Фарисей должен был сочувствовать мытарю, сострадать, сожалеть о том, что мытарь такой павший.
Неделя о мытаре и фарисее: Богу понты не нужны
Четвертое: Фарисей в своей молитве сравнивает себя с рядом стоящим мытарем, и, видя явное свое превосходство, благодарит Бога что он лучше, и, тем самым, унижает его. Перейдем непосредственно к анализу притчи о молящихся фарисее и мытаре Лук.18:9-14. Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее
Фарисей, вероятно, молился, подняв очи вверх, как это было принято; мытарь не смел поднять глаза на небо. Фарисей стоял прямо и, по-видимому, не двигался; мытарь сопровождал молитву ударением себя в грудь. Молитва фарисея была рациональной, молитва мытаря — эмоциональной. Фарисей молился долго, перечисляя свои добродетели, но не повторяясь; мытарь произносил одну и ту же краткую формулу. Фарисей молился про себя, мытарь — вслух. Фарисей мог наблюдать за мытарем, видеть его движения и, возможно, слышать его голос; мытарь не наблюдал за фарисеем и по-видимому не замечал его.
Обычно логика такова: мы симпатизируем герою, которому симпатизирует автор. Этот персонаж воспринимается хорошим, а его отличительным качеством является то, что он совершает хорошие, добрые дела. И, с другой стороны, есть отрицательный герой, творящий плохое.
И вот, получается дилемма — хороший и плохой герой. Если мы подойдем, с этой точки зрения, к сегодняшней притче, то для нашего современника хорошим героем будет, конечно, мытарь. Потому что он смиренный, стоит в уголке храма и только молится, не смея поднять глаз к небу: «Боже, милостив буди мне, грешному! Но, с точки зрения современников Христа, хороший герой — это, конечно, фарисей. Для современных людей это непонятно, поскольку для нас само слово «фарисей» является синонимом слова «лицемер».
Басни Эзопа и Крылова — это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни аллегории есть прототип — прообраз, на которого тот указывает. К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. Но притчи Иисуса — это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов. Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения. Но не только типология важна для правильного понимания притч. Чтобы правильно понять притчу нужно: Посмотреть, кому она адресована — узнать адресата; Исследовать контекст, то есть понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи; И лишь затем определить тип притчи. Итак, давайте разберем три типа притч Христа: 1. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше. В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно. Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу. Притча о молящихся фарисее и мытаре Лук. Сначала определим адресата, то есть тех, к кому обращался Иисус: в этом разговоре принимали участие ученики Христа и фарисеи, что видно из предыдущей, 17 главы. Но данная притча была обращена именно к фарисеям, и другим народным начальникам, которые считали себя выше простого люда, что отражено прямо в анонсе притчи. Сразу под притчей о фарисее и мытаре идёт речь о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие Лук. Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. О типах притч читайте во Вступлении В тексте сравнения — если малое верно, то большее тем более верно, мы не видим. Истолкования под притчей не наблюдается, а имеется фраза, больше похожая на вывод.
Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством совершения богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Толкование Мэтью Генри Фарисей, при всей своей гордости не мог ставить себя выше молитвы и мытарь, при всём своем смирении не мог смотреть на себя как на лишённого права прибегать к молитве. Толкование Мэтью Генри Молящийся фарисей Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе я — не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Толкование Блаженного Феофилакта Болгарского Его фарисея поведение было типичным для самых худших в фарисействе. Вот сохранившаяся запись молитвы одного раввина: Я благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты позволил мне принадлежать к тем, кто восседает в Академии, а не к тем, кто сидит на перекрёстках улиц, ибо я встаю рано и они встают рано, я встаю ради слов закона, а они ради суетных дел, я тружусь и они трудятся, я тружусь и получаю награду, а они трудятся и не получают её, я бегу и они бегут, я бегу к жизни мира грядущего, а они в преисподнюю Имеется письменное доказательство, что равви Джакая сказал как-то: Если в мире только два праведных человека, то они — я и мой сын, если же в мире всего только 1 праведный, то это — я! Комментарии Баркли Мытарь и фарисей После такой молитвы мытарь пошёл точнее — сошёл, ср. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была ещё до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение оправданный понимал его так, как его учитель, апостол Павел. Толковая Библия Лопухина Из этой притчи мы, несомненно, узнаём многое о молитве: Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях. Человек, презирающий своих братьев, не может молиться.
Мытарь и фарисей. Суть притчи
Ибо должно не только уклоняться от зла, но и творить добро Пс. И прежде должно удалиться от зла, а потом приступить к добродетели, подобно тому, как желая из мутного источника почерпнуть чистой воды, ты должен прежде вычистить грязь, а потом уже можешь черпать чистую воду. Приметь и то, что фарисей не сказал в единственном числе: я не грабитель, не прелюбодей, как прочие. Он не позволил даже просто на словах приложить поносное имя единственно к своему лицу, но употребил сии названия во множественном числе, о прочих. Сказав, я не таков как прочие, он противопоставил сему: "пощусь два раза в неделю", то есть два дня в неделю. Речь фарисея могла иметь глубокий смысл. Вопреки страсти прелюбодеяния он хвалится постом.
Ибо похоть рождается от чувственного пресыщения. Так он, удручая тело постом, был очень далек от подобных страстей. А фарисеи подлинно постились во второй день недели и в пятый. Названию грабителей и обидчиков фарисей противопоставил то, что он дает десятую часть от всего, что приобретает. Грабительство, - говорит он, - и нанесение обид столько мне противны, что я отдаю даже мое собственное. По мнению некоторых, Закон заповедует вообще и навсегда десятину, а те, кои глубже исследуют его, находят, что он предписывает троякого рода десятину.
Об этом подробно узнаешь из Второзакония гл. Так вел себя фарисей. Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца.
Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нем сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он дает Богу от своего усердия. И одновременно он дает значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям тоже он обращен каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нём. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали. Вот он вошел в храм, не остановился у притолоки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришел твердым шагом и занял свое место в храме — он на это место «имеет право»; он живет достойно, по правилам Церкви, и потому стоит он там, где имеет право стоять.
Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю — в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего.
Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Лк 18:9-14 Не пропустите другие православные праздники в феврале: Кто такие мытари, кто такие фарисеи? Фарисеями называли представителей иудейского религиозного течения и политической партии. В новозаветные времена они являлись духовными авторитетами для простого народа. О фарисеях говорится в текстах Библии в основном как о тех, кто не принял учение Христа. В большинстве своем они превозносились, гордясь своей так называемой праведностью.
Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами: «Господи, помилуй мя, грешнаго! Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них. Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение — правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей. Самый главный признак фарисейства — желание приобрести за свое благочестие почет и уважение людей, поэтому все дела он старается делать при свидетелях, которые могли бы его отметить. На людях фарисеи говорят много и красиво, но, при этом никогда не сделает доброго дела, если на него никто не смотрит. На этот счет есть слова Спасителя: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» Лк. Закон Божий и Его Заповеди соблюдать необходимо, но при этом, по-настоящему духовный человек должен обладать еще смирением мытаря.
Толкование притчи о мытаре и фарисее
Притчу о двух мужчинах, мытаре и фарисее, рассказал Иисус Христос людям, пришедшим на проповедь. В притче о мытаре и фарисее перед нами предстают два абсолютно противоположных по мировоззрению персонажа. Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над. – В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Толкование притчи «Мытарь и фарисей». Притча о мытаре и фарисее Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя
Смысл притчи о мытаре и фарисее. (притча о мытаре и фарисее). Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости.
О мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)
Иерей Максим Массалитин Сюжет притчи о мытаре и фарисее. Роспись стены в притворе храма. Валаамский монастырь, Карелия Что мы имеем? Мытарь — это человек очень низких моральных устоев, предатель своего народа, рэкетир-вымогатель, запятнавший себя общением с язычниками, в общем, грешник, изгой, которому в лицо могли ничего не говорить, но люто ненавидели в иудейском обществе. Теперь к фарисею. Фарисеи представляли собой религиозно-политическое движение, и буквально их наименование переводится как «обособленные». Среди фарисеев было и иудейское духовенство, и просто набожные граждане. Во времена Христа они не занимали каких-то значимых постов во власти, но пользовались уважением среди простого народа. Фарисеи скрупулезно соблюдали религиозные предписания закона пророка Моисея и к тому же призывали остальных иудеев.
Правда, Иисус Христос обличал фарисеев за то, что они настаивали на строгом соблюдении вероучительных правил, при этом сами соблюдали их далеко не так ревностно, как учили простых иудеев. В современном церковном языке слово «фарисей» стало обозначать религиозное лицемерие, показушность и позерство. Как имя духовных авторитетов Ветхого Завета в Новом Завете превратилось в презрительное прозвище? Об этом как раз рассказывает Иисус Христос в знаменитой притче. Два иудея вошли в храм. Как вы уже догадались, один из них был фарисеем, а второй — мытарем. Оба человека приступили к молитве. Фарисей принялся благодарить Бога за то, что не имеет ничего общего как он сам считал с грешными людьми, «грабителями, обидчиками, прелюбодеями» Лк.
Напоследок фарисей глянул на стоявшего поодаль мытаря и решил подвести чертой под своей исключительностью. Мол, этот сборщик податей настоящий мерзавец. Не чета мне, человеку Божьему, постящемуся дважды в неделю и регулярно отчисляющему в пользу Ветхозаветной Церкви десятую часть своих доходов. В общем, разговор с Богом у фарисея складывался на явном противопоставлении себя обществу людей неправедной жизни и одновременном восхвалении собственной набожности.
Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нем сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он дает Богу от своего усердия. И одновременно он дает значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям тоже он обращен каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нём. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали.
Вот он вошел в храм, не остановился у притолоки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришел твердым шагом и занял свое место в храме — он на это место «имеет право»; он живет достойно, по правилам Церкви, и потому стоит он там, где имеет право стоять. Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю — в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Мы тоже часто думаем: «Мое место — тут, а его — там».
Взаимосвязь притчи и Великого поста История о мытаре и фарисее напоминает нам о том, что важно увидеть собственные недостатки и ошибки и исправить их. Это единственная возможность спасти свою душу. А гордыня — это один из самых больших грехов, который толкает людей на путь в ад. Молитва и пост будут иметь пользу только в том случае, если они не запятнаны самолюбием и превозношением. Поэтому перед Великим постом каждый верующий христианин должен покаяться в совершенных грехах и сделать это искренне. Начиная с 22 февраля в храмах читается Евангелие, проходит всенощное бдение, и верующие приходят, чтобы помолиться.
Он стал вдали и очень был далек от фарисея не только по расстоянию места, но и по одежде, по словам и по сокрушению сердца. Он стыдился поднять глаза свои к небу, считая их недостойными созерцания горних предметов, так как они любили смотреть на блага земные и пользоваться оными. Он ударял себя в грудь, как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное от сна к сознанию, и ничего другого не говорил, кроме сего: "Боже! За все это мытарь пошел более оправданным, чем фарисей. Ибо нечист пред Господом всякий высокосердый, и Господь гордым противится, а смиренным дает благодать Притч. Это потому, что фарисей стал пустословить на похвалу себе, тогда как никто не заставлял его, и осуждал других, когда не побуждала к этому никакая польза. А Иов вынужден был исчислять свои совершенства тем, что его стесняли друзья, налегали на него тяжелее самого несчастья, говорили, что он страдает за грехи, и исчислял свои добрые дела для славы Божией и для того, чтобы люди не ослабевали по пути добродетели. Ибо если б люди дошли до убеждения, что дела, которые творил Иов, были дела грешные и он страдает за них, то они стали бы удаляться от совершения этих самых дел и таким образом вместо страннолюбивых сделались бы негостеприимными, вместо милостивых и правдивых - немилосердыми и обидчиками. Ибо таковы были дела Иова. Итак, Иов исчисляет свои добрые дела для того, чтобы многие не потерпели вреда. Таковы были причины для Иова. Не говорим уже о том, что в самых словах его, по-видимому, велеречивых, просвечивает совершенное смиренномудрие. Ибо "если бы я был, - говорит, - как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня" Иов. Видишь ли, он все возлагает на Бога и не осуждает других, но скорее сам терпит осуждение от друзей. А на фарисея, который все к себе, а не к Богу, и без нужды осуждает других, справедливо наводится осуждение. Ибо всяк возвышающий сам себя унизится, будучи осужден Богом, а унижающий себя чрез осуждение возвысится, будучи оправдан Богом.