Группа ученых из разных стран обнаружила город цивилизации майя на дне крупнейшего в Гватемале озера Атитлан. Авторы пытаются развеять различные мифы и изобразить цивилизацию майя через факты, которые выявляются в ходе археологических исследований. Статья «Несгинувшие майя» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 01 февраля 2010 года, 00:00 | VOKRUGSVETA. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя.
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Какова бы ни была причина гибели, прежде всего, нужно объяснить исчезновение одновременно миллионов людей на огромной территории, где жили Майя, а это сотни километров к Северу и Югу, Востоку и Западу отсюда. По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды. На этой обширной территории майя жили в трех отдельных субрайонах с отчетливыми экологическими и культурными различиями: северные низменности майя на полуострове Юкатан. 2. Вопреки тому, что известно, почти 7 миллионов майя все еще живут на полуострове Юкатан. Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления.
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
Цивилизацию майя погубила её собственная элита, дошедшая в своём властолюбии до крайней точки. Империя майя никогда не была государством в том классическом виде, к которому привыкли жители Европы и восточных регионов. По сути дела это был конгломерат множества городов-государств, во главе которых стояли местные царьки. Все эти мини-республики периодически воевали друг с другом, создавая временные союзы то против одной, то против другой группировки, а иногда внезапно нападая на собственных союзников.
Как видим, хорошо знакомая ситуация, не меняющаяся в течении всей истории. Собственно, все эти войны, якобы необходимые для совершения кровавого культа жертвоприношений ненасытным богам, были вызваны вполне меркантильной причиной — убедить свои народы в социальной значимости паразитирующей знати. Следует заметить, что города соперников никогда не разрушались, не было и массового истребления жителей.
Побеждённые отделывались только данью, все тяготы которой ложились в основном на плечи простолюдинов. Пока войны носили ритуальный и предсказуемый характер, «империя» относительно благополучно существовала. Но к середине 9 века ситуация неожиданно изменилась.
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Закат этой цивилизации пришелся примерно на 10 век нашей эры, и за последующие примерно 1100 лет тропические леса в этом районе восстановились, поэтому в наши дни руины древних городов буквально утопают в зарослях, но так было далеко не всегда. Впрочем, недавние анализы местного грунта показали, что почва здесь до сих пор не восстановилась. Деревья, конечно, снова возродились, но даже спустя тысячелетие после обезлесения этих мест процесс естественной карбонизации здесь так и не наладился. Местные почвы стали практически неспособны накапливать ископаемый уголь, и это не лучшая новость для специалистов по глобальному изменению климата, которые возлагают большие надежды на то, что в будущем новые леса смогут справиться с поглощением современных выхлопов. Догадки о загадочных змеиных царях майя Фото: sciencenews. Это поселение ранее считали небольшим и очень изолированным в период классического периода майя 250-900 годы нашей эры. На эти же годы как раз пришлось правление династии так называемых змеиных царей, которые властвовали над народами майя из города-государства Калакмуль Calakmul , находящегося на территории современной Мексики.
Впрочем, информации об этих правителях у ученых было очень мало. До недавних пор… В 2018 году в районе руин Ла-Корона исследователи нашли очень интересные подсказки. Как показало оптическое сканирование с воздуха, когда-то в этом местечке жили целые тысячи людей. Выходит, город Ла-Корона не был каким-то удаленным и глухим поселением. Вдобавок обнаруженные здесь ж иероглифы поведали ученым о пришествии в этот город местных богов, и как им управляли древние цари. Археологи предполагают, что город Ла-Корона когда-то стал одним из поселений, которое поглотила династия змеиных царей во время периода захватнических походов. Богами, вероятно, были избранные лидеры змеиной династии, которые умело пользовались мифологией, чтобы покорить местное население своей воле.
Учитывая небольшие размеры этого древнего города, количество обнаруженных здесь могил довольно впечатляющее. Судя по всему, это поселение было одним из ключевых перевалочных пунктов на торговом пути змеиного царства, через который часто проезжали торговцы драгоценными товарами, следовавшие в столицу империи — в Калакмуль. Если все так и было, это очень сильно меняет традиционное представление ученых о политическом устройстве и автономной жизни городов-государств культуры майя. Шоколадные деньги Фото: sciencemag. Как и многие другие древние цивилизации, они чаще обменивались товарами первой необходимости по принципу бартерных отношений. В 2018 году был найден древний предмет искусства, который пролил свет на финансовые взаимоотношения в обществе майя. Оказывается, они придумали съедобную валюту.
То, что майя любили горячий шоколад — давно известный факт, о котором ученые узнали еще по древним изображениям. В недавнем исследовании старинных артефактов археологи пришли к выводу, что шоколад мог быть не только одним из бартерных товаров, но и даже условной ценовой формой оплаты. К подобным выводам ученые пришли, изучив фрески, барельефы и изображения на керамических изделиях культуры майя классического периода, когда эта цивилизация была на пике своего расцвета 250-900 годы нашей эры. Судя по сюжетам на тему рыночных сцен 7 века нашей эры, шоколад был вполне ходовой валютой, иногда даже в своей жидкой форме. К 8 веку это престижное угощение стали все чаще использовать в качестве денег и налогового оброка, и удобнее всего его было использовать для этих целей в форме бобов какао. Примерно 180 изображений поведали ученым о преподношениях правителям, включая дань в виде табака и кукурузы, а самыми частыми обменными товарами оказались именно бобы какао и тканые изделия. Майя и синяя краска Фото: ancientpages.
Они даже изобрели редкую краску, которую использовали для своих фресок и брызгали на несчастных соплеменников, избранных в качестве жертвоприношения грозным богам. В наши дни этот цвет называется майя синий, и у исследователей ушло несколько столетий на то, чтобы связать этот пигмент с его создателями - цивилизацией майя.
Они считали воды сенотов священными. Расстояние от поверхности земли до воды — 26 метров, которые ты преодолеваешь, спускаясь по лестнице. Глубина — 40 метров. Плавать в Ик Киле было жутковато. Дно далеко, небо высоко, а вокруг известняковые стены. К поверхности воды спускались лианы, а стены сенота обросли причудливыми растениями. Он построен в виде пирамиды.
Каждый год, в дни осеннего и весеннего равноденствия 22 сентября и 20 марта тысячи людей со всего мира съезжаются посмотреть уникальное явление Кукулькана — Пернатого змея. Именно в эти дни, даже при отсутствии солнца, на ступенях пирамиды появляется изображение гигантского змея из треугольников света и тени. Это волшебное явление доказывает, что у древних майя были очень развиты геодезия и астрономия. Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась! Все сооружения в Чичен-Ице построены особым образом, для усиления акустического эффекта.
Ранние майя, 1800 г. до н.э. - 250 г. н.э.
- Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
- Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн
- Археологи нашли уникальный артефакт майя | 360°
- Тайны цивилизации Майя
- В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
- Навигация по записям
- Среда обитания.
- Прибыли из Сибири и основали свыше 1 000 городов в американских джунглях
- Сенот Ик Киль
Особые жертвоприношения
- Система календарей
- Главное сегодня
- Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении – Москва 24, 18.01.2017
- Система календарей
Майя: тайна гибели цивилизации
Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь.
Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда.
Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось.
К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре. В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара.
В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон. По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение. В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора.
Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев. Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа. Конечно же, другие путешественники и церковники кроме де Ланда оставили краткие описания городов на севере Юкатана, особенно таких, как Ушмаль и Чичен-Ица. Вообще, самое первое свидетельство на эту тему мы находим у человека, являвшегося в то время непосредственным «начальником» де Ланда. Его имя — Лоренсо де Бьенвенида. В его описаниях древних Мериды и Тихоо читаем: Среди всех индийских открытий не было ничего более интересного, чем эти здания, возведенные из больших и хорошо отесанных каменных блоков; и нет ни единого свидетельства о тех, кто это сделал. Для нас стало очевидно, что все они построены до Христа, потому что деревья, выросшие на их ярусах, такие же высокие, как и старые деревья в окрестных лесах. Посреди этих примечательных зданий мы, монахи Ордена святого Франциска, и обосновались.
Де Бьенвенида ясно указывает на древний возраст архитектурных памятников, а также не скрывает своего восхищения их утонченностью и качеством постройки, подчеркивая при этом абсолютное их превосходство над всеми виденными остатками, принадлежащими другим обществам Месоамерики. Еще более необычным кажется описание другого великого города майя — Копана. В 1576 году офицер колониальной армии по имени Диего Гарсиа де Паласио написал в письме, адресованном испанскому королю Филиппу II: «В главном городе провинции Гондурас, называемом Копан, имеется множество руин, а также сохранились явные свидетельства некогда огромного населения и грандиозных зданий». Он подробно описал главную городскую площадь Копана и впервые упомянул о барельефах, скульптурах и стелах: На этой площади находятся шесть огромных изваяний в виде стел. Три из них покрыты мозаикой и изображают мужчин, чьи ноги оплетены подвязками, а их оружие украшено орнаментом. Другие три изображают женщин в длинных одеяниях и с головными уборами в древнеримском стиле. Похоже, все стелы являлись идолами, так как напротив них находятся большие каменные конструкции с углублениями и желобами. В этих каменных корытах казнили жертв, чья вытекшая кровь затем удалялась посредством желобов… Кроме этих вещей есть еще много других доказательств того, что Копан был центром сильной власти, очень населенным, цивилизованным городом с развитым искусством, что видно по различным памятникам и строениям. Помимо описания майяских древностей, несколько миссионеров занимались и лингвистическими изысканиями, что оказалось неоценимым подспорьем для окончательной дешифровки языка майя.
Например, францисканец Антонио де Сьюдад-Реаль, миссионерствовавший на Юкатане, составил словарь юкатекского варианта языка майя. Этот огромный труд называется «Словарь языка мотуль». В трудах другого миссионера, брата Диего Лопеса де Когольюдо, много писавшего о развалинах Юкатана, упоминаются не только деяния предшественника, брата де Ланда, но и даются написания на юкатекском языке месяцев и дней майяского календаря. Труд этот, сохранившийся доныне, был создан в единственном экземпляре и является прекрасным ключом к пониманию религии и космологии майя. Несмотря на всеобщее и, без сомнения, искреннее восхищение всем увиденным, испанцы более не предпринимали попыток организовать серьезную экспедицию для поиска новых затерянных в сельве городов и прочих свидетельств древней истории майя. Заря «археологии», как считается, наступила именно в ту эпоху, но, скорее всего, научно-исследовательские старания испанцев преследовали не столько абстрактное изучение наследия майя, сколько полное и безоговорочное уничтожение их культуры. Видимо, убедив себя, что остатки культуры а в более широком смысле и религиозных верований не представляют опасности для христианизации туземцев, испанцы успокоились. Да и зачем лезть в сельву, если золота там отнять не у кого, а других полезных ископаемых, кроме известняка на пластах известняка стоит весь Юкатан , не найдено? Предполагаемое изображение центра города, выполненное Татьяной Проскуряковой.
Таким мог быть Копан в конце поэднеклассического периода:1. Центральная площадь; 2. Поле для игры в мяч; 3. Лестница с письменами; 4. Храм 22; 5. Храм 16; 6.
Одна из каменных колонн, обнаруженных археологами У ученых нет сомнений в том, что город Окомтун играл большую роль в жизни Майя — скорее всего, он процветал в период между 250 и 1000 годами нашей эры. Более точно о том, в какое именно время древний город был заселен больше всего, ученые смогут сказать только после анализа фрагментов керамической посуды.
Если об Окомтуне станут известны другие интересные подробности, мы обязательно об этом расскажем — подпишитесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить. Важное открытие 2021 года: Извержение вулкана не уничтожило цивилизацию Майя Достижения цивилизации майя Цивилизация майя в свое время была доминирующей на территории Мезоамерики — исторической области, которая простиралась с современной Центральной Америки и самой южной части Северной Америки. Представители этого народа были очень развитыми и изобрели собственную календарную систему, а также построили огромные пирамиды и достигли высот в математике и других науках. Пирамида народа майя Из-за чего именно погиб народ майя, точно неизвестно. Предполагается, что это произошло в 9 веке нашей эры. Скорее всего, исчезновение цивилизации связано с совокупностью разных факторов, включая гражданскую войну, засуху и климатические изменения. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Подробности об этом событии вы можете узнать из нашей статьи «В чем секрет Тайясаля — самого непобедимого города майя».
Людей с девственно чистой кожей в обществе высмеивали. Исследования без техники Единственный прибор, который позволял майя делать свой астрономические открытия, это две скрещенных палочки для фиксирования точки. В целом все исследования совершались просто на вершине пирамиды. Потомки майя Цивилизация никогда не была стерта с лица Земли. На данный момент в мире живут более 7 миллионов прямых потомков тех самых древних представителей майя. Некоторые из них даже стараются придерживаться заветов предков, например, занимаясь производством ткани по тысячелетней технологии. Естественная смерть цивилизации Ученые сходятся во мнении, что к приходу конкистадоров на землю майя, их цивилизация уже погибала. Причиной тому стала продолжительная засуха, а в следствии и голод, отсутствие централизованного государства, междоусобные войны и потеря доверия к правителям. Конец света Календарь майя действительно существовал, однако о конце света там не было и речи.
Подобную теорию развили представители лженауки. Авторитетные же астрономы утверждают, что по данным майя в 2012 заканчивался один век и начинался другой. Выход в мировое водное пространство Майя считаются единственной индейской общиной, которая смогла освоить передвижение по воде.
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут Наука Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут 5 лет назад Ольга Фролова Споры о том, почему великая цивилизация майя ко времени прихода испанцев прибывала в упадке, не прекращаются до сих пор. Ну а колонизаторы поспособствовали тому, что цивилизация майя как таковая полностью исчезла.
А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? К тому моменту, когда испанцы высадились на берег американского континента, цивилизация индейцев майя переживала не самые лучшие времена. Расцвет цивилизации пришелся на VI-IX века нашей эры, когда майя занимали территорию полуострова Юкатан и прилегающие тропики вплоть до Тихого океана. Это был регион с развитым сельским хозяйством, системой водоснабжения, грамотной структурой управления и крупными городами, такими как Чичен-Ица, Ушмаль, Тулум, Паленке. Но в X веке большинство городов и грандиозных храмовых комплексов было заброшено.
Историки полагают, что причиной трагедии империи майя могли стать резкие климатические изменения, которые привели к многолетним засухам.
Древнее поселение майя скрывалось в лесах: сотни поселков занимали 170 000 Га
Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале Колодцы эти были очень важны для Майя не только, как источник воды, но и как сакральное место, место, где приносятся жертвы богам. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи.
Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. Какова бы ни была причина гибели, прежде всего, нужно объяснить исчезновение одновременно миллионов людей на огромной территории, где жили Майя, а это сотни километров к Северу и Югу, Востоку и Западу отсюда.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение
Изучались разные версии, например, война, эпидемия, гибель урожая, вследствие болезни плодоносящих растений и другие причины. На сегодняшний день собрано более сотни объяснение исчезновения народа Майя. Исследователей не убедила ни одна из предложенных версий, которые не могли объяснить масштабы и скорость уничтожения цивилизации. Должно быть что-то еще, и наверняка ученые не обратили на это внимание. Исследователь имеет в виду природную катастрофу, с которой он знаком не понаслышке. На своем веку я видел немало засушливых периодов. В 1950 годах, когда я был еще совсем маленьким, в Техасе началась сильная засуха. Я помню как отец повез меня в пригород Сан-Антонио. Помню, что я видел умирающих и мертвых животных.
Все земля была буквально выжжена солнцем в течение многих дней, на поля не упало ни одной капли дождя. Ручьи и реки пересохли, и никто не знал, что делать. Засуха началась, когда ей вздумалось, и так же неожиданно закончился. Страшная картина тех дней навсегда останется в моей памяти. Именно тогда я отчетливо понял, какие огромные и разрушительные последствия может иметь засуха". Трудно убедить археологов в том, что Майя погибли из-за недостатка воды. Версию засухи опровергало одно важное обстоятельство - Тикаль находится в зарослях дождевого леса. Например, в Тикале, который окружен густыми лесами, обитают различные птицы и животные.
Повсюду буйная растительность, сильные ливни в этих местах считаются обычным явлением, трудно убедить ученых в том, что в этих местах когда-то была свирепая засуха, уничтожившая великую цивилизацию. В это трудно поверить" - Дик Гилл. События, происходящие неподалеку от Тикаля, позволяют предположить, что версия Дика не такая уж фантастическая. Современные мексиканцы, возможно, потомки народа вымершего 1200 лет назад, призывают и сегодня на землю дождь. Тайные церемонии проводятся в разгар засушливого сезона. Пока женщины готовятся к жертвоприношению, мужчины совершает ритуал, в котором причудливо сплелось язычество и христианство. Так же, как и их предки они просят богов пролить дождь. Археолог отправляется в Тикаль на поиски доказательств того, что Майя боялись засухи.
Жители города Тикаль, который стоял далеко от рек и озер, полностью зависели от сезона дождей, которые шли в течение 4-5 месяцев. Исследователь удивился, узнав, что город был построен с тем расчетом, чтобы накапливать воду. На улицах находились каналы, по которым дождевая вода стекала в многочисленные емкости. Рядом с городом были естественные резервуары для воды, которые и наполнялись дождевой водой. Майя строили на улицах специальные каналы. Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности. Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи.
В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг. Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя.
Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием.
Если понравилось видео, вы можете написать в комментарии, поставить палец вверх, и тогда в мире станет больше умных людей?
Информация об этом была опубликована на официальном сайте мексиканского правительства. Ученые утверждают, что обнаруженное поселение играло ключевую роль в региональной истории в период с 250 по 1000 годы. Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече.
Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху 950—1500 , просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. Название города образовано от майяских слов «чи» «рот» и «ица» «стена» , но его архитектура в т. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период 1200—1450 Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты — например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями. Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления — т. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет катун. Двадцать катунов то есть четыре века составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени — 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 365-дневных года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена. Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания. На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств — будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков. Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом — простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины.
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Археологи также обнаружили свидетельства существования больших комплексов и пирамид в некоторых поселениях, которые указывают на то, что некоторые из них служили центрами для работы, отдыха и политической деятельности. Были найдены и площадки для игры в мяч и других видов спорта, распространенных среди древних майя. Майя, жившие на территории Гватемалы, также строили каналы и резервуары, которые хранили воду для ее последующего использования в засушливые периоды.
Археологи выделили свидетельства существования различных социальных классов. Мы, археологи, удивлены, потому что не ожидали найти столь хорошо сохранившийся памятник», — сказал Карлос Пераса, один из археологов, ведущих раскопки. Археологи раскопали 38 погребальных захоронений с подношениями в виде керамики, украшений из обсидиана и кремневых орудий. Была обнаружена новая антропологическая информация о жителях Сиола и их погребальных обычаях. Остатки пищи позволяют предположить, что жители-земледельцы дополняли свой рацион рыбой. К настоящему времени команда идентифицировала и восстановила 12 построек, а также дополнительные свидетельства человеческой деятельности на более широкой территории — в окружающих полях и джунглях.
Подобные ритуальные предметы дают основание полагать, что когда-то давно эта пещера относилась к так называемому загробному миру майя. Древняя культура верила, что пещеры и сеноты были вратами в потусторонний мир, откуда и произошло все человечество. Обнаруженные под водой артефакты сохранились просто прекрасно, и количество находок было поразительным. В системе подводных пещер Юкатана исследователям открывается уникальная возможность изучить происходившее здесь на протяжении последних 15000 лет, ведь все здесь сохранилось практически нетронутым из-за труднодоступности этого места. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Необычное развитие городов Фото: Smithsonian Magazine Когда город растет, застройки в нем становятся все более частыми и плотными, численность населения повышается, и людям приходится жить и работать во все более стесненных условиях. Исследователи всегда считали, что подобные обстоятельства побуждали к более активному обмену информацией и навыкам, позволяя обществу развиваться в ускоренных темпах. Подобная тенденция наблюдалась уже не раз во многих культурах мира, существовавших на самых разных концах света и в самые разные исторические периоды.
По какой-то причине цивилизация майя развивалась иным путем. Если один из ее городов начинал испытывать проблему перенаселенности, новые здания строили уже за пределами старого города, расширяя его территорию. Вместо того чтобы жить поближе друг к другу, горожане выбрали политику «пониженной плотности застройки». Эти коренные американцы явно избегали слишком тесного взаимодействия и предпочитали сдвигать границы своих городов дальше в лес. Похоже, что индейцы майя ценили свое личное пространство крайне высоко, но как же тогда быть с преимуществами плотных застроек, сулящих обычно научный и технологический прогресс? Как вы знаете, цивилизация майя обладала весьма развитыми знаниями во многих отраслях, так что просторные города им явно не помешали. Это буквально ломает все стереотипы. Вдобавок археологи даже не уверены в своих выводах об устройстве и менталитете общества майя, ведь не исключено, что они просто подошли к изучению руин не с той стороны.
Какой была жизнь простого индейца майя Фото: Live Science Большую часть общества майя представляли нижние сословия. Вопреки их численному превосходству все фрески и произведения искусства были почти полностью посвящены только элите и иллюстрациям их образа жизни. По этой же причине археологи почти ничего не знают о том, как проходили дни простых горожан, чей быт не попал в центр внимания художников и скульпторов древности. В 2009 году исследователи провели чистку одной из пирамид города-государства Калакмуль. На одной из ее стен была обнаружена фреска, которая к всеобщему удивлению описывала работу самых бедных горожан. Для неискушенных читателей такая находка может прозвучать довольно скучной, но для историков она стала настоящей сенсацией. У ученых появился редкий шанс узнать такие подробности жизни простых индейцев, как приготовление традиционных блюд, обработка листьев табака и питье из горшков. Каждую иллюстрацию сопровождали надписи, поясняющие, чем занимается конкретный персонаж фрески.
Редкими оказались не только эти рисунки, но и иероглифы, ведь ученые впервые узнали, как выглядят в письменности майя такие слова, как «соль» и «маис» кукуруза. В какой-то момент истории древние строители майя обновили эту пирамиду, и для этого они разрушили некоторые ее стены. Однако по какой-то причине индейцы не стали губить редкие фрески и отнеслись к ним с большой аккуратностью, защитив их слоем глины. Это был кусок древесной коры с изображениями Венеры, и многие тогда сочли этот артефакт подделкой. Критики расценили его слишком неубедительным и скорее напоминающим упрощенную копию любого другого артефакта майя. Находка меняла владельца несколько раз вплоть до 1974 года, когда коллекционер антиквариата подарил ее мексиканским властям, чтобы те сами занялись выяснением ее подлинности.
Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни. В основном это жители сельской местности, которые занимаются выращиванием кукурузы и других культур, а также традиционным ткачеством. Индейцы майя отстаивают свои права, а активисты из коренных индейцев участвуют в общественной и политической жизни Гватемалы и южных мексиканских штатов. Следует упомянуть и о том, что в этом регионе проживает большое количество метисов — потомков от смешанных браков испанцев и индейцев майя.
Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ
Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Живут современные потомки древних майя на первый взгляд плоховато. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Церемониальный центр города майя был местом, где жила правящая элита и где выполнялись административные функции города наряду с религиозными церемониями. Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя.