Александр Галибин, сыгравший Мастера, рассказывает, что попал в аварию и перенес бронхит незадолго после окончания съемочного процесса, но в проклятия не верит. Загадочная смерть 49-летнего «агента НКВД» Дмитрия Поддубного вновь вызвала разговоры о мистическом проклятье «Мастера и Маргариты» [фотогалерея].
Первые трагедии
- «Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь»
- За что на новинку российского киноэкрана, делающего хорошую кассу, обрушился гнев?
- Цыганов не стал скрывать нависшее над ним проклятье после «Мастера и Маргариты»
- 15 смертей за 8 лет: существует ли «проклятие “Мастера и Маргариты”»?
Цыганов не стал скрывать нависшее над ним проклятье после «Мастера и Маргариты»
Есть одна легенда о «проклятии Мастера и Маргариты», которая касается всех, то пытался либо снять фильм по этой книге, либо поставить пьесу на театральной сцене. После съемок в сериале «Мастер и Маргарита» умерли 15 актеров, произошло это не одновременно, а в течение 8 лет. 25 января 2024 года состоялась премьера фильма «Мастер и Маргарита», который стал свидетелем необычайных событий и таинственных проклятий. К мистическому роману «Мастер и Маргарита» киноактеры, а также театральные артисты уже давно относятся настороженно.
Проклятие «Мастера и Маргариты». Как культовый роман наказывает за свою экранизацию!
Евгений Цыганов пожаловался на нависшее проклятье на фоне съемок в «Мастере и Маргарите» | Предлагаем вашему вниманию материал на тему:«Мастер и Маргарита»: есть ли у нового фильма шанс преодолеть проклятие текста. |
Проклятие «Мастера и Маргариты». Как культовый роман мстит за свою экранизацию | От проклятия «Мастера и Маргариту» парадоксальным образом спас проклятый Запад. А именно актер Аугуст Диль, который много кого играл, но запомнился миллионам ролью проницательного гестаповца в «Бесславных ублюдках». |
Проклятие романа | Предлагаем вашему вниманию материал на тему:«Мастер и Маргарита»: есть ли у нового фильма шанс преодолеть проклятие текста. |
Проклятье «Мастера и Маргариты»: Мистические события на съемках фильма Бротко и после них
Евгений Цыганов : «Сильнейшие умы ищут ключ к этому роману» «Это смешной роман, смешная история. Михаил Афанасьевич сам про себя говорил, что он сатирик. Он писал сатиру. И, наверное, загадки нашей жизни и какие-то трагизмы, драмы иначе не пережить, - сказал Евгений Цыганов в беседе с журналистами. Сильнейшие умы ищут ключ к роману «Мастер и Маргарита», пишут огромные тома.
В фильме Миша режиссер Михаил Локшин — прим. Многое вошло в картину, но многое и не вошло». Мною он тоже очень любим. Герои эти, безусловно, любимые всеми.
Во всяком случае теми людьми, кто читал этот роман, как минимум.
Режиссером многосерийного фильма, снятого по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова, стал Владимир Бортко. Роман наполнен мистикой, странные события окружают и людей, которые пытались сыграть роли неоднозначных персонажей «Мастера и Маргариты». Один из них не смог дожить даже до выхода сериала на экраны. Тело актера Александра Чабанова нашли в его квартире за два с половиной месяца до этого, причину смерти так и не установили.
Почему «Мастер и Маргарита»? Неужели это любовный роман или, упаси господи, мелодрама? О чём вообще эта книга? Известно, что огромное влияние на написание знаменитого произведения оказало увлечение Михаила Афанасьевича германской мифологией XIX века. Не секрет, что в основу романа, кроме Святого Писания и гётевского «Фауста», легли различные мифы и легенды о дьяволе и Боге, а также иудейская и христианская демонология. Написанию романа способствовали прочитанные автором работы, такие как «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков» Александра Амфитеатрова. Как известно, роман «Мастер и Маргарита» не раз редактировался. Поговаривают, что в самой первой редакции произведение имело такие варианты названий: «Черный маг», «Гастроль», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Сын В. Интересно отметить, что в одной из последующих редакций роман действительно имел такой вариант названия, как «Сатана». В 1930 году после запрета пьесы «Кабала святош» Булгаков своими руками уничтожил первую редакцию романа. Об этом говорит сам автор: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе! Но нынешнее название получила лишь третья редакция, которая считается незаконченной. Многоликость Воланда. Воланд по праву считается одним из главных персонажей «Мастера и Маргариты». Он даже в некотором роде импонирует многим читателям, и при поверхностном прочтении может показаться, что Князь тьмы — сама доброта и такой себе борец за справедливость, который воюет против человеческих пороков и помогает восторжествовать миру и любви. Другие считают Воланда прообразом Сталина. Но на самом деле Воланд — не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Это очень многогранный и тяжелый для понимания персонаж. Такой образ, в общем-то, и подобает иметь Искусителю. Это в некой мере классический прототип Антихриста, которого человечество должно было воспринять как нового Мессию. У образа Воланда также имеется множество аналогов в древней языческой мифологии. Ты также найдешь некое сходство с духом тьмы из гётевского «Фауста». Воланд и его свита. Как человек не может существовать без тени, так и Воланд — не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот — исполнители дьявольского правосудия. Иногда создается впечатление, что эти колоритные персонажи затмевают самого Сатану. Стоит заметить, что за спиной у них отнюдь не однозначное прошлое. Возьмем, к примеру, Азазелло. Этот образ Михаил Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где упоминается о падшем ангеле, научившем людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно поэтому в романе Азазелло дает крем Маргарите и хитростью побуждает ее перейти на сторону зла. Он, как правая рука Воланда, исполняет самую черную работу. Демон убивает барона Майгеля и отравляет влюбленных. Бегемот — кот-оборотень, кривляка и потешник. Этот образ почерпнут из легенд о демоне обжорства. Его имя позаимствовано из Ветхого Завета, в одной из книг которого шла речь о морском чудовище Бегемоте, которое проживало вместе с Левиафаном. Эта женщина была одержима 7 дьяволами, среди которых был злой дух Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом, клыками, человеческими руками и задними лапами, как у бегемота. Темная королева Марго или а-ля пушкинская Татьяна? У многих, прочитавших роман, создается впечатление, что Маргарита — это некая романтическая натура, героиня пушкинских или тургеневских произведений. Но корни этого образа лежат намного глубже. В романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них — всем известная королева Марго, жена Генриха IV, чья свадьба обернулась кровавой Варфоломеевской ночью. Об этом темном действе, кстати, есть упоминания в романе.
Такой предрассудок возник не на пустом месте. Во время постановок и съемок фильмов по «Мастеру и Маргарите» всегда происходит нечто такое, что просто невозможно не замечать. Поневоле вспоминаешь, что Булгаков написал мистический роман, в котором ключевые роли отведены сатане, чертям и другой нечисти. Одной из самых популярных экранизаций «Мастера и Маргариты» до сих пор остается лента Владимира Бортко, которая вышла на экраны 19 декабря 2002 года. С того момента прошло уже почти 20 лет, и многие участвовавшие в съемках картины люди быстро скончались. Вспоминаем самых известных почивших звезд «Мастера и Маргариты». Лавров скончался спустя пару лет после премьеры картины Бортко, 27 апреля 2007. Актер долго пытался победить лейкемию, но смертельное заболевание добила мэтра. К слову, в тот же самый день вместе с Лавровым скончался Евгений Меркурьев, сыгравший счетовода в экранизации — он случайно провалился под лед. Александр Абдулов Фагот Коровьев Александр Абдулов в роли Коровьева Безусловно, у этого артиста было немало великих ролей, но одна из самых последних в картине Бортко, безусловно, выделяется.
Актёр Цыганов не стал скрывать нависшее над ним проклятье после съёмок в «Мастере и Маргарите»
Проклятие Булгакова: актеры, которые умерли, снявшись в «Мастере и Маргарите». После съемок в сериале «Мастер и Маргарита» умерли 15 актеров, произошло это не одновременно, а в течение 8 лет. Ну и главные герои дня — редко выходящая в свет семейная пара Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, сыгравшие Мастера и Маргариту, чуть печальные, как будто съемки только что закончились и они еще под впечатлением от пережитого. Болезни, неудачи и череда смертей актеров: проклятье «Мастера и Маргариты» или случайность.
«Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь»
Так или иначе, «проклятие Мастера и Маргариты» унесло жизни не только 18 артистов, сыгравших в одноименном фильме, но еще и десятерых участников проекта Александра Борисовича. С экранизацией романа "Мастер и Маргарита" связаны многочисленные легенды и проклятия. В общем, каждый сам вправе решать верить ли ему в проклятие романа «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» 2024 года Новая экранная версия булгаковского романа было решено делать ещё в 2018-м. Главная» Новости» Мистика и тайны религии» Проклятье «Мастера и Маргариты»: как проходили съемки сериала. С самого издания романа Булгакова нашумевшего «Мастера и Маргариту», который будоражил умы людей, очень долго не удавалось поставить пьесу, хотя, честно говоря, попыток делалось немало.
Проклятие «Мастера и Маргариты». Как культовый роман наказывает за свою экранизацию!
Но актёр, видимо, знал, чем это может закончиться, и отказался. Роль дьявола примерил на себя Олег Басилашвили, и почти сразу после съёмок с ним начали происходить мистические вещи. Одна из голосовых связок актёра была повреждена. Мужчина почти полностью утратил голос сразу после произнесения речи Воланда. Печальная участь постигла и артиста Александра Адабашьяна, который в том фильме исполнил роль Михаила Берлиоза. Когда съёмочный процесс завершился, актёр был госпитализирован с сердечным приступом. По какой-то неведомой причине люди, принимавшие участие в проекте, начали погибать.
В своём жилище нашли мёртвым артиста Александра Чабана. Ему было 47 лет, и тот в экранизации был следователем. Затем через год умер актёр массовки Павел Комаров. Ему было 38 лет. Аналогичная участь в 2006 году постигла и другого артиста — Станислава Ландграфа. Тот сыграл критика по фамилии Латунский.
Причина смерти почти у всех актёров была одинаковая — сердечный приступ. Ещё некоторых не стало к 2013 году. Поэтому режиссёра современной экранизации "Мастера и Маргариты" Локшина и актёров, которые в ней сыграли, можно считать героями. Многие бы побоялись участвовать в съёмках "проклятой" картины после всех ужасов, с которыми столкнулись прошлые киноделы.
Нагиев -Барон Майгель застреленный!
Именитых и не очень. Хотя и на них пытались вешать проклятье. Попал спустя 4 года Адабашьян в больницу с сердечным приступом — ага, виноват «Мастер»! Развелась Ковальчук с мужем — «Маргарита» аукнулась! Хотя на самом деле развод был ДО съемок!
Так каждый чих можно приписать негативному влиянию романа. И на актеров, и на нас, читателей, зрителей. Не задумывались, кстати, об этом? Ведь все мы, читатели и зрители «Мастера», смертны. И когда-нибудь уйдем в мир иной.
Правда, есть один напрягающий момент в романе. В самом начале. Воланд на Патриарших вдруг говорит Берлиозу: «Вообразите, что вы, например, начнете управлять и другими и собою, и вдруг у вас…кхе…кхе…саркома легкого. И вот ваше управление закончилось! Напророчил Воланд?
Или причина в том, что оба очень много курили до самых последних дней? Рак забрал еще Лаврова, Золотухина, Толубеева. Не слишком ли много онкологии, скажите вы. Сермяжная правда жизни в том, что в мире, и в России, сейчас бушует самая настоящая эпидемия рака. Если же видеть в этих конкретных случаях козни нечистой силы, то зачем было ей забирать Абдулова, гениально сыгравшего самого обаятельного и привлекательного демона преисподней.
Нелогично как-то. Пропагандировал нечисть, как-никак. И в награду — смерть? Первоначально на роль Воланда планировался Олег Янковский. Коллега Абдулова по Ленкому.
Большую часть времени это был Вано Миранян, актер и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в кошачьем комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актер Семен Фурман.
Кота в человеческом обличии сыграл актер Александр Баширов. И наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачева. Сергею Безрукову пришлось по-настоящему висеть распятым на кресте Александр Адабашьян, который исполнил роль Берлиоза, говорил, что некоторые актеры в шутку использовали нависшее над романом проклятие в качестве некоего смягчающего фактора: «Я вообще не пью, а тут утром бутылка водки перед кроватью стоит.
Как здесь удержаться? Чертовщина какая-то! Голова Берлиоза на блюде Актер Александр Филиппенко рассказывает, что с ним ничего особенно мистического не происходило.
Если не считать того, что с Бортко он познакомился на Патриарших. Тот подошел к нему и сказал: «Ты меня не знаешь, но я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года , а у меня Азазелло сыграть не хочешь?
Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов.
Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев.
Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда. С помощью компьютерной графики прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.
Мастер и Маргарита умирают в конце телесериала телесно, чтобы найти покой в другом мире. А вот в реальности к сегодняшнему дню не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много?
В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются. Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры.
Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет.
Всё это, по мнению народного избранника, «подрывает основы нашей истории, нашей государственности». Читайте также Овечкина рано хоронить: Гретцки в его годы был хуже, не говоря об остальных Русская «восьмерка» проводит худший сезон в НХЛ, но не надо торопиться Творческие предпочтения, известно, индивидуальны и разнообразны. Что называется, дело вкуса. Казалось бы, не нравится человеку кино спектакль, концерт, футбольный матч et cetera , не ходи и не смотри. Если дело, конечно, именно в предпочтениях. В данном случае, похоже, в том самом… проклятии. Для тех, кто в него верит. В действительности же в ином.
А именно в режиссере фильма Михаиле Локшине. Родом он из семьи американских биологов с прокоммунистическими взглядами, запросивших в середине 1980-х политическое убежище в СССР. Михаил, получивший в МГУ профессию психолога, будучи ещё студентом увлекся съемками клипов. Как режиссер получил признание после выхода на экраны в 2020-м мелодрамы «Серебряные коньки». В интервью отечественным и зарубежным изданиям не уставал повторять: «России есть чем городиться! А с началом СВО обернулся вдруг паталогическим русофобом. Открыто поддерживает СВУ, постоянно говорит гадости о России, обвиняя её во всех смертных грехах. Ну, точно оборотень Азазелло — «гнусавит все больше и больше…».
По принципу, сформулированному опять же Булгаковым, «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…». На этом акцентирует внимание депутат Делягин, предлагая национализировать новинку российского киноэкрана. Ведь немалая честь средств порядка 800 млн. Так пусть на бюджет и работает! Косвенно поддержал его режиссер Андрей Кончаловский , заметив , что «интерпретация этого литературного произведения на экране зачастую далека от того, что вкладывал в свой текст сам Булгаков».
«Мастер и Маргарита» 2024 года: имеет ли новая картина шанс преодолеть проклятие текста?
Фото: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г. Кроме того, тяжелейшим бронхитом переболел Александр Галибин, исполнявший роль Мастера. А актер Александр Адабашьян, сыгравший Берлиоза, по окончанию съемок попал в больницу с сердечным приступом. А за месяц до премьеры сериала ушел из жизни при так и не выясненных обстоятельствах Александр Чабан. В «Мастере и Маргарите» он воплотил образ следователя. Тело 47-летнего артиста было найдено на полу в его квартире 2 октября 2005 года Череда смертей Александр Абдулов. Череда смертей актеров «Мастера и Маргариты» началась буквально сразу же.
Артисты, так или иначе имевшие отношение к сериалу, погибали при трагических обстоятельствах или умирали по естественным причинам. Однако такое количество ушедших участников одного проекта действительно кажется, если и совпадением, то довольно пугающим. Владислав Галкин. В течение нескольких лет после премьеры скончались 15 актеров. В сентябре 2006 года умер актер эпизода Павел Комаров, сыгравший вора на пристани. В том же году от сердечного приступа скончался Станислав Ландграф, который играл критика Латунского.
Как здесь удержаться? Чертовщина какая-то! Актер Александр Филиппенко рассказывает, что с ним ничего особенно мистического не происходило. Если не считать того, что с Бортко он познакомился на Патриарших. Тот подошел к нему и сказал: «Ты меня не знаешь, но я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года , а у меня Азазелло сыграть не хочешь? Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов.
Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы. Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда. В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере. Мастер и Маргарита умирают в конце телесериала телесно, чтобы найти покой в другом мире. А вот в реальности к сегодняшнему дню не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много?
В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются. Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день.
Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота Коровьева — одного из демонических слуг Воланда. Диагноз: рак поджелудочной железы. В сериале он играл поэта Ивана Понырева.
Смотрю на колено, а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей от картины отошли... Режиссер Юрий Кара не только приступил к съемкам «Мастера и Маргариты», но и снял картину. Вот только увидеть результат долгие годы никому не удавалось... Этому фильму вообще не везло с самого начала. Во время съемок постоянно происходила чехарда с операторами: они то уходили по личным причинам, то просто пропадали. Всего за время работы над картиной их сменилось шесть человек. Уже снятый фильм 14 лет пролежал на полке в ожидании своего часа — все эти годы шли разборки между режиссером и продюсером. Лишь в 2006-м «Мастер и Маргарита» был представлен на кинофестивале. У публики лента интереса не вызвала. Тех, кто смотрел эту экранизацию, можно пересчитать по пальцам. Да и те уверяют, что фильм получился настолько слабым, что и не стоило вообще выпускать его на экраны. Поэтому неудачи других режиссеров, пытавшихся экранизировать «Мастера и Маргариту», не брал в расчет. Однако и ему поначалу пришлось столкнуться с неудачей: когда в 2000 году он приступил к съемкам и даже снял «пилот», выяснилось, что права на роман наследники Булгакова передали американцам. Пять лет режиссер ждал решения этого вопроса. Когда же проблемы с правами были урегулированы и Бортко готовился к съемкам, произошел один странный случай. Проходивший мимо человек вдруг обратился ко мне: «Все равно у вас ничего не получится! Кем был тот человек, Бортко не знает, больше он его не видел. Но съемки, как уверяет режиссер, прошли без сучка и задоринки. Более того, по мнению Владимира Бортко, ему как будто даже сопутствовала удача. Например, погода, которая часто подводит съемочные группы и с которой договориться уж точно нельзя, «вела» себя как послушный актер: ни одной съемки из-за ее капризов не было отменено. Кто-то отказался от съемок сразу и категорично, кто-то — после раздумий. Александр Панкратов-Черный, которому Бортко предложил роль Варенухи, сначала от участия отказался, а вот Степу Лиходеева сыграл. Олег Янковский, по задумке Бортко, должен был исполнить роль Воланда. Актер долго думал.
Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе он — правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть — бестелесное, абсолютное зло в чистом виде. Коровьев -Фагот — единственный человек свиты Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это — бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте — дух ада и первый помощник сатаны. Бегемот — кот-оборотень и любимый шут Воланда, по сути, происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову — упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном — обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени. Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Это событие упоминается по дороге на Великий бал у Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет, «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе Маргариты исследователи также находят сходство и с другой королевой — Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя — Мастера. Москва — Ершалаим Одна из самых интересных загадок «Мастер и Маргарита» — это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929-го года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29-го или 30-го года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов, сливаются воедино, обретая целостность, и переходя из нашего мира в мир потусторонний. Ершалаим «переходит» на улицы Москвы. Каббалистические корни Существует мнение, что при написании романа Булгаков находился не столько под влиянием каббалистического учения. Концепции еврейского мистицизма вкладывают в уста Воланда: 1. Сами предложат и сами все дадут». Как известно, каббала трактует Тору, как запрет принимать что-либо не от создателя, что противоречит христианству, в котором наоборот «просить чужой милости» не возбраняется. Хасиды представители мистического течения иудаизма, основанного на Каббале трактуют утверждение о том, что Бог создал человека по своему образцу, поэтому человек должен уподобиться Творцу в созидании. То есть, должен работать. Концепция «о свете». Свет сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда исчезает сатана со своей свитой, пропадает и лунная дорога. На первый взгляд, «учение о свете» восходит к Нагорной проповеди: «Вы — свет миру». С другой стороны, этот контекст поразительно совпадает со стержневой идеей каббалы об «Ор Хаим» — «свете жизни», которая утверждает, что Тора сама является «светом». Достижение его зависит от желания самого человека, что, согласитесь, соответствует идее романа, где на первый план выходит самостоятельный выбор человека. Последняя рукопись Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал целых 12 лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов слишком дилетантское? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут? Через месяц он умер.