Новости 6 июня 1944 событие

16 июня 1944 года в подчинение 23-й армии передан 6-й стрелковый корпус (3-го формирования). Операция «Нептун» — кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» — началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года.  6.06.1944. Вадим Елфимов. Главная» Новости» Январь 1944 событие вов.

75-летию нашей великой Победы. Июнь 1944 года

6 июня 1944 г. Нормандская операция, или операция «Оверлорд» — стратегическая операция Союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 19.
Операция «Оверлорд»: Как союзники открыли второй фронт в Европе В этот день 06 Июня 1944 года 6 июня началась Нормандская операция (1944) союзных войск по высадке десанта на северное побережье Франции.

Заключительный этап и итоги Великой Отечественной войны

Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортёров и до 300 вражеских трупов. Снайпер т. Никулин убил 13 немецких солдат, снайпер т. Лапин — 8, снайпер т.

Рябушенко — 7, снайпер т. Климентьев уничтожил 5 немцев. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть.

Самолёты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова. В ожесточённых воздушных боях лётчики-балтийцы сбили 20 немецких самолётов. Ни один вражеский самолёт не был допущен к цели.

В воздушных боях особенно отличились лётчики: старший лейтенант Черненко, старший лейтенант Камышников, лейтенант Жучков я лейтенант Шестопалов. Советские патриоты устроили засаду и напали на гитлеровцев, возвращавшихся с разбойничьего набега. Партизаны убили 69 немецких солдат и офицеров и захватили в плен двух унтер-офицеров.

Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут. С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии, получившие кодовые названия «Омаха», «Сорд», «Джуно», «Голд» и «Юта». Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время. Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников.

Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии, в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль. Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США, Великобритании, Канады и французского движения Сопротивления. В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут.

В 00:30 сотня тяжёлых бомбардировщиков Королевских ВВС Lancaster или Halifax наносит удар по батарее бомбами особой мощности Blockbuster калибр 1800 кг в попытке уничтожить её или, по крайней мере, разрушить оборонительные сооружения. Затем в 00:50 на площадку приземления высаживается весь 9-й парашютный батальон в сопровождении взвода сапёров 591-й парашютной роты Королевских инженеров [25] с большим количеством снаряжения, включая миноискатели , « бангалорские торпеды » для прорыва заграждений из колючей проволоки, а также две противотанковые пушки QF 6 pounder , предназначенные для пробивания стальных дверей казематов. Далее наступает наиболее рискованный этап плана подполковника Отуэя — удар coup de main по батарее [14]. Штурмовая команда из 50 добровольцев роты «A» и группы Королевских инженеров, вооружённых огнемётами Lifebuoy , высаживается на трёх планёрах Airspeed Horsa непосредственно между казематами, ломая, при необходимости, крылья о наземные сооружения [20]. В тот же самый момент рота «C» начинает прорыв к ним на помощь по заранее подготовленным проходам через колючую проволоку и минное поле, за ней следуют остальные бойцы рот «A» и «B» [20]. В 05:30, в случае отсутствия условных сигналов об успехе наземной операции, лёгкий крейсер Королевского флота Arethusa англ. После нейтрализации батареи 9-му парашютному батальону предстояло в тот же день выполнить ещё две боевые задачи — захватить и уничтожить немецкий штаб и береговую РЛС Кригсмарине в коммуне Сальнель , а затем — освободить и удерживать населённый пункт Ле-Плэн фр. Le Plein; ныне — достопримечательность в коммуне Амфревиль , который также был весьма важной целью для десантников, поскольку находился на господствующей возвышенности, откуда простреливался практически весь плацдарм, занятый 6-й воздушно-десантной дивизией [27]. Всего 9-й парашютный батальон насчитывал 600 человек [2] [К 2]. Кроме того, с учётом характера предстоящей миссии, в распоряжении подполковника Отуэя в качестве дополнительной медицинской помощи находился 3-й взвод 224-го парашютного медицинского отряда англ. Королевского армейского медицинского корпуса [28] , в составе 14 санитаров с носилками, писаря и трёх медбратьев -рядовых под командой военврача-офицера и медбрата в звании штаб-сержант [29]. Ещё одно подразделение — рота «A» 1-го канадского парашютного батальона англ. Однако непосредственного участия канадцев в штурме не планировалось [30]. Для связи с крейсером Arethusa Отуэю было придано несколько морских радистов, обученных прыжкам с парашютом [31]. Общая численность десантников, задействованных в этой операции — около 750 человек [21]. Доставку в район десантирования 9-го батальона осуществляли 32 транспортных самолёта Dakota 512-й эскадрильи Королевских ВВС англ. Доставку тяжёлого вооружения с боеприпасами — противотанковых орудий, пулемётов и миномётов, транспортных средств джипов Willys MB с прицепами, сапёрного снаряжения, включая взрывчатку и миноискатели, а также радиостанций — организовали ещё на пяти планёрах Horsa, имевших размах крыльев 27 и длину 20 метров и максимальную грузоподъёмность 7140 килограмм [33]. В апреле 1944 года 9-й парашютный батальон был переброшен в Уолбери-Хилл англ. Беркшир , где в течение семи дней Королевские инженеры построили полномасштабную копию Мервильской батареи, включая заграждения из колючей проволоки и другие препятствия. Следующие пять дней были посвящены инструктажу десантников и ознакомлению с устройством батареи. Были проведены девять учебных штурмов, четыре из которых — ночью [25] [34]. Высадка и концентрация сил[ править править код ] Сразу после полуночи 6 июня 1944 года передовая группа 9-го парашютного батальона высадилась вместе с авианаводчиками бригады и без каких-либо проблем добралась до места сбора батальона. Пока часть парашютистов занималась подготовкой позиций, заместитель командира батальона майор Джордж Смит англ. George Smith отправился с разведгруппой на рекогносцировку [35]. В это же время бомбардировщики Lancaster Королевских ВВС нанесли, как и было запланировано, бомбовый удар по батарее, однако промахнулись мимо цели — их бомбы легли южнее, не причинив вреда немцам, но едва не накрыв своих разведчиков и авианаводчиков на площадке приземления. По счастливой случайности никто из них не пострадал, но в густом дыму среди разрушений от бомбардировки их сигнальные огни перестали быть видны пилотам транспортных самолётов, а приводные радиомаяки Eureka англ. Подполковник Отуэй приземлился со своим отделением в 370 метрах от неё, на ферме, служившей командным пунктом немецкому батальону. После скоротечного боя отделение Отуэя помогло другим разбросанным десантникам и в 01:30 вместе с ними прибыло на место сбора. К 02:50 на сборном пункте насчитывалось лишь 150 парашютистов с 20 « бангалорскими торпедами » [36] [К 3] , одним станковым пулемётом Vickers, несколькими ручными пулемётами Bren и одной радиостанцией. Из медиков присутствовали только старший офицер и несколько санитаров [38]. Никто из сапёров и морских связистов не сумел добраться до площадки приземления [20]. Ни один из пяти планёров с миномётами, противотанковыми пушками, джипами, медицинским и сапёрным снаряжением не прибыл. Как выяснилось позднее, из-за непогоды самолёты-буксировщики потеряли их над Ла-Маншем и все они вместе с экипажами пропали без вести — вероятнее всего, погибли в море [39]. Понимая необходимость нейтрализовать батарею до начала высадки союзников на побережье, Отуэй решил не терять времени и двинулся к ней с теми силами, которые были у него в наличии. По дороге ему пришлось пробираться через сплошные поля воронок глубиной до трёх метров, оставшихся после недавней бомбардировки.

«Вторая мировая война. День за днём (67). 6 июня 1944» (Док., 2006)

День «Д» — время «повелителя» Штурм Мерви́льской батаре́и — операция британского воздушного десанта, часть операции «Тонга», осуществлённая 6 июня 1944 года в ходе высадки союзников в Нормандии во время.
Белорусская операция «Багратион»: уроки истории 6 июня 1944 года произошло одно из ключевых событий в истории Второй мировой войны: началась высадка союзников в Нормандии, положившая начало грандиозной операции под названием «Оверлорд».
История в цвете: 6 июня 1944 года - высадка союзников в Нормандии (23 фото) Что же произошло в Нормандии 6 июня 1944 года?
Сводка Совинформбюро за 6 июня 1944 года За 4 июня в этом районе уничтожен 41 немецкий танк и сбито 33 самолёта других.

Сводка Советского Информбюро — 6 июня 1944 года

2021-06-06T00:00:00+03:00. День Д — не просто военное событие, «последняя битва, сражение Франции и сражение за Францию», как сказал генерал де Голль 6 июня 1944 года. День Д — не просто военное событие, «последняя битва, сражение Франции и сражение за Францию», как сказал генерал де Голль 6 июня 1944 года.

Началась Нормандская операция, открывшая «второй» фронт в годы Второй мировой войны

Выборг пал после непродолжительного боя, который по силе нельзя было сравнить с боями за этот старинный город в последние дни Зимней войны. Падение Выборга было горьким ударом для боевого духа войск и одновременно означало потерю прочного опорного пункта, который должен был бы связать упорной обороной значительные силы противника [24]. Авиация в Выборгской операции Подготовка операции С весны 1944 года значительно активизировалась деятельность финской разведывательной авиации. С марта до даты начала операции было зафиксировано 108 разведывательных полетов над войсками Ленинградского фронта.

По данным нашей воздушной разведки, на восьми крупных аэродромах Финляндии базировалось 175 самолётов различных типов — бомбардировщики Ю-88, Хе-11, Bristol Blenheim; истребители Ме-109, фоккеры. На аэродромах в Эстонии и Латвии размещалось до 400 самолётов 1-го немецкого воздушного флота. Все эти самолёты могли быть легко переброшены в район Карельского перешейка, а фашистские бомбардировщики могли действовать и непосредственно с аэродромов Эстонии.

В состав армии входили 276-я бомбардировочная, 277 и 281-я штурмовые и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки. Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков.

Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления. На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5.

Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования. За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел. Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44].

Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов.

Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44]. За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк.

Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы.

В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции.

Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы. Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи.

Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба.

На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету.

Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий.

Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы.

Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой.

На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44].

Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков. В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44].

Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2. Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44].

В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск. Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями.

Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки.

Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44]. Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив.

Необходимо было усилить удары авиации, но низкая облачность исключала возможность применения авиации. В этот район было решено направить все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде. Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили вражеские позиции.

Не успевали самолёты приземляться, как их быстро заправляли, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова улетали на задание. При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли этот пункт и продолжили наступление на Выборг. Обеспечивая наступление наземных войск авиация препятствовала отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе, массированными бомбардировками разрушали оборонительные сооружения финнов.

Финское командование продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке. На это направление было переброшено более 100 самолётов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базирующихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, сильно возросла.

Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер.

В конце июня и в течение всего июля союзные войска пытались развить свой успех, но немецкая армия блокировала их попытки. Используя значительное численное превосходство над противником, им удалось прорвать фронт немецкой обороны. В течение следующего месяца они овладели полуостровом Бретань, блокировали порты Сен-Мало, Брест, Сен-Назер и полуокружили крупную группировку немецких войск в районе города Фалез. И хотя противнику удалось выскользнуть из «мешка», к 25 августа основные силы 1-й американской, 2-й английской и 1-й канадской армий на широком фронте вышли к реке Сена, овладели Парижем и заняли всю северо-западную Францию. К середине сентября союзные армии вышли к западной границе Германии и на ряде участков вклинились в линию Зигфрида, но прорвать ее сходу не смогли. В этих условиях союзное командование приняло решение наступать в обход линии Зигфрида через территорию Голландии.

В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии, получившие кодовые названия «Омаха», «Сорд», «Джуно», «Голд» и «Юта». Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время. Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

Почему военный и будущий политик и президент так интересовался синоптикой? А потому, что американцам требовалось, чтобы у берега было мелко. Они подвели к берегу специальные баржи, «посадили» их на дно, и использовали как пирсы при высадке основного десанта.

history-moments.ru

6 июня 1944 года, или День Д - высадка союзных войск на побережье. Оперативная сводка Советского Информбюро за 6 июня 1944 года. 2021-06-06T00:00:00+03:00. Штурм Мерви́льской батаре́и — операция британского воздушного десанта, часть операции «Тонга», осуществлённая 6 июня 1944 года в ходе высадки союзников в Нормандии во время.

history-moments.ru

6 июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд», высадившись в Нормандии. В этот день 06 Июня 1944 года 6 июня началась Нормандская операция (1944) союзных войск по высадке десанта на северное побережье Франции. 6 июня 1944 года. Обложка газеты. Читать в формате PDF. начале июня 1944 г. десантные войска были сосредоточены в районе сбора, откуда последовательно выдвигались в пункты посадки на десантные суда. Битвой за Нормандию называют операции в северо-западной Франции между 6 июня и концом августа 1944 года. (no subject) [+1]. · livejournal - 6 июня 1944 года войска Союзников высадились в Нормандии.

Фотографии здесь

Хроника освобождения Беларуси: 23 июня 1944 года. Операция "Багратион" Подготовка Белорусской наступательной операции началась весной 1944.

Кроме того, в составе батальона имелись авианаводчики , разведчики, инженеры, медики и десантники- планеристы [21]. Направление стрельбы лёгкого крейсера HMS Arethusa англ. Фрагмент карты обстрела кораблями союзников немецких береговых позиций 6 июня 1944 года. Учитывая исключительную трудность задачи, подполковник Отуэй получил от командования карт-бланш на планирование и подготовку операции. Внимательно изучив разведданные, Отуэй разработал сложный план штурма, согласно которому, сразу после полуночи Дня «Д» англ. D-Day на площадке приземления «V», расположенной между коммуной Варавиль и батареей в 2,5 километрах от последней [24] , вместе с авианаводчиками высаживается передовая разведгруппа из десяти человек 9-го парашютного батальона. Её задача — незаметно подобраться к батарее, провести детальную рекогносцировку , прорезать заграждение из колючей проволоки и разминировать проходы через минное поле. В 00:30 сотня тяжёлых бомбардировщиков Королевских ВВС Lancaster или Halifax наносит удар по батарее бомбами особой мощности Blockbuster калибр 1800 кг в попытке уничтожить её или, по крайней мере, разрушить оборонительные сооружения. Затем в 00:50 на площадку приземления высаживается весь 9-й парашютный батальон в сопровождении взвода сапёров 591-й парашютной роты Королевских инженеров [25] с большим количеством снаряжения, включая миноискатели , « бангалорские торпеды » для прорыва заграждений из колючей проволоки, а также две противотанковые пушки QF 6 pounder , предназначенные для пробивания стальных дверей казематов.

Далее наступает наиболее рискованный этап плана подполковника Отуэя — удар coup de main по батарее [14]. Штурмовая команда из 50 добровольцев роты «A» и группы Королевских инженеров, вооружённых огнемётами Lifebuoy , высаживается на трёх планёрах Airspeed Horsa непосредственно между казематами, ломая, при необходимости, крылья о наземные сооружения [20]. В тот же самый момент рота «C» начинает прорыв к ним на помощь по заранее подготовленным проходам через колючую проволоку и минное поле, за ней следуют остальные бойцы рот «A» и «B» [20]. В 05:30, в случае отсутствия условных сигналов об успехе наземной операции, лёгкий крейсер Королевского флота Arethusa англ. После нейтрализации батареи 9-му парашютному батальону предстояло в тот же день выполнить ещё две боевые задачи — захватить и уничтожить немецкий штаб и береговую РЛС Кригсмарине в коммуне Сальнель , а затем — освободить и удерживать населённый пункт Ле-Плэн фр. Le Plein; ныне — достопримечательность в коммуне Амфревиль , который также был весьма важной целью для десантников, поскольку находился на господствующей возвышенности, откуда простреливался практически весь плацдарм, занятый 6-й воздушно-десантной дивизией [27]. Всего 9-й парашютный батальон насчитывал 600 человек [2] [К 2]. Кроме того, с учётом характера предстоящей миссии, в распоряжении подполковника Отуэя в качестве дополнительной медицинской помощи находился 3-й взвод 224-го парашютного медицинского отряда англ. Королевского армейского медицинского корпуса [28] , в составе 14 санитаров с носилками, писаря и трёх медбратьев -рядовых под командой военврача-офицера и медбрата в звании штаб-сержант [29]. Ещё одно подразделение — рота «A» 1-го канадского парашютного батальона англ.

Однако непосредственного участия канадцев в штурме не планировалось [30]. Для связи с крейсером Arethusa Отуэю было придано несколько морских радистов, обученных прыжкам с парашютом [31]. Общая численность десантников, задействованных в этой операции — около 750 человек [21]. Доставку в район десантирования 9-го батальона осуществляли 32 транспортных самолёта Dakota 512-й эскадрильи Королевских ВВС англ. Доставку тяжёлого вооружения с боеприпасами — противотанковых орудий, пулемётов и миномётов, транспортных средств джипов Willys MB с прицепами, сапёрного снаряжения, включая взрывчатку и миноискатели, а также радиостанций — организовали ещё на пяти планёрах Horsa, имевших размах крыльев 27 и длину 20 метров и максимальную грузоподъёмность 7140 килограмм [33]. В апреле 1944 года 9-й парашютный батальон был переброшен в Уолбери-Хилл англ. Беркшир , где в течение семи дней Королевские инженеры построили полномасштабную копию Мервильской батареи, включая заграждения из колючей проволоки и другие препятствия. Следующие пять дней были посвящены инструктажу десантников и ознакомлению с устройством батареи. Были проведены девять учебных штурмов, четыре из которых — ночью [25] [34]. Высадка и концентрация сил[ править править код ] Сразу после полуночи 6 июня 1944 года передовая группа 9-го парашютного батальона высадилась вместе с авианаводчиками бригады и без каких-либо проблем добралась до места сбора батальона.

Пока часть парашютистов занималась подготовкой позиций, заместитель командира батальона майор Джордж Смит англ. George Smith отправился с разведгруппой на рекогносцировку [35]. В это же время бомбардировщики Lancaster Королевских ВВС нанесли, как и было запланировано, бомбовый удар по батарее, однако промахнулись мимо цели — их бомбы легли южнее, не причинив вреда немцам, но едва не накрыв своих разведчиков и авианаводчиков на площадке приземления. По счастливой случайности никто из них не пострадал, но в густом дыму среди разрушений от бомбардировки их сигнальные огни перестали быть видны пилотам транспортных самолётов, а приводные радиомаяки Eureka англ. Подполковник Отуэй приземлился со своим отделением в 370 метрах от неё, на ферме, служившей командным пунктом немецкому батальону. После скоротечного боя отделение Отуэя помогло другим разбросанным десантникам и в 01:30 вместе с ними прибыло на место сбора.

Все наши самолеты вернулись на свои базы. Немцы, понёсшие за последние дни большие потеря, сегодня ввели в бой сравнительно меньшие силы танков и пехоты. Советские части успешно отбили все атаки гитлеровцев. Ожесточённый бой произошёл лишь на участке, который обороняет Н-ское соединение. В течение дня немцы в этом районе дважды переходили в атаку, но не добились никаких результатов. Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортёров и до 300 вражеских трупов. Снайпер т. Никулин убил 13 немецких солдат, снайпер т. Лапин — 8, снайпер т. Рябушенко — 7, снайпер т. Климентьев уничтожил 5 немцев. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть. Самолёты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова.

Коллонтай в феврале 1944 г. Они сохранились в целом до подписания Московского перемирия. Центральным, как это считала А. Коллонтай, было явное отсутствие у СССР «каких-либо намерений покушаться на самостоятельность Финляндии. Это, безусловно, вселило оптимизм и в Ю. Паасикиви» [26]. На Тегеранской конференции «большой тройки» 28 ноября — 1 декабря 1943 года еще до начала переговоров с Финляндией Верховный Главнокомандующий обозначил планы СССР в отношении Финляндии. В наши условия мира с Финляндией входит восстановление действия советско-финского договора 1940 года. При этом мы готовы, если этого пожелают финны, отказаться от Ханко взамен нам района Петсамо. Мы намерены также потребовать возмещения натурой в половинном размере ущерба, причиненного нам Финляндией в этой войне, изгнания немцев из Финляндии, разрыва с Германией и выполнения некоторых других условий [27]. Война с гитлеровской Германией и её союзниками была далека от завершения, Советский Союз не был заинтересован в нарушении договорённостей с союзниками по антигитлеровской коалиции, договорённости добросовестно соблюдал, что неоднократно подтверждалось, и настаивал на их взаимном соблюдении. Учитывая мощь обороны финских войск фронту было передано 2 артиллерийские дивизии прорыва, пушечная артиллерийская бригада, 5 дивизионов артиллерии особой мощности калибра 280 и 305 мм , 2 танковые бригады и 7 полков самоходной артиллерии, стрелковый корпус и 2 стрелковые дивизии. Кроме того, на Карельский перешеек была передислоцирована 21-я общевойсковая армия , в состав которой были включены многие части и соединения, отличившиеся в предыдущих боях за Ленинград, переброшенные с других участков Ленинградского фронта. Командующим армией был назначен генерал-полковник Д. Гусев , которого на посту начальника штаба Ленинградского фронта сменил генерал-полковник М. Помимо 21-й армии, которой отводилась основная роль, в наступлении предстояло участвовать также 23-й армии командующий — генерал-лейтенант А. Черепанов , с 3 июля 1944 года — генерал-лейтенант В. Кроме того, для развития возможного успеха значительные силы были сосредоточены в резерве фронта. Содействовать наступлению должны были силы Балтийского флота командующий — адмирал В. Трибуц и Ладожской военной флотилии командующий — контр-адмирал В. Чероков , а поддержку с воздуха осуществлять 13-я воздушная армия командующий — генерал-лейтенант авиации С. В состав 21-й армии входили 30-й гвардейский стрелковый корпус генерал-лейтенанта Н. Симоняка 45-я , 63-я и 64-я гвардейские дивизии , 97-й стрелковый корпус генерал-майора М. Бусарова 178-я , 358-я и 381-я дивизии , 109-й стрелковый корпус генерал-лейтенанта И. Алфёрова 72-я , 109-я и 286-я дивизии и 22-й укрепрайон. Кроме того, в состав армии входило 5 танковых и 3 самоходно-артиллерийских полка всего 157 танков и САУ , 3-й гвардейский артиллерийский корпус прорыва, а также значительное количество артиллерийских и инженерно-сапёрных соединений [28] [29] , в частности армии была придана 17-я ШИСБР. Анисимова 177-я , 281-я и 372-я дивизии , 115-й стрелковый корпус генерал-майора С. Козачека 10-я , 92-я и 142-я дивизии , 17-й укрепрайон, один танковый и один самоходно-артиллерийский полк всего 42 танка и САУ , а также 38 артиллерийских дивизионов [28] [29]. В резерве фронта были сосредоточены 108-й 46-я , 90-я и 314-я дивизии и 110-й 168-я , 265-я , 268-я дивизии стрелковые корпуса, большое количество артиллерийских частей, а также значительная танковая группировка — более 300 боевых машин в составе 1-й Краснознамённой , 30-й гвардейском , 220-й , 152-й танковых бригад, 3 танковых и 2 самоходно-артиллерийских полков. Кроме того, авиация Балтийского флота, которой также предстояло участвовать в операции, насчитывала 220 самолётов. Всего на Карельском перешейке было сосредоточено 260 000 солдат и офицеров по другим данным 188 800 человек , около 7500 орудий и 628 танков и САУ , 741 самолёт с учётом ВВС балтийского флота [1]. Советские войска имели значительное превосходство на противником: по пехоте — в 2—2,5 раза, а по боевой технике в 3—7 раз. Финляндия Карта финских рубежей обороны на Карельском перешейке летом 1944 г. Финские противотанковые заграждения на рубеже Ваммелсуу — Куутерселькя, 18 мая 1944 г. Фотография из архива Сил обороны Финляндии SA-kuva. Советским войскам на Карельском перешейке противостояли основные силы финской армии, которые занимали глубокоэшелонированную и хорошо подготовленную систему обороны — т. Третья полоса обороны представляла собой восстановленную « линию Маннергейма » с дополнительными сооружениями на выборгском направлении и круговым оборонительным поясом, охватывавшим Выборг. Непосредственно за городом проходила четвёртая линия обороны по рубежу Выборг — Купарсаари — Тайпале т. Однако полностью завершить оборонительное строительство на Карельском перешейке к июню 1944 года финнам не удалось [31] [32]. На Карельском перешейке находились части 3-го командующий — генерал-лейтенант Я. Сииласвуо и 4-го командующий — генерал Т. Лаатикайнен армейских корпусов, а также резерв прямого подчинения верховному командующему маршалу К. Маннергейму — всего около 70 000 человек, около 1000 орудий и миномётов, а также примерно 100 танков и САУ по другим данным, эта группировка насчитывала до 100 000 солдат и офицеров, 960 орудий и миномётов, 110 танков и свыше 200 самолётов [9]. Первую полосу обороны занимали 15-я, 2-я, 10-я пехотные дивизии и 19-я пехотная бригада, вторую — 3-я, 18-я дивизии и кавалерийская бригада. В оперативном резерве в районе Выборга находилась танковая дивизия генерала Р. Лагуса [24]. Ход боевых действий Прорыв первой полосы обороны 9—11 июня Общий ход наступления войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке, июнь — июль 1944 г. Танк ИС-2, 27 гвардейский танковый полк. Утром 9 июня советская авиация нанесла массированный удар по обороне противника, главным образом в районах Старого Белоострова, озера Светлого и Раяйоки. Затем по всей линии фронта, от Сестрорецка до Ладожского озера , началось методическое разрушение узлов вражеской обороны артиллерией Ленинградского фронта и кораблей Балтийского флота. Артиллерийский огонь продолжался без перерыва 10 часов. Вечером на 11 участках фронта части 23-й армии 10-я, 92-я стрелковые дивизии и 220-я танковая бригада начали разведку боем и сумели вклиниться в оборону противника в 2 местах у Мертути и в районе Дюны , на остальных направлениях заметного продвижения не было [33] [34]. Финское командование приняло разведку боем за начало наступления и стало срочно уплотнять свои боевые порядки. Ранним утром 10 июня, после мощной 140-минутной артподготовки и авиаудара по переднему краю обороны противника, части 21-й армии перешли в наступление на участке фронта Раяйоки — Старый Белоостров — высота 107,0 силами трёх стрелковых корпусов. На левом фланге армии наступал 109-й стрелковый корпус, продвигаясь по побережью Финского залива вдоль железной дороги на Выборг и по Приморскому шоссе. На правом фланге в общем направлении на Каллелово действовал 97-й стрелковый корпус. В центре на острие главного удара вдоль Выборгского шоссе наступали дивизии 30-го гвардейского стрелкового корпуса и за первый день наступления продвинулись вперёд на 15 километров, освободили Старый Белоостров, Майнилу , форсировали реку Сестру и вышли на подступы к посёлку Яппиля. Принявшая на себя главный удар 10-я финская дивизия понесла большие потери в людях и технике. Для ликвидации прорыва финское командование начало спешную переброску имеющихся резервов 3-я пехотная дивизия, кавалерийская бригада, танковая дивизия и другие части в полосу обороны 4-го армейского корпуса, но это существенно не изменило ситуацию. К концу дня 10 июня финское командование отдало приказ всем войскам отходить ко второй полосе обороны [35]. Для развития успеха, командование фронтом организовало две подвижные группы. Части 30-го гвардейского и 109-го стрелковых корпусов, взаимодействуя с танковыми подвижными группами, продвинулись вперёд на 15—20 километров и вышли ко второй полосе обороны противника. Были освобождены Келломяки, Териоки в полосе наступления 109-го корпуса, а части 30-го гвардейского корпуса взяли Яппиля, Перола, Мяттила и вышли к ключевому узлу обороны противника — к Кивеннапе. Одновременно развивалось наступление частей 97-го стрелкового корпуса, которые достигли рубежа Хиреля — Термолово [35]. В этот же день перешла в наступление 23-я армия. Части 98-го стрелкового корпуса были введены в бой в полосе наступления 97-го корпуса. С этого момента 97-й корпус передавался под командование 23-й армии, а 21-я армия была усилена 108-м корпусом из резерва фронта [37]. Ставка ВГК оценило начало операции 21-й армии как удачное и приказала, не снижая темпов наступления, овладеть Выборгом не позднее 18-20 июня [38]. Однако финское командование усилило 4-й армейский корпус значительными резервами 3 пехотные дивизии и одна бригада и рассчитывало остановить советское наступление на второй полосе обороны. Прорыв второй полосы обороны 12—18 июня 12 июня наступающие советские части встретили возросшее сопротивление противника, и продвижение вперёд несколько застопорилось. Так, части 23-й армии, получившие задачу наступать в общем направлении на Кивиниеми, продвинулись вперёд всего на 2-6 километров. В полосе наступления 21-й армии части 109-го корпуса взяли Райволу , а части 30-го гвардейского корпуса вели бой за Кивеннапу [39]. Части 108-го стрелкового корпуса вышли к второй линии обороны противника и попытались с ходу прорвать её в районе Куутерселькя , однако атака была отбита силами оборонявшегося там 53-го пехотного полка 3-й дивизии [40]. Финские солдаты в укрытии, VT-линия, 16 июня 1944 г. Поскольку в районе Кивеннапы финское командование сосредоточило значительные силы, командование Ленинградским фронтом приняло решение перенести направление главного удара с Средневыборгского шоссе в полосу Приморского шоссе.

6 июня 1944 года: американские и британские войска высадились в Нормандии

На Выборг были нацелены части 3 стрелковых корпусов: 108-й — наступал вдоль побережья Выборгского залива, 97-й — вдоль железной дороги, а 109-й продвигался в сторону станции Тали. Наиболее близко к Выборгу находились 3 стрелковые дивизии: 314-я, 90-я, а также 372-я. Их поддерживали 1-я Краснознамённая, 30-я гвардейская танковые бригады, три отдельных гвардейских танковых полков прорыва 260-й, 27-й и 31-й , два самоходно-артиллерийских полка 1222-й и 1238-й , а также 5-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва. Подбитое в боях за Выборг финское штурмовое орудие БТ-42 , июнь 1944 г. Финское командование сосредоточило все имеющиеся силы для защиты Выборга. С юга город прикрывала 20-я пехотная бригада, а с востока — 3-я пехотная бригада район Таммисуо. Далее на восток оборону занимали 18-я район станции Тали и 4-я пехотные дивизии озеро Носкуанселькя — река Вуокса [39]. В резерве западнее Выборга находились 10-я пехотная дивизия и бронетанковая дивизии генерала Р. Кроме того, со дня на день в район Выборга должны были прибыть 6-я, 11-я и 17-я пехотных дивизии из Карелии [24]. Однако организовать должным образом оборону финскому командованию не хватило времени. Ночью советские сапёры проделали проходы в минных заграждениях и утром в город на полном ходу ворвались танки с десантом на броне 30-й гвардейской и 1-й краснознамённой бригад.

В центре города вели бой бойцы 90-й стрелковой дивизии, а сам город был охвачен с флангов частями 314-й и 372-й стрелковых дивизий. Части финской 20-й пехотной бригады и отдельная бронерота самоходных орудий БТ-42 некоторое время оказывали сопротивление, но во второй половине дня командир финской 20-й пехотной бригады полковник А. Кемппи приказал спустить флаг над Выборгской крепостью и начать отступление [23]. Преследуя отступающего противника, советские войска к концу дня полностью овладели городом. Потери 20-й пехотной бригады в боях за Выборг были относительно невелики — 162 убитыми и пропавшими без вести и более 400 человек ранеными из 5133 солдат и офицеров личного состава. Однако натиск советских войск подорвал боевой дух солдат и офицеров бригады, что привело к беспорядочному отступлению переходящему в бегство. Кемпии был арестован и отдан под суд военного трибунала, а новый командир бригады полковник Ю. Сора для восстановления порядка был вынужден отдать приказ расстреливать на месте дезертиров, трусов и нарушителей воинской дисциплины [43]. В своих мемуарах главнокомандующий финской армией маршал К. Маннергейм так оценил значение этого события: 20 июня 21-я армия противника перешла в наступление в полосе Выборг-Вуокси и добилась значительных успехов.

Выборг пал после непродолжительного боя, который по силе нельзя было сравнить с боями за этот старинный город в последние дни Зимней войны. Падение Выборга было горьким ударом для боевого духа войск и одновременно означало потерю прочного опорного пункта, который должен был бы связать упорной обороной значительные силы противника [24]. Авиация в Выборгской операции Подготовка операции С весны 1944 года значительно активизировалась деятельность финской разведывательной авиации. С марта до даты начала операции было зафиксировано 108 разведывательных полетов над войсками Ленинградского фронта. По данным нашей воздушной разведки, на восьми крупных аэродромах Финляндии базировалось 175 самолётов различных типов — бомбардировщики Ю-88, Хе-11, Bristol Blenheim; истребители Ме-109, фоккеры. На аэродромах в Эстонии и Латвии размещалось до 400 самолётов 1-го немецкого воздушного флота. Все эти самолёты могли быть легко переброшены в район Карельского перешейка, а фашистские бомбардировщики могли действовать и непосредственно с аэродромов Эстонии. В состав армии входили 276-я бомбардировочная, 277 и 281-я штурмовые и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки. Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков.

Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления. На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5. Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования. За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел. Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44].

За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении. Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк. Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы.

Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки. Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий.

Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы. Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой. На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа. Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков.

В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2.

Во втором эшелоне оставались одна канадская и три американские армии. Подготовка операции осуществлялась в течение трех месяцев. В конце мая - начале июня 1944 г. Боевые действия начались c атаки авиационных сил союзных войск поздним вечером 5 июня 1944 г. В течение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150-200 самолетов. Несмотря на то что союзникам было хорошо известно расположение войск неприятеля, его основные оборонительные сооружения, артиллерийские позиции, огневые точки и траншеи вдоль побережья, большого урона немцам авиационные и артиллерийские удары не нанесли. Немецким войскам удалось отбить первые две волны десанта и лишь к вечеру союзники смогли овладеть несколькими районами в 10-15 км от берега и захватить переправы через реки Дув и Орн, что позволило приступить к выгрузке главных сил.

В этом выпуске собраны фотографии подготовки, проведения и начала операций в Нормандии, ее последствий, а также несколько фотографий 2010 года. Американские войска высаживаются из десантного грузового автомобиля-амфибии на участке побережья Нормандии «Юта Бич» в июне 1944 года. Пляж усеян остовами подбитой боевой техники. National Archives 2. Американские солдаты маршируют по южно-английскому прибрежному городку перед погрузкой на корабль, отправляющийся во Францию. National Archives 3. Общий вид на английский порт. На переднем плане — джипы погружают на десантные катера; на заднем плане на суда погружают более крупные грузовики и грузовики-амфибии. National Archives 4. Низколетящий самолет союзников заставил немцев броситься в укрытие на пляже во Франции. С самолета велась разведывательная аэрофотосъемка германских прибрежных фортификаций в преддверии операции 6 июня. AP Photo 5. Флотилия 10 береговой охраны Великобритании. Десантные катера на буксире британского десантного судна, которое готовится отплыть по Ла-Маншу на операцию по вторжению в оккупированную нацистами Францию. С подобных десантные катеров войска высаживались на Омаха Бич. Army 6. Немецкие военные осматривают побережье во время оккупации Нормандии Германией в 1944 году. National Archives 7. Бомбардировщики A-20 бомбят батарею береговой артиллерии на мысе Хок 22 мая 1944 года. National Archives 8. Союзные караваны кораблей в открытом море в июне 1944 года. National Archives 9. Союзный десантный катер приближается к окутанному густым белым дымом пляжу Омаха в июне 1944 года. National Archives 10. Американские солдаты приближаются к Омаха Бич, их оружие обернуто целлофаном, чтобы не намокло.

Наиболее предпочтительными местами для высадки десанта были Нормандия, Бретань и Па-де-Кале. Всем известно, что выбор был остановлен на Нормандии. На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников. Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников. Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» — неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину. Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона». Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории — свыше 216 кв. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега. Уже во время второй части операции — операция «Кобра» — авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали. Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс.

Началась Нормандская операция, открывшая «второй» фронт в годы Второй мировой войны

Наоборот, то, что лучшие силы Германии были задействованы на Курской дуге, позволило союзникам успешно действовать в Италии», — подчеркнул Дмитрий Суржик. Весной 1943 года отношения между членами Антигитлеровской коалиции стали напряжёнными. Постоянный перенос сроков открытия второго фронта заставил официальную Москву перейти к более жёсткой риторике. В советских заявлениях откровенно говорилось о том, что позиция западных союзников производит на руководство СССР тяжёлое впечатление. Рузвельт прямо заговорил о том, что «если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится»», — рассказал Дмитрий Суржик. Уинстон Черчилль всё ещё рассматривал возможность замены высадки во Франции активными действиями в Италии и на Балканах, но Франклин Рузвельт уже решил готовиться к десантной операции в Западной Европе.

Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции. Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал». Также по теме Безоговорочная капитуляция: почему Запад не может простить Красной армии взятие Берлина 16 апреля 1945 года советские войска начали наступление на столицу нацистской Германии. Красная армия проводила операцию без участия... По его словам, это стало одним из факторов, склонивших командование союзников в пользу Нормандии при выборе места высадки в Западной Европе.

Также в Лондоне и Вашингтоне приняли во внимание то, что Нормандия находится достаточно близко от британских портов, а её обширные песчаные пляжи идеально подходили для высадки морских десантов. Путём распространения слухов, передачи информации через двойных агентов, строительства макетов военной техники они убедили нацистов в том, что собираются высаживаться в районе Па-де-Кале. Им это удалось настолько хорошо, что даже после начала высадки в Нормандии германское командование некоторое время считало, что имеет дело всего лишь с отвлекающим манёвром», — подчеркнул Кнутов. Операция «Оверлорд» Операция союзников получила кодовое название «Оверлорд» в переводе с английского — «повелитель». Изначально высадка была запланирована на май 1944 года, однако из-за задержки с разработкой планов её перенесли на начало июня.

Эйзенхауэр отдает приказ парашютистам о наступлении AFP Общее командование операцией осуществлял верховный главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр.

В связи с немецким полномасштабным наступлением в сторону Волги на Сталинград и на Кавказ, а также на Эль-Аламейн в Египте, западные лидеры пересмотрели свои обязательства. Вместо открытия Второго фронта в Европе они организовали и осуществили англо-франко-американскую высадку на североафриканское побережье Алжира и Марокко 8 ноября 1942 года, высадив почти 80-тысячную группировку войск. Во Франции 19 ноября того же года англичане ограничились проведением небольшой, по сути разведывательной, морской десантной операцией с участием канадцев у портового города Дьепп. Однако уже через 4 часа после высадки была дана команда на эвакуацию в связи с большими потерями. Тегеран-43 Только после крупных побед в Сталинграде и на Курской дуге зимой-летом 1943 года и перехвата стратегической инициативы Советским Союзом, союзники по антигитлеровской коалиции решили провести ряд международных трёхсторонних конференций для выработки совместных действий. Именно в ходе Тегеранской конференции было решено высадить воинские контингенты во Франции в мае 1944 года с последующей координацией боевых действий на Восточном и Западном фронтах Англией и её доминионами, США, Францией и польскими частями. Выступая на конференции, Иосиф Сталин сделал заявление о том, что Красная армия готова поддержать высадку намеченным на примерно тот же период времени мощнейшим наступлением на советско-германском фронте, при условии широкомасштабной воздушно-десантной и морской операции на севере Франции.

Советское наступление в июне 1944 года в историю Великой Отечественной войны вошло под названием операции «Багратион». Контингентом армий Соединённого королевства Великобритании командовал фельдмаршал Бернард Монтгомери. Высадка на французское побережье Нормандии началась в ночь с 5 на 6 июня 1944 года. Союзные войска используя эффект внезапности, быстро развивали наступления в глубь Франции, расширяя плацдарм и накапливая людские и материальные ресурсы.

Профессор считает, что война в Европе могла бы завершиться в 1943 году. Издержки при этом мало волновали Лондон и Вашингтон», — сказал он. Известный британский историк Второй мировой войны Джеймс Холланд также считает, что высадка союзных войск в Нормандии, в отличие от распространённой точки зрения, не была исключительно американской военной операцией. По его словам, подобные представления во многом сложились под влиянием массовой культуры, в том числе известного фильма «Спасти рядового Райана» и телесериала «Братья по оружию». Да, верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе был американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, однако его заместителем был маршал Королевских ВВС британец Артур Теддер. Британцами были и трое командующих видами вооружённых сил», — пишет исследователь.

Из 156 тысяч десантировавшихся в День «Д» больше всего, 73 000 человек, было американцев: 58 500 - морской десант и 15 500 — воздушный. На британский и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих, из них 61 715 — британцы. Пляж «Юта». Фото: Public Domain Операция развивалась успешно, серьезного сопротивления, угрожающего провалом высадке, немцам оказать не удалось. К исходу дня 12 июня союзникам удалось захватить плацдарм протяженностью 80 км по фронту и 10-12 км в глубину. На французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов. Высадка войск союзников продолжалась до 21 июня с одновременным расширением плацдарма и наступлением вглубь французской территории. Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. В ней участвовало 19 дивизий США, численностью по 14 тысяч военнослужащих каждая, 16 англо-канадских дивизий по 18 тысяч человек. К операции было привлечено 11 тысяч боевых и более 2300 транспортных самолетов, 6 линкоров, 22 крейсера, 93 эсминца, 255 минных тральщиков, свыше 6 тысяч транспортных и десантных судов. Открытие второго фронта было высоко оценено в Советском Союзе, так как оттянуло значительные силы немецко-фашистских войск, хотя для Гитлера до конца войны основным фронтом оставался восточный.

Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта

75 лет назад, 6 июня 1944 года, в ходе Второй мировой войны состоялась высадка союзнических войск в Нормандии, ныне широко известная как "День Д" (англ. Т. 6 (январь-июнь 1944 года) Документы Оперативная сводка за 6 июня 1944 года. 29 июня 1944 года шел 1104-й день войны В этот день началась наступательная Минская операция войск 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов и Полоцкая операция войск 1-го Прибалтийского фронта.». Новости. Знакомства.

6 июня 1944 года войска Союзников высадились в Нормандии.

(no subject) [+1]. · livejournal - 6 июня 1944 года войска Союзников высадились в Нормандии. Началась операция "Оверлорд" - открытие второго фронта в Западной Европе. 6 июня 1944 г. англо-американские войска в ходе операции «Оверлорд» высадились в Северной Франции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий