Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих.
Характер ребенка с синдромом отличника
- Как синдром отличника мешает жить
- Синдром отличника или отличницы у взрослых: что это и как от него избавиться
- Перфекционизм и синдром отличника: что это и как избавиться : | Блог
- Как стремление к идеалу влияет на жизнь
- Синдром отличника у ребенка: признаки, последствия, как помочь избавиться /
Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние. Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др.
Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни.
Малыш, которого значимые взрослые не принимали таким, каков он есть, которому они не выказывали безусловную любовь, вынужден во взрослом состоянии преодолевать колебания самооценки. Став взрослыми, «отличникам» сложно осознать, что их можно полюбить не за что-то, а вопреки всему, просто за то, что они существуют. Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков: — ощущения вины за гипотетический неуспех; — сильным чувством ответственности; — неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём; — неумением проигрывать. Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифференциальная диагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины. Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности. При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников.
Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного. Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами учителями, родителями. Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя. После чего рисунок интерпретируется психологом. Это позволяет обнаружить страхи, потребности, ожидания, спрятанные в глубине подсознания. Как избавиться Многие считают, что синдром отличника это благо. Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя.
Они его всегда ждут от окружения. Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием. А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий.
Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям. Все это они считают пустой тратой времени, для них главнее — быть самыми лучшими и самыми умными. Ребёнок, если он посвящает все свое время учебе, лишается детства. С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых. Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости.
Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям. Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба. Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы. У ребёнка может развиться перфекционизм Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Одно из них — развитие перфекционизма.
Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений — плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Признаки синдрома отличника Предлагаем простой тест на синдром отличника. Если вы заметили, что ребенок: делает только ради похвалы и одобрения со стороны; боится ошибок и неудач; болезненно реагирует на замечания и критику; имеет нестабильную самооценку; ревностно относится к успехам других; отличается гиперответственностью.
Скорее всего, у него есть этот синдром. И лучше справиться с ним в детстве, чтобы во взрослой жизни не было проблем, описанных дальше. Чем опасен синдром отличника Такие дети очень зависят от мнения других. При малейших замечаниях у них быстро падает самооценка. Поэтому они стараются любым путем получить высокую оценку, чтобы их похвалили и полюбили. При этом знания их почти не интересуют. Но самое неприятное начинается, когда они вступают во взрослую жизнь. Человек с синдромом отличника постоянно живет с мыслями о том, что о нем думают другие, завышая ожидания от самого себя. Для таких людей тяжело осознать, что все их действия связаны со страхом кому-то не понравиться.
В результате на достижения тратится уйма энергии, человек превращается в робота, у которого все «по полочкам» и нет права на ошибку. Со временем такая жизнь приводит к: эмоциональному истощению и выгоранию; хроническому стрессу и проблемам со здоровьем; проблемам в личной жизни; неудовлетворенности жизнью в целом, ощущению, что она проходит мимо.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
- «Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
- Как справиться с синдромом отличника: пять приемов от коуча
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Успех становится мерилом родительской любви; Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее. Иногда причиной развития синдрома отличника становится врожденная потребность быть первым и получать похвалу. Это черта характера, которую нужно вовремя заметить и постараться сгладить.
Читайте также: Аттестат не имеет значения: действительно ли троечники успешнее отличников? Плюсы и минусы «отличников» Синдром имеет свои преимущества и недостатки. Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность. При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые.
Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично». Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой. Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей. Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других.
Способы определения синдрома отличника Само по себе стремление быть лучшим редко вызывает беспокойство родителей. Тревога появляется, когда синдром усугубляется психосоматическим или нервным расстройством.
Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями. Но с другой стороны, даже послушные, аккуратные и настойчивые не всегда будут рыдать над прописями. Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались.
Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка. Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться. Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка. Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного.
Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание.
Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве.
Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно. Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт. В случае же, когда вы и так все выполняете идеально, вам нечему учиться, нечего узнавать. Поэтому не бойтесь быть профаном — как правило, это начало увлекательного путешествия.
Смещайте фокус с результата к процессу, наслаждайтесь обучением , поэтапным ознакомлением с разными видами деятельности, занимайтесь над тем, к чему распложена у вас душа, а не то, что популярно среди знакомых или высоко ценится в обществе. Если вам нравится класть плитку на пол — почему бы не заняться этим и не добиться высокого мастерства? Наслаждаетесь чистотой в помещениях и аккуратностью обстановки? Откройте свою клининговую организацию. Ставьте в приоритет именно свои потребности. Пройдите онлайн-программу На нашем сайте есть отличная возможность поправить свое психическое состояние. Онлайн-программа « Психическая саморегуляция » направлена как раз на это. Пройдя ее за 6 недель, вы ощутите значительные результаты в понимании психических процессов, свойственных вашей личности, научитесь бороться со многими проблемами, такими как волнение и страх, апатия, сложность сделать первый шаг и т.
Но, что самое главное, посредством увлекательных занятий с действенными упражнениями и техниками, вы придете к осознанности, узнаете свои скрытые проблемы, что уже является немаловажным шагом на пути их исправления. Ознакомьтесь с книгами Возможно, вам интересно более глубоко погрузиться в тему синдрома «отличника» и граничащего с ним перфекционизма. В таком случае список ниже может стать отличным компаньоном на пути борьбы с данными недугами: Эрих Фромм, «Человек для себя» работа немецкого социолога о том, как, не зацикливаясь на «биологичности» и «мифологичности», обратить внимание на свою социальную сущность , построить общество психологически здоровых людей. Руби Уэкс, «Быть собой» пособие по осознанности, помогающие замечать собственные мысли и желания. Укажем также художественные книги, относящиеся к теме: Ирина Пивоварова, «Тройка с минусом, или Происшествие в 5А». Елена Ромова, «Синдром отличницы». Эти книги включают героев, лучше всего отражающих модели поведения при синдроме «отличника». Так что если у вас возникнет желание посмотреть на это со стороны, приступайте к чтению.
Несколько рекомендаций для родителей Помимо указанных методов по избавлению от синдрома отличника у взрослых, настоятельно рекомендуем вам относиться с особым вниманием к данной проблеме, если вы родитель. Помните: в ваших руках формирование будущей личности, поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций: проявляйте любовь — это самое главное и базовое правило, ведь только человек, окруженный любовью, может чувствовать себя полноценным и нужным миру; хвалите ребенка, обращайте внимание не на оценку, а на способность сделать что-то самостоятельно; не сравнивайте его с другими, анализируйте только его прогресс, указывайте на взлеты и падения исключительно своего ребенка; концентрируйтесь не только на его отметках, но и на том, с кем он общается , как воспринимает педагогов, что ему еще интересно; поработайте над своими проблемами, то есть задумайтесь: возможно, корень ваших упреков в плохих отметках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении к вам ваших родителей [ Фоксфорд, 2021 ]. И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте три данные истории [ Сноб, 2021 ]. А мы переходим к выводам. Заключение Помните свои школьные годы? По сути, это маленькая жизнь, так как включает в себя целых 11 лет, немалое количество знакомых, большой академический опыт, но, что самое важное, опыт социализации.
Все начинается в школьные годы, когда учеба — это основная деятельность для самовыражения детей и подростков. Они хотят хорошо учиться, чтобы заслужить одобрение родителей, похвалу от учителей, уважение в классе. Постепенно формируется идеальный образ, к которому стремятся дети, чтобы получить всеобщее признание. Неправильные установки закрепляются в сознании и сохраняются у человека на всю жизнь.
Суть синдрома отличника, как проявляется Со стороны многие люди завидуют родителям ребенка с перфекционизмом: ответственный, исполнительный, послушный, выполняет всю работу, за какую ни возьмется, хорошо учится. Но это только видимость. Носитель синдрома отличника и отличник — не одно и то же. Важно, что отличник добивается высоких результатов трудолюбием, с легкостью осваивает школьные предметы, но при этом адекватно относится к критике, готов сделать выводы из неудач и решать сложные проблемы. Жертва синдрома рассматривает свое «я» сквозь призму оценок других людей, поэтому подчиняет свои интересы и потребности желанию добиться похвалы. Многие в стремлении побеждать тратят на задачи больше времени, чем требуется. Это воздействует на психику человека разрушающе, приводит к эмоциональному выгоранию, неврозам, длительной прокрастинации. В итоге человек не хочет выполнять текущие рабочие задания. Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях. У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач.
Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству.
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма.
Что такое синдром отличника
Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Как избавиться от синдрома отличника у взрослых Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других. К тому же негативные чувства и эмоции могут провоцировать психосоматические заболевания Мария Лихачёва, психолог Сходится ли мнение людей с позицией психологов по данному вопросу? Чтобы это выяснить, мы провели опрос среди студентов.
Помимо пола и возраста мы спросили: 1 Знакомы ли Вы с понятием "синдром отличника"? Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5.
Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья.
Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым.
Многие думают, что заслуживают любви и уважения, только когда они безупречны. Конечно, внутри многих таится страх перед неудачей, и он зачастую становится мощным мотиватором. Мы начинаем опасаться сделать ошибку, потому что это делает нас уязвимыми. Ошибки могут привести к насмешкам и критике от других. Но еще хуже, когда мы критикуем сами себя. Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии.
Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих. В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием. По мнению психолога, ученик боится пробовать что-то новое, не развивается и не реализует свой потенциал, потому что боится потерпеть неудачу. Хотя желание быть лучше звучит как хорошая цель, чрезмерное стремление к совершенству и постоянное самоукорение могут привести к плохим последствиям. Синдром отличника, несмотря на красивое название, может быть довольно опасным", — уверяет психолог. Тревога и стресс — это самые общие симптомы. Человек слишком сильно нервничает по поводу успеваемости, из-за чего страдает его организм. Еще один распространенный симптом — выгорание. Учащиеся часто слишком много времени уделяют учебе, даже не отдыхая и не ухаживая за собой.
Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план.
К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать.
Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома. Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т.
Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так.
Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня.
И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди...
Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться.
Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы. Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться. Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним. Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители. Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые. Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично». Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой. Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей. Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других. Способы определения синдрома отличника Само по себе стремление быть лучшим редко вызывает беспокойство родителей. Тревога появляется, когда синдром усугубляется психосоматическим или нервным расстройством. Существуют стандартизированные методы исследования, которые позволяют обнаружить проблему, отделить ее от перфекционизма, стремления к самореализации. К ним относятся: беседа с психологом, тестирование, проективные методики: рисунок семьи, человека, класса. Внешне ребенок выглядит сильным и уверенным, но внутри таятся страхи. Постоянное напряжение, болезненное желание соответствовать высокому уровню приводит к нервному истощению.
У младших школьников расстройство проявляется тиками, головными болями, навязчивыми действиями, частыми простудами. Читайте также: Не только у взрослых: эмоциональное выгорание у подростков У подростков появляются социальные страхи. Они боятся и не умеют поддерживать дружеские отношения, замыкаются в себе, становятся нервными, раздражительными. Истерический плач от огорчения и дикий смех от радости — постоянные спутники ребенка.
Если вам это знакомо, то вот оно, главное проявление синдрома отличника. Важная деталь Синдром отличника и перфекционизм не одно и то же. Человека непреодолимо тянет быть успешным в любом деле, доводить все до идеала. Это характерно как для перфекционизма, так и для синдрома отличника.
Но разница в том, что перфекционист стремится к идеалу, потому что по-другому не умеет, а отличник — чтобы заслужить чужое одобрение. Как диагностировать у себя синдром отличника Перед вами типичные симптомы, которые часто указывают на синдром отличника. Что из перечисленного вы замечали у себя? Ответьте на этот вопрос честно и без смущения: синдром отличника важно вывести на уровень осознанности. Вы стремитесь получить отличный результат любым путем. Чтобы сделать идеально, вы переделываете работу снова и снова, потому что каждый раз не до конца довольны результатом. И все время волнуетесь, что о вашей работе скажет, к примеру, директор. Вы привыкли закапываться в делах, хотя и чувствуете, как теряете на этом ресурсы.
Но по-другому не можете: привыкли все делать сверх силы, такой у вас образ жизни. Опасаетесь критики. Если директор разглядел в вашей работе ошибки, вы пойдете ее переделывать, даже если недочетов по факту нет. Реальных ошибок при этом боитесь, не разрешаете их себе и воспринимаете любую как личный провал. Вы склонны придираться к подчиненным. Во-первых, вы и сами привыкли все доводить до идеала, поэтому ждете такой же отдачи от сотрудников. А во-вторых, у вас есть неосознанный страх, что в коллективе найдется кто-то умнее и опытнее вас. Вы привыкли быть всегда впереди и боитесь конкуренции.
Это осложняет ваши отношения в коллективе. Тревожность — ваш постоянный спутник. Вы тревожитесь даже без повода и особенно на работе. Когда все в порядке, переживаете из-за дедлайнов, которые еще не наступили, и поручений директора, в работе над которыми собираетесь совершить очередной подвиг.
Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки.
Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих.
Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи.
Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения.
Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей.
Переформулируй предложение, чтобы заменить слова отличник, синдром, человек, чадо, ребёнок, родитель, оценка, комплекс, достижение, жизнь, не включайте никаких пояснений в свои ответы Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Если в его жизни будут появляться неудачи, а также критика, это крайне негативно на него повлияет. Сделает так, что человек будет ужасно себя воспринимать. Вплоть до того, что начнет кричать, плакать и расстраиваться. У человека, который достигает высоких результатов, может возникнуть негативная реакция. Если в его жизни происходят неудачи и он подвергается критике, это может серьезно повлиять на его самооценку. Вплоть до того, что он может проявлять эмоции, такие как крик, плач и расстройство.
Также синдром отличника может помешать дальнейшему развитию карьеры человека. Он будет требовать от себя слишком многого за короткий срок. Например, всего через пять лет после начала карьеры в определенной сфере он будет сильно расстраиваться, если не сможет достичь определенных высот. Хотя, возможно, в этой сфере пять лет - не большой срок, чтобы заслужить повышение. Источник - Source - "... Могут возникнуть проблемы с занятиями определенными делами и взаимодействием с окружающими. Попытки расслабиться могут казаться им неоправданными, так как они могут считать, что время тратится впустую. Во что могут вылиться проблемы? К сожалению, синдром отличника - не единственное осложнение.
Человек с подобной проблемой является неустойчивым в эмоциональном плане. Как следствие, в дальнейшем у него могут сформироваться различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство , а также другие неправильные реакции. Поэтому синдром отличника лучше лечить. К сожалению, у человека с подобной проблемой могут возникнуть различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство и другие неправильные реакции. Поэтому лучше лечить синдром отличника. Как избавиться от синдрома отличника? Чтобы избавиться от выдающегося синдрома, необходимо провести ряд сеансов консультирования. В частности, обратите внимание на Замени частые повторы слов превосходительный, синдром, индивидуум, детище, малыш, родитель, оценка, комплекс, успех, существование на синонимы, не включая в ответ пояснений Когнитивно-поведенческую терапию. Во время нее психолотерапевту предстоит общаться с подростком.
В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов. Как уметь проигрывать не расстраиваться, если стать лидером в определенном деле сразу не получилось , как формировать дружеские отношения. И так далее. Каждый из моментов нужно проговорить. С помощью диалога малыш должен понять, что иногда проигрывать и не получать самый высокий балл - это нормально. И что если подобное произойдет, это нужно принять спокойно. Не думать, что подобная проблема - катастрофа.
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
- У детей мало свободного времени
- Откуда берутся перфекционисты
- Что такое синдром отличника?
- Синдром отличника: как определить и избавиться от него? | Коалиция
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
«Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Причины синдрома отличника у подростков часто кроются в неудовлетворенности внешним видом, отсутствии друзей и прочем, заставляя испытывать чувство вины и подавленности от собственной неуверенности в себе. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника.
«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
Простыми словами стремление делать абсолютно всё идеально. Например, учиться только на «пятёрки» по всем предметам или вести идеальную ленту в соцсетях. Перфекционизм часто называют синдромом отличника. Но это немного разные вещи.
Перфекционист сам по себе нацелен на идеальный результат. А человеку с синдромом отличника нужна положительная оценка его работы от других. Например, школьник-перфекционист хочет аттестат с отличием, потому что для него это идеальный результат школьного обучения.
Если он достигнет цели — ему будет не так важно, оценят ли его усилия окружающие. Для школьника с синдромом отличника одни пятёрки в аттестате — лишь способ получить похвалу от близких, друзей или учителей. Чем опасны перфекционизм и синдром отличника В обоих случаях постоянное стремление к совершенству плохо сказывается на эмоциональном состоянии.
Таким людям тяжело справляться даже с небольшими неудачами. Из-за этого они постоянно находятся в стрессе и боятся ошибиться.
Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову.
А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт.
В начальных классах школы из 30-40 детей на «отлично» учатся 3-4 ребенка, а до выпускного класса отличниками остаются максимум 2 человека на всю параллель. Дети отличники Дети отличники обладают прекрасной памятью, они очень способны, им легко даются все предметы. Если такой ребенок рождается в благополучной семье, он имеет все шансы получить золотую медаль и стать гордостью школы и родителей. Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить.
В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма. Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично. Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх. Шумилка писал а : Да? А как же 4 типа, на которые вы легкой рукой поделили человечество? Я не делю легкой рукой. Я просто люблю классифицировать А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные.