Минздрав России предложил создать федеральный регистр лиц с отдельными заболеваниями и (или) состояниями.
Путин подписал закон о создании единой информационной системы о населении
Похоже, именно такую цель преследует правительство, создавая Единый федеральный регистр сведений о населении. Минздрав предлагает создать единый федеральный регистр, содержащий сведения о пациентах и их болезнях. Правительство России предложило расширить перечень сведений о россиянах в федеральном регистре сведений о населении. Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. 21 мая Госдума окончательно приняла законопроект о введении Единого федерального регистра населения (ЕФИР).
А.Хинштейн о принятии законопроекта о Едином регистре населения
Регистр населения содержит информацию о российских гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих или работающих на территории Российской Федерации. С 1 января 2022 в России начинает действовать единый федеральный регистр сведений о населении. В 2023 году в России заработает единый регистр населения (ЕРН), который объединит данные о каждом человеке из множества ведомств. В России к 2023 году все-таки появится Единый федеральный информационный регистр населения. 21 мая Госдума окончательно приняла законопроект о введении Единого федерального регистра населения (ЕФИР). В России создается федеральный регистр, содержащий сведения о населении страны.
Россиян пронумеруют: СовФед утвердил закон о едином регистре населения
Ведение регистра будет осуществлять ФНС России посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Порядок функционирования государственной информационной системы определяется Правительством РФ. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, будут предоставляться органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, нотариусам, а также физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица.
Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать. Согласно п. Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей идентифицирующей характеристикой гражданина. Однако по законопроекту номер записи становится «идентификатором», а ФИО будут лишь «сведениями» Регистра. Анализировать необходимо суть, содержание явления, а не его лукавую форму, наименование. Стоит напомнить, что на Нюрнбергском процессе 20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.
Поэтому законопроекты, предполагающие идентификацию граждан через номерной идентификатор, преступны, умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое право человека на имя. Ничто не может быть основанием для его умаления». Поэтому законопроект грубо нарушает положения Конституции РФ. В контексте анализа законопроекта обратим внимание на ч. Следует учесть, что согласно ч. Кроме того, «особенности учета» персональных данных не должны игнорировать ч. Многие граждане справедливо расценивают введение законопроектом уникального несменяемого номерного идентификатора в отношении любых сведений о человеке как номера человека, которого указанные сведения касаются, считая это умалением достоинства личности. Законопроект игнорирует позицию Русской Православной Церкви.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями». Законопроект приведет к повсеместному принуждению в сфере автоматизированной обработки персональных данных граждан и присвоению номерного идентификатора человеку. Многие граждане особенно православного вероисповедания категорически не приемлют номерную идентификацию как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Звучащие от сторонников тотальной принудительной цифровизации ссылки на «светский характер государства», якобы позволяющий игнорировать вышеуказанные позиции граждан, недопустимы и антиконституционны по следующим причинам. Упоминание о светском характере государства содержится в статье 14 Конституции РФ, согласно ч. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, светский характер государства заключается исключительно в том, что все религии не являются государственными, а религиозные объединения отделены от государства.
Тем не менее «негосударственный» характер религий не отменяет самих религий и конституционных прав граждан в религиозной сфере. По статье 28 Конституции РФ каждому «гарантируется свобода вероисповедания, включая право … свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Каким образом государство гарантирует исповедание православия, запрещая гражданам действовать в соответствии с православными убеждениями? Такие действия государства грубо нарушают права граждан, исключая возможность нормальной жизнедеятельности и реализации базовых прав человека. Конституция РФ закрепляет различные права, включая право на свободное вероисповедание, поэтому игнорирование одних конституционных норм в пользу расширенного толкования других является юридической ошибкой. Зарубежная практика. Реестр населения был в свое время в 2006 г. Однако спустя 4 года было принято решение об отказе от ID-карт и связанного с ним реестра, поскольку власти признали, что такой реестр - нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности.
Правительство Великобритании говорило о непрактичности и неуправляемых нарушениях конфиденциальности в качестве причин отмены проекта «Национальный Регистр идентификации». Как тогда заявляла Тереза Мэй: «Этот законопроект об отмене ID-карта и реестра граждан является лишь первым шагом, которые правительство предпринимает, чтобы уменьшить контроль государства над достойными, законопослушными людьми и вернуть им власть». В частности, согласно п. Обратим внимание также на решение Конституционного суда Венгрии 1991 г.
Об этом пишет сегодня « Парламентская газета ». Закон о создании единого федерального регистра населения, принятый в 2020 году, вступает в силу поэтапно.
Сейчас, например, идет период наполнения базы и её гармонизация. По словам первого зампреда Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирины Рукавишниковой, это не так просто, поскольку существует цифровое неравенство регионов, не везде государственные и муниципальные служащие обладают достаточными цифровыми компетенциями. Единый регистр будет вести Федеральная налоговая служба ФНС. Он отметил, что сведения хранятся в центрах обработки данных ФНС, которые отделены от всех других центров и защищены как от внешних, так и от внутренних угроз.
Это прописано в статье 10 принятого закона. По мнению законодателей, формирование такой информационной базы необходимо для более четкого прогнозирования развития государства и оперативного администрирования процессов. Указывается, что это должно быть удобно в первую очередь гражданам, так как при изменении какого-либо документа например, паспорта им не потребуется лично предоставлять реквизиты нового документа в различные ведомства — это произойдет автоматически.
В России появится федеральный регистр сведений о населении
В законе о регистре населения доступ граждан к своей записи через ЕПГУ предполагался с 1 января 2026 года. С 2022 г. вступят в силу правила функционирования ГИС формирования и ведения единого федерального регистра сведений о населении России. И именно ФНС в состоянии разработать и эффективно сопровождать федеральный регистр населения. В госдуму внесли проект изменений в закон "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении", который предусматривает перенос срока внедрения с 1 января 2026 года на 1 апреля 2023 года.
Госдума приняла закон о едином регистре сведений о населении России
Россиян внесут в регистр уже через 3 года Госдума приняла закон о единой базе Поделиться В России к 2023 году все-таки появится Единый федеральный информационный регистр населения. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о создании единой базы сведений о проживающих в стране гражданах РФ и иностранцах. Думская оппозиция испугалась «информационного концлагеря» и голосовать «за» отказалась. К 2023 году регистр населения появится, а к 2026 году — окончательно заработает. Государство в лице разных органов власти и ведомств и сейчас собирает о проживающих на его территории и россиянах, и иностранцах самые разные сведения и хранит их. Теперь же предлагается объединить в одном месте не сами эти сведения, собранные загсами, МВД, органами власти разных уровней, Пенсионным фондом и самой налоговой, а ключи к ним в 12 ведомственных базах. Речь идет о 30 видах сведений — они в законе перечислены.
Он же имеет право пользоваться всеми собранными данными. Доступ к данным реестра планируется дать слишком широко. В записи с личными данными граждан не вносятся данные о том, кто и зачем запрашивал данные из Регистра даже если речь идёт не о силовиках. По сути слив данных может быть осуществлён любым коррумпированным сотрудником МФЦ. В аппаратном смысле после создания Регистра все ведомства — источники персональных данных для него — потеряют самостоятельное значение, и будут лишь выполнять сервисные функции в интересах оператора самой главной базы данных — ФНС, что сделает ФНС суперведомством, близким по значению к силовым структурам, а за счёт всеохватности накопленных сведений — даже превосходящим их. При этом в отличие от ФСБ, ФСО, МВД, где с данными работают офицеры, дававшие присягу, ограниченные регламентами, формами секретности, ведомство ФНС — гражданское, что создаёт естественные риски более низкой ответственности и секретности. Представляется логичным, что Единый регистр граждан должен защищаться на уровне защиты государственной тайны, поскольку данные о всех гражданах страны являются значительной государственной ценностью. Кроме того, организация системы защиты на уровне гостайны позволит резко поднять уровень защищенности системы от внутреннего и внешнего нарушителя. Правда, в этом случае оператором системы должно быть назначено ведомство, обязанное работать в режиме государственной тайны, а не ФНС. Угрозы правам личности Данные собираются принудительно, безакцептно.
Данные в ЕФИР собираются в безусловном порядке, гражданин РФ не может повлиять на процесс сбора персональных данных о нём. Граждане не могут влиять на сбор, наличие и передачу данных в ЕФИР и из него. Круг потенциальных получателей данных из Регистра — очень широк: Сведения из Регистра могут быть представлены стр. Порядок предоставления определяется правительством. Хотя в законопроекте предусмотрена возможность для гражданина получить данные о себе из ЕФИР и даже, возможно, скорректировать «неверные данные» , но не предусмотрена возможность запретить их использование и передачу вовне по внутренним решениям оператора Регистра, а также удалить данные о себе. Невозможность удалить или изменить информацию о себе прямо нарушает права и свободы граждан Российской Федерации и закон 152-ФЗ, как уже сказано выше. Нарушаются права и подвергаются риску жизнь и здоровье несовершеннолетних. Очевидно, ЕФИР предполагается использовать для сбора, получения и хранения персональных данных о всех гражданах РФ, то есть, в том числе, о детях и несовершеннолетних, «по факту», без получения особого разрешения на это от их родителей или опекунов. Это грубое нарушение базовых прав несовершеннолетних. Согласно текущей версии законопроекта, родитель сможет узнать, какие данные о его детях хранятся в ЕФИР, но не сможет удалить их или скрыть по своему усмотрению от посторонних глаз.
Это создаёт серьёзные риски для детей и родителей: Автор записки лично в своей семье сталкивался с похищениями детей и имеет острую аллергию к хранению и публикации данных о детях. Закрытость информации о детях — важный вопрос для всех. Угрозы детям и семье — типовой метод криминала. Хотим ли мы дать дополнительные информационные инструменты преступникам? Нам кажется, что большинство россиян не захотят иметь где-то не зависящую от них базу данных, в которой довольно многие из управленцев и обслуживающего персонала чиновники, ИТ-клерки, системные администраторы и программисты смогут посмотреть, кто их дети, как они выглядят, где живут и где учатся а значит, бывают каждый день. А ведь в этой единой базе Регистра всё будет ещё более подробно: можно будет посмотреть, кто родители, кто жена, кто сестра, кто её родители, кто её дети и т. Технические угрозы Риски единого места хранения. Очевидно, что создание единой базы граждан будет вызывать повышенный интерес любых злоумышленников, поскольку каждая запись данной базы и их общая совокупность содержат больше информации, чем любая узкоспециализированная база в ведомстве или регионе, что кардинально снижает стоимость и сложность несанкционированного доступа к этим данным граждан. Получается, что в одном месте создаётся база, которая гарантированно будет уязвима и будет иметь утечки время от времени, но при этом будет содержать крайне важные персональные данные граждан РФ. Что, безусловно, сделает её предметом вожделения многочисленных внешних хакеров, а также инсайдеров, коррупционеров и т.
Вторым аспектом этого вопроса являются возможные утечки данных изнутри. Известно, что большинство утечек совершается именно при помощи внутренних злоумышленников инсайдеров Даже если не рассматривать угрозу взлома базы Регистра со стороны внешних атакующих, не очень понятно, как защита Единого Регистра будет осуществляться сотрудниками гражданского ведомства ФНС. Однако число утечек из БД государственных органов составляет миллионы записей в год и постоянно растёт год от года. Все государственные информационные системы, скомпрометированные этими массовыми утечками в 2019 году, были созданы в соответствии с требованиями законодательства, что не защитило их от взломов и хищений информации. Каким образом база Регистра будет гарантированно защищена от злоупотреблений и краж со стороны внутренних нарушителей — непонятно. Планируемый оператор Регистра также «отметился» на поле утечек. В 2019 году произошла скандальная утечка налоговых данных граждан РФ. В сентябре 2019 ФНС утечку из её баз опровергла «мы исключаем возможность утечки» , не приведя, однако, никаких доказательств этого. Многие специалисты по информационной безопасности считают эту утечку именно утечкой ФНС. Этот случай не подвергался подробному разбору, виновные не были найдены и наказаны.
Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.
Отвечаем простым языком на ваши непростые вопросы. В блок «Домовые хозяйства» необходимо добавить сведения о домовых хозяйствах, находящихся в отдаленных сельских населенных пунктах и оказывающих первую помощь населению до прибытия медицинских работников при несчастных случаях, травмах, других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Заполнение данного блока необходимо только для тех организаций, к которым прикреплены домовые хозяйства. Изменение типа невозможно после сохранения данных. Для того, чтобы указать новый тип, нужно создать новое подразделение с необходимом типом.
После чего неактуальное подразделение можно удалить.
Путину направлен скандальный закон о едином регистре граждан
В него будут вносить: ФИО. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов. Ранее в Госдуме пояснили, что все сведения, которые поступают в эту базу, уже известны государству.
Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью — примерно к 2024-2025 году.
Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее — ниже. Общие соображения Значение законопроекта.
Этот законопроект — не проходной, не технический, его значение — огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков о которых ниже. Это очень важный законопроект, по существу — конституционного уровня.
Частная жизнь и Конституция. Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая или переопределяя положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом — ниже в разделах 3 и 4.
Новый вид власти — цифровой. С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти — цифровой власти над данными граждан. Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре: эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица, граждане РФ не делегировали им эту власть над собой, есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте — см.
Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе — несовершеннолетних.
Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора ФНС , несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски».
Процедура проведения законопроекта — неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо.
Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто — знать всё про всех! Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах.
Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже — в разделе 2 о политических рисках. Политические риски Публичные обоснования законопроекта — негодные.
Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах — очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты. В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины.
То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации. Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС.
Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта — негодная.
В качестве оператора регистра выбрана Федеральная налоговая служба ФНС , на которую также возлагаются функции по защите персональной информации, содержащейся в нем При этом использование ресурса для государственных и муниципальных органов будет необязательным до 2023 года. Все оппозиционные фракции проголосовали против принятия законопроекта. Представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» отметили излишнюю спешку в обсуждении инициативы и высказали опасения относительно защиты персональных данных, ссылаясь на зарубежный опыт. По их мнению, документ противоречит закону о персональных данных и ряду статей конституции. Замглавы комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский заявил о необходимости развития цифровых технологий, указав на успешный опыт системы многофункциональных центров и портала госуслуг. ФНС уже зарекомендовала себя как локомотив развития цифровых технологий и справится с этой задачей», — уверен парламентарий.
По его словам, информация о населении будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных. Инициатива, подчеркнул он, полностью соответствует законодательству о персональных данных.
А в Едином регистре россиянин сможет лишь ознакомиться с содержанием своей страницы и потребовать «уточнения» сведений. Требовать их уничтожения он не сможет. Кстати, в тексте принятого закона прописаны особые права некоторых спецслужб и ведомств вроде ФСО, ФСБ и СВР: по их требованию сведения о некоторых категориях граждан охраняемых лиц, например могут быть выделены в особую, закрытую часть. А спецслужбы смогут даже уничтожать сведения о гражданах — например, если речь идет о разведчиках или тех, кто участвует в программе защиты свидетелей… Г-н Егоров категорически не согласился с тем, что Россия по всем параметрам отстает от других стран технологически: из его слов следовало, что как раз в цифровизации государства мы вполне себе передовые. Созданную систему обязательно протестируют на предмет безопасности ФСБ и другие структуры, заверил он. Никаких противоречий закону «О персональных данных» правительственные юристы не обнаружили — тем более что, уточнил глава ФНС, личных данных гражданина вроде «биометрических, медицинских, сведений о вероисповедовании» в регистре не будет. Законом их внесение и правда не предусмотрено.
Физлица смогут узнать все о себе из Единого регистра населения с 1 апреля 2023 года
Владимир Путин подписал федеральный закон о едином информационном регистре сведений о населении России. В федеральный регистр сведений о населении включаются сведения о следующих физических лицах. Сформированная запись федерального регистра сведений о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. Регистр населения содержит информацию о российских гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих или работающих на территории Российской Федерации. В России к 2023 году все-таки появится Единый федеральный информационный регистр населения. Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».