Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Не только в типологии тургеневских персонажей, но, пожалуй, в типологии героев русской литературы в целом мало найдется столь размытых терминов как термин «тургеневская девушка». Тургеневская барышня воплощает в себе самый романтический образ, который можно только себе представить. Использование чат-бота для нее тоже не новость.
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
Под «тургеневскими барышнями» и «тургеневскими девушками» ошибочно подразумеваются типично «романтические» героини. Тургеневские девушки Выражение “тургеневские девушки” стало крылатым, и не случайно. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. поколение ЕГЭ, тургеневская девушка это вообще к внешности не имеет отншения, если для него вульгарная это красивая, тогда может быть. Использование чат-бота для нее тоже не новость.
Понятие тургеневской девушки в литературоведении
Из женских образов в произведениях Ивана Тургенева сформировался литературный феномен – "тургеневская девушка". «Тургеневская девушка» — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких описанных им женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием.
Тургеневская барышня, кто она?
Вопрос знатокам: кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать С уважением, Владимир Дорохов Лучшие ответы Игорь:Скромная, воспитанная, культурная, тактичная то есть полная противоположность большинству Шок:скромная. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип. Все тургеневские девушки-женщины являются очень целеустремленными особами и в жизни добиваются значительно большего, чем мужчины. Статья рассматривает понятие тургеневская девушка и ее роль в произведениях И.С. Тургенева, а также влияние на развитие литературных ие Добро. Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова". Этот литературный тип сформировался на основе нескольких произведений И.С,Тургенева: «Рудин», «Новь», «Накануне»,«Дворянское гнездо», повесть «Дневник лишнего человека», рассказ «Фауст», повесть «Ася». Тургеневская девушка замкнутая, но тонко чувствующая.
Тургеневская девушка что это значит возраст
Это тот самый тип «тургеневских девушек», которых, по свидетельству Льва Толстого, не существовало в русской действительности, пока они не появились в произведениях Тургенева. Кто такая «Тургеневская девушка». «Тургеневские девушки» — это уникальное явление не только русской культуры (от века XIX до века XXI), но и русской науки и критики, способное вобрать в себя образы, порой очень сильно отличающиеся друг от друга. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская.
ТУРГЕНЕВСКИЕ ДЕВУШКИ Обзор произведений И.С. Тургенева
Характеристики тургеневской девушки Тургеневская девушка — это литературный образ, созданный И. Тургеневым, который обладает определенными характеристиками и особенностями. Вот некоторые из них: Нежность и чувственность Тургеневская девушка обычно олицетворяет нежность и чувственность. Она часто описывается как душевно тонкая и эмоциональная, способная воспринимать и переживать мир вокруг себя с особым вниманием и глубиной. Интеллект и образованность Тургеневская девушка обычно обладает высоким уровнем интеллекта и образования. Она интересуется литературой, искусством, философией и обладает глубокими знаниями в этих областях. Она способна вести умные и глубокие разговоры, а ее мысли и взгляды часто отражают ее образованность. Свободолюбие и независимость Тургеневская девушка часто выступает как символ свободолюбия и независимости. Она стремится к свободе мысли и действий, не желает быть ограниченной общественными нормами и ожиданиями.
Она готова идти против течения и отстаивать свои убеждения. Романтичность и мечтательность Тургеневская девушка часто обладает романтическими чертами характера. Она мечтательна и идеалистична, стремится к прекрасному и ищет глубину и смысл в жизни. Она может быть влюбчивой и романтической, готовой жертвовать ради любви и идеалов. Это лишь некоторые характеристики тургеневской девушки, которые помогают нам понять и оценить этот литературный образ. Однако, стоит отметить, что каждый персонаж Тургенева имеет свои уникальные черты и особенности, и не все тургеневские девушки полностью соответствуют этим характеристикам. Роль тургеневской девушки в произведениях И. Тургенева Тургеневская девушка играет важную роль в произведениях И.
Она является одним из ключевых персонажей, вокруг которого разворачивается сюжет и развитие других героев. Во-первых, тургеневская девушка часто выступает в качестве символа чистоты, нежности и идеализма. Она представляет собой идеал женской красоты и духовности, и ее присутствие в произведении придает ему особую эстетическую и эмоциональную глубину. Во-вторых, тургеневская девушка часто является источником вдохновения и пробуждения для других героев. Ее нежность, чувственность и искренность вызывают у мужских персонажей сильные эмоции и чувства.
А что такое Муму? В системе ценностей Тургенева писатель — всегда охотник. Писатель — охотник, а кто собака? Душа человека. Поэтому, чтобы стать свободным и уйти от барыни, человек должен утопить Муму.
В тургеневской системе символов эта контрадикция души и поступка очень отчетлива. По большому счету Тургенев — первый русский символист, это именно он начал готовить символизм к рождению на русской почве. Пара к «Муму» — это блистательный рассказ «Собака», в нем есть самая страшная и самая готическая сцена в русской литературе. Вообще, готическое мироощущение — это представление о мире, лежащем во зле. Но Тургенев — человек с удивительно здоровой душой и крепкой психикой, поэтому таинственное и страшное у него — синоним поэтического. Они связаны, потому что тайна есть предмет поэзии. Тургенева волнует тайна. Ему интересно иррациональное движение души, поэтому его излюбленный жанр — сон. Лучшие сны написаны у Тургенева в рассказах «Сон», «Насекомое», в «Стихотворениях в прозе». Самый страшный сон в русской литературе — из «Клары Милич».
Это произведение о страшной сущности любви, о том, что любовь порабощает человека. О том, что сохранить себя в любви невозможно — поэтому тургеневские герои так боятся любви. Тургенев не мрачен, он лишь подчеркивает, что все значительное в жизни имеет обаяние тайны. Если тайны нет, то нет ни любви, ни поэзии. Об этом «Песнь торжествующей любви», один из самых страшных готических рассказов Тургенева. Лучшую жизнь в русской литературе прожил Тургенев. Пусть это была жизнь на краю чужого гнезда, но сильными страстями и отважными борцами лучше любоваться издали, любить Россию лучше всего из Европы. Пожалуй, Тургенев с большим основанием, чем Григорий Сковорода, мог сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал». Литература Максим Горький. Лев Толстой.
Антон Первушин. Виссарион Белинский. Собрание сочинений в трех томах.
Во-вторых, эпоха, в которой творил Тургенев, неразрывно связана с идеями эмансипации, корни популяризации которой, безусловно, нужно искать в произведениях французской писательницы Жорж Санд. Исследователи подчёркивают тот факт, что тургеневская трактовка женского образа не совсем принадлежит Ивану Сергеевичу. Читая письма Тургенева, можно увидеть, насколько он ценил и восхищался Санд, не будет преувеличением сказать — боготворил.
К примеру, за обедом у Некрасова Тургенев поссорился со Львом Толстым, который объявил себя ненавистником Жордж Санд, «высказал столько пошлостей и грубостей, что передать нельзя», отметив, «что героинь её романов, если б они существовали в действительности, следовало бы, ради назидания, привязывать к позорной колеснице и возить по петербургским улицам». Влияние французской писательницы на творчество целой плеяды русских классиков, в числе которых есть Белинский и Салтыков-Щедрин, Герцен и даже Достоевский, так открыто ненавидевшего Тургенева, бесспорно. Или вот выдержка из «Критического этюда» Ю. Николаева: «Но это не был новый тип, не только в русской жизни, но даже и в русской литературе — не говоря уже о французской. В романах Жорж Санд так усердно читавшихся и у нас, давно уже выводился подобный тип — и, быть может, не без влияния Жорж Санд этот женский тип сформировался и в русской жизни, со своеобразною, конечно, окраской и со своеобразными очертаниями… существенные черты женщин и девушек этого типа заключаются, по свидетельству самого Тургенева… «в смутном, хотя сильном стремлении к свободе» и в искании «героя», которому бы девица или дама «могла предаться». Виардо — любовь Тургенева Полина Виардо В-третьих, нельзя рассматривать произведения писателя в отрыве от его биографии и личной жизни в частности.
Какой характер у тургеневской барышни? Замкнута и мечтательна, тяжело сходится с людьми. Способна на героический поступок и самопожертвование. Верна своему сердцу.
Очень сильна, несмотря на внешнюю слабость. Кто возлюбленный «тургеневской девушки»? Из всех претендентов на ее руку героиня Тургенева выбирает не самую удачную партию «Рудин». Против таких браков выступают и родители, и все светское общество, но девушка непоколебима в своем выборе и следует за любимым даже на войну «Накануне».
Тургеневская девушка что это значит возраст
Старшие дети Толстого:Сережа,Таня и Илья в ранние годы своей жизни Фета не очень любили и в тихушку его передразнивали.. Гораздо больше им нравилась его добрая и великодушная жена.. И лишь в последствии Татьяна Львовна, как она говорила ,полюбила писательский талант этого человека.. Мне очень нравятся произведения Тургенева,и хотя он в Бога не верил,я его очень уважаю за проникновенные произведения..
Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности.
Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом. В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний , которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус , чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами. Плано Карпини, "История монгалов" «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки.
И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно». Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи». Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля.
Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку.
Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен. Критики о тургеневских девушках[ править править код ] Иван Крамской. Яркие характеристики героинь этого типа даны в статье Д.
Писарева «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» 1861. И она, и Елена жена Инсарова , и Одинцова предмет любви Базарова при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд , оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей» [9]. В статье «Символы красоты у русских писателей» 1909 Иннокентий Анненский писал об однообразии отношения Тургенева к женской красоте.
Герой может оказаться в трудном выборе между своими привычными убеждениями и новыми чувствами, которые пробуждает в нем девушка. Это может привести к внутренним конфликтам и изменению его мировоззрения. В-третьих, тургеневская девушка может стать катализатором для изменений в жизни героя. Ее присутствие и влияние могут побудить героя к действиям, которые он ранее не осмеливался предпринять. Она может стать его мотивацией для саморазвития и самоосознания. Герой может начать стремиться к новым целям и искать свое место в мире. Однако, влияние тургеневской девушки на героя может быть и отрицательным. Она может стать источником страданий и разочарований для героя.
Герой может столкнуться с непониманием и одиночеством, что может привести к его душевным травмам и изменению его характера. Таким образом, влияние тургеневской девушки на развитие литературного героя в произведениях И. Тургенева является сложным и многогранным. Оно может приводить к положительным изменениям в герое, таким как самосовершенствование и новые цели, а также вызывать конфликты и страдания. Влияние тургеневской девушки отражает проблемы и противоречия общества, а также сложность человеческой натуры. Оно относится к типичному образу женского персонажа, который часто встречается в произведениях И. Такая девушка обычно представляется как молодая, нежная, чувствительная, интеллектуально развитая и эмоционально глубокая. Она обладает проницательностью и способностью к самоанализу, а также стремится к свободе и независимости.
Она часто выступает в качестве катализатора для развития литературного героя. Ее появление в жизни героя приводит к его внутренним преобразованиям и изменениям. Она может быть источником вдохновения, любви и счастья, но также может стать причиной его страданий и разочарований. Некоторые исследователи считают, что такой образ женского персонажа слишком идеализирован и не отражает реальности. Они указывают на то, что Тургенев часто создавал одномерных и стереотипных женских персонажей, которые служили скорее символами, чем реальными людьми. Оно может быть рассмотрено как типичный образ женского персонажа, который обладает определенными характеристиками и играет важную роль в развитии литературного героя.
Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ
Ответ просто игнорируется; в нигилистической картине мира истина не выходит за рамки утверждений типа «дважды два четыре» или «…из меня лопух расти будет; ну, а дальше? Марья Александровна напрасно просит Алексея Петровича рассеять ее сомненья и подкрепить верования. Он не способен на это. Философ и «философка» — герои-двойники. В интерпретации русского литературного текста они люди «переходного» времени или же «безвременья», кризиса, а потому состояние болезни — неизбежность. В силу объективного хода истории и собственного выбора они оказались в патологической ситуации — перед ними открылась бессмыслица человеческого бытия. Мир обернулся своей обратной стороной, сущность которой утверждается в понятиях «ложь», «безвоздушное пространство» определение Павла Кирсанова , «трагическое положение» «Ваше положение можно, пожалуй, назвать трагическим. Но знайте, не вы одни в нем находитесь: почти нет современного человека, который бы не находился в нем», — констатирует в письме своей корреспондентке универсальность ситуации Алексей Петрович [26]. Достоевский назвал его «подпольем». Именно в сфере антимира вырабатывается Личность как феномен и факт, замечу, не только в русской культуре, но и в постхристианской цивилизации новейшего времени. Тургенев один из первых уловил и описал этот процесс.
В «Переписке» наметившийся было союз двух одиноких, не способных любить героев так и не состоялся. Накануне встречи с Марьей Александровной Алексей Петрович влюбляется в танцовщицу, уезжает за ней в Дрезден и, брошенный ею! Умирает и приговоренный докторами его двойник, герой «Дневника лишнего человека» 1848—1850 Чулкатурин. Смерть «передовых» героев, сориентированных автором на синтетический образ Гамлета-Мефистофеля, вполне метафизична. Сама природа «не рассчитывала» на их появление, а потому обходится с ними «как с нежданными и незваными гостями» [27]. Отсюда не удивительно, что автор не даст права жить ни одному главному герою данного типа. Рудин — «сложный самоубийца», Нежданов — просто самоубийца, Базаров и Инсаров умирают от случайной болезни и т. Иван Сергеевич «не позволит» Наталье Ласунской и Марианне связать свою жизнь с героем-революционером, угасит их донкихотовский пыл и «отдаст» их героям обыкновенным, серым, достоинство которых в том, что они просто умеют устраивать жизнь. Единственная романная героиня, которая выберет воинствующего «Дон Кихота», Елена Стахова, напишет в финале сюжета своей жизни: «Я искала счастья — и найду, может быть, смерть. Рассмотренный с психоаналитических позиций тургеневский текст обнаруживает степень актуальности, которая превосходит актуальность многих художественных текстов новейшего времени.
Владимир Кириллович Васильев, кандидат филологических наук, доцент Сибирского федерального университета, член Союза кинематографистов РФ, г. Красноярск Статья напечатана в сб. В память Елены Константиновны Ромодановской: В 2 т. Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт филологии. История, филология. Новосибирск, 2011. Новь 1876. Предисловие к романам.
Контент доступен только автору оплаченного проекта История образа Тургеневской девушки Развитие и эволюция образа Тургеневской девушки в литературе, его первоначальное представление и изменения восприятия со временем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Характеристики Тургеневской девушки Анализ основных черт и качеств Тургеневской девушки как литературного образа: ее духовные стремления, интеллектуальные способности, независимость и готовность служить идеалам. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнительный анализ Тургеневской девушки и современных ценностей Исследование соответствия ценностей и идеалов, воплощенных в образе Тургеневской девушки, ценностям и идеалам современной молодежи. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Тургеневской девушки в современном обществе Анализ влияния образа Тургеневской девушки на современное поколение, ее значение и актуальность в контексте современных социокультурных реалий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эмансипация и независимость в образе Тургеневской девушки Исследование темы эмансипации и независимости через призму образа Тургеневской девушки, ее роль в формировании представлений о женской самостоятельности. Контент доступен только автору оплаченного проекта Идеалы и ценности Тургеневской девушки Анализ и интерпретация идеалов и ценностей, которые несет образ Тургеневской девушки, и их отражение на современные ценностные ориентиры. Контент доступен только автору оплаченного проекта Тургеневская девушка как символ Рассмотрение образа Тургеневской девушки как символа определенных идей, ценностей или явлений в литературе и культуре.
Заключение Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире. Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются: Макияж, который еле заметен; Прическа очень проста, коса или свободный пучок; Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной; Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой. Список литературы Танкова Н. Юферова Н. Тургеневская барышня. Они имеют много общего. Это девушки, детство и которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку , привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее. Ася, Наталья, Елена Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо. Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей.
Любовь Лизы Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным. Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога. Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом: Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика. Общая характеристика главной героини. Подробное рассмотрение ее черт и поступков. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности. Отношения героини с возлюбленным. Сюжетная развязка и подведение итогов. Повесть «Ася» Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки.
Тургеневские девушки: почему так привлекают мужчин?
Толстым: «Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» [20]. Дело не в том, что Толстой — писатель, а Марья Александровна — литературная героиня, да еще и не его романа. Важно, что Толстой стоит на традиционной для русской культуры миромоделирующей позиции. Человеку остается только принять ее.
Тургенев рисует «новых» героев, для которых не существует вековых истин. Именно в этом суть их «новизны». Вероятно, по цензурным условиям в сочинение не были включены дальнейшие его слова: «и найти там Бога» [23]. В русском варианте повесть заканчивается фразой: «А впрочем, кто скажет, что такое жизнь, что такое истина?
Вспомните, кто не дал на этот вопрос ответа... Речь идет о вопросе, заданном Пилатом Иисусу. Герой знает, что ответ в Евангелии есть, перед этим Христос говорит Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» Ин. Ответ просто игнорируется; в нигилистической картине мира истина не выходит за рамки утверждений типа «дважды два четыре» или «…из меня лопух расти будет; ну, а дальше?
Марья Александровна напрасно просит Алексея Петровича рассеять ее сомненья и подкрепить верования. Он не способен на это. Философ и «философка» — герои-двойники. В интерпретации русского литературного текста они люди «переходного» времени или же «безвременья», кризиса, а потому состояние болезни — неизбежность.
В силу объективного хода истории и собственного выбора они оказались в патологической ситуации — перед ними открылась бессмыслица человеческого бытия. Мир обернулся своей обратной стороной, сущность которой утверждается в понятиях «ложь», «безвоздушное пространство» определение Павла Кирсанова , «трагическое положение» «Ваше положение можно, пожалуй, назвать трагическим. Но знайте, не вы одни в нем находитесь: почти нет современного человека, который бы не находился в нем», — констатирует в письме своей корреспондентке универсальность ситуации Алексей Петрович [26]. Достоевский назвал его «подпольем».
Именно в сфере антимира вырабатывается Личность как феномен и факт, замечу, не только в русской культуре, но и в постхристианской цивилизации новейшего времени. Тургенев один из первых уловил и описал этот процесс. В «Переписке» наметившийся было союз двух одиноких, не способных любить героев так и не состоялся. Накануне встречи с Марьей Александровной Алексей Петрович влюбляется в танцовщицу, уезжает за ней в Дрезден и, брошенный ею!
Умирает и приговоренный докторами его двойник, герой «Дневника лишнего человека» 1848—1850 Чулкатурин. Смерть «передовых» героев, сориентированных автором на синтетический образ Гамлета-Мефистофеля, вполне метафизична. Сама природа «не рассчитывала» на их появление, а потому обходится с ними «как с нежданными и незваными гостями» [27]. Отсюда не удивительно, что автор не даст права жить ни одному главному герою данного типа.
Один из самых ярких образов тургеневской девушки можно найти в романе «Накануне». Главная героиня, Елена Столыпина, является образцом женственности и достоинства. Она прекрасна не только своей внешностью, но и своей душевной красотой. Елена Столыпина любила и уважала своего мужа, была готова жертвовать своим счастьем ради блага других людей. Тургенев создавал этот образ, чтобы показать, что настоящая красота и состоятельность женщины заключается не в богатстве, а в благородстве души.
Этот образ характеризуется высокой духовностью, чистотой нравов, привлекательностью и обаянием. Тургеневская девушка — это не только красивая и умная женщина, но и морально чистый и надежный человек. Один из самых ярких образов тургеневской девушки можно найти в романе «Накануне». Главная героиня, Елена Столыпина, является образцом женственности и достоинства. Она прекрасна не только своей внешностью, но и своей душевной красотой.
У Жорж Санд ее любимые героини ближе к идеологии, потому что они республиканки по своим убеждениям. У Тургенева все сложнее и вместе с тем неопределеннее. Скорее можно говорить о нравственной честности, о совестливости его героинь. И на тургеневскую девушку можно распространить характеристику Достоевского из его великой статьи «Несколько слов о Жорж Санд»: им свойственно «чувство самой целомудренной невозможности примирения с неправдой и пороком» [6]. В первом Тургеневском романе мы встречаем крупнопоместную усадьбу вдовы знатного сановника. Знакомство с ее владелицей Дарьей Михайловной Ласункой начинается с описания усадебного дома [7]. В усадьбе, где хозяйка проводила летние месяцы и куда она приглашала интересных и даже в чем-то знаменитых людей, — музыкантов, литераторов, ученых, образовывалось нечто вроде салона. В гостиной завязывается сюжет тургеневских романов, а затем само действие переносится в топос усадебного сада. В Рудине 1856 он соединяет в себе элементы классического сада — цветочный партер возле дома и романтический сад с прогулочными дорожками. Наталья влюбляется в Дмитрия Рудина внезапно, спонтанно, пораженная его вдохновенными идеями, энергией его речи. Но вне усадебного топоса вряд ли это было возможным. Своеобразие движения любовного сюжета заключается в том, что в него включаются все культурные знаки усадьбы, все ее знаки. Роман главных героев развивается в пространстве сада. Сад и парк словно вбирают в себя поэзию влюбленности и окружающей красоты. Созданию атмосферы особой интимности и доверительности способствует сиреневая беседка, в которой Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской. Развязка любовной истории героев происходит в заброшенном пустынном саду, около запущенного в течение тридцати лет Авдюхина пруда. Именно дикий сад помогает девушке разоблачить его фразерство. Это человек слова, но не дела, тип «лишнего человека». И еще важно, что даже это утреннее свидание было небезопасным, что становится ясным со слов служанки. Как бы мамзель не проснулась…» С. Это замечание лишний раз свидетельствует о том, как трудно было устроить свободное общение девушки с молодым мужчиной; вне усадебного топоса оно было бы невозможным. Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х годов, все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Тем более сложно говорить о сформировавшейся идеологии в юных созданиях, скорее поиск истины, нравственности, единственного возлюбленного в идеальных героинях Тургенева происходит спонтанно, не без влияния разнообразных движений природы, воздействующих на их чуткие души. Наталья, Лиза, Елена взрослеют и развиваются до сложившихся личностей у читателя на глазах, так как проходят через ряд испытаний — природой, музыкой или искусством , гражданскими идеями и, конечно, любовью. При этом любовь и «служение» взаимосвязаны в понимании героини. Поэтому только пространство романа, «усадебного» по своему типу, дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности, во всей ее полноте. В своем следующем романе Дворянское гнездо 1859 Тургенев изобразил три вида усадьбы. Прежде всего, это городская усадьба Марьи Дмитриевны Калитиной, приобретенная ее мужем. Дом ее не отличался каким-то особым архитектурным стилем, зато его окружал большой сад, «выходящий прямо в поле, за город» С. Именно этот дом, романтический сад и вся духовная жизнь этого «дворянского гнезда» с его поэзией и музыкой, способствовали развитию возвышенной любви, возникшей между Фёдором Лаврецким и Лизой Калитиной. Две усадьбы Лаврецкого имеют к развитию сюжета опосредованное отношение. Дом Калитиных, как и домик Лаврецкого, становится продолжением сада благодаря открытым окнам и дверям. Модные романсы и дуэты, кантаты и сонаты, мазурки Шопена наполняют салон и создают звуковой фон событий. Обширное пространство сада, который с одной стороны выходит в луга и поля, заполнено разнообразными звуками. В Дворянском гнезде меняются взаимоотношения героя с окружающим пространством. Рудин, рационалист и красноречивый оратор, использовал и свидания в саду с юной девушкой как сцену для философского дискурса. Лаврецкий, натура интуитивная, необыкновенно восприимчивая к красоте и музыке, ничего не планирует и его поведение абсолютно искренне. Проза Тургенева никогда еще не была такой музыкальной, столь богатой звуковыми и ритмическими эффектами, к сожалению, почти непереводимыми. Сад в Дворянском гнезде полон музыки, и сам, в свою очередь, может рождать музыку как отражение жизни. Это происходит с Леммом, который, вдохновившись зарождающейся на его глазах любовью молодых людей, также как и красотой сада в лунную ночь, смог написать свою гениальную музыку. Описывая сад, Тургенев дает чудесные вариации на тему русской природы, увиденной днем и ночью, наблюдаемой героем или воспринимаемой им бессознательно. Лиза Калитина была второй после Натальи Ласунской героиней, которая и позволила, по-видимому, дать впоследствии обобщающее определение «тургеневская девушка» созданным художником женским образам. Как верно подметил Д. Писарев, ее «женственность выражается в робости, в стремлении подчинить чужому авторитету свою мысль и волю, в нежелании и неумении пользоваться врожденною проницательностию и критическою способностию» [8]. Она, подобно пушкинской героине, не любя Паншина, поначалу готова выйти за него замуж и даже защищает его от нападок Лемма. Добрая и мягкая, «она по-прежнему считает покорность высшею добродетелью женщины; она молча покоряется, насильно закрывает себе глаза, чтобы не видать несовершенств окружающей ее сферы» [9]. Однако Лиза похожа на Татьяну только вначале, когда в ее душу не вошла любовь. И поэтому трудно принять концепцию Писарева о том, что она выбирает «ложный» путь, отказываясь от борьбы за свое счастье. Героиня Тургенева абсолютно естественна и органична в своем поведении, проявляя при этом не слабость, а, наоборот, силу духа и мужество. Автор окружает свою любимую героиню романтическим пейзажем: каждая встреча Лаврецкого и Лизы происходит среди удивительно прекрасной, волшебной природы заметим в скобках, усадебной природы : «Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь. Таинственная магия летней ночи романтического сада становится тем проводником, который сближает, устанавливает невидимые связи между Лаврецким и Лизой: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из ее благовонной глубины, бог знает откуда — с неба ли, с земли, — тянуло тихим и мягким теплом» С. Излишне говорить, что подобная встреча невозможна в городском топосе. Лиза не только глубоко религиозная, она наиболее музыкальная героиня Тургенева, одаренная недюжинным талантом. А музыка — самое суггестивное из всех видов искусства, — наилучшим образом раскрывает сущность ее интуитивной натуры. Религия сродни музыкальной стихии: она не поддается рациональному, логическому познанию и объяснению, а постигается бессознательно. В отличие от предшествующей героини Тургенева, Натальи Ласунской, Лиза раскрывается не в чтении, не в разговорах, а в способности слушать и слышать музыку повсюду: в окружающей природе, душе любимого человека, поэзии ночи. Сцена объяснения с Лаврецким происходят в ночном саду в атмосфере музыки Лемма, который проник в тайну любви и гениально ее выразил: «Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» С. Но интуитивное поведение девушки глубоко нравственно.
Где проживает "Тургеневская девушка"?
При внешней мягкости и деликатности она обладает внутренним огнём, двигающий её на борьбу с консервативной средой, так и желающей погасить это пламя. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым , несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства. Иногда в романах влюбляется в недостойного , переоценив его душевные качества.
Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не совсем корректно. Отметим, что иногда термин «тургеневская барышня» употребляется и вовсе для обозначения неприспособленной к жизни, нежной, хрупкой и даже слабой девушки, что тоже является ошибкой и точно не тянет на комплимент. Героини Тургенева смело шли на войну, поэтому явно не имеют ничего общего с особой, описанной выше.
Комсомолка и вдохновляет на подвигиподвиги, и наставляет на истинный путь своих менее идейных товарищей. Она и курит, и даже татуировка у нее есть, и, судя по всему, веселая юность. Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол.
И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане. Тем не менее сама практика вырезать фото звезд из журналов или газет и затем прикалывать их на стену была еще раньше. Пин-ап-модели зачастую были манекенщицами или знаменитостями. Например, одной из самых известных пин-ап-моделей была Бетти Грейбл — американская актриса, певица и танцовщица. Фотомодель Бетти Пейдж стала секс-символом второй половины пятидесятых в Америке и, как считается, предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов. Тургеневская девушка Тургеневская девушка — это литературный стереотип, сформировавшийся на основе обобщенных женских образов, созданных писателем Иваном Тургеневым в период с 1850 по 1880 годы.
Дарья Михайловна Ласунская — знатная и богатая вдова, воспитывающая троих детей, изображается как человек, целиком занятый собой.
Тургенев иронизирует над ее образом: «Судя по рассказам Дарьи Михайловны, можно было подумать, что все замечательные люди последнего десятилетия только о том и мечтали, как бы повидаться с ней, как бы заслужить ее расположение…» И далее: «Она говорила о них, и, как богатая оправа вокруг драгоценного камня, имена их ложились блестящей каймой вокруг главного имени — вокруг Дарьи Михайловны» [5]. Следующим образом, подобным Дарье Михайловне, является мать Лизы Калитиной, о которой Тургенев пишет при первом ее представлении читателю: «…она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушали ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил» [4]. В другом месте писатель прямо называет ее эгоисткой: «Марья Дмитриевна, как истая эгоистка, ничего не подозревала» [4]. В вышепредставленных романах своим матерям противопоставлены Наталья и Лиза, как бы представляя собой новое поколение. В противоположность Дарье Михайловне, ее дочь Наталья обычно говорила мало, слушала и глядела внимательно. Тургенев одной этой фразой подчеркивает внимание Натальи к окружающему миру. В первом же разговоре с Рудиным она заявляет о том, что такие, как он, должны стараться быть полезными.
В нем Наталью привлекают, прежде всего, его идеи. В Лизе Калитиной писатель тоже подчеркивает ее обращенность к людям: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким», — такой рисует ее автор. Лиза наделена чистой душой. Она красива, чувствительна, послушна, неравнодушна к искусству. Девушка уважает простых крестьян, интересуется их заботами и проблемами. Несмотря на богатство душевного мира, судьба Лизы Калитиной непроста. Готовность исполнить волю матери, выйти замуж за бессердечного человека — терзает её, но спасает лишь любовь к Лаврецкому, однако, и здесь судьба обходится с Лизой немилосердно.
Покорность ведет лишь к отрицательным последствиям в жизни Елизаветы. Она уходит в монастырь, видя предназначение в служении Богу. В третьем своем романе И. Тургенев еще более рельефно подчеркнул в героине ее альтруистическое начало, силу и способность служить людям. Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова роман «Накануне» — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования.