Антинорманнская теория, как видно из названия, отрицает норманнскую теорию.
Развернутый ответ:
- Назови главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий
- Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий
- Норманизм и антинорманизм
- Норманская теория: что из себя представляет, кратко, главное и суть, антинорманнские идеи
- 1.Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории. 2.Почему династию правителе…
Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий.
Теория норманнского происхождения впервые была озвучена шведским королем, что позволяет противникам этой концепции вести разговор о том, что факт скандинавского происхождения династии Рюриковичей идет от шведов. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". В первые полтора десятилетия советской эпохи норманнская теория происхождения Руси пользовалась официальной поддержкой со стороны партийного руководства, одержимого идеей борьбы с великорусским шовинизмом. Главная проблема что норманской, что антинорманской гипотез сводится к тому, что обе они оперируют ложными исходными понятиями.
2.3. Дискуссия норманистов и антинорманистов
Яркий характер спор норманнистов и антинорманнистов возымел в 30-е годы 20 века на фоне обостренной политической ситуации в Европе. Пришедшие к властным полномочиям в Германии фашисты применяли существующие теоретические концепты для объяснения собственных агрессивных планов. В попытках доказывания неполноценности славян, их неспособности к самостоятельному развитию, историки германского происхождения выдвигали тезисы об организующей роли германского базиса в Польше, Чехии, на Руси. Замечание 2 Сегодня внушительная часть исследователей склонна соединить доводы «норманнистов» и «антинорманнистов», отметив, что появившиеся предпосылки образования государства у славян реализовывались при участии норманнского князя Рюрика, а так же его дружины.
Сколько бы не было различий во мнениях историков, важно следующее: факт формирования 862 году в Новгороде княжеской династии, управлявшей им более семи веков подряд, воспринимался летописцем в качестве точки отсчёта исторического времени, а соединение под властью Олега новгородских и киевских земель - как повторный момент в исторической судьбе восточных славян. В замечании одного из российских историков говорится: «сквозь красивейший туман народного сказания история... Вознесённый А.
Пушкиным Вещий Олег — фигура отнюдь не легендарная, а доподлинно историческая. В настоящее время полностью доказана несостоятельность в научном плане норманнской теории, которая объясняет образование Древнерусского государства в виде результата иностранной инициативы.
Петрея основоположником норманнизма. Как классически любит называть данную гипотезу ученый. Не смотря на разность во взглядах относительно времени оформления норманнской теории, в XVIII веке она приобрела знакомые и на сегодняшний день черты. Например, «русские» названия днепровских порогов, которые лингвистически выводили из скандинавских языков, или вопрос о происхождении имени «русь» от финского слова «Ruotzi», обозначающего и поныне шведов. Хотя, этому есть вполне разумное объяснение, например то, что коренным населением русской равнины как раз таки и являются финно-угорские племена, с которыми, переселившиеся сюда впоследствии славяне, жили длительное время бок обок.
От них-то они и могли получить слово, обозначающее часто проникавших в Восточную Европу шведов, для обозначения не целого народа, а например определенной социальной группы. Фомин, в недавно вышедшем сборнике «Изгнание норманнов из русской истории» в пятой главе цитирует Шлёцера по данному вопросу, и, исходя из приведенной им цитаты, тот сдался практически без боя, ответив просто: «Почему финны называют их шведов Ruotzi, я, честно признаться, не знаю». Также академик Фомин, в продолжении выше сказанного и все в том же сборнике, говорит следующее: Говоря так, Шлецер подчеркнул один принципиально важный момент, который затем независимо от него будут подчеркивать другие специалисты: «…Мне кажется невероятным, что целый народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа, только потому, что его князья принадлежали к последнему»[14]. Хотя, я нашел не только объяснения Шлецера относительно того, почему финны до сих пор называют шведов «руотси», но и абсолютно противоположное по смыслу высказывание, относительно «невероятности» того, каким образом «народ заимствовал для собственного обозначения иностранное название другого народа». Так в своем «Несторе» он смог дать как своим современникам, так и нам множество интересных предположений, коих он именует «доказательствами», на этот счет, которые и поныне в «норманнской гипотезе» рассматриваются, как основные. В том числе, дает объяснение тому, почему финны называют шведов «руотси». Конечно, его доводы кому-то могут показаться сомнительными, но все же он их приводит в «Несторе» издания 1809 года.
Вот что он говорит: «Часто нельзя истолковать, от чего народы получают от других народов новые особенные названия, но здесь можно сделать рассудительное предположение. В древнейшие времена, эсты и финны разбойничали по Балтийскому морю, а чаще всего в Швеции. Упландский берег был ближайший против их, еще и теперь, как и древле, называется он Рослаген. Очень часто целые народы и земли получают названия от соседей по местам, ближе всех к ним прилежащим, или которые они прежде узнают»[15]. А так как данный труд был опубликован незадолго до его смерти, не думаю, что он успел поменять свое мнение. Видимо В. Фомин цитировал более ранние высказывания Шлёцера.
Но на тему этимологии слова «русь» мы поговорим позже, в соответствующей главе, ну а пока вернемся к дальнейшему рассмотрению выше указанного направления в отечественной историографии. В 1749 году Миллер подготовил диссертацию «Происхождение народа и имени российского» для торжественного заседания. Некоторые из академиков Ломоносов, Крашенинников, Попов нашли её «предосудительной России». Миллер обвинялся в том, что «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может, а именно: как их многократно разбивали в сражениях, где грабежом, огнем и мечом пустошили и у царей их сокровища грабили. А напоследок удивления достойно, с какой неосторожностью употребил экспрессию, что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По Миллеру, именно скандинавы они же германцы вывели славян на широкую историческую дорогу. Естественно, в своей критике Миллера и Байера, на исследования которого опирался Миллер Ломоносов касался не только патриотических чувств и престижа страны, но и научных методом, использовавшихся Миллером.
В частности, он писал: «Последуя своей фантазии, Байер имена великих князей российских перевертывал весьма смешным и непозволительным образом для того, чтобы из них сделать имена скандинавские; так что из Владимира вышел Валдмар, Валтмар и Валмар, из Ольги — Аллогия, из Всеволода — Визавалдур и проч... Ежели сии Бейеровы перевертки признать можно за доказательства, то и сие подобным образом заключить можно, что имя Байер происходит от российского Бурлак. Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи... В этом споре Ломоносов оказался убедительнее. Так уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён.
Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику «Изгнание норманнов из русской истории» А. Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманнской гипотезы и пишут, что: "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского»[17]. Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм».
Ситуация стала меняться в начале второй половины XIX века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных — сторонников антинорманской гипотезы — С. Гедеонов, Д. Иловайский, И. Забелин, Н. Вторая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов состоялась через 111 лет после первой. Погодиным и исповедавшего антинорманнскую гипотезу — Н. Впрочем, Н.
Костомаров отстаивал ту версию, что варяги были не славянами, а происходили из литовского края Жмудь. Но здесь это было не суть важно, важен сам факт того, что вопрос о происхождении варягов опять встал обсуждаться с прежней остротой сторонниками двух противоборствующих научных гипотез[18]. В своей книге «Спор о варягах» известный сторонник норманнской идентификации летописного народа «варяги-русь» Л.
Сторонники норманнской теории считали, что не только правящая династия была норманской, но и до прихода Рюрика у древних славян государства не существовало. Сторонники антинорманской теории считали, что до прихода варягов государство уже было, только правители были варяжского происхождения, потому что древнерусские князья не могли договориться о том, кто же будет править.
Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы, жившие на балтийском побережье, которых Михаил Васильевич причислял к славянским племенам. В славянском языке нет слов скандинавского происхождения, из этого можно сделать вывод, что варяги, о которых говорится в летописи Нестора, возможно, вовсе не скандинавы. Иловайский, видный историк XIX века, полагал, что призвания Рюрика не было никогда и летопись Нестора неверна и неточна. Принято считать, что основателем русской государственности был Рюрик, варяжский князь и основатель династии Рюриковичей, призванный ильменскими словенами княжить ими в 862 году. Но так ли это на самом деле? Приверженцы антинорманнской теории дают на этот вопрос утвердительный и отрицательный ответ. Имя Рюрика упоминается лишь в двух независимых источниках это житие святого князя Владимира, написанное, как думают историки, еще в далеком в 1070 году и летопись монаха Нестора, которая была написана им примерно на сорок или пятьдесят лет позже. Надо брать во внимание то, что Нестор мог написать сказание о призвании Рюрика на основе выше указанного жития и повторить ошибку ее автора, монаха Иакова. Больше источников, которым можно было бы хоть как-то доверять нет. Есть правда и другие источники из Европы, где имя Рюрика пытались связать с варягом Рёриком, но основания на основе этих источников делать глупо. Есть большие сомнения в существовании Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Многие заявляют, что норманнская теория антинаучная и неправдивая.
Аргументы в пользу норманистов и антинорманистов. Норманская и антинорманская теория (1) - Реферат
Норманская теория, опираясь на источники утверждает, что Рюрик, Трувор и Синеус были приглашены править на Русь. Согласно норманской теории варяги, которых в русской летописи называли русь, являются скандинавами (норманнами). Главное расхождение между норманнской и антинорманнской теориями связано с вопросом происхождения исторического феномена, известного как «призвание варягов». Антинорманнская теория происхождения древнерусского государства Прежде чем углубится в историю, будет лучше, если сначала узнать что это вообще такое – антинорманнская теория, какова её сущность и. В данном материале рассмотрим основные идеи норманнской и антинорманнской теории, а также изучим слабые стороны каждой из теорий.
Начало отечественной государственности. Норманская и антинорманская теории
Основные проблемы антинорманнской теории таковы. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических. Древнерусское государство норманский ломоносов норманская теория норманская теория, направление в историографии, сторонники которого считают норманнов варягов основателями государства в древней. Норманнская теория утверждала, что государственность на русь принести варяги (норманны), антинорманская-что государственность на руси сформировалась в результате естественных процессов социальных и экономических. В первые полтора десятилетия советской эпохи норманнская теория происхождения Руси пользовалась официальной поддержкой со стороны партийного руководства, одержимого идеей борьбы с великорусским шовинизмом.
Назови главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий
Какая теория о возникновении древнерусского государства выглядит предпочтительнее с объективной точки зрения: норманская или антинорманская? Антинорманская теория, сквозь зубы признавая существование Рюрика, начисто отрицает существование Трувора и Синеуса (толкуя их имена, как ДРУЖИНА и ДОМОЧАДЦЫ). собрание основных значимых моментов в истории противостояния норманнской и антинорманской теорий возникновения Руси.
Норманизм и антинорманизм вчера и сегодня
Против этой точки зрения выступал Ломоносов , который утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян. Собственно, одним из основных камней преткновения между последователями норманнской и антинорманнской теория происхождения Древнерусского государства является спор об этнической принадлежности как Рюрика, так и варягов в целом. Борьба с космополитизмом в СССР. Проявления, предпосылки, последствия. Норманская и антинорманская теории Только в российской историографии норманская и антинорманская концепции рассматриваются как отдельные и в каком-то смысле даже противоположные, так как в других странах историки рассматривают их обе в рамках одной теории, как взаимодополняющие элементы.
Теории происхождения государства у восточных славян таблица. Норманская и антинорманская теория таблица. Норманская и антинорманская теория происхождения государства таблиц. Норманская и антинорманская теория. Антинорманская теория возникновения государства. Норманская теория и антинорманская теория. Сторонники теории норманистов и антинорманистов таблица. Сторонники норманнской и антинорманнской теории. Норманская и антинорманская теория 6 класс. Сторонники норманской и антинорманской теории. Норманская теория Байер Миллер Шлецер. Норманская и антинорманская теория происхождения. Ломоносов Миллер шлёцер Байер. Теории возникновения древнерусского государства таблица. Теории происхождения древнерусского государства таблица. Суть норманнской теории возникновения древнерусского государства. Норманская теория происхождения древнерусского государства кратко. Теории происхождения государства норманская антинорманская. Норманская теория возникновения древнерусского государства. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Норманская теория происхождения государства. Нормпннская телоия происхождения. Аргументы норманнской теории. Доказательства норманнской теории. Аргументы за Норманскую теорию. Норманская теория Аргументы. Дискуссия о норманском вопросе это. Индо иранская теория и норманская теория. Норманская 4. Теории происхождения древнерусского государства Киевской Руси. Теория происхождения восточных славян норманская антинорманская. Теории образования древнерусского государства таблица. Теории возникновения государства у восточных славян таблица.
Естественно, в своей критике Миллера и Байера, на исследования которого опирался Миллер Ломоносов касался не только патриотических чувств и престижа страны, но и научных методом, использовавшихся Миллером. В частности, он писал: «Последуя своей фантазии, Байер имена великих князей российских перевертывал весьма смешным и непозволительным образом для того, чтобы из них сделать имена скандинавские; так что из Владимира вышел Валдмар, Валтмар и Валмар, из Ольги — Аллогия, из Всеволода — Визавалдур и проч... Ежели сии Бейеровы перевертки признать можно за доказательства, то и сие подобным образом заключить можно, что имя Байер происходит от российского Бурлак. Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их знатных людей были скандинавские, однако из того отнюдь не следует, чтобы они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи... Уже напечатанная речь была уничтожена, а Миллер на один год был разжалован из профессоров в адьюнкты. Однако вскоре он был прощён. Так закончилась первая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов. Однако, так как в то время немцев среди российских историков было большинство, к началу 19 века норманнская теория происхождения варягов стала доминирующей, и общепринятой в том числе и среди историков русского происхождения. Особенно поспособствовали этому немецкие историки на русской службе Шлёцер и Куник. Во вступлении к сборнику "Изгнание норманнов из русской истории А. Сахаров и В. Фомин дают краткий обзор развития норманской теории и пишут , что "в 1834 г. Сенковский уверял, «что не горстка солдат вторглась в политический быт и нравы человеков, или так называемых славян, но что вся нравственная, политическая и гражданская Скандинавия, со всеми своими учреждениями, правами и преданиями поселилась на нашей земле; эта эпоха варягов есть настоящий период Славянской Скандинавии», что восточные славяне, утратив «свою народность», сделались «скандинавами в образе мыслей, нравах и даже занятиях», в связи с чем произошло общее преобразование «духа понятий, вооружения, одежды и обычаев страны», образование славянского языка из скандинавского". Такого рода воззрения получили название «ультранорманизм». Ситуация стала меняться в начале второй половины 19 века, когда уже появилась «критическая масса» русских учёных антинорманистов - Гедеонов, Иловайский, Забелин, Костомаров. Вторая публичная дискуссия по вопросу происхождения варягов состоялась через 111 лет после первой. Впрочем, Костомаров отстаивал ту версию, что варяги были не славянами, а происходили из литовского края Жмудь. Версия эта самими антинорманистами вскоре была отвергнута, был важен сам факт того, что вопрос о происхождении варягов опять встал на повестку дня. В своей книге «Спор о варягах» известный норманист Лев Клейн приводит не только аргументы в пользу норманизма, но и рассказывает историю противостояния норманизма и антинорманизма. Вот что он пишет о том, какое внимание привлёк этот диспут между Погодиным и Костомаровым в обществе: Билеты продавались по неслыханно высоким ценам: в 3-5 рублей два с полтиной в то время — это была цена овчинного полушубка или пуда осетрины , даже чтобы попасть на хоры, нужно было уплатить полтора рубля. Задолго до диспута публика записывалась в очередь. Две тысячи билетов расхватали в несколько часов. Перед самым открытием билеты перекупались с рук за совершенно баснословную сумму — по 50 рублей за билет! Как писали тогдашние газеты, в зале было много «ученых, литераторов, военных, студентов, — и даже несколько дам» Диспут между Н. Костомаровым и М. Погодиным о происхождении Руси. Карикатура из журнала. Противники отыскали точки соприкосновения своих схем и шли на перемирие, оставаясь каждый при своем убеждении в основных вопросах: «г. Костомаров: Я допускаю возможность, что в той литовской колонии, которая к нам пришла, могло быть незначительное число норманнов. Погодин: Это для меня главное — присутствие норманнского элемента. Я сделаю сравнение: капля вина сообщает вкус воде в целом стакане, эта капля — норманны... Костомаров на это заметил, что не верит в гомеопатию. Турнир закончился. Обоих диспутантов вынесли из зала на руках. Все же оба остались разочарованными. В последние десятилетия 19 века антинорманизм стал официальной догмой, а варягов стали считать балтийскими славянами этой же версии придерживался и Ломоносов.
Так вот наш академик утверждал, что варяги Рюрика были не скандинавами, а балтийскими славянами, проживавшими на берегах одноимённого моря. Доказывал он это тем, что слишком быстро произошла ассимиляции "пришельцев". Причём как культурная, так и языковая. А это естественно может указывать на родственные корни славян и варягов. Никаких серьёзных доказательств у Ломоносова конечно не было, а только "голый" патриотизм. Ну и конечно "немного" его антинорманская теория была "притянута за уши". Да что же это такое скажете вы. Первая версия не патриотичная, вторая "урапатриотичная". И тут нам на помощь приходит версия современных учёных - центристская теория происхождения Древнерусского государства. Которая кстати, в отличии от первых двух, подтверждена фактами археологических раскопок и работами лингвистов. Она говорит, что в 862 году славяне действительно призвали варягов из-за моря в качестве "третьей примиряющей силы". Ну не смогли мы договориться кто будет править. Чтобы избежать крови пошли на компромисс. Между прочем это не такая уж и редкая практика в мировой истории. Ну и государство конечно они нам создать не могли, так как это длительный процесс и каждый народ проходит его самостоятельно. Нельзя заставить жить в государстве. Не мог Рюрик сказать вонючим, глупым дикарям, что с завтрашнего дня они будут государством. Не поняли бы его. У нас идея объединения зрела давно и ускорялось внешним фактором с юга на нас наседали кочевники хазары, а с запада всякая "европейская" шелупонь. А теперь фактики. Факт Первый. Скандинавы сами были далеко не специалистами в деле строительства государства. Каждый конунг сидел на своём островке, периодически воюя с соседями или с собственными подчинёнными. Хотя назвать их так можно было весьма условно. Причём крупных было не более трёх. В Швеции это был Сигтуну, который в 1187 году новгородцы разграбили и сожгли в ответ на попытку норманнов захватить Ладогу. После этого потомки "викингов" более ста лет нос к нам не казали. А знаете как скандинавы называли Русь? Гардарики - страна городов.
Назови главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий
Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси? Летописец сообщает, что народ варяги русь , пришёл в Новгородскую землю по главе с тремя братьями, старшим из которых был Рюрик, по приглашению славянских и финно-угорских племён. Эти племена ссорились между собой и в 862 г. В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос русь? О чём говорится в этом источнике? В нем сказано, что в 839 г. О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?
Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий заключается в точке зрения на происхождение варягов на руси.
Факты, подтверждающие этот исторический путь Этот исторический вопрос очень сложно разрешить, так как у сторонников этой концепции есть много аргументов в свою пользу, с которыми сложно поспорить. Следует рассмотреть самые значимые из них.
Хотя этот документ был составлен примерно через 300 лет после предполагаемого «призвания варягов на Русь», это основной документ, на котором строится аргументация норманистов. Свидетельства других государств-современников Руси. Он так же упоминал, что говорят они на разных языках, а славяне платят дань росам. Погребальный обряд.
У богатых русов погребальный обряд был идентичен погребальному обряду викингов: тело сжигали в деревянной ладье с разными предметами быта, а порой даже и слугами. Затем на этом месте возводили курган. Археологические находки. На археологических раскопках многих славянских поселений периода 9-10 веков обнаружено множество образцов оружия, предметов быта и украшений скандинавского образца.
К тому же, были найдены более 100 образцов граффити, выполненных из рунических знаков. Все эти находки подтверждают тот факт, что в период становления русской государственности, представители скандинавских стран, как минимум, проживали на территории зарождающейся Древней Руси. Доказательства со стороны лингвистики. Этимология многих древнерусских слов восходит к древнескандинавскому языку.
Татищев, М. Щербатов, Н.
Рыбаков уверен, что однажды один из таких крупных набегов имел положительный результат для варягов и их предводитель, захватив власть в северных землях и воспользовавшись этим сел на княжеском престоле.
По мнению И. Фроянова, Рюрика с его дружиной приглашали как военного союзника, но как только военные действия закончились, норманнский конунг свергнул князя Вадима Храброго, ранее княжившего в северных землях славян и вероломно захватил власть, подчинив подданных убитого князя. Многие историки полагают, что братьев Рюрика Синеуса и Трувора не существовало.
В летописи утверждается, что они, придя на русскую землю со своим старшим братом, до 864 года княжили в своих уделах. Так, в летописи написано, что Синеус княжил в городе Белоозеро, но это не является правдой, так как исследователями-археологами установлено: такой город существовал с X века, то есть Синеус не мог править в этом городе. Нам известна легенда об основании Киева.
Она гласит, что этот величественный город основали Кий, Щёк и Хорив — три брата из славянского племени полян. Вполне возможно, Нестор хотел создать схожую легенду об основании Великого Новгорода тремя братьями — Синеусом, Рюриком и Трувором, но уже из воинственного скандинавского племени. Тем самым, считал Д.
Лихачев, летописец хотел возвысить этот город до уровня Киева и сказать о величественном начале, так называемых его основателей. Какой теории придерживаться каждый выбирает сам, но антинорманская теория кажется боле правдоподобной и достоверной.
Это предполагается, при условии, что сам Рюрик действительно существовал.
Решебник "История России - Учебник. Часть 1" по предмету История за 6 класс. Aвторы: Арсентьев Н.