Йога и самосовершенствование, ретриты и випассаны, туры, ЗОЖ, в Екатеринбурге и не только. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты. 23-24 апреля 2024 года Екатеринбург вновь посетит преподаватель буддийского университета Гоманг Дацан Геше-лхарамба Чамба Тоньет.
Вам будет интересно
- 10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
- Новая напасть - курсы медитации «Випассана» - СектаИнфо.РУ
- Как я зарегистрировалась на курс
- Что такое випассана и откуда она появилась
- Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом | | Дзен
- Неведомый ретрит: что тюменки искали и нашли в духовных практиках
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
Это не про абстрактное христианское или исламское счастье, не про то, что за тебя все сделает Аллах, а про человеческую сущность. Мы все страдаем одинаково и можем избавиться от этого только сами. Это больше связано с биологией и устройством психики, с поведенческими паттернами, а не с чем-то сектантским. Люди ломались и уезжали, потому что не каждый оказался готов разрезать себя и провести над собой операцию. В первый день рядом со мной на медитации сидела девочка — она сбежала уже во второй день. Всего за курс из 120 человек уехало около шести. Был даже девятнадцатилетний парень, который упарывался по чакрам и энергии и постоянно махал руками у себя в комнате, хотя практиковать что-то стороннее во время випассаны было запрещено.
Спустя несколько дней после начала он подошел к администратору и заявил, что он достиг просветления и пробудился, поэтому ему пора ехать домой. Все посмеялись и сказали: «Ну, окей». В конце ты возвращаешься к обычной жизни, но сохраняешь внутри себя обретенное спокойствие. Основное, что ты понимаешь, — это то, насколько все выдуманные проблемы не имеют смысла. И ты знаешь, что это пройдет — вне зависимости от того, будешь ли ты по этому поводу психовать. Нас с детства учили доверять внешним авторитетам — маме, экспертам, СМИ.
В обществе существует идея, что кто-то обязательно должен рассказать тебе о тебе. Ты думаешь, где же мне отыскать ответ, у кого спросить? Спроси у себя, дебил. Самое сложное — суметь увидеть это все внутри себя, а потом уже не остается иного выхода, кроме как сдаться и принять. И наступает free flow.
Света Болкина Отзыв о ретрите Випассана Итак я готова написать отзыв...
По какому-то стечению обстоятельств, вновь приехала в Питер. Серёжа позвал на необычное мероприятие... Получилось что-то совершенно другое. Удалось понять какие-то очевидные вещи. Точнее обьяснить их себе. При этом принудительно старалась отвлекаться от своих мыслей и концентрироваться...
Перечитываю, что записывала пока была у Сергея в ретритном доме: «Мир - он другой! Он более объемный, чем нам кажется. Он не только вне, он внутри», «события даны нам, чтобы почувствовать то, что живет вокруг»... И напоследок... Теперь о моих ощущениях и действиях после возвращения в город. Первое и самое важное - "политбюро" в моей голове стихло.
Здесь нет шумных ресторанов и громкой музыки, высотных домов и оживленных улиц. Только тишина, горы и километры живописного пляжа. Идеальное место для йоги и дыхательных практик.
Звучит неправдоподобно, но это так.
О недоверии Ежедневно с 20. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество.
Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса.
Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик. На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли. О возвращении Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном.
Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя.
После випассаны сделала на запястье татуировку — слово anicca «аничча», язык пали , означающее «все временно, и нет ничего постоянного». Полтора года назад я переехала жить в Крым. Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе — организацией экскурсий и вечеринок в разных городах. Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия.
После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране. О жизни до випассаны На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью.
Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни. Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном — полностью исчезаешь из социума.
У всех сотрудников были Blackberry мы их назвали «электронные поводки» , которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года — и ничего не изменится.
Я перестал получать удовольствие от работы. Проще говоря — все достало. В 2012 году я с большим трудом согласовал трехнедельный отпуск самый долгий за шестилетнюю карьеру и выбрал даты випассаны. Что делать, если вы ненавидите свою работу, но зависите от нее?
Мнение психолога Как устроена випассана в Малайзии Почему я выбрал Малайзию? Так совпало с графиком отпуска, а еще меня привлекал климат и возможность после ретрита отдохнуть в Таиланде. Центр в Малайзии специально построен для проведения випассаны. Условия очень хорошие: у каждого студента отдельная маленькая комната с туалетом.
Випассану я проходил вместе со своей девушкой. Это усложнило задачу, потому что подобные ретриты предполагают индивидуальную работу: мужчины и женщины живут в разных частях центра, а в зале для медитаций и в столовой сидят по разные стороны. Мы причиняли много неудобств: часто переглядывались, обменивались знаками и улыбками, за что нас дважды вызывали на ковер к учителю и грозно предупреждали: еще раз повторится — и нас выгонят. Любой взгляд, жест или записка могут стать навязчивой идеей на несколько дней: «Она мне улыбнулась.
Что это значит, что она хотела этим сказать? Русских, кроме нас, больше не было: несколько европейцев, китайцев, больше всего малазийцев. Дисциплина жесткая: подъем в 4. Это была классическая випассана по системе Гоенки, которая включает в себя один вид медитации: сидя и неподвижно.
В других традициях сидячие медитации чередуются с ходьбой. Испробовав на себя разные ретриты, могу точно сказать, что провести весь день сидя на полу по-турецки очень сложно. Часто это были просто муки, когда ты ждешь, когда же раздастся сигнал, означающий, что можно встать, попить и сходить в туалет. Через 15 минут мы возвращались и сидели еще один час.
Из 12 часов медитации в день в лучшем случае эффективными были только 4—5 часов. Остальные были попросту страданием различной степени тяжести. Раз в день мы слушали лекцию в записи. Для меня и Наташи запись отдельно включали на русском языке.
Настоящая випассана проводится бесплатно, но в конце ты можешь оставить пожертвование. О боли Перед поездкой у меня защемило спину. Я регулярно ходил к массажисту. Вроде бы стало лучше, но в самолете боль вернулась.
Я переживал: кто мне будет вправлять спину на випассане и как я вообще буду медитировать? Я пришел к учителю пожаловаться на спину, и он сказал: «Понаблюдай эту боль, и через четыре дня она исчезнет». Первые несколько дней прошли как на каторге, но на четвертый день, совпадение или нет, боль уменьшилась. Випассана — самоубийство для ума, поэтому он с первого дня искал тысячу причин и отговорок, почему нужно сбежать.
В моем случае это была боль в спине. Ближе к вечеру у нас был часовой перерыв на вечерний чай. На сам чай уходило минут 10, и оставалось еще 50, которые нужно было себя чем-то занять. Я не помню раньше, чтобы ощущал такую фундаментальную скуку: нельзя читать, писать, слушать музыку.
Никаких развлечений вообще. Медитировать уже нет сил, сидеть устал, спать не хочешь. В это время каждый сходил с ума по-своему.
Что такое випассана и откуда она появилась
- Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом | | Дзен
- Дорогие друзья, напоминаем вам, что до начала.. | ВИПАССАНА НА УРАЛЕ | VK
- Что такое випассана
- Вам будет интересно
Новая напасть – курсы медитации «Випассана»
Курсы Випассаны организовываются только за счет пожертвований старых студентов. Екатеринбург — третий по счету город в России (после Москвы и Питера), где появились курсы випассаны. Йога и самосовершенствование, ретриты и випассаны, туры, ЗОЖ, в Екатеринбурге и не только. Прошедший ретрит в Екатеринбурге под руководством Александра Адушкина оставил невероятные впечатления и глубокие следы во внутреннем мире многих участников.
Молчание девчат. В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты
Очень желаю каждому обрести то, зачем каждый пришёл в медитацию! Юнгман Анна Ребята, спасибо всем за поддержку, за единый настрой, за молчание!!! Как единый организм. Единомышленники в этом аспекте, да и в некоторых других.
Приятно В душе моей огромная благодарность за этот ретрит милой, прекрасной и заботливой Эльвире поющая чаша в Ваших руках была всегда желанной, хотя ранние подъёмы мягко говоря не для меня и уникальному, уважаемому и потрясающему Александру Адушкину, профессиональному, интеллигентному, тонкоюмористичному, доброжелательнейшему человеку с большой буквы. Особое спасибо за приятный чёткий голос, за обаятельную обходительность с каждым из нас, за искренность, деликатность, за строгость по-доброму, за необходимое и достаточное развитие речи без воды и пустословия, за использование ярких, точных, понятных и выразительных речевых оборотов, это так важно. За соединение духовной практики с психотерапевтическими фишечками.
За повторы, которые сначала шокировали, а потом так радовали, и теперь у меня конспект в голове терпеливо и настойчиво.. Уже сейчас с детьми и мужем применяю сразу и безотлагательно, как осознанная мама и жена, данные Вами практические навыки, надеюсь , их удастся укоренить пожизненно! Спасибо, Александр, что прививаете любовь к внутреннему труду.
Потрудились каждый из нас на славу.
Потом приехал муж, и мы отправились к священным местам Непала. Сейчас у меня маленький ребенок, который почти все время со мной, поэтому я практикую в основном обычную медитацию и йогу, которую, думаю, тоже можно отнести к духовным практикам через тело. Постоянно наблюдаю за своими реакциями, анализирую их. Очень сложно в одно мгновение увидеть результат духовной практики. Не могу сказать, что после своего ретрита я познала смысл бытия. Этого не произошло мгновенно, но спустя время я начала собирать пазл и делать выводы.
После возвращения в Россию со мной, конечно, происходили постепенные внутренние трансформации. Если вспомнить, какой я была до поездки в Непал, и сравнить со мной нынешней, то это совершенно разные люди. Например, раньше я считала, что дети не вписываются в жизнь человека, увлеченного внутренними практиками йоги. После практики в монастыре я поняла, что иметь детей — не страшно. Вскоре после ретрита я родила сына. Спустя 3-4 года в целом я начала относиться по-другому к себе, к своему телу, к окружающим. Для осознания произошедших изменений требуется время.
Это мой личный опыт. У каждого он свой. Кстати, во время практики простираний я понимала, что у меня есть силы продолжать, но мой разум сопротивлялся и говорил: «Давай поспим, давай поедим, давай выпьем чай». И я отчетливо понимала, что не всегда осознанно принимала решения, а часто делала что-то по привычке. Это такое интересное осознание! Сейчас из каждого утюга говорят про осознанность, но насколько люди действительно понимают, что это такое? Одна из заповедей в буддизме гласит: «Не лгать и не клеветать».
А еще меня впечатлили слова, не помню, от кого их услышала: «Требуется очень много сил на поддержание даже самой маленькой лжи». И я приняла решение не тратить на это силы, даже если возникает соблазн просто приукрасить какие-то факты. Тем более, что правда всегда побеждает. Ксения Задощенко, 28 лет Практика — семидневное голодание в оздоровительном центре на Алтае Потрачено — 37 тыс. И вот однажды я услышала, что для разгрузки и очищения организма применяют голодание. Некоторое время спустя моя подруга попробовала такое голодание и поделилась со мной ощущениями. Тогда я решила, что тоже смогу, и пару месяцев назад записалась в программу голодания в одном из оздоровительных центров Алтая.
Программа была рассчитана на неделю, участие стоило 37 тысяч рублей. Перед поездкой я не искала информацию, больших ожиданий тоже не строила, только почему-то была уверена, что это пойдет мне на пользу. Когда спрашивают, как все прошло, отвечаю обычно с неохотой. Все люди разные и реагируют на подобные испытания по-разному. Лично у меня все было хорошо. Считаю, что главное — отличный настрой и спокойствие. Откровением для меня стало понимание, что возможно все.
Не обязательно есть много, чтобы наедаться. Человеческий организм потрясающий, он способен к самоисцелению. Главное — найти свой инструмент. Нам нужно совсем немного, чтобы нормально функционировать. И еда — это очень важно, но все должно быть в меру.
Здесь нельзя разговаривать, нельзя ни к кому прикасаться, нельзя устанавливать зрительный контакт. Нельзя делать заметки или писать записки. В переводе с пали випассана означает «видеть реальность такой, какая она есть». Это древняя техника медитации, частью которой является обет благородного молчания на трех уровнях — тела, речи и мыслей. Это о том, что происходит прямо здесь и сейчас. Только двенадцать часов медитации в день — кажется, что просто, но на самом деле это настоящий ад. В самом начале медитация похожа на всю жесть мира одновременно — это как операция без анестезии сразу во всем теле, на каждом его сантиметре. Ты не можешь ни спокойно сидеть, ни остановить внутренний диалог. От бесконечного сидения болит все тело — ноют колени, туловище, спина. Боль пульсирует, позвоночника как будто касаются огнем. В этот момент ты делаешь то, от чего научился так ловко уворачиваться в обычной жизни, — остаешься в тишине и честно смотришь в себя. Фото: Випассана на Урале Фото: Випассана на Урале «Ум — это обезьянка, у которой случается истерика» В процессе медитации ты понимаешь, что вся эта боль — это не только про тело. Параллельно с физическими ощущениями в твоей голове всплывает вся самая черная жесть из твоей жизни, миллион флэшбэков из прошлого. Про то, что кто-то еще в школе сказал тебе что-то про твою внешность, а бывшему не нравился твой характер. Про то, что слишком тупая, нелогичная и худая. Про все обидное, что ты когда-то проглотил и подавил, а в результате появились комплексы и непринятие себя. У меня было четкое ощущение, что я хожу с этим в теле всю жизнь, и от этого осознания становилось еще хуже. Это было сеансом психоанализа, который ты совершаешь над собой сам, когда, наконец, разрешаешь себе сдаться, а в итоге получаешь все причинно-следственные связи, о которых тебе не расскажет ни один психолог.
Я действительно стал проще реагировать на раздражающие вещи и как будто лучше относиться к себе и окружающим. Ум был непривычно ясным, особенно первые три-четыре недели после курса. Я начал регулярно, почти каждый день, медитировать, и это помогало сохранять уравновешенность. На удивление спокойно полностью отказался от пива, с которым, казалось, был связан навеки, — как-то вдруг стало ясно, что привязанность к нему не имеет ничего общего с удовольствием. И я чувствовал себя отдохнувшим, как, наверное, никогда раньше. Исследователи говорят, что практика випассаны влияет на активность мозга, например, может приводить к утолщению префронтальной коры, которая отвечает за рациональность и снижение тревоги, повышать нейропластичность и когнитивные способности, омолаживать мозг, а также значительно увеличивать гамма-ритмы в мозгу, которые отвечают за максимальное сосредоточение и состояние инсайта. Я обратился в Центр биоэлектрических интерфейсов ЦБИ Института когнитивных нейронаук при НИУ ВШЭ, в котором в том числе изучают физиологические эффекты медитации, и предложил провести эксперимент: узнать, как продолжительная медитация повлияет на меня. С сотрудниками центра Марией Володиной и Анной Русиновой мы договорились измерить активность моего мозга с помощью электроэнцефалограммы ЭЭГ — два контрольных измерения перед курсом и одно сразу после; а также провести подробное психологическое анкетирование и снять биометрические показатели — от вариабельности сердечного ритма SDNN до способности к координации в пространстве. Организаторы курса рекомендуют за две недели до него отказаться от психоактивных веществ, в том числе от алкоголя, — считается, что випассана является довольно серьезной нагрузкой для психики и перед ней лучше максимально восстановиться. Кроме этого, за две недели до курса я исключил из рациона мясо, а за неделю — и рыбу: говорят, легкая пища несколько повышает способность к концентрации. В таком очищенном состоянии я снова отправился на десятидневный курс медитации — чтобы наблюдать за тем, как я думаю, что чувствую, молчать и тренировать невозмутимость. В начале мая, после предыдущих двух с половиной месяцев бесконечных новостей из ада, последнее было для меня особенно актуально. Я был уверен, что двухнедельный ретрит поможет воспринимать происходящее в мире не так болезненно и легче относиться к ситуации, какой бы невыносимой она ни казалась. Кромешной маргинальщиной курсы випассаны не назовешь, такие ретриты проходят многие известные люди — например, действующий президент Индии Рам Натх Ковинд, знаменитый историк и футуролог, автор бестселлера «Sapiens: краткая история человечества» Юваль Ной Харари, основатель Twitter Джек Дорси. Последний писал , что випассана «остается самой сложной и при этом лучшей вещью, которую я делаю с собой», а Харари посвятил учителю С. Гоенке одну из своих книг и в многочисленных интервью признавался, что его писательская карьера состоялась благодаря этой практике медитации. Источник Шри Сатья Нарайян Гоенка — «последний великий учитель випассаны» и главный популяризатор таких ретритов за последние 50 лет. С конца 1960-х и до смерти в 2013 году он активно обучал этой технике медитации мирян в Индии, США, Австралии, Франции, Великобритании, Непале, Японии и других странах. Благодаря его усилиям эта практика сегодня широко распространена : в мире 233 постоянных и 136 временных специальных ретритных центров. Они есть на всех обжитых континентах и, как правило, расположены за городом, подальше от суеты и толп людей. Записаться на десятидневный ретрит может любой желающий, и во всех центрах — хоть в Ижевске, хоть в Сан-Паулу — курс будет бесплатным. Глобальное «Движение випассаны» существует исключительно на пожертвования и не принимает деньги от спонсоров. Причем оставить донат можно только после прохождения курса, когда человек уже способен оценить пользу, полученную от практики. Организация и распорядок жизни в центрах медитации одинаковые во всех странах: подъем в четыре утра, через 30 минут двухчасовая утренняя медитация, потом завтрак, час отдыха, снова три часа медитации, обед и отдых, еще четыре часа медитации, полдник и отдых, последний час медитации, лекция по записям Гоенки, отбой в 21:30. Ругать или отчитывать за несоблюдение распорядка никто не будет, но если у студента не получится ему следовать, могут попросить покинуть курс. Есть некоторые поблажки, например, если студент сильно устал во время сессии медитации, он может выйти на улицу и погулять 5—10 минут. Условия в разных центрах несколько отличаются: где-то установлено более современное оборудование, где-то во дворе гуляют павлины, где-то за окном видны вершины Гималаев. Правда, с учетом того, что абсолютно большую часть времени люди проводят на курсах с закрытыми глазами — либо спят, либо медитируют, — особого значения эти отличия не имеют. Чтобы не отвлекаться от практики и не выводить ум из равновесия, сразу по прибытии студенты сдают телефоны и другие ценности служащим — вещи вернут на десятый день курса. Читать и писать тоже не рекомендуется. Также участники курса не должны контактировать с окружающими — разговаривать, прикасаться друг к другу и прямо смотреть в глаза. Считается, что это отвлекает от основного занятия здесь. Ограничение на общение — на випассане это называют «благородная тишина» — снимают на десятый день, за сутки до отъезда из центра. Каждый курс проходят как мужчины, так и женщины, и тех и других примерно по 50 человек. Многие приезжают парами. Пример того, что люди тайком общаются, за два курса я видел только один раз. Быт в подмосковном центре Дхамма Дуллабха максимально аскетичен. Еда вегетарианская, посуда в столовой металлическая, живут студенты в общих комнатах или в небольших закутках, где вместо стен — ширмы. Ремонт предельно скромный, местами как будто незаконченный — стена может быть обшита простым листом фанеры, а декор в центре отсутствует в принципе. Здесь нет ничего лишнего, но при этом всего достаточно. Атмосфера во многом напоминает постсоветский пионерский лагерь: четкий распорядок, минимум свободного времени, общие сборы по звуку гонга, визуальная скудность, если не считать природы вокруг. Из развлечений — прогулки и сон. Судя по отзывам других участников, в первые дни многих настораживают вечерние часовые лекции, на которых после целого дня медитации сто человек сидят и слушают объяснения, как загадочная практика медитации изменит их жизни. В целом содержание этих записей довольно безобидное — они состоят из наставлений о том, как и зачем нужно медитировать, а также случаев из жизни грешников времен Будды. Но истории о драматичных последствиях участия в курсах личностного роста и других подобных кружках всё равно всплывали и у меня в голове первые пару дней. К слову, я всегда слабо верил, что после условного совершеннолетия в себе можно что-то глобально изменить. Также странноватыми казались песнопения на древнеиндийском языке пали, с которых начинались сессии медитации. Это тоже как будто отсылало к старинным программам телеканала НТВ, в которых люди приходили на интенсив, чтобы узреть свет внутри себя, а в итоге оставались без квартиры. Успокоило меня то, что десять дней теория випассаны усердно обходила религиозный контекст, хотя изначально практика относится к буддизму, а точнее к его бирманской традиции — тхераваде. Несмотря на то, что в практике всё построено на буддистских этических принципах, в лекциях Гоенка подчеркивает, что этот вид медитации подходит представителю любой религии и, чтобы ее практиковать, не нужно менять систему своих верований. В этом считывалось отсутствие принуждения и это располагало к доверию. Вторым, наиболее успокаивающим моментом было то, что в наставлениях подчеркивалась важность только одного — необходимости практиковать медитацию, наблюдая за дыханием и ощущениями в теле, чтобы отточить внимательность и восприимчивость. Для меня это слабо вязалось с повышенными рисками стать жертвой мошенничества. Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому». Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению. Практика випассаны состоит из двух техник медитации.
Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом
Випассана длится от 10 до 30 дней — в это время все участники живут в одном центре, изучают технику медитации, практикуют ее и соблюдают определенные правила. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы. О том, что происходит с мозгом человека во время випассаны и почему на самом деле в практике нет ничего магического и сектантского, — рассказывает студентка УрГАХУ Ксения Марюхина, прошедшая десятидневный курс. Новости випассаны – Telegram. Вернулась сегодня домой с майской випассаны «Погружение в тишину», проходившей в ретритном центре «Шанти». Новая напасть – курсы медитации «Випассана». В лесах под Екатеринбургом появился лагерь адептов бессловесной диеты. ВИПАССАНА НА УРАЛЕ pinned post.
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
Випассана в Екатеринбурге, Яндекс Карты: телефоны, часы работы, фото, входы, отзывы, как проехать на транспорте или пройти пешком. Центр йоги Хануман Этот центр йоги и медитации в Екатеринбурге особенно заинтересовал нас йогой вокала. Твердое понимание: спокойствие, сила и уверенность уже находятся внутри тебя. Новости випассаны – Telegram. 23-24 апреля 2024 года Екатеринбург вновь посетит преподаватель буддийского университета Гоманг Дацан Геше-лхарамба Чамба Тоньет. Прошедший ретрит в Екатеринбурге под руководством Александра Адушкина оставил невероятные впечатления и глубокие следы во внутреннем мире многих участников.
Тихий дом. Зачем я десять дней молчала в лесу под Екатеринбургом
Випассаны в 2023 году: Випассаны проходят в 50 км от Екатеринбурга в ретритном центре «Шанти» Вас ждут: — Прогулки по лесу — Вкусное вегетарианское питание На випассане вы сможете отдохнуть от города, восстановиться, набраться сил и энергии. Вы сможете найти ответы на свои вопросы.
Клинический психолог Уиллоуби Бриттон из Брауновского университета занимается схожей работой: после собственного пугающего переживания на ретрите она начала проект «Многообразие медитативного опыта» , в ходе которого изучает кризисные состояния людей, вызванные продолжительной медитацией. Вывод, к которому пришла Бриттон: почти все из более чем ста опрошенных ею участников исследования испытывали «нежелательные состояния» во время медитации — повышенную чувствительность к свету, потерю физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализацию, перепроживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации сохранялись месяцами. Что о результатах моей практики говорит наука «Результаты психологического тестирования показывают положительный эффект випассаны, — говорит Мария Володина, которая вместе с Анной Русиновой проводила эксперимент. А копинг-стратегии избегания и дистанцирования, наоборот, снизились, равно как и социальная зависимость». Мария Володина отмечает, что большинство изменений наблюдалось не только после випассаны — сдвиг в этом направлении происходил в течение всех трех замеров. То есть можно предположить, что на психологическое состояние оказывала влияние не только медитация, но и изменение образа жизни — диета, отказ от алкоголя. Совместное исследование ученых из Австралии, США и Бразилии, в котором принимали участие 36 человек, прошедших випассану, показало очень схожие результаты: участники существенно улучшили все положительные психометрические показатели и показатели психологического здоровья — от общей удовлетворенности жизнью до позитивного аффекта.
При этом уровень депрессии, стресса, негативного аффекта у них существенно снизился. Изменения всех показателей в этой работе были в диапазоне от средних до больших. Единственным показателем, который остался на одном уровне, была тревожность. Из биометрических замеров в моем случае показательным было сильное изменение вариабельности сердечного ритма, в частности показатель SDNN: с 43 и 41 на первом и втором тестировании соответственно до 64 после випассаны. По словам Марии Володиной, этот показатель напрямую коррелирует со стрессоустойчивостью. Мария Володина говорит, что наиболее показательным исследованием в плане оценки воздействия на мозг из тех, что мы проводили, можно считать ЭЭГ. С ее помощью можно зафиксировать патологии мозга и охарактеризовать его работу в норме. Первый — в состоянии покоя с открытыми глазами уменьшилась мощность дельта-ритма и соотношение альфа- и бета-ритмов. Вместе с физиологическими показателями это говорит о том, что после курса вы в обычном состоянии, вне медитации, одновременно находитесь в более бодром, алертном состоянии сознания, а в теле при этом есть некоторое расслабление». По словам Володиной, второй заметный результат регистрировался во время медитации при записи ЭЭГ.
При вхождении в это состояние во всех трех исследованиях наблюдалось снижение тета-, альфа- и бета-ритмов, что можно интерпретировать как одновременное успокоение ума и уменьшение напряжения. Однако после випассаны снижение происходило быстрее — в течение минуты после закрытия глаз, тогда как до курса показатели мощности альфа-ритма заметно снижались в течение первых трех минут, а мощность бета- и тета-ритмов — в течение 13—15 минут. Это ожидаемый результат — много часов ежедневной практики приводят к научению», — объясняет специалист. Изображения с изменением активности тета-, альфа- и бета-ритмов во время трех исследований Александр Каплан вместе с коллегами уже три года изучает мозг буддийских монахов во время тантрических медитаций, в первую очередь тоже с помощью ЭЭГ. Он говорит, что оценить по ЭЭГ итоговое влияние медитации на мозг сложно: «Мы сравниваем состояние мозга до медитации и в ходе практики. Работаем при этом с монахами, опыт медитации которых 40—50 лет. И можно сказать, что изменения активности отдельных частей мозга по ходу медитации на ЭЭГ у них слабо заметны». При этом, по словам Каплана, если по той же ЭЭГ оценивать связность работы различных структур мозга, так называемую коннективность, то здесь изменения в ходе медитации куда более заметны. При длительной медитации изменения коннективности мозга становятся устойчивыми и сохраняются даже в обычном состоянии. По словам профессора МГУ, таким образом меняется структура мозга и этим можно объяснить позитивные сдвиги в поведении человека, регулярно практикующего медитацию.
Например, регистрировалось, что фото дорожных инцидентов с сильной эмоциональной окраской перестают провоцировать негатив — отвращение и страх, а вызывают чувство сострадания к попавшим в аварию». Позитив будет им подчеркиваться, а негатив он будет трактовать как руководство к действиям, то есть не избегать его, а трансформировать во что-то конструктивное». Несмотря на очевидный положительный эффект, который медитация оказывает на эмоциональное состояние и когнитивные способности, Александр Каплан отмечает, что влияние практик очень индивидуально и зависит от того, как человек медитирует, с какими целями, как он пришел к идее медитировать. Мария Володина так подводит итоги нашего эксперимента: «Можно сказать, что функциональное состояние вашего мозга и организма в целом изменилось и это сопровождалось улучшением психологического состояния. Отдельный вопрос — насколько продолжительным будет эффект и изменилась ли активность мозга в специфических ситуациях, например при повышенном стрессе. Отмечу еще, что исследование с участием одного человека не позволяет делать научно обоснованных выводов, только предположения». Что дала випассана О влиянии медитации написано так много, что только список ссылок на источники занял бы больше места, чем этот текст. Если верить всем выводам исследователей, то может сложиться впечатление, что одна только медитация может помочь человеку исправить любые несовершенства характера, кратно повысить IQ, лечить брюшной тиф силой мысли и преодолевать время и пространство, не сходя с коврика для медитации. Возможно, это действительно так, но на работу я всё еще езжу на метро, а когда заболеваю, первым делом иду в аптеку. Несмотря на отсутствие таких спецэффектов от випассаны, знакомство с этой техникой сыграло большую роль для меня и изменило взгляд на многие вещи.
За пару лет до этого я проходил годовой курс психотерапии — как и многие сегодня, я рассчитывал после него зажить более благополучной жизнью и сгладить острые углы характера, за которые регулярно цеплялся и я сам, и мои близкие. При выборе психотерапевта я учитывал его специализацию, подход, образование, опыт, количество часов супервизии, клинику, в которой он работает, — в общем, я хорошо разбирался в вопросе подбора специалиста. Спустя год терапии я отлично понимал, какие ошибки мышления регулярно совершаю, какие мои реакции деструктивны и откуда они родом, но твердой уверенности, что я продвинулся на пути изменения ситуации, у меня не было. Если оценивать субъективно, то медитация в формате ретрита в моем случае дала куда больше. После двух курсов випассаны и полугода регулярной практики дома я заметил, как сами собой изменились мои повседневные привычки. Я стал менее тороплив и более внимателен, это коснулось многих сторон жизни — общения, работы, чтения. Появилось ощущение, что я всё чаще слушаю музыку, а не просто располагаю ее на фоне. Я стал медленнее есть и лучше чувствовать вкус пищи, тогда как раньше обед был для меня возможностью показать свои спринтерские способности. Мне стало легче обращать внимание на собственные реакции и изменения настроения и за счет этого — контролировать их. Привыкая наблюдать за собой, замечаешь ту самую раздражительность еще в зачатке, а не когда уже высказал соседу всё, что думаешь о его новом лебеде из автомобильной покрышки во дворе дома.
Это часто помогает придержать коней и не сожалеть потом о своей излишней эмоциональности. Наверное, это и называют словом, к которому приложила руку массовая культура и придала ему в итоге тошнотный оттенок скуки, — «осознанность». Понять, как какие-то устоявшиеся десятилетиями привычные реакции могут поменяться за десять дней, у меня получается только на уровне теории. При этом мне кажется, что в моем случае эти перемены действительно есть. Я регулярно замечаю, что в ситуациях, в которых у меня срабатывали устоявшиеся паттерны поведения, вариантов развития событий стало больше. В процентах измерить, конечно, не получится, но за счет всего этого мое общее чувство благополучия явно повысилось. Возможно, всё это самовнушение человека, который хочет, чтобы таинственная мистическая практика с Востока оказалась для него действенной, но какая в целом разница, если результат в итоге устраивает? Важно отметить, что эффект от випассаны очень индивидуален — это постоянно подчеркивается как в ходе курса, так и в разговорах более-менее опытных практикующих — и не стоит ожидать результатов, ориентируясь на чужой опыт. Можно сказать, что студентов на курсе учат ходить, а куда идти и идти ли вообще — каждый решает сами. Также стоит сказать, что среди моих знакомых есть люди, которые проходили курс випассаны и не испытали особенно сильных впечатлений.
Но не мало и тех, кто говорит, что этот опыт разделил их жизнь на до и после.
По прибытию туда сотрудники сразу забрали все гаджеты, чтобы у меня не было никакой связи с миром. Участников випассаны расселяют в комнаты по несколько человек, которые напоминают маленькие купе в поездах.
В комнатах все крайне аскетично: узкая кушетка, вешалка, форточка и все. Главное происходит не здесь, а в зале для медитации. Его нам показали уже в первый день и рассадили по своим местам.
Всего на практику приехало около 100 человек — половина девушек, половина парней. Нас расселили в разных частях центра и встречались мы только в зале для медитации. Каждый день тебя будят в 4 утра.
Все собираются в полной тишине и в 4. Вообще в центре можно заговорить только с менеджером, если у тебя произошло что-то серьезное или ты больше не можешь продолжать практику. У меня, к счастью таких ситуаций не возникало, и за все 10 дней я действительно не проронила ни слова.
Никто не пытается украдкой заговорить друг с другом, ведь все сюда приехали, чтобы молчать Первая медитация длилась 2 часа, и после нее у меня заболело все тело. Это несмотря на то, что я достаточно натренированная и могу довольно долго просидеть в позе лотоса. По сути каждый день ты медитируешь по десять часов — и у тебя начинают болеть такие мышцы, о существовании которых ты просто не знал.
За эти десять часов есть всего несколько перерывов — на завтрак, обед и ужин кормят всех вегетерианскими блюдами , а также на небольшой отдых. Сама практика проходит по аудиозаписям учителя Гоенка. Каждый новый день осваивается ее новый шаг.
Сначала несколько дней наблюдаешь за ощущениями возле носа, потом возле рта, потом наблюдаешь за ощущения по всему телу. Погружение происходит постепенно, а на 10-й день появляется полная картина. На випассане нельзя голодать, но я голодаю стабильно и мне совершенно неважно, где я и что со мной происходит.
Я совершенно отказалась от еды на 4-й день, и тогда мне стало по-настоящему грустно. Ведь единственное внешнее развлечение на випассане — это еда, и даже оно было мне недоступно. Как я полностью отказалась от сахара и стоит ли это делать Помню, я лежала на кушетке в своей комнате и грустила.
В этот момент ко мне пришла менеджер центра и предложила переселиться в отдельный освободившийся домик, где я буду совсем одна.
Так что, в моем мозгу все довольно структурировано, и мало чего осталось непроработанным. Как я к этому пришла В конце сентября я словила дикое выгорание и супер повышенную тревожность из-за кучи новостей про мобилизацию и жесть в РФ. Несмотря на то, что мы давно оттуда уехали, новости все равно так или иначе затрагивали нас.
Бонусом сверху стало то, что я поняла, что больше не хочу быть операционным директором. Или хочу, но мне нужна пауза, чтобы это осознать. Если бы я знала об этом заранее, никогда бы туда не пошла. Day 0 2 ноября я приземлилась в Джакарте.
Меня встретил водитель, потом мы ждали еще 3 человек. Дальше дорога заняла до места випассаны примерно 2,5 часа. В машине было душно, и я уже тогда пожалела, что не взяла индивидуальное такси. Со мной ехала украинка, которая уже 3 года прожила на Бали, австралийка с индонезийскими корнями и какой-то неразговорчивый парень.
Мы немного поболтали, а потом большую часть пути просто проехали молча. Приехали на место где-то около 15 ч. Примерно час ушел на регистрацию, и тогда я узнала, что буду жить с соседкой. Такая перспектива меня совсем не радовала, ведь я не готова была слушать чужой храп, да и в целом жить в одном номере 10 дней с человеком, которого впервые в жизни вижу — не готова была.
Я попросила дать мне отдельную комнату. Но этого не сделали, конечно же, объяснив, что я тут не на курорте и отдельных номеров у них просто нет. Пришлось смириться. У меня хотели еще забрать паспорт, но паспорт я отказалась давать.
В итоге забрали только телефон. Ключ от номера мне не дали и просто махнули рукой, сказав "иди туда". Номер я нашла, и к счастью моей соседкой оказалась японка чуть старше моего возраста, примерно с теми же интересами, что и у меня девушка была тоже по профессии из топ менеджмента. Мы познакомились, немного пообщались, и я порадовалась, что живу не с бабушкой их там много было.
Что касается номера — это была катастрофа. Самое грязное место, в котором мне когда-либо приходилось бывать. Унитаз был загажен, раковину и ванну не мыли несколько лет, на полу слой пыли толщиной в мою жизнь, все ОЧЕНЬ старое хотя со старым можно было мириться, а вот с грязью — нет. Я не говорю уже о количестве пыли на мебели и вообще везде.
Благо, хотя бы постель была чистая хотя одеяло было довольно грязным само по себе, но хоть пододеяльник чистый. Я была в шоке. Было ощущение, что меня оставили жить в бомжатнике. Я потратила всю пачку антибактериальных салфеток, чтобы на унитаз хотя бы не страшно было садиться.
И еще полбанки антисептика на все остальное и на унитаз в том числе. В общем, более менее привела жилье в порядок, чтобы там можно было хотя бы находиться без опасения за свой организм. А позже я узнаю, что в номере нет горячей воды, и в целом даже холодная вода периодически заканчивается и ломается постоянно унитаз не смыть. В 18 ч начался ужин, а сразу после — медитация, и с этого момента надо начать молчать.
К слову, еда была потрясающая.
Личный опыт: Как я не сказала ни единого слова за 10 дней и что из этого вышло
Считаю, что подготовилась к 10 ти дневной випассане Прачик Светлана Спасибо всем за чудесную компанию, за то, что оказались в этом месте в это время! Спасибо организаторам за возможность! Спасибо Александру за доброту и любовь, за наставления и истории, за знания и опыт! Бакшева Алёна Присоединяюсь ко всем словам выше!
Каждый день на ретрите прожила с огромным удовлетворением и гордостью за себя! Не задумываясь решусь на 10 дневный. ВЫ замечательный проводник!
Спасибо ВАМ за Ваш труд! Эльвира, ты стала прямо мамой ретрита! Окутала атмосферой тепла и уюта!
Просыпаться в 5:00 утра было в одно удовольствие.
Випассана учит слышать тело, но при этом не поддаваться спонтанным, стихийным реакциям — например, если что-то зачесалось или вдруг поднялась какая-то эмоциональная волна. Это прекрасный способ сделать тело подконтрольным инструментом. Випассана — только начало, предварительная ступенька, чтобы пойти в практиках глубже Яна Мокееватренер по йоге и медитации Согласно «Палийскому канону», главная цель випассаны — это развитие понимания непостоянства всего сущего. В переводе на язык пали — аничча. Практикующий должен глубоко осознать этот принцип и благодаря ему перестать бурно реагировать на любые ощущения в теле, ведь они все равно скоро пройдут. Таким образом развивается непривязанность к материальному миру, которая, согласно учению Будды, искореняет все страдания. На постсоветском пространстве особенно популярны курсы випассаны по Гоенке, которые проводятся в течение десяти дней.
Это и есть те самые ретриты молчания, о которых все чаще рассказывают в соцсетях Изначально они проводились лишь в Индии , но позже медитационные центры випассаны появились по всему миру — буквально в каждой стране. На данный момент их насчитывается около 400. И хотя техника вышла из буддизма, по словам Гоенки и его последователей, это универсальное средство, подходящее каждому — вне зависимости от вероисповедания. Проходят такие курсы лишь на благотворительной основе. Каждый десятидневный семинар организуется на пожертвования предыдущих студентов. Оставить их могут лишь те, кто прошел весь курс целиком. Кроме того, согласно кодексу дисциплины випассаны, у всех студентов забирают телефоны и другие гаджеты, с первого дня курса в центре воцаряется «благородное молчание», которое длится до девятого дня, — никакой связи с внешним миром. Разговаривать во время курса можно лишь с учителем и менеджерами.
На десятый день вести беседы между собой уже разрешается — это своеобразная подготовка к выходу в социум. К примеру, основатель Twitter Джек Дорси более 20 лет практикует различные медитации, но самой эффективной считает именно випассану. Она, по его словам, «позволяет взломать самый глубокий слой ума и перепрограммировать его». Своими ощущениями от ретритов Дорси периодически делится в Twitter. Випассана остается самой сложной и при этом лучшей вещью, которую я делаю с собой Джек Дорсиоснователь Twitter Автор книги «Sapiens: краткая история человечества», историк Юваль Ной Харари даже посвятил учителю Сатье Нараяне Гоенке книгу «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня». В интервью The Guardian он также сообщил, что практикует випассану уже около 20 лет. Что о випассане говорит наука Согласно многочисленным исследованиям, техника випассаны действительно положительно влияет на человеческий мозг. Она способна утолщать префронтальную кору, которая регулирует тревогу и отвечает за рациональное мышление, увеличивать нейропластичность и когнитивные способности и даже омолаживать мозг.
Их работа показала, что у всех респондентов значительно возросли положительные психометрические показатели, улучшилось ментальное здоровье, в то время как уровень стресса существенно уменьшился. Единственным показателем, который никак не изменился, оказалась тревожность Как медитировать в стиле випассана Как уже было сказано, концентрация на дыхании и на ощущениях в теле — основа випассаны. И хотя лучше всего осваивать эту технику на специальных ретритах, можно попробовать практиковать ее и дома. Тренер по йоге и медитации Яна Мокеева рассказала, как это можно сделать. Осознание дыхания животом.
И считать ее своей сутью, как я делал это раньше, — всё равно что принимать нервное почесывание плеча за собственное тело. При этом пытаться останавливать эти мысли не нужно, задача практикующего — не вовлекаться в них, а просто замечать их возникновение и исчезновение. Через три дня практика наблюдения за дыханием заменяется концентрацией на телесных ощущениях. То, что их очень много приятных и не очень , для меня стало большой неожиданностью — в обычной жизни у неподготовленного человека заметить это вряд ли получится. И здесь тоже нужно не реагировать, а только наблюдать.
Если от долгой медитации сидя появилась боль в колене — ее нужно наблюдать, исследовать и стараться не сбегать от нее. Если появилось ощущение, что по кистям рук пробегают электрические разряды как бы странно это ни звучало, во время курса такое испытывают многие , нужно также просто наблюдать это, не испытывая восторга. В лекциях Гоенка говорит, что именно так у человека тренируется невозмутимость. В перерывах студенты гуляют по протоптанным тропинкам во дворе центра, подставляют лица солнцу, разминают затекшие от долгого сидения тела. Всё это происходит молча. К середине курса на прогулках у некоторых заметен ошарашенный вид или взгляд, направленный в пустоту. Это неудивительно: исследуя дни напролет свой ум, можно вдруг отчетливо услышать у себя в голове, например, чужой голос, который предыдущие 30 лет рассказывал, что вам делать, а что нет. И если он вдруг замолкает, состояние может наступить неожиданное. Медитация не равна безделью, и проводить целые дни, сидя с закрытыми глазами, неожиданно оказывается совсем не скучно. За два курса у меня не было этого чувства, пожалуй, ни разу.
Голод был, усталость — сколько угодно, грусть и радость — в достатке, а скуки не было. В вечерних лекциях Гоенка рассказывает, что за счет практики випассаны у человека меняются подсознательные реакции, уходят комплексы, страхи, агрессия, слабеют зависимости. Конечно, это довольно громкие заявления, и здесь должно быть что-то ироничное об исправлении горбатых, если бы — к своему удивлению — спустя два курса я не склонялся к тому, что это весьма похоже на правду. Кому не нужно на випассану Во время медитации в общем зале в один из последних дней курса за моей спиной слышится свист вдыхаемого воздуха, за которым раздается звонкий вскрик и следом — плач. Звуки исходят от моего соседа сзади — долговязого парня лет 23-х, с длинными волосами и бледной кожей. Похоже, что у него истерика, и особенно впечатляет, что она началась как будто мгновенно и сразу с верхней эмоциональной точки. Я не оборачиваюсь. Парень сзади спешно встает с коврика для медитации и, продолжая всхлипывать, выходит из большого зала. На вводном инструктаже студентов предупреждают, что практика випассаны может приводить к сильным переживаниям. Это может случиться, например, из-за всплывающих во время медитации подавленных воспоминаний из далекого прошлого.
Причем человек может вспомнить не только ситуацию, но и остро пережить чувства того момента, а также четко понять, как всё это повлияло на его дальнейшую жизнь. Сомнений, что мой сосед получил такой привет из прошлого, у меня нет. В лекциях рекомендуется встречать подобные эмоции лицом к лицу — их бесстрастное перепроживание как раз и позволяет освободиться от травм. Общаясь с другими практикующими випассану, понимаю, что такие ситуации случаются у многих и бывает это нередко. Те, кто давно посещает ретриты, относятся к этому спокойно. Психофизиолог, исследователь состояний мозга при умственных нагрузках и медитации, профессор МГУ Александр Каплан рекомендует не использовать медитацию в качестве способа лечения душевных расстройств: «Медитация — это психическая нагрузка, связанная с повышенным сосредоточением и фокусированием внимания. Если у человека есть слабинки — психологические или психиатрические, — медитативная практика может ухудшить его состояние. Это не инструмент для лечения, а скорее тренировка ума, поэтому заниматься, а тем более знакомиться с практиками медитации стоит в здоровом состоянии. Опытный учитель не даст случиться обострению в случае кризиса, но без него лучше не спешить активно практиковать самостоятельно. Психиатр тоже не всегда может сделать правильный вывод — можно человеку в текущем состоянии браться за продолжительные сессии медитации или лучше воздержаться».
Учитель випассаны присутствует на каждом курсе, дважды в день ему можно задать вопросы. В анкете участника курса есть много вопросов о наличии психических расстройств и зависимостей, о частоте и дозах употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, приеме антидепрессантов и других медицинских препаратов. На основании этих ответов могут отказать в участии в курсе. Организаторы всячески подчеркивают, что випассана не является способом лечения, она разработана для здоровых людей. Но истории с участием неотложной медицинской помощи всё равно случаются. Один из частых посетителей курсов випассаны рассказывал о студенте, который посреди ночи на пятый или шестой день курса настоял на том, чтобы ему вызвали скорую: он «понял», что синусоида в его мозгу асимметрична и потому работает неправильно. Что с ним стало после того, как его забрала скорая, неизвестно. Болезненное влияние медитации на психику — распространенная тема исследований ученых. Исследовательница Анна Луткайтис из Сиднейского университета изучает мистицизм, психоделики и связь между духовным опытом, религией и психическим здоровьем. В 2021 году она опубликовала книгу «Темная сторона дхармы: медитация, безумие и другие недуги на пути познания».
В ней автор рассматривает случаи негативных и кризисных состояний, которые случаются с людьми в ходе духовных практик. Один из посылов книги такой: в западной психологии медитация рассматривается как исключительно положительная практика, тогда как из-за нее могут случаться в том числе интенсивные неприятные и травмирующие переживания. При этом в таких религиозных практиках, как буддизм, к подобным состояниям человека готовят как к одной из неизбежных вех на пути духовного развития, а если заниматься, скажем, с помощью мобильного приложения, получить такие наставления не получится. Другой возможной причиной подобных состояний Луткайтис называет неправильную практику. Клинический психолог Уиллоуби Бриттон из Брауновского университета занимается схожей работой: после собственного пугающего переживания на ретрите она начала проект «Многообразие медитативного опыта» , в ходе которого изучает кризисные состояния людей, вызванные продолжительной медитацией. Вывод, к которому пришла Бриттон: почти все из более чем ста опрошенных ею участников исследования испытывали «нежелательные состояния» во время медитации — повышенную чувствительность к свету, потерю физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализацию, перепроживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации сохранялись месяцами. Что о результатах моей практики говорит наука «Результаты психологического тестирования показывают положительный эффект випассаны, — говорит Мария Володина, которая вместе с Анной Русиновой проводила эксперимент. А копинг-стратегии избегания и дистанцирования, наоборот, снизились, равно как и социальная зависимость». Мария Володина отмечает, что большинство изменений наблюдалось не только после випассаны — сдвиг в этом направлении происходил в течение всех трех замеров.
То есть можно предположить, что на психологическое состояние оказывала влияние не только медитация, но и изменение образа жизни — диета, отказ от алкоголя. Совместное исследование ученых из Австралии, США и Бразилии, в котором принимали участие 36 человек, прошедших випассану, показало очень схожие результаты: участники существенно улучшили все положительные психометрические показатели и показатели психологического здоровья — от общей удовлетворенности жизнью до позитивного аффекта. При этом уровень депрессии, стресса, негативного аффекта у них существенно снизился. Изменения всех показателей в этой работе были в диапазоне от средних до больших.
Также запрещается выходить из зала, когда проходят медитации, в определенные часы медитаций запрещается шевелиться. Запрещается выходить из комнаты во время утренних медитаций. Мужчины и женщины живут отдельно, в разных помещениях, видят друг друга только во время медитации. Медитации проходят в зале, где у каждого определенное место зал поделен на квадраты. Во время медитаций нужно сидеть с прямой спиной, запрещается опираться или расслабляться, двигаться. Во время такого сидения начинают сильно болеть суставы.
Людям приходится терпеть очень сильную боль эта боль даже регламентируется установкой «вы будете испытывать сильную боль, но не должны вставать». Но в состоянии транса человек продолжает терпеть эту боль, переходя на другие уровни восприятия начинаются зрительные галлюцинации, «видения» и тд. Присутствует приезжий «учитель» — иностранец, который сидит перед медитирующими, когда проходят медитации. Каждый вечер после медитаций прослушиваются часовые лекции, во время которых делаются внушения посредством приемов эриксонианского гипноза и нейро-лингвистического программирования — в текст вплетаются слова-внушения и специальные слова-термины, которые впоследствии служат «якорями» см. Режим питания также передвинут: 7 утра — завтрак, 12 дня — обед, 17 часов — один фрукт и чай для тех, кто приехал первый раз, только чай — для тех, кто приехал второй раз. Дорожки огорожены веревками и запрещающими надписями. На лекциях говорится о постулатах буддизма, с которыми люди обычно согласны, но постепенно начинают вплетаться лживые утверждения.
10 дней молчания вдали от цивилизации: истории людей, которые прошли випассану
Атмосфера лагеря, где проходят курсы, по ощущениям очень напоминает атмосферу фашистского концлагеря — та же замкнутость пространства, одергивание хотя и в мягкой форме, но не терпящее ослушания при малейшем нарушении дисциплины и т. Создается ощущение, что лагерь оцеплен множеством людей, и если попробуешь сбежать, то тебе не дадут то сделать. Скорее всего, создается психологическая модель, напоминающая концлагерь, пробуждающая у человека генетическую память и страх. Во время медитаций несколько раз звучали звуки летящих и разрывающихся снарядов, а также звуки лающих собак. Также во время медитаций требуют снимать очки и линзы, в зале неким образом воспроихводятся периодические вспышки света. Во время медитаций — когда людям говорилось «теперь нужно просидеть неподвижно час или более и вы будете испытывать сильную боль, но все равно нужно сидеть» — у людей атрофировались естественные реакции психики и вырабатывалось привыкание к ощущениям сильной боли. Выяснилось, что у людей, прошедших курс, впоследствии наблюдаются провалы в памяти, трудность сосредоточения и т. У людей, получивших в результате такого воздействия сильное чувство страха на уровне подсознания, как-бы расщепляется сознание: с одной стороны, они могут чувствовать эйфорию периодами , но состояние периодами скатывается до депрессии и тоски. Испытывая сильный страх, но не осознавая его, а также получив привычку к подобным сильным состояниям измененным состояниям сознания, ощущению сильной боли и т. Многие впоследствии продают имущество в пользу этого движения, становясь таким образом зависимыми рабами — «наркоманами сильных состояний».
Человек получает зависимость, страхи на подсознании и полное подчинение, даже не осознавая этого, думая, что проходит «духовную практику». Те, кто стоит во главе — либо преступники с атрофировавшейся совестью, либо душевно больные люди с маниакальной жаждой власти что и является обычно причиной образования тоталитарных культов , не осознающие трагичных результатов своих действий, считающие, что ведут мир «к добру» Гитлер, если вы помните, считал также. Считаю, что необходимы знания о методах разрушения психики, чтобы избегать подобных воздействий и разрушительных последствий, беречь свою психику и психику детей особенно страшно, что подобные курсы организованы уже и для детей, у которых нет возможности осознать и сопротивляться.
Из-за такой ориентированности на технике медитации я в итоге решил для себя, что происходящее на курсе скорее похоже на спортивные сборы, только на них целый день тренируют не икроножные мышцы, а способности ума к концентрации. Еще одним подтверждением того, что подозрения в отношении намерений организаторов курсов напрасны, стал ответ российского фонда «Випассана» на просьбу о комментарии по поводу роста популярности практики: «У нас нет заинтересованности в участии в этой публикации, мы не заинтересованы в дополнительной рекламе или в подтверждении экспериментами эффективности техники или медитации вообще. Вы имели возможность пройти курс и составить собственное представление обо всем, что происходит на курсе, и о технике. Нам нечего добавить к этому». Мой чужой внутренний голос Медитировать студенты курса начинают сразу по прибытии в центр: заполнили анкеты и отказались от претензий к организаторам в случае обострения чего-либо или помешательства, послушали вводный инструктаж о том, как жить ближайшие десять дней, оставили вещи в импровизированных кельях, погрузились в благородную тишину — и в путь, к просветлению. Практика випассаны состоит из двух техник медитации.
Первая — анапана, в ней нужно постоянно максимально концентрироваться на дыхании. Здесь важно отмечать моменты, когда отвлекаешься на свои мысли. Задумался о судебных приставах, которые, возможно, как раз сейчас вскрывают твою дверь, — отмечаешь это и возвращаешься к наблюдению за дыханием; увлекся мыслью, что медитируй не медитируй, а спасти свою грешную душу всё равно не выйдет, — отмечаешь это и вновь наблюдаешь за дыханием. С некоторыми нюансами эта техника практикуется на курсе первые три дня. Постепенно получается не отвлекаться на свои заботы всё дольше — пять секунд, десять, полминуты, минуту. Через пару дней поток мыслей становится менее плотным, и тогда начинаешь замечать, из чего он на самом деле состоит. Тревожные мысли, которые запускают неуверенность и страх, говорящие догмами чьи-то голоса, вдруг начинающие звучать из ниоткуда, мечты об успехе, признании, богатстве и всеобщем восхищении. Раз за разом ни с того ни с сего в голове разгораются дискуссии с воображаемыми оппонентами, и эти разговоры, несмотря на всю их абсурдность, могут быть очень обстоятельными и долгими. Так постепенно появляется представление об облаке беспокоящих тем, которые обычно занимают все мысли.
Не самое приятное, но очень отрезвляющее знание. Один из первых удивительных эффектов от медитации — понимание, что эти разговоры — всего лишь привычка ума. И считать ее своей сутью, как я делал это раньше, — всё равно что принимать нервное почесывание плеча за собственное тело. При этом пытаться останавливать эти мысли не нужно, задача практикующего — не вовлекаться в них, а просто замечать их возникновение и исчезновение. Через три дня практика наблюдения за дыханием заменяется концентрацией на телесных ощущениях. То, что их очень много приятных и не очень , для меня стало большой неожиданностью — в обычной жизни у неподготовленного человека заметить это вряд ли получится. И здесь тоже нужно не реагировать, а только наблюдать. Если от долгой медитации сидя появилась боль в колене — ее нужно наблюдать, исследовать и стараться не сбегать от нее. Если появилось ощущение, что по кистям рук пробегают электрические разряды как бы странно это ни звучало, во время курса такое испытывают многие , нужно также просто наблюдать это, не испытывая восторга.
В лекциях Гоенка говорит, что именно так у человека тренируется невозмутимость. В перерывах студенты гуляют по протоптанным тропинкам во дворе центра, подставляют лица солнцу, разминают затекшие от долгого сидения тела. Всё это происходит молча. К середине курса на прогулках у некоторых заметен ошарашенный вид или взгляд, направленный в пустоту. Это неудивительно: исследуя дни напролет свой ум, можно вдруг отчетливо услышать у себя в голове, например, чужой голос, который предыдущие 30 лет рассказывал, что вам делать, а что нет. И если он вдруг замолкает, состояние может наступить неожиданное. Медитация не равна безделью, и проводить целые дни, сидя с закрытыми глазами, неожиданно оказывается совсем не скучно. За два курса у меня не было этого чувства, пожалуй, ни разу. Голод был, усталость — сколько угодно, грусть и радость — в достатке, а скуки не было.
В вечерних лекциях Гоенка рассказывает, что за счет практики випассаны у человека меняются подсознательные реакции, уходят комплексы, страхи, агрессия, слабеют зависимости. Конечно, это довольно громкие заявления, и здесь должно быть что-то ироничное об исправлении горбатых, если бы — к своему удивлению — спустя два курса я не склонялся к тому, что это весьма похоже на правду. Кому не нужно на випассану Во время медитации в общем зале в один из последних дней курса за моей спиной слышится свист вдыхаемого воздуха, за которым раздается звонкий вскрик и следом — плач. Звуки исходят от моего соседа сзади — долговязого парня лет 23-х, с длинными волосами и бледной кожей. Похоже, что у него истерика, и особенно впечатляет, что она началась как будто мгновенно и сразу с верхней эмоциональной точки. Я не оборачиваюсь. Парень сзади спешно встает с коврика для медитации и, продолжая всхлипывать, выходит из большого зала. На вводном инструктаже студентов предупреждают, что практика випассаны может приводить к сильным переживаниям. Это может случиться, например, из-за всплывающих во время медитации подавленных воспоминаний из далекого прошлого.
Причем человек может вспомнить не только ситуацию, но и остро пережить чувства того момента, а также четко понять, как всё это повлияло на его дальнейшую жизнь. Сомнений, что мой сосед получил такой привет из прошлого, у меня нет. В лекциях рекомендуется встречать подобные эмоции лицом к лицу — их бесстрастное перепроживание как раз и позволяет освободиться от травм. Общаясь с другими практикующими випассану, понимаю, что такие ситуации случаются у многих и бывает это нередко. Те, кто давно посещает ретриты, относятся к этому спокойно. Психофизиолог, исследователь состояний мозга при умственных нагрузках и медитации, профессор МГУ Александр Каплан рекомендует не использовать медитацию в качестве способа лечения душевных расстройств: «Медитация — это психическая нагрузка, связанная с повышенным сосредоточением и фокусированием внимания. Если у человека есть слабинки — психологические или психиатрические, — медитативная практика может ухудшить его состояние. Это не инструмент для лечения, а скорее тренировка ума, поэтому заниматься, а тем более знакомиться с практиками медитации стоит в здоровом состоянии. Опытный учитель не даст случиться обострению в случае кризиса, но без него лучше не спешить активно практиковать самостоятельно.
Психиатр тоже не всегда может сделать правильный вывод — можно человеку в текущем состоянии браться за продолжительные сессии медитации или лучше воздержаться». Учитель випассаны присутствует на каждом курсе, дважды в день ему можно задать вопросы. В анкете участника курса есть много вопросов о наличии психических расстройств и зависимостей, о частоте и дозах употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, приеме антидепрессантов и других медицинских препаратов. На основании этих ответов могут отказать в участии в курсе. Организаторы всячески подчеркивают, что випассана не является способом лечения, она разработана для здоровых людей. Но истории с участием неотложной медицинской помощи всё равно случаются. Один из частых посетителей курсов випассаны рассказывал о студенте, который посреди ночи на пятый или шестой день курса настоял на том, чтобы ему вызвали скорую: он «понял», что синусоида в его мозгу асимметрична и потому работает неправильно. Что с ним стало после того, как его забрала скорая, неизвестно.
Создается ощущение, что лагерь оцеплен множеством людей, и если попробуешь сбежать, то тебе не дадут то сделать. Скорее всего, создается психологическая модель, напоминающая концлагерь, пробуждающая у человека генетическую память и страх. Во время медитаций несколько раз звучали звуки летящих и разрывающихся снарядов, а также звуки лающих собак. Также во время медитаций требуют снимать очки и линзы, в зале неким образом воспроихводятся периодические вспышки света. Во время медитаций — когда людям говорилось «теперь нужно просидеть неподвижно час или более и вы будете испытывать сильную боль, но все равно нужно сидеть» — у людей атрофировались естественные реакции психики и вырабатывалось привыкание к ощущениям сильной боли. Выяснилось, что у людей, прошедших курс, впоследствии наблюдаются провалы в памяти, трудность сосредоточения и т. У людей, получивших в результате такого воздействия сильное чувство страха на уровне подсознания, как-бы расщепляется сознание: с одной стороны, они могут чувствовать эйфорию периодами , но состояние периодами скатывается до депрессии и тоски. Испытывая сильный страх, но не осознавая его, а также получив привычку к подобным сильным состояниям измененным состояниям сознания, ощущению сильной боли и т. Многие впоследствии продают имущество в пользу этого движения, становясь таким образом зависимыми рабами — «наркоманами сильных состояний». Человек получает зависимость, страхи на подсознании и полное подчинение, даже не осознавая этого, думая, что проходит «духовную практику». Те, кто стоит во главе — либо преступники с атрофировавшейся совестью, либо душевно больные люди с маниакальной жаждой власти что и является обычно причиной образования тоталитарных культов , не осознающие трагичных результатов своих действий, считающие, что ведут мир «к добру» Гитлер, если вы помните, считал также. Считаю, что необходимы знания о методах разрушения психики, чтобы избегать подобных воздействий и разрушительных последствий, беречь свою психику и психику детей особенно страшно, что подобные курсы организованы уже и для детей, у которых нет возможности осознать и сопротивляться. Пожалуйста, опубликуйте этот текст или отредактируйте его по своему усмотрению и внесите курсы медитации «Випассана» в свой список тоталитарных деструктивных культов.
Главное происходит не здесь, а в зале для медитации. Его нам показали уже в первый день и рассадили по своим местам. Всего на практику приехало около 100 человек — половина девушек, половина парней. Нас расселили в разных частях центра и встречались мы только в зале для медитации. Каждый день тебя будят в 4 утра. Все собираются в полной тишине и в 4. Вообще в центре можно заговорить только с менеджером, если у тебя произошло что-то серьезное или ты больше не можешь продолжать практику. У меня, к счастью таких ситуаций не возникало, и за все 10 дней я действительно не проронила ни слова. Никто не пытается украдкой заговорить друг с другом, ведь все сюда приехали, чтобы молчать Первая медитация длилась 2 часа, и после нее у меня заболело все тело. Это несмотря на то, что я достаточно натренированная и могу довольно долго просидеть в позе лотоса. По сути каждый день ты медитируешь по десять часов — и у тебя начинают болеть такие мышцы, о существовании которых ты просто не знал. За эти десять часов есть всего несколько перерывов — на завтрак, обед и ужин кормят всех вегетерианскими блюдами , а также на небольшой отдых. Сама практика проходит по аудиозаписям учителя Гоенка. Каждый новый день осваивается ее новый шаг. Сначала несколько дней наблюдаешь за ощущениями возле носа, потом возле рта, потом наблюдаешь за ощущения по всему телу. Погружение происходит постепенно, а на 10-й день появляется полная картина. На випассане нельзя голодать, но я голодаю стабильно и мне совершенно неважно, где я и что со мной происходит. Я совершенно отказалась от еды на 4-й день, и тогда мне стало по-настоящему грустно. Ведь единственное внешнее развлечение на випассане — это еда, и даже оно было мне недоступно. Как я полностью отказалась от сахара и стоит ли это делать Помню, я лежала на кушетке в своей комнате и грустила. В этот момент ко мне пришла менеджер центра и предложила переселиться в отдельный освободившийся домик, где я буду совсем одна. Кровать в нем была шире, вместо вешалки — комод, а еще зеркало, личный душ и туалет в общем доме ванная комната тоже была общей. Честно говоря, так быстро я не собиралась еще никогда в жизни, и после этого переезда у меня открылось второе дыхание для дальнейших практик. О том, насколько это сложно Скажу честно, випассана не была самым сложным событием моей жизни.
Как я съездила на випассану в Подмосковье
это вводный курс медитации випассана, в котором техника преподается шаг за шагом каждый день. «Ничего не говори»: что такое випассана и почему ее стоит практиковать. Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Медитация випассана в Екатеринбурге. Бесплатный подбор тренера по вашим критериям! Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы.
«Брат называет меня сектантом, зато жена довольна». Почему успешные люди десять дней молчат в лесу
Последние новости Екатеринбурга и Свердловской области сегодня. Vipassana Медитация Випассана в России Дхамма Дуллабха расположена в 100 км к востоку от Москвы. Главная» Новости» Випассана в екатеринбурге и свердловской области. Ретриты в России в 2024 году, ретрит центры, преподаватели и организаторы ретритов, обзор цен на ретриты и випассану | География Вся Россия. Купить билеты на Медитационный ретрит-випассана онлайн в Екатеринбурге, онлайн.