Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». Российский император, возглавивший кавалерию, триумфально появился в Париже 31 марта 1814 года. 31 марта 1814 г. русские войска под командованием императора Александра I вступили в Париж.
Русская весна 1814 года в Париже
Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года. Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года. Сражение при Париже в 1814 г. худ. Похищение в Париже 25 января 1930 года один проживавший в Париже русский эмигрант получил короткую записку с предложением о встрече. Русская армия начинает знаменитый Заграничный поход 1813-1814 гг., в результате которого весь Европейский континент был полностью освобождён от господства самопровозглашенного императора Наполеона. Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года.
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
Ровно 210 лет назад, 31 марта 1814 года, завершился освободительный зарубежный поход русской армии. Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. 30 марта 1814 года, совершив обманный манёвр, войска коалиции во главе с русской армией проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу. Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года.
Как русские Париж брали в марте 1814-го
19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. «Вступление российских войск в Париж. Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж.
Русская весна 1814 года в Париже
31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. 19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек. Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства.
Русские казаки в Париже 1814 год
Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную — российский генерал М. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский.
Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч.
Парижские аристократы и простолюдины были поражены добротой русских солдат и казаков, которые разбили палатки на Елисейских полях, в центре Парижа. Добродушные казаки позволяли парижским ребятишкам влезать себе на плечи. Царский двор и генералитет посещали балы, которые давала в их честь французская знать. Впоследствии Александр Павлович рассказывал князю А. Голицыну: «Наше вхождение в Париж было великолепное. Всё спешило обнимать мои колена, всё стремилось прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги.
Хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями. Но душа моя ощущала другую радость. Она, так сказать, таяла в беспредельной преданности Господу, сотворившему чудо Своего милосердия… Словом, мне хотелось говеть и приобщиться Святых Тайн, но в Париже не было русской церкви. Милующий Промысел, когда начнёт благодетельствовать, тогда бывает безмерен в своей изобретательности; и вот, к крайнему моему изумлению, вдруг приходят ко мне с донесением, что столь желанная мною русская церковь явилась в Париже: последний наш посол, выезжая из столицы Франции, передал свою посольскую церковь на сохранение в дом американского посланника…» 25 марта 7 апреля , в день Благовещения Пресвятой Богородицы, государь после всенощной исповедовался, «прося у всех прощения с великим и трогательным смирением», по свидетельству очевидца. Рядовой лейб-гвардии Семёновского полка И. Галченко 29 марта И апреля , в первый день Святой Пасхи, в 12 часов дня на площади Конкорд, на которой кончил жизнь несчастный Людовик XVI, состоялось молебствие за последние победы союзных войск и за взятие Парижа. Сам Александр Павлович так описывал это событие в беседе с князем А. Голицыным: «Ещё скажу о новой и отрадной для меня минуте в продолжении всей жизни моей: я живо тогда ощущал апофеоз русской славы между иноплеменниками, я даже их самих увлёк и заставил разделить с нами национальное торжество наше… На том месте, где пал кроткий и добрый король, по моему приказанию сделан был амвон, созваны были все русские священники, которых только найти было можно; и вот при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов раздалось громкое и стройное русское пение.
Всё замолкло, всё внимало!.. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место поражённой царственной жертвы. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели, оно невольно втолкнуло благоговение и в самые сердца французские. Не могу не сказать тебе, Голицын, хотя это и несовместимо в теперешнем рассказе, что даже забавно было видеть, как французские маршалы, как многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтобы иметь возможность скорее к нему приложиться».
Однако после восстановления монархии Бурбонов награждение было отменено, так как Александр I счёл, что это может оскорбить представителей восстановленной на троне французской династии.
Лишь в марте 1826 года император Николай I распорядился произвести награждения. Медаль была вручена 150 тысячам солдат и офицеров. Последствия 18 сентября 1814 года в столице Австро-Венгерской империи открылся знаменитый Венский конгресс, участникам которого предстояло определить послевоенное устройство Европы. Он проработает до июня 1815 года и впервые в истории сформирует систему коллективной безопасности посредством заключения целого ряда договоров между европейскими державами. Одним из наиболее важных территориальных изменений, утверждённых конгрессом, станет фактически четвертый раздел Польши, восстановленной Наполеоном в виде Герцогства Варшавского.
Центральная часть страны, вместе с Варшавой, войдёт в состав Российской империи как Царство Польское. Запад, с петровских времен стремившийся загнать «русского медведя» обратно в его «берлогу», не сможет примириться с влиянием нашей страны в Европе, и год за годом будет стараться ослабить его, не считаясь ни с какими договорами. Впрочем, добиться баланса интересов участникам конгресса будет непросто. По ходу его проведения оформилась ярко выраженная антироссийская коалиция под эгидой Англии, к которой примкнули Франция, Австрия и Пруссия. Не случайно поэтому, что, несмотря на все усилия российской дипломатии, так и не был решен так называемый «восточный вопрос», дающий право Российской империи любыми способами, включая военный, защищать интересы христиан, проживающих в Османской империи, прежде всего — на Балканах.
Правда, Александру I удалось добиться утверждения давно вынашиваемого им проекта формирования «Священного союза», члены которого — «христианские государи» — обязывались оказывать друг другу военную помощь для поддержания определённого конгрессом нового порядка в Европе. В союз, кроме России, первоначально вошли Австрия и Пруссия, а в 1818 году к ним присоединилась Франция. Однако по факту этот союз не был прочен. Уж слишком различными были интересы входивших в него государств. К тому же Англия, участвовавшая в большинстве конгрессов «Священного союза», но принципиально не входившая в него, делала всё, чтобы обострить отношения между его членами.
Только вторжение русской армии позволило покончить с венгерской революцией 1848-49 годов и спасти австрийскую монархию от полного краха. Таким образом, «Священный союз» выродился в реакционную организацию, главной целью которой стало подавление любых выступлений против монархических режимов. Впрочем, когда опасность революций миновала, всё вернулось на круги своя. И к началу Крымской войны Австрия занимала откровенно враждебную позицию по отношению к возможному усилению позиций России на Балканах. Собственно, сама Крымская война стала «эхом» Венского конгресса, на котором не был решён «восточный вопрос», а значит любые действия Российской империи в защиту христиан, проживавших в Османской империи, воспринимались в Европе как «нелегитимные».
Пасхальный православный молебен на парижской площади 10 апреля 1814 года, через несколько дней после взятия союзными войсками Парижа, настал праздник Светлого Христова Воскресения. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи. Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади. Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия. Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем.
Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение. Полковой священник. Художник Георг Опиц Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту. И все это на фоне того, как незадолго до парижских событий армия Наполеона повсеместно крушила православные храмы, устраивая в кремлевских соборах конюшни и убивая мирных прямо под иконостасами. В противоположность французским солдатам наполеоновской армии, осквернявших российские святыни на захваченных землях, русские вели себя учтиво. Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов.
Всем было выдано денежное довольствие в размере трех годовых окладов. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений. После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских. Они были готовы к мщению за Москву и пролитую кровь, ожидая разорения города. Но вопреки всему, парижане настороженно наблюдали за русским великодушием.
Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме — работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними. Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. Фото: pbs. Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Взаимно перенятые традиции Утренний кофе русские переняли у французов, проникнувшись кофейными парижскими традициями.
После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона. Казаков приглашают в кофейню. Художник Георг Опиц. По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах.
И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок. Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню. С тех времен сохранилась еще одна легенда. Заходя в парижские общепиты, солдаты часто торопили обслуживающий персонал, говоря им «быстро»!
Это и послужило появлению сети парижских закусочных «Бистро». Черного кобеля не отмоешь до бела Не столь сложный анализ исторического опыта показывает и убеждает русское общество в том, что заметно превосходящее нравственное благородство русского воина больше унижает, нежели восхищает неприятеля.
210 лет назад союзные войска взяли столицу Франции
С вечера солдаты чистили оружие и конскую сбрую, офицеры примеривали лучшие мундиры свои; все готовились встретить день, которому подобного не бывало в нашей Истории. Вступление русских войск в Париж в 1814 году. На заре прекраснейшего утра, 19 марта, начали сходиться на обширном дворе, перед замком Бонди, генералы и офицеры, принадлежавшие к свите Государя; встречаясь, мы жали друг у друга руку и безмолвствовали. Ровно в восемь часов подвели Государю серую лошадь, называемую Марсом, и мы поехали... Версты за три от города начали показываться парижане; они спрашивали: "Где император Александр? Воины, порываемые любопытством, едва оставались в рядах своих; они горели нетерпением войти в город, который долгое время давал уставы во вкусе, в модах и в просвещении, город, в котором хранились сокровища наук и художеств, который вмещал в себе все утонченные наслаждения жизни, где недавно писали законы народам и ковали для них цепи, откуда выступали ополчения, проходившие все концы Европы, и который, одним словом, почитался столицею мира. К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств.
Каждый шаг, от оного отделявший, не позволял еще вкусить в полной мере чувства, что Россия отомщена... Утро было прекрасное, и час от часу воздух становился яснее и благораствореннее. Необозримые толпы народа наполняли улицы, кровли и окна домов; сначала казалось, будто жители чего-то опасаются, ибо радостные восклицания не были еще общими; изумление их продолжалось несколько минут, в течение которых они спрашивали беспрестанно у нас и друг у друга: "Где Государь? Похвалы Русским загремели повсюду, женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук, и мгновенно раздалось от одного конца Парижа до другого восклицание: "Да здравствует Александр! Да здравствуют Русские! Лейб-гвардии конный полк в Париже.
Между тем мы прошли Монмартрское предместье и поворотили направо по бульварам, где ликования, возрастая беспрестанно, превзошли всякую меру. С трудом можно было ехать верхом: жители останавливали на каждом шагу лошадей наших и, превознося Александра и Русских, они почти вовсе не упоминали о прочих Союзниках...
Кроме того, Александр I отпустил с миром всех пленных — 1,5 тысячи человек, а еще русский царь гарантировал французам неприкосновенность имущества и личную безопасность. Поскольку у русских военных не было проблем с деньгами, как раз накануне они получили жалование за всю кампанию 1814 года аж в тройном размере, щедрых молодых красавцев Париж встретил с распростертыми объятиями. А покинула гостеприимную столицу Франции армия Александра I уже через два месяца, в конце мая 1814 года, оставив после себя не только благоприятное впечатление, но и многочисленное потомство. Дела амурные Капитан-лейтенант Николай Бестужев, будущий декабрист, в своих воспоминаниях о Париже называл его городом, где «…надобно молодому человеку всего более сохранять кошелек и нравственность».
Француженки поразили русских военных манерой одеваться и свободно держать себя в обществе. Многие офицеры удивлялись длине их юбок: если в России и дворянки, и крестьянки носили платье почти до пола, то парижанки были менее скромны, мужчины могли увидеть ножки прелестниц. Разумеется, только лодыжки и часть икры, но горячим казакам и статным гренадерам этого было более чем достаточно, чтобы закипела молодецкая кровь. На ухаживания и заигрывания русских военных парижанки часто смотрели благосклонно. Так, в книге «Поход во Францию 1814 года», основанной на воспоминаниях прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Казакова, говорится о предпочтении, которое местные женщины отдавали русским военным, тогда как о французских офицерах презрительно говорили, что от них несет казармой. То есть, галантность и манеры гвардейцев армии Александра I были выше всяких похвал.
Интересна гравюра, на которой немецкий художник Георг Эмануэль Опиц, посетивший Париж в 1814 году, запечатлел уличную торговку, предлагающую казакам купить презервативы прямо перед дворцом Пале-Рояль. На пакетике с прообразом современного резинового изделия написано: rob antisifilitique, что можно перевести с французского как «одежда против сифилиса». Офицер артиллерийских войск А. Баранович оставил свои воспоминания — записки «Русские солдаты во Франции в 1813-1814 годах».
Однако войска Евгения Вюртембергского были усилены гренадерами Чоглокова 4,5 тыс. Прибывшие на поле боя союзные монархи приказали усилить захваченные позиции у Роменвилля и Пантена одной бригадой из дивизии Мезенцева. В 11 часов французские части Мармона 12 тыс. Им удалось захватить Роменвильский лес. Однако вскоре русские, получив подкрепление, вновь отбили лес. После 11 часов на поле боя стали прибывать главные силы Силезской армии. Между 12 и 13 часами войска Мезенцева выбыли части Ариги из Монтрёйля. Таким образом русским удалось отбросить правый фланг Мармона к самому Парижу. Ожесточенный бой развернулся за Пре-Сен-Жервье, в результате которого французам удалось остановить и отбросить русские части. В полдень бригада прусско-баденской гвардии прибыла к Пантену и поддержав русские части Гельфрейха смогли захватить Пантен. Между 12 и 13 часами Жозеф счел сражение за Париж проигранным и уехал в Блуа долина Луары. Накануне своего отъезда он отправил письменное распоряжение Мармону и Мортье с разрешением начать переговоры с Александром I или австрийским главнокомандующим князем К. В тоже время пруссаки продолжили наступление в районе Пантена и отбросили французов к парижским заставам. Им удалось захватить Ле Мезонет и французскую батарею у Рувруа, где они и закрепились. Около 15 часов с юго-востока к Парижу подошел 4-й Вюртембергский корпус и захватил Шарантон и замок Берси. Затем, подойдя к парижским заставам он остановился и временно приостановил дальнейшее наступление. В 17 часов вюртембержсцы собрались атаковать заставы, но пришел приказ о прекращении боевых действий. Около 16 часов 3й австрийский корпус Гиулая блокировал французов в Веннсенском замке и остановился недалеко от столичных застав, где и оставался до конца дня, не предпринимая никаких боевых действий. В 15 часов Барклай де Толли возобновил наступление против войск Мармона. Раевский и Горчаков вместе с дивизией Мезенцева отбросили Ариги от Шарона и захватили его. Парк Брюйер атаковали три колонны войск Евгения Вюртембергского и Раевского, захватив его. Мармон пытался остановить наступление русских частями из дивизии Рикара, но безуспешно. Он был вынужден отвести полностью расстроенные войска к Бельвиллю, где стал готовиться к обороне, оборудуя для этой цели жилые дома и возводя на улицах баррикады. После 15. Около 16. С огромным трудом, потеряв 17 орудий сумел прорваться в Белльвилль к Мармону. Еще между 14 и 15 часами 28 орудий французской Резервной артиллерии двинулись на помощь Мармону и обстреляли кавалерию Палкена в районе Венсеннского замка. Однако русская кавалерия атаковала батарею и захватила 9 орудий. Оставшапяся французская артиллерия отступила на север. Мармон попытался закрепиться в селении Бельвиль, но союзники продолжали теснить его войска с фронта и окружали их с обоих флангов. Опасаясь что бои перекинуться в Париж, Мармон воспользовался письменным разрешением Жозефа и в 15. Но так как они не сразу могли добраться до командования союзников, бои за Бельвиль продолжались. Превосходящие силы русских окружили населенный пункт, но собрав в единый кулак все части Рикара, Пеллепора и Будена, Мармон сумел вырваться из селения, уже за ним сумел сосредоточить оставшиеся в его распоряжении войска и стал ждать возвращения парламентеров. Через некоторое время к Мармону приехали адъютант Лагранжа, которого сопровождали адъютант Шварценберга полковник граф И. Паар и флигель-адъютант Александра I полковник граф М. Орлов с приказом о прекращении огня. Пока происходили боевые действия в районе Бельвилля, правый фланг союзников продолжал наступать на войска Мортье в районе Лавийетт. Здесь по переменно наступали то французы, то пруссаки, то русские. В конце концов около 16 часов Лавийетт был оставлен французскими частями и в него вошли русские и пруссаки. Французы около 16. Одновременно с боями за Лавийетт, на левом фланге Мортье, в селении Лашапелль с пруссаками Хорна и принца Августа Прусского дралась дивизия Шарпантье, только по приказу Мортье около 16. Примерно к 14 часам- начале общего наступления союзных войск — французские войска на Монмартре включали 29 орудий, незначительный отряд ветеранов и конскриптов, отряд инженерных войск Императорской гвардии более 200 чел. Русские войска Ланжерона 8-й и 10-й корпуса , продвигающихся крайне медленно 5 км за 4 часа , подошли к Монмартру около 16 часов. Ланжерон атаковал Монмартр колонной Рудзевича около 8 тыс. После захвата Монмартра войска под командованием Ланжерона начали готовиться к атаке заставы Клиши. К этому времени уже ясно обозначилось общее поражение французских войск под Парижем, все французские позиции были захвачены союзниками. На заставу Клиши прибыл лично маршал Монсей. Здесь собрались одни из немногих не дезорганизованных защитников столицы — 2 орудия с расчетами из ветеранов, солдаты и офицеры когорт 1-го и 2-го легионов Национальной гвардии, воспитанники из депо Полка воспитанников Императорской гвардии, жители ближайших домов Клиши, беглецы с высот Монмартра в т. Артиллерийским и оружейным огнем Монсей встретил авангардные части Ланжерона и остановил их. Вскоре Ланжерон получил приказ о прекращении огня. Бои продолжались на заставе Нёйи, которая оборонялась когортами 1-го легиона Национальной гвардии. Здесь французы сдерживали войска Эммануэля, которому Ланжерон приказал захватить мосты к северо-западу и западу от Парижа — в Нёйи, Сен-Клу и Севре. Сражение за Париж в основном прекратилось между 16. К 18 часам союзные войска расположились на захваченных позициях с севера и северо-востока от Парижа, а французы начали уходить из города, не дожидаясь подписания капитуляции. В сражении за Париж французы потеряли 4-5000 человек, в том числе около 1000 пленными, большие потери понес офицерский состав Императорской гвардии, они также потеряли 2 знамени и неустановленное число орудий. Потери союзников составили свыше 8000 человек, в том числе 6100 русских, 1840 пруссаков и баденцев, 153 вюртембержца и 82 австрийца. В битве за Париж действия обеих сторон не отличались особой организованностью. Характерной чертой главного командования французских войск являлась его полная децентрализация и отсутствие налаженного снабжения питанием и боеприпасами, несмотря на то, что на складах имелось достаточное количество того и другого. Тем не менее французы проявили высокий боевой дух и стойкость в сражении. Союзники также допустили просчеты в планировании боевых действий: войска армий были распределена по фронту весьма неравномерно, действовали неорганизованно и разобщено — так, части русских 6-го корпуса и 2-й кирасирской дивизии в первой половине дня оказались практически один на один с основными силами французских войск. По легенде и по непроверенным данным, на холме Монмартр жил мельник Добрей с 4 сыновьями, которые пытались защитить свою мельницу. Три его сына погибли в бою, при этом четвертый сын убил русского офицера. За это казаки якобы четвертовали его и распяли его останки на крыльях мельницы. В память об этом мать поставила на могиле статуэтку в виде красной мельницы, которую можно видеть на маленьком церковном кладбище Распятия. Позже, в 1889 г. Лейб-гвардии Казачий полк , являвшийся конвоем Императора Александра I, вступил в город одним из первы. В 11 часов показался сам Император во главе огромной свиты, за которой следовали длинные колонны прусских, русских и австрийских полков. Военным губернатором Парижа до июня в этот день был назначен генерал от инфантерии барон Ф. Солдаты различных частей были размещены не по квартирам, а в казармах и на бульварах, офицеры же были определены на обывательские квартиры. Это было сделано не столько для облегчения повседневной жизни горожан, сколько для предохранения своих собственных солдат и унтер-офицеров от разлагающего революционного «духа», характерного для парижан. Казаки в Париже в 1814 году В состав Лейб-гвардии Казачьего полка входила Черноморская сотня, сформированная из лучших казаков Черноморского будущего Кубанского казачьего войска.
Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В. Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные. Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем. В других случаях, вспоминая об этих событиях, авторы пускаются в рассуждения и называют оккупацию Парижа катастрофой, унизительной для национальной гордости французов. Наконец, два текста поражают накалом ненависти по отношению к русским захватчикам. В одном из них описывается бойня близ Парижа; на «техническом» языке бойни то месиво, которое образуется там на земле, именуется «небом». Так вот, автор не без удовольствия замечает, что в 1814 году несколько казаков по неосторожности попали на это небо и оттуда уже не вернулись, а в примечании деловито замечает, что именно вокруг боен образуются самые лучшие удобрения. Еще более эффектен рассказ под невинным названием «Кучер кукушки» из сборника «Париж, или Книга ста и одного автора», 1831—1834. Это история рабочего-краснодеревщика, который 30 марта 1814 года отправился вместе с друзьями защищать Париж от русских «варваров», затем на кладбище Пер-Лашез отбил свою невесту у страшного казака, который пытался ее изнасиловать, затем отстреливался от целой толпы татар и башкир, внезапно выскочивших из-за всех могил на кладбище, затем потерял невесту, убитую русской пулей, и в очередной схватке лишился ноги.
Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки
Париж, 1814. Великий триумф России | 19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек. |
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру | 31 марта 1814 года русские войска вошли в Париж во главе с императором Александром I. После чего Наполеон окончательно отрекся от трона. |
Вежливые казаки в Париже. К 210-й годовщине взятия столицы Франции на «русский штык» | Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. |
Русская весна 1814 года в Париже | Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. |
Русские и союзные войска вступили в Париж | Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года. |
210 лет назад союзные войска взяли столицу Франции
Кроме того, Наполеон отозвал часть войск из Испании, где для него и так складывалась непростая обстановка. С нашей же стороны сражались опытные ветераны. При этом нужно сказать, что Наполеон всё равно смог проявить себя как выдающийся полководец и даже с наспех собранной армией всё-таки одержал победу в ряде крупных сражений в 1813 году. В кампании 1814-го в полной мере проявился его полководческий талант. Но общий ход событий это уже изменить не могло. Антифранцузская коалиция расширялась, а Наполеона, наоборот, покидали союзники. Русские военные составляли основу армий союзников, действовавших против французов. Причём Александр I, руководствуясь дипломатическими соображениями, согласился, чтобы командующими большинством армий были назначены представители союзников. Почти во всех сражениях российские военные играли главную роль. И потери среди них, соответственно, были самые большие. Британцы больше вкладывались деньгами, а Россия — кровью и героизмом своих солдат.
Какое впечатление оставили русские военные? К полудню стало ясно, что французы проигрывают. Ближе к вечеру маршал Огюст де Мармон отправил парламентёра к руководителям Антифранцузской коалиции с просьбой о перемирии. Но Александр I потребовал только капитуляции Парижа, разрешив при этом французским войскам уйти, иначе от столицы камня на камне бы не осталось. Местные жители сначала смотрели на происходящее настороженно. В их город иностранные войска не вступали ни разу за несколько сотен лет. Французы знали, что Москва в результате их похода сгорела, и ожидали мести. Думали, что к ним пришли дикие орды из глубины Азии, которые будут заниматься мародёрством, грабежами, насилием, поджогами. Но Александр I отобрал для вступления в Париж лучшие части, гвардейцев. Поэтому малейшие попытки нарушить дисциплину пресекались моментально.
Кстати, многие из них ожидали от Парижа большего. В их представлениях этот город был лучше, чем оказался на самом деле.
Мармон вынужден был согласиться, чтобы предотвратить бомбардировку Парижа и массовую гибель мирного населения. В ночь на 31 марта в деревне Лавилет был подписан акт о капитуляции французской столицы.
Оставшиеся французские части должны были немедленно покинуть город. Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. Союзники потеряли убитыми и ранеными более восьми тысяч солдат и офицеров, шесть тысяч из которых были русскими. Потери французов составили более четырёх тысяч человек.
Так что ни о какой «мирной» сдаче Парижа говорить не приходится. Триумф Ровно в полдень 31 марта союзные войска под предводительством императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма через ворота Сен-Мартен вошли в Париж. Парижане, боясь мести русских, затаились. Генерал-майор Михаил Фёдорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятой столице: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине.
Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений кампании 1814 года Правда, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии полковник Александр Краснокутский описывает события совершенно иначе. Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад. Есть много свидетельств того, что парижане весьма тепло относились к русским воинам, которые, в отличие от пруссаков и австрийцев, вели себя достойно и не притесняли жителей французской столицы.
Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, — как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска! По всей видимости, Краснокутский, вспоминая о вступлении в Париж, не стал вдаваться в детали. Действительно, атмосфера в Париже изменилась после того, как на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, и многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. Так или иначе, Париж, как ветреная женщина, слегка поколебавшись, бросился на шею победителя.
Русские во французской столице Запрет Александра I запрет «чинить обиды» местному населению в целом соблюдался. Тем более, что по приказу императора солдатам и офицерам русской армии было выплачено годовое жалованье в тройном размере. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев только по форме , то бородатые казаки, в шароварах с лампасами, словно сошли с карикатур французских газет.
Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку.
Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию.
Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам.
Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона.
Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным.
Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В. Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные.
Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем. В других случаях, вспоминая об этих событиях, авторы пускаются в рассуждения и называют оккупацию Парижа катастрофой, унизительной для национальной гордости французов. Наконец, два текста поражают накалом ненависти по отношению к русским захватчикам. В одном из них описывается бойня близ Парижа; на «техническом» языке бойни то месиво, которое образуется там на земле, именуется «небом». Так вот, автор не без удовольствия замечает, что в 1814 году несколько казаков по неосторожности попали на это небо и оттуда уже не вернулись, а в примечании деловито замечает, что именно вокруг боен образуются самые лучшие удобрения.
Поляков в ней почти не было, все поляки сражались на стороне Наполеона. Битва под Лейпцигом, А. Государственный музей А. Пушкина Богемской армией командовал австрийский генерал Шварценберг, хотя на самом деле ее военачальником был герой Отечественной войны 1812 года шотландец Михаил Богданович Барклай де Толли.
Во главе Силезской армии стоял прусский генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт Блюхер, за свою отвагу и решительность носивший прозвище «маршал Вперед». Наконец, во главе Северной армии стоял Жан Батист Бернадот, бывший маршал наполеоновской армии, в 1810 году уволенный в отставку. Тогда же шведский ригсдаг единодушно избрал его наследником престола королевства Швеции. У Бернадота были старинные связи со Швецией, он освобождал шведских пленников в Голландии и заслужил любовь шведов. Теперь именно в составе его армии находилось 18 тысяч шведских солдат и офицеров. Армиями Наполеона командовали его любимые маршалы. С севера Лейпциг прикрывали Ней и Мармон. Мишель Ней, сын бочара, ныне носивший титулы «герцог Эльхингенский» и «князь Московский». Огюст Фредерик Луи Виесс де Мармон — потомственный аристократ, герцог Рагузский, плечом к плечу с Наполеоном начиная с осады Тулона в 1793 году.
Во время Русской кампании 1812 года воевал в Испании и Португалии, где шли весьма ожесточенные бои. После Лейпцига ему суждено будет подписать капитуляцию Парижа, перейти на сторону Бурбонов и оставаться с ними даже во время наполеоновских «ста дней». С юга Лейпциг прикрывал самый любимый маршал Наполеона — Иоахим Мюрат, сын трактирщика, а теперь — герцог Клевский и Бергский, король Неаполитанский. В год восхождения Наполеона Мюрат женился на его сестре Каролине. В 1808 году он залил кровью восставший Мадрид. В 1812-м руководил отступавшей из России «великой армией». На западном участке во главе двенадцатитысячного корпуса дефилировал личный адъютант Бонапарта Анри Грасьен Бертран. Битва началась 4 17 октября в 10 часов утра. Во второй половине дня, в виду успешных действий французов, наступил критический момент.
Мюрату удалось смять русско-прусскую линию и обратить ее в бегство. Наполеон решил, что победа достигнута. В Лейпциге звонили во все колокола. Государь, как и в предыдущей битве под Дрезденом, вел себя бесстрашно. Михайловский-Данилевский с восторгом опишет эти «лучшие минуты военной деятельности Александра». Русский император отказывался уходить из-под града пуль и снарядов. Видя чудовищный натиск французов, царь послал в бой своего лучшего генерала — прославленного героя Отечественной войны 1812 года Николая Николаевича Раевского, командовавшего при Бородине знаменитой батареей. Дивизия Раевского, подкрепленная батареей молодого и талантливого военачальника Николая Онуфриевича Сухозанета, а также прусской бригадой генерала Клейста, совершила чудо — вырвала победу из рук торжествующих французов. Мюрат был остановлен и отброшен.
Именно здесь решился исход всего сражения. Ободренные небывалым успехом Раевского, союзники с большей отвагой устремились в бой. К концу дня вокруг Лейпцига лежало около семидесяти тысяч трупов и раненых. Весь следующий день длилось перемирие, необходимое для того, чтобы убрать мертвых и раненых. Ричард Кейтон Вудвиль. Но ответа на его предложение не последовало, и на следующий день разгром наполеоновских войск продолжился. Французы дрались отчаянно и в течение 6 19 октября смогли удержать почти все свои основные позиции. Но, тем не менее, это уже была агония. Понимая, что еще один день он не выстоит, Наполеон повелел отступать.
Отступление его армии обеспечивали Понятовский и Макдональд. Прославился взятием Рима в 1798 году. Был бит Суворовым в сражении на реке Треббии. Отличился при Ваграме и в Испании. Осаждал Ригу. Юзеф Понятовский — племянник польского короля, горячий патриот своей родины, сражавшийся за ее свободу. Перед походом Наполеона на Россию, Понятовскому удалось сформировать огромную, стотысячную польскую армию, и поляки по численности воюющих против нас были на втором месте после французов. А 19 октября поляки и французы яростно дрались в Лейпциге, превратив весь город в неприступную крепость. Русский император вступил на улицы города в полдень, когда бои здесь были еще в полном разгаре.
Лейпциг был взят с огромными потерями. Понятовский, дважды раненый, во время отступления утонул при переправе через реку Эльстер. А сама переправа оказалась сущим адом для отступающих, которые понесли здесь шестую часть всех своих потерь в «Битве народов». Повторилось то же, что и год назад во время переправы через Березину. Сражение под Лейпцигом стало главным ударом по Наполеону, его катастрофой. Стремительно была освобождена Германия, а ровно через пять месяцев после «Битвы народов» русские войска войдут в Париж. И глубоко символично, что первым к столице Франции подойдет не кто-нибудь, а колонна прославленного и бесстрашного нашего генерала Николая Николаевича Раевского, один из главных героев и Бородина, и Лейпцига. Каково же будет его изумление, когда он узнает, что и Париж тоже находится тут, а не во Франции! Так уж получилось, что уральские казаки, в начале девятнадцатого века осваивавшие здешние места, дали своим поселениям звонкие имена, связанные со славой русского оружия.
Вот и попали на географические карты населенные пункты, воскрешающие в памяти громкие победы наших предков — Бородиновка, Тарутино в честь сражения за Тарутинский редут, Чесма во славу Чесменского сражения. Ну, а Париж, и заодно с ним Фершампенуаз, знаменуют собой память о весне и Пасхе 1814 года, когда солдатушки-браво-ребятушки закончили свой заграничный поход и разгромили Наполеона в его собственном гнезде.