Известный режиссер и актер Эльдар Рязанов родился в 1927 году в Самарской области.
«Каждый фильм — исповедь». Памяти Эльдара Рязанова
Среди героев фильма — скрипач Соломон Р. Карцев , в общении с которым у его товарища по несчастью прорезаются "родимые пятна антисемитизма" в виде заключения: "Евреев били-били, а Россию так и не спасли". Но именно на звуки скрипки Соломона к изгоям приходит радость. И о том, что армия не двинется против него, — говорит режиссер. Просмотры превращались в демократические митинги".
В последующих фильмах "Предсказание" и "Привет, дуралеи! Суть этих фарсов автор сводит к формуле: мы обречены верить в добро, искать друг друга и упорно ковать свое счастье. Начало XXI в. Кинокартина "Старые клячи" — о неразлучных подругах их играют И.
Купченко, Л. Гурченко, С. Крючкова и Л. Ахеджакова , в прошлом красивых благополучных женщинах, за годы после развала страны Советов превратившихся в старух, утративших семейное счастье и достойную работу.
И вновь совместная борьба против коррупции и беззакония помогает им обрести человеческое достоинство. В финале торжествует справедливость, победители танцуют "фрейлехс". Еврейский привкус и здесь чувствуется в образах Иосифа Марковича — неудачливого антрепренера и успешного ухажера, а также его умилительной мамы с ее рефреном: "А теперь будем кушать рыбу". Давно задуманный фильм об Андерсене поставлен в 2006 г.
Великий сказочник показан сложным человеком, жившим в бедности без семьи и собственного дома, претерпевшим унижения, но при этом оставшимся честным и гордым. Говорит Рязанов: "Все его сказки — реабилитация собственной персоны. В них изображены персонажи, получившие любовь и успех, которых ему так недоставало в жизни". В ленте "Андерсен.
Жизнь без любви" автор вновь возвращается к еврейской теме. Его герой подростком стал свидетелем погрома под крики толпы: "Бей жидов, спасай Данию! Последние годы писатель прожил в еврейской семье Мельхиоров, где его обожали, о нём заботились. В сюжет картины введен легендарный эпизод: король оккупированной нацистами страны пришил на мундир "магендовид" и проехал на коне по городу в знак солидарности с иудеями, а к вечеру вся Дания надела желтые звезды.
В итоге 300 тыс. Ясно, почему замысел фильма в условиях государственного антисемитизма не мог быть реализован. По свидетельствам родных и близких, это тонкой и щедрой души человек, чутко реагирующий на чужую боль и всё, что происходит в мире. Его тревожат ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократии и внутренней культуры у людей.
Он с горечью размышляет: "Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле всё было извращено.
Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать заграницу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов".
В рязановских фильмах всегда есть подтекст, который умный зритель мог расшифровать и оценить. И почти в каждом из них режиссер значимо и самоиронично присутствует в эпизодической роли — посетителя кафе или врача, полицейского или судьи, гробовщика, спящего участника собрания или случайного прохожего. Со временем художнику стало тесно на экране и на сцене. Он создает киноклуб "Эльдар", становится ведущим ряда популярных телепрограмм: "Кинопанорама", "Восемь девок, один я", "Разговоры на свежем воздухе", "Поговорим о странностях любви", "Четыре вечера с Владимиром Высоцким" и др.
В лекциях для режиссеров и сценаристов, в книгах "Грустное лицо комедии", "Эти несерьезные фильмы", "Смешные невеселые истории", "Неподведенные итоги", "Моя портретная галерея", "Необъятный Рязанов", в сборниках стихов он рассказывает о своей непростой жизни, осмысливает специфику искусства кино, раскрывает секреты собственной творческой лаборатории. Для него "подлинный режиссерский характер — сложный сплав упрямства и уступчивости, уверенности и умения сомневаться. Режиссер должен знать себе цену, но не переоценивать собственную персону". Эльдар Александрович дал путевку в жизнь многим молодым актерам и заново открыл для кино плеяду известных.
С 1960-х гг. Брагинский, композиторы М. Таривердиев и А. Петров, оператор В.
Нахабцев, артисты Ю. Яковлев, А.
Впрочем, нервы режиссеру трепали не только на родине, но и заграницей. Когда Рязанов поехал в Рим снимать «Невероятные приключения итальянцев в России», он был в бешенстве от того, что в СССР заграничным актерам созданы все условия, а советским в Италии - наоборот. Поселили в дешевой гостинице, кроме того, чинили всевозможные препятствия во время съемок. Режиссер тогда заперся в своем скромном номере и сказал, что не выйдет оттуда, пока им не предоставят нормальные условия. Итальянцы вынуждены были согласиться. Рязанов умел добиваться своего, но лишь он один знал, скольких нервных клеток ему это стоило.
Съемки «Итальянцев» были сложными в том числе и из-за обилия сложных трюков. Это сейчас на компьютере нарисуют все, что угодно, а тогда летчик шесть раз сажал настоящий авиалайнер на шоссе! А съемки со львом? Андрей Миронов играл буквально в полуметре от хищника. На актера Нинетто Даволи лев даже напал - к счастью, итальянец отделался царапинами. А за все эти ЧП кто отвечает? И так - в каждом фильме... Личная жизнь, семья и дети Эльдара Рязанова В личной жизни Эльдара Александровича кипели настоящие страсти.
Вместе сняли дипломную работу, устроились на студию документальных фильмов, расписались. Через год родилась дочка Оля. Супруга поддерживала Рязанова долгих 20 лет, помогала ему в работе, делила все бытовые трудности - они прошли и через коммуналки, и через безденежье. А потом ее родной Эльдар. Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина была женщиной с трагической судьбой. За пять лет до встречи с Рязановым она похоронила мужа, режиссера Владимира Скуйбина. Того подкосила редкая болезнь - атрофия мышц. Он медленно угасал, сохраняя при этом ясное сознание и память и работая до последнего дня.
И верная жена помогала ему вставать, одеваться, на съемочной площадке перелистывала для него страницы сценария и даже поворачивала мужу голову... В 34 года Владимир скончался. Нина долгое время была в тяжелейшей депрессии, но рос сын Коля, и надо было жить для него. Она решила посвятить себя только ребенку, а о мужчинах - забыть навсегда. Но встретила Эльдара - и в ее жизнь ворвалась новая любовь. Эльдар Александрович этим чувством тоже был окрылен. Скрыть свою связь от жены Зои было невозможно. Весь «Мосфильм» знал о романе в личной жизни режиссера Рязанова.
И тогда супруга поставила ультиматум: или она с дочкой - или любовница! Эльдар пообещал порвать «порочную связь», но не смог: сердцу ведь не прикажешь. Около двух лет он метался между женщинами, пока однажды не ушел к Нине навсегда. Вторую жену режиссер считал самой большой своей любовью. Их личная жизнь продлилась 22 года, и за это время Рязанов снял свои лучшие картины: «Ирония судьбы, или С легким паром! Скуйбина всегда была рядом с мужем - именно с ней Эльдар Александрович обсуждал идеи, сценарии, актеров. А потом пришла беда. Врачи обнаружили у Нины рак.
Причем в таком запущенном состоянии, что шансов на излечение не было.
В "Служебном романе" — карикатуру на коллектив совслужащих, в фильмах "Старики-разбойники" и "Дайте жалобную книгу" — клевету на органы юстиции и работников общепита. А в "Иронии судьбы" увидели пропаганду алкоголизма, что не помешало картине вопреки сопротивлению ретроградов получить госпремию. Самая смешная история, по мнению Рязанова, — у фильма "Гусарская баллада", снятого к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Е. Фурцева лично приехала на киностудию, чтобы задать режиссеру вопрос: почему на роль Кутузова он выбрал И. Ильинского, при взгляде на которого зрители хохочут.
Эльдар Александрович пытался убедить Екатерину Алексеевну, что комедия вовсе не искажает российскую историю, а романтизирует ее. Но закусившая удила госпожа министерша потребовала переснять картину, которую спасла лишь похвала зятя Хрущева Алексея Аджубея. Лента "Человек ниоткуда" 1961 показала советскую действительность глазами наивного дикаря, и Cуслов на съезде КПСС заявил: "В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда", после чего лента на 28 лет была снята с проката. В 1979 г. Бюро Киевского горкома партии на экстренном заседании влепило строгие выговоры тем, кто устроил скандальную встречу, а Рязанова прорабатывали в Госкино. С годами талант режиссера мужает и крепнет, а каждая следующая его картина становится ярким событием в отечественном кино. О его остроумии ходят легенды, а уникальный юмор обнаруживает всё новые грани, вызывая у зрителей разные оттенки смеха — от мягкой улыбки до гомерического хохота.
В неисчерпаемом арсенале художественных средств мастера есть и тонкая ирония, и толстый намек, веселый анекдот и горький сарказм, озорная клоунада и фривольный гротеск, дружеский шарж и злая пародия. Но доминантой творческих замыслов и их реализации всё отчетливее становится сатирическая заостренность фильмов. Об этом особенно свидетельствует "Гараж" 1979 , в котором микроконфликт между членами гаражного кооператива стал зеркалом социальных противоречий. В 1980-м Э. Рязанов снимал по сценарию Григория Горина телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", в котором жандармский чин времен Николая I расследует благонадежность офицеров гусарского полка. Сюжет вызвал сомнения у руководства Госкино и телевидения, поскольку в нём "очернено Третье отделение", а в разгар войны с Афганистаном "это может вызвать ассоциацию с проверкой Советской армии органами КГБ". Авторы трижды переделывали сценарий, съемки останавливались, а прокат фильма годами замораживался.
По версии журнала "Советский экран" лента признана зрителями "лучшим фильмом года", но в разгромных рецензиях режиссер был обвинен в "отходе от трактовки пьесы А. Островского и неверной расстановке акцентов". В годы перестройки Рязанов с еще большей энергией создает острые сатирические ленты о том, что творится в стране. Его картина "Забытая мелодия для флейты" 1987 , снятая в жанре социально-психологической драмы, показала пропасть между жизнью зажравшихся чинуш и простых людей с их скудным бытом. Первый вариант сценария, написанный в соавторстве с Э. Брагинским еще в 1976 г. Но гласность взяла верх — отныне актуальную тему можно раскрывать без сглаживания острых углов.
В финале герой фильма переживает клиническую смерть, его душа уносится в потусторонний мир, где погибшие ликвидаторы аварии на ЧАЭС, космонавты и репрессированный священник, врачи и их умершие пациенты ждут Высшего суда. В следующем году на экраны вышла рязановская кинодрама "Дорогая Елена Сергеевна". Дирекция "Мосфильма" отказывалась экранизировать повесть, и только с 1986 г. Чего опасались начальство и постановщики? По сценарию, ученики пытаются заставить педагога отдать им ключ от сейфа с экзаменационными работами, но кроткая учительница проявляет принципиальность. В итоге выявляются самые темные стороны юных душ, обнажив кризис системы воспитания молодежи. В роковые 1990-е Эльдар Рязанов снимает глубоко философские фильмы о призвании и назначении человека.
Социальная трагикомедия "Небеса обетованные" рассказывает о том, как накануне развала СССР люди, прозябающие на городской свалке, не могут найти место в жизни. У каждого свои горести, но они сообща борются против властей. Среди героев фильма — скрипач Соломон Р. Карцев , в общении с которым у его товарища по несчастью прорезаются "родимые пятна антисемитизма" в виде заключения: "Евреев били-били, а Россию так и не спасли". Но именно на звуки скрипки Соломона к изгоям приходит радость. И о том, что армия не двинется против него, — говорит режиссер. Просмотры превращались в демократические митинги".
В последующих фильмах "Предсказание" и "Привет, дуралеи! Суть этих фарсов автор сводит к формуле: мы обречены верить в добро, искать друг друга и упорно ковать свое счастье. Начало XXI в. Кинокартина "Старые клячи" — о неразлучных подругах их играют И. Купченко, Л. Гурченко, С. Крючкова и Л.
Ахеджакова , в прошлом красивых благополучных женщинах, за годы после развала страны Советов превратившихся в старух, утративших семейное счастье и достойную работу. И вновь совместная борьба против коррупции и беззакония помогает им обрести человеческое достоинство. В финале торжествует справедливость, победители танцуют "фрейлехс".
А сама лента теперь традиционно транслируется 31 декабря.
Главных героев новогодней комедии воплотили на экране Андрей Мягков и польская актриса Барбара Брыльска. Нетривиальный сюжет, блестящая актёрская игра, музыкальное оформление и оригинальные диалоги позволили кинокартине получить высочайшие оценки критиков, а сам фильм сразу же разошёлся на цитаты. Примечательно, что многие из них появились в результате импровизации актёров. Так, изначально в сценарии не было реплики Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба».
Как позднее признался артист, рыба действительно была невкусной, и эти слова он сказал с абсолютной искренностью. Также не было фразы: «О, тёпленькая пошла», —которую герой Юрия Яковлева произносит, стоя в верхней одежде под душем. Романтическая история Жени Лукашина и Нади Шевелёвой полюбилась миллионам советских зрителей, и вскоре показ этого фильма стал одной из главных новогодних традиций советского телевидения. Сегодня «Ирония судьбы» является не только классикой советского кинематографа, но и неотъемлемой частью русской культуры.
В странах постсоветского пространства сложно найти человека, который не смотрел знаменитую рязановскую картину хотя бы раз. Не менее удачным стал следующий фильм режиссёра. Главную мужскую роль снова сыграл Андрей Мягков, за два года до этого прославившийся в образе безнадёжного романтика Евгения Лукашина, а главная женская роль досталась Алисе Фрейндлих. Эта кинолента стала первым совместным проектом актрисы и режиссёра.
Ещё одним триумфом был ознаменован выход драмы «Вокзал для двоих» в 1982 году. Она стала лауреатом многих кинопремий, а также была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако следующая картина получила довольно противоречивые оценки рецензентов. Тем не менее лента была тепло принята зрителями и стала лучшим фильмом года, по версии издания «Советский экран».
Она также принесла победу Никите Михалкову в номинации «Лучший актёр года» и сделала звездой молодую актрису Ларису Гузееву. Кроме того, картина получила высокие оценки за рубежом и стала лауреатом международного кинофестиваля в Дели. Эта работа считается первой попыткой режиссёра выйти за пределы комедийного жанра. Возрастающий интерес Рязанова к драме ещё больше продемонстрировала кинокартина «Небеса обетованные», ставшая отражением нового времени в истории России.
Премьера фильма состоялась в 1991 году, когда распался Советский Союз, и миллионы людей были вынуждены учиться выживать в новых условиях. Рязанов снял кинокартину о судьбах бездомных людей, тем самым акцентировав внимание на такой проблеме, как социальное неравенство. Кинолента завоевала гран-при как лучший фантастический фильм на кинофестивале в Мадриде, однако сам Эльдар Александрович с горечью воспринял это событие. Позднее он признался: его поразило то, как фильм был принят за рубежом.
Постановщик делился: «Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжёлой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссёра». Затем последовали такие Рязанова, как мелодрама российско-французского производства «Предсказание» 1993 , комедия «Старые клячи» 2000 , биографический фильм-сказка «Андерсен. Жизнь без любви» 2006 и др. Последней работой режиссёра стал сиквел «Карнавальной ночи», вышедший на экраны в 2006 году.
Действие картины разворачивается 50 лет спустя в том же Дворце культуры, где, как и полвека назад, происходит подготовка к новогоднему концерту. Сегодня Эльдар Рязанов заслуженно считается одним из самых ярких и самобытных авторов советского кинематографа. Режиссёр был признан классиком ещё при жизни и оказал огромное влияние на развитие российского кино, воспитав целую плеяду талантливых кинохудожников. В 2001 году он стал президентом Российской академией кинематографических искусств «Ника», а позднее выступил как соучредитель организации кинематографистов «КиноСоюз».
Что нам известно о Эльдаре Рязанове
- Хрупкий мир комедии
- Эльдар РЯЗАНОВ. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят
- Краткая биография Эльдара Рязанова
- Прощание с Эльдаром Рязановым пройдет 3 декабря в ЦДЛ, Москва.
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"
Эльдар Александрович Рязанов
В итоге очередное творение Рязанова решено было выпустить на экран, но ограничить его тираж. Было отпечатано всего несколько десятков копий, прокат которых намечался осенью того же года. Но здесь в плавный ход событий вмешались новые непредвиденные обстоятельства. В июне в Доме кино состоялась премьера фильма для узкого круга столичной интеллигенции. Картина вызвала неоднозначную реакцию, так как по своей стилистике была не похожа ни на что, выходившее ранее. Как итог — 22 июня в газете «Саветская культура» было напечатано письмо некоего научного сотрудника В. Даниляна, который буквально камня на камне не оставлял от фильма «Человек ниоткуда».
В частности он писал: «В фильме «Человек ниоткуда» есть некоторые интересные, внимательные сцены, смешные эпизоды. Есть и красивые виды Москвы. Но для большого фильма этого мало. Нужны мысли, нужна четкая и определенная идейная концепция, ясная философская позиция авторов, но именно этого не хватает в фильме. Ибо «философия», заключенная в сценарии Л. Зорина, — это либо брюзжание, слегка подкрашенное иронией, л ибо двусмысленные в устах людоеда и невысокого полета афоризмы вроде того, что нет ничего приятнее, чем съесть своего ближнего.
Попытки же уйти в область чистой эксцентрики и гротеска приводят лишь к бессмысленному трюкачеству и погрешностям против художественности. В таком, я бы сказал, балаганном стиле сделаны заключительные эпизоды картины — космический полет…» У Рязанова и Зорина, прочитавших это письмо, буквально с первых же минут закрались сомнения в подлинности его авторства. И они не ошиблись. В начале письма Данилян сообщал, что посмотрел картину во время служебной командировки в Полтаве. Однако после звонка Рязанова в этот город удалось установить, что фильм «Человек ниоткуда» там еще не демонстрировался. Значит, пассаж о Полтаве был откровенным враньем.
На основе этого был сделан вывод, что и «научный сотрудник В. Данилян» — лицо вымышленное. Но откуда тогда растут ноги у этого письма? Чтобы установить это, стали копать дальше. В результате узнали такую деталь: «свои» люди в бухгалтерии газеты «Советская культура» сообщили, что гонорар за «письмо» получил завотделом кино этой же газеты В. Теперь стало ясно, кто именно «долбанул» но фильму.
Непонятно было только одно: зачем надо было скрываться под вымышленным именем? Может быть, потому что и за Шалуновским стояли некие силы, которые хотели замаскировать свое выступление под глас народа? Осенью премьера фильма все-таки состоялась, но длилась она недолго. Сначала его заклеймили в газетах в «Московском комсомольце», «Литературной газете» , а затем свое веское слово произнес главный идеолог партии Михаил Суслов. Как-то днем он ехал в своем «членовозе» на работу в Кремль, и его взгляд скользнул по огромной афише, красовавшейся на фронтоне кинотеатра «Художественный». Привыкший видеть там только красноармейцев в буденовках или статных партийных секретарей в цивильных пиджаках, Суслов теперь обнаружил там лохматого дикаря с вытаращенными от удивления глазами.
Видимо, в такой подмене главный идеолог заподозрил чьи-то враждебные происки, потому что едва он вошел в Кремль и снял галоши он их всегда носил в осеннюю слякоть , как тут же устроил форменный разнос своим подчиненным. В итоге с фронтона кинотеатра исчезла не только афиша с дикарем, но и сам фильм был снят с проката. Вот что он сказал: «К сожалению, нередко еще появляются у нас бессодержательные и никчемные книжки, безыдейные и малохудожественные картины и фильмы, которые не отвечают высокому призванию советского искусства. А на их выпуск в свет расходуются большие государственные средства. Хотя некоторые из этих произведений появляются под таинственным названием, как «Человек ниоткуда» оживление в зале. Однако в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда оживление в зале, аплодисменты.
Неизвестно также, откуда взяты, сколько немало и куда пошли средства на производство фильма на картину было затрачено 4, 5 млн. Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства? Аплодисменты ». Несколько дней спустя словам главного идеолога вторили уже и популярные куплетисты Рудаков и Нечаев, выступавшие в концерте, устроенном для делегатов съезда: На «Мосфильме» вышло чудо Посмотрел я это чудо — Год в кино ходить не буду… Но и это было еще не все. Шалуновского, котрый наконец получил прекрасную возможность не скрываться под чужим именем и «долбануть» по фильму от себя лично. Он и долбанул, не стесняясь в выражениях.
Стоит отметить, что лента «Человек ниоткуда» легла на полку на целых 27 лет. Правда, вновь, как и раньше, он вышел на экран без всякой рекламы, в количестве всего нескольких десятков копий. Но вернемся в начало 60-х. Итак, после третьего фильма Рязанов оказался в немилосш, в его первой опале. Честно говоря, он не был к ней готов. Картину он снимал без всяких задних мыслей, совершенно не рассчитывая на то, что высокие цензоры обнаружат в ней какую-либо крамолу.
И вот на тебе! По словам самого режиссера, он тогда здорово испугался за свое будущее. Когда твое имя весьма нелестно упоминается на трибуне партийного съезда, а затем попадает еще и в частушку — оргвыводы могут последовать самые суровые. В сущности, эти выводы не заставили бы себя долго ждать, и дальнейшая судьба Рязанова могла окатться печальной — подносил бы бобины с пленками где-нипудь на «Укртелефильме», — если бы в дело не вмешался все тот же И. Именно он положил немало сил на защиту Рязанова в разных высоких кабинетах. И в конце концов победил — молодого режиссера оставили на «Мосфильме».
Более того, разрешили продолжать работу над очередной картиной. Правда, будь картина на современную тему, Рязанова наверняка бы от нее отстранили. Но она была далека от современных реалий так же, как небо от земли. Речь идет о героической комедии Александра Гладкова «Давным-давно», которая много лет с успехом шла в добром десятке советских театров, в том числе и в Театре Советской Армии. Пьеса была самая что ни на есть лояльная, да еще и патриотическая — повествовала о войне с Наполеоном в 1812 году. Из-за проволочек со сценарием фильм запустили в производство с опозданием — зимнюю натуру стали снимать лишь 1 марта 1962 года.
Съемки проходили под Москвой, на месте бывшей помещичьей усадьбы. К сожалению, самой усадьбы не сохранилось, поэтому киношники перестроили под нее небольшую церковь, стоявшую неподалеку. Здесь же были разбиты клумбы, возведены ограды, посажены цветы. В отличие от предыдущей картины в этом фильме не было практически ни одного трюка, связанного с применением кинотехники. Все аттракционы носили спортивный, акробатический, цирковой характер и выполнялись профессиональными наездниками и фехтовальщиками: конниками Михаила Туганова, а также чемпионами СССР по фехтованию. Причем последние использовали настоящие клинки.
Сначала служба техники безопасности запретила использование боевого оружия и были изготовлены бутафорские клинки из дерева. Но после первого же сражения липовое «оружие» пришло в негодность, и режиссеру на свой страх и риск пришлось нарушить инструкцию — вручить актерам и каскадерам настоящие клинки. К счастью, случаев серьезного травматизма на съемках удалось избежать. Работа двигалась споро всем хотелось успеть к юбилею — 150-летию Бородинского сражения, который выпадал на август , и уже в конце апреля снимались последние эпизоды картины. Новая работа Рязанова «реабилитировала» его не только перед коллегами, но и перед зрителями, которые давно заждались от него по-настоящему искрометной, музыкальной комедии. В 1963 году судьба свела Рязанова с 42-летним драматургом Эмилем Брагинским.
Тогда же они написали первый совместный сценарий под названием «Берегись автомобиля», основанный на реальных событиях. Рассказал же им о них Юрий Никулин. Он был на гастролях в Куйбышеве и случайно услышал историю о том, как некий шофер с местной автобазы, желая насолить теневым воротилам города, стал угонять у них шгомобили, которые затем продавал, а деньги переводил в детские дома. Сценарий был написан в начале 63-го года, и тогда же его запустили в производство. На роль Деточкина был утвержден добытчик сюжета Юрий Никулин, а его антипода следователя Подберезовикова должен был сыграть Юрий Яковлев. Однако незадолго до начала съемок выяснилось, что цирк вместе с Никулиным собирается в длительные зарубежные гастроли.
И тогда Рязанов отправился на прием к только что назначенному новому министру кинематографии Алексею Романову. Тот внимательно выслушал режиссера и пообещал помочь. От Рязанова же требовалось только одно — принести министру сценарий будущего фильма для ознакомления. Рязанов м у просьбу выполнил. А дальше случилось неожиданное. Сюжет Романову категорически не понравился, причем в воспитательном смысле.
На полном серьезе Романов вещал: «После м ого фильма, чего доброго, советские граждане действительно начнут угонять автомобили». Короче, министр не только не стал звонить в «Союзгосцирк» и просить освободить Никулина от гастролей, но и вообще приостановил выпуск картины. Рязанов с Брагинским после этого, конечно же, расстроились. Однако сидеть сложа руки не стали и тогда же написали по этому сценарию повесть, которая в следующем году появилась в журнале «Молодая гвардия». А как же любимое детище Рязанова — кино? К нему он вернулся в 1964 году.
Так как проект «Берегись автомобиля» был отложен до лучших времен, в Кинокомитете Рязанову предложили взяться за другой — комедию по сценарию двух известных сценаристов Александра Галича и Бориса Ласкина «Дайте калобную книгу». Сценарий являлся типичным образцом так называемого производственного фильма, кстати, очень распространенного в то время: Речь в нем шла о том, как после газетного фельетона, изобличившего плохое обслуживание и пошлую обстановку в ресторане «Одуванчик», молодежь перестроила его и прекратила темную, грязную забегаловку в место культурного отдыха, досуга и общественного питания. Приступая к работе над этой картиной, Рязанов пошел по пути наибольшего сопротивления: во-первых, он отказался от съемки декораций, построенных на киностудии, во-вторых — привлек к работе актеров, которых можно было бы скорее назвать драматическими, нежели комедийными. Таким образом он искал для себя иные, чем раньше, формы выражения смешного на экране. Однако эксперимент не получился. Сочетание новой для Рязанова режиссерской манеры с его прежними приемами не принесло желаемого результата.
Это было видно по тому приему, какой зрители оказывали картине. В прокате 1965 года фильм занял всего лишь 14-е место, собрав 29, 9 млн. Однако и польза от такой работы для Рязанова тоже была. Фильм стал для него своеобразной «лабораторией» и явился переломным. Он позволил режиссеру перекинуть своеобразный мостик от чисто жанровой, веселой комедии к фильмам не только смешным, но и печальным. В 1965 году Рязанов наконец получил возможность приступить к съемкам фильма «Берегись автомобиля».
На главные роли были утверждены актеры, не менее известные и популярные, чем двое предполагавшихся ранее: Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов. Причем первого пришлось выбивать на эту роль чуть ли не с боем. Дело в том, что за год до этого Смоктуновский имел счастье или несчастье сыграть роль Ленина в фильме «На одной планете». Теперь же ему предлагалось сыграть пускай честного, но все же угонщика автомашин. Она грозилась вообще закрыть фильм, если Смоктуновский будет утвержден на роль.
Народный артист СССР 25. Козинцева , защитившись совместно с однокурсницей З. Фоминой документальной лентой "Они учатся в Москве".
Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении пяти лет работал в документальном кино. В 1955 году лента "Остров Сахалин", в создании которой принимал самое активное участие молодой режиссер, получила приз знаменитого Каннского фестиваля. В 1955 году стал режиссёром киностудии "Мосфильм". Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал "путевку в жизнь" многим молодым актерам, по-новому открыл актеров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.
Опубликованы его книги "Грустное лицо комедии" 1977 , "Зигзаг удачи" 1969, с Э. Брагинским , "Эти несерьезные, несерьезные фильмы" 1977 , "Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения" 1979, с Э. Брагинским , "Неподведенные итоги" 1983, книга выдержала несколько изданий , сборник стихов "Ностальгия", поэтический сборник "Внутренний монолог", ряд других.
И все было бы хорошо, если бы не вино... Пристрастившийся к алкоголю, Александр Семенович частенько устраивал дома скандалы.
Его супруга, не выдержав такого отношения, забрала ребенка и ушла от него. Позднее Александр Семенович женился второй раз, и во тором браке у него родилась дочь. С первой семьей он отношения не поддерживал. В 1937 году его арестовали, и в 1938 году ему присудили 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
В течение шести лет, до 1985 года он был ведущим телепередачи «Кинопанорама», в течение двенадцати лет входил в состав правления Союза кинематографистов СССР. Рязанов также преподавал на высших курсах сценаристов и режиссеров. В 1993 году мужчина транслировал авторскую программу «Мужской разговор Эльдара Рязанова с Борисом Ельциным». В 2002 году он стал Президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». Три года спустя в Москве открылся киноклуб-музей «Эльдар», который сам режиссер называл «своеобразным центром отечественной комедии». Творчество Эльдара Рязанова знают и любят миллионы людей по всему миру. В последние годы жизни мужчина страдал от болезни кровеносной системы.
Эльдар Рязанов: биография и некролог
Его комедии стали классикой отечественного кинематографа. С ним любили работать кинематографисты, его обожали зрители. Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре, в семье начальника винного главка. Такую должность получил отец, и семья вскоре после рождения Эльдара переехала в Москву. В детстве мальчик зачитывался приключенческими романами и мечтал стать путешественником. После школы даже собирался поступать в Одесское мореходное училище, но помешала война. Его выпускная работа называлась «Они учатся в Москве». Затем режиссёр около пяти лет специализировался на документальных фильмах и киноочерках.
Он совсем не планировал становиться режиссером — но так распорядилась жизнь. Документалист «Дайте жалобную книгу» 1964...
Хотя, как ему самому казалось, всего этого было недостаточно: "Длиннющие очереди, в которых я простаивал часами за буханкой черного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку…— все это было буднями, прозой. Уж если писать — то о сильных характерах, экзотических странах, больших страстях! Во многом это было авантюрное решение — надо было выдержать 11 экзаменов. На подготовку к каждому давался один день. И с каждым днём сдавать предметы было тяжелее — сказывалась усталость, как он впоследствии вспоминал, "напряжение для неокрепших мозгов было непосильным". На последнем экзамене, по химии, вытащив билет, наш герой посмотрел на него как на китайскую грамоту.
Вышел к доске и не проронил ни слова. Но учителя пожалели его. Увидев в лежавшем перед ним табеле отличные и хорошие оценки, сжалились и поставили Эльдару тройку. Фото: kulturologia. Шёл военный 44-й год. Время летело, а ответ всё не приходил, почта работала с перебоями. Чтобы не терять год, несостоявшийся мореплаватель решил временно поучиться в другом институте.
Определяясь с выбором факультета, абитуриент понимает, что в отличие от операторского, художественного и актёрского факультетов здесь всё значительно проще — не нужны ни фотографии, ни рисунки, ни игра. Требовались литературные труды, которые у юноши как раз имелись в запасе. Однако каково было его удивление, когда он узнал, что на одно место претендует 25 человек! Правда, принимают его в ряды будущих кинематографистов "условно", то есть до первого провала по специальности. Фото: i-am-proxy. Зато именно в стенах прославленного института Рязанов встретил свою будущую супругу, Зою Фомину.
Домой иной раз в буквальном смысле приползал, а жену, которая пыталась его образумить, - бил. От такой жизни мама будущего режиссера сбежала, взяв его, трехлетнего, в охапку. Впоследствии она вышла замуж за инженера Льва Михайловича Коппа, и Эльдара воспитывал отчим. Отца, успевшего жениться вторично и родить дочь, репрессировали и отправили в лагеря. В общей сложности он отсидел 17 лет. Спустя годы, в начале 1960-х, Александр Семенович все-таки нашел сына благодаря его фильмам. Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, а через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны... На фронт Рязанов не попал по возрасту - был 13-летним мальчишкой. Но Эльдар навсегда запомнил пронизывающий холод и жуткий голод, который пришлось тогда пережить в эвакуации в Куйбышеве. Эльдар не мог забыть, как вместе с мальчишками искал на свалках резиновые шины, которыми топили печку, и сражался с полуметровыми крысами; как стоял в длиннющих очередях, чуть не сходя с ума от того, что нечего было есть. Все никак не могу наесться... А еще в эвакуации юный Рязанов пристрастился к алкоголю. Врач, который меня откачал, сказал: «В этот раз повезло, но тебя смысла спасать нет. Ты ведь пить не перестанешь, значит, все равно умрешь! Зато курить не бросал: смолил с семи лет. Фильмы Рязанова Вторым разрушительным фактором был постоянный стресс. В работу над своими фильмами Эльдар Рязанов уходил с головой и себя не щадил - каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму. А препятствий на пути было множество. Например, когда он снял половину своего первого фильма «Карнавальная ночь», в студии «Мосфильм» собрался худсовет - посмотреть, что же там «наваял» молодой дебютант. Жаль, что половина уже снята, -уже большой перерасход средств. Придется доснять и забыть и о фильме, и о режиссере, как о кошмарном сне». Это была проверка моего характера. Я мог обидеться на всех, плюнуть и плыть «как дерьмо по течению», но я сжал зубы и решил: «Я им покажу, как снимать комедии! И все же забыть тот худсовет Рязанов не мог до конца своей жизни. Впрочем, и в съемочной группе «Карнавальной ночи» режиссера тоже испытали на прочность. И вот все меня пытались учить «как надо». Однажды дело зашло слишком далеко. Пока я отошел к начальству, оператор занял мое место, скомандовал: «Мотор! Устраивать истерику я не стал. Подошел, сказал: «Этот дубль в пленке не проявляем» - и попросил переснять сцену. Больше такого они себе не позволяли... Зрителям «Карнавальная ночь» пришлась по душе, но критики все равно остались недовольны: в образе завклуба Огурцова они увидели спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. Прошлись цензоры и по другим комедиям Рязанова. Так, после фильма «Берегись автомобиля» моралисты обвиняли режиссера в идеализации вора. А в «Иронии судьбы» цензоры углядели... Самая смешная история, по признанию самого Эльдара Александровича, - у музыкальной комедии «Гусарская баллада», которую он снял к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: почему на роль Кутузова режиссер пригласил Игоря Ильинского , при одном взгляде на которого зритель начинает смеяться? Рязанов попытался убедить строгую чиновницу, что комедия вовсе не искажает историю Отечества, а романтизирует ее.
Эльдар Рязанов: биография и некролог
Рязанов хорошо общался с сыном Нины Скуйбиной от первого брака Источник: Кадр из фильма «Другой Андрей Мягков» Нина Скуйбина скончалась в 1994 году после продолжительной борьбы с раком. Тогда Эльдар Александрович был убит горем. Справиться с трагедией ему помогло только новое чувство. В 1995 году он женился на Эмме Абайдуллиной. Режиссер и его избранница были знакомы еще с конца 80-х, но на протяжении нескольких лет их связывала лишь дружба. Позже Рязанов говорил, что третья жена спасла его и помогла выжить. Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь», - объяснял Рязанов в автобиографии. Пока мужчина мучительно боролся со смертью, супруга поддерживала его и дарила надежду на светлое будущее. В 2010 и 2011 годах он перенес серьезные операции на сердце.
После этого постановщика неоднократно госпитализировали. В 2014 году у него произошло острое нарушение мозгового кровообращения, а уже через несколько месяцев мужчину настиг инфаркт. Он скончался в ночь на 30 ноября 2015 года, и 3 декабря был похоронен на Новодевичьем кладбище. Единственный внук Эльдара Рязанова: «Дед, я буду скучать…» Многие поклонники были уверены, что здоровье режиссера было подорвано из-за переживаний, ведь ему пришлось проводить в последний путь многих друзей. В 2011 году скончалась любимая актриса Рязанова Людмила Гурченко. Спустя два года из жизни ушел близкий друг постановщика, актер Юрий Яковлев. Ходили слухи, что Рязанову несколько дней не сообщали о произошедшей трагедии, так как опасались за его самочувствие. По злой иронии судьбы, коллеги умерли в один день, 30 ноября, с разницей в два года. Рязанов и Яковлев дружили на протяжении многих лет Источник: PhotoXPress Сейчас фильмы режиссера продолжают оставаться бессмертной классикой.
Эльдар Рязанов в детстве. Фото: globallookpress И он все сдал, только ответа из Одесского мореходного училища так и не дождался «шел сорок четвертый, военный год. Почта работала плохо». Но встретил на улице знакомого и узнал, что тот подает документы во ВГИК. Режиссерский факультет он выбрал по одной-единственной причине.
Здесь не надо было ни уметь фотографировать что требовалось от поступающих на операторский , ни рисовать а все будущие художники показывали свои рисунки. Не нужен был и опыт участия в самодеятельности крайне желательный для абитуриентов актерского отделения. Требовалось, правда, предъявить литературные труды. А они как раз имелись! Я, как подавляющее большинство юношей, писал стихи…» Смотрите лучшие видео на нашем Ютуб-канале Яркие моменты с концертов российских и зарубежных артистов, фестивали, интервью со звездами есть даже Драко Малфой!
Все это вы можете увидеть на нашем Ютуб-канале. Смотреть видео И Рязанова приняли, несмотря на конкурс в 25 человек на место. На собеседовании его долго пытали: например, спрашивали, сколько человек изображено на картине Репина «Не ждали». Фотографическая память почти не подвела — Эльдар сказал, что их там шесть, а на самом деле было семь «об одной фигуре, выглядывающей из-за двери, я забыл». Но поступил он условно: если бы не сдал экзамены по специальности после первого семестра, вылетел бы на улицу.
Григорий Козинцев хотел отчислить Эльдар Рязанов. Фото: globallookpress Его наивные ученические работы не приводили в восторг наставника, знаменитого Григория Козинцева. После второго года обучения он сказал студенту: «Знаете, дорогой Элик, нам все-таки придется с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды».
Рязанов не растерялся и ответил: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда». Чем Козинцева и «срезал»: он не нашелся, что ответить, и оставил студента на курсе. На самом деле Рязанов в своих воспоминаниях крайне самоироничен и самокритичен: вряд ли он был настолько бестолковым студентом, как описывает. Так или иначе, карьера постановщика художественных фильмов после ВГИКа оказалась для него закрыта.
И причина была не в нем, а в общей ситуации в стране. После войны наступил период малокартинья: в год выходило всего пара десятков фильмов причем половину невозможно было смотреть. Работы для молодых просто не было. И Рязанов стал документалистом, неожиданно осуществив школьную мечту: он смог объездить всю страну, побывать в загадочных и экзотических местах. Бродил по тундре с геологами и оленеводами.
Орден Искусств и литературы Франция. Кавалер ордена Почётного легиона Франция, 1998. Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» 1999. Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные». Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные». Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год. Премия «Триумф» 2006. ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год.
ВКФ Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958. ВКФ Спец. ВКФ Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983. Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984. КФ «Виват кино России! КФ русских фильмов в Онфлёре Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001. КФ «Московская премьера» Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003.
Рязанова «Небеса обетованные» получила приз как «Лучший фантастический фильм». Ситуацию с награждением режиссер вспоминает с горьким смехом, ведь лента повествует совсем не о фантастике, а о реальных судьбах людей, которые в результате определенного стечения обстоятельство оказались на улице. Но европейскому жюри реальную жизнь российских городов не удалось понять. Ложь во благо Как уже известно, любимым занятием школьника Эльдара Рязанова было чтение. К третьему классу все книги в школьной библиотеке, предназначенные для детей его возраста были перечитаны.
Похожие авторы
- Рязанов, Эльдар Александрович — Википедия с видео // WIKI 2
- Краткая биография Эльдара Рязанова
- Григорий Козинцев хотел отчислить
- Что нам известно о Эльдаре Рязанове
Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
РЯЗАНОВ И ШУСТЕРМАН Биография Эльдара Рязанова ведет отсчет с 18 ноября 1927 г. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. 1) Поступление во ВГИК Эльдар Рязанов поступал во ВГИК за компанию с приятелем. Всего Эльдар Рязанов поставил 24 комедии, был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Биография Эльдара Рязанова, фильмография и спектакли с участием Эльдара Рязанова. Кинорежиссер, сценарист, актер и поэт Эльдар Рязанов родился в семье работников советского торгпредставительства в Тегеране.
Эльдар Рязанов — биография, фото, личная жизнь, семья, дети: Устал бороться за жизнь
Эльдар Александрович Рязанов — что известно, биография, достижения и успехи в кино — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Третьей и последней женой Эльдара Рязанова была Эмма Абайдуллина, тоже работающая на «Мосфильме». Новости по тегу: Эльдар Рязанов. Режиссер Эльдар Рязанов (справа) на церемонии открытия памятника народной артистке России Людмиле Гурченко на Новодевичьем кладбище в Москве. 30 ноября 2015) был советским и российским кинорежиссером, сценаристом, поэтом, актером и педагогом, чьи популярные комедии. Эльдар Александрович Рязанов родился в 1927 году 18 ноября в Самаре.
О детстве и юности Эльдара
- Эльдар Рязанов – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, причина смерти
- Эльдар Рязанов: «Я живу в невежественной стране…»
- Эльдар Рязанов - биография, факты, фото
- «Иронию судьбы…» Рязанов снимал про себя
Эльдар Рязанов: история его семьи, настоящая фамилия и другие интересные факты
Пять лет Рязанов занимался документальным кино, снимая сюжеты для киножурналов «Советский спорт», «Пионерия», «Новости дня», смонтировав целиком некоторые из их выпусков. Новости по тегу: Эльдар Рязанов. Режиссер Эльдар Рязанов (справа) на церемонии открытия памятника народной артистке России Людмиле Гурченко на Новодевичьем кладбище в Москве. Третьей и последней женой Эльдара Рязанова была Эмма Абайдуллина, тоже работающая на «Мосфильме».