителей города. Роберт, чтобы все наши читатели, кто не так глубоко в теме, сразу же включились в контекст, вы можете назвать причины, почему появляются молодежные группировки? Первое — это достаточное количество молодежи в городе или населенном пункте.
Второе — наличие приехавших, чаще сельских жителей, которые, скажем, поступили в училище или институт. И, собственно, в этих группировках они находят возможность влиться в какой-то коллектив, для них это такой социальный лифт. Потому что другой возможности нет. Что касается конкретно Казани, важен сам период, в который они возникли — 1980-е. Конечно, первые банды появились гораздо раньше, но распространение получили в годы перестройки — когда социализм сменился на капитализм. Все это базовые вещи, которые можно найти в книге любого социолога. Про отсутствие социальных лифтов как катализатор девиантного поведения социологи говорят действительно часто: например, Говард Беккер в «Аутсайдерах» рассуждал о том, можно ли восполнить невозможность социальной мобильности чем-то другим. Применительно к Казани — стали ли благоустройство города, доступность занятий спортом, новые культурные институции альтернативой социальным лифтам, а следовательно, неким противоядием от новых или пополнения старых группировок? Может быть, и стали — это как раз то, что происходит сейчас.
К тому же теперь детям не обязательно идти во двор. В 1960—1980-е советский школьник был предоставлен сам себе. Была какая-то продленка, но я по своему опыту помню, что чаще всего после школы я гулял один, а родители возвращались в шесть-семь вечера. И так все мальчики оказывались во дворе. Сейчас ребенок бежит домой, чтобы залечь в свой смартфон, потому что со сверстниками можно общаться в сети. На улице же возникали свои иерархии и законы, порой жестокие. Но несмотря на цифровизацию, вы пишете о том, что группировки продолжают жить и пополнять свои ряды. В книге есть монолог 22-летнего молодого человека, который вышел из группировки и высказал свое мнение о них. Если резюмировать его слова, он говорит о важности критического мышления.
Группировки продолжают пополняться подростками, и это вопрос к кому: к школе, которая не видит реальные настроения учеников, или к родителям, которые определяют детям ориентиры? Мне не хотелось сваливаться в комсомольский дискурс про нравственные ориентиры, поэтому я предоставил слово самим ребятам. Герой, о котором вы говорите, неглупый мальчик, но его сформировало другое: его отец был авторитетным группировщиком, убивал людей, и этот мальчик жил рассказами о нем. И даже дед состоял в группировке «Павлюхина»: этот герой был группировщиком в третьем поколении. Я не думаю, что нужно искать решение во взаимодействии детей со школой. Это общемировая проблема. Какой ученик идет поговорить с учителем? Только если это авторитетный и суперталантливый педагог, который может сплотить детей вокруг себя, но это такая редкость. Важно понимать: хоть в Казани по-прежнему существуют группировки и их достаточно много, но это уже маргинальная история.
Сначала они появлялись в отдельном дворе, потом расползались на квартал, микрорайон. Потом в состав крупных группировок входили банды поменьше. Свои названия группировки также получали по географическому принципу. Первым прогремел «Тяп-ляп».
Эта банда появилась на территории района «Теплоконтроль» с одноимённым заводом. По одной из версий, название банды «Тяп-ляп» пошло от работников завода «Теплоконтроль». По другой — от собранных на скорую руку тренажёров в качалках в подвалах домов. Известны название «Хади Такташ» по одноимённой улице , «Жилка» по району Жилплощадка и так далее.
Исследователи сходятся во мнении, что одним из факторов быстрого разрастания молодёжной преступности стала стремительная урбанизация. Строились новые предприятия, вокруг них города или районы крупных мегаполисов. Работать на эти заводы и фабрики ехали вчерашние жители деревни. А дети рабочих, которым родители, как правило, не могли или не хотели уделять достаточно внимания, сбивались в группки.
У них появлялись свои лидеры и жёсткая иерархическая структура. Если в 1949 году население Казани составляло 667 тыс. При этом, как отмечают исследователи тех лет, анализируя истоки «Казанского феномена», городская инфраструктура не успевала развиваться теми же стахановскими темпами, которыми росло население. И это, в частности, привело к тому, что у молодёжи просто не было достаточно мест для проведения свободного времени — кружков, секций, клубов.
Зато улица всегда готова была принять новых героев. Таким образом, и начали формироваться группировки. Немаловажную роль сыграл и возрастной состав населения. Согласно статистическим данным, к концу 1980-х около половины городского населения Казани составляли представители молодёжи.
Эта ситуация и стала благодатной почвой, на которой группировки росли как грибы после дождя. Описывая причины возникновения этого молодёжного движения, журналистка Любовь Агеева в своей книге «Казанский феномен: мифы и реальность» заглядывает в период на заре советской власти, указывая на то, что корни сформировавшихся к 1980-х проблем появились ещё там. К их числу она причисляет и уничтожение класса крестьянства в СССР, и стремительный рост городского населения в период индустриализации 1920 — 1930 гг. Все эти структурные изменения общества играли свою пагубную роль не один десяток лет.
Она рассказывает, что массовое проявление молодёжной преступности на первых порах во многом было мерой защиты. Когда на подростков, живущих в новостройках для рабочих, стали организовывать набеги пацаны с соседних районов, те решили дать бой. Стали стихийно появляться качалки и секции единоборств в подвалах. Когда ребята обросли мускулами, они стали совершать набеги на соседние районы.
Появление «тяп-ляповцев» хорошо отображает этот процесс. Житель района Сергей Антипов в 1970-е вернулся из армии, и ему пришла в голову идея как-то организовать местную молодёжь. С согласия местной администрации он создаёт спортивную секцию в подвале и набирает туда мальчишек с соседних дворов. Они-то и стали костяком группировки.
После того как пацаны показали соседним районам кто главный, они установили свой контроль над городскими танцплощадками. И это всё в 1970 годы — казалось бы, мирный период Брежневского застоя. Банда продолжала расширять свою сферу влияния. Периодически устраивались зачистки более мелких и непокорных групп.
В 1978 году «тяп-ляповцы» решили провести акцию устрашения против своих врагов из Новотатарской слободы. Несколько десятков молодых людей, вооружённые как подручными средствами, так и холодным и огнестрельным оружием провели рейд по Новотатарской слободе, избивая прохожих.
В 1982 году число группировок вновь стало стремительно расти. Борьба милиции с преступностью не имела должного эффекта. Выходя на свободу после отсидки, члены банд лишь зарабатывали себе дополнительный авторитет. Движение приобрело такой масштаб, что, по данным исследователей, к концу 1980 годов в Казани каждый третий подросток в возрасте от 12 до 18 лет состоял в том или ином преступном сообществе. По информации МВД, в 1980-е в Казани действовало около 90 преступных группировок. Некоторые из них имели в своём составе по несколько сотен человек.
Простая арифметика позволяет понять нам, что только правоохранителям, чья статистика, как правило, бывает занижена, было известно, что в городе действовали несколько десятков тысяч членов молодёжных преступных групп. При этом ситуация в Казани не была чем-то из ряда вон выходящим. Молодёжные банды орудовали по всей стране, однако именно к столице Татарской АССР было приковано особое внимание печати и, как следствие, общества. В 1988 году вышла статья журналиста Юрия Щекочихина «Экстремальная модель. Встреча под стенограмму». В ней он приводит милицейскую сводку, которая пестрит преступлениями молодёжных банд. И география этих преступлений выходит далеко за пределы Татарстана. Она по большому счёту и спровоцировала появление новых группировок.
Терпя набеги и избиения, ребята из других районов стали формировать собственные банды. Социолог Светлана Стивенсон в своей книге «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России» приводит рассказ одного из лидеров группировки «Перваки» по названию района Первые Горки. Рената Шавгалиева. Его семья переехала в этот район в 1973 году. На Рената и его одноклассников нападали ребята из соседних Старых Горок. Мальчишек били и забирали вещи. Достигнув возраста 15—17 лет они решили, что хватит терпеть подобное положение дел, и создали собственную банду.
Пацаны стали усиленно тренироваться и ввели в своих рядах строгую дисциплину. В качестве модели для подражания была выбрана как раз пресловутая группировка «Тяп-ляп». Впоследствии «Перваки» имели вес не только в «асфальтовую эпоху». К середине 1990-х годов они превратились в мощную ОПГ, контролировавшую городские рынки, кафе, автосервисы и другие предприятия. Этот алгоритм потом ляжет в основу создания по всей стране многих банд спортсменов конца 1980—1990 годов. Например, аналогичным образом появилась на свет Ореховская преступная группировка. Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр, также вернувшись после армии, стал инструктором по карате. А затем создал одну из самых мощных и жестоких банд в России.
Как мы видим, алгоритм практически идентичен, различаются лишь конечные цели формирования преступных сообществ. Казанские «пионеры» делили асфальт, а вот их последователи из 1990-х — предприятия, фирмы и влияние. Нередко коллектив помогал ребятам в каких-то материальных аспектах. Лидер «Тяп-ляпа» Антипов активно и жёстко прививал своим подопечным эти постулаты. Повседневная жизнь группировщиков состояла из тренировок, сборов и набегов на соседние районы. С течением времени банды прирастали подростками других возрастов. Если сначала в них входили в основном подростки 14—18 лет, то потом под влияние старших стали попадать и ребята младших классов. Они перенимали обычаи и модель поведения старших товарищей, использовали тот же пацанский сленг и со временем сами вливались в ряды банд.
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы. Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят.
Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних. Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать. Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов. Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе.
За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер. Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах. Я кинул клич и смог собрать человек тридцать своих бойцов.
Тогда обратился к Авдееву с просьбой выделить хотя бы пару экипажей милиции - в виде исключения, ведь территория лагеря находится за административными пределами Казани, в Лаишевском районе. На это последовало совершенно неожиданное для меня решение: «будем брать всех! Авдеев лично возглавил операцию. Засадами были перекрыты все подходы к лагерю. Между тем его мирные обитатели ничего не подозревали и собрались на концерт с последующей дискотекой.
Окодовцы выполняли роль разведки: следили за прибывающими из города рейсовыми автобусами и катерами. Гонцы сообщали о появлении групп молодежи. Они стали появляться, когда стемнело, человек по 15-20. На лесных дорожках их ждала эффектная встреча: внезапно включались автомобильные прожекторы, а из кустов возникали оскаленные собачьи пасти… Всего в ту ночь задержали около 60 группировщиков с обрезками арматуры. Остальные разбежались по лесу.
И попал из огня да в полымя. Стал первым профессиональным пресс-службистом МВД Татарстана, в единственном числе. На дворе перестройка и разгул гласности. А в Казани оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты к тому времени уже расписывали все ужасы подростковой преступности.
Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты. Я невольно оказался причастным к распространению этого термина. Был и сотрудник пресс-службы. Я, наивный, выложил ему всю подборку.
Он прочитал и схватился за голову. Затем начал названивать московским журналистам: «Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом! И понеслась! За полгода у меня в поисках «чернухи» побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, разве что кроме «Мурзилки».
А потом начали приезжать иностранцы. Были такие, кто просил меня показать, где тут подростки убивают друг друга. Прямо хоть организуй специальный аттракцион для приезжих журналистов — была у меня такая черная шутка. Казань полоскали на весь Советский Союз. Московская пресса чуть ли не всю вину за московскую преступность стала валить на «казанских гастролеров».
Ситуация усугублялось и тем, что гопота из других регионов для устрашения стала тоже представляться «казанскими». Это был всесоюзный позор города. Стали волной распространяться дикие слухи. Например, мне звонили из московских газет: «Подтвердите или опровергните, что казанские подростки собираются совершать рейды по поволжским городам и насиловать там девственниц». Звонили руководители соседних регионов нашим властям и требовали «оградите нас от ваших!
Мне поручили изучить тему казанских «гастролеров». Я поехал в Москву, запросил статистику, побывал в отделе милиции Казанского вокзала столицы. И вот что выяснилось. Раньше процент правонарушений наших земляков в Москве не выделялся в сравнении с представителями других регионов. Но в какой-то момент коэффициент начал расти — за счет чего?
Дело в том, что московская милиция стала целенаправленно шерстить поезда казанского направления. Подряд задерживались и бесцеремонно обыскивались прибывающие туристические группы школьников. И находили порой кастеты, ножи, которые некоторые ребята носили исключительно для самообороны как и я в детстве. Вот так появилась «статистика» по казанским и набережночелнинским гастролерам — без разбивки по составу правонарушений. Общесоюзное явление Я просил журналистов не ограничиваться «чернухой», а копать в поисках социальных корней.
Объяснял, что милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. Об этом тогда еще не писали… Наконец, появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общесоюзное явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали. Затем подтянулись исследователи, социологи... Они получили большой резонанс. К нам зачастили проверки из Москвы по теме группировок.
Как-то целый полковник, грозный, тучный, всё ходил по службам, пытался найти, в чем мы недорабатываем. Но увидел, что мы все пашем. Даже я, руководитель пресс-службы, два раза в неделю ходил в патруль по самым криминогенным точкам, с дубинкой и пистолетом. Как-то мы с этим полковником едем на черной «Волге». Вдруг в самом центре города прямо перед нами на проезжей части молодняк начинает избивать парнишку.
Я выскакиваю из машины. Эти убегают. Пострадавшего берем с собой и едем в погоню. Настигаем на улице Ленина. Я опять выскакиваю, этот полковник тоже молодец — выбегает!
Мы — за ними, но они скрылись в проходных дворах. Полковник был обескуражен — своими глазами увидел. И что тут можно поделать? Постовых везде расставить? Всех заранее пересажать?
Хотя от милиции общественность требовала именно этого. Александр Авдеев: «До того уголовные дела по групповым дракам не возбуждались. Задержанных привлекали к административной ответственности. Попадались в основном подростки, и в их отношении прокуратура процентов на 80 отказывала в возбуждении дел, находя в их действиях только признаки мелкого хулиганства. Это было от непонимания остроты обстановки, да и сказывалось нежелание не «портить» статистику детской преступности».
На исходе тоталитаризма Партийно-командная система еще не утратила силу, административный ресурс, когда надо, был мощный. Суды еще по привычке назывались правоохранительными органами, а не органами правосудия. Им от партийной власти были даны соответствующие рекомендации. Судей и прокуроров приглашали на межведомственные совещания по молодежной теме, чтобы прониклись общей задачей. Тем временем милиция, получив от властей карт-бланш, сосредоточилась на выявлении лидеров группировок, которые старались оставаться в тени.
Легенды, семья и игра Дополнительную роль, не исключил Гараев, могла оказать одна из самых страшных группировок Казани «Тяп-Ляп» , появившаяся аж в 1973 году. Бандитский феномен. Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять. В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд.
Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta. Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года.
Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал. Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били?
Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей.
Основной костяк этих формирований составляли несовершеннолетние и малолетние до 14 лет подростки. Зарождались они по географическому признаку. Сначала они появлялись в отдельном дворе, потом расползались на квартал, микрорайон. Потом в состав крупных группировок входили банды поменьше. Свои названия группировки также получали по географическому принципу. Первым прогремел «Тяп-ляп».
Эта банда появилась на территории района «Теплоконтроль» с одноимённым заводом. По одной из версий, название банды «Тяп-ляп» пошло от работников завода «Теплоконтроль». По другой — от собранных на скорую руку тренажёров в качалках в подвалах домов. Известны название «Хади Такташ» по одноимённой улице , «Жилка» по району Жилплощадка и так далее. Исследователи сходятся во мнении, что одним из факторов быстрого разрастания молодёжной преступности стала стремительная урбанизация. Строились новые предприятия, вокруг них города или районы крупных мегаполисов. Работать на эти заводы и фабрики ехали вчерашние жители деревни. А дети рабочих, которым родители, как правило, не могли или не хотели уделять достаточно внимания, сбивались в группки.
У них появлялись свои лидеры и жёсткая иерархическая структура. Если в 1949 году население Казани составляло 667 тыс. При этом, как отмечают исследователи тех лет, анализируя истоки «Казанского феномена», городская инфраструктура не успевала развиваться теми же стахановскими темпами, которыми росло население. И это, в частности, привело к тому, что у молодёжи просто не было достаточно мест для проведения свободного времени — кружков, секций, клубов. Зато улица всегда готова была принять новых героев. Таким образом, и начали формироваться группировки. Немаловажную роль сыграл и возрастной состав населения. Согласно статистическим данным, к концу 1980-х около половины городского населения Казани составляли представители молодёжи.
Эта ситуация и стала благодатной почвой, на которой группировки росли как грибы после дождя. Описывая причины возникновения этого молодёжного движения, журналистка Любовь Агеева в своей книге «Казанский феномен: мифы и реальность» заглядывает в период на заре советской власти, указывая на то, что корни сформировавшихся к 1980-х проблем появились ещё там. К их числу она причисляет и уничтожение класса крестьянства в СССР, и стремительный рост городского населения в период индустриализации 1920 — 1930 гг. Все эти структурные изменения общества играли свою пагубную роль не один десяток лет. Она рассказывает, что массовое проявление молодёжной преступности на первых порах во многом было мерой защиты. Когда на подростков, живущих в новостройках для рабочих, стали организовывать набеги пацаны с соседних районов, те решили дать бой. Стали стихийно появляться качалки и секции единоборств в подвалах. Когда ребята обросли мускулами, они стали совершать набеги на соседние районы.
Появление «тяп-ляповцев» хорошо отображает этот процесс. Житель района Сергей Антипов в 1970-е вернулся из армии, и ему пришла в голову идея как-то организовать местную молодёжь. С согласия местной администрации он создаёт спортивную секцию в подвале и набирает туда мальчишек с соседних дворов. Они-то и стали костяком группировки. После того как пацаны показали соседним районам кто главный, они установили свой контроль над городскими танцплощадками. И это всё в 1970 годы — казалось бы, мирный период Брежневского застоя. Банда продолжала расширять свою сферу влияния. Периодически устраивались зачистки более мелких и непокорных групп.
Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta. Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года. Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал.
Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей. В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу.
Однако, как отмечал в своей книге Гараев, «расстреливать стольких юных парней было не комильфо». Двоим высшую меру заменили 15 годами лишения свободы — максимумом по старому Уголовному кодексу.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН. БАНДЫ 70 -х / 2007
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды? | Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств. |
Казанский феномен — Википедия | Один из главных исследователей «казанского феномена», автор книги «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев рассказал нашему изданию. |
Криминальная Россия Казань Тяп Ляп
Обаятельные и характерные подростки нравятся зрителям, ровно за это телезрители влюбились в клёвых героев гангстерской саги «Бригада» 20 лет назад. Кстати, пианист Андрей из «Слова пацана» мне напомнил скрипачку Олю, затем жену авторитета Белого и фактически «Белого в юбке», многолетнее многочасовое посвящение жизни музыке закаляет характер. В Сети под сериалом «Бригада» зрители пишут, что пересматривают его ежегодно. Вот только взлетевшие в нём актеры от ролей открещиваются. Год назад я просила друга-ивентщика, который делал концерт актёра Дюжева, попросить автограф «от Космоса» — прославившей его роли рэкетира. Так он отказался. Зрители пишут, что ждут семи утра каждого четверга, когда выкладывают новую серию. Другие обвиняют «сериал в мире животных».
Молодёжь у нас творческая, объясняется смайликами: «четверг раньше — какашки, блевашки и череп, четверг сейчас — перебинтованное сердце». Молодёжь нашла в сериале так называемую пасхалку — секрет, выглядящий в контексте произведения неправдоподобно такие штуки появились в 1978 году в компьютерных играх и разлетелись по разным жанрам. У главного героя Андрея день рождения 22 апреля — «как у Ленина». Районный лидер Вова-Адидас в ушанке с краснозвездной кокардой спрашивает младшего брата, нацепившего кепку-сеточку с надписью USA: «Ты чё, америкосом стал? На хрен сними». Вова-Адидас ходит в родимой голубой тельняшке, а антиамериканская риторика ниточкой прошивает сериал. Сериал пошёл в народный фольклор, как дилогия «Брат».
Думаю, остроглазые зрители найдут и другие пасхалки. Наверняка будут и шевроны «Победа будет за нами! Слово пацана». Сериал вышел очень вовремя. Почти два года идёт СВО, тыл держится физически и морально, но «выпасть» из реальности хочется безумно, хотя бы на 50 минут одной серии. Сериал летит, затягивает в омут времени, водопад музыки, романтику первой любви и трясину криминала. Это цепляет молодёжь, на которую создатели не рассчитывали.
Не столетняя перхоть. Слышь, как жили наши родители! Деньги есть? Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать… Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х. Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт». Информация дошла наверх и в 1988 году «Литературная газета» с профилями Пушкина и пролетарского Горького в названии, обладавшая большой свободой, опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности, где впервые прозвучал термин «казанский феномен».
Жизнь в Казани подразумевала, что каждому десятилетнему мальчишке рано или поздно придётся оказаться в молодёжной банде. Статью «Экстремальная модель» написал известный журналист Юрий Щекочихин. В ней он привёл данные статистики, которые ужасают сами по себе: за 1986-1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге шесть молодых людей погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. Нам нравятся герои «Слова пацана» — и это проблема. Реальность совсем другая. В сериале показали кадры документального фильма «А у вас во дворе?
Снят сериал по книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Это сборник воспоминаний выживших в «войнах за асфальт», который вышел в 2020-м. Тогда же я её прочитала в интернете, и мне запомнилось ощущение безысходности и мозаика фактов. Каждый мальчишка с 10 лет должен был примкнуть к группировке, это была битва детей за выживание.
Кстати, оральный секс в группировках был запрещен. Он должен был давать отпор, если его оскорбили. Бить «пацана» ногами или трогать «пацана» из другой бригады, если тот шел с девушкой, было нельзя. Также «пацаны» не могли общаться с милицией. Но все эти правила действовали только в кругу равных. В других ситуациях работало правило «пацан всегда прав». Выйти из группировки было крайне сложно, но из нее могли «отшить». Трансформация группировок и их исчезновение 16. В 90-е годы в мир группировок пришли большие деньги. Некоторые группировки брали под контроль даже целые предприятия. Однако многочисленные войны между группировками, законы, принятые властями для борьбы с организованной преступностью, а также тот факт, что многое уже было поделено и делиться никто ни с кем не хотел, привели к постепенному исчезновению группировок. На окраинах Казани они существуют до сих пор, но уже не имеют той власти, которая у них когда-то была. Автор текста: Анастасия Айрапетянц Материалы по теме.
Эхо бандитизма затихло только в нулевые. Inkazan подготовил спецпроект, посвященный «Казанскому феномену». Главные фигуры, конфликты и деятельность банд, которые на протяжении многих лет держали город в страхе, — в материале. Узнать подробнее Читайте также:.
Конечно, первые банды появились гораздо раньше, но распространение получили в годы перестройки — когда социализм сменился на капитализм. Все это базовые вещи, которые можно найти в книге любого социолога. Про отсутствие социальных лифтов как катализатор девиантного поведения социологи говорят действительно часто: например, Говард Беккер в «Аутсайдерах» рассуждал о том, можно ли восполнить невозможность социальной мобильности чем-то другим. Применительно к Казани — стали ли благоустройство города, доступность занятий спортом, новые культурные институции альтернативой социальным лифтам, а следовательно, неким противоядием от новых или пополнения старых группировок? Может быть, и стали — это как раз то, что происходит сейчас. К тому же теперь детям не обязательно идти во двор. В 1960—1980-е советский школьник был предоставлен сам себе. Была какая-то продленка, но я по своему опыту помню, что чаще всего после школы я гулял один, а родители возвращались в шесть-семь вечера. И так все мальчики оказывались во дворе. Сейчас ребенок бежит домой, чтобы залечь в свой смартфон, потому что со сверстниками можно общаться в сети. На улице же возникали свои иерархии и законы, порой жестокие. Но несмотря на цифровизацию, вы пишете о том, что группировки продолжают жить и пополнять свои ряды. В книге есть монолог 22-летнего молодого человека, который вышел из группировки и высказал свое мнение о них. Если резюмировать его слова, он говорит о важности критического мышления. Группировки продолжают пополняться подростками, и это вопрос к кому: к школе, которая не видит реальные настроения учеников, или к родителям, которые определяют детям ориентиры? Мне не хотелось сваливаться в комсомольский дискурс про нравственные ориентиры, поэтому я предоставил слово самим ребятам. Герой, о котором вы говорите, неглупый мальчик, но его сформировало другое: его отец был авторитетным группировщиком, убивал людей, и этот мальчик жил рассказами о нем. И даже дед состоял в группировке «Павлюхина»: этот герой был группировщиком в третьем поколении. Я не думаю, что нужно искать решение во взаимодействии детей со школой. Это общемировая проблема. Какой ученик идет поговорить с учителем? Только если это авторитетный и суперталантливый педагог, который может сплотить детей вокруг себя, но это такая редкость. Важно понимать: хоть в Казани по-прежнему существуют группировки и их достаточно много, но это уже маргинальная история. Для мальчиков, которые думают об учебе или, условно, хотят стать рэперами или блогерами, это неинтересно — и это говорит о выздоровлении ситуации. Все-таки Казань сейчас здоровее, чем Казань моего детства. В 1980-е же было просто не пройти! Ты постоянно думал об этом — был ли ты участником группировки или не был. Это довлело над тобой. Еще один тезис, высказанный вашим героем, — большое количество мигрантов из Средней Азии, вступающих в группировки. Есть другие подтверждения этому и видите ли вы в этом некую тенденцию? Это как раз люди, исключенные из сообщества. Их родители сюда приехали, где-то работают, а у этих мальчиков нет компании, и они идут в группировку, чтобы получить поддержку. Когда я создал паблик «Казанский феномен», общался в комментариях, личных сообщениях, с кем-то созванивался, то подтвердил эту информацию у многих: ребята [из Средней Азии] регулярно сдают в общак, получают поддержку, и для них это социальный лифт — другого лифта им город не предоставляет.