Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Родителям и ученикам. Новости.

Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?

При этом сотрудничать с оккупантами чеченцы, да и ингуши не могли в принципе, поскольку фашисты их территории оккупировать не сумели. На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. чеченцы, ингуши, депортация, операция "чечевица", ссср, новости россии. Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности.

Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?

Тот самый со знаменитой надписью Духур дац. Доьлхур дац Диц а дийр дац не сломаемся, не заплачем, не забудем. Сегодня в Чечне 23 февраля в честь вооруженных сил и защитников Отечества проводятся некоторые праздничные мероприятия, звучат поздравительные речи. Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его. Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года. В соседней Ингушетии, чей народ разделил с братьями-чеченцами трагедию выселения 1944-го года, 23 февраля однако официальная скорбная дата.

По дороге часто останавлись, в туалет. Солдаты открывали задвижки и приказывали выходить. А отец у нас был мудрый, он понимал, что это рискованно и каждый раз отвечал, что "мы не хотим".

У нас для этого было отведено место, закрытой покрывалом. Когда кто-то туда заходил, начинали петь песни, чтобы ничего слышно не было, и стеснялся никто. А выходить было опасно. Мы знали, что поезд может тронуться в любой момент, и тогда бегущих за поездом опоздавших просто напросто расстреливали из автоматов. А еще я слышала, что одна женщина постеснялась, подумав, что ее увидят, и залезла под вагон. Ее раздавило, когда поезд тронулся. Отец это знал, и боялся что тоже самое может случится и с нами. Поэтому мы не выходили. В Казахстане было очень холодно и очень голодно.

Это была бедная земля. Казахам и так трудно приходилось, а тут еще нас переселили. Были конечно стычки из-за этого. Нас естественно не любили. Более того, казахи уже были наслышаны о нас. Советская пропаганда тогда хорошо работала. Казахам рассказали, будто идут страшные люди, с рогами, их не надо любить, надо закидывать камнями и т. Правда, на деле оказалось по-другому. Вместо того чтобы закидывать камнями, казахи нас боялись.

Постоянно просили отца снять шапку и показать рога. Когда отец снимал шапку, они снова просили "показать" рога, думали, что он их втягивает в голову и прячет. Зима была очень холодной. Особенно первая. Дров нет. Еды нет. То, что дают - смешно. Не хватало. Заработать негде.

Посеять - не сезон. Правда, наш старший брат был очень трудолюбивым. О сразу нашел работу в колхозе. И стал самым лучшим работником. Часто приносил еду. Заработанную честно. А не так как рассказывали про нас. Мол, воруем только. Наша семья, и все, кого мы знали, зарабатывали честно.

Потому и голодали. А надо было воровать, тогда бы сытые были, и дети все живые были. А у нас несколько детей умерло.

Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста.

По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана. После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами. Один из них - сержант 333-го стрелкового полка Магомед Узуев - в первый же день войны взорвал себя гранатами в окружении атакующих немцев.

23 февраля в Чечне и Ингушетии никогда не будет праздником

23 февраля в Чечне и Ингушетии никогда не будет праздником день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов.
Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы? «Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей.
23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST].
ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля? В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей ГРОЗНЫЙ, 23 фев — РИА Новости. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал "ужасающим геноцидом" депортацию чеченского и ингушского народа в 1944 году.
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.
Baurjan • Чечевица-1944, или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — насильственная депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию и Казахстан в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
23 февраля: День Холокоста чеченцев и ингушей - YouTube Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.

Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля

В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало.
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года Родителям и ученикам. Новости.

НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА

Жестокость отношения к ним усилилась. Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав. Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев. Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам». Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём. Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина. Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ?

Он стал консолидированным. Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства. И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х — 90-х гг. Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа. Он — Ахмат-Хаджи Кадыров — ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу.

Дала гIазот къобал дойла цуьнан! С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации? С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден! Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС февраль 1956 г. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого для иерархии официальной власти варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину.

Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г. Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей. После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг.

До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там? Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой? К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс. В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было. В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались.

Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть. Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c. Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н. В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным. Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c. Кроме того, каждый крупный чеченский тейп строил в Нашха свою боевую башню, в качестве символа принадлежности к единому чеченскому народу нахчи. Их фундаменты сохранились здесь и сегодня. Еще в свое время профессор Н. Яковлев отмечал, что чечено-ингушская культура и язык сложились вокруг культурно-религиозного центра Нашха [24, c. Следует отметить, что культурно-религиозные центры, считающиеся священными, сакральными местами, как чеченский Нашха, были и есть у многих народов мира. Это гора Сиону евреев в Палестине, гора Фудзияма у японцев, гора Арарат у армян и т. Как и в истории многих народов мира, крайне отрицательную и разрушительную роль в формировании чеченского народа сыграло нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. В политической истории народов Северного Кавказа памятен 1222 г.

Официальным объяснением стала формулировка «За коллективную измену» Фото: Википедия 23 февраля на территории России и некоторых стран СНГ отмечается как День защитника Отечества. Он был введен в 1922 году президиумом ВЦИК и с тех пор празднуется ежегодно. Однако в Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это День памяти о массовой депортации. Поголовному насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы Поволжья, финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, корейцы и турки-месхетинцы, украинцы и многие другие народы. Переселяли как по национальному признаку, так и по классовому. Операция, которая получила кодовое название «Чечевица», началась в самый разгар Великой Отечественной войны, сразу после того как Красная Армия отвоевала территории, оккупированные немецкой армией. Сталинский режим обвинил ингушей и чеченцев в массовом сотрудничестве с немецкими захватчиками, а затем 23 февраля 1944 года их массово депортировал. За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку.

Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев

В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани, передает портал На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. 74 года назад – 23 февраля 1944 года – в Чечено-Ингушской АССР началась операция «Чечевица» – тотальная депортация (этнический геноцид) ингушей и чеченцев.

23 февраля депортация Ингушей и Чеченцев

весьма скорбная дата. "23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. "23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей.

"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых

Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.

На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам.

А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.

Многие солдаты жили в домах у местных жителей. Ранним утром 23 февраля 1944 года мужчин стали вызывать на собрания в местные клубы и площади. Там им и объявили о выселении. Некоторых отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми. В дороге людям выдавали горячую пищу один раз в день, а те , кто сумел взять с собой продукты, могли готовить в пути. По нужде справлялись прямо в вагоне, поскольку поезд останавливался очень редко.

В-третьих, характер их преступлений: «изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов…» и так далее. Все эти пункты исчерпываются, как нам представляется, данными следующего архивного документа: «Министерство внутренних дел СССР. Справки по контингентам и другим вопросам. Начато: июль 1952 г. Окончено: декабрь 1958 г. На 309 листах в 3 томах. Хранить постоянно. С июня 1941 по 1 января 1945 год ликвидировано 232 банды, с 1263 участниками и арестовано более 3500 бандодиночек и бандпособников. Как свидетельствуют архивные источники за период август 1942 год — август 1943 год на территорию Чечено-Ингушской АССР «было выброшено 8 команд парашютистов общей численностью 77 человек…». Из них «арестовано 17 человек, принуждено к явке — 24 чел. О чём же говорят эти цифры, если их перевести в контекст обвинения? Для получения аргументированного ответа простым арифметическим подсчётом сопоставим их с общим количеством численностью чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению. Так можно ли говорить, что «многие чеченцы и ингуши изменили Родине…»?! Вопрос далеко не риторический! И ответ на него убедительно свидетельствует, что для чудовищного обвинения наших народов ни Сталин, ни Берия не имели никаких серьёзных оснований. Более того, абсурдна всякая попытка обвинить в чём-либо целый народ. Как могли чеченцы переходить «на сторону фашистских оккупантов», если ни пяди земли чеченской не было оккупировано фашистами?! Точно также и по другим позициям цитируемого нами Указа. Хочу отметить, что сама постановка вопроса «За что выселялись народы? Правомерно ставить вопрос «Почему выселялись народы, в том числе чеченский и ингушский? В поисках ответа на этот вполне логичный вопрос ряд авторов выдвигают версии, которые заслуживают внимания. Но их анализ — задача академической аудитории. Как осуществлялась сама операция по переселению такого большого количества людей: чеченцев и ингушей? Подготовка операции, цинично получившей название «Чечевица», осуществлялась в строгой секретности и с тщательным учётом всех нюансов. О всех перипетиях я говорить не буду, но отмечу, на мой взгляд, основные из них. Подготовка к выселению чеченцев и ингушей началась ещё ранней осенью 1943 года. Есть свидетельства, что первоначально планировалось чеченцев и ингушей переселить в регионы Сибири. В течение января 1944 года окончательно было решено выслать в Казахстан и Киргизию. Под видом подготовки проведения масштабных военных учений в горной местности республики перед её началом органами власти были поставлены задачи осуществить ремонт дорог, в первоочередном порядке - горных и высокогорных районов, провести переучёт населения, особо тщательно чечено-ингушского. В начале 1944 года в Чечено-Ингушетию стали прибывать оперативные сотрудники органов внутренних дел регионов СССР, особенно центральных, а также контингент внутренних войск. Республика была разбита на четыре оперативных сектора. Выселение началось ранним утром 23 февраля 1944 года. Это была бесчеловечная чудовищная акция. Не вижу необходимости в деталях рассказывать о бесчинствах и издевательствах, которые творились исполнителями зловещей воли тирана Сталина над беззащитными людьми только из-за того, что они чеченцы или ингуши. О них многократно писалось и говорилось. Прием эшелонов со спецпереселенцами чеченцами и ингушами в Казахстане и Киргизии был закончен 21 марта 1944 года. Было госпитализировано 1070 человек. Это цифры из официальных источников. Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми.

Каждый человек всегда найдет оправдание собственным неблаговидным поступкам. Каждый способен простить самому себе даже чертовски гнусную подлость. А простив, постарается забыть. Останется только маленькое, расплывчатое, стертое временем пятнышко где-то в подсознании, которое когда-нибудь, спустя десятки лет, вдруг раскроется и начнет саднить с прежней силой. Примерно то же происходит с целыми народами. Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны. И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Источник: Wiki. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, помня о: карательных экспедициях русских войск в Чечне, длившихся с 1721 по 1783 год и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и Северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го. Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 года с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск. В 1932-м коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы.

Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей

Но вот наступило 23 февраля 1944 года. Нам сказали собираться, что дают 24 часа на сборы. Мы начали плакать. Мама спрашивала, куда мы поедем. Ей очень грубо ответили, толкнули.

Сказали, что поедете умирать с голоду, если доберетесь, конечно. Мама нам так и сказала, чтоб как мыши себя вели. Мы видели, как женщина одна хотела убежать, ее мужчина в форме ударил, прям по лицу, она и упала на землю. На момент переселения нас было 7 человек в семье.

Помню, как мама плакала. Мама в дороге ничего не ела, у нее молоко и пропало. И умер малыш. Пришли конвойные, обыскали вагон и выкинули его на обочину.

Это не было редкостью тогда, с нами обращались как с животными». Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные вагоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей и 387 229 чеченцев.

Погружено 177 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлено к месту нового поселения. Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района остались невывезенными 6 тыс. Случаи попытки к бегству и укрытию от выселения носили единичный характер и без исключения были пресечены. Проводится проческа лесных районов, где временно оставлено до гарнизона войск НКВД и опергруппа чекистов.

За время подготовки и проведения операции арестовано 2016 человек антисоветского элемента из числа чеченцев и ингушей, изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе: винтовок 4868, пулеметов и автоматов 479. Граничащее с Чечено-Ингушетией население отнеслось к выселению чеченцев и ингушей одобрительно. Телеграмма Лаврентия Берии Иосифу Сталину. Совнаркому СССР наделить чеченцев и ингушей в новых местах поселения землей и оказать необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству».

Было душно и холодно одновременно. Дедушка усмотрел в вагоне какую-то дырочку, расширил ее шилом, и я прикладывался к ней ртом. Вкус этого сладкого воздуха я помню по сей день». Из воспоминаний Иссы Кодзоева Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери.

Казахстан, 1944 год Wikimedia Commons «Докладываю, что к погрузке переселяемых чеченцев и ингушей было приступлено в 5. Всего принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек. В среднем по 2740 человек на эшелон. Отправка эшелонов в пункты назначения началась 23.

Срок пребывания эшелонов в пути составлял от 9 до 23 суток, а в среднем 16 суток. Сдано в пунктах назначения 180 эшелонов — 491 748 человек. В пути следования народилось 56 человек, сдано в лечебные заведения на излечение 285 человек, умерло 1272 человека, что составляет 2,6 человека на 1000 перевезенных. Причинами смертности в пути являются: 1.

Наличие среди переселяемых больных хроническими заболеваниями пороки сердца с явлениями декомпенсации, склероз мозговых сосудов, туберкулез, язвенная болезнь желудка и др. Наличие физически слабых от рождения или перенесших разные изнуряющие болезни.

Гонов, А. Хунагов и другие пытаются оправдать депортацию народов СССР. Поскольку они не могут воспользоваться обвинениями, которые были развенчаны самим КГБ СССР в 1980-е годы, то они используют недомолвки, туманные намёки, выводы, никак не связанные с посылками и просто фальсификацию документов.

Так, в одной из своих первых публикаций по депортации он приводит якобы текст телеграммы Л. Берии И. Сталину : Ознакомился с материалами по поведению балкарцев как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… На самом деле эта телеграмма начинается так: В связи с предполагаемым выселением балкарцев с Северного Кавказа, я ознакомился с материалами об их поведении как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… Таким образом, в документе скрыта ключевая часть фразы, чтобы подогнать его под нужную версию трактовки событий. В результате именно сфальсифицированный вариант документа попал во многие книги, посвящённые депортациям в СССР [47]. Излюбленным приёмом Н.

Бугая и его учеников является изложение сводок НКВД с цифрами о высоком уровне бандитизма и дезертирства без указания национальности бандитов и дезертиров, с целью подвести читателя к мысли, что ими были представители депортированных народов [44]. Так, оправдывая депортацию корейцев , он говорит о бандитизме и дезертирстве в годы Второй мировой войны на Дальнем Востоке , откуда корейцы были поголовно выселены в 1937 году [43]. В качестве объяснения «предательству» депортированных выдвигается, например, благожелательное отношение к ним фашистов. Он ссылается на обращение Гитлера к своим подчинённым: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты , мусульманские законы, шариат ещё крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении. И это намного облегчает задуманную акцию.

Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Здесь Н. Бугай подменяет реальные события предполагаемыми намерениями Гитлера, не выясняя, насколько удачно ему удалось их реализовать. Труды Н.

Бугая и его учеников вызывают много вопросов. Тем не менее, его ученик Гонов успешно защитил докторскую диссертацию, а сам Бугай стал начальником Департамента по делам депортированных и репрессированных народов в Министерстве России по делам национальностей и национальной политике. Более того, версия событий этой группы историков нашла своё отражение в учебнике по истории России для вузов [48]. Публицист Игорь Васильевич Пыхалов отметился рядом книг, посвящённых оправданию депортаций например, «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации — преступный произвол или справедливое возмездие?

В декабре 2016 года он принёс публичные извинения за оправдание депортации ингушей, но не чеченцев. По его словам, основная антисоветская деятельность была сосредоточена в Чечне. Те же антигосударственные силы, что действовали на территории Ингушетии, имели меньший масштаб и могли быть нейтрализованы обычными методами, без депортации ингушей [52] [53] [54]. В сентябре 2023 года спикер Парламента Чечни Магомед Даудов сообщил об изъятии из школ Чечни всего тиража вновь изданного учебника истории России 10-11 классов под редакцией Мединского , который, по словам спикера, «вызвал волну возмущения среди представителей репрессированных в СССР народов». После этого была создана рабочая группа, которая, с одобрения министра просвещения Сергея Кравцова , занялась внесением соответствующих изменений в текст учебника.

В состав группы вошли представители репрессированных народов. По признанию Мединского, вызвавший возмущение текст был перенесён из предыдущей версии учебника [55]. Представления о «неблагонадёжных» народах восходят к работам специалистов по военной статистике конца XIX века В. Золотарёва, А. Макшеева и Н.

Согласно их представлениям, благонадёжным считалось славянское население страны, а неблагонадёжным — народы окраин России. Иностранное гражданство, национальная или религиозная близость к стране, с которой Россия находилась в состоянии войны, также считались признаками неблагонадёжности. Ещё одним критерием считались возможные помехи на пути колонизации Россией новых земель [57]. Основная статья: Турция во Второй мировой войне На протяжении всей Отечественной войны в советско-турецких отношениях сохранялась напряжённость. Это было связано с непредсказуемостью политики Турции , которая характеризовалась как «враждебный нейтралитет».

Эти договоры по сути перечёркивали советско-турецкий договор «О дружбе и нейтралитете» от 17 декабря 1925 года и свидетельствовали о враждебном отношении руководства Турции к СССР [58]. Джамиль Гасанлы писал, что депортации народов Кавказа … не были вызваны военной необходимостью и не были связаны с военными операциями. Всё это были элементы политики давления на Турцию, инспирированные в Кремле [58]. По мысли А. Бугаева , Сталина настораживали не столько возможности основной массы мусульманских народов Северного Кавказа, тюркских народов Южного Кавказа и Крыма , сколько их возможная консолидация против агрессивных планов и действий Кремля в отношении Турции [58].

Экспансия Грузии[ править править код ] Большая часть опустевших в результате депортации земель отошла к Грузии. В составе РСФСР остались лишь те земли, которые, будучи в составе автономий депортированных народов, были заселены русскими.

Предпосылки Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. Это связано с карательными походами русских войск в 18 веке, восстанием чеченцев и ингушей в 1804 году, а также со вступлением войск Красной Армии в Грозный.

Всего в период с 1920 по 1941 год произошло 12 крупных восстаний против властей. О меньшем и говорить не приходится - их было больше пятидесяти. Но это еще не все. Что касается населения, то советское правительство планировало переселить его в Казахстан, а также расселить по всей Средней Азии.

Целью операции «Чечевица» была этническая депортация чеченцев и ингушей. Все началось в тот самый день - 23 февраля 1944 года. В 6 часов утра солдаты начали стучать в дома и собирать мужчин на празднование Дня Красной Армии.

Председатель Союза репрессированных народов Российской Федерации, инициатор создания книги Аркадий Горяев считает, что построение справедливого общества в России невозможно без реабилитации репрессированных народов. Реализация этого закона станет одним из основных вопросов, внесенных в повестку дня форума. В работе съезда примут участие представители депортированных народов - карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков. Чеченцы и ингуши провели в депортации 13 лет, фактически не имея никаких гражданских и иных прав. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина. По иным сведениям, число депортированных в 1944 году вайнахов составило более 650 тысяч человек. Этими цифрами, в частности, оперирует историк Н.

Тогда же из родных мест были выселены балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары и турки-месхетинцы.

23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ

Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. Что вытерпели чеченцы и ингуши? Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Депортация ингушей и чеченцев с территории Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР в Среднюю Азию и Казахстан длилась с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий