23 июля 971 года русский князь Святослав Игоревич провёл военный совет у стен Доростола (Болгария) и решил дать последний бой в ходе войны с Византией. Часть 3: Осада Доростола]. Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. Кульминация осады Доростола стала и её развязкой. Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
ОСАДА ДОРОСТОЛА. Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. Кульминацией войны была осада Доростола на протяжении 3 месяцев. МОСКВА, 3 дек — РИА Новости. Российские военные освободят Одессу ради защиты Крымского полуострова, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер в интервью YouTube-каналу Ask. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы.
Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)
В ожесточенном бою легионы Нерона одержали победу. Армия Гасдрубала была уничтожена полностью, сам полководец погиб в сражении. Узнав о гибели брата, Ганнибал пал духом и отступил. И в результате битвы при Метавре, по сути дела, Вторая Пуническая война закончилась победой римлян. И это обеспечило лидерство Рима на многие годы вперед", — говорит эксперт. В то время самой могущественной империей Евразии, а возможно, и всего мира был Омейядский халифат. Эта сверхдержава установила господство над Северной Африкой, Аравийским полуостровом, Пиренеями, Средней и Центральной Азией, частью Кавказа, разгромила мощную Византию и империю персидских шахиншахов. После чего халифы обратили свои взоры на королевство франков. Сарацины планировали разграбить христианские твердыни, предать их огню и мечу.
Полчищам арабов противостояла армия полководца Карла Матрелла", — рассказал историк Кристофер Ланн. Шансов на победу у Карла было немного. По оценкам большинства современных историков, армия франков уступала арабам по численности в три-четыре раза. К тому же Абдур-Рахман располагал мощнейшей в то время конницей. Поэтому Мартелл пошел на хитрость. Это сводило на нет преимущества арабской кавалерии, которой нужно было буквально продираться к строю франков вверх по склону, сквозь деревья", — отметил эксперт. Арабы прощупывали оборону франков около недели, после чего терпение у Абдур-Рахмана лопнуло и он пошел в атаку.
Каждая из армий потеряла в бою почти 15 тысяч человек. По итогам сражения Святослав и Цимисхий договорились о прекращении войны. Кроме того, византийцы обязались беспрепятственно пропустить русские ладьи обратно в Киев.
Причиной этому послужили большие потери среди войска и малая численность оставшейся боеспособной дружины: «Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою, и меня»…так как многие погибли в боях…"Пойду на Русь, приведу ещё дружины… Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, а печенеги нам враждебны, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград". По одной из версий [6] , Святослав посылал на Русь за пополнением для своего войска. По мнению некоторых авторов [7] , к Святославу прибыло из Киева небольшое пополнение, так как сам он не уходил за новой дружиной и продолжал несколько месяцев совершать небольшие набеги на византийцев во Фракии. Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. В апреле 971 года император Иоанн Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию против не предпринявшего оборонительных мер Святослава. Одновременно с этим 300 судов византийского флота , вооружённые греческим огнём , направились в устье Дуная , чтобы отрезать русам путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки [8]. Недостаток сил у Святослава и внезапность нападения византийцев привели к тому, что он не успел принять необходимые меры предосторожности. Он не занял балканские перевалы , оставил открытым устье Дуная, разделил своё войско, но даже таким образом не смог выделить достаточно сил для прикрытия Преслава. Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II. Бой у Преслава[ править править код ] На рассвете 13 апреля [7] византийское войско, построившись «густыми рядами», начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от русов и пристали к римлянам». Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Н. Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть?
Синопсис: Lost Eidolons — пошаговая тактическая ролевая игра с захватывающим киноповествованием, действие которой происходит в приходящей в упадок Империи, раздираемой гражданской войной. Вы — харизматичный капитан наемников Иден. Ваша задача — победить в эпических сражениях классической пошаговой стратегии.
Содержание
- Походы князя Святослава. Осада Доростола – Telegraph
- Оборона Доростола
- Как битва у реки Метавр спасла Римскую империю от гибели
- Битва при Доростоле - кратко
- «Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета -
- Предыстория
Осада Доростола.
- Битва у Доростола - YouTube
- Война Святослава с Византией
- Читайте также
- Походы князя Святослава. Осада Доростола – Telegraph
Комментариев нет
- Оборона Доростола (KQkjkug :kjkvmklg)
- Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971)
- Битва при Доростоле - кратко
- ДОРОСТОЛ - Древо
- Осада Доростола (apr 23, 971 – jul 22, 971) (Timeline)
- Битва под Доростолом в 971 г.
«Слава не погибнет!» Героическая оборона Доростола
Оно имеет как местное - русское, так и общеславянское и всемирно-историческое значение. Существует обширная литература по обращению России. Некоторые западные авторы настаивают на том, что христианство было распространено на Руси нормандскими варягами после того, как они стали князьями киевских и новгородских славян; одни из этих варягов исповедовали западное христианство, другие - восточное христианство. Большинство русских, некоторые болгарские, греческие и другие авторы утверждают, что Киевская Русь приняла христианство от Византии, а греческие миссионеры крестили князя Владимира и русский народ. Такого мнения, не отрицая участия Византии, придерживается и д-р Альберт Раух в своем докладе, прочитанном в июле 1986 г. В 1913 году русский ученый Михаил Дмитриевич Приселков высказал мнение, что Киевская Русь приняла христианство и церковную иерархию из Охридской Болгарии. Эту точку зрения поддерживает и немецкий ученый Ганс Кох; Недалеко от него и профессор Валерий Погорелов. При объективной оценке все эти мнения содержат «зерна истины»! Потому что если под обращением Киевской Руси понимать не только крещение киевского князя Владимира и окружающих его людей в 988 году, но и обращение многочисленной славянской массы - что тоже является капитальным историческим фактом, то надо учитывать что к этим массам не только десятилетиями, но даже и полутора веками ранее посылались миссионеры из Рима, из Константинополя, из Болгарии и из разных других мест и привлекали для своей проповеди многие души из местного населения. Справедливость требует от нас признания: 1 что проповедники восточного христианства, однако, добились гораздо более значительных результатов, чем проповедники западного христианства; 2 что участие Византии в этом процессе преувеличено, а болгар преуменьшено, недооценено или даже вовсе умалчивается большинством авторов.
Утверждение, что Киевская Русь и князь Владимир были крещены византийцами-греками, да еще и категорично выраженное, мы находим в отечественных русских источниках - в русских летописях. И в этой статье - в первой части я приведу краткие сведения о наиболее важных из этих источников и о критическом отношении к ним ученых, так как это важно для выяснения реального участия византийцев и болгар в деле обращения Киевской Руси, а во второй его части приведу другие очень важные факты, говорящие если не о большей, то хотя бы о равной доле болгар с византийцами в обращении братского русского народа! Первый древнейший и важнейший по истории России источник известен под названием «Повестка временных лет» и приписывается монаху Печерского монастыря Нестору. Считается, что ее написал монах Нестор в 1112-1113 годах. Оригинал этого письменного мемориала до нас не дошел: у нас есть только его копии. Древнейшая ее копия, а вместе с тем и редакция, сделана монахом Лаврентием во второй половине XIV века 1377 год и называется «Лаврентьевской летописью». Следующая относится к началу 15 века и называется «Ипатская хроника». Есть и более поздние: Радзивиловская, Троицкая, Новгородская летописи и так далее. В начале дошедших до нас рукописей Повести времен находится Повесть об испытаниях веры.
В этой «Повести... После этого князь рассылает своих послов к разным народам, чтобы на месте познакомиться с разными верами. Первыми всегда ставятся болгары, затем германцы, после них хазары и, наконец, греки. Ведущую роль в повести играет присланный греками философ по имени Кирилл, который в пространной речи разъясняет веру греков, а напоследок показывает ему картину Страшного суда, объясняя ему, кто стоит на справа и кто слева. Все это произошло в 986 и 987 годах. Владимир выбрал лучшую из всех предложенных ему вер - греческую. В 988 году князь Владимир напал на Корсунь Херсон - греческий город на Азове и захватил его. Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство.
Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»?
Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев. Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами.
В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература!
Естественно предположить, что речь идет о посланниках дунайских болгар, но интерполятор смешивает их с волжскими, чтобы стереть и полностью уничтожить в памяти русского народа память о том, что христианская религия была принята Русские славяне через болгар. Греческий философ Кирилл, присланный из Константинополя для разъяснения им истинной и лучшей веры, сыграл большую роль у князя Владимира и киевских славян. Интерполятор, зная важность и авторитет св. Кирилла среди славян, использовал его имя в своих целях! Но св.
Кирилл умер на целый век с четвертью раньше князя Владимира, и греческий впал в грубейший анахронизм. Кстати, академик Борис Дмитриевич Греков, говоря о «Повести времен», писал: «В источниках смешаны дунайские и волжские болгары». Крайне предвзятый и грубо тенденциозный византийский интерполятор говорит и о том, что, по его мнению, князь Владимир до своего обращения был типом крайне отрицательным. Он: прелюбодей, обжора, пьяница и развратник, у него пять законных жен и 800 наложниц — больше, чем у Соломона! Эти данные о "владимирских гаремах" не имеют ничего общего с истиной: и у норманнов, и у славян таких обычаев не было и нравы их были слишком строги. Иными словами, и болгары, и русские являются для византийского интерполятора «варварами», «скифами» и стоят на неизмеримо более низкой ступени, чем византийцы. В заключение этой части моей статьи указываю также, что князь Владимир напал на Корсунь, чтобы получить власть с христианскими священниками, то есть завоевать христианство для себя и своего народа. И здесь цель автора состоит в том, чтобы придать еще большую ценность византийскому христианству. Князя Владимира крестили в Корсуни греческие священники, затем они крестили его народ в водах Днепра. Церемония была совершена на греческом языке, и князь передал церковь «Св.
Божией Матери» Корсуни греческие священники служили в нем на греческом языке. По этому поводу профессор Валерий Погорелов писал: «Куда делись все эти греческие книги, эти греко-русские литераторы? И подчеркивает: «Нет никаких следов того, что когда-либо на Руси было греческое богослужение, что были греческие книги и что русские пользовались греческой письменностью. Самые древние книги, привезенные на Русь и сохранившиеся там, были не греческие, а болгарские. Преобразование Киевской Руси шло снизу вверх, а не сверху вниз, как это было в Болгарии. Христианство, уже принятое большей частью славянских масс, стихийно и отовсюду вторгалось в варяжскую группу и проникало в нее различными путями. Это видно из анализа содержания русско-византийских договоров 912 и 945 гг. Варяжский этнический элемент постоянно ассимилировался славянским морем при возникновении феодального строя, но этот процесс ассимиляции был значительно усилен христианством. Олег, Игорь, Святослав и сам князь Владимир были язычниками с самого начала и были этнически отделены от славян, так же как Крум, Омуртаг, Пресиан в нашей стране. Даже сторонники варяжской теории, такие как Баумгартен, утверждают, что во времена Игоря варяги еще не были ассимилированы.
Но как, кто и чем он христианизировал славянские массы? Этот вопрос служит переходом ко второй части моей статьи! Кроме «Повестей временных лет», существуют и другие древнерусские письменные памятники, не относящиеся к жанру летописей, но дающие ответ на поставленный вопрос: одни — косвенный ответ, а другие — прямой, четкий ответ! В числе первых, дающих косвенный ответ, труд митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» и монаха Якова под названием «Похвала русскому князю Владимиру». Сочинение митрополита Илариона написано между 1037-1051 годами, а монаха Иакова - около 1070 года. Ученых исследователей поразило, что в обоих этих русских письменных документах нет не только мысли, но даже намека на появление послов различных конфессий, чтобы предложить князю Владимиру свою религию, и князь Владимир не отправляет своих посольств в различные народы: болгары, германцы, хазары и так далее, для изучения их веры, и не явился ему какой-нибудь греческий философ, присланный из Константинополя, чтобы разъяснить христианскую православную веру и убедить его принять ее. И Евгений Евсигнеевич Голубинский справедливо замечает, что если бы этот факт был реален, то он представлял бы в крещении князя Владимира, и Руси такое большое значение, что был бы общеизвестен и ни в коем случае эти знатные древнерусские авторы не умолчали бы о нем. Между тем они представляют совсем другое, а именно то, что Владимир смог своим умом понять, что христианство лучше язычества, и ориентироваться на восточное христианство. В то же время монах Иаков не говорил о фактическом крещении князя Владимира; ни о том, что он был крещен греками, но говорит, что молодой князь, слушая бабку свою Ольгу, воспылал желанием подражать ей, и что это доброе состязание, возгоревшееся в нем Святым Духом, сделало его христианином. К тому же, когда князь Владимир был в Корсуни, он был уже не язычником, а христианином.
Он хочет сестру византийского императора Анну в жены, чтобы «заболеть христианским законом». В обоих упомянутых документах нет упоминания о какой-либо болгарофобии, что свидетельствует о том, что они или их копии, дошедшие до нас не попали в руки греков для переработки и изменения! Среди документов, дающих прямой и ясный ответ на вопрос, как, когда и каким образом киевские славяне приняли христианство, на первом месте стоит так называемая «Иоакимова летопись». Она не дошла до нас целиком, но фрагменты ее цитировал старый русский историк Василий Никитич Татищев. В них содержится информация об участии болгар в преобразовании Киевской Руси и особенно о роли царя Симеона в этой работе. Между прочим, даже в "Повести времен" в 7 местах упоминается о победоносных походах царя Симеона на юг - на Царьград, на северо-восток - на угров, печенегов и др. Симеонова Болгария включала в себя всю Валахию, а также земли по низовьям рек Прута и Днестра, населенные в то время славянскими племенами тиверцев и угличей. Могучая Симеонова Болгария была первым славянским государством, признанным и Востоком, и Западом, и она в лице своего могущественного правителя Симеона выражала стремление к величию и к объединению разрозненных славянских племен в могучую анти- Византийская славянская империя. Этот Симеон и великое славянское государство наложили свой отпечаток и на самые замечательные литературные памятники эпохи. Произведение Черноризца Храбаря «О грамотах» защищает не только болгарский язык и литературу, но славянский язык и литературу в целом.
Автор «Вестника Евангелия» обращается ко всем славянам: «Посему слушайте, все славяне, ибо сей дар дан от Бога... А автор «Азбуки молитвы» обращается ко всем славянам «Летите теперь и славянское племя на крещение, все обратились... Между населением долин двух великих рек Восточной Европы - Дуная и Днепра существовали племенные, бытовые, хозяйственные и культурные контакты, как только в них поселились славяне. Сначала контакт был стихийным, массовым, а как только образовалось мощное славяно-болгарское национальное государство, официально объявленное при князе Борисе и при царе Симеоне христианским и проявившее тенденции к экспансии по отношению к славянским землям в всех направлений, христианство тоже - естественным образом перетекает с Балканского полуострова, то есть из Борисовской и Симеоновской Болгарии в Приднепровские славянские земли. Именно об этом свидетельствует упомянутая «Иоакимовская летопись», в которой текст написан: «Булгарский царь Симеон прислал священников, ученых и книги, которые остались довольны»! Болгарский царь Симеон почти за столетие до князя Владимира отправил на Русь: Болгария при царь Симеон 1 «ученые священники», т.
Художник В. Эстамп Тем не менее, имперские осадные конструкции были веским козырем последнего. Сознавая угрозу разрушения доростольских укреплений, Святослав 19 июля предпринял вылазку из крепости.
Не ожидавшие от врага столь отчаянного хода, византийцы были ошеломлены и… Лишились стенобитных машин, пожранных огнём. Следующий день ознаменовался крупной сечей у стен Доростола. Святослав вывел воодушевлённых воинов за его стены, и атаки ромеев вновь успешно отражались одна за другой. Однако чаши весов качнула гибель одного из княжеских сподвижников по имени Икмор. Этот эпизод превосходно описан Львом Диаконом, под стать гомеровским эпосам: Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспалённый душевным мужеством, извлёк свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю — и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. При сём его падении, поднимается у Скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а Римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорчённые бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу: наши, преследуя их, побивали Обескураженные произошедшим русы поспешили отступить в крепость. Тот же византийский автор следом описывает заклание славянами пленных неприятелей, сотворённое ночью на погребальных кострах. Более того, Диакон живописует принесение в жертву грудных младенцев, утопленных воинами Святослава в водах Дуная.
Судя по всему, эти жестокие обряды действительно имели место. Безжалостная эпоха Средневековья не нуждается в лакировании. Русы и варяги под киевскими стягами были людьми своего времени и вдобавок язычниками. Работы выдающегося отечественного историка Б. Рыбакова демонстрируют, что жертвоприношения детей бытовали на Руси в дохристианскую эпоху. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Художник Г. Созвав 21 июля военный совет, князь выслушал и предложения прорвать осаду с боем, и рекомендации начать с Цимисхием переговоры. Его окончательное решение выразилось в воодушевляющей речи, обращённой к соратникам.
Известен ряд её формулировок, однако современный исследователь военной риторики С. Зверев отказывает в доверии пересказу автором «Повести временных лет». Куда более аутентичной в данном случае считается версия того же Льва Диакона: Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями.
Князь Святослав Храбрый. Война с Цимискием. Часть 3: Осада Доростола] "Битва под Доростолом". Миниатюра "Манассиевой летописи".
XIV в. Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. В то же самое время подоспел и флот Греческий, который пресек свободное плавание Россиян по Дунаю. Великодушная Святославова бодрость возрастала с опасностями. Он заключил в оковы многих Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом, беспрестанными вылазками тревожил стан Греков.
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году
Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Выдержав со своим войском трехмесячную осаду после боя под Доростолом князь Святослав заключил мир с Византией. Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы.
Сражение у Доростола
Задания ЕГЭ по истории, линия заданий 3. Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. МОСКВА, 3 дек — РИА Новости. Российские военные освободят Одессу ради защиты Крымского полуострова, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер в интервью YouTube-каналу Ask. Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво. 23 апреля 971 года началась оборона Доростола — сражения, продолжавшиеся в апреле-июле 971 года между русским войском и армией Византийской империи у крепости Доростол. Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол.
Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)
В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко. Да, болгары начали предавать будущих русских ещё с момента Святослава, когда большенство болгар, до осады Доростола переметнулась к грекам. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак.
Битва под Доростолом в 971 г.
Бой у Преслава[ править править код ] На рассвете 13 апреля [7] византийское войско, построившись «густыми рядами», начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от русов и пристали к римлянам». Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов.
По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Н. Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены» см. Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола.
Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля [ править править код ] 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился.
During the siege of the city of Dorostolon the Rus forces were reduced to near starvation, and a force of some 2,000 warriors, including women, made a surprise sally out during the night to search for supplies and managed to defeat a Byzantine force on the way, returning later to the city. Svyatoslav bitterly remarked that all his allies Magyars , Pechenegs betrayed him during this decisive moment. He was allowed to evacuate his army to Berezan Island , while the Byzantines entered Dorostolon and renamed it Theodoropolis, after the reigning empress Theodora. After the eventual defeat of the Rus, the Byzantines were astonished at finding the bodies of armed women among the fallen warriors.
Византийцы отмечали, что русские «варвары» предпочитают убить себя, нежели попасть в плен. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы Доростола. Русско-болгарский гарнизон редел, среди воинов было много раненых. Ощущалась сильная нехватка пищи. Дружинники сварили в котлах последних коней, отощали и ослабли. Однако ситуация была сложной не только для Святослава, но и для Цимисхия. Он надеялся на быструю и триумфальную победу, которая укрепит его позиции в империи. Но осада затянулась, русы держались, греки несли большие потери. Существовала угроза, что воины Святослава смогут в одном из яростных сражений взять вверх, либо к ним придёт помощь с Руси. В тылу было неспокойно. В Византийской империи постоянно происходили мятежи. Знать, пользуясь отсутствием басилевса в столице, плела интриги и устраивала заговоры. Дворцовый переворот не удался, но тревога осталась. Следующий заговор мог стать более успешным. Святослав решил, что пришло время для новой решительной битвы. Она стала неожиданной для противника. Обычно нападения происходили ночью. Русские атаковали в полдень, после обеда, когда греки отдыхали и спали. Они разрушили и сожгли множество осадных машин. Был убит и начальник осадного парка, родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. Затем греки шептались, что магистр Иоанн был наказан за свои преступления против христианских храмов. Он разграбил в Мизии так греки называли Болгарию многие храмы, считая болгар почти язычниками, а драгоценные сосуды и чаши переплавил в слитки. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 г. Семирадский Битвы 20 и 22 июля 20 июля 971 года русские снова вышли в поле, но уже большими силами. Греки также построили свои силы. Началось сражение. В этой битве, по информации греков, погиб один из ближайших сподвижников Святослава — воевода Икмор. Он даже среди русских скифов выделялся гигантским ростом и срубил много ромеев. Его убил один из телохранителей басилевса Анемас. Гибель одного из больших воевод, да ещё и в День Перуна русский громовержец, покровитель воинов, смутила русов. Рать отступила за стены города. Русы, хороня своих павших, устраивали тризну.
Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены. В связи с этим Святослав решил дать византийцам последний бой. Благодаря хитроумной тактике византийцев русскому войску пришлось сражаться в окружении, однако в жесточайшем бою русские воины смогли прорвать оцепление.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Причины, по которым Святослав упорно выдерживал осаду крепости Доростол, многообразны. К концу кампании русско-украинские войска вели осаду Старого Быхова и Дубровны. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава.