А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Большую часть его населения составляют гагаузы — тюркоязычный народ, потомки переселенцев с Балканского полуострова.
Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
гагаузы тысячу лет жили на побережье в Добрудже. Предки тюркоязычных кочевых народов гагаузы. Об этом РИА Новости заявила глава Гагаузии Евгения Гуцул. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов.
Гагаузы, кто они?
У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. Исторически гагаузы проживают в Буджакском районе на юге Республики Молдова, где им была предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия — Гагауз-Ери со столицей Комрат. Представители гагаузского народа живут более или менее компактными группами на территории Республики Молдова, Греции, Македонии, Румынии и Украины. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.
Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами
83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы.
Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама
И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Игорь Злобин Продолжает обостряться ситуация в Молдове, в двух регионах которой — Приднестровье и Гагаузии — усиливаются сепаратистские настроения. После переговоров она заявила, что рассказала российскому президенту «о беззаконных действиях» молдавских властей, мстящих «нам за нашу гражданскую позицию и верность национальным интересам»: «Кишинев шаг за шагом отнимает наши полномочия, ограничивает бюджет, нарушает законные права, провоцирует нестабильность и дестабилизацию в Гагаузии и во всей стране». Путин и Гуцул встретились в Сочи Фото: Соцсети Гуцул также отметила, что Путин обещал поддержать Гагаузию «в отстаивании ее законных прав, полномочий и позиций на международной арене». Молдавские власти жестко отреагировали на эти слова. Уже в ночь на 7 марта был срочно созван Совет безопасности, на котором и о.
Никто нам не запретит дружить с Россией Российский сетевой аналитик Евгений Николаев считает это событие «невероятным» по своем значению, поскольку, по его мнению, «Россия фактически отозвала признание Молдавии как независимого государства». Тогда гагаузский лидер заявила, что «нуждается в поддержке России» против русофобской политики властей Молдавии.
Спустя некоторое время прошла и учредительная конференция. Теперь члены общества собираются вместе, танцуют, поют, рассказывают друг другу семейные предания, которые сохранились от предков»,- пояснила директор моздокского Дома дружбы Любовь Прокопова.
Сегодня самая большая проблема гагаузов, как и других жителей региона, безработица. В Сухотском и Нижнем Малгобеке нет промышленных предприятий, местный колхоз под тяжестью проводимых в стране реформ оказался в долговой яме и практически не работает. Люди живут за счет личных подсобных хозяйств, занимаются скотоводством и земледелием. Излишки сельскохозяйственной продукции продают на рынках Моздока.
Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания.
Если булгарской версии — то еще в 7 веке. Исследования показывают, что генетически гагаузы очень неоднородны: «В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские ». Негенетические исследования подтверждают участие в формировании этого этноса кыпчаков, печенегов, половцев, огузов, булгар-тюрок и схожесть с формированием этносов ногайцев, крымских татар, чуваш, волжских татар, башкир. Внешне гагаузы больше всего похожи на молдаван, южных украинцев, болгар, сербов, македонцев, но достаточно часто встречаются татарские и турецкие лица. Когда в 19 веке османы почти полностью потеряли свое господство над Европой, на Балканах началось время безвластья. Полуостров продолжали делить между собой две империи — Российская и Османская, война шла уже давно. Россия при этом предлагала жителям Балкан обосноваться в малонаселенной южной Бессарабии.
Эмигранты получали от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии. Условия были выгодными и часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали на дикие земли, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Не считая тех лет 1918-1940 , когда Бессарабия входила в состав Румынии, она с начала 19 века была в составе Российской империи, затем Советского Союза — Молдавской ССР. Еще одна часть гагаузского населения ушла на Кавказ. В 1918 году, в хаосе гражданской войны, горцы разоряли крестьянские хозяйства гагаузов и те перекочевали в Семипалатинскую губернию. Через 7 лет они обратились к руководству Кабардино-Балкарской Республики с просьбой разрешить им вернуться обратно. До переселения в Бессарабию гагаузы принадлежали к Болгарской и Греческой православным церквям. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов на территорию Бессарабии они перешли в лоно Русской православной церкви. Большинство гагаузов в настоящее время исповедует православие, хотя есть среди них и протестанты. Их переход к христианству в 13 веке связывают с активной миссионерской деятельностью некоего Сары Салтыка, под именем которого, по балканским легендам, мог скрываться св.
Георгий, св.
Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г. Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г. Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг.
Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная. Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи. В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские.
Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось.
Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.
В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного».
Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач.
Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в.
Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено. С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир.
Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д. События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата. Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда. В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т. Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан.
Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой. В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии
В Липках в каждом доме, где живут гагаузы, всегда угостят чем-нибудь из национальной кухни: «гёзлемя», «катлама» и «кыырма», «суанны», «саарма», гагаузские соленья — «туршу». Гагаузская кухня. Российские гагаузы не потеряли своей национальной идентичности и самобытности. Здесь хранят культурные ценности и традиции гагаузов. Здесь говорят на чистом гагаузском. Их этому не учили. Они ощущают в этом потребность.
Гагаузские обычаи и традиции за годы жизни бок о бок с гагаузами изучили и коренные жители деревни Липки. Ну а если гагауз ходит небритый — это означает, он потерял кого-то из родных и несколько недель ни с кем не будет здороваться за руку», — рассказывает Николай Романенко. Семьи Романенко и Тащи дружат более 20 лет. Людмила Романенко признается, что дружить с людьми другой национальности интересней. Все без исключения праздники гагаузы и русские отмечают вместе, соблюдая и совмещая традиции обоих народов, ну а если душа просится в пляс, то гагаузы с русскими одинаково хорошо танцуют и «кадынжу» с «кираца авасы», и «калинку» с «русской пляской». Местные жители говорят, что с гагаузами не только хорошо отдыхать, но и дела серьезные совершать можно.
Мария Корсакова живет по соседству с тремя гагаузскими семьями. Мария Дмитриевна на пенсии, если ей нужна помощь, она обращается к соседям. А они мне всегда помогают. Был случай, когда у меня загорелся газовый баллон, я от страха не знала, что делать. Стала кричать. Гриша прибежал и перекрыл газ.
Тогда он спас меня. Они всегда выручат и придут на подмогу. Если надо, они все собираются и выручают и нас, русских, и друг друга», — рассказывает Мария Корсакова. Еще один гагауз — Руслан Мырза. Гагауз из Комратского района станция Буджак. В 1989-м, когда Руслану Ивановичу исполнился 21 год, он решил переехать жить на родину своей матери, в Россию, а именно в Смоленскую область.
Несколько лет назад Руслан решил создать зону отдыха в деревне Слобода. Здесь на берегу озера он построил 2 дома и русскую баню. Сюда на отдых приезжают со всех окрестных деревень. В 2009-м я открыл индивидуальное предприятие и стал председателем СПК «Липки». Пытаюсь сделать так, чтобы интерес к глубинке возрос, чтобы люди ценили природу и берегли ее», — рассказывает Руслан Мырза. Недавно Руслан в Смоленщину из Калмыкии завез верблюдов.
Мне эти животные очень нравятся. И семейный отдых теперь стал интереснее в деревне Слобода. Люди с удовольствием приезжают сюда не просто отдохнуть, подышать свежим воздухом и насладиться красивейшей природой, но и на верблюдов посмотреть. Я понимаю ответственность, которую возложил на себя. Поэтому я создал все условия для верблюдов и делаю так, чтобы они чувствовали себя в условиях непривычного климата хорошо», - говорит Руслан Мырза. Сейчас, в какой-то степени благодаря верблюдам из Калмыкии, зона отдыха Руслана Ивановича пользуется особой популярностью как среди гагаузов, так и русских.
Переехав в Россию, закаленные трудностями и финансовыми испытаниями гагаузы добиваются успеха, каждый в своей области, к которой лежит душа. И делают это с особым рвением. Ну а Смоленщина от большого количества переехавших сюда гагаузов, на мой взгляд, только выигрывает, так как они берутся за то, к чему местные уже не тянутся: восстанавливают сельскохозяйственные и фермерские хозяйства, как Григорий Тащи и Петр Данч, создают зоны отдыха, как Руслан Мырза. Социально-экономическая ситуация с начала 1990-х годов кардинально, в лучшую сторону, не изменилась. По данным Управления экономического развития АТО Гагауз Ери, средняя заработная плата в 2016 году составляет 3 700 леев примерно 11 500 руб. Так, количество гастарбайтеров из Молдовы и семей, решивших переехать в Россию на постоянное место жительства, стремительно растет из года в год.
В РФ на заработках находится около 700 000 граждан РМ. Следует отметить, что, по данным Центробанков России и Молдовы, объем денежных переводов, сделанных гастарбайтерами из России, в первом квартале 2016 года составил 50 млн долларов.
Флора и фауна Флора Гагаузии включает в себя 1 700 видов папоротникообразных и цветковых растений, таких как дуб пушистый, граб, скумпия, лох серебристый, груша лохолистая, василёк Анжелеску. В лесах Гагаузии преобладают лиственные виды деревьев — такие как дуб, акация, реже встречаются липа серебристая, клён, берест, кизил, дикая черешня и груша [15]. В степях остались небольшие участки степной растительности, представленной ковылем, типчаком, бородачом. Дикая природа включает в себя несколько сотен видов позвоночных. Беспозвоночных можно встретить немного реже. Среди млекопитающих наиболее крупными являются кабаны, а также барсук, белка, лиса, суслик, родинка, куница.
Птиц насчитывается более 200 видов. В лесах обитают жаворонки, чёрные и певчие дрозды, дятлы, соловьи, грачи и ушастые совы. В степях можно встретить перепелов, серую куропатку, степного орла, дрофу [15]. Экономика Экономика Гагаузии имеет агроиндустриальный характер. Темпы роста экономических показателей за последние годы характеризуют заметное оживление и стабилизацию после 10-летнего сокращения объёмов производства. Уровень экспорта продукции из Гагаузии ежегодно составляет 80-90 млн. Число экономических агентов из года в год увеличивается за счет стимулирования создания малых предприятий. Всего их в Автономии более 7000.
В крупнотоварном сельскохозяйственном производстве занято около 100 предприятий и агрохозяйств, каждое из которых обрабатывает площадь более 500 га пашни. Общая площадь сельскохозяйственных угодий — 150 тыс. Агропромышленный потенциал представлен 28 крупными перерабатывающими предприятиями.
Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России. Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина. Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата. Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии. В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами. В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее. И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда. В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г. Однако гагаузы продолжали оставаться расчлененным этносом. И после балканских войн 1913 г. В условиях режимов четырех государств царской России, Болгарии, Румынии и Греции их судьбы все больше расходились. Шел постоянный насильственный процесс их ассимиляции. Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П.
Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г. Занетов, Л. Милетич, В. Маринов, И. Райков, И. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835, 1851 и 1859 гг. Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы то есть - огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. После 965 года, когда Хазария было разгромлена русским князем Святославом, печенеги, огузы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря территория нынешней Молдовы и Румынии до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай по некоторым источникам в 1065 г.
Что такое Гагаузия?
- Гагаузскую автономию пытаются отменить
- Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
- ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ
- Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
- «Гага Ностра»
Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
Гагаузы, кто они? (Валерий Кириогло 2) / Проза.ру | Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. |
Видео: как на самом деле живет народ Молдавии | Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. |
Гагаузия - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. |
Гагаузы - кто это? История, описание, фото | Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. |