Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы.
Что такое “урочные лета” и чем они отличались от заповедных?
Урочные лета также помогают создать режим работы, который подходит конкретному человеку. Некоторым людям удобно работать в течение утра, а другим — вечером. Установление урочных лет позволяет каждому выбрать наиболее продуктивное время для выполнения задач и достижения поставленных целей. Кроме того, урочные лета способствуют более эффективной организации рабочего процесса. Разбивая время на периоды работы и отдыха, человек может сосредоточиться на конкретных задачах и избегать перерывов, которые могут привести к потере внимания и снижению производительности.
Исследования показывают, что установка урочных лет может улучшить концентрацию и повысить продуктивность. Регулярные перерывы помогают избежать усталости и переутомления, что способствует лучшему восприятию и усвоению информации. Все это позволяет достичь более эффективного использования времени и достигнуть лучших результатов в работе. Видео:Заповедные и Урочные лета ЕГЭ История Эля Смит 2020 Скачать История развития урочных лет Концепция урочных лет имеет долгую историю, начиная с времен, когда люди начали осознавать необходимость эффективного управления своим временем.
Однако, первые упоминания о введении урочных лет относятся к 16 веку. В то время в разных странах Европы, правительства начали осознавать важность рационального использования времени и предложили новую систему организации рабочего времени. Первоначально, основная идея заключалась в разделении дня на равные участки, которые имели фиксированное время начала и окончания. Однако, формальное закрепление урочных лет в государственных законах произошло несколько позже, во второй половине 18 века.
Разные страны приняли различные подходы к определению урочных лет в своих законах. Сегодня существует несколько современных подходов к определению урочных лет, в зависимости от страны и ее требований.
О сыске и возвращении беглых и насильственно вывезенных крестьян в течение пяти лет. XVII в. Указ царя Дмитрия Лжедмитрия I. О восстановлении 5-летнего срока беглых крестьян, разрешение ухода крестьян в случае угрозы голода.
Март 1607 г.
Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет». Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.
Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков. Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.
Постепенно на Руси стало формироваться крепостное право. Произошло это в 1580-х годах при правлении Ивана Грозного. На данный момент времени в стране наблюдался хозяйственный упадок.
В поисках лучшей доли происходило постоянное перемещение крестьян. Основная их масса подавалась на юг, где условия жизни были лучше. Однако переселиться от одного хозяина к другому они имели право только один раз в году, когда наступал Юрьев день. Этот период времени назывался заповедные лета. Суть Юрьева дня заключалась в следующем. Крупный землевладелец предоставлял крестьянину имущество и надел.
Человек работал, отдавая хозяину часть плодов своего труда. Расторжение договора могло произойти только в Юрьев день. Отмечался он 9 декабря. В течение двух недель до и после этого числа человек мог покинуть помещика и уйти к другому хозяину, полностью рассчитавшись за пользование землёй. При этом помещик тоже должен был выплатить заранее оговоренную сумму, если она полагалась по соглашению. Однако такое наблюдалось редко.
Необходимым условием являлось предупреждение крестьянина о своём намерении покинуть помещика. Выбор позднего числа был связан с окончанием полевых работ. Последующий период до нового цикла составлял значительное время. Сумма откупа для крестьянина обычно представляла большую сумму. Однако это не останавливало людей, которые массово уходили от своих хозяев. Такое положение дел не устраивало бояр и дворянство, потому что шла значительная потеря рабочей силы.
Причины принятия указа об урочных летах С целью дальнейшего закрепощение крестьянства вышел указ об урочных летах. Его написание состоялось во времена правления царя Фёдора в 1597 году. Произошло это под влиянием близкого царского советника Бориса Годунова, который на данный момент времени являлся истинным правителем Руси. Это сопровождалось отменой Юрьева дня. Таким образом, у крестьян отобрали единственный способ изменить свою жизнь, поскольку переходы к другим хозяевам теперь были запрещены.
События введение урочных лет
Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70-80-х гг. XVI в. Ю рьев день осенний , 26 ноября по старому стилю, 1 церковный праздник в честь святого Георгия. Выход крестьянский , т.
В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом - по неделе до и после Ю. Судебник 1550 подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет историки датируют введение различно - 1580, 1581 или 1584-85 , а затем запрещено законодательством 90-х гг.
Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников «Государева опричнина». Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.
Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь неоднократно упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах». В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.
Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти.
Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей, разъяренных названными в послании изменами бояр и Боярской Думе ничего не остается как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Это слово употреблялось раньше в смысле особого имущества или владения вдов умерших князей; теперь же оно получило иное значение личного удела царя. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т.
На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских.
Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей.
Согласно В. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г.
Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок.
Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские». В рассуждениях Чаадаева о смысле истории и исторической роли христианства вкрадывается некоторое противоречие. Характеризуя воспитательную роль христианства, Чаадаев подчеркивает всемирность этого процесса.
В то же время Чаадаев буквально сталкивается с фактом существования огромной страны, называющей себя христианской, на которую, однако, всемирный процесс воспитания человеческого рода религией откровения не распространился. Этой страной является Россия. Россия, таким образом, выступает для Чаадаева проблемой, на решении которой как бы проверяется полнота его учения.
Когда Чаадаев пишет, что всемирный процесс воспитания человеческого рода не коснулся России, он имеет в виду, что в стране не были внедрены христианством те элементы социального бытия, которые в Европе формируют объективным образом поведение отдельного человека и нейтрализуют его своеволие. Даже государственные отношения в России есть лишь калька с семейных, то есть кровнородственных, в этом смысле натуральных отношений. Итак, Россия — это мир, в котором бытие целого государства определяют произвол и своеволие отдельного человека.
Это и имеет в виду Чаадаев, когда пишет, что Россия не вошла в круг действия процесса воспитания человеческого рода христианством и что до сих была предоставлена самой себе. Тем самым Россия попадает в один ряд с такими народами, как Китай и Индия, а также народами древнего мира , которые были предоставлены самим себе. Общей чертой их является то, что история их всецело определяется материальными условиями существования — географическими, климатическими и др.
С такого движения, не приводящего к цели, можно сойти только в результате духовного усилия, каким в Европе явился импульс христианства. В позднейших высказываниях Чаадаева эта двойственность в отношении к России получает развитие. В письмах к А.
Тургеневу от 1835 года он пишет о преимуществах нахождения России вне бурных процессов, происходящих в тогдашней Европе, и проводится мысль об особой роли русского царя, а точнее, русского деспотического государства в реализации всечеловеческого призвания России. Так как страна прежде развивалась за счет идей и учреждений, произвольно заимствованных со стороны ее вождями, то и в настоящий момент возможна решительная замена прежних заимствованных идей и учреждений новыми, тоже заимствованными. Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести страну в состояние, при котором все же заработали бы независимые ни от чьего произвола и своеволия идеи долга, справедливости, права и порядка.
Парадокс состоит в самой идее использования возможности произвола по отношению к собственной стране, для перевода ее в состояние, при котором ее развитие не определялось бы ничьим произволом. Но не постигнет ли новые заимствования судьба прошлых заимствований, перечеркнутых очередным властным актом верховной воли? Очевидно, что те противоречия, которые очерчивает чаадаевская мысль о России, вполне можно рассматривать как своеобразное предвосхищение реальных проблем последующего исторического пути России.
Одним их важнейших положений, на которых строится система идей Чаадаева о сущности человека, смысле исторического процесса и особенностях места в этом процессе России, является тезис, что человек и народы, предоставленные самим себе , оказываются по ту сторону божественного слова и попадают в подчинение собственной телесной природе и окружающим физическим климатическим, географическим, этнографическим и др. И это подчинение человека собственной телесности и физическим обстоятельствам становится источником мирового зла. Однако, что есть телесные качества людей и физические обстоятельства?
В своей совокупности они складываются в материальную систему мира. Но дело в том, что, согласно самому Чаадаеву, материальная система мира параллельна системе духовности, возникающей из глагола Бога, и сама возникает из того же самого божественного источника. Обнаруживается, таким образом, фундаментальное противоречие в концепции Чаадаева.
А именно: в ней сталкиваются два порядка — духовный в качестве источника добра и материальный в качестве источника зла — при одновременном признании, что оба в равной степени имеют божественную основу. Но если общий мировой порядок в своем единстве духовного и материального аспектов является исключительно божественным, то на что в мире, собственно, может опереться человеческое своеволие, чтобы стать чем-то действительным? А если допустить противоположное, именно, что предоставленность человека самому себе не исключает движения к Богу, но является необходимой предпосылкой этого движения?
И в самой природе человека как таковой заложено движение к Богу? Допустив это, придется допустить возможность разных способов этого движения. В таком случае получается несколько иной подход к человеческой свободе и взгляд на мировую историю , подход, который был реализован Вл.
Соловьевым в работах раннего и среднего периода. Таким образом, Чаадаев видит особенности российского исторического пути в том, что, будучи по форме христианской, Россия лишилась благотворного организующего влияния религии на ее социальное бытие, она не усвоила религиозную дисциплину Запада в своем общественном сознании, и отпала от мирового исторического процесса, пойдя по пути восточных стран, чье социальное бытие определяют географические условия их существования. Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества.
Началась политика гласности. В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии.
В мае 1985 г. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ.
Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро , ведомств армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса , тем экологии, партийного руководства культурой и т. На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма!
Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого.
На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны , а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г.
В 1987 г. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н.
Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г.
Зиновьев, Г. Сокольников, Л. Серебряков и др.
В 1989 г. Тогда, же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г.
Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения , созданные в прежние годы.
Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-30-х гг. Вернулись из вынужденной «эмиграции» труды выдающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация «Новым миром» многотомного труда А.
Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства.
Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше... Ленина и других крупных деятелей большевистской партии.
В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества.
Утратила свою роль всесильная прежде цензура Главлит. Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение. Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей.
Увеличились тиражи газет и журналов подписка на 1987 г. Наибольший интерес представляли «беспартийные» издания - «Московские новости» и «Огонек», также увеличившие свои тиражи в несколько раз. По мере развития «гласности» крепла и консервативная оппозиция этому курсу.
В марте 1988 г. В нем открыто осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.
Позицию Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на тех же позициях. На местах поняли это как начало возврата к прежней партийной линии.
Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались «противниками перестройки». После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение.
Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину».
Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше. Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями.
Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. Главным достижением в духовной сфере в годы перестройки стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации.
Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс.
Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией от греч. Проявлял он бумагу в кислоте, затем по совету Джона Гершеля фиксировал изображение в растворе гипосульфита, промывал негатив в чистой воде , высушивал и натирал воском, делая его прозрачным.
С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия.
В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков.
Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии , несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов. В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями - видами природы и архитектуры. В 1851 Толбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858.
Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг. Патенты Толбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах. Юрьев день — установленный в Русском государстве 15—16 вв.
Бунташный век - так называли современники XVII в. Болотникова и С. Разина , Соляного бунта 1648 г.
Хованщина в Москве. Податное население - в России XV - первой половины XIX веков группы населения крестьяне и мещане , платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Старообрядчество - приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер.
Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. Основные статьи : Новгородская земля , Новгородская республика В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей.
В 1592-1593 гг. Содержавшиеся в этих книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу. Таким образом, проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г.
По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Поэтому спор из-за рабочих рук между феодалами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в. По Уложению 1607 г.
Отметив это обстоятельство, В. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам. Талант Ключевского доставил его концепции общее признание. Но это признание было поколеблено, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах».
Известный французский источниковед Ш. Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания. Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты. Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу. Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций.
Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Грекова, обобщившего историю крестьянства в книге «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Веселовским Б. Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы в 1581 году за три года до своей смерти. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б. Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима.
Его взгляд стал преобладающим в науке. Последующие годы принесли новые архивные находки. Советский ученый В. Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий.
Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем. Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками. Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям.
Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо.
Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались?
В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах. Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей. Остались одни «обыски» — письменные показания населения, затребованные судом для проверки исков. Добились ли деревские помещики возврата крестьян? Какими нормами руководствовался суд в решении их дел? Об этом можно лишь догадываться. Прежде чем принимать претензии трех помещиков за доказательство чего бы то ни было, их следовало подвергнуть всесторонней проверке.
Поиски необходимого для проверки материала оказались длительными, но в конце концов, они увенчались успехом. Архивы сохранили описания деревских поместий, составленные в те самые годы, которые позже были названы «заповедными».
По указу 24 ноября 1597 г. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г. По Соборному уложению 1649 года вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
События введение урочных лет
1597 – введение «урочных лет» и установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Введение заповедных лет Дата. Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. лета, в России v срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Позднее продолжительность урочных лет менялась, составляя от 5 до 15 лет.
Указ об Урочных летах 1597 года
Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления. Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» — ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день. Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного — с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах. Причины введения урочных лет Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»: Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края.
Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
Процесс крестьянского закрепощения в России являлся довольно длительным и проходил в несколько отдельных этапов. Согласно Судебнику от 1497 года, срок для выхода крестьянина и его перехода к иному землевладельцу равнялся двум неделям неделя до Юрьева дня и ещё одна после него. Такая фиксация законом определённого короткого срока перехода свидетельствовала о фактическом стремлении государства и феодалов ограничить в правах крестьян, а также показывала их неспособность закрепления крестьянина за определённым феодалом. Данную норму также содержал и новый Судебник от 1550 года, но в 1581 году в условиях тотального разорения государства и бегства его жителей Иван Грозный вводит так называемые «заповедные лета», которые запрещали выход крестьян на территории, которая сильно пострадала от бедствий.
Данная мера позиционировалась в тот период как временная.
Урочные лета Еще одним шагом, уменьшившим свободу крестьян, стало введение урочных лет. Год их появления до конца не определен. Предварительно - это время правления последнего Рюриковича Федора Ивановича, но на самом деле управлением государства занимался шурин царя Борис Годунов.
В указах той эпохи не применяется термин "урочные лета". То есть в период, когда переходы были запрещены. Это был единственный способ для крестьян изменить что-то в своей жизни. Так, они убегали к другому помещику без разрешения.
Принимающий хозяин был в этом заинтересован, поэтому скрывал перебежчиков. Урочные годы - это период, в который владелец крестьян мог обратиться к исполнительной власти с заявлением о пропаже своих людей. Если крестьян находили в установленный срок урок , то возвращали к прежнему хозяину. Сроки сыска крестьян Первые указы царя вводили пятилетние сроки сыска крестьян, затем этот период увеличивался до семи, десяти и пятнадцати лет.
В начале 17 века в некоторых областях в связи с голодом отменились заповедные лета, а значит, и урочные годы. Это, однако, не означало, что процесс закрепощения был прекращен, скорее, приостановлен в бурных событиях смутного времени.
Помещики не учитывали их реальный труд и всегда платили меньше, чем полагалось.
Так как Юрьев день еще называли Егорьевым днем, то в языке появилось слово «объегорить», то есть обмануть при расчетах. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь!
Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь. Михаил Загоскин. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него.
В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили.
События введение урочных лет
* ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах. Урочные лета Уро чные ле та на Руси в исторической литературе срок давности до истечения которого владельцы крепостных к.
Урочные лета
По уложению 1607 года он был увеличен до 15 лет, но в связи со Смутным временем начала 17 века фактически не осуществлялся. При царе Михаиле Федоровиче снова был введен в действие пятилетний срок сыска. В 1639 году урочные лета были увеличены до девяти лет, а в 1642 году — до десяти лет для беглых крестьян и пятнадцати лет для крестьян, насильно увезенных другими землевладельцами.
О проекте Редакция Политика конфиденциальности Реклама Контакты Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии активной ссылки на наш сайт. При копировании материалов для интернет-изданий — обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка.
Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.
Сохранился также в наказах писцам Московского и Каргопольского уездов. Указ подтверждает предписание статейного списка 23 июля 1641 г. Решению по челобитной предшествует приказная справка с выпиской из указов об урочных годах 1597, 1637 и 1641 гг. Правительство не решилось отменить урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г.
Выписка: …В прошлом во 153-м году били челом государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии дворяне и дети боярские всех городов, которые в 153-м году были на ево государеве службе на Туле и в ыных полкех: служили де они отцу ево государеву блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии тритцать два года, также и прежним государем служили беспрестанные службы и от тех служб обедняли и одолжали великими долги, и конми опали, а помесья их и вотчины опустели, и домы их оскудели и разорены без остатку от войны и от силных людей, которые де люди их и крестьяня выходят из-за них за силных людей — за бояр, и за околничих, и за ближних людей, и за власти, и за монастыри.
Отличие урочных и заповедных лет Ученые считают, что впервые они были введены в 1597 году. Их продолжительность, считают исследователи, составляла пять лет.
Тогда правил царь Федор Иоаннович. Несколько ранее впервые было установлено и другое юридическое правило по отношению к крестьянам. Это учреждение заповедных ле т впервые с 1581 года.
Это годы, в которые сельским работникам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому, а такие переходы тогда еще в принципе были разрешены.
а что было до 1497 года, ув. википедия?
С истечением пяти урочных лет эти крестьяне уже становились по закону собственностью вотчинников. Уро́чные ле́та на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших. «Заповедные» и «урочные лета» продолжили цепочку превращения крестьян в крепостных и складывания в стране крепостного права.
1597 год: Введение "урочных лет" и Пятилетний Срок Сыска Беглых Крестьян
Урочные лета – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления. В 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. Правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле, окончательно оформившейся в Соборном уложении 1649 года, стал отмена урочных лет, или давности для исков о беглых крестьянах. Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI-начале XVII века.
Урочные лета. Урочные лета - это Урочные лета срок в течение
Указ подтверждает предписание статейного списка 23 июля 1641 г. Решению по челобитной предшествует приказная справка с выпиской из указов об урочных годах 1597, 1637 и 1641 гг. Правительство не решилось отменить урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г. Выписка: …В прошлом во 153-м году били челом государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии дворяне и дети боярские всех городов, которые в 153-м году были на ево государеве службе на Туле и в ыных полкех: служили де они отцу ево государеву блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии тритцать два года, также и прежним государем служили беспрестанные службы и от тех служб обедняли и одолжали великими долги, и конми опали, а помесья их и вотчины опустели, и домы их оскудели и разорены без остатку от войны и от силных людей, которые де люди их и крестьяня выходят из-за них за силных людей — за бояр, и за околничих, и за ближних людей, и за власти, и за монастыри. И государев де указ к отдаче тех беглых крестьян — урочные годы десять лет, а они де по вся Л.
Так был законодательно закреплён Юрьев день — 26 ноября. Судебник Ивана III Спустя почти столетие социальные и политические изменения в стране привели к тому, что власти решились на введение ограничений на выход работников. На то было несколько причин: Люди массово мигрировали с насиженных мест в более благодатные земли; Часть территорий становилась заброшенной из-за оттока рабочих рук вследствие войн, опричной политики Ивана Грозного и климатических условий; Многие бояре массово теряли рабочую силу; Не имевшие возможности выплатить своему владельцу откуп, просто сбегали. Такой масштабный исход рабочих рук заставил ввести заповедные годы , фактически, запрещавшие земледельцам покидать своего хозяина даже в Юрьев день. Запрет не решил проблему полностью и увеличил количество случаев бегства. Указ об урочных летах Пятилетний срок сыска беглых крестьян был установлен документом от 1597 года, вошедшим в историографию как «Указ об урочных летах» царя Фёдора Ивановича.
Именно в это время появляется знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! ЕЕ смысл заключался в сожалении народа о несбывшихся чаяниях. Закон гласил, что крепостных в течение пятилетнего периода после побега разыскивали и возвращали прежнему хозяину.
Получил предложение королевской короны от римского папы Иннокентия III. По версии «первого русского историка» Татищева В. Их княжества передавались бы по наследству старшему сыну[1]. В летописи Роман назван «самодержцем всея Руси». После гибели Романа в 1205 году произошла длительная борьба за власть, победителем из которой вышел старший сын и наследник Романа Даниил, восстановивший свой контроль над всеми владениями отца к 1240 году — году начала последней фазы западного похода монголов — похода на Киев, Галицко-Волынское княжество и в Центральную Европу. В 1250-е годы Даниил боролся против монголо-татар, но ему всё же пришлось признать зависимость от них.
Галицко-Волынские князья платили дань и участвовали в качестве подневольных союзников в ордынских походах на Литву, Польшу и Венгрию, но сохраняли порядок передачи престола. Галицкие князья также распространили своё влияние на Турово-Пинское княжество. С 1254 года Даниил и его потомки носили титул «королей Руси». После переноса в 1299 году резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир Юрий Львович Галицкий основал отдельную галицкую митрополию, просуществовавшую с перерывами до захвата Галиции Польшей в 1349 году. Окончательно галицко-волынские земли были разделены между Литвой и Польшей в 1392 году по итогам войны за галицко-волынское наследство. Смоленских князей отличало стремление занимать столы за пределами своего княжества, благодаря чему оно почти не подвергалось дроблению на уделы и имело интересы во всех регионах Руси. Ростиславичи были постоянными претендентами на Киев и прочно закрепились в ряде его пригородных столов. С 1181 по 1194 годы в Киевской земле установился дуумвират, когда городом владелСвятослав Всеволодович черниговский, а остальным княжеством — Рюрик Ростиславич. После смерти Святослава Рюрик несколько раз добывал и терял Киев и в 1203 году повторил поступок Андрея Боголюбского, второй раз в истории междоусобиц подвергнув столицу Руси разгрому.
Вершиной смоленского могущества стало княжение Мстислава Романовича, с 1214 по 1223 год занимавшего киевский стол. Именно под эгидой Мстислава Романовича как киевского князя был организован по сути общерусский поход против монголов, закончившийся разгромом на р. Монгольское нашествие коснулось только восточной окраины княжества и не затронуло сам Смоленск. Смоленские князья признали зависимость от Орды, в 1275 году в княжестве была проведена монгольская перепись. Положение Смоленска было более благоприятным по сравнению с другими землями. Татарским набегам он почти не подвергался, возникшие в его составе уделы не закреплялись за отдельными княжескими ветвями и оставались под контролем смоленского князя. В 90-е гг. XIII века территория княжества расширилась за счёт присоединения Брянского княжестваиз Черниговской земли, в то же время смоленские князья посредством династического брака утвердились вЯрославском княжестве. В 1-й пол.
XIV века при князе Иване Александровиче смоленские князья начали именоваться великими. Однако к этому времени княжество оказалось в роли буферной зоны между Литвой и Московским княжеством, правители которых стремились поставить смоленских князей в зависимость от себя и постепенно захватывали их волости. В 1395 году Смоленск был завоёван Витовтом. В 1401 смоленский князь Юрий Святославич при поддержке Рязани вернул себе стол, однако в 1404 Витовт снова захватил город и окончательно включил его в состав Литвы. После того, как в 1127 году был лишён княжения младший из Святославичей и под властью его потомков обособились от Чернигова земли на нижней Оке, а в 1167 году пресеклась линия потомков Давыда Святославича, династия Ольговичей утвердилась на всех княжеских столах Черниговской земли: северными и верхнеокскими землями владели потомки Всеволода Ольговича они также являлись постоянными претендентами на Киев , Новгород-Северским княжеством — потомки Святослава Ольговича. В Чернигове княжили представители обеих ветвей до 1226 года. В 1223 году черниговские князья участвовали в первом походе против монголов. Весной 1238 года в ходе монгольского нашествия были разорены северо-восточные земли княжества, осенью 1239 года — юго-западные. После гибели в Орде в 1246 году черниговского князя Михаила Всеволодовича земли княжества были разделены между его сыновьями, причём старший из них, Роман, стал князем в Брянске.
В 1263 году он освободил Чернигов от литовцев и присоединил его к своим владениям. Начиная с Романа брянские князья обычно титуловались и великими князьями Черниговскими[8][9][10]. В начале XIV века в Брянске утвердились смоленские князья, предположительно[11], посредством династического брака. Несколько десятилетий длилась борьба за Брянск, пока в 1357 годувеликий князь Литовский Ольгерд Гедиминович не посадил на княжение одного из претендентов, Романа Михайловича. После Островского соглашения автономия Брянского княжества была ликвидирована, Роман Михайлович стал литовскимнаместником в Смоленске, где был убит в 1401 году. Консолидирующим фактором в формировании государства считается агрессия крестоносцев, с которой Великое княжество Литовское успешно боролось на протяжении почти двух сотен лет, и постоянная опасность со стороны Орды. В 1320—1323 годах великий князь литовский Гедимин провёл удачные походы на Волынь и Киев. После установления в 1362 году Ольгердом Гедиминовичем контроля над Южной Русью великое княжество литовское стало государством, в котором при наличии литовского языческого ядра большинство населения составляли русские, а преобладающей религией было православие.
Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако В.
Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян.
Почему устанавливался сначала именно 5-летний сыск беглых крестьян
«Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении. Указ об урочных летах 1597 года установил. Через три года после отставки дьяка Годунов облек установления Щелкалова о пятилетнем сроке сыска крестьян в форму развернутого законодательного акта. Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых. Современные историки под «урочными летами» подразумевают 5-летний период розыска беглых, год введения которых – 1597.