ИП тоже могут платить налог на профессиональный доход, поэтому сравнивать будем возможности для ИП на УСН 6%, ИП на НПД и зарегистрированного самозанятого.
Как считать и как платить налог самозанятым в 2024 году? Двенадцать самых частых вопросов!
И дальше самозанятый будет платить налог на профессиональный доход в меньшей сумме (с учетом оставшегося вычета) до тех пор, пока не исчерпается вся сумма налогового вычета в размере 10 000 руб. Как нужно платить налоги самозанятому: условия, перечень налогов, налоговый период, налоговый вычет, регистрация, штрафы. Читайте на сайте Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа. Самозанятые — это граждане или ИП, которые встали на налоговый учет и платят налог на профессиональный доход — НПД. Как самозанятому платить налоги в 2024 году? В этом случае НДФЛ платит работодатель, а налог с подработок – самозанятый.
Как самозанятым платить налоги (и почему это выгодно!)
Если больше, то вычитаете из суммы налога сумму взносов, и платите налог в остатке помимо собственно взносов. Пример 1. Доход за год составляет 2 миллиона рублей. Предположим, вы зарабатываете 2 миллиона в год. Если вы самозанятый, то платите при этом налога на 120 000 рублей.
Но так как налог больше платы в фонды, из 120 000 рублей эта плата вычитается. То есть налог уже составляет 66 962 рубля. А значит, общая сумма выплат составит те самые 120 000 рублей сами взносы в фонды ведь никуда не деваются. Но при равных выплатах, у ИП больше возможностей.
Во-первых, он может давать социальные и медицинские гарантии. Во-вторых, он поддерживает пенсии. Получается, что ИП быть в этом случае выгоднее. Но то был пример, который в реальности подходит малому количеству людей.
Ведь кто из самозанятых может заработать 2 миллиона за год по 166 000 рублей в месяц? Поэтому давайте посмотрим на другой пример. Пример 2. Доход за год 500 000 рублей.
Получается сумма неналоговых платежей будет 38 038 рублей. Но так как налог меньше, чем неналоговые платежи, ИП его не платит. То есть за 500 000 рублей дохода за год, он заплатит в общей сложности только 38 038 рублей. Это всё равно больше, чем заплатит самозанятый.
А если взять пример, когда самозанятый зарабатывает за год эту сумму только на физлицах, то его налог вообще составит 20 000 рублей. Вывод: Самозанятым выгоднее быть, только если годовой доход не превышает 700 тысяч рублей. Или если не требуется заниматься деятельностью, которая самозанятым не разрешена. Теперь, когда мы на цифрах поняли, кому выгоднее быть самозанятым, давайте обсудим плюсы и минусы, которые есть в этом новшестве от правительства.
Плюсы самозанятости Простота системы налогообложения, которая позволяет вести и сдавать отчётность через собственный телефон. Принимать деньги можно на банковскую карту, наличными, а также через системы электронных платежей. Чеки выдаются через мобильное приложение. Самозанятость официально подтверждает доход, что необходимо, например, при подаче документов на ипотеку.
Нет необходимости платить налог, когда нет доходов. Стабильность до 2028 года не факт, что не введут что-то раньше, но пока что так. А также, если доход за год превышает 2,4 миллиона рублей, то самозанятость запрещается законодательно. Не все виды деятельности доступны для самозанятых.
Для большинства тех, кто действовал по-серому, зарабатывая небольшие суммы «шабашкой» отдавать часть денег — всегда минус. Можно ли самозанятому открыть расчётный счёт в банке? Очень частый и актуальный вопрос, который требует разъяснений! Но прежде, чем на него ответить, нужно разобраться с тем, какие счета открывают банки вообще.
Дело в том, что есть два основных вида счетов. Это счёт для физических лиц и счёт для ведения предпринимательской деятельности. Так как мы говорим о том, что самозанятый планирует получать оплату на счёт за свои услуги и товары, то значит нужен нам именно счёт для предпринимательской деятельности. Вот только банки открывают этот счёт после предоставления ряда документов, которые подтверждают статус ИП или ООО.
А этих документов у самозанятого быть не может. Получается, что самозанятый для предпринимательской деятельности открыть расчётный счёт в банке не может. Ему доступен только счёт для физических лиц. Но он для получения дохода от товаров и услуг не подходит.
Существует проблема связанная со счетами и оплатой за услуги самозанятых. Дело в том, что если самозанятый откроет обычный счёт для физлиц, а организация переведёт ему на этот счёт деньги в качестве оплаты его работы, то банк такой счёт сразу заблокирует. Потому что это будет предпринимательская деятельность, не позволительная для обычных счетов. Этот нюанс уже привёл к многочисленным проблемам у тех, кто решил получить статус самозанятого.
Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц. Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки. Закрывающие документы у самозанятых Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых.
Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы. Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам. Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20.
Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено. Также можно при желании его распечатать. Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку? В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется.
Важно: для самозанятых пока не ввели опции, которые доступны плательщикам НДФЛ. Оплата налога на профессиональный доход не даёт возможности получения вычетов за медицинские услуги, покупку недвижимости или получение образовательных услуг. Возмещение за указанные расходы пока что могут получить только плательщики НДФЛ. Как перейти на НПД Самый простой способ — скачать приложение «Мой налог» и пройти процедуру регистрации. Для этого потребуется: Ввести паспортные данные и ИНН. Сделать фотографию. В качестве альтернативного варианта можно зарегистрироваться с использованием ИНН и пароля от личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Каких-либо дополнительных действий выполнять не нужно.
Еще один способ, как самозанятый платит налоги — поручить банковской организации проведение расчетов по налогу на профессиональный доход. В этом случае уведомление о сумме начисленного налога отправляется налоговым органом в банк, а кредитная структура списывает со счета налогоплательщика требуемую сумму, причем комиссия за совершенное действие не должна взиматься. Налоговый орган поручения на списание средств в банк должен отправлять не позже, чем за 3 дня до истечения срока погашения налога, но не ранее, чем за 10 дней до этой даты. Банк в электронной форме в течение 3 рабочих дней после получения запроса от налоговиков оповещает об этом налогоплательщика. Для мобилизованных лиц продлен срок уплаты НПД пп. Как видите, способов, как платить налог самозанятым гражданам, немало.
Необходимо помнить, что в ст. При этом обязательства по обоим тарифам по итогам месяца суммируются и одной суммой выставляются налогоплательщику к уплате. Пошагово инструкция, как оплатить налог, как самозанятый, выглядит так: в течение месяца физическое лицо по всем сделкам в приложении «Мой налог» оформляет чеки; Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка и или сроков передачи в инспекцию сведений о расчете, который учитывается в доходах, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение. Налогоплательщик в «ручном» режиме не сможет выставить в программе зачет налога на сумму льготы, не надо и самостоятельно рассчитывать льготу из налоговых обязательств. То есть налог к уплате отражается в приложении уже с учетом вычета, если лимит льготы не исчерпан.
При этом сумма налогового аванса в приложении будет уменьшаться по мере его расходования, для налогоплательщика эта цифра показывается только с информационной целью.
Если самозанятый имеет статус индивидуального предпринимателя, ЭЦП потребуется для сдачи отчетности. Для ИП подпись оформляют в налоговой. Для этого необходимо приобрести носитель токен и записаться на прием в ФНС. Как закрыть самозанятость Снятие с учета и прекращение статуса самозанятого оформляют через приложение «Мой налог». В личном кабинете необходимо выбрать пункт «Сняться с учета», выбрать причину снятия и направить заявление в ФНС. Уведомление о снятии с учета поступит в личный кабинет. Если самозанятый зарегистрирован как ИП, необходимо подать в налоговую заявление о закрытии.
Форма заявления — Р26001. Его направляют удаленно через личный кабинет налогоплательщика или регистрируют лично в ФНС. Уведомление о прекращении статуса ИП направят на электронную почту. Нужна ли самозанятому отдельная банковская карта Закон не требует наличия у самозанятого отдельной банковской карты. Учет дохода ведется в приложении «Мой налог». Гражданин вправе оформить отдельную карту для удобства разделения поступлений по самозанятости и по иным источникам дохода. Это позволит сделать доход прозрачным и избежать претензий со стороны налогового органа. Как привязать карту к самозанятости Карта самозанятого не требует привязки к приложению и иным сервисам.
Ее реквизиты гражданин указывает для безналичного перевода денежных средств от клиентов. Для приема платежей допустимо использовать любую дебетовую банковскую карту физического лица. Могут ли самозанятые участвовать в государственных закупках Самозанятые вправе участвовать в госзакупках как физические лица по п.
Налог для самозанятых: кого касается и как работает
Кроме того, этот вариант отлично подходит для репетиторов и тех, кто развивает свой небольшой бизнес. Самозанятость — это особый режим в налоговой системе для людей, которые получают доходы от личной трудовой деятельности на территории России. Он был установлен Федеральным законом от 27. Юрист, специалист по трудовым спорам Светлана Минькина в беседе с «Лентой. То есть для того, чтобы стать самозанятым, не нужно регистрироваться как ИП, при этом человек с ИП может платить налоги по режиму самозанятого. Главное — чтобы доход не превышал установленного законом порога. Еще два важных требования — самозанятый должен работать самостоятельно, без наемных сотрудников, и заниматься деятельностью, разрешенной для данного налогового режима.
Например, самозанятыми не могут быть нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты и медиаторы. Также есть ограничения для государственных и муниципальных служащих и ряда других групп людей. Какие налоги платят самозанятые? По словам эксперта, самозанятые платят налог на профессиональный доход НПД и не перечисляют налог на прибыль или на доходы физических лиц НДФЛ. Сумма НПД зависит от того, кто является клиентом самозанятого. Как формируется НПД: с поступлений от физических лиц — 4 процента; с поступлений от юридических лиц — 6 процентов.
Налог от профессиональной деятельности надо платить только за те месяцы, когда был доход. Если не было дохода, то и платить налог не нужно Светлана Минькина юрист При этом юрист отметила, что платить налог от других поступлений не нужно. Например, если самозанятому на карту перечислили деньги в качестве подарка на день рождения, облагаться налогом они не будут. К каким доходам не применяется НПД: зарплата, если самозанятый параллельно работает по найму; продажа недвижимости, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества; иные доходы, не связанные с профессиональной деятельностью самозанятого. Как зарегистрировать самозанятость? Скачать приложение «Мой налог» Чтобы официально стать самозанятым, достаточно скачать на смартфон приложение «Мой налог» — это официальная разработка ФНС России, которая позволяет граждан ам удаленн о взаимодействовать с налоговой службой.
Какие операции можно проводить через «Мой налог»: принимать оплату от клиентов; формировать чеки и счета; отслеживать динамику дохода; уплачивать налог на профессиональный доход; запрашивать справки и выписки из налоговой; платить страховые взносы, чтобы начислялись пенсионные баллы. Оригинальное приложение от ФНС можно скачать на Android или iOS, главное — быть внимательным и не нарваться на подделку.
Пока так.
Будем надеяться на изменения или разъяснения от ФНС. Сколько налогов платит самозанятый Налог на профессиональный доход ПД отнесен к специальным налоговым режимам. Его также считают льготным.
Во-первых, он самый маленький из всех. Во-вторых, плательщики не вносят страховых взносов. Вообще никаких и никуда.
Ставки по налогу на ПД зависят только от категории вашей клиентуры. Данный налоговый спецрежим действует до тех пор, пока общая сумма дохода не превысила 2 400 000 руб. Это учитывает приложение.
Как только сумма перейдет за номинальную, налог с разницы от общей суммы и минимума 2,4 млн надо будет платить в другом режиме. Если вы физлицо — подавайте декларацию и оплачивайте налог на доходы физических лиц. Если ИП — выбирайте подходящий режим налогообложения и платите по нему.
Не забудьте про формальности — вам надо будет написать заявление о переходе на другую систему оплаты налога. Со следующего года вы снова можете платить НПД. Теперь вам надо сделать все наоборот — отказаться от выбранного режима и снова зарегистрироваться в «Моих налогах» как самозанятый и оплачивать НПД.
Как формируется оплата налога Узнать, как формируется оплата, можно все из того же приложения «Мой налог». Вы оказываете услуги — вам платят деньги. Но это не все.
Вы обязаны после каждой оплаты за выполненную услугу или проданный товар выдавать чек.
Крайний срок уплаты налога — 25-ое число месяца, следующего за тем, когда был получен доход. Исключение — месяц регистрации в качестве самозанятого. В этом случае налог платят за неполный месяц плюс еще один. Например, если вы зарегистрировались в феврале и сразу стали получать доходы, то первый раз налог надо заплатить в срок до 25 апреля. Подтверждение уплаты налога тоже приходит в приложение — в течение 10 рабочих дней при оплате картой и в течение 20 календарных дней при оплате по квитанции через банк. Будут ли самозанятые получать пенсию Налоги, которые платят самозанятые, не идут на формирование страховой пенсии. Если человек одновременно не работает по трудовому договору, и за него никто не платит взносы, рассчитывать он может только на социальную пенсию по старости.
С одной стороны, возможность не платить за себя взносы позволяет самозанятым экономить каждый год несколько десятков тысяч рублей. С другой, отсутствие пенсионного стажа — не лучший вариант.
Что изменилось для самозанятых Налог на профессиональный доход — это новый налоговый режим, на который могут добровольно перейти ИП и специалисты, которые работают с заказчиками по договору или получают деньги «в черную». Никто не накажет ИП и специалистов, которые заключили договор ГПХ, если они продолжат работать как прежде. А самозанятые, которые сейчас работают нелегально, смогут легализоваться. Если физическое лицо оказывает услуги или продает товары, налоговая может прийти к нему с проверкой.
Если налоговики узнают, что он не платит налоги, заставит выплатить НДФЛ за все время ведения незаконной деятельности. Налоговики ищут нелегальных самозанятых в соцсетях Платить низкие налоги. Плательщики налога на профессиональный доход смогут экономить. Не платить страховые взносы. Самозанятым не нужно платить взносы на медицинское и пенсионное страхование, но и стажа у них не будет. Это значит, что они получат только социальную пенсию и на пять лет позже, чем остальные.
КАК ОПЛАТИТЬ НАЛОГ САМОЗАНЯТОМУ ЧЕРЕЗ ПРИЛОЖЕНИЕ МОЙ НАЛОГ ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Самозанятому по закону обязательно нужно платить налоги со своих доходов. Какие налоги платит самозанятый в 2024 году. Новости и аналитика Новости ФНС России рассказала, в каком случае не придет уведомление об уплате налога по НПД. Самозанятые платят налоги с доходов от своей деятельности. Самозанятые платят налог раз в месяц. Какие налоги платят самозанятые в 2023 году.
Особенности оформления и работы самозанятых в 2023 году
Страховые взносы и другие налоги самозанятым платить не нужно — за некоторыми исключениями. Как нужно платить налоги самозанятому: условия, перечень налогов, налоговый период, налоговый вычет, регистрация, штрафы. Читайте на сайте Когда гражданин сам оформляет самозанятость и платит налоги за свою деятельность, его старые доходы никто проверять не будет. Важный момент: как самозанятый вы платите налоги только со своего дохода, но при этом не получаете пенсионные баллы, а также не учитывается стаж. Самозанятые платят налоги с доходов от своей деятельности. Налог нужно платить с доходов, которые самозанятый специалист получил от заказчиков за работу или услугу.
Как оплатить налог самозанятому: инструкция
Налог можно оплачивать мгновенно из любой точки страны — с помощью приложения «Мой налог». Как формируется налог самозанятых В течение месяца самозанятые водители выполняют заказы и получают за это доход. Сервис передаёт информацию об этих доходах в Федеральную налоговую службу ФНС , которая рассчитывает налог с полной суммы каждой поездки согласно закону. Водитель в своём аккаунте в приложении «Мой налог» видит чеки на все оказанные услуги. Как можно оплачивать налог ФНС суммирует доход за месяц, вычисляет сумму налога и посылает водителю квитанцию — всё в том же приложении «Мой налог». Самозанятому водителю остаётся оплатить налог любым удобным способом: В приложении или веб-кабинете «Мой налог» с помощью банковской карты. В разделе «Банковские карты» можно настроить автоплатёж. С ним сумма налога будет ежемесячно списываться автоматически. Главное, чтобы на карте было достаточно средств. В приложении банка или на сайте платёжного сервиса — по платёжным реквизитам из «Моего налога» или сканировать QR-код квитанции. Через Госуслуги — при входе на главную страницу вы увидите уведомление о начисленном налоге.
В этом случае налог платят за неполный месяц плюс еще один. Например, если вы зарегистрировались в феврале и сразу стали получать доходы, то первый раз налог надо заплатить в срок до 25 апреля. Подтверждение уплаты налога тоже приходит в приложение — в течение 10 рабочих дней при оплате картой и в течение 20 календарных дней при оплате по квитанции через банк. Будут ли самозанятые получать пенсию Налоги, которые платят самозанятые, не идут на формирование страховой пенсии. Если человек одновременно не работает по трудовому договору, и за него никто не платит взносы, рассчитывать он может только на социальную пенсию по старости. С одной стороны, возможность не платить за себя взносы позволяет самозанятым экономить каждый год несколько десятков тысяч рублей. С другой, отсутствие пенсионного стажа — не лучший вариант. Система пенсий в России постоянно меняется, возможно, когда-то вам не хватит как раз 10-15 лет, которые вы работали в статусе самозанятого. Поэтому страховые взносы на свое пенсионное обеспечение можно платить добровольно.
Пересчитать фиксированный размер страховых взносов за себя и уплатить их в обычные сроки. Главное Налог на профессиональный доход НПД — специальный налоговый режим для самозанятых. На нём, как правило, платят только один налог, не ведут отчётность и не заполняют налоговые декларации. Применять НПД могут физлица без оформления ИП и индивидуальные предприниматели, если они соответствуют требованиям режима. На НПД уплачивают только налог на доход. Страховые взносы не обязательны, но самозанятые могут делать отчисления на будущую пенсию добровольно. Взаимодействие с налоговой на НПД проходит через приложение «Мой налог». Самозанятый отражает в нём информацию о своём доходе — налоговая рассчитывает величину налога к уплате. Вести налоговую отчётность и заполнять декларации на НПД не нужно. Чтобы начать работать на НПД, нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого одним из четырёх способов: в приложении «Мой налог», в личном кабинете налогоплательщика, на портале «Госуслуги» или через уполномоченный банк. Если ИП работал на другом налоговом спецрежиме, ему нужно уведомить налоговую о прекращении применения этого режима. Как узнать больше о налогообложении Если вы только начали знакомиться с системами налогообложения и подбираете подходящую для своего бизнеса, прочитайте нашу обзорную статью — « Системы налогообложения: что такое, какие есть и как выбрать ». В этой статье подробно говорили об упрощённой системе налогообложения УСН : кому она подойдёт и как на неё перейти. С 1 июля 2022 года в некоторых регионах РФ действует экспериментальный налоговый режим — автоматизированная упрощённая система налогообложения АУСН. Подробнее о ней — в этой статье Skillbox Media. Готовить налоговую отчётность, вести бухучёт и работать в «1C» можно научиться на курсе Skillbox « Профессия Бухгалтер ». Ещё в Skillbox есть программа « Финансы для предпринимателя ». Подойдёт тем, кто хочет выбрать оптимальную систему налогообложения, разобраться в отчётности и грамотно общаться с бухгалтерией. Также на ней учат строить финмодели и планировать расходы, готовят к запуску своего бизнеса. Другие материалы Skillbox Media для предпринимателей.
Потребуется пароль от него и ИНН. Второй — с помощью паспорта. Его нужно будет отсканировать. Шаг 3. Ожидайте проверки данных. Примечание: Если вы переходите из статуса ИП на самозанятость, то потребуется в течение 30 дней после регистрации отправить заявление в налоговый орган о том, что вы переходите на другую систему налогообложения. Если этого не сделать, то вам привяжут общую систему налогообложения, что не очень приятно. Нужно ли самозанятому выдавать чек? Сделать это можно через то же приложение «Мой налог». Чеки выдаются, если: У вас официальный статус самозанятого. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность в регионах, где действует эксперимент. Если вы получаете оплату за товары собственного производства или услуги, которые разрешены самозанятым. Какие сроки у выдачи чеков? Сроки для самозанятых регламентируются точно также, как и для всех остальных предпринимателей. Из закона следует, что чек формируется и отдаётся покупателю в момент расчёта наличными, или электронным переводом. В случае если имеет место банковский перевод на счёт, то чек нужно выдавать не позднее 9ого числа следующего месяца. Да, с тем, чтобы выбивать чек сразу иногда могут возникнуть сложности. Но налоговая служба обещает пока что к самозанятым относится лояльнее и не штрафовать в сложные моменты. Как передать чек покупателю? Так как чек выдавать нужно в момент совершения оплаты, самозанятые могут делать это в электронном формате: Способ 1. На мобильный номер или на электронную почту. Для этого потребуется сначала получить данные от клиента. Способ 2. Через QR-код. Такой код содержится в чеке, который формируется у вас в приложении. Всё что нужно покупателю — просканировать его своим телефоном для этого устанавливаются отдельные приложения, позволяющие считывать QR-коды. Что указывается в чеке? Примечание: все реквизиты формируются автоматически, вам не нужно ничего вводить вручную. Название документа Дата и время проведения расчётной операции. ФИО продавца, который также является налогоплательщиком. ID продавца. Указание на то, что применяется НПД. Номер налогоплательщика-покупателя обязанность сообщения своего номер возлагается на него, поэтому продавец может об этом не беспокоиться. ID налогоплательщика-оператора, если он участвует в формировании чека. Номер чека. Со временем количество реквизитов может измениться, если будут введены новые поправки в закон. Как выдать чек, если самозанятый продал товар через интернет в другую страну? Перепродажа товаров самозанятым запрещена! Поэтому мы говорим именно о товаре, который был произведён самим продавцом. Наиболее актуально это для мастеров ручной работы, которые не редко торгуют через интернет-ресурсы, в том числе и за рубеж. Федеральная налоговая служба говорит о следующем порядке действий в таком случае: Чек формируется стандартным способом через приложение. В электронном виде он направляется на электронную почту покупателя, или мобильный телефон посредством смс. Дата поступления средств — это дата, когда деньги были зачислены на счёт самозанятого. Сумма в рублях указывается по курсу Центробанка на дату поступления этих средств. Сумма в чеке обязательно должна быть только в рублях! Как сделать возврат? Если клиент вам вернул товар, то и чек нужно аннулировать, чтобы на сумму этого товара не начислялся налог. Сделать это можно в приложении. Такая функция там предусмотрена. Однако обязательно нужно будет указать причину аннулирования. Просто выберете нужны чек и проведите процедуру. Что делать, когда чек аннулировал по ошибке? В приложении нет функции возврата аннулированного чека. Возможно введут позже, но пока нет. В этом случае, вам потребуется просто выбить точно такой же чек заново. И также отправить его клиенту! Потому что у нового чека будет другой номер. Примечание: если не вернуть аннулированный по ошибке чек, можно нарваться на штраф. Кому выбивать чек, если работает группа самозанятых? Для того, чтобы разобраться, давайте посмотрим на конкретный пример. Три грузчика выполнили один заказ.