Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы.
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей
Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР»18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период «привыкания» к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе.
Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе.
Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С.
Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года.
Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес.
Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в «сочетании» с кириллицей.
Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И. Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей.
Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правитель-ством20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса «Хани и Шах Мюрид», являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты. Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф.
Шольц посвятил свое исследование периоду, начавшемуся после установления британского господства; как и у других авторов, которые сосредоточили основное внимание на проявлениях белуджского национализма, его интерес ограничивается территорией современного Пакистана. В 1930-х годах жизнь белуджей в Туркменистане изучали члены экспедиции Российской академии наук. В монографии Э. Гафферберг описываются быт, обычаи и традиции белуджей, а также трудности, испытываемые этносом в ходе интеграции в СССР. После распада Советского Союза интерес к туркменским белуджам возрос.
Белуджи из Пакистана, зачастую с удивлением, открывают для себя их культуру; об этом свидетельствует, например, статья «Туркменистан: страна пятидесяти тысяч белуджей», принадлежащая перу пакистанского журналиста из Кветты Яр Яна Бадини. Ржехак и двое его коллег-белуджей опубликовали в 2007 году словарь, содержащий слова и фразы на балучи, пушту, дари и английском языках. Он был первым словарем западноиранских языков, на которых говорят около 10 млн человек. Авторы его стояли также у истоков белуджской Академии в Заранчи в афганской провинции Нимруз , создание которой было завершено в 2010 году. Она, как и академия в городе Кветта, должна была стать центром научного сотрудничества и обмена информацией между пакистанскими, иранскими и афганскими белуджами и одновременно служить культурному развитию белуджей и изучению их этнических традиций.
Особенно ценно, что в строительстве здания для Академии активно участвовали сами белуджи — кто денежными взносами, кто личным трудом21. Цель подобных проектов — донести до мира как и до самих белуджей, разбросанных по разным странам белуджскую историю и культуру. Возможно, это поможет взглянуть на белуджей несколько по-другому и не воспринимать их только как опасных националистов, создающих проблемы для стран, в которых живут. Процесс ассимиляции белуджей, несомненно, связан с компактностью их поселения, но это обстоятельство не всегда 21 Cm. Например, в Пакистане ассимиляции белуджей не происходит или происходит в небольшой степени , хотя здесь они проживают некомпактно.
И если вы так можете сказать, поздравляю, вы - Джейкоб Джеремия Салливан, кавалер ордена Ярослава Мудрого, советник президента Байдена по вопросам национальной безопасности. Имя американского политика, награжденного украинским орденом, здесь всплыло не зря. Именно Салливан в марте прошлого года всех просто оглоушил заявлением о том, что «на Ближнем Востоке все спокойно, как никогда». Извиняюсь, но это уровень не менее 5 МегаПсаки по сути. Видимо, украинские награды какую-то эманацию выдают, раз такое творится. Но не в наградах от соседей дело, а в том, что это даже не попытка выдать желаемое за действительное.
Сегодня многие в администрации Байдена там еще уцелели умные люди по темным углам говорят о том, что, дескать, Салливан имел в виду «успех миротворческой операции США в Сирии». Это тоже мина, но не хорошая при плохой игре и даже не противотанковая. Это «мина», которую ставят коровы, и в которую можно вляпаться от души. Вообще само по себе упоминание «миротворческой операции» США в Сирии — это очень смело, потому что как бы основные силы коалиции читай — США были выведены из Сирии еще Трампом, а что там успел оставшийся батальон, сказать непросто. Но по ходу победил всех, раз советник президента Байдена делает такие заявления. Не хуже своего босса, но хоть с привидениями не здоровается.
Однако людям умным понятно, что в Сирии не тишина — затишье. Там не три-четыре стороны конфликта, их много больше и сегодня действительно, идет просто период затишья перед началом новых действий, которые, несомненно, последуют. БВ — это такой узел, который не распутывается громогласными заявлениями по типу Салливана и прочих многократных уничтожителей того же ДАИШ запрещено в РФ. Да и без ДАИШ там есть, кому позаботиться о том, чтобы в регионе не было тихо и мирно. Можно еще долго разбираться в том, кто подтолкнул ХАМАС устроить на границе Газы кровавое пришествие, можно оценивать по-всякому ответные действия Израиля, здесь уже не так важно, кто и почему начал первым, кто не так ответил, важно то, что мир был нарушен и начались полноценные военные действия. И тут же понеслось и дальше.
Хуситы начали долбить ракетами по кораблям, причем, не особенно разбираясь в принадлежности, американцы тут же начали вершить ответные действия. А флаг над иранской мечетью Джамкаран, поднятый 6 января этого года кто заметил? А стоило бы, потому что красный флаг над такими святынями по пустякам не поднимают, знаете ли. Это министерства иностранных дел могут озабоченности пачками выражать, а красный флаг над Джамкараном говорит только о том, что слов будет очень мало, а дел — наоборот, много. Мечеть, конечно, просто ослепительной красоты, что только подчеркивает серьезность намерений Тегерана. А намерения у него самые серьезные, особенно принимая во внимание довольно сложный и тяжелый предыдущий период.
И вот пока коалиции различных союзников на самом деле, США и Великобритании заняты хуситами, которые явно настроены на то, чтобы причинить максимальное количество время всем, до кого дотянутся. Да, декларируется война с судами Израиля и идущими в израильские порты, но как обычно, при таких раскладах прилетает всем подряд. Так что парни из «Ансар Аллах» еще долго будут морочить головы американцам и британцам, особенно учитывая, что «международная коалиция» оказалась пшиком, а развязанная Байденом война вряд ли быстро придет к логичному завершению, хотя бы потому, что у хуситов есть друг, у которого вполне приличных ракет более чем достаточно. И пока в Красном море творится такой бардак, восточнее тоже начались не совсем внятные движения. Кто бы мог подумать, что бравый парни из КСИР, а именно эта структура дошла до того, чтобы долбануть по территории Пакистана, окажутся настолько бравыми? До относительной потери инстинкта самосохранения, ибо Пакистан все-таки из ядерного клуба, и более того, страна с достаточно боевым прошлым и настоящим, что еще серьезнее.
На самом деле, да, Тегеран переступил через определенные черты разных цветов и силами КСИР устроил то, что произошло. Кстати, ну более чем странно, потому что обычно иранцы, как потомки истинных персов, действовали тоньше.
Армия освобождения Белуджистана Армия освобождения Белуджистана была создана в начале 1970-х, в первые годы правления премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, когда в Белуджистане вспыхнуло восстание против центральных пакистанских властей. После военного переворота 1977 года и прихода к власти военного диктатора Мухаммеда Зии-уль-Хака Исламабад вступил в переговоры с лидерами белуджей, и восстание было прекращено, а АОБ сократила масштаб своих действий. Через 20 с лишним лет при президенте Пакистана Первезе Мушаррафе конфликт возобновился. Толчком стал арест лидера племени марри Наваба Хаира Бахша Марри по обвинению в убийстве судьи Высокого суда. В начале нулевых годов сепаратисты устроили несколько нападений на объекты и представителей силовых структур Пакистана.
Ответственность за большинство этих акций взяла на себя АОБ, и в 2006 году центральные власти внесли ее в список запрещенных организаций. АОБ, кроме независимости Белуджистана, борется еще и против экономической экспансии Китая в Пакистан и в последние годы устраивала нападения с участием смертников на китайцев. Первое такой нападение было осуществлено в августе 2018 года в городе Далбандин: смертник пытался взорвать автобус с китайскими рабочими, работающими на разрезе Саиндак, где добывают золото и медь. В результате погиб только сам смертник. Затем, в ноябре того же 2018 года, АОБ взяла на себя ответственность за нападение на китайское консульство в Карачи. В нем участвовали три бомбиста-смертника.
Главная проблема при эксплуатации Гвадара в том, что расположен он в провинции Белуджистан. Провинция названа в честь народа белуджей. Они являются вторым после курдов крупнейшим этносом в мире, у которого нет собственного государства. На примыкающих друг к другу территориях Ирана, Пакистана и Афганистана обитает около 10 миллионов белуджей. Крупнейшая диаспора — в Пакистане: более шести миллионов. Причем отношения с пакистанскими властями, которые состоят преимущественно из пенджабцев, у них складываются очень и очень сложно. В свое время при разделе Пакистана и Индии белуджи выбрали Пакистан, надеясь, что получат в его составе широкую автономию. Но до сих пор эти надежды не оправдались. Поэтому на территории Белуджистана действуют сепаратистские группировки, пакистанские власти называют провинцию одним из самых опасных регионов в стране. Жилище кочевой семьи белуджей. Фото Александра Рыбина, "Фергана" Каплан в «Муссонах» предсказывал, что неприязнь белуджей к пакистанским властям неизбежно перекинется на китайцев, которые без согласия белуджей занимаются развитием Гвадара и другими инфраструктурными проектами на их исконной территории. И вот пример. Правда, и месть пакистанцев или китайцев?
Российский институт стратегических исследований
Народ с благодарностью помнит, что построил Советский Союз в его стране, большинство объектов работает до сих пор. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко.
Форма поиска
- ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана
- Духовный лидер Ирана призвал шиитов и суннитов к объединению против внешнего врага
- Армия освобождения Белуджистана
- Об основных причинах и версиях крупного приграничного столкновения
- белуджи - Последние новости :
Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана
Хотя провинция и самая богатая по наличию природных ресурсов, здесь добывают золото, кобальт и газ, население в массе своей бедное. Армия освобождения Белуджистана поставило своей целью донести до правительства проблему экономической дискриминации населения, и новости об акциях вооруженных отрядов регулярно просачиваются в местную прессу. Белуджи испытывают особенное чувство обиды по отношению к центральной власти, обвиняя ее в том, что власть поработила их и замедлила развитие провинции, и в то же время грабит ресурсы Белуджистана. Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи.
По мнению И. Зарубина 1 , язык белуджей Хорасана и Туркменистана сходен с принятым в западной диалектной группе, однако между ними существуют некоторые фонетические различия.
Наиболее существенна разница между диалектами туркменских и пакистанских белуджей. Зачастую они даже не понимают друг друга. Между речью туркменских и иранских белуджей различия не так значительны. Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык 2 , относящийся к северодравидской ветви.
Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи 3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки 4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что "чем темнее кожа, тем хуже" темная кожа типична для брагуи. Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания 5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось.
Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии.
Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей. Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи 6. По мнению В. Фроловой 7 , наиболее вероятной является "иранская" версия.
В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин 8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп.
В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гафферберг 9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный архив Туркменистана , где хранятся списки добровольцев в Красную Армию, составленные в 1919 году в Серахском районе. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи. Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов.
Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием "Гедросия". Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г. III в. Первые упоминания о белуджах на этой территории относятся к Х веку В VII веке в связи с приходом арабов, исламизировавших Персию и прилегающие к ней территории, появляется название "Мекран" "Макран" , которое обозначало засушливые пустынные районы у известного в древние времена как Гедросия побережья Аравийского моря.
Как указывает белуджский автор М. Балох 10 , уже в XV веке предводителю белуджей Мир Чакару удалось объединить племена и создать империю на землях юго-восточной Персии, южного Афганистана и нынешнего пакистанского Белуджистана уже тогда, вероятно, белуджи расселились на занимаемых ими сегодня территориях. Однако после смерти Мир Чакара эта империя рухнула. Государство Мир Чакара упоминается и другими авторами; подробное описание его правления и гражданской войны между племенами белуджей приводится в трудах таджикского философа-востоковеда М. Асимова и английского историка К.
Босуорта: "Во II пол. XV века было основано государство белуджей под властью Мир Чакара из белуджского племени Ринд. В этом государстве вместе с белуджским племенем лашари жили члены племени ринд. Это государство прекратило свое существование в результате гражданской войны между обоими племенами. Предводителем племени лашари был Мир Горан хан Лашари.
После этой войны известной как Тридцатилетняя война племена лашари и ринд населили прежде всего провинции Синд и Пенджаб" 11.
Большое количество белуджей, проживающих в Иране, ведут кочевой образ жизни. Белуджский язык — это язык, на котором говорят на территории Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана. В настоящее время общее количество носителей этого языка превышает 4,5 миллиона человек. Делится на два основных диалекта: западный и восточный. Письмо белуджей в Пакистане и Афганистане основано на арабском письме.
Теперь перейдем к кровожадным действиям мулло-персидского режима против белуджей. Согласно информации, опубликованной телеканалом «Азад Иран», в 2022 году в Иране было убито 628 этнических белуджей. Более 182 этнических белуджей были казнены по обвинению в хранении наркотиков. В 2022 году иранские силовики расстреляли 167 человек, в том числе при подавлении протестов в Иране. В эти дни 2023 года режим продолжает свои репрессивные действия против белуджей. Почему режим мулл мстит белуджам?
Глава Центра ближневосточных исследований политический обозреватель Садреддин Солтан комментируя этот вопрос отметил, что белуджи считаются изолированной нацией, как и другие неперсидские этнические группы в Иране. Белуджи — кочевое племя, принадлежащее к ханафитской секте ислама суннитского толка.
Здесь, в окружении самых разных и удивительных пейзажей, понять вечных иранских кочевников, окажется не труднее, чем отыскать их. К северу от притока реки Карун — Абе-Диз, в области, именуемой Лури-кучек, или Малый Луристан, несложно встретить сразу две многочисленные группы лурских племен: Пуштекоха и Пешкоха. Большинство лурских племен исповедуют ислам шиитского толка, говорят на близком к фарси языке лори и издавна именуются «чадорнешинами» «живущими в шатрах». Ведь, несмотря на все попытки правительства в 1920-1930-х годах привести их к оседлости, луры по-прежнему кочуют по юго-западу страны. Бахтиары Соседствуют с «подвижными» жителями Малого Луристана не менее легкие на подъем обитатели Большого Луристана, или Бахтиарии.
Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий. Позднее в попытке подчинить себе кочующее население Луристана в его пределы не раз вторгались и иранские шахи, впрочем, до царствования Аббаса I 1587-1629 — довольно тщетно. Так, многие племена летом проживают в горных деревнях, занимаясь земледелием, а к зиме устремляются в Гармсир, жаркое равнинное побережье Персидского залива. Здесь они перебиваются работой на местных заводах и раскидывают вблизи них свои знаменитые шатры — правда уже все чаще с брезентом, а не козьей шкурой, да и с машиной неподалеку. Белуджи «Сидят на чемоданах» и в более южных регионах страны, в частности, в провинции Систан и Белуджистан. Здесь, на границе с Пакистаном, издавна находят себе места для кочевья многочисленные группы белуджей.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
В своей повседневной жизни и социальных отношениях белуджи руководствуются кодексом поведения, известным как Белухмаяр, или «путь белуджи». Это кодекс предписывает щедрость в гостеприимстве к гостям, предоставление убежища людям, которые ищут защиты и т. Мужчины-белуджи носят свободные штаны с длинными рубашками, а также тюрбаны или шляпы. Женщины также могут носить свободные брюки и красочные платья, украшенные вышивкой, которая показывает социальное положение своей хозяйки. Голову они покрывают шарфом, который на местном диалекте называется сариг. Одежда иранских белуджей более консервативна и требует, чтобы женщины закрывали лица красной паранджой и носили головной платок. Поскольку они проживают в слаборазвитых регионах, у белуджей мало возможностей для получения образования.
Хотя провинция и самая богатая по наличию природных ресурсов, здесь добывают золото, кобальт и газ, население в массе своей бедное. Армия освобождения Белуджистана поставило своей целью донести до правительства проблему экономической дискриминации населения, и новости об акциях вооруженных отрядов регулярно просачиваются в местную прессу. Белуджи испытывают особенное чувство обиды по отношению к центральной власти, обвиняя ее в том, что власть поработила их и замедлила развитие провинции, и в то же время грабит ресурсы Белуджистана. Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи.
Белуджи опасаются вытеснения представителями других пакистанских этнических групп, переезжающих в провинцию в поисках работы и поддерживающих проект Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК. Успешность реализации проекта зависит от обстановки в портовом городе Гвадар в Белуджистане. Отвергая любые переговоры, главарь BRAS Алла Назар Белудж написал в соцсетях: "Белуджские парламентские группы являются контрпродуктивными и контрреволюционными, поскольку они узаконили варварство государства. То, что они делали, было ожидаемо с самого первого дня. Государственные органы совершают те же зверства, что и в Бангладеш". Таким образом, рассуждения Гульзара Имама о мире кажутся несбыточными на фоне воинственных заявлений его соотечественников. Белуджским повстанцам не хватает сил, чтобы одержать победу над пакистанскими военными, однако они постоянно находят способы оказать давление на правительство и попасть в заголовки газет. BRAS и его подразделения продолжают оказывать давление на правительственные силы по всей территории Белуджистана. Движение также стремится подорвать проект КПЭК, атакуя китайские объекты в провинции и адресуя угрозы Пекину. В сентябре 2022 года Назар рассуждал: "Только вооруженное сопротивление белуджей твердо стоит на пути этой эксплуататорской колониальной схемы. Теперь и пакистанская пенджабская политическая элита, и армия публично признают провал КПЭК, обвиняя друг друга в неудачах. Так что наши утверждения о провале проекта нельзя назвать преувеличением". Белуджские боевики ранее атаковали и другие провинции Пакистана.
Проживают они практически на всей юго-восточной части Иранского нагорья. У белуджи есть свой язык на котором они общаются между друг другом, происхождение языка остается загадкой. Кроме того, они отлично знают язык той страны, в которой проживают, то есть, можно сказать, полиглоты. По вероисповеданию белуджи являются мусульманами, которые исповедуют суннитскую ветку, несмотря на то, что почти все народы Ирана исповедуют шиитскую ветку. Название народа переводится как «разбойники пустыни», от персидских слов «балут» и «барлуч».
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Даже если внутри этих границ творятся этно-конфессиональное угнетение, этнические чистки и геноцид. И даже если единственным путём к прекращению институционального насилия могло бы стать отделение угнетаемых территорий от угнетающего их «центра»… Языковая карта Афганистана. Также, как и в случае с этнической картой, видно сравнительно чёткое деление на в целом непуштунский север и центр — и в целом пуштунский юг Карта, на которой искусственно разделённый британцами народ по «Линии Дюранда» — пуштуны, конструируют карту «Великого Пуштунистана», захватывая при этом не только населённую пуштунами часть Пакистана, но и ряд непуштунских территорий, где живут белуджи и другие народы. Мечта о Великом Пуштунистане — главная причина, по которой Пакистан поддерживает талибов: до тех пор, пока в Афганистане идёт борьба за Кабул, пока воинственные пуштуны будут сражаются за контроль над Афганистаном против таджиков, узбеков и хазарейцев , они будут нуждаться в поддержке со стороны Пакистана и им будет не до Великого Пуштунистана В этой связи я решил воспроизвести несколько фрагментов из моих статей на эту тему, которые представляются сегодня учитывая то, что происходит в Афганистане особенно актуальными. Как правило, эти конфликты имеют формы войны «государства» против «сепаратистов». Причем государство в этом случае обычно представляет не всю «нацию», от имени которой формально выступает, а какое-то одно конкретное сообщество. Чаще государство фактически опирается на большинство…, которое де-факто представляет лишь одно сообщество [в случае Афганистана — воинственно настроенную часть пуштунов], стремится более или менее радикально подавить другие сообщества «сепаратистов» и «террористов» и доминировать над ними… Порой официальные власти побеждают «сепаратистов» военным путем… Но, как правило, война на этом не заканчивается, а просто переходит в другую фазу… Очень часто борьба «государства» с «сепаратистами» или «террористами» имеет форму схватки разных сообществ этнических и этноконфессиональных за контроль над столицей и центральным правительством. Но даже в тех случаях, когда борьба идет за «контроль над столицей», а не за сецессию, все равно в основе такого конфликта лежит латентный сецессионизм сепаратизм. А точнее, стремление к размежеванию различных сообществ, которые оказались в границах одного государства, но при этом не чувствуют себя родственными ни в гражданско-культурном, ни в политико-культурном отношениях — и по этой причине не хотят зависеть друг от друга, а стремятся либо доминировать, либо отделиться.
Причина огромного числа внутригосударственных межгрупповых конфликтов — в том, что современный мир в правовом отношении основан на двух абсолютно противоречащих друг другу принципах. С одной стороны, это принцип демократический: «право народов на самоопределение». С другой, это принцип авторитарный: право уже существующих государств — членов ООН «наций» на целостность своей территории и суверенитет. Данные принципы приходят в непримиримое противоречие по той причине, что большинство современных государств — членов ООН изначально созданы не гражданами в ходе их свободного самоопределения, а посредством внешнего имперского принуждения… Иногда автор этих границ — старая имперская традиция, иногда [как в случае с Афганистаном] старая колониальная власть [британские колонизаторы расчленили пуштунов на «афганских» и «пакистанских», чем обрекли их на повышенную политическую неудовлетворённость и воинственность]. Приняв во внимание это исходное внутреннее противоречие, заложенное в первых же статьях Устава ООН и получившее развитие в последующих международных декларациях, актах и т. Но даже Косово до сих пор не является членом ООН, потому что его независимость признают не все члены Совбеза ООН… В итоге сепаратистские конфликты представляют собой проблемные зоны, которые либо уже спровоцировали, либо могут в любой момент спровоцировать политическое или даже вооруженное противостояние… Итак, в основе невозможности перевести дискурс об односторонней сецессии в практическую плоскость лежит существующий международно-правовой порядок, основанный на догмате о государственном суверенитете.
При этом, большинство вещей рюкзака осталось в доме принявшей меня молодой пары. Сотрудники так прямо и не спросили, где поселился пленённый турист. Хотя, один из них коий поймал шпиона на подходе к холмам, и знающий около 50 слов на инглиш задал вопрос типа «Hotel?
Ему в ответ сразу последовало типа «Угу, да», и тут же незамедлительное продолжение непринуждённой беседы по другим важным вопросам лишь бы не спросили, что за отель, а то могли бы и поймать на словах. На базаре в Захедане. Швейный станок работает почти без отдыха. Надо грести деньги… Мужик хозяин ремонтируемой обуви наклонился, дабы контролировать качество работы. Остальные зрители, видимо, стоят в очереди на ремонт своей обуви. Шмонают содержимое рюкзака и фотоаппарата Итак, идёт обыск содержимого рюкзака. Что-то всё-таки нашли!. Что-то, кажется, зашито в жилетке. Нащупыванием пытаются определить содержимое зашитого, не удаётся.
Им на помощь приходят ножницы, пойманные из того же рюкзака с подсказки шпиона. После вскрытия оказывается, что там какой-то странный то ли порошок, то ли ещё что, но похоже на порошок. Здесь, кстати, рядом граница с Пакистаном и Афганистан не так далеко, и наркотрафик из Афгана в Европу проходит как раз через Иран. И в Иране тоже есть наркоманы. Пытаются понять добытое вещество. На запах вообще ни о чём не говорит. Мы сообща сходимся-таки на версии, что это рассыпавшийся некий материал, либо даже материя. Эта жилетка была подарена в Турции за 4 дня до вторжения в Иран. Она не такая уж тёплая, но ветер почти не пропускает.
Ладно, оставили порошок в покое, вроде не похож на наркотик. Ищем дальше. Не спроста же «турист» хотел пойти на гору. Смотрят фотографии в фотокамере. Там их штук 200 было на тот момент остальные были удалены по ере загрузки в интернет. В фотографиях ничего шпионского тоже не обнаружено, как ни странно. Но должно же что-то быть!. И даже видео-съёмок не обнаружено на карте. Должна быть запасная карта памяти к камере!.
Они не верят, что её нет!!!. Сей дядя встречен в столице Систана и Белуджистана. Возможно, он бомж либо малоимущий по иранским меркам. Однако, он может оказаться и шпионом, выдающем себя за бомжа. И специально сюда подсел, дабы следить за иностранцем, выдающим себя за туриста-путешественника. Русско-говорящий сотрудник иранских спецслужб Вскоре прибывает ещё некий сотрудник. И он неплохо говорит на русском!. Может, и не сотрудник спецслужб, а просто когда-то пришлось поработать в России и нахвататься русского языка. Но он с ними как-то очень по-свойски общался.
Похоже было, что виделись уже раньше. Он задал стандартные вопросы «Зачем? Ещё через пол-часа всё было кончено. Всё-таки, никаких улик не нашли, но так и не догадались, что рюкзак был далеко не полон!!. И про место дислокации в Захедане не спросили, а то было бы ещё много дополнительных вопросов. Особенно, если учесть, что в Иране турист должен быть постоянно зарегистрирован что автоматически делается через отель, в коем ночует турист. Ну ладно, отдали паспорт, и тот же сотрудник, что поймал нарушителя и привёз сюда, отвёз обратно в центр города. В сумме почти 3 часа ушло на это полицейское дело. Кстати, имеется собрание ссылок на все подобные полицейско-армейские аресты, допросы, шмоны и депортации моей персоны из разных стран.
Фольклор белудж — героические предания, песни, танцы, сказочные истории. С образованием Пакистана отмечается бурное развитие письменного литературы языка. Тип жилья зависит от образа жизни белуджей в данной местности. Так, оседлые строят жилища из глины, а кочевники пользуются шатрами, которые легко взять с собой и можно перевозить, навьючив на животных.
Белуджи традиционно заняты земледельческими работами и скотоводством отгонного типа. Из растительных культур выращивают пшеницу, фасоль, ячмень. В прибрежных районах занимаются рыболовством. Налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, также для торговли.
Традиционные ремёсла — производство ковров, паласов и тканей из шерсти, которым занимаются женщины. Одежда у мужчин включает длинные рубашки, штаны свободного кроя, безрукавки, голову покрывают войлочными шляпами или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму.
Пакистанские силы безопасности не могут подавить экстремистскую угрозу в провинции с тех пор, как в 2005 году на ее территории вспыхнули боевые действия. Местные повстанцы используют глубоко укоренившееся недовольство белуджей, которые давно считают, что ресурсы их родины используются в интересах пакистанской политической элиты. Белуджистан сильно отстает от остальной части Пакистана по показателям развития — от дохода на душу населения до уровня грамотности. Недовольство местных жителей только усугубляется тем, что центральное правительство открыто приветствует китайские инвестиционные проекты в провинции.
Как опасаются белуджи, эти проекты вызовут приток миграции, ведущий к дальнейшей маргинализации коренного населения. Пакистанская армия объявила об аресте Гульзара Имама в апреле. Однако некоторые СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что Межведомственная разведка МВР тайно удерживала Имама под стражей с сентября 2022 года. Хотя арест главаря экстремистов вызвал оживленные дискуссии, последствия его не оказали значительного влияния на динамику боевых действий. Боевики "Освободительной армии Белуджистана" ОАБ , союзной экстремистской группировки, совершили серию нападений в нескольких городах провинции вскоре после того, как власти объявили об аресте Имама. Кроме того, по данным Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности, число нападений в Белуджистане даже несколько увеличилось в апреле нынешнего года.
А в мае боевики забросали гранатами телекоммуникационные объекты, захватили заложников во время рейда на казарму и убили силовиков, охранявших шахтеров. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Силы безопасности лишь создали сеть блокпостов.
Где поднимется «новый Дубай»
иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением. Фактически ТТП постоянно предлагает белуджам оливковую ветвь, побуждая их объединиться с исламистами в борьбе против государства. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко.
Американская пресса осветила акцию южных азербайджанцев в Брюсселе
К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. Есть и религиозные отличия – белуджи исповедуют ислам суннитского толка, тогда как среди других иранских народов наиболее распространена шиитская версия этой религии. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. Белуджи — древний народ, его история и культура тесно связаны с религиозными представлениями.
Американская пресса осветила акцию южных азербайджанцев в Брюсселе
Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы. На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима.
Почему никто в мире не вступается за атакуемый талибами таджикский регион?
Самой важной и наиболее значимой неудачей в этой плеяде стал вопрос разрешения израильско-палестинского конфликта. Правящие лица Ирана преследуют три основные цели в своей внешней политике: изгнание Америки с Ближнего Востока, сохранение регионального превосходства Ирана и укрепление ключевых союзов с Китаем и Россией", — пишет об этом газета Guardian. В Вашингтоне, Лондоне и Тель-Авиве пытаются создать для Тегерана восточный фронт — чтобы ослабить иранскую помощь йеменским хуситам и ливанской партии "Хезболла". И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана. Однако эта попытка, скорее всего, не будет иметь существенного успеха. Отношения между Ираном и Пакистаном выглядели в последнее время достаточно стабильными, чему в немалой степени содействовала политика их общего партнера — Китая. И Пекин уже работает над тем, чтобы в зародыше погасить наметившийся конфликт. Пакистанские власти тоже говорят сегодня о дипломатии. Мы подчеркиваем совместное сотрудничество с Ираном в борьбе с терроризмом. Пакистан всегда подчеркивал диалог и сотрудничество в решении общих проблем, включая угрозу терроризма, и мы продолжим наши усилия по поиску общих решений", — сказала официальная представительница пакистанского МИДа Мумтаз Захра.
Другая группа, Харакат Ансар Иран Партизанское движение Ирана, HAI убила двух офицеров Басидж и ранила множество мирных жителей в результате взрыва террористом-смертником мечети имама Хусейна в порту 2012 года Чабахар. Провинция Систан и Белуджистан. Эти две группы часто называют Иранскую Исламскую Республику режимом Сефевидов , имея в виду династию Сефевидов, которая привела к шиизму в Иране. Также не обращена антишиитским взаимодействием между двумя группами и ИГИЛ. Иран объявил это обвинение. Движущие силы повстанцев В Белуджистане, Пакистан, «движущими силами» повстанцев были экономическими, культурными, связанными с иммиграцией и права человека. Экономическое неравенство Экономическое неравенство и статус Белуджистана как «заброшенной провинции, где большинству населения не хватает удобств» являются одним из аспектов конфликта. В Белуджистане самый высокий уровень младенческой и материнской смертности, самый высокий уровень бедности и самый низкий уровень грамотности в Пакистане. С другой стороны, согласно отчету, опубликованному на пакистанском англоязычном языке Dawn , члены элитного общества Белуджистана, в том числе министры и должностные лица провинциального правительства, владеют «участками земли больше, чем некоторые маленькие города страны», и имеют роскошные автомобили, недвижимость, инвестиции и предприятия на сумму в миллионы рупий. Проблемы развития Доходы от газа Белуджистан получает меньше гонораров на единицу, чем провинции Синд и Пенджаб , так как устье Белуджистана цена в пять раз ниже, чем в Синде и Пенджабе цена на устье газовой скважины основана на доходе на душу населения в провинции в 1953 году. Кроме того, правительство вернуло небольшую часть причитающихся провинции роялти, сославшись на необходимость возмещения эксплуатационных расходов. Следовательно, Белуджистан имеет большие долги. Провинция Белуджистан получает 32,71 рупий за единицу от доходов от газа, включая роялти в размере 13,90 рупий, акцизный сбор в размере 5,09 рупий и дополнительный сбор за разработку газа в размере 13,72 рупий. Многие частные лица, у которых есть газовые месторождения на своей земле, также получают выплаты. Многие белуджи утверждают, что такие гонорары слишком низкие. В ответ в 2011 году премьер-министр Саед Юсуф Раза Гилани объявил о добавлении рупий. Однако гонорары часто не доходят до простых людей в Белуджистане из-за коррупции и накопления богатств вождей белуджских племен. Это препятствовало развитию инфраструктуры. Региональное неравенство Обширное автомобильное и железнодорожное сообщение, развитое британскими колонизаторами в северных частях провинции Белуджистан, привело к большему экономическому развитию территорий, в основном населенных этническими пуштунами, что также усилило национализм среди этнических белуджей в провинции. Гвадар Еще одной проблемой является строительство мегапорта Гвадар , который начался в 2002 году и полностью находится в ведении федерального правительства. Белуджи жалуются, что строительство порта зависит от китайских инженеров и рабочих, а также на работу нескольких белуджей. Уровень жизни белуджей в этом районе улучшился незначительно. Параллельный городок для рабочих в Гвадаре строится рядом со старым, чтобы изолировать белуджей от растущего притока чужаков.
Более 182 этнических белуджей были казнены по обвинению в хранении наркотиков. В 2022 году иранские силовики расстреляли 167 человек, в том числе при подавлении протестов в Иране. В эти дни 2023 года режим продолжает свои репрессивные действия против белуджей. Почему режим мулл мстит белуджам? Глава Центра ближневосточных исследований политический обозреватель Садреддин Солтан комментируя этот вопрос отметил, что белуджи считаются изолированной нацией, как и другие неперсидские этнические группы в Иране. Белуджи — кочевое племя, принадлежащее к ханафитской секте ислама суннитского толка. Хотя считается, что они говорят по-персидски, они говорят, что принадлежат к другой этнической группе, чем персы. И в Афганистане, и в Пакистане, и в Иране белуджи борются за успех в интеграции или за обеспечение своих национальных прав в регионе, где они живут. Белуджи в Иране уже много лет борются против правительства. Район, в котором они живут, считается регионом Белуджистан, но позже Иран хотел персидизировать этот регион, назвав его Систан-Белуджистан. Центр — город Захидан. Время от времени в провинции происходят столкновения между иранскими военными и вооруженными белуджами. Еще когда Ахмаднежат был президентом, было организовано нападение на его автоколонну.
Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами — это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота. Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта.
Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи.
Почему никто в мире не вступается за атакуемый талибами таджикский регион? · Город 812 | В 1973 году, белуджи получили поддержку от Ирака в восстании в пакистанском Белуджистане. |
Где поднимется «новый Дубай» | Белуджи — народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. |
Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям | Говоря о белуджах, мы имеем в виду один народ, отдельные группы которого имеют определенные локальные различия и особенности, в том числе и языковые. |
Главное сегодня
- Российский институт стратегических исследований
- На пуштунском и белуджском. Как пакистанцы поселились в Петербурге
- Пакистанские белуджи: тлеющий протест, - Лариса Шашок | ЦентрАзия
- Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
- Международная конференция
О положении белуджей в Туркменистане.
Белуджи сочли несправедливым, что взамен богатств природных недр их регион ничего не получает и остается бедным. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами. Предполагается, что белуджи заселили нынешние места обитания, возможно, несколькими волнами в VII—VIII вв. Этим актом я хочу заставить Китай и его народ осознать, что любой, кто попытается вмешаться в проблемы белуджей без согласия народа белуджей, столкнется с гневом народа белуджей.