На реализацию нацпроекта «Развитие беспилотных авиационных систем» в 2024 году предусмотрено финансирование в объеме 45,5 миллиарда рублей.
Беспилотные авиационные системы (БАС) должны соответствовать высоким стандартам безопасности
РЭО получил поддержку на облеты полигонов в рамках федпроекта по беспилотникам | На площадке инвестиционного сабантуя обсудили создание национального проекта «Беспилотные авиационные системы». |
МАИ представил беспилотные системы в индустриальном парке «Руднёво» | Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" за 2024-2026 годы получит финансирование в размере 300 млрд рублей. |
Беспилотную авиацию в России будут развивать с помощью нового нацпроекта | беспилотной авиации. |
Финансирование нацпроекта по беспилотникам в 2024 году составит 45,5 млрд рублей | Национальный проект «Беспилотные авиационные системы». |
Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы» | Также был разработан общероссийский классификатор по видам экономической деятельности для беспилотных авиационных систем. |
ФСОО «Федерация беспилотной авиации»
Какой-то минимальный результат можно получить, не обладая вообще никакими знаниями. Программа ведет вас по базовому сценарию, в любом случае получится результат, и он уже будет неплох. Но если проявить больше смекалки, изобретательности, глубже погрузиться в особенности сценария, то к концу игры вы придете с результатом в 2-3 раза больше базового. И это ценные решения с практической точки зрения. Некоторые команды так активно включились, такие баталии развернули, что мы сами удивились и, конечно, обрадовались результатам. Игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Соответственно, по итогам выполнения всех задач выстроился рейтинг.
Какие качества, навыки, знания помогли регионам стать лидерами? Учитывалось, насколько доходчиво и четко подана информация о потребностях, насколько концептуально и грамотно сформулированы задачи, насколько возможна реализация — если кратко: подача, смысл, исполнение. Работало два жюри. Одно сформировали из представителей компаний-производителей, Ассоциации «Аэронекст», НТИ и двух экспертов нашей компании. В общем это люди, которые уже давно работают в отрасли. Второе жюри прямо на месте сформировалось из участников команд, и номинация Гран-при присуждалась как раз вторым жюри — здесь победила Башкирия.
А по результатам оценок профессионального жюри выиграли Якутия I место , Санкт-Петербург и Псковская область. Победители продемонстрировали сплоченность и четкую административную работу внутри команды. Вот Якутия почему победила? Она пошла по очень простому, но эффективному пути. Они точно знают, что у них в республике можно с помощью дронов поправить и улучшить. Это и транспортная доступность, и доставка грузов в труднодоступные районы, и мониторинг природных ресурсов и пожаров.
Представленный ими план — чёткий, с нормальными сроками и финансовым обоснованием. Всё было по делу, без фантазерства, без побочных задач. Что еще продумано в нашей игре? Каждый участник может заходить и создавать свой сценарий несколько раз, попытки не ограничены. Не понравился результат?
Технологии аддитивного производства скоро станут стоить дороже ИТ-специалистов. Современные решения АТ конкурентоспособны с литьем на ТПА в сериях до 50 тысяч изделий в месяц и позволяют инженерным командам быстрее выходить на окупаемость своих проектов" - резюмирует А. Михаил Стуколов, Заместитель генерального директора "Лазаревское ТЕХ" отметил, что на данный момент цифровизация в сельском хозяйстве - не просто модный тренд, это уже неизбежность, то, без чего бизнесу трудно будет выжить. Второй блок сессии был посвящен госрегулированию рынка дронов в России и в целом перспективе развития отрасли БАС в России. Модератор секции Андрей Патраков, Авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации БАС RunAvia отметил, что дискуссия получилась очень живая, разносторонняя и, самое главное, откровенная. Одним из главных выводов ее выводов является несостоятельность текущей версии нацпроекта БАС. Нынешняя версия нац. Например, он предлагает снизить стоимость сертификации БАС до экономически оправданного уровня.
Оператор беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, таким образом, попадет в список более 250 новых востребованных профессий. Ранее, 6 августа, Белоусов уточнял, что в 2024 году в России должно быть произведено 18 тыс. По его словам, ключевую роль в формировании спроса на беспилотную продукцию сыграет Государственная транспортная лизинговая компания ГТЛК. Он отметил, что компания будет работать с производителями, формировать линейки готовых изделий и сотрудничать с операторами.
Второе — разработка и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое — подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое — фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем», — говорится в сообщении. Как сообщается, план мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом этих ключевых направлений.
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года
В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы" – Москва 24, 06.01.2024 | Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) будет запущен с 1 января 2024 года, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов. |
Компания «БАС» представила деловую онлайн-игру по применению дронов | Нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с 1 января следующего года, 31 августа сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова по итогам заседания президиума правкомиссии по вопросам развития беспилотных. |
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году - Российская газета | Финансирование нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" в 2024-2026 годы составит около 300 миллиардов рублей, пишут “РИА Новости” со ссылкой на первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. |
Развитие новой для России отрасли - БАС
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) будет запущен с 1 января 2024 года, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Федеральные проекты по стимулированию спроса и производства беспилотных авиационных систем разрабатываются Минпромторгом России. 31 октября 2023, Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» Андрей Белоусов обсудил с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотников.
Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
- Авторизация
- МАИ представил беспилотные системы в индустриальном парке «Руднёво»
- Партнеры САП
- Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, об этом сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. На площадке инвестиционного сабантуя обсудили создание национального проекта «Беспилотные авиационные системы». С 1 января 2024 года в России запустили национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Объем финансирования национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (БАС) составит 45,5 млрд рублей в 2024 году, 9,6 млрд рублей и 8,8 млрд рублей в 2025 и 2026 годы соответственно.
Комментарии
- На «Архипелаге 2023» представили модель федерального проекта «Кадры для БАС»
- Беспилотную авиацию в России будут развивать с помощью нового нацпроекта
- Утверждена стратегия развития беспилотной авиации
- Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
Белоусов: финансирование проекта "Беспилотные авиасистемы" составит 300 миллиардов рублей
Объем финансирования нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" до 2030 года составит 696 миллиардов рублей, включая 46,4 миллиарда рублей в 2024 году, 117 и 149 миллиардов рублей в 2025 и 2026 годах соответственно. По словам Андрея Белоусова, основой для прорывного развития отрасли и консолидации её ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, об этом сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.
Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра БПЛА в Минобороны РФ
С 1 января 2024 года в России запустили национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Именно в такой логике построен нац-проект по развитию беспилотных авиационных систем. беспилотной авиации. В ходе встречи они обсудили вопросы взаимодействия в области беспилотных авиационных систем в рамках национального проекта БАС. Фонд Национальной технологической инициативы (НТИ) может выделить 30 млрд рублей на поддержку выпуска готовых беспилотных коммерческих решений – об этом сообщил телеграм-канал "Беспилот" со ссылкой на директора по управлению проектами фонда Наталью Эрдем.
На инвестсабантуе в Сибае обсудили развитие беспилотной авиации
Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Такова главная цель стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Распоряжение об ее утверждении подписано», — говорится в сообщении на сайте кабмина. Как подчеркнул первый вице-премьер Андрей Белоусов, сейчас правительство завершает создание нацпроекта по развитию беспилотной авиации.
Участники оценили возможности подведения процессов под требования рынка и стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы.
Главными темами повестки стали - состояние и прогнозы развития рынка БАС и сфер их использования в РФ, инновационные топливные элементы и ключевые ограничения, вопросы сертификации, регистрации и страхования отечественных БПЛА, алгоритмов получения разрешения на взлет и иные актуальные для отрасли вопросы. На сегодняшний день мы находимся в стадии адаптации отрасли - это подтверждается наличием экспериментально-правовых режимов ЭПР и сегрегацией воздушного пространства. По мнению Дмитрия Хотько, Главного эксперта Центра экономики регионов Фонда "Центр стратегических разработок", значительную роль для успешной отработки новых экспериментальных правовых режимов может сыграть обеспечение синергии с создаваемыми на федеральном уровне инструментами государственной поддержки участников отрасли, включая механизмы субсидирования летного часа. В перспективе интерес для участников отрасли может представлять также вопрос полной автоматизации БАС, однако вопрос возможности снятия соответствующих правовых барьеров требует дополнительного изучения. За эти годы сформировалась форма и основные принципы организации, расширилось число стран - участников, - отмечает Л.
Модератором первой сессии выступал Андрей Колесников, Директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. Спикеры первого блока форсайт-сессии представили кейс-решения на тему "Эффективность отраслевых применений БАС".
Наибольший потенциал для применения беспилотников отмечается в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, а также доставке грузов в труднодоступные районы. Сейчас они уже применяются для инспекции состояния энергосетей, что позволяет сократить сроки проверок в пять раз и снизить риск возникновения аварий в восемь раз. По поручению Президента РФ Владимира Путина разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Перечень предписывает «предусмотреть мероприятия по развитию перспективных технологий, применяемых при проектировании, производстве, сертификации и эксплуатации беспилотных авиационных систем, и обеспечить финансирование этих мероприятий». Президент ожидает доклад до 15 июля. Ранее Sakh.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Цифровизация «Уже к 2024 году в России должно быть произведено порядка 18 тысяч крупных и средних беспилотников», — заявил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов во время проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023» в Новосибирске. Участники встречи обсудили доработку национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который должен быть утверждён Правительством до 1 сентября 2023 года. Андрей Белоусов отметил, что одним из ключевых направлений нацпроекта является федеральный проект, посвящённый разработке и серийному производству БАС.
Пока мы получили проект только от Минпромторга», — сказал он. Как уточнил Жуков, два федеральных проекта должны быть разработаны Минпромторгом России — «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Два Минтрансом — «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС» и проект по аэронавигации.
Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии», — цитирует его слова пресс-служба кабмина. Стратегия развития беспилотной авиации предусматривает пять направлений, среди которых — стимулирование спроса на отечественные продукты, их разработка и серийное производство. Второе — разработка и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников.
Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое — подготовку кадров для беспилотной авиации.
А пока полным ходом идет ремонт, в классах помимо ремонта нужно еще оформить в фирменном стиле проекта БАС. Денежные средства на ремонт выделены из бюджета города Козьмодемьянска. Кузнецов А.
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
Участие в стратегической сессии приняли производители беспилотных авиационных систем, представители заказчиков и эксплуатантов БАС, научных институтов, научно-производственных и инновационных центров, а также представители Минтранса России , Минфина России , Минобрнауки России , Минсельхоза России и других ведомств. Андрей Белоусов напомнил о том, что задачу сформировать полноценную отрасль беспилотных авиационных систем поставил президент Российской Федерации. Первая и центральная — это консолидация производителей и создание системы кооперации и технологического обеспечения производства БАС. Вторая масштабная проблема, которую нужно решить — это снятие регуляторных ограничений, которые сегодня препятствуют формированию рынков использования БАС и услуг, предоставляемых с помощью беспилотников.
Такие рынки в других странах существуют и хорошо развиты; это в первую очередь обеспечение работы сельского хозяйства, это перевозка грузов, это аэрофотосъемка и киносъемка, это контроль за состоянием линейных объектов строительства и другие сферы. У нас эти области крайне неразвиты, потому что отсутствуют правила, по которым могут функционировать хозяйствующие субъекты. Третья проблема — создание современной комфортной системы сертификации, снятие регуляторных ограничений, связанных с функционированием наземной инфраструктуры, и ряд других вопросов, связанных с обеспечением безопасности полетов, эксплуатации БАС.
Четвертая проблема, которую нужно решить — это вопрос подготовки кадров, который нам нужно начинать фактически с нуля.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 27 сентября 2023, 14:59 Финансирование нацпроекта по беспилотникам в 2024 году составит 45,5 млрд рублей На 2025 и 2026 годы правительство заложило на эти цели 9,6 млрд рублей и 8,8 млрд рублей соответственно МОСКВА, 27 сентября. Объем финансирования национального проекта "Беспилотные авиационные системы" БАС составит 45,5 млрд рублей в 2024 году, 9,6 млрд рублей и 8,8 млрд рублей в 2025 и 2026 годы соответственно. Об этом говорится в материалах к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, которые имеются в распоряжении ТАСС.
Так, по словам замминистра, в профильные рабочие группы по разработке национального проекта вошли в общей сложности более 250 человек из 70 организаций.
Сегодня уже создан проекта паспорта нацпроекта, в рамках которого сейчас мы формируется 4 федеральных проекта. За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. Мы должны сформировать новые сегменты рынка, стимулируя использование систем и комплектующих российского производства. В период до 2030 года ожидаем рост емкости рынка до 180 тысяч. БАС с достижением доли российского производства на уровне 70 процентов», — подчеркнул замглавы Минпромторга России.
Участники стратсессии озвучили предложения о формировании сети научно-производственных центров в сфере БАС, создании специализированной системы сертификации, об использовании БАС в сельском хозяйстве, а также о возможности тестировать беспилотники на специальных площадках в крупных городах. Андрей Белоусов подчеркнул, что предложения отрасли будут отработаны при подготовке нацпроекта.
Кроме того, дочерняя компания «Азимут» работает над ИТ-решениями в сфере организации воздушного движения беспилотников. Наша страна создает целую отрасль экономики с определенной динамикой развития. За довольно короткие сроки планируется создание беспилотников, превосходящих даже мировые аналоги, поэтому государство идет на такие беспрецедентные меры и выделяет средства на создание отрасли. Ассоциация «Аэронекст» же является профессиональным сообществом, которое объединяет индустрию беспилотных авиационных систем. Совместные проекты помогут установить крепкие партнерские связи с другими участниками рынка, что будет способствовать развитию отрасли БАС в России и укреплять технологический суверенитет страны.
Кто оплатит
- Россия потратит более 300 млрд рублей на развитие беспилотных авиационных систем в 2024–2026 годах
- Беспилотную авиацию в России будут развивать с помощью нового нацпроекта
- Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА
- Нацпроект по беспилотникам готов к запуску. Он должен нормализовать правовое поле по БАС
- На развитие беспилотной авиации в России хотят потратить почти триллион рублей
- Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году - Российская газета
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
А технологий в беспилотной отрасли очень много: разработка электронных модулей, моделирование, расчеты, производство и прототипирование, программирование электронных модулей, системы управления, радиосвязь, ИТ-технологии и другие. Помимо самих технологий нужна инфраструктура: цифровые двойники — это, безусловно, одна из важных частей этой мощной инфраструктуры, которая позволит развиваться в рамках разработки», — отметил спикер. Алексей Юрецкий также представил ключевые запросы рынка видеомониторинга, нюансы разработки матриц для литья деталей, особенности дизайна и эргономики изделий, возможности производства, а также подробно рассказал о цифровом симуляторе Geoscan Trainer, который предоставляет возможность создать сценарии симуляции, позволяющие спроектировать полет по секундам, настроив параметры окружающей среды и работу внутреннего оборудования, включая отказы оборудования. Согласно стратегии развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года в России будет создаваться отечественная линейка беспилотных авиационных систем.
Директор по стратегическому развитию АО «Азимут» Алексей Шапкин представил облик беспилотного воздушного судна в 2030 году. В ходе выступления, спикер отметил, что для эффективного взаимодействия систем, должна быть создана единая концепция, включающая подходы к управлению, обмен информацией и требования к оборудованию БАС, создана единая цифровая платформа возможно, в варианте свободно распространяемого ПО : «Такого рода проект концепция должна выполняться совместно разными командами. Задача: как объединить текущих разработчиков для решения единой задачи?
Важно отметить, что типовые задачи для военного и гражданского назначения должны быть детально описаны в виде конкретных вариантов применения агроиндустрия, доставка и т. Так, спикер перечислил ключевые направления, на которые необходимо обратить особое внимание в сфере беспилотных летательных аппаратов: — 1 формирование понятного спроса на продукцию БАС; — 2 обеспечение безопасности при использовании БАС; — 3 обеспечение производства компонентов БАС через стимулирование разработок в сфере беспилотных систем и их комплектующих; — 4 стандартизация в сфере БАС; — 5 подготовка кадров в беспилотной отрасли; — 6 формирование сервисов; — 7 правовое регулирование сферы БАС и их сертификации. Мы в Свердловской области реализуем такой подход в проекте экосистемы "Космос", где объединяем в одном месте ключевые аспекты любого высокотехнологичного бизнеса», — подытожил Андрей Мисюра.
Продолжая тему развития региональных стратегий беспилотных летательных аппаратов, член рабочей группы по БПЛА Комитета по экономической политике Государственной Думы, заместитель руководителя Комитета по БПЛА Минстроя Российской Федерации «Умный город» Владимир Маркин рассказал о системном подходе к формированию региональных стратегий — консолидации имеющихся ресурсов и компетенций в регионе. Так, на примере успешного взаимодействия Воронежской области и Московского авиационного института, спикер отметил, что следующий уровень эффективности регионального управления — цифровые модели. Ключевым пунктом является подготовка кадров под весь спектр задач единого цифрового регионального мониторинга и совершенствование федеральной и региональной законодательных баз», — рассказал спикер.
Участники встречи договорились о продолжении взаимодействия, а также проведении ряда рабочих встреч. Важнейшим направлением безопасности полетов является совершенствование ситуационной осведомленности экипажа и наземных служб для прогнозирования возникновения различных опасных объектов или опасных сочетаний факторов с учетом складывающейся обстановки. Об особенностях ситуационной осведомленности при интеграции БАС в общее воздушное пространство рассказал заместитель генерального директора АО «Навигатор» Анатолий Шукалов.
Другой пример — использование автоматического зависимого наблюдения-вещания АЗН-В для идентификации БАС в системах противодействия», — сообщил спикер. В продолжение дискуссии выступили представители Центров компетенций НТИ по направлениям «Технологии доверенного взаимодействия» и «Технологии моделирования и разработки новых функциональных материалов с заданными свойствами». На особенности применения новых материалов, в первую очередь, композиционных материалов в отрасли, и необходимость создания единой базы данных обратил внимание в своем выступлении заместитель директора ООО «Итекма» Вадим Микрин.
По его словам, доставка товаров и еды беспилотниками может заработать в России в 2025-2030 годах. Минпромторгу, Минтрансу и Росавиации нужно регламентировать требования к использованию беспилотников: где БПЛА могут летать, где - нет, на какой высоте, где и как можно вести видеосъемку.
Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.
Данная инициатива будет реализовываться с начала 2024 года. Уже созданы паспорта федеральных проектов, разработаны целевые показатели, утверждены источники финансового обеспечения. Потребность в БАС постоянно растет, но для продуктивного взаимодействия с этими системами нужны знающие специалисты, предупредил Варятченко. Он подчеркнул, что высокая скорость технологического развития в сфере беспилотных авиационных систем диктует необходимость не просто обучения, а практически непрерывного переобучения и повышения квалификации.
Дефицит высококвалифицированных специалистов может замедлить темпы роста отрасли БАС.
Второй блок сессии был посвящен госрегулированию рынка дронов в России и в целом перспективе развития отрасли БАС в России. Модератор секции Андрей Патраков, Авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации БАС RunAvia отметил, что дискуссия получилась очень живая, разносторонняя и, самое главное, откровенная. Одним из главных выводов ее выводов является несостоятельность текущей версии нацпроекта БАС. Нынешняя версия нац. Например, он предлагает снизить стоимость сертификации БАС до экономически оправданного уровня. По мнению эксперта, эти рекомендации регулирования отрасли БАС уже показали практические результаты не только в самых экономически развитых странах мира, но даже в развивающихся странах Африки. Эксперт уверен, что и в РФ это тоже сработает как минимум по примеру того, как это уже начало работать в соседнем Казахстане с 2021 года.
Меры государственной поддержки развития отрасли БАС и подготовки кадров эксперты обсудили в заключительной части программы.
В России появится новая технологичная отрасль экономики. На нее выделено 240 миллиардов
По поручению Президента России разработан национальный проект «Беспилотные авиационные системы». По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, президиум профильной правительственной комиссии по развитию БАС уже утвердил 5 федеральных проектов, входящих в состав национального. Нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с 1 января следующего года, 31 августа сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова по итогам заседания президиума правкомиссии по вопросам развития беспилотных. Управление беспилотных систем и робототехники создано в Минпромторге РФ для реализации задач профильного национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Национальный проект "Беспилотные авиационные системы", разработанный по поручению президента, должен быть утвержден 1 сентября 2023 года.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года | За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. |
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем | Формируется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», несколько федеральных проектов курируются Минпромторгом. |