Новости нация памирец

Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане.

Памирец что за нация

Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Пами́рцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах.

Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой»

В пятницу получила продолжение история с массовой дракой среди бела дня в Туапсе, которую устроила группа мигрантов. Как выяснили правоохранители, все они являются гражданами. Памирцы — единственная в своем роде исмаилитская нация. Памирцы вышли на улицы Хорога 16 мая с требованием привлечь к ответственности виновных в убийстве Зиёбекова, а также освободить жителей автономии, которые были арестованы в ходе.

Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы

памирец что за нация. Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви – это северные и южные памирцы. Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы. Компания отморозков-«памирцев» терроризировала москвичей и попала в суд Негатив, Мигранты, Насилие, Длиннопост. Особые отношения между русскими и памирцами сложились еще в XIX веке, когда Российская Империя буквально защитила памирцев от геноцида Афганских ханов и угнетения Бухарских. Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общиее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши.

Таджики попрятались - фото сборник

genocide watch таджикистане этнические памирцы подвергаются преследованиям задержаниям. В документе сообщается о том, что команду на уничтожение мирных граждан дал сам президент республики, что репрессии в отношении памирцев продолжаются до сих пор. Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. Подписаться на рассылку главных новостей сайта Получать оперативные новости в официальном канале. Фото: РИА Новости/Амир Исаев.

Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции

Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию. Описание ситуации вокруг протестов памирцев в 2021 и 2022 годах на. Через несколько лет «культурная специфика памирцев отмечалась (вновь) исследователями, составлявшими этнографическую карту Средней Азии в начале 1920-х гг.

В ООН призвали власти Таджикистана к диалогу с памирским меньшинством

Экс-посол в Турции является сторонником идеи создания квазигосударств в рамках концепции «Великого Турана» — объединения под формальной властью Анкары тюркоязычных народов на территории бывшей советской Средней Азии, Кавказа и ряда автономных республик Российской Федерации в Поволжье, на Урале и Северном Кавказе. Таким образом британцы укрепляют своё влияние на постсоветском пространстве и препятствуют осуществлению каких-либо интеграционных процессов в рамках любых объединений, будь то ЕАЭС или ШОС. В Таджикистане британцы используют иной инструмент для продвижения своих интересов. Речь идёт об Ага Хане IV — миллиардере-исмаилисте, основателе «Сети развития имени Ага Хана», через которую он финансирует различные проекты в основном в Центральной Азии. Ага Хан является миллиардером из старинного рода со связями в высшем британском обществе и по совместительству духовным лидером исмаилитов всего мира. Официально его фонд не занимается политикой. В основном идёт инвестирование в сферы культуры, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, а также научные исследования — в общем и целом в развитие гражданского общества по западным стандартам. Особенно активно он взаимодействует с главами государств и финансирует страны, где присутствуют последователи исмаилизма, как, например, Таджикистан. Ага Хан и президент Таджикистана Эмомали Рахмон регулярно проводят двусторонние встречи на протяжении многих лет. Именно эта дружба позволяет спокойно развивать проекты исмаилисткого лидера в интересах британских кураторов на территории страны. Как британцы внедряют свою политику в Таджикистане?

При этом особое внимание уделяется строительству университетов и центров изучения исмаилизма Университет Центральной Азии в Хороге и Исмаилитский центр в Душанбе , в которых образовательная программа построена на создании аналогичной англосаксонской системы с учётом местного менталитета. Основные программы нацелены на реализацию потенциала автономного региона в областях экономики, образовании и культуры с перспективой ее последующей децентрализации и приходу к самодостаточности то есть подготовка к независимости. При обучении культуре и национальным особенностям памирцев большое упор делается на создание «божественного» образа имама, то есть Ага Хана, в глазах исмаилистов. В теории распространяющаяся в мире шиитская ветвь уже более 20 миллионов последователей по всему миру хорошо обученных и религиозно подкованных людей не только в Таджикистане, но и других странах региона в Киргизии, Казахстане, Индии, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, России и так далее могут стать мощным оружием в руках Великобритании. Текущая неспокойная ситуация в Среднеазиатской зоне, в частности в Пакистане, Индии, Казахстане, наглядно демонстрирует, как резко поменялся расклад сил после выхода США из Афганистана. Британцы воспользовались чужой слабостью и начали укреплять влияние там, где «союзники» и геополитические противники его потеряли.

В 1929 г. В законе «О Горно-Бадахшанской автономной области» Конституции, от 30 июля 2007 г. В чем заключается такие особенности?

Языковые особенности В Рушане Рихене говорят на рушанском, который является диалектом шугнанского, сами рушанцы называют себя рихен, хуфидж, бартангидж, рошорвидж. На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков. На видео: Шугнанский язык В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке. Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский. По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны.

Призыв проявлять сдержанность «Я призываю все стороны проявлять сдержанность и не допустить выхода ситуации из-под контроля», — заявил Специальный докладчик.

Он рекомендовал властям начать конструктивный и открытый диалог с памирским меньшинством, а также немедленно принять все необходимые меры для предотвращения конфликта. Эксперт отмечает, что 18 мая правительство Таджикистана направило в регион вооруженные силы в рамках антитеррористической операции. Дороги, школы и магазины были, по его словам, закрыты, а интернет отключен. Достоверные источники сообщают, что в ходе обеспечения безопасности в районе Рушон были, предположительно, убиты около 40 человек. В ООН предупреждали Фернан де Варенн выразил сожаление в связи с тем, что предыдущие предупреждения со стороны группы экспертов ООН, включая его самого, а также рекомендации по предотвращению эскалации, не были услышаны правительством.

Пуштуны Афганистана. Пуштуны Пакистана. Пуштуны Горцы.

Таджикские мигранты. Гастарбайтеры в Москве. Чурки на стройке. Твджикики смешные. Дворник мигрант. Шапка гастарбайтера. Узбеки в тюрьме. Узбек в окне.

Портрет Таджикистан Памирцы. Памирские народы. Таджики люди. Таджикистан люди смешные. Таджик с лопатой. Узбек с лопатой. Гастарбайтер с лопатой. Уборщики мигранты.

Мигранты на рынке. Рынок гастарбайтеров. Таджикские трудовые мигранты. Гастарбайтеры нелегалы. Лицо таджика. Женщины средней Азии. Таджикские женщины. Ковроткачество в Таджикистане.

Узбекские женщины в кишлаках. Цыгане в поезде. Таджики в поезде. Узбек в поезде. Цыгане люли. Памирцы Ваханцы. Памир вахан. Население Афганистана пуштуны.

Ваханский коридор. Мигранты нелегалы. Трудовые мигранты Узбекистан. Трудовые мигранты нелегалы. Джуги цыгане. Мугат люли. Бухарские люли. Самаркандский лули.

Российские мигранты. Мигранты из Таджикистана. Амнистия для мигрантов из Таджикистана. Таджик подметает. Подметание пола. Узбеки на полу. Мужчина подметает пол. Гастарбайтеры в России.

Толпа таджиков в Москве. Толпа мигрантов в России. Памир тюбетейки. Памирцы в тюбетейках. Тюбетейка таджикская Памир.

Непокоренный Памир: из-за чего в Таджикистане вспыхнули протесты

В интернете это тоже распространяли, я лично заходил в определенные беседы, пока из этого ещё не сделали шумиху. В этих чатах также были русофобские высказывания. К слову, 14 февраля должна была быть очередная такая вечеринка, но ее отменилили. На видео их обычно целая толпа, насколько я знаю, задержали только пятерых. На самом деле их гораздо больше, человек 10-15. Один из них, кстати, больше всех выпендривался в переписке: якобы у него есть связи, мол, среди родственников есть полковники и ничего им за драки не будет.

Вам также может быть интересно.

Мы надеемся, что Рустами Эмомали отреагирует на наше обращение и ситуация будет стабилизирована, — говорит Пирмамадов. По его словам, больше всего обстановку нагнетает местное управление Госкомитета национальной безопасности ГКНБ , которое отправляет повестки участникам митинга и заставляет снимать телесюжеты и передачи, в которых протестующих обвиняют в преступлениях. Люди и так напряжены из-за усиления военного присутствия в области и отсутствия интернета.

Еще и фильмы транслируют, в которых обвинительная риторика, что не может не раздражать народ. Другие структуры не создают напряженности и не нагнетают обстановку. С местным хукуматом администрацией. По теме Отсутствие интернета лишило памирских школьников возможности поступления в вузы РФ Митинг в Хороге начался после того, как сотрудники правоохранительных органов утром 25 ноября застрелили 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова при попытке задержания. Мужчину обвиняли во взятии в заложники и избиении помощника районного прокурора.

Власти жестоко отреагировали на последовавшие протесты, убив двух памирцев и ранив 17 человек. Памирцы вышли на улицы Хорога 16 мая с требованием привлечь к ответственности виновных в убийстве Зиёбекова, а также освободить жителей автономии, которые были арестованы в ходе демонстраций. Власти заявляют, что протесты «незаконны» и подрывают безопасность страны. Они, как сообщается, подвергают цензуре новости о происходящих событиях. Многие живут в страхе возвращения к жестокому конфликту 1992—1997 годов По словам эксперта, многие памирцы живут в страхе возвращения к жестокому конфликту времен гражданской войны в Таджикистане 1992—1997 годов. Он предупредил, что «власти Таджикистана должны действовать сейчас, пока не стало слишком поздно».

Муж уехал в Москву на заработки, а зимой она поехала за ним, потому что соскучилась и хотела от него ребенка. Но забеременеть быстро не получилось, потому она задержалась в Москве и устроилась кассиром в KFC. Алима говорила мне, что в Москве ей не нравится и она уедет, как только все получится с мужем.

Она готова растить ребенка одна и понимает, что отец не увидит его еще лет пять, а то и больше. Я спросила, не хочет ли она преподавать фарси официальный язык Таджикистана. Отсутствие карьерных амбиций — привычная черта памирцев. Например, другой мой герой — кандидат биологических наук — таскает цемент на стройке в Москве. Говорит просто: «Я делаю то, что я делаю». Да и в самом Памире многие учились в университетах Душанбе, имеют ученые степени, но при этом живут в деревне и работают на земле. У этих людей нет привычных нам амбиций, но есть чувство долга, что они должны заботиться о семье. Родители Алимы, Укумат и Давлатбегим, показали, как готовить ботш — блюдо из коровьей головы. В голове коровы 13 кг мяса.

Ее обжигают паяльной лампой, чтобы избавить от шерсти, а дальше варят всю ночь с горохом. Когда я фотографировала процесс готовки, Укумат шутил: «Если твоя мама это увидит, никогда сюда не отпустит». То, что оказалось в тарелке, напоминало густой суп, из которого торчат уши. Я не спешила пробовать блюдо при всей моей любви к мясу. Ботшом меня все-таки накормили, оказалось — съедобно. Она научила меня плести из бараньей шерсти нить. Мы вместе сидели за веретеном, скручивали бараньи кудри в нитки, и она говорила, что очень любит эту работу. Напоследок надарила мне носков. В Москве я нашла ее сына Мирфароза.

Мирфароз работает на стройке. Он дольше всех не хотел со мной встречаться. Сначала отправил ко мне приятеля. Когда тот подтвердил, мол, «все нормально с ней», мы увиделись. Разговаривали три часа. Он рассказывал, как строятся отношения мужчины и женщины в их культуре. Жених и невеста не имеют близких отношений до свадьбы — «иначе неинтересно». И жена должна зависеть от мужчины. Тогда у него уже была невеста, и как только Мирфарозу заплатили деньги на стройке, он решил сыграть свадьбу.

Для кого этот сайт

  • Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
  • Памирцы — народ с уникальной культурой
  • Памирские народы | это... Что такое Памирские народы?
  • Комментарии

В Москве задеражали около 100 памирцев

Вот только в отличие от Урала, к месторождениям полезных ископаемых Памира добраться сложно — к ним ведут только полузаброшенные грунтовые дороги, что петляют меж горных вершин. Про асфальтированные же трассы в ГБАО уже практически не заикаются. Единственная асфальтированная дорога, которая связала Душанбе с основными населёнными пунктами Горного Бадахшана — Хорогом, Мургабом и Кулмой - была построена ещё в 1940 году. В начале 80-х годов всё при том же Союзе её расширили, после чего о ней практически забыли. Власти всё делают, чтобы в Памире хуже было. От мира, можно сказать, почти отрезали. При Союзе можно до Душанбе через перевал Хубурубот на автобусе добраться. Всего за 8-9 часов. На машине - быстрее на час.

Но после войны Гражданская война в РТ 1992-1997 годов — прим. Эмомали Рахмон Хубурубот для нас закрыл. Теперь мы, чтобы выехать из страны, должны через Хатлон область в Таджикистане — прим. Это 16-17 часов на машине. Автобусы вместе с Советским Союзом исчезли. Была ещё дорога на Ош. Но Рахмон с кыргызами поссорился. Они её закрыли.

Ещё 5 лет назад из Хорога можно было самолётом в Душанбе улететь. Теперь нельзя. Бадахшан совсем закрыли", - рассказала cronos. После 80-х годов новых дорог в Горном Бадахшане так и не появилось Отсутствие сколь-либо значимых инвестиций в пусть и богатый, но малонаселённый Горный Бадахшан с населением около 300 тысяч человек, вкупе с фактической оторванностью автономии от внешнего мира привели к невероятному уровню безработицы. По информации памирских активистов она сегодня составляет до 80 процентов. В свою очередь массовая безработица ведёт к активному оттоку людей из области, а также способствует росту преступности.

После распада СССР регион, обладавший широкими полномочиями при советской власти также надеялся получить независимость. По этой причине в 1992 году в Таджикистане разразилась гражданская война, которая закончилась лишь в 1997 подписанием мирного договора на условиях предоставления автономии. Со стороны руководства отсутствует какая-либо поддержка региону, а административные органы совершенно безразличны к судьбе проживающего там народа. На фоне всего этого возник справедливый кризис доверия местного населения к властям. Жители ГБАО воспринимают деятельность таджикского руководства как направленную конкретно против этнических памирцев, которые испокон веков проживали в этом районе. Уже ставшие регулярными силовые операции при любой даже незначительном митинге окончательно утвердили это мнение. Экономическая и социальная отсталость региона Отсутствие какой-либо поддержки стало причиной того, что в ГБАО сейчас самый высокий уровень безработицы более 80 процентов. Цены на продукты первой необходимости на 30-40 процентов выше, чем по всей стране из-за сложностей в логистике в труднодоступную местность. Из-за этого мужская часть населения уезжает на заработки в другие страны, в том числе в Россию. В среднем от заработка с трудовой миграции ежегодно в казну Таджикистана поступает более 40 процентов от ВВП страны. Однако пандемия COVID-19, санкционное давление на РФ в связи с началом СВО и ужесточение миграционной политики в России сильно сказались на уровне поступлений в государственный бюджет от денежных переводов мигрантов. Это создало предпосылки к ухудшению экономической обстановки по всей стране, в том числе и в ГБАО, населенbе которой очень зависимо от заработка в России. Присутствие военных Наличие огромного количества военных ещё больше накаляет обстановку в Горно-Бадахшанской автономной области, удерживая местное население в постоянном напряжении и тревоге за свою жизнь. Начиная с 2012 года значительный воинский контингент находится на территории области. Практически во всех городах ГБАО размещены дополнительные блокпосты. Ведётся тотальная слежка за всеми жителями. В случае даже минимального риска возникновения очередных протестов в ГБАО сразу отключается интернет и сотовая связь, что отрезает население от внешнего мира.

Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация [ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26]. Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [4]. Среди памирских народов с XIX века распространена легенда об их происхождении от греческих воинов Александра Македонского , или даже от самого Александра Македонского, чем объясняется распространение голубоглазых или зеленоглазых представителей у памирских народов [37]. Никаких научных подтверждений этой легенде нет. В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным, затворничество женщин отсутствовало. Значительную роль у памирцев играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были ортокузенные браки, главным образом, женитьба на двоюродной сестре, чтобы калым оставался в пределах одной семьи [25].

Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Религия С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Этническая самоидентификация Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [2] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий