Береста и пергамент как замена бумаге. У нас есть ответ: Береста пергамент бумага одним словом Ответ дали 2 человека. "Всё началось с таблички, бересты, пергамента" – так называлось историческое путешествие, организованное заведующей Липовской сельской библиотекой – филиалом МБУК «Базарно – Карабулакская МЦБ» для учеников 3 класса.
Что такое пергамент и как он выглядит: определение, фото
- Комментарии (0)
- Носители информации: их виды, история и будущее
- Форма поиска
- История развития первых носителей информации презентация, доклад
КАК РОЖДАЮТСЯ КНИГИ
Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой. Left Писцы древности Иероглифы с камня на папируc В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой.
После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья. Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля.
Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров. Тростниковое чудо Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу.
Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза.
Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос др. Отсюда слово библиотека. Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов гр. Технология изготовления папируса Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов.
Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски. Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз.
Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем. Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций.
Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины. И что в ее изготовлении принимают участие люди разных профессий: наборщик, корректировщик, нарезчик, переплетчик. Вспомнив правила обращения с книгами, мальчишки и девчонки нарисовали рисунки к понравившимся сказкам.
Клипарт пергамент 67 фото коллекция векторных изображений на прозрачном фоне Если вам нужен качественный клипарт пергамент, то вы попали по адресу. Наша коллекция предлагает разнообразные изображения пергамента, которые могут быть полезными для создания дизайна, украшения или иллюстрации. Мы предлагаем не только классический пергамент с текстурой и краями, но и различные варианты в виде свитков, писем, старинных документов и т.
Со временем, люди начали искать другие материалы, на которых можно было бы писать, конечно бумага формата а3 у них сразу не появилась. За свою историю люди перепробовали абсолютно разные материалы, это был и папирус и высушенные глиняные дощечки, и дощечки с нанесённым на них воском и пергамент и береста и многое другое. В наше время человек предпочёл всему остальному, такой материал как бумага. Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати.
Онлайн-курсы
- Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
- Общее слово к словам пергамент береста бумага
- пергамент береста бумага что это такое...
- Береста: первый письменный материал на Руси
- Последние новости
- Папирус как прототип бумаги
Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве
Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы. Береста. Папирус. Пергамент. Количество информации постоянно растет. прототипы бумаги. хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.). Лист пергамента. Пергамент береста бумага.
История бумаги на Руси.
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена | На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. |
Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста. | - новостной портал | До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. |
КАК РОЖДАЮТСЯ КНИГИ | Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. |
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена | Что общего между спичкой, карандашом, наждачной бумаги, поваренной соли? |
Древнерусские берестяные грамоты. Досье
Лист пергамента. Пергамент береста бумага. Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле.
Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир
Новости ЦМиРАД. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее. Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу.
Носители информации: их виды, история и будущее
После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре.
Древние книги — молитвенники, летописи, своды царских указов — создавались на папирусе, материале удобном и относительно доступном. Почему «относительно»? Потому что во 2 веке до нашей эры, после возведения Александрийской библиотеки, египтяне ввели монополию на производство папируса. Они запрещали вывозить тростник за пределы государства и не продавали готовый папирус. Между тем, наука и литература развивались, людям нужны были долговечные и удобные в применении носители информации, которыми являются и глиняная табличка, и восковая таблета, и папирус. Кроме того, что папирус для древних греков оказался слишком дорогим, он имел и массу серьезных недостатков. Со временем папирус темнел, пересыхал и разрушался. Технология переработки листьев папируса в полотно для письма не изменяла волокнистой структуры материала. Высушенные растительные волокна были слишком ломкими. Папирус можно было свернуть в свиток, но нельзя сложить или смять.
К тому же материал этот, в отличие от глины и воска, был одноразовым. Написанный на папирусе текст невозможно было смыть или стереть. В то же время глина для создания рукописных книг не годилась по причине малой полезной площади и большого веса табличек. Надписи на воске слишком легко стирались, а сам воск слишком легко плавился. Для обычных применений восковая таблета подходила как нельзя лучше, но для издания книг не подходила категорически. После введения египтянами запрета на экспорт папируса, греческие мастера обратили внимание на восток. В Персии для письма издревле использовался дифтер — высушенные шкуры овец и коз. Древней технологией заинтересовались жители греческой колонии в Малой Азии — государства Пергам с одноименной столицей. Во 2 веке до нашей эры в Пергаме было начато производство своего материала для письма. Технология выделки шкур была усовершенствована шкуры не только высушивались, но и шлифовались , а для изготовления дифтера стали применять шкуры крупного рогатого скота и свиней.
В результате появился новый материал, который получил название по имени страны его изобретения — пергамент. В Древнем Риме пергамент поначалу назывался мембраной, но позже, примерно с 4 века нашей эры, к пергаменту вернулся греческий вариант названия. Пергамент имел перед папирусом целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайно прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц кстати, первые римские кодексы, появившиеся в конце 1 века нашей эры, представляли собой сшитые в книжку восковые таблички.
Кодексы имели деревянную обложку, обшитую кожей и украшенную металлическими накладками. Переплеты кодексов имели застежку. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне. Именно поэтому папирус успешно конкурировал с пергаментом вплоть до появления бумаги. Благодаря изобретению пергамента до нас дошли древнейшие документы и книги. Тексты на папирусе со временем исчезали вместе с материалом, на котором они были написаны, пергаментным же книги время не нанесло непоправимого ущерба. Следует заметить, что религиозная литература издавалась в виде пергаментных кодексов и после изобретения и распространения бумаги. При этом текст и иллюстрации книг писали цветными чернилами, золотом и серебром. Папирус же вышел из употребления уже к началу Средних веков. Изобретение новых материалов для письма — пергамента, а затем и бумаги — потребовало и новых пишущих инструментов.
Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное? Причина кроется в самой структуре гусиного пера. Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы. При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила.
В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны. Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев. О ноже стоит поговорить отдельно. Двести лет человечество не пользуется гусиным пером. Но нож для его заточки живет и здравствует. И название его сохраняется прежним — перочинный. Небольшой острый клинок, складывающийся вовнутрь корпуса, таким перочинный нож был не всегда. Средневековые перочинные ножи копировали большие клинки. Их часто украшали драгоценными камнями и инкрустацией.
И это неудивительно, поскольку принадлежали они людям не только просвещенным, которым письменные принадлежности были необходимы в повседневной жизни, но и богатым, которым образованность была доступна по происхождению и доходам. Со временем перочинный нож стал инструментом универсальным. Во-первых, появились складные ножи — они были безопасны в обращении и умещались в кармане. Во-вторых, перочинным ножом можно не только заострять очинивать — отсюда и название гусиные перья, но и затачивать деревянные карандаши, резать бумагу и выполнять массу других нужных дел например, открывать баночку с чернилами или срезать с почтового конверта сургуч.
Пергамент книга. Бумага из папируса. Письмена на бересте Русь. Береста в древней Руси.
Береста древняя Русь письменность. Папирусная бумага в древнем Египте. Молитва да воскреснет Бог и расточатся. Папирус бумага древний Египет. Древний папирусный свиток. Книги из пергамента. Кодекс из пергамента. Фолиант обложка.
Берестяной свиток. Сверток бересты. Береста свиток. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Берестяные грамоты. Рассказ берестяные грамоты. Берестяная грамота 752.
Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте. Древние книги на папирусе. Письмена на бересте. Письменность на бересте. Письмо на бересте. Письмена на березовой коре. Древние свитки.
Свиток в древности. Древний свиток. История создания книги. История книги бумага. История возникновения бумаги. История книги картинки. Старая бумага. Старая Папирусная бумага.
Книги на бересте. Какие материалы использовались для письма. Материал для письма в Киевской Руси. Материалы для письма в древности. Древний берестяной свиток фон. Старинная бумага свиток. Пергаментные рукописи древняя Греция. Древние письмена на пергаменте.
Пергаментная бумага Parchment paper плотность 150 гр. Лист пергамента. Старинный свиток. Древнерусский свиток.
Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: Нажмите что бы посмотреть Что такое ThePresentation.
Одной из самых выразительных берестяных грамот стало письмо новгородки, написанное возлюбленному на рубеже XI—XII веков: «…ъ тобъ тришьдъ. А въ сю недълю цьтъ до мьнь зъла имееши, оже еси къ мънъ нь приходилъ? А язъ тя есмела акы братъ собъ! Ци уже ти есмь задела сълюци? А тобе веде яко есть не годьнъ.
Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притькль… ныне кедь инодь. Въспиши жь ми про… тьбь хаблю. Ци ти буду задела своимъ бьзумьемь, аже ми ся поцьньши насмихати, а судить Богъ и моя худость». Перевести это можно так: «[Я посылала к] тебе трижды. Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]?
А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался… теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про… [то, будешь со мной или нет]. Если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то суди [тебя] Бог и я недостойная». Письмо было тайным, на что указывает не только содержание, но и отсутствие места для традиционного «поклона» — указания на то, кто и кому пишет.
Похоже, тайные послания были нередки в Древней Руси, а в Новгороде — уж точно. Неизвестны ни адресат, ни отправитель письма, ни причина секретности. За обрывком бересты скрывается любовная драма 900-летней давности. Женщина задета тем, что любовник не пришел на свидание. При этом из текста видно, что она знакома с книжной культурой того времени.
Очевидно, она образована, принадлежит к высшему обществу, а писать и получать письма для нее — обычное дело. Источник По содержанию письма можно определить и характер отправительниц: это независимая и смелая женщина. Она боится позора, но не ищет оправданий. А используя самоуничижительный синоним местоимения «я» «моя худость» , показывает, что считает себя вправе судить своего возлюбленного первой после Бога. Скорее всего, в первой половине письма Моисей писал о том, что его собственные сердце и душа разгорелись до тела и вида какой-то женщины, и ожидал от нее взаимности.
Вероятно, первая часть послания была уничтожена, чтобы не компрометировать предмет воздыханий Моисея. Однако есть также версия, что этот отрывок — любовный заговор, приворотное заклинание. Впрочем, не все были так изысканы в выражениях, как неизвестная новгородка и Моисей, и переходили сразу к делу, как, например, Микита: «От Микиты к Малании. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев…» «Хотеть» в данном контексте означает «желать жениться», и Микита, похоже, настроен серьезно — даже свидетеля уже нашел. При этом довольно необычно, что жених обращается напрямую к девушке, а не к ее родителям.
О том, как учились грамотности Как уже было сказано, берестяные грамоты доказали, что на Руси было немало грамотных людей. Из этого следует, что существовала и какая-то система обучения. На Руси, по крайней мере в Новгороде, она была неплохо развита. Грамоте начинали учиться с детских лет примерно с четырех до восьми , осваивая азбуку и слоги — склады. Так, в одном из писем XIV века сохранилось прямое указание видимо, от мужа жене отдать ребенка «грамоти уцити».
Однако в целом ученические берестяные грамоты попадаются редко, так как для обучения нужно было слишком много писчего материала. Поэтому писать и читать учились с помощью специальных табличек — цер. В них были специальные выемки, в которые заливали воск, и уже на нем ученики выводили буквы и слова всё теми же писалами. Лопаточкой на другой стороне палочки воск можно было разгладить и писать снова. Понять назначение таких табличек помогла высеченная на обратной стороне одной их них азбука.
Церы и писало. Источник Самыми известными ученическими грамотами стали листочки бересты, на которых упражнялся и рисовал новгородский мальчик XIII века Онфим. Он, как и любой ребенок, освоив новое буквы, слоги, фразы , судя по всему, повторял их ради забавы. Например, записал азбуку и слоги «ба», «ва», «га» и т. Но иногда Онфиму становилось скучно писать, и он рисовал.
Например, на том же донышке туеса он изобразил фантастического зверя и сделал соответствующую подпись: «я звере». Здесь же сохранилось его упражнение в составлении письма: «поклон» от Онфима к Даниле. Благодаря тому, что Онфим подписывал некоторые свои записи, он стал единственным учеником Древней Руси, имя которого нам известно. Мальчик жил во времена Александра Невского и грезил о приключениях и ратных подвигах. Например, на одной из грамот он нарисовал себя сидящим на коне и поражающим копьем врага.
Помечтав, Онфим, судя по всему, вспомнил об учебе и вывел на небольшом свободном уголке несколько букв. На одной стороне — азбука и склады, на другой — рисунок и «поклон». Источник Упражнялся Онфим и переписывая тексты. Например, документы о взыскании долгов. Так, на одной из грамот он написал: «На Домитре возяти доложзике», то есть «взять должки на Дмитре».
Интересно, что в тот момент Онфим еще не умел считать — на рисунке, сделанном рядом с записью, у человечков от трех до восьми пальцев. А азбуку, похоже, мальчик переписывал так часто, что машинально поставил после «ж» лишнюю «з». Скорее всего, Онфиму было около шести-семи лет. Его руке принадлежат 12 грамот и пять рисунков без текста. Не все были так старательны, как Онфим.
Общее название для слов пергамент бумага береста?
На Ближнем Востоке, в Византии и на Балканах пергамен изготовляли, как правило, из козьей или овечьей шкуры; на Руси для этой цели обычно пользовались телячьей. В древнерусских источниках для обозначения пергамена, помимо термина «харатья», служили также слова «кожа», «мех» и «телятина». В Эфиопии, помимо овечьей, козьей и телячьей кож, использовали лошадиную, антилопью, а порой даже львиную. Пергамен был достаточно дорогим материалом: на одну книгу могло уйти несколько десятков козьих или овечьих шкур. Нередко исписанный пергамен снова пускали в дело: для этого его некоторое время держали в молоке, а затем соскабливали письмо пемзой либо скребком; иногда ненужный текст просто смывали водой. Такой пергамен получил название палимпсест от греч. На пурпурном пергамене сверкающие драгоценным блеском письмена смотрелись особенно эффектно. Ввиду относительной дешевизны бумага довольно быстро завоевала популярность. Теперь слово «хартия» стали применять и к ней. Сам же термин «бумага» в сегодняшнем его значении начинает употребляться в России не ранее XV столетия первоначально под этим словом понимались вата и хлопок. Бумага Новый материал готовили из измельченной ткани по большей части льняной, конопляной и хлопковой , известковой воды и клейстера.
Если в Европе в качестве клейстера применялся животный клей желатин , то в Азии и Северной Африке — крахмал. Европейский способ бумажного производства окончательно сформировался во второй половине XIV столетия. Ткань вымачивали в течение 11 дней, размельчали в толчее с чистой водой и окончательно перемалывали в другой толчее с добавлением известковой воды. Полученную массу зачерпывали деревянной рамой величиной с формат выделываемого листа. Дно рамы представляло собой сетку из тонких металлических медных нитей: тесно расположенные продольные нити назывались вержерами фр. Примерно с конца XIII в. Равномерно распределив бумажную массу по дну рамы, ее переворачивали на лист войлока. Оставшийся на войлоке бумажный лист накрывали следующим войлочным листом, и процесс повторялся вновь. Затем полученную стопку клали под пресс. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла.
В Московском царстве первая бумажная мельница появилась в первой половине 60-х гг. XVI в. Качество же первой русской бумаги было крайне низким. Со второй половины XIX в. Иногда на листах целлюлозной бумаги ставили штемпель — товарную марку бумажной фабрики с номером сорта бумаги. Старейшие из дошедших до нас славянорусских манускриптов, написанных полностью на бумаге, — «Слова Ефрема Сирина» ок. Береста и холст В славянорусской книжности, помимо пергамена и бумаги, употреблялись еще два вида писчего материала — береста и холст. Согласно свидетельству прп. Иосифа Волоцкого и описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. Написаны они чаще всего в Сибири.
Странники Печорского бассейна и томской тайги пользовались берестой и в XX столетии. Бересту также употребляли представители часовенного согласия. Широкую известность получила берестяная книга «Стихосложении», написанная в октябре 1991 г. Более редким явлением было создание книг на холсте. Обе рукописи выполнены одним человеком и украшены инициалами, заставками и орнаментами. Кроме того, известны случаи, когда миниатюры той или иной рукописи писались не на бумаге, а на ткани. Таковы, например, выполненные маслом на холсте, наклеенном на тафту, барочные миниатюры «Книги о Сивиллах», созданной в 1673 г. Ткань также использовал в своих работах известный городецкий книгописец Иван Блинов: в 1900 г. Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч. Рецептов изготовления чернил бытовало очень много.
Древнейшие чернящие красители лат. Приблизительно с IV в. Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации.
Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв. Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными».
Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном». Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще.
Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке.
Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства.
Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны». Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются.
Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим. Мальчику принадлежат 12 грамот. Часть из них — выполненные им для учителя задания, а часть — смешные рисунки. Аспидная доска Этой письменной принадлежностью пользовались до широкого распространения тетрадей. Она представляла собой пластину из черного сланца аспида, на которой писали палочкой из грифельного сланца.
Затем в XIX веке грифельные палочки заменили на алюминиевые. Тогда были открыты большие месторождения сланцев, которые позволили обеспечить аспидными досками чуть ли не все школы Европы. Ученики пользовались небольшими личными досками, они писали упражнения, а учитель проверял за каждым. Затем все стирали тряпочкой и писали следующее упражнение. Таким образом школьники учились на протяжении всего XIX века. Аспидные доски вышли из широкого употребления лишь в 30-х годах XX века. Бумага Китайцы изобрели бумагу в 105 году нашей эры и быстро начали совершенствовать технологию. Вскоре они научились изготавливать разные сорта бумаги: дешевую, дорогую, плотную, рыхлую, цветную… Китайские школьники писали на бумажных свитках с помощью туши и кисти еще в те времена, когда в Европе повсеместно пользовались церами. Так что мы не можем не включить бумагу в список древних материалов для письма.
Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество" Хотите добиться успеха? Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Подпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб.
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Потрясающие возможности бумаги бересты и пергамента в твоем творчестве | Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. |
Общее название для слов пергамент бумага береста? - Окружающий мир | Береста и пергамент как замена бумаге. |
Береста бумага
Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозн. В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага».
Общее название для слов пергамент бумага береста?
К концу 1999 года стоимость компании достигла 7,3 млрд долл. Говорить о разовых тиражах в электронном мире бессмысленно. Можно говорить лишь о разовом запросе, а сколько таких разовых запросов придется на одно название в один присест, предсказать не может никто. Но организовать в зловредных целях можно. Достаточно спровоцировать одновременные запросы к сайту сотни тысяч пользователей сети, и сайт рухнет 42. Но вряд ли эту практику следует принимать за предельный разовый тираж. Она показывает, что технический потенциал аппаратуры, применяемой для фиксации речи, которая передается на расстояние, многократно больше потребности населения в этой самой фиксированной речи. Фотонная ракета, о которой твердили ученые Хадсоновского института, в приложении к нашему случаю уже существует, и речь может идти практически лишь о повышении комфорта на борту ракеты. Скорость воспроизведения контента Скорость воспроизведения контента — еще один из параметров для сравнения носителей.
Мы уже знаем, что пиктограмма, иероглиф и буква алфавита — разные по смысловой емкости знаки. Поэтому принятая в советские времена норма времени на воспроизведение 1000 знаков здесь, в общем, неприменима. Однако интуитивно понятно, что выбивать тысячу знаков на гранитной стеле труднее и дольше, чем косточкой выдавить на влажной глине или записать стилусом на воске. В свою очередь, писать каламом или пером на папирусе или бумаге даже каллиграфическим почерком менее трудоемко, чем выводить знаки на глиняных или восковых табличках. Возможно, пергамент требовал несколько больших усилий, однако сравнительных данных найти не удалось. Не исключено, что ручной набор литер, сделанных из обожженной глины, дерева или металла, по скорости сопоставим с письмом, но здесь многое зависит от квалификации исполнителя. Равно как и клавиатурный процесс — что на линотипе, что на компьютере. Как альтернативу клавиатурному процессу можно рассматривать оцифровку книг.
В настоящее время разработаны сканеры, которые способны за минуту оцифровать 170 страниц бумажного оригинала 44 , но для этого нужно иметь под рукой бумажный вариант издания. По данным, приведенным в публикации «Медиа будущего» 45 , самая большая печатная библиотека в мире содержит 26 млн книг. Учитывая, что средний объем книги составляет те же 170 страниц, на их оцифровку уйдет только оперативного времени около 50 лет. За эти 50 лет будут созданы новые книги, и получится ситуация, схожая с состязанием Ахиллеса и черепахи по известной апории Зенона. Так или иначе, но если у клавиатурного процесса есть физиологические пределы скорости и они уже достигнуты, то у процесса сканирования бумажных версий изданий скоростные пределы могут расти и безусловно вырастут по отношению к нынешнему уровню в несколько раз, но дальнейшая работа над повышением производительности сканеров становится бессмысленной, ибо не с чего будет сканировать. Огибающая кривая в ближайшем десятилетии достигнет экстремума, жизненный цикл перейдет в стадию затухания. В роли измерителя такого параметра может выступать максимальное количество потребителей контента, занятых его восприятием одновременно. Каждый, кому доводилось в составе организованной экскурсии бродить по залам музеев и картинных галерей, может вспомнить, как другие экскурсанты мешали ему рассматривать то, о чем рассказывал в данную минуту экскурсовод.
Что уж говорить о текстах! Грамотные жители страны просто приходили к колонне и читали 282 юридические новеллы, выполненные безукоризненной клинописью. Несмотря на двухметровый размер колонны, вряд ли больше пяти человек одновременно, не мешая друг другу, могли вчитываться в выбитый текст. Как бы ни были длинны папирусные свитки, и они, вследствие единичности разового тиража, читались одновременно тем же количеством потребителей. В советские времена тиражи центральных газет достигали: у «Правды» — 10 млн экз. Следовательно, скорость распространения контента этих изданий могла достигать 50 млн одномоментных пользователей, что при тогдашней численности населения страны в 280 млн человек следует признать весьма высокой. У книг таких тиражей не было, если не считать материалов очередных съездов и пленумов ЦК КПСС и необыкновенного для той эпохи безлимитного издания трехтомника А. Пушкина, вышедшего тиражом 10,7 млн экз.
Ныне эти цифры кажутся диковинными даже на фоне безудержного вранья о тиражах периодики и медиаизмерений читательской аудитории 47. Не лучше обстоит дело и с медиаизмерениями электронных средств массовых коммуникаций, которые проводятся в форме очных или телефонных интервью с отобранными респондентами. Наиболее объективным можно считать метод, используемый компанией TNS при оценке аудитории пользователей Интернета. Участникам исследования, так называемым панелистам, устанавливается на компьютер, кратко говоря, программа, которая фиксирует количество и продолжительность обращений панелиста к Интернету. На выходе аналитики компании получают данные об объеме аудитории сайтов за сутки, неделю, месяц и т. Эти маргиналы, к числу которых принадлежит и автор статьи, отнюдь не чужды Интернета и могли бы повысить статистику России по данному показателю. Самые посещаемые из них — это сайты поисковых систем и социальных сетей. Контент сайтов обновляется несколько раз в сутки.
Вопрос: можно ли считать обращение к ним посетителей одновременным, если оно происходит в течение суток? Если ответ положителен, то скорость распространения контента в этом случае просто несопоставима с другими вариантами. Огибающая кривая здесь даже и не кривая, а луч, устремленный вертикально вверх. Риски утраты контента Сравнение носителей по этому параметру тоже показательно, хотя количественные оценки здесь вряд ли применимы. Подойдет метод парных сравнений, суть которого вкратце такова. Есть несколько объектов, которые надо сопоставить друг с другом по характеристике, не имеющей количественного выражения. Берутся наудачу два объекта. Эксперт оценивает, какой из них лучше по изучаемой характеристике.
Затем с первым объектом сравниваются остальные. Ситуация с первым объектом становится понятной: он конкретно лучше одних и конкретно хуже других. Со вторым, третьим и т. В конце концов выстраивается иерархия объектов по рассматриваемой характеристике. Попробуем применить этот метод к нашим носителям. Палетка Нармера и колонна Хаммурапи дошли до нас через многие тысячелетия в очень неплохой сохранности, что свидетельствует о небольших рисках утраты для записей, вытесанных на каменных носителях. Правда, неизвестно, сколько таких каменных стел погибло во мгле веков, но камень есть камень, он долго сопротивляется дождям, ветрам и снегам. Сохранность глиняных табличек после обжига также удостоверена археологическими изысканиями.
Упрятанные под землей от климатических воздействий и человеческих рук, они сохранились весьма неплохо и много сообщили новейшим поколениям о том, как жили их предки.
Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты. Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных. Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19. Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20. По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс».
По свидетельству Ю. Крижанича Juraj Krizanic, ок. Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22. Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23. Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24. Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма. Пергамент в качестве писчего материала был очень дорогим удовольствием.
Для растущих потребностей человечества в закреплении собственных достижений требовался продукт более дешевый. Спасение пришло из Китая. Китаянки, варившие коконы шелкопряда для получения шелка, обнаружили, что на сетке, где они отжимали шелковую вату, остается тонкий слой материала, на котором после просушки можно было писать. Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой. Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26. С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам. В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины. Трехвековая гегемония бумаги как фиксатора графических знаков, запечатлевающих речь, кончилась на рубеже XX и XXI веков.
Наступила эпоха электронной бумаги, электронных книг. Сравнительный анализ носителей В 1966 году вышел доклад Хадсоновского института США , посвященный методам технологического прогнозирования, процитированный затем в советской и зарубежной литературе 29. Среди них — метод огибающих кривых. Если коротко, суть его заключается в том, что каждой стадии технического развития некого объекта рассмотрения присущ свой жизненный цикл — от зарождения до практического исчезновения, каждую стадию сменяет следующая с более высокими значениями параметров, и, экстраполируя эти смены на будущее, можно предсказать, каких значений характеристик этого объекта следует ожидать в перспективе. Кривые жизненного цикла строятся в координатах «параметр — время», а огибающая кривая описывает эти кривые, касаясь каждой из них в одной точке. В качестве примера в докладе приводится эволюция транспортных средств, изучаемым параметром является скорость перемещения в пространстве. Появившиеся железнодорожные поезда перехватили скоростную пальму первенства, выйдя на уровень нескольких десятков километров в час. Реактивная авиация полвека тому назад осваивала сверхзвуковые скорости. Дальше в докладе Хадсоновского института идет экстраполяция, в которой фигурируют ракеты на ядерном топливе, ожидавшиеся до 2000 года, и космические корабли на термоядерном топливе, которые должны появиться ближе к середине XXI века.
Скорости в буквальном смысле космические. Спутники с ядерными установками на борту уже есть, до термоядерных двигателей дело пока не дошло. Огибающая кривая выходит на уровни скоростей, приближающиеся к скорости света, но без указания, даже приблизительно, сроков их достижения. Выбор изучаемого параметра представляет собой сложную задачу. В хадсоновском примере им стала скорость перемещения, измеряемая довольно просто. Хотя было бы интересно сравнить те же транспортные средства по пассажировместимости. Древняя арба и американский космический шаттл были бы в этом случае вполне сопоставимы. Какой же параметр должен быть использован в нашем случае? Размер разового тиража Один из параметров для сравнения — число одновременно изготавливаемых копий документа, разовый тираж.
Слово «одновременно» в данном случае означает «в один присест», причем «присест» по времени может быть достаточно продолжительным. Науке неизвестно наличие идентичных экземпляров записей на каменных носителях. Даже в Вавилонии была только одна колонна с законами Хаммурапи, хотя и в те времена незнание законов не освобождало от ответственности. Разовый тираж — единичный. Археологами найдено несколько десятков тысяч глиняных табличек. Только лишь при раскопках Мари, столицы древнего государства на берегу Евфрата, уничтоженной тем же Хаммурапи, было обнаружено 23 тыс. Но, несмотря на обилие найденных глиняных записей, дубликатов среди них тоже нет. Восковые таблички предназначались в основном для сиюминутных сообщений. Обычай оставлять себе копию отправленного письма появился гораздо позже.
Как следствие, разовый тираж восковой записи тоже не превышал одного экземпляра. По той же причине единичными по содержанию были и берестяные грамоты. Лишь когда от стилуса перешли к каламу и птичьим перьям, а от глины — к папирусу, пергаменту и бумаге, появилась возможность одновременно делать несколько копий одного и того же текста. Скриптории существовали при монастырях. Переход от рукописной техники к печатной впервые был осуществлен, само собой, в Китае.
И так до тех пор, пока лист не приобретал нужной толщины. Затем сушка, и готовые листы папируса, как это было принято в то время, склеивали в свиток. Нильский тростник стал сырьем для изготовления папируса — знаменитой бумаги древности. В этой нехитрой технологии египетские мастера достигли удивительных результатов. Среди дошедших до нас древних рукописей есть такие, которым более пяти с половиной тысяч лет.
Свитки папируса надолго пережили своих безвестных искусников-мастеров. Производство папируса — важная статья государственного дохода. Египтяне не имели в этом деле себе равных. И золото текло в казну фараонов из многих стран. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты. Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных. До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской.
Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство. Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей. Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней.
В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади. Количество берестяных грамот Археологическая экспедиция в Великий Новгород — это уже традиция. Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот. На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом: Великий Новгород 1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка Старая Русса.