Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
История народных промыслов
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник | Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. |
Какие бывают народные промыслы и ремесла России – основные виды, центры и особенности изделий | Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. |
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали | настоящий кладезь уникальных презентов. |
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее? — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) | Приобщиться к древним традициям, узнать удивительные истории, получить незабываемый опыт и накупить классных сувениров — близкое знакомство с народными промыслами открывает немало возможностей. |
У вас включен VPN?
Выбор иглы для вышивания зависит от материала основы, толщины ниток, характера рисунка. Игла должна быть немного […] Балахнинское кружево История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция. Русское кружевоплетение появилось в XVII веке.
Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и […].
Организации, занятые в сфере народных художественных промыслов, получают от региональных властей значительную поддержку — как при проведении крупных мероприятий, так и в финансовом плане. По словам губернатора Глеба Никитина, во время пандемии коронавируса Нижегородская область первой в стране приняла решение оказать предприятиям НХП дополнительную поддержку — на эти цели направили свыше 300 млн рублей. В этом году, с учетом разработки нового антикризисного плана в условиях санкционного давления, отрасли было выделено ещё 100 млн рублей — на стимулирование изготовления и сбыта продукции организаций, а также на программу поддержки молодых специалистов и наставников. Народные художественные промыслы и современность Региональные предприятия НХП чтут старинные традиции, однако не забывают о новых вызовах и пытаются соответствовать времени. Чтобы оставаться актуальными, организации ориентируются на рынок и подстраиваются под действующие запросы общества — сотрудничают с дизайнерами и создают новые продукты, работают над упаковками и маркетингом, выходят на маркетплейсы.
Большую поддержку в этом оказывает Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области, который в сентябре отметил своё 25-летие. Деятельность Фонда помогает сохранять и развивать промыслы области и отстаивать интересы организаций НХП: ежегодно вносятся предложения для улучшения состояния в отрасли и в местах бытования редких исчезающих ремёсел, проводятся конкурсы и другие мероприятия. Также большое внимание в регионе уделяется развитию туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов. В Нижегородской области создаются новые туристские маршруты по местам бытования народных художественных промыслов, чтобы как можно больше жителей России приобщилось к нашему достоянию», — заявил глава регионального министерства туризма и промыслов Сергей Яковлев. Одним из ярких примеров такой работы является разработка национального маршрута «С умыслом PROпромыслы». В маршрут включили четыре переезда, посещение девяти музейных комплексов, четырех интерактивных программ с дегустацией, а также трех мастер-классов и фабрик народных художественных промыслов.
По словам авторов тура, одна из главных задач проекта — изменение качества жизни на территориях, претендующих на включение в этот маршрут. В частности, подчеркивается перспективность развития территории вокруг озера Светлояр, которое является памятником природы федерального значения. В разработке маршрута также активное участие принимал Фонд развития народных художественных промыслов. В августе министерство туризма и промыслов Нижегородской области представило проект комиссии Ростуризма — решение о вхождении маршрута в перечень национальных должно быть принято в ближайшее время на заседании экспертного совета. Сотрудничество дизайнеров и предприятий НХП может дарить миру стильный современный продукт. Фото: «Дизайн и Ремесло».
Ёлочная игрушка с нижегородским акцентом. Кроме того, в октябре состоится финал творческого конкурса «Дизайн и ремесло: проСмыслы», который стартовал в Нижегородской области в июне — его приурочили к празднованию в регионе Дня народных художественных промыслов.
В национальном рейтинге туристических брендов, составленном в 2017 г. Некоторые эксперты отмечают тенденцию к повышению спроса на изделия ремесленных мастеров. На территории одного Центрального федерального округа России сейчас насчитывается около 13 видов народных художественных промыслов, говорится в исследовании сотрудников Российского государственного университета туризма и сервиса. Гончарное производство и резьба по дереву наиболее популярны в Московской и Ярославской областях. Глиняную игрушку делают в Калужской, Костромской, Липецкой и Тульской областях. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор.
Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области.
Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса. Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти.
Современные народные промыслы в России
- Столица народных художественных промыслов
- 😮 Самые известные народные промыслы в России | Интересные факты | Узнай Всё
- Русское декоративно-прикладное искусство: виды, произведения.
- «Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона.
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
Родилась она в ковернинских лесах, куда в ХVII веке бежали старообрядцы, а центром промысла стал Семенов. В начале ХХ века семеновские кустари объединились в артели. Под руководством художника Г. Матвеева была создана школа росписи и токарного искусства. Золотой свет, который исходит от хохломских изделий, достигается сложной обработкой.
Несколько слоев грунтовки, использование алюминиевого порошка, обжиг в печах — процесс занимает до полутора месяцев. Сейчас традиции хохломской росписи продолжает фабрика «Хохломская роспись». Здесь не только создают традиционные изделия, но и развивают промысел. Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера.
Это позволяет промыслу оставаться актуальным. Резьба и инкрустация по дереву также встречаются в Семеновском районе. Дамы и кавалеры Городецкая роспись совсем другая. Мотивы художников — жанровые сценки с «дамами» и «кавалерами», лошадки, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками».
Роспись возникла из резьбы по дереву и инкрустации, которой украшались донца городецких прялок из мореного дуба. В конце ХIХ века донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают мебель и кухонную утварь. Работает фабрика «Городецкая роспись».
Не менее известна городецкая резьба по дереву. Яркие краски Анилиновыми красками ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета творится полховско-майданская роспись.
Опубликовал: perunica. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет. У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка , палехская и холуйская миниатюры, жостовские подносы , хохлома... Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней.
Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело. Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства. Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу.
Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей. Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь.
Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки. С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова.
Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения. На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок. Подводя итоги курсов, ребята поняли, что настоящий волшебник всегда добрый и веселый. В его силах помочь другим, подарить радость друзьям. Значит, и мы можем стать настоящими волшебниками!
Носова прошла творческая встреча «Таинство народных красок» для постоянных читателей и гостей. Мероприятие посетили 7 человек.
Нужно было нашим предкам чем-то зарабатывать.
В ход шло то, что под рукой: дерево, глина, лен и т. Но тягу к красоте не спрячешь, поэтому украшали предметы быта и резьбой, и росписью. К сожалению, до настоящего времени дошли далеко не все промыслы.
Например, канули в Лету знаменитые на всю Россию полушубки из Большого Мурашкина, лысковские шкатулки и сундуки «с секретами». Да и замки уже никто не делает в кустарных мастерских. Но богатство региона все еще велико.
Самая известная роспись Хохлома — самый известный из российских народных художественных промыслов. Родилась она в ковернинских лесах, куда в ХVII веке бежали старообрядцы, а центром промысла стал Семенов. В начале ХХ века семеновские кустари объединились в артели.
Под руководством художника Г. Матвеева была создана школа росписи и токарного искусства. Золотой свет, который исходит от хохломских изделий, достигается сложной обработкой.
Несколько слоев грунтовки, использование алюминиевого порошка, обжиг в печах — процесс занимает до полутора месяцев. Сейчас традиции хохломской росписи продолжает фабрика «Хохломская роспись». Здесь не только создают традиционные изделия, но и развивают промысел.
Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера. Это позволяет промыслу оставаться актуальным. Резьба и инкрустация по дереву также встречаются в Семеновском районе.
Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. Народные промыслы – это достояние страны, отражающее ее историю и относящееся к культурному наследию. Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.
Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах
Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов.
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового.
Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки.
Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами.
Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело. Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства. Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.
Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей. Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве. Конон Лебедев городецкий художник, 1991 Фото: Николай Мошков В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью.
Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.
Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы.
Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души... Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек.
Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера.
Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины.
Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок.
Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц.
Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.
Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки.
Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль».
Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.
Самые известные народные промыслы в России
Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.
Секреты красоты таятся в самой природе. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке.
Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового.
Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками.
На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты. Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей. Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска.
Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера. Жостовская роспись Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово Московская обл. Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил. Роспись производится чаще по черному фону. Основной мотив — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Поскольку подносы к XXI веку успели выйти из моды, мастера ищут другие объекты для росписи: шкатулки, украшения, миниатюры и т.
Палехская лаковая миниатюра. Пытаясь приспособиться к новым условиям, мастера стали работать темперой по папье-маше. Расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, и т. Роспись обычно выполняется на черном фоне и расписывается золотом. В качестве сюжетов часто используются народные сказки, былины, произведения классиков литературы и бытовые сцены. Недостатки оригинальной технологии, которую применяли первые мастера миниатюры, со временем приводят к повреждению работ 20-30-х гг.
Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок. В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви. Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла.
Обвинская роспись Художник: Мила Лосенко Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века. Гуслицкая роспись Художник: Мила Лосенко Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания.
У вас включен VPN?
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.
Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ. В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек.
Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами.
С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.
Сотрудник библиотеки поведала ребятам историю возникновения одного из основных видов прикладного искусства — вышивки. С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой. В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры. В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса».
Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки. С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова. Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе.
Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина».
Малютин, иллюстратор детских книг. Название «Матрёшка» для деревянной разъемной расписной куклы выбрано неслучайно. Для русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространенных и любимых женских имен. Имя Матрёна ассоциируется с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
В 1900 году русская Матрёшка была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и мировое признание. Тогда же были получены международные заказы. Уже в 1911 году матрёшечники из Сергиев-Посада выполнили заказы из 14 стран мира. Огромная популярность игрушки поспособствовала появлению многочисленного количества подражателей, привносивших в игрушку собственные мотивы росписи. Помимо традиционного изображения круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и русском сарафане, мотивами для росписи становились бояре и русская знать, герои войны 1912 года, былинные богатыри, сказочные и легендарные персонажи.
Матрёшку украшали и гжельской, жостовской, хохломской и палехской росписью. Матрёшки в ассортименте. Набор из 37 матрёшек. Сергиево-Посадская матрёшка. Семёновская матрёшка Именно в г.
Уже в первый год своего существования искусство лаковой миниатюры из Палеха произвело триумф на выставке в Венеции, а в 1925 году получил гран-при на промышленной выставке в Париже. Однако мастера остались в России, наладили производство, открыли художественную школу для подготовки учеников и создали комнату образцов, которая впоследствии стала Государственным музеем палехского искусства. Палехская шкатулка стала желанным предметом коллекционирования у всех, понимающих ценность особой красоты русского духовного искусства. Наследие древнерусской традиции и трудолюбие палешан послужили надежной основой, которая помогла донести это искусство до наших дней.
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. настоящий кладезь уникальных презентов. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны.
Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году.