Текст соглашения Сайкса—Пико был опубликован и охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий и контрибуций. После подписания данного соглашения положения договора Сайкса– Пико были забыты, сохранялись лишь демаркационные разделения между Ливаном, Ираком и Трансиорданией, а также границы Палестины. © 2024, RUTUBE. Соглашение Сайкса-Пико и Декларация Бальфура. 12+.
Преступные договорённости
Соглашения о Проливах, Straits Agreements, Соглашение Сайкса-Пико, Sykes-Picot Agreement, Антанта, Entente, Турция, Turkey, Первая мировая война, World War I. Британское соглашение к Соглашению Сайкса–Пико (настоящий документ является официальной англоязычной версией Соглашения Сайкса–Пико). Безусловно, соглашение Сайкса — Пико, заключенное сто лет назад, заложило противоречия, вылившиеся в последовавшие конфликты, которые мы до сих пор наблюдаем в этом регионе.
"Ближний Восток будет гореть": призрак тайного соглашения Сайкса—Пико навис над Турцией
В апреле 1917 года на встрече в Сен-Жан-де-Морьен англичане и французы согласились на передачу итальянцам Смирны. Итальянцы, однако, продолжали претендовать на дополнительные территории, населённые греками и турками. Переговоры затянулись до августа 1917 года. Наконец была достигнута договорённость о зоне влияния Италии в Юго-Западной Анатолии , а также части Западной и Центральной Анатолии [18]. При этом условились, что соглашение получит силу лишь с согласия России. Однако в октябре 1917 года Временное правительство в России было свергнуто, а в ноябре советское правительство России в числе других тайных соглашений царского правительства обнародовало и текст соглашения Сайкса — Пико, что привело к скандалу.
Последствия[ править править код ] Соглашение Сайкса — Пико означало отказ от обещаний создания национального арабского государства на территории Великой Сирии , предоставленных арабам через Томаса Эдварда Лоуренса в обмен на поддержку британских войск в борьбе с Османской империей [19]. После войны Франция была вынуждена отказаться от обещанного ей Мосульского вилайета и от участия в управлении Палестиной , что было закреплено на конференции в Сан-Ремо [20].
Последние записи:.
Были определенные условия по судьбе Багдадской железной дороги: французы получали свой участок, англичане — свой. Принципиально важно то, что соглашение было секретным и не подлежало огласке. России надлежало утвердить некоторые изменения, которые в него вносились, чего сделано не было из-за последовавшей революции. После прихода к власти большевиков ситуация изменилась кардинально. В ноябре 1917 года большевистское правительство выступило против секретных договоров. Текст соглашения был опубликован, а сам договор охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий, контрибуций и т. Это был конфуз для союзных держав. Выяснилось, что Антанта не собиралась выполнять обещаний арабам по созданию арабского государства вопреки соглашению с шерифом Мекки Хусейном. Британия и Франция стали отрицать, что такое соглашение вообще было. И лишь позже, когда дело дошло до получения мандата Лиги наций на управление территориями бывшей империи, союзники признали, что соглашение все-таки было заключено. К тому времени ситуация изменилась принципиально. Если царское правительство претендовало на территории, в том числе Западной Армении, то большевистское правительство категорически отвергало этот «империалистический раздел мира» и считало главным путем развития человечества отказ от войны, аннексий и контрибуций через конечную победу социалистической революции. Таким образом большевики пытались реализовывать троцкистскую идею мировой революции. Турция представлялась «мостом революции на Восток», а вождь турецкой революции Мустафа Кемаль — важным союзником по реализации этой программы. Большевики не просто отказывались от раздела Турции. Был разрушен Кавказский фронт, демобилизована армия, а добровольческие отряды армян остались лицом к лицу с турецкой армией. Поскольку Россия выбыла из войны, она перестала быть участником соглашения держав Антанты. Отметим, что эти соглашения послужили основой для будущего раздела остатков османской территории — нынешней Сирии, Ирака, Иордании, Ливана, Израиля, саудоаравийцы тоже получили полунезависимый статус. Часто встает вопрос, почему границы, в соответствии с соглашением, были обозначены прямыми линиями? Во-первых, соглашение было заключено за спиной арабов, которым обещали независимость, но не дали. Это исторический факт, нормальный империалистический обман, а в осуждении этой политики большевики были правы. Тогда в расчет интересы народов и особенности территорий не принимались. Во-вторых, часть этих территорий заселена крайне слабо: жаркий климат, недостаток воды, пустыни, пыльные бури… Кстати, кроме Тигра и Евфрата здесь нет рек, по которым часто проводятся границы государств. Казалось бы, соглашение на практике не было реализовано.
К сожалению, история полна этими фактами. Так были уничтожены многие древние народы и государства. Перед нами, курдами, сегодня стоит выбор, или мы подчиняемся оккупации и со временем пополняем список канувших в лету народов, либо продолжаем свою борьбу и шаг за шагом отвоёвываем свои права. Я уверен, зная историю своего народа, его характер, мужество и непокорность, что победа будет за нами! Курды имеют право создать свое государство и стать примером для Ближнего Востока". Депутат Европарламента Чарльз Теннок. Да господа, сильные мира сего, пришло время исправлять ошибки договора Сайкса — Пико. Бесчеловечного договора, который разделил многомиллионный народ на части, проводя искусственные границы ради своих экономических и политических интересов. О какой демократии, защите прав человека, правах народов на самоопределение может идти речь, когда 40 миллионный народ в течении 100 лет подвергается геноциду только из-за того, что хочет остаться курдом и быть хозяином своей земли и своей судьбы? Подлое, бесчеловечное соглашение Сайкса — Пико привело к миллионам жертв ни в чем не повинных людей. Людей свободолюбивых, гордых, непокорных. Ведь 100 лет борьбы этого народа показало, что ни одно оружие, а против курдов применили весь арсенал, включая химическое и бактериологическое оружие, не способна сломать их волю к независимости. Пора исправлять ошибки договора Сайкса — Пико и встать на путь справедливости, истинной, а не ложной демократии. Пора помогать курдам в их справедливой борьбе, а не пытаться их использовать в своих целях.
Соглашение Сайкса-Пико или как союзники арабов обманули.
САЙКС – ПИКО СОГЛАШЕНИЕ 1916 • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Текст соглашения Сайкса—Пико был опубликован и охарактеризован как "империалистический сговор" за спиной народов, проявление политики аннексий и контрибуций. |
Telegram: Contact @EvPanina | В статье анализируются проблемы, заложенные Соглашением Сайкс-Пико и последующими международными правовыми документами (Сан-Ремо, Парижский мирный договор) в систему современных международных отношений на Арабском Востоке, в частности Курдский вопрос. |
Соглашения Сайкса-Пико | Плейлист, посвящённый политике: ?list=PLlChGbUab9K8o4wv3Pq8yb0fa1GQYOJ4FВ этом плейлисте вы найдёте больше видео по данной темати. |
Соглашение Сайкс-Пико 1916
Журнал Международная жизнь - Франция в сирийском тупике | Соглашение Сайкса-Пико нанесло большой ущерб курдскому народу, а пренебрежение силами, подписавшими соглашение, привело к маргинализации 50 миллионов курдов и разделению их регионов между четырьмя странами, говорит Сиханок Дибо. |
САЙКС - ПИКО СОГЛАШЕНИЕ 1916 | Соглашения Сайкса-Пико приобрели известность в форме черной легенды, приписывающей определенные предполагаемые события союзникам во время Первой мировой войны, что впоследствии подогревало националистические заявления арабов и исламистов. |
Соглашение Сайкса-Пико или как союзники арабов обманули. | Кроме того, соглашение Сайкса – Пико часто фигурирует как аналогия в связи с возможными планами глобальных игроков по переустройству Сирии. |
От Османской империи до "Исламского государства": 100 лет тайному разделу Ближнего Востока - ТАСС | Пико (которое правильнее было бы назвать соглашением Сайкса - Пико - Сазонова* (*По имени министра иностранных дел Российской империи ва (занимал этот пост в 1910-1916 гг.), самым активным образом участвовавшего в. |
[статьи] Пришло время исправлять ошибки договора Сайкса – Пико | The Sykes-Picot Agreement: 1916. It is accordingly understood between the French and British governments: That France and Great Britain are prepared to recognize and protect an independent Arab states or a confederation of Arab states (a) and (b) marked on the annexed map. |
Соглашение Сайкс-Пико 1916
В июле 1941 года над Сирией был установлен контроль Свободной Франции, руководимой генералом Ш. Тем самым она была выведена из-под административного управления коллаборационистского режима Виши, что имело большую стратегическую важность в свете попыток нацистской Германии утвердить свое влияние в Ираке. Уже 27 сентября 1941 года Свободная Франция признала независимость страны. В апреле 1946 года, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, французские войска окончательно покинули ее территорию. Но стратегическое положение страны в регионе Ближнего и Среднего Востока с тех пор обеспечивало ей повышенное внимание французской дипломатии. Асаду захватить власть в результате государственного переворота. Как указывает французский арабист Ф.
Пишон, алавиты, населявшие бедные горные районы, охотнее, чем сунниты, шли на службу в создававшиеся французами на основе призыва сирийские военные части, да и денег, чтобы откупиться от службы, у них обычно не было. Французские же чиновники благожелательно относились к алавитам-военным, поскольку видели в них определенный противовес суннитскому большинству, которому не доверяли1. После обретения Сирией независимости на ее отношения с Францией повлияли, с одной стороны, события холодной войны, с другой - Суэцкий кризис 1956 года и арабо-израильские войны. Последний, в свою очередь, в 1956 году начал поставки в Сирию вооружений, а в 1957-м - заключил с ней выгодное для сирийской стороны Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. В то же время сближение Сирии с СССР воспринималось ею негативно, что не способствовало налаживанию франко-сирийского сотрудничества. Однако самый большой удар по связям двух стран нанес Суэцкий кризис 1956 года.
Попытка Франции и Великобритании решить его с помощью военной силы в коалиции с Израилем вызвала крайне негативную реакцию сирийского руководства, которое разорвало дипломатические отношения с обоими государствами. С Францией они были возобновлены лишь в 1961 году. Это позволило ей в какой-то мере восстановить свое присутствие на сирийской земле, особенно в сфере образования. Однако стратегического перелома в отношениях не произошло. Потребность во взаимодействии с ним, особенно в военно-технической области, стала для Сирии жизненной необходимостью после поражений в войнах с Израилем в 1967 и 1973 годах, а также после «примирения» Израиля с ее главным военным союзником в регионе - Египтом Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. Взаимодействие с Францией несколько оживилось в связи с гражданской войной в Ливане.
Франция поддержала ввод сирийских войск в эту страну в 1976 году, надеясь что они быстро стабилизируют ситуацию, а затем будут выведены. Для французской дипломатии стали неприятным сюрпризом попытки сирийцев, мечтавших о «Великой Сирии», установить полный контроль над Ливаном, который Париж считал своего рода «воротами» для проникновения Франции в регион. Еще более обострило отношения двух стран убийство в Бейруте в сентябре 1981 года французского посла в Ливане Л. Деламара, которое, по мнению французских властей, было делом сирийских спецслужб. Пытаясь ослабить напряженность и найти компромисс по Ливану, Президент Ф. Миттеран нанес визит в Сирию в сентябре 1984 года, несмотря на критику французских СМИ, которые обвиняли режим Х.
Асада в «резне населения» при подавлении исламистского восстания в городе Хаме в 1982 году. Как позже писал журналист, обозреватель газеты «Монд» П. Ларрутюру, французские интересы в Ливане оказались важнее, кроме того, Ф. Миттеран не желал даже косвенно поддержать «Братьев-мусульман», организовавших это восстание2. Но визит не принес ожидаемых результатов, поскольку сирийское руководство считало контроль над Ливаном своим стратегическим приоритетом. Правда, в 1990-х годах, после исчезновения СССР, приведшего поначалу к значительному сокращению сотрудничества Москвы и Дамаска, между Францией и Сирией все же произошла определенная «оттепель».
В октябре 1996 года теперь уже Президент Ж. Ширак побывал с визитом в Дамаске. Он сделал попытку «разменять» Ливан на поддержку Сирии в вопросе возвращения ей оккупированных Израилем Голанских высот в соответствии с принципом - «мир в обмен на территории». Кроме того, воспользовавшись тем, что в 1994 году страны Запада отменили эмбарго на поставки в Сирию вооружений, введенное в 1973 году, Париж даже приоткрыл дверь для военно-технического сотрудничества. В числе других накануне президентского визита прорабатывался, например, вопрос о продаже Сирии современных самолетов «Мираж» 2000. Однако на практике все свелось к поставкам небольших партий транспортных средств и средств связи3.
Не получилось и с «разменом». Сама Сирия в это время прилагала усилия к возобновлению сотрудничества с Россией, постепенно активизировавшей свою политику на данном направлении. Этому содействовала созданная в 1994 году Российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Начали осуществляться, в частности, проекты в области атомной энергетики, возобновились и поставки вооружений, в том числе самолетов, вертолетов, танков, систем ПВО. Новый импульс сотрудничеству придали договоренности 2004-2006 годов, в соответствии с которыми, с одной стороны, была урегулирована проблема задолженности Сирии перед РФ, с другой - создан новый орган сотрудничества - Российско-сирийский деловой совет. Одновременно Дамаск попытался также улучшить отношения с Вашингтоном.
После террористической атаки на США 11 сентября 2001 года сирийские спецслужбы начали сотрудничать с ЦРУ, передавая, в частности, последнему информацию о деятельности «Аль-Каиды». Однако это сотрудничество быстро сошло на нет после американского вторжения в Ирак в 2003 году, которое побудило Дамаск, опасавшийся, что Сирия теперь «на очереди», усилить связи с Ираном. К тому же США вскоре начали обвинять Дамаск в том, что он не прилагал достаточно усилий, чтобы в Ирак не попадали с сирийской территории оружие и боевики, воюющие с оккупационными силами. В 2005 году по инициативе Президента Дж. Франция, которая вместе с Германией и Россией выступила против американской интервенции в Ираке, оказалась в двойственной ситуации. Объективно в иракском вопросе ее интересы какое-то время совпадали с интересами Сирии.
В то же время она была все больше обеспокоена продолжавшимся сближением последней с Ираном, который Запад обвинял в стремлении обзавестись ядерным оружием. Франция вместе с США прилагала также все усилия, чтобы изгнать сирийцев из Ливана. В сентябре 2004 года они сумели продвинуть в Совете Безопасности ООН резолюцию 1559, в которой содержалось требование «вывести из страны все остающиеся иностранные силы», то есть на деле сирийский военный контингент. Воспользовавшись гибелью в результате террористического акта в феврале 2005 года бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, США и Франция немедленно обвинили в его организации Сирию и начали мощную информационно-пропагандистскую кампанию с требованием безотлагательного вывода сирийских войск. В конечном счете Дамаск был вынужден сделать это в апреле того же года.
Но франко-сирийские отношения остались напряженными, ибо Дамаск продолжал поддерживать в Ливане проиранскую организацию «Хезболла». Он занимал также благожелательную позицию в отношении ядерной программы Ирана, в то время как Франция была одним из самых яростных ее противников. Кроме того, как писала французская пресса, Ж. Ширак, имевший личные связи с Р. Харири и остро воспринявший его гибель, решил заморозить с Сирией все контакты на высшем уровне4. Новую попытку наладить более конструктивные отношения с Дамаском Париж сделал лишь после избрания в 2008 году президентом Франции Н.
Саркози которого французская пресса обвиняла в личных связях с Б. Асадом 5. К этому стремились и деловые круги Франции, проявлявшие интерес к политике экономической либерализации, осуществляемой режимом Б.
Британское правительство отвечает: «Правительство Его Величества и его союзники не отказались от своей политики полной поддержки всех движений, которые борются за освобождение угнетенных народов. В силу этого принципа они более чем когда-либо полны решимости поддержать арабские народы в их усилиях по созданию арабского мира, в котором закон заменит османский произвол и где единство возобладает над соперничеством, искусственно спровоцированным происками администраций.
Правительство Его Величества подтверждает свои предыдущие обещания относительно освобождения арабских народов. Французы и британцы, чувствуя, что ситуация ускользает от них, покинули комиссию и согласовали границы на конференции в Сан-Ремо в апреле 1920 года. Применение соглашения Военный и дипломатический контекст для Франции на Востоке неблагоприятен. В Январь 1916 г. Во время конфликта британские войска увеличатся до 1,4 миллиона человек все восточные театры, вместе взятые против немногим более 7000 человек во французском отряде Палестины и Сирии DFPS.
Эта численная слабость на местах, по-видимому, частично компенсировалась оккупацией французским флотом острова Руад, на котором Франция разместила очень активную разведывательную службу в Сирии. Связи, созданные информационной службой военно-морского флота Леванта SIL со многими сирийскими общинами и племенами, позволили сохранить французское влияние в регионе и отговорили Великобританию от оспаривания соглашения a posteriori, подписанного с Францией. Таким образом, это соглашение ратифицировано и узаконено мандатом в должной форме Лиги Наций на конференции в Сан-Ремо. Франция формирует мандат на Ливан, а другой - на Сирию , в то время как Великобритания формирует мандат на Месопотамию расширенный Мосул, уступленный французами в обмен на участие в нефтяных прибылях бассейна Киркук , а другой - на Палестину и Трансиорданию.
IV 1916 года французский посол Палеолог принял условия России и сообщил о намерении Франции заключить с Англией соглашение на основе проекта Сайке - Пико. После этого Англия и Франция заключили в Лондоне соглашение в форме обмена нотами между министром иностранных дел Англии Греем и французским послом Камбоном. V Камбон в своей ноте изложил условия соглашения; 15. V Грей выдвинул дополнительное условие - взаимное признание всех существующих английских и французских концессий и привилегий на территориях, подлежащих разделу; Камбон принял это дополнительное условие, и тогда 16.
V Грей принял всё соглашение в целом. Сайкс - Пико соглашение было заключено в глубокой тайне - не только от арабов, но и от союзников. Италия, узнав о существовании Сайкс - Пико соглашения тщетно добивалась, чтобы ей сообщили его содержание. Лишь после объявления Италией войны Германии союзники в августе 1916 года удовлетворили её требование, а затем, 19. IV 1917 года, заключили с ней Сен-Жан де Морьенн соглашение см. Они скрыли от Хусейна содержание Сайкс - Пико соглашения и давали Хусейну широкие обещания, несовместимые с Сайкс - Пико соглашением заранее зная, что Англия и Франция не будут их выполнять. Арабы узнали о Сайкс - Пико соглашении лишь после того, как оно в ноябре 1917 года было опубликовано Советским правительством. Стремясь удержать арабов от выхода из войны, союзники пошли на новый обман: министр иностранных дел Англии Бальфур публично отрицал существование Сайкс - Пико соглашение.
Однако на Парижской мирной конференции союзники были вынуждены признать наличие такого соглашения.
Сазонов, а также послы Великобритании и Франции Дж. Бьюкенен и М. Со стороны союзников в качестве советников присутствовали Ф. Пико и М. Сайкс, которые незадолго до этого, в конце 1915 — начале 1916 года, провели англо-французские консультации. Дипломаты добились того, что послевоенные контуры границ Османской империи были нанесены на карту и зафиксированы в протоколе. Это и было знаменитое «соглашение Сайкса-Пико», о котором не забывают и в наши дни, более чем сто лет спустя.
Споры вокруг него не утихают — кто-то считает соглашение очень важным международным документом, кто-то ничего не значащей бумажкой. Но что же на самом деле описывал документ и какие последствия имели эти договорённости? Марк Сайкс и Франсуа Жорж-Пико Великая цель русской политики Для начала взглянем на интересы Российской империи и попробуем разобраться, как они укладывались в систему международной дипломатии. Стремление русских к Константинополю было давним и чрезвычайно сильным. Прежде всего, Второй Рим был для нас сакральным центром — городом, откуда на Русь пришла вера в Христа, и центром Вселенской патриархии. К слову, в России в это время не было патриархии, а русская церковь имела официальное название «Российская православная греко-католическая церковь» — связь с Грецией и политические претензии очевидны. Император Николай II весьма сочувственно относился к идее восстановления патриаршества, но, скорее всего, видел русского патриарха не главой одной из поместных церквей, а вселенским патриархом, чей трон находится не в Москве, но в священном граде Константина Великого. Кроме идеологии играла роль и экономика.
Юг России был одним из главных промышленных и сельскохозяйственных центров империи, полностью зависящим от морской торговли. Закрытие проливов недружественной Османской империей а иную позицию это государство занять не могло наносило тяжелейший удар российской экономике. Поэтому контроль над Босфором и Дарданеллами стал настоящей идеей фикс для русских промышленников, торговцев и финансистов. Генерал Куропаткин, резюмируя эти мысли, писал: «Присоединение к России Проливов и Константинополя обеспечит выход России в Средиземное море и спокойное развитие Черноморского побережья. От «Греческого проекта» до Крымской войны Долгое время устремление России в Константинополь не встречало никакого сочувствия в Европе. Попытка Екатерины II приступить к реализации «Греческого проекта» вызвала настоящую истерику в Лондоне и недружественную реакцию у союзной Австрии. Ещё в самом начале своего правления он сказал французскому послу графу Сен-При: «Брат мой завещал мне крайне важные дела, и самое важное из них: восточное дело». Декларация была сделана — оставалось реализовать её на практике.
Карикатура 1878 года: Дизраэли, Горчаков и Андраши решают восточный вопрос Когда уже в 1829 году русская армия дошла до Адрианополя, где туркам был продиктован унизительный мир, это доказало способность России решить свою главную задачу военным путём. Но одной силы было мало — требовалась искусная дипломатия. Нужно было добиться согласия Великобритании, делившей в то время с Россией почётное звание мирового гегемона. К сожалению, тут удача покинула русского императора. Будучи уверен в том, что довольно призрачные договорённости, достигнутые с кабинетом консерваторов-тори, будут действовать, он столкнулся с неприятием его политики либералами-вигами во главе с Пальмерстоном, сменившими в 1855 году правительство Абердина.
Сёма Давидович: Чертой по карте. К столетию Соглашения Сайкса — Пико
Эти условия свидетельствуют о политической измене арабских правителей, заболевших националистическими идеями, которые в основе противоречат политическим принципам централизованного исламского государства. Запад добился зависимости арабских правителей от своего протектората и заставил их разделить мусульман. Внешняя политика западных держав с середины 18-го века идёт по пути совершенствования. В отличие от мусульман, которые отдалили политику как таковую от Ислама. Запад определил для каждой отдельной мусульманской страны отдельную задачу. Например, от Иордании требуется выполнение функции разделительной линии между Израилем и арабским миром. Ливану поставлена задача максимально интегрировать в среду мусульман западное понимание культуры. Саудовская Аравия и страны Персидского залива должны обеспечивать нефтью Запад.
Что касается Израиля, то его функция заключается в разделении мусульманского Востока и мусульманского Запада, разделении стран Шама и Египта. Западный империалист понял силу объединённых Шама и Египта и поэтому создал государство Израиль в сердце исламской нации как инородное тело. Кстати, об этом инородном теле, которое поглотило в себе святыню мусульман — мечеть Аль-Акса. В прошлом году в Интернете был обнародован интересный документ, свидетельствующий о действиях короля Абд-уль-Азиза ибн Сауда, основателя Саудовской Аравии. Саудовская Аравия до последнего дня своего существования будет придерживаться данной позиции».
Конечный вариант соглашения выглядел так: «Голубая зона» — прямой французский контроль — Киликия, Ливан, сирийское побережье и большая часть Галилеи — по линии к северу от Акко до озера Кинерет. К востоку от этой зоны — в Сирии предполагалось создать марионеточное арабское государство — французский протекторат «Зона А».
Территория к востоку от реки Иордан, Негев, Газа и Синай должны были быть объединены в марионеточное арабское государство «Зона В» — британский протекторат. Территории к югу от французской «голубой зоны» Санджак Иерусалим должны были быть отданы под контроль «международной администрации» «коричневая зона». Соглашение вступало в силу только после начала Арабского Мятежа. Ни Пико, ни Камбон не верили в то, что это случится, а если случится, окажет сколько-нибудь существенное влияние на ход войны. Между тем, сэр Марк Сайкс свято верил, что добился исполнения заветной арабской мечты. С его точки зрения, арабам необходимо было единство, но только в идеале, на практике единство не будет в гармонии с их «национальным гением», а с экономической и финансовой точки зрения оно казалось попросту нереальным Сайкс писал: «У арабов нет национального чувства, в нашем понимании, но у них есть чувство расовой гордости, что уже хорошо. Они должны удовлетвориться конфедерацией арабоязычных государств, под эгидой арабского принца».
Как в поведет себя сейчас Россия? Каков будет ответ на действия «партнеров»? Подпишитесь на рассылку Одно письмо в день — подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста. Можно отписаться в любой момент.
После длительного торга заседавший в итальянском городке Сан-Ремо в апреле 1920 г.
Совет Антанты постановил передать Англии мандат на нынешние Ирак и на Палестину; французский мандат распространялся на территорию современных Сирии и Ливана и нынешнюю турецкую провинцию Хатай. Эти решения были утверждены Лигой Наций 29 сентября 1923 г. Линии раздела бывших провинций Османской империи проводились в соответствии с интересами колонизаторов, без учета веками сложившихся границ между отдельным группами населения. В итоге это привело к возникновению целого ряда этнических и конфессиональных конфликтов. То были мины замедленного действия, которые взрываются в наши дни.
Заметим, к слову, что Сирия тогда была раздроблена на шесть карликовых штатов, именовавшихся государствами: Дамаск, Алеппо, алавитов, друзов, Великий Ливан и санджак провинция Александрета. Не из этих ли архивов сегодня вытаскивают планы о разделе Сирии на ряд мелких государств? И все потому, что со страной, раздробленной на куски, легче справиться, проще принудить к принятию любых, даже опасных для ее народа решений. Может быть, именно этими соображениями руководствовался известный ученый востоковед Бернард Льюис, когда предложил прославивший его план, который предусматривает расчленение Ливана на микрогосударства , Ирана на 4-5 частей, Пакистана на 3-4 части, Сирии на 4-5 частей, Судана на две части. В том, что касается Судана, его идея была реализована.
Сто лет прошло после подписания соглашения Сайкса—Пико, по меркам истории срок совсем небольшой. Может быть, ответы на кажущиеся странными позиции и подходы многих европейских стран в отношении нынешних событий на Ближнем Востоке можно найти, перелистав страницы истории. Если международное сообщество сумеет справиться с этой террористической организацией, — считает Яхмед, — суннитский политический ислам пойдет на спад, ибо будут ослаблены две главные его составляющие — Саудовская Аравия и ДАИШ.
Но как выразительно и ярко они могут рассказать о событиях, людях, странах. Как-то выпала из общей кипы досье и врезалась в памятные записи весьма вот такая любопытная фраза французского премьер-министра; на вопрос какую часть Сирии и на какое время Франция намерена оккупировать, он ответил: «Всю Сирию и навсегда». После длительного торга заседавший в итальянском городке Сан-Ремо в апреле 1920 г. Совет Антанты постановил передать Англии мандат на нынешние Ирак и на Палестину; французский мандат распространялся на территорию современных Сирии и Ливана и нынешнюю турецкую провинцию Хатай. Эти решения были утверждены Лигой Наций 29 сентября 1923 г. Линии раздела бывших провинций Османской империи проводились в соответствии с интересами колонизаторов, без учета веками сложившихся границ между отдельным группами населения. В итоге это привело к возникновению целого ряда этнических и конфессиональных конфликтов.
То были мины замедленного действия, которые взрываются в наши дни. Заметим, к слову, что Сирия тогда была раздроблена на шесть карликовых штатов, именовавшихся государствами: Дамаск, Алеппо, алавитов, друзов, Великий Ливан и санджак провинция Александрета. Не из этих ли архивов сегодня вытаскивают планы о разделе Сирии на ряд мелких государств? И все потому, что со страной, раздробленной на куски, легче справиться, проще принудить к принятию любых, даже опасных для ее народа решений. Может быть, именно этими соображениями руководствовался известный ученый востоковед Бернард Льюис, когда предложил прославивший его план, который предусматривает расчленение Ливана на микрогосударства , Ирана на 4-5 частей, Пакистана на 3-4 части, Сирии на 4-5 частей, Судана на две части. В том, что касается Судана, его идея была реализована. Сто лет прошло после подписания соглашения Сайкса—Пико, по меркам истории срок совсем небольшой.
Ближний Восток будет гореть: призрак тайного соглашения Сайкса—Пико навис над Турцией
С точки зрения арабов, именно соглашения Сайкса-Пико заложили основу так называемых «национальных государств» на Ближнем Востоке. Речь идёт о секретном Соглашении Сайкс-Пико (дальше Соглашение) по разделу территории Османской (Оттоманской) империи после её будущего поражения в войне. Речь идёт о секретном Соглашении Сайкс-Пико (дальше Соглашение) по разделу территории Османской (Оттоманской) империи после её будущего поражения в войне.
Г.Г. Косач о соглашении Сайкса-Пико
В результате между Британией и Францией было заключено соглашение, разработанное Марком Сайксом и Франсуа Жорж-Пико. Текст соглашения Сайкса—Пико был опубликован и охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий и контрибуций. 100 лет назад правительствами Великобритании, Франции и России было заключено соглашение Сайкса-Пико, полностью изменившее карту Ближнего Востока. так называемым соглашением Сайкса-Пико. The Manchester Guardian публикует секретное соглашение Сайкса-Пико 1916 года между Соединенным Королевством и Францией.
Соглашение Сайкса—Пико – сто лет спустя
В том же году Британия заключила договоры с шейхами Персидского залива. Ниже вашему вниманию представлена подборка примечательных условий, которые были обозначены в договоре между Британией и арабскими правителями различных регионов Османского халифата на примере с правителем Абу-Даби : 1. Я никогда не приму решения и не войду в договор ни с одним из государств, кроме как с Английским государством. Без согласия великолепного Английского государства я не приму, чтобы жил в королевском владении представитель другого государства, кроме представителей великолепного Английского государства. Я никогда не вручу, не продам и ни дам что-то в пользование из королевского владения, кроме как великолепному Английскому государству. Эти условия свидетельствуют о политической измене арабских правителей, заболевших националистическими идеями, которые в основе противоречат политическим принципам централизованного исламского государства.
Запад добился зависимости арабских правителей от своего протектората и заставил их разделить мусульман. Внешняя политика западных держав с середины 18-го века идёт по пути совершенствования. В отличие от мусульман, которые отдалили политику как таковую от Ислама. Запад определил для каждой отдельной мусульманской страны отдельную задачу. Например, от Иордании требуется выполнение функции разделительной линии между Израилем и арабским миром.
Ливану поставлена задача максимально интегрировать в среду мусульман западное понимание культуры. Саудовская Аравия и страны Персидского залива должны обеспечивать нефтью Запад.
На Большом Ближнем Востоке почва для гиперрадикализации более чем подготовлена. Несколько поколений выросли в условиях бесконечного беспредела, войн, диктатуры, нищеты, угнетения и коррупции. Исламский мир переживает масштабный цивилизационный кризис, сравнимый с временами Крестовых походов и монгольского нашествия, когда само его существование было поставлено под вопрос. В XX веке она была поставлена на грань колонизации Западом.
А сегодня исламский мир отстает на несколько параметров не только от «языческой» Японии, но и от Южной Кореи, Китая и Индии. Массовое мусульманское сознание, крайне уязвленное происходящим, пытается нащупать выход. Мы имеем дело с проблемой глубинного залегания. Решение ее растянется на десятилетия и будет очень болезненным. Да, весь XX век не было шанса на реинтеграцию исламского мира. Одни ориентировались на Британию, потом на США, другие на СССР, причем с сильным национал-имперским уклоном, вроде панарабского баасистского проекта, очень напоминающего так называемые национал-революционные движения в Европе 20-40 годов.
Но сейчас перспективы открылись. Интеграция может идти по каналам Организации исламской солидарности. Альтернативы движению в строну своего ЕС нет. Иначе нынешний, если говорить прямо, бардак не прекратится. Конечно, помимо внутренних распрей и конфликтов, сохраняется значительное неприятие идей мусульманской геополитической, экономической и социальной интеграции со стороны Запада, да и многих других глобальных центров силы, например Индии и Китая. Появление современного мощного межгосударственного объединения с развитой экономикой, здоровым стабильным обществом, суверенной военно-политической стратегией, интерес, мягко говоря, вызывает у немногих.
Между тем, от фактора пробуждения исламского мира, стагнировавшего на протяжении последних 300 лет, не уйти. Проблема его самоопределения стала одним из ключевых вопросов международной безопасности.
Раздел азиатской Турции После успешного завершения в феврале 1916 г. Эрзерумской операции русская Кавказская армия выходила на подступы к Сирии и Месопотамии. Опасаясь перехода арабских территорий под русскую оккупацию, англо-французская дипломатия в лице Майкла Сайкса и Жоржа Пико поспешила согласовать взаимные территориальные требования относительно будущего раздела азиатской Турции и уже потом представить их России. Таким образом союзники реализовывали свои права, исходя из памятных записок марта — апреля 1915 г. Прибыв в Петроград, М. Сайкс и Ж. Пико 25 февраля 9 марта 1916 г.
Сазонову меморандум также как и документы 1915 года он именовался Памятная записка с изложением их проекта. В этом документе Раздел Азиатской Турции. В 1-й статье Памятной записки Великобритания и Франция выражали готовность взять под свое покровительство независимое арабское государство либо федерацию таковых государств под сюзеренитетом арабского вождя в определенных зонах они указывались на прилагаемой карте. Помимо зон приоритета Франции синяя и Великобритании красная или А и В, создавалась зона с международным управлением коричневая , причем форма управления в последней должна была быть определена после совещания с Россией и осуществлена в соответствии с соглашением с другими союзниками и меккским шерифом позднее, уже в 1917 г. Таким образом, новое арабское государство либо федерация таковых должно было функционировать под опекой ведущих держав антигерманской коалиции с приоритетом каждого из них в соответствующем регионе арабского государства. Великобритании предоставлялись порты Акра и Кайфа, определенное количество вод Тигра и Евфрата. Александретта становилась вольным городом, поскольку это касалось английской торговли с соблюдением британских интересов в транспортной и таможенной сферах , Кайфа становилась вольным городом, поскольку это касалось французской торговли с соблюдением французских интересов в транспортной и таможенной сферах. Великобритания приобретала после строительства железную дорогу, соединяющую Кайфу с зоной В. Внутренние таможенные пошлины между зонами отменялись.
Английское и французское правительства являлись покровителями арабского государства, которые могли препятствовать недопущению приобретения третьей державой владений на Аравийском полуострове или сооружения военно-морской базы на островах восточной части Красного моря. Каждый из союзников по Антанте приобретал и соответствующую зону оккупации. Русский министр выдвинул ряд встречных условий, сообщив в Памятной записке от 4 17 марта 1916 г. Но Россия настаивала на необходимости включения в русскую зону области Урмийского озера и Битлисских проходов. В отношении Палестины Россия соглашалась на любой проект при условии обеспечения для всех православных учреждений, находящихся в Святой Земле, права свободного отправления культа, и не возражала против поселения в регионе еврейских колонистов. Подчеркивалась незыблемость прошлогодних соглашений относительно Константинополя и Турецких Проливов. Начинаясь от области Мергевера, граница арабского государства должна была пойти по линии вершин, отделяющих оттоманскую территорию от персидской Там же. Британцы сохраняли концессии, ранее существовавшие на турецкой территории они могли быть изменены или отменены по соглашению между Россией и Великобританией и привилегии для британских школьных, религиозных и больничных учреждений аналогичные привилегии предоставлялись русским организациям и учреждениям на британской территории. Россия приобретала не только Турецкую Армению и часть южного побережья Черного моря, но и область Хаккяри и ряд др.
В тот же день! Палеолога полностью и безоговорочно согласилось со всеми инициативами России. А 17 30 мая 1916 г. Важнейший стратегический консенсус был достигнут! Интересно, что относительно п.
Советский историк Григорий Львович Бондаревский, один из моих наставников, в свое время изложил суть англо-франко-русского соглашения, достигнутого годом ранее, весной 1915 года. Работая в архивах, он обнаружил, что Англия и Франция готовы были согласиться "на присоединение Константинополя Стамбула и проливов Босфор и Дарданеллы к Российской империи, а также примыкающих к ним районов европейской и азиатской части Турции", которая была союзницей Германии в первой мировой войне. Были и предложения о придании Константинополю международного статуса. Тогда же поднимался вопрос и о новом разделе Персии. Себя англичане и французы никоим образом не обделили. Синяя — для Франции, красная — для Англии, коричневая предлагалась для международного управления например, территория Палестины, но позже эти планы изменились. Еще две обозначались буквами "А" и "Б". В соглашении оговаривалось, кто и какие порты будет контролировать в Средиземном и Красном морях, в Персидском заливе. Кто и где будет строить железные и другие дороги. Территории нынешних Ирака, Сирии, Ливана, Иордании и других государств делились на зоны влияния, где державы-победительницы позволяли себе безраздельное правление, хотя местным арабам до этого была обещана независимость. Сайкс и Пико приехали в Петроград из-за взятия Эрзерума Чем успешнее действовало то или иное государство на восточном фронте, тем серьезнее становились его притязания. Так, поначалу условия диктовали французы, в военной помощи которых нуждались англичане. Итальянцы подозревали о соглашении, но свой кусок пирога получили только после того, как объявили войну Германии. Вот поэтому-то в начале марта 1916 года Сайкс и Жорж-Пико появились в Петрограде, где встретились с Сазоновым. Доводы нашего дипломата подкрепляли успехи российской армии. Аргументы были тем понятнее, чем сильнее грохотали пушки. После революции 1917 года и начавшейся гражданской войны о доли России союзники уже не вспоминали. К тому же советские комиссары разгласили пункты соглашения.
Тайна соглашения Сайкса-Пико
Смена этих режимов стала одной из решающих национальных задач и приоритетом существования или несуществования народов региона. Следуя по стопам Сайкса-Пико, Турция начала отделять Рожаву от Северного Курдистана после того, как Сайкс-Пико в последние годы разделил ее бетонными стенами. Сегодня она также отделяет Рожаву от Южного Курдистана, что является четким сигналом о том, чтобы держать народы подальше друг от друга». Турция Эрдогана является одним из центров нестабильности в регионе В связи с этим Дибо говорит: «Турция Эрдогана является одним из важнейших центров нестабильности во всем регионе и в определенной степени во всем мире. Самому этому режиму трудно быть частью решения после его вопиющего вмешательства в дела региона и оккупации районов Сирии и Ирака, а также незаконного присутствия в западной Ливии и в других арабских странах. Этот режим имеет в виду одну проблему, так называемую проблему по восстановлению Османской империи, что означает прекращение воли курдского народа, прекращение его достижений в первую очередь и дестабилизацию всего региона.
Существуют сотни свидетельств и доказательств этому». Решения Ирака включают противостояние турецкой агрессии Дебо заявляет: «Народы региона радовались превращению Ирака в новаторский эксперимент в области демократии, который может принести пользу всему региону, но, к сожалению, мы обнаруживаем, что блокирование политического процесса в Ираке является его текущей проблемой. Для них более полезно сосредоточиться на механизме национального и демократического решения для Ирака. Решения Ирака включают противостояние вопиющей турецкой агрессии, прекращение его незаконного существования, решение водного кризиса, вызванного захватом турецким режимом богатств и возможностей Ирака, а также обеспечение безопасности водных ресурсов Ирака и Сирии». Они пытаются разжечь настоящую войну между самими курдами Дибо считает, что «строительство стены между Шенгалом и районами Автономной администрации северо-восточной Сирии не может привести к какому-либо решению.
Решение пришло из Автономных административных районов северо-восточной Сирии, когда десятки его дочерей и сыновей пришли защищать Шенгал, который подвергся настоящей войне на уничтожение со стороны террористической организации ИГИЛ летом 2014 года. Сегодня враги пытаются разжечь настоящую войну между самими курдами. Братская война станет потерей для всех курдов. Наибольшие потери несут те, кто полагается на турецкий режим Эрдогана, который находится на завершающей стадии, пока он настаивает на проведении войны на уничтожение и отрицания для всех курдов». И с 106-й годовщиной подписания соглашения Сайкса-Пико Лозаннское соглашение тоже приближается к своему столетию, так что все ждут, когда будет составлена новая карта по прошествии 100 лет Лозаннского соглашения, которая распределит регионы на основе карт внутренних ресурсов.
Сегодня многие великие страны снова встречаются в этом регионе, чтобы расширить свое влияние, а другие пришли, чтобы противостоять влиянию и провалу планов других стран. Все имеют в виду эти ресурсы и богатый регион, особенно оккупированные Турцией земли, которой не нравится видеть никаких курдов в этом регионе. Турция хочет оккупировать территорию глубиной 32 км вдоль 900 км земель Рожавы, и у нее есть много злонамеренных и грязных целей, которых она хочет достичь, в том числе очистить регион от его коренных жителей, изменить его демографию и устойчивость, а также разместить вместо коренных жителей другие народности, а затем присоединить эти земли к Турции, аналогично Искендеруну и контролированию ресурсов региона Батиния, а также пограничный треугольник между Рожавой, Башуром и Бакуром, что является очень стратегически важным регионом, богатым нефтью и газом, который хотят контролировать несколько сил. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь выдвинул на первый план проблему сирийских беженцев, чтобы вернуть их в оккупированные им районы Сирии и построить в них поселения с помощью ассоциаций «Братьев-мусульман» и переселить миллион беженцев за счет сотен тысяч перемещенных жителей этих оккупированных районов. Действия Турции признаются в международном праве как оккупация В связи с этим Сиханок Дебо заявляет: «Вначале необходимо опровергнуть аргумент Эрдогана о том, что то, что он делает, вытекает из статьи 51 Закона о защите в Организации Объединенных Наций.
И что реальность действий Турции признается в международном праве как вопрос оккупации и оговаривается в статьях 42-56 Гаагских правил 1907 года. Общая статья Вторая четырех Женевских конвенций 1949 года, статьи 27-34 и статьи 47-78 Четвертой Женевской конвенции, в дополнение к некоторым положениям Дополнительного протокола I и обычного международного гуманитарного права». Анкара получила миллиарды долларов в виде грантов на беженцев Дибо объяснил, что Турция является одной из стран, которая политизировала дело сирийских беженцев. Она открыла свои двери не из любви, а в качестве карты давления на Соединенные Штаты Америки и Европейский союз. Анкара получила финансовые гранты на миллиарды долларов, и эта сцена изображается как финансирование их из турецкой казны.
Проблема в том, что некоторые партии верят этой клевете и превращаются в функциональные части в этом опасном контексте. Обратите внимание, что цифры, о которых говорит Анкара в отношении беженцев, очень преувеличены».
Неприятно удивленный прочтением договора, Хусейн передает текст британскому правительству с просьбой о разъяснениях. Однако Хусейн уже знал о соглашении: французские записи указывают, что копия карты соглашений предназначена для него. В 8 февраля 1918 г. Британское правительство отвечает: «Правительство Его Величества и его союзники не отказались от своей политики полной поддержки всех движений, которые борются за освобождение угнетенных народов.
В силу этого принципа они более чем когда-либо полны решимости поддержать арабские народы в их усилиях по созданию арабского мира, в котором закон заменит османский произвол и где единство возобладает над соперничеством, искусственно спровоцированным происками администраций. Правительство Его Величества подтверждает свои предыдущие обещания относительно освобождения арабских народов. Французы и британцы, чувствуя, что ситуация ускользает от них, покинули комиссию и согласовали границы на конференции в Сан-Ремо в апреле 1920 года. Применение соглашения Военный и дипломатический контекст для Франции на Востоке неблагоприятен. В Январь 1916 г. Во время конфликта британские войска увеличатся до 1,4 миллиона человек все восточные театры, вместе взятые против немногим более 7000 человек во французском отряде Палестины и Сирии DFPS.
Эта численная слабость на местах, по-видимому, частично компенсировалась оккупацией французским флотом острова Руад, на котором Франция разместила очень активную разведывательную службу в Сирии.
Предательство большевиков Апрель 2024 Что должна была получить Россия по тайному договору Сайкса-Пико, 1916 г. Соглашение привело к разделению удерживаемой Турцией Сирии, Ирака, Ливана и Палестины на различные управляемые Францией и Великобританией районы. Переговоры были начаты в ноябре 1915 года, и окончательное соглашение получило свое название от главных переговорщиков из Великобритании и Франции сэра Марка Сайкса и Франсуа Жоржа-Пико. Сергей Димитриевич Сазонов также присутствовал, чтобы представлять Россию, третьего члена Тройственной Антанты. Тройственная Антанта перешла к защите своих интересов в регионе.
Они договорились в мартовском Константинопольском соглашении 1915 года предоставить России Константинополь Стамбул и районы вокруг него, которые обеспечат выход к Средиземному морю. Между тем Франция имела ряд экономических инвестиций и стратегических отношений в Сирии, особенно в этом регионе.
Территория Османской империи представлялась союзникам основной наградой за проведенные операции и потраченные средства. Напомним, что в течение всего XIX века Османскую империю называли «больным человеком Европы» и будущие победители не собирались сохранять это государство в его прежнем виде. Союзники османов, напротив, обещали поддержать их. Более того, немцы обещали туркам не просто сохранить их империю, но и поддержать турецкие устремления на Восток, на захват российских территорий, чтобы реализовать идею пантюркизма — присоединить территории, населенные другими тюркскими народами, и создать огромную империю Великий Туран.
Собственно, уже тогда турки переориентировались на турецкий национализм в самой агрессивной форме и отказались от панисламизма, на основе которого пытались объединить распадающуюся империю. Панисламизм не сработал. Арабские территории стремились к созданию независимого арабского государства, происходили постоянные восстания, желания жить в одной империи арабы не проявляли. Поэтому нынешние попытки уходящего премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу воскресить так называемый неоосманизм выглядят нелепо. Турки уверены, что их владычество в течение нескольких столетий было благом для подвластных народов. Однако для арабов само слово «османский» звучит оскорбительно.
Арабы принимали участие в боевых действиях на стороне Антанты, а Хусейну бен Али, шерифу Мекки, Антанта обещала создание независимого арабского государства. Но одно дело — обещать, другое — жениться. Секретные переговоры о будущем Османской империи велись с 1915 года. В результате между Британией и Францией было заключено секретное соглашение, которое разрабатывалось британским и французским дипломатами Марком Сайксом и Франсуа Жорж-Пико, в соответствии с которым Османская империя была поделена между тремя союзными державами. За Россией закреплялись Босфор и Дарданеллы, Турецкая Армения, часть Курдистана и часть побережья Черного моря, Карс, Ардаган, Эрзрум, Трабзон, вилайет Ван — достаточно большая территория, но меньше, чем у англичан и французов. За французами закреплялись нынешняя Сирия, Ливан.
Сложнее обстояло дело с Мосулом, на который также претендовала Франция. Англичане уступили, но позже вопрос был поднят вновь, и в конечном итоге уже после окончания Первой мировой Мосул был закреплен за Англией. В то время там уже добывали нефть, а в жидком топливе появилась потребность с появлением автомобилей. Позже к разделу османских территорий присоединилась Италия, которой выделили кусок на юге современной Турции. Были определенные условия по судьбе Багдадской железной дороги: французы получали свой участок, англичане — свой. Принципиально важно то, что соглашение было секретным и не подлежало огласке.
России надлежало утвердить некоторые изменения, которые в него вносились, чего сделано не было из-за последовавшей революции. После прихода к власти большевиков ситуация изменилась кардинально.
Ближний Восток будет гореть: призрак тайного соглашения Сайкса—Пико навис над Турцией
Британское соглашение к Соглашению Сайкса–Пико (настоящий документ является официальной англоязычной версией Соглашения Сайкса–Пико). В статье анализируются проблемы, заложенные Соглашением Сайкс-Пико и последующими международными правовыми документами (Сан-Ремо, Парижский мирный договор) в систему современных международных отношений на Арабском Востоке, в частности Курдский вопрос. Соглашение Сайкса — Пико предусматривало предоставление Франции контроля над побережьем Сирии, Ливана, Киликии и районом Мосула. Англия, Франция и Россия подписывают в 1916 году секретное соглашение Сайкса — Пико, разграничивающее их интересы на Ближнем Востоке.