С 1 февраля 2024 в России вступают в силу новые правила работы с должниками по закону о коллекторской деятельности – что изменится, последние новости. Какой закон регулирует деятельность коллекторских агентств, какими правами и обязанностями они обладают?
Права коллекторов и должников по новому закону с 1 февраля 2024 года
И вот, как стало известно, уже с 1 ноября коллекторам придется работать по-новому, так как Госдума РФ приняла закон, который вносит изменения в порядок взаимодействия коллекторов и физических лиц. 1 февраля 2024 года вступят в силу новые правила взаимодействия коллекторов и должников, рассказал адвокат, преподаватель Финансового университета Кирилл Данилов. Коллекторы – специалисты, представляющие коллекторские агентства. Правительство России утвердило положение о контроле за деятельностью коллекторов. Новый закон также меняет правила взаимодействия коллекторов и должников. Последние новости.
Новый закон о коллекторах: что изменится с 1 февраля и что ждет должников
Согласно ст. Перепродать долг Ст. Последнего он обязан лишь уведомить о совершении подобной сделки. Коллекторское агентство при желании вполне может передать кредит заемщика другому коллекторскому агентству. Но на практике подобная перепродажа не встречается. Если коллекторы не могут заставить заемщика погасить долг, они подают на него в суд. Передавать дело другим кредиторам не имеет смысла, ведь они для возврата используют те же методы. Начислять проценты и пени Согласно ст.
Иными словами, коллекторское агентство вправе начислять проценты и пени, предусмотренные договором, в случае несвоевременной уплаты очередного платежа. Если сумма начисленной неустойки несоразмерна допущенным нарушениями или больше суммы основного долга, то заемщик имеет право требовать ее снижения в судебном порядке на основании ст. Суд в большинстве случаев принимает сторону должника. Поэтому если по вашему долгу продолжают начисляться штрафы и пени, то лучшим вариантом для вас будет передача дела в суд. В этом случае окончательная сумма к уплате будет зафиксирована. Требовать долг 10-летней давности Срок исковой давности многие юристы трактуют по-разному. Одни считают, что он составляет 3 года с момента совершения последнего платежа, другие — 3 года с момента окончания кредитного договора.
В судах также выносятся различные решения в одинаковых ситуациях. Для своего спокойствия заемщик может проконсультироваться с адвокатом, который уже вел подобные дела и примерно знает, какой позиции придерживается определенный суд при понимании срока исковой давности. Если все возможные сроки уже вышли, то заемщик может больше не волноваться. Формально банк, конечно, может подать на него в суд и по истечении 10 лет, но должник имеет право подать в суд встречное ходатайство о том, что срок исковой давности давно вышел. Суд в этом случае отклонит иск кредитора. Поэтому зачастую банки начинают прибегать к иным способам возврата «старого» долга — к коллекторским агентствам.
Власти определились, как много коллекторы могут общаться с должниками в мессенджерах.
Если человек, задолжавший по кредиту, дал ответ, то в течение дня взыскатель может отправить ему сколько угодно сообщений, следует из поправок Правила сбора долгов с физлиц в России распространятся на чаты между коллекторами и должниками, следует из поправок ко второму чтению в закон «О взыскании» 230-ФЗ , опубликованных на этой неделе. В документе появилось новое понятие — «обмен сообщениями» — и прописан новый подход: если на первое сообщение коллектора должник дал ответ, то в течение этого дня взыскатель может отправлять клиенту сколько угодно сообщений, пока диалог не будет завершен. Это будет считаться одним случаем контакта. Действующий закон ограничивает право кредитора или его представителя на непосредственное взаимодействие с должником: личная встреча допускается не чаще раза в неделю, а телефонные звонки — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. При этом количественные ограничения пока не распространяются на сообщения в мессенджерах. Сейчас компании расходятся в том, как считать количество взаимодействий с должником, уточнил он. Ключевое изменение — распространение требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации МФО , для которых взыскание просроченной задолженности является важной частью бизнеса, но не основной.
Согласно поправкам, за незаконную деятельность: применение насилия, повреждение имущества, распространение порочащих сведений и угрозы всем перечисленным — коллектора теперь могут отправить в колонию. Прежде коллекторы несли только административную ответственность за аналогичные правонарушения. Максимальное наказание за угрозы, согласно новому закону, — пять лет лишения свободы. Если дело дошло до применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, уничтожения или повреждения имущества — наказание может быть строже, до семи лет колонии.
В такой ситуации все общение происходит через уполномоченного финансового управляющего. Прямые контакты между коллектором и должником запрещены.
Должник предоставляет подтверждающие документы коллекторам, что он относится к одной из вышеуказанных категорий. Например, инвалидное удостоверение, справку о недееспособности или частичной недееспособности или другие бумаги. Куда обращаться при превышении полномочий взыскателями задолженности Гражданин вправе составить жалобу в письменном виде в случаях, когда сотрудники коллекторского агентства не реагируют на просьбы и законные основания о прекращении давления. При этом должнику желательно заранее собрать доказательства нарушений со стороны бюро. Можно использовать диктофон, аудио и видеозапись посещений и телефонных разговоров, скриншоты или копии писем с угрозами. Коллекторским бюро непросто получить лицензию, поэтому при нарушениях со стороны сотрудников и письменного заявления о превышении полномочий нарушений станет меньше.
А в запрещенное законом время коллекторы вовсе перестанут звонить. Звонки по «чужим» кредитам Иногда гражданам звонят из коллекторстких агентств с претензиями по долгам, к которым человек вообще не имеет никакого отношения. Такие ситуации могут возникнуть, если: при внесении телефона в базу данных кредитора в сведениях о заемщике была допущена ошибка; вы действующий поручитель по кредиту, по которому не в состоянии платить основной заемщик; когда вы были поручителем и при этом договор поручительства истек, а сумма по кредиту так и не была погашена; номер, который вы приобрели, ранее принадлежал реальному должнику. Отпираться, что вы не должник по телефону бессмысленно. Для начала поинтересуйтесь, откуда у коллектора ваши сведения. Уточните фамилию, имя отчество клиента, на которого был оформлен кредитный договор.
Если ФИО знакомы, и вы действительно выступали его поручителем, то связывайтесь с реальным должником. Если заемщик вам неизвестен, подойдите с паспортом в тот банк, где был выдан кредит, долги по которому вам вменяют. Возьмите выписку или справку, что у вас в этом учреждении нет задолженностей. С этим документом обратитесь в то, коллекторское бюро, от которого поступали письма и звонки. После доказательства, что вы не имеете никакого отношения к долгу, вам перестанут писать и звонить.
Как вести себя с коллекторами? Права и обязанности взыскателей
Кредитор или его представитель должен общаться с должником: при личной встрече или по телефону; автоматизированного агента — звонки будут записываться, а должник имеет право переключиться на живого человека; телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и другие сообщения, в том числе через «Госуслуги» — в последнем случае должник должен дать свое согласие; корреспонденцию по месту жительства или пребывания должника, доставить ее должен почтальон, курьера или служба доставки. Другие способы взаимодействия возможны только по предварительному соглашению сторон. Нельзя звонить и приходить: в рабочие дни с 22 до 8 часов; в выходные и нерабочие праздничные дни — с 20 до 9 часов по местному времени; лично встречаться более одного раза в неделю; по телефону более раза в сутки, более двух раз в календарную неделю и более восьми раз в течение календарного месяца. При контакте коллектор должен назвать должнику свое имя и индивидуальный идентификационный код, присвоенный кредитором, а также данные кредитора или его представителя. Коллектор обязан сообщить размер и структуру долга.
Действующий закон ограничивает право кредитора или его представителя на непосредственное взаимодействие с должником: личная встреча допускается не чаще раза в неделю, а телефонные звонки — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. При этом количественные ограничения пока не распространяются на сообщения в мессенджерах.
Сейчас компании расходятся в том, как считать количество взаимодействий с должником, уточнил он. Ключевое изменение — распространение требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации МФО , для которых взыскание просроченной задолженности является важной частью бизнеса, но не основной. Кроме того, в законодательстве предлагалось закрепить новые понятия например, робот-коллектор , чтобы отразить те подходы и инструменты, которые давно применяются для сбора долгов. Поправки выносились на общественное обсуждение и отзывались, законопроект был внесен в Госдуму лишь в сентябре 2022-го, а в декабре того же года принят в первом чтении. С тех пор срок внесения поправок ко второму чтению постоянно сдвигался. Что еще добавили в законопроект о коллекторах Поправки вводят понятие «автоматизированный интеллектуальный агент», под которое попадают роботы-коллекторы и автоинформаторы, которыми сейчас пользуются взыскатели.
Задолжавший по кредитам гражданин вправе: отказаться от звонков, писем и встреч с коллегами по истечении 4-месячного срока взыскания; требовать от них представиться: назвать ФИО, наименование и адрес компании, получить первичную информацию о действующей задолженности; не пускать коллекторов в дом или квартиру ; вести аудио- или видеозапись беседы. Планируется наделить заемщиков правом самостоятельно выкупать у банков долги до момента передачи их коллекторским службам. Но пока данный законопроект находится на стадии рассмотрения. Запреты и ограничения деятельности коллекторов по закону Возврат просроченной задолженности работниками коллекторских организаций строго регламентирован, а малейшее нарушение может послужить причиной серьезного штрафа или лишения аккредитации. Важно: коллекторы могут взаимодействовать с должником только после отправки банком или самим агентством официального уведомления о факте передачи задолженности. В регулирующем деятельность коллекторских служб законодательном акте также описаны и ограничения для юридических лиц, занимающихся коллекторской деятельностью. К ним относятся: Запрет на общение задолжавшим по кредитам гражданином, в случае отправки им письменного заявления с требованием о недопустимости звонков, писем и встреч.
Запрет на ведение коллекторской деятельности лицам с действующей судимостью за экономические преступления, а также преступные деяния против власти, личности или общественной безопасности согласно п. Запрет на частые встречи, звонки и сообщения, нарушающие установленный законодательством график. Обязательное наличие общедоступного сайта в интернете, на страницах которого размещена вся необходимая информация о коллекторском агентстве. Размер уставного капитала не менее 10 миллионов рублей и наличие действующего договора страхования ответственности на аналогичную сумму. При нарушении коллекторскими организациями и их сотрудниками требований законодательства предусмотрен административный штраф, максимальный размер которого составляет 2 миллиона рублей. Кто регулирует действия коллекторов? Деятельность служб по взысканию просрочек регулируется сразу несколькими государственными органами: главным регулятором выступает ФССП России — именно на эту службу возложен контроль над действиями организаций, занимающихся сбором просроченных задолженностей; Прокуратура РФ осуществляет общий контроль как над коллекторами, так и над службой судебных приставов; Центробанк РФ контролирует деятельность выдающих гражданам микрозаймы МФО и проводящих их взыскание при просрочках организаций.
Жаловаться на действия собирателей просрочек стоит в восходящей последовательности: для начала судебным приставам, если же они грубо нарушили закон — написать на них заявление в отдел полиции или в прокуратуру. Если же их действия нанесли вам ущерб, то смело подавайте иск в суд. Как пожаловаться на коллекторов?
С 8 утра до 10 вечера в будни и с 9 утра до 8 вечера в выходные дни. Более того, коллектор не имеет права являться и вообще напоминать о себе через звонки более одного раза в день, двух раз в неделю, восьми раз в месяц», — обращает внимание Елена Феоктистова.
В частности, все компании, связанные с принудительным взысканием долгов, теперь должны изменить наименование. То есть здесь уже можно будет говорить о том, что, ребят, если вы называетесь как-то странно, то я с вами могу не общаться. Более того, они обязаны позвонить и представиться, назвать название компании, если у сотрудника есть идентификационный код — назвать этот код. Если нет, то фамилию, имя, отчество и должность полностью. И далее уже назвать всю сумму долга и что конкретно требуется от должника», — пояснила юрист.
Что запрещено коллекторам Задача коллектора — в первую очередь, вернуть денежные средства, но так, чтобы и вам это было комфортно, и, соответственно, кредитору тоже. Но иногда сборщики долгов начинают перегибать палку. По закону коллекторы не могут оказывать на должника психологическое давление, оскорблять его во время общения и совершать другие действия, унижающие честь и достоинство. Раскрытие персональных данных человека тоже под запретом, за это предусмотрена административная ответственность. Если долг все же образовался, заемщику стоит объяснить коллектору причины просрочки.
Игнорировать звонки и письма взыскателей не стоит, поскольку это приведет к судебному разбирательству и принудительному взысканию задолженности судебными приставами. Если же пойти на диалог с коллектором, можно составить приемлемый для всех график погашения займа или другой вариант решения проблемы. Как говорить с коллектором Первое, что надо помнить при разговоре с коллекторами, легальных взыскателей бояться не стоит. Они не станут запугивать должника, чтобы он погасил кредит любой ценой, а лишь описывают возможные перспективы и вместе с вами ищут способ решить вопрос с долгами. Вы стараетесь вместе найти вариант решения вопроса.
Решением, как вариант, может быть составление графика платежей. Задача коллектора сделать так, чтобы вы из проблемного должника стали адекватным, который будет выплачивать долг. Соответственно, коллектор будет в процессе разговора выявлять, в каком вам графике будет удобно гасить, и естественно, это все будет юридически оформляться», — пояснила юрист.
Коллекторам изменят правовые рамки: названы плюсы и минусы нового законодательства
Госдума приняла во вторник в третьем, окончательном чтении законопроект о лишении свободы на срок до 10 лет за применение насилия или угрозы его применения при осуществлении коллекторской деятельности. Какой закон регулирует деятельность коллекторских агентств, какими правами и обязанностями они обладают? Так, ст.6 Закона № 230-ФЗ описаны действия, которые не должны совершать коллекторы.
В Госдуму внесли новеллу о запрете коллекторских организаций
По закону, коллекторами являются коммерческие организации, которые выкупили долг у банка или МФО. С 1 февраля вступают в силу поправки в Федеральный закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником. Коллекторское агентство можно лишить лицензии за нарушение закона. Однако в законе не конкретизировалось, как часто коллекторы могли беспокоить должников и могли ли они связываться с ними другими способами. В законе сказано, что кредиторы и коллекторы без специального согласия должника не могут раскрывать любым третьим лицам информацию о гражданине, его долге, процессе взыскания. С 1 февраля 2024 года в России начнут действовать новые правила взаимодействия коллекторов с неплательщиками.
Госдума приняла закон об уголовной ответственности за нарушения в работе коллекторов
Под запретом звонки с любых номеров, в т. Противозаконно применять физическую силу или угрозу ее применения, психологическое насилие шантаж, угрозы, хамский тон и т. В случае нарушения Ваших прав коллекторами, необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов России, а при применении угроз или физического насилия, при повреждении или уничтожении имущества — в полицию по месту жительства.
Ранее роботы-коллекторы не регулировались законом. Теперь этот нюанс исправили. При этом поправки вводят ряд ограничений. Например, коллекторы могут звонить должнику не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и 8 раз в месяц. Назначать личные встречи можно и того реже — не более раза в неделю. При этом должник может запретить взыскателю звонить и назначать личные встречи.
В таком случае организация имеет право напоминать о задолженности только текстом. Также коллекторы не имеют права общаться с рядом должников. Речь идет о банкротах, инвалидах I группы, недееспособных гражданах и пациентах, лечащихся в стационаре. Кто это такие? Черных коллекторов можно разделить на две группы.
Сюжет Законы Тема кредитов и долгов — самая, что ни на есть народная. В 2022 году объем долгов россиян по кредитам превысил 25 трлн рублей. Большая часть этой суммы — ипотека — 15 трлн.
И объем долга продолжает расти. Отдельная категория должников — клиенты микрофинансовых компаний. В прошлом году их услугами пользовались 17 млн россиян, прирост к 2021 году составил 3,1 млн. На этой почве уже давно вырос и расцвел бизнес по взысканию долгов, который иногда превращается в выбивание. Не заплатишь — отрубим ноги В арсенале коллекторов огромное количество средств принуждения и устрашения. От постоянных звонков и граффити в подъезде до угроз жизни и похоронных венках на дверях. Жуткие истории про коллекторов приходили из многих регионов страны. Так в 2019 году в Твери из-за долга в 1200 рублей коллекторы устроили травлю мужчине: по телефону угрожали изнасиловать жену и отрубить ноги ребенку.
Все закончилось визитом коллектора, который ворвался в квартиру и угрожал женщине. В итоге было возбуждено уголовное дело по довольно легкой статье «проникновение в жилище».
При этом для коллекторских организаций, банков и МФО уполномоченный правительством орган исполнительной власти сможет устанавливать ограничения на отдельные способы взаимодействия с должниками. Такие ограничения могут распространяться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 календарных дней.
Закон вступит в силу через 180 дней после официального опубликования.