Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии.
Романов Пётр I Алексеевич
«Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем. «Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы.
Первый русский царь
Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Так Россия стала империей.
Иван Грозный
- Российское царство
- Святой Владимир – первый русский царь? - 13.07.2022 Украина.ру
- Кто был первым русским царем - Парламентская газета
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- Читайте также
- Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой
Михаил Фёдорович
На Руси состоялось первое венчание на царство 25 января 1547 г. Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.
Сам Царь Иван был высокообразованным, очень начитанным человеком, обладавшим, к тому же, и литературным даром. Он любил музыку и сам сочинял церковные песнопения. Вот только запрет на въезд еврейских купцов в Россию можно оценивать по-разному. На ходатайство польского короля Сигизмунда-Августа Царь ответил: «В свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал». Таким образом, деяния Ивана Грозного, при всех его личных пороках и недостатках, дают неоспоримые основания причислять его к выдающимся государственным деятелям России, а никак не к злодеям, как это сегодня с маниакальным упорством делают русофобствующие историки. Когда они очерняют историю нашего Отечества или очерняют наших великих государственных деятелей, то делают это с одной целью — унизить русский народ, лишить его национального достоинства. К счастью, в последние годы отношение к Грозному становится более объективным. Ему даже стали устанавливать памятники. Памятник Ивану Грозному в Орле, основанном в 1566 г.
Авторы О. Молчанов, А. Следков, А. Дмитриев, А. Установлен близ Богоявленского собора, открыт 14 октября 2016 года. Памятник Ивану Грозному в Александрове Владимирской обл. Автор В. Первый раз был установлен в 2017 году, но вскоре по требованию «прогрессивной общественности» памятник Царю-«тирану» и «детоубийце» был демонтирован и передан в качестве экспоната Военно-историческому обществу. Кстати, в основанном при Иване Грозном Архангельске памятника ему нет. Зато есть памятник Петру I, который нанёс тяжёлый экономический удар по Архангельску: ради развития Петербурга он приказал полностью свернуть внешнюю торговлю через его порт, в результате чего город быстро захирел.
Возрождение началось 100 лет спустя, при Наполеоновских войнах, когда Архангельск оказался единственным портом для торговли с Англией. Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Заметили ошибку?
В 1054 году Римская церковь отделилась от Вселенского православия. В 1439 году константинопольским патриархом была заключена Флорентийская уния с Римской церковью. А в 1453-м под натиском турок пал Константинополь. Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси. Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл.
Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим». Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному. Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств. Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории.
Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы.
Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Годом его появления на свет является 1530-й. В 1533 году умер его отец, а затем недолго правила мать, при которой велась борьба с удельными князьями. И будущий первый царь видел перед собой ожесточенную борьбу за власть между могущественными знатными боярскими группировками — Бельскими и Шуйскими в 1538-1547 годах.
Самодержавным правителем большой страны, которая перешла к нему, как наследие предков, Иван IV стал в 1547 году. Но он не просто взошел на трон, ему выпала судьба стать первым русским царем, которого венчали на царство. Новая форма царского венчания при Иване Грозном С вступлением на трон Ивана IV старинный обряд посвящения на царство, который выражался в «посажении на стол», изжил себя. Он уступил место новой для Руси форме венчания царей, соответствующей древнему цареградскому византийскому чину, сопровождаемому миропомазанием. Почему произошли такие изменения?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тому времени, когда будущий царь еще не появился на свет. Следует вспомнить период, когда земля Русская была раздираема политическими распрями и раздроблена. Необходимо идеологическое обоснование первенства Москвы Прежде чем Москва стала важным политическим центром, собрав вокруг себя земли в единую крепкую державу, потребовался ряд войн, дипломатических ходов и множество прочих факторов. Но этого было еще мало. Было необходимо идеологическое обоснование того, что власть все больше сосредотачивается в руках великого Московского князя.
Началом формирования такой идеологии считается конец 15 — начало 16 вв. Именно тогда на территории Восточной Европы как раз и складывалось мощное Русское государство. Следовало ответить на вопросы: Какое место в мире может оно занять? Какова его роль в дальнейшей истории? В этих условиях и формируется теория под названием «Москва — Третий Рим», обосновывающая единодержавие великих Московских князей.
«Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином.
Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских. В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим».
Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима.
Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».
Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом?
Для усиления царской власти на местах Петр разделил страну на губернии и предоставил губернаторам большие административные и военные полномочия. Церковная реформа окончательно ликвидировала самостоятельность русской церкви, итак давно подчиненной царю. Сан патриарха был упразднен. Для управления церковью в 1721 г. Петр I создал Синод, во главе которого встал светский чиновник, напрямую подчиненный царю.
В 1703 г. Петр основал Санкт-Петербург, выстроенный по новым европейским градостроительным стандартам. В 1712 г. Реформы, масштабные строительные проекты, такие, как возведение новой столицы на Неве, дорого стоили населению России. Царь изобретал все новые налоги, например, налог на бани и налог на дубовые гробы. Жестокие преследования старообрядцев были ослаблены Петром лишь для того, чтобы обложить их двойными налогами. Восстания, в том числе в национальных окраинах, беспощадно подавлялись.
Параллельно с реформами царь вел войны с соседями. В 1700 г. Решающим сражением войны и главным триумфом всего царствования Петра I стала Полтавская баталия 1709 г.
Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича.
Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах. Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники.
Первый выбранный царь
4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы.
История русских царей - Первый Император России Петр I
В 1622 г. Бармы царя Михаила Фёдоровича. Италия — атлас, 17 в. Москва — шитьё, 1629—1645. Подписание внешнеполитических актов позволило правительству Михаила Фёдоровича в 1618 г. В сфере прямого налогообложения размеры фискальных сборов по сошному письму приводились в соответствие с количеством реально обрабатываемой земли. В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г. В соответствии с их коллективными челобитными часть т. В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646. В 1630-х гг.
Виниус , его брат Авраам и Е. Вилконс Ю. Виллекен построили первые в Русском государстве железоделательные предприятия — Городищенские заводы. При Михаиле Фёдоровиче было восстановлено и получило дальнейшее развитие книгопечатание, на Печатном дворе в Москве возобновил работу в 1613 издано несколько сотен книг, среди них — Евангелия, жития святых, а также азбуки В. Бурцова — «Начальное учение человеком…» 1634; 2-е издание — 1637. Возобновлено каменное церковное и светское строительство: возведены церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рубцово близ Москвы ныне в черте города [1619—1626; храм сооружён в память о победе над польско-литовскими войсками, 1 11 октября 1618, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , штурмовавшими Москву] и во имя Святителя Николая Чудотворца Николы Надеина в г. Ярославль 1620—1622 , Теремной дворец в Московском Кремле 1635—1636; отделка завершена в 1637 , в московском Новоспасском в честь Преображения Господня мужском монастыре — церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» над родовой усыпальницей Романовых конец 1610-х — 1620-е гг. Михаил Фёдорович делал крупные вклады в храмы и монастыри книги, церковная утварь и др.
И как Петр I сделал Новый год зимним праздником, приучил брить бороды и носить европейское платье? После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн сын Милославской и Петр сын Нарышкиной. Регентом стала их сестра Софья. Через семь лет ее фактического правления случился переворот: Петр заподозрил сестру в заговоре и отстранил ее от власти, заточив в Новодевичий монастырь. После этого Россией еще некоторое время формально правили два царя, но реальная власть находилась в руках Петра и семьи Нарышкиных. В 1694 году умерла Наталья Кирилловна Нарышкина, а в 1696-м — царь Иоанн. С этого момента началось единоличное правление Петра I, за 29 лет которого он радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России. Поделиться Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Со дня рождения Петра Великого исполнилось 350 лет Регулярная армия В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки. Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих — "Устав воинский сухопутный". По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории — орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали. Создание русского флота Днем рождения российского военно-морского флота стало 30 октября 1696 года. Тогда Боярская дума поддержала идею царя создать регулярный флот на Азовском море. Варфоломеев С началом Северной войны был основан Балтийский флот — в 1703 году построили его первый парусный фрегат "Штандарт" и форт Кронштадт. В 1714-м балтийская эскадра одолела шведов в битве у мыса Гангут — это первая в истории победа русского флота. Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Ее выпускников называли "гардемаринами", от французского garde-marine — "морская охрана". В 1720—1722 годах для военных моряков написали "Устав морской" и "Регламент адмиралтейский". Все чины от матроса до адмирала должны были защищать родину "со всяким тщанием и ревностью". А иностранцы могли служить только при условии, "что по смерть им здесь оставаться". Курс на европейские ценности В 1697—1698 годах Петр I путешествовал по Европе инкогнито, в составе Великого посольства объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов. Полтора года он изучал науки и искусства Европы и впитывал местные традиции. Когда вернулся, велел стричь бороды боярам, обрезать длинные рукава и полы одежд.
После смерти матери Ивана 1538 власть оказалась в руках боярской верхушки во главе с Василием и Иваном Шуйскими. В 1545 году Иван стал совершеннолетним. Но реальную власть он обретал постепенно. Его «куратором» стал митрополит Макарий впоследствии святой русской церкви. Под его влиянием в 1547 году в Успенском соборе московского Кремля Иван был венчан на царство как первый русский царь. Вокруг Ивана начинает формироваться новое правительство, которое войдет в историю как «Избранная рада». Впрочем, списков Рады никогда не существовало. Именно этот период можно назвать самым продуктивным в царствование Ивана IV. В 1549 году был созван Земский собор. В 1550 году принят новый судебник, то есть свод законов, по которому фактически Россия жила до времен Николая Первого. Проведены земская и губная реформы местное управление , сформировано регулярное стрелецкое войско, перестроена система приказов министерств. Стоглавый собор привел в порядок церковные уложения. В 1552 году по итогам третьего казанского похода Казанское царство вошло в состав России. В 1556 году в состав России вошло Астраханское царство. В 1558 году началась Ливонская война она продолжалась до 1583 года , которая на первом этапе была успешной для России. Был уничтожен Ливонский орден, построен Иван-город напротив Нарвы. Номинально Иван стал правителем в 3 года Подробнее Репрессии. Террор В 1560 сослан в Белозерский монастырь Сильвестр, отправлен в «почетную ссылку» Адашев. В 1563 году умирает Макарий. В 1564 бежал в Литву Андрей Курбский. Избранная рада перестала пользоваться доверием царя после кризиса 1553 года, когда во время тяжелой болезни царя при дворе появилась партия, которая поддержала в качестве наследника престола не сына Ивана Грозного, а его двоюродного брата Владимира Старицкого. В 1565 году царь объявляет о введении опричнины. Избранное войско вне закона страны помогло царю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Была уничтожена родовая аристократия. Произошло перераспределение состояний и владений. Иван Васильевич Всея Руси, царь и великий князь, как именовали его при жизни правил Россией больше 50 лет. Фото: globallookpress. После челобитной из Москвы согласился править, но на своих условиях. Прошло несколько волн репрессий среди высших чинов государства. За попытку приостановить казни был сослан, а потом убит митрополит Филипп Колычев , ставший позже одним из самых почитаемых русских святых. В 1569 году был убит двоюродный брат царя Владимир Старицкий с женой с старшей дочерью. В 1570 году после разорения Твери, Клина, Торжка и других городов царь совершил поход на Новгород - «для искоренения измены». По разным данным, было уничтожено от 3 до 10 тысяч человек. Количество погибших от голода после уничтожения запасов и хозяйств не поддается подсчету. Город был ограблен дочиста, включая Храм Святой Софии и архиепископский двор. С этого времени Новгород так и не смог оправиться. В 1861 году, когда в городе открыли Памятник Тысячелетию Руси, на нем, среди десятков фигур людей, оказавших влияние на развитие страны, места Ивану Грозному не нашлось. По легенде соседний Псков от разорения спасло вмешательство юродивого Ивана Салоса, протянувшего царю кусок сырого мяса со словами: «На, ты же ешь тело человеческое»... Возвратившись в Москву, царь устроил массовые казни. Среди погибших оказался и фактический «премьер-министр» - дьяк Иван Висковатый, убитый вместе с семьей с особой жестокостью. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей совершил неожиданный поход на Русь, легко дошел до Москвы, поджег окраины, в результате чего город выгорел дотла. Царь, узнав о приближении татар, сбежал из столицы. Девлет Гирей повторил поход на разоренную Русь в 1572 году, но был разгромлен в битве при Молодях земским войском. Это интересно Правда о Борисе Годунове «Комсомолка» покопалась в исторических книгах, чтобы рассказать вам самое важное о человеке, который сменил Рюриковичей после их 700-летнего пребывания во главе страны, и рассказать об истории его правления Подробнее Последние годы. Присоединение Сибири В 1572 году опричнина была распущена. Основной причиной стала малая эффективность опричного войска и растущее влияние видных опричников в стране. В 1575 Иван Грозный вновь отрекается от престола.
По пути опричники устроили множество убийств и грабежей в Твери, Клину, Торжке и других городах. Боевые отряды опричников окружили Новгород 2 января 1570 года, сотни священников окрестностей были посажены под арест, монастыри взяты под полный контроль. Через несколько дней приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и приказал начать репрессии. Официально основано Донское Казачество 3 января 1570 года. Поводом для образования Донских Казачьих Станиц-Застав стало признание их доблести, военных заслуг, нужда в их службе Русскому государству, и наделения Казачества грамотой Ивана Грозного. С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав. Опричники по приказу Ивана грозного 12 января 1570 года стали массово мародёрствовать во всем Новгороде и его окрестностях. Каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По различным данным, в тот страшный день погибло от 2 до 10 тысяч человек. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких знатных горожан и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, псковский юродивый, во время обеда, протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после - грозил Ивану многими бедами. Иван Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался розыск о новгородской измене, длившийся весь 1570 год, пострадали многие видные опричники. В 1571 году, когда на русские земли вторгся крымский хан, опричники Ивана Грозного оказались полностью недееспособными и не смогли защитить государство. Царь разбаловал их, и они попросту не пошли на войну. Тогда государь принял решение об отмене опричнины и даже отдал приказ на составление списков убиенных, чтобы их души отпевали в монастырях. Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Документ был разработан воеводой Михаилом Воротынским. В Приговоре кратко изложили тактику и стратегию отражения набегов врагов на русские границы, а также основные принципы сторожевой и станичной службы. Кроме того, документом устанавливалось устройство и расположение сторожевых застав. Ям-Запольский Мирный договор 15 января 1582 года заключен между Русским царством и Речью Посполитой в деревне Киверова Гора, в местечке недалеко от Пскова, в период правления Ивана Грозного. Этот документ подводил итоги Ливонской войны и провозглашал мир между двумя государствами сроком на 10 лет. П его условиям Россия отказывалась от отвоеванного Полоцка в Речи Посполитой и своих земель в Ливонии. Взамен поляки вернули русские города: Великие Луки, Невель, Заволочье, Холм, со всем имуществом и волостями, и все псковские пригороды. Экономика страны развалилась. Потерпев проигрыш в Ливонской войне, царь понял, что совершил множество непростительных ошибок. Его одолевали приступы ярости, и в один из них случайно стал убийцей собственного сына, ударив заостренным концом посоха по виску юноши. Спохватившись, царь впал в отчаяние, так как старший сын, Иван Иванович являлся единственный престолонаследником, второй ребенок, Федор оказался недееспособным. В результате Иван Грозный даже хотел уйти в монастырь. Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель оказалось разорено и опустошено.
Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)
Начало династии Романовых - Наследие Империи | Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. |
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское" | Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). |
Начало династии Романовых - Наследие Империи | Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. |
Святой Владимир – первый русский царь? - 13.07.2022 Украина.ру | Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. |
Русские цари и императоры - Схемы и пособия | 17 декабря 2018 Артур Романов ответил: Первым русским царем, как известно, был царь Иван IV, он же Иван Васильевич Грозный. |
Как Земский собор выбирал нового царя?
- Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
- Плюсы и минусы правления
- «Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
- Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил | Аргументы и Факты
- Год венчания на царство первого русского царя 🤓 [Есть ответ]
- Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?
Первый русский царь?
Романов Пётр I Алексеевич | Свежие новости в России и мире. |
Новости и события Российского исторического общества | Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. |
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское" | Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». |
Святой Владимир – первый русский царь?
Первый русский царь в истории России - | Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. |
Первый русский царь в истории России | Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». |
История русских царей - Первый Император России Петр I | 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. |
Первый выбранный царь
Став первым русским царем Иван IV получал неограниченную самодержавную власть. Новости Новости. Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. Достаточно сказать, что сам Пожарский пытался стать царем и активно пытался купить себе сторонников. Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла.
25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси
В структуре косвенного налогообложения стали преобладать налоги с таможен и кабаков. В 1632 г. В соответствии с их коллективными челобитными часть т. В царствование Михаила Фёдоровича продолжилось освоение земель в Восточной Сибири, построены остроги Енисейск 1619 , Красноярск 1628 , Якутск 1632 , направлялись экспедиции за ясаком в Приамурье 1643—1646. В 1630-х гг. Виниус , его брат Авраам и Е. Вилконс Ю. Виллекен построили первые в Русском государстве железоделательные предприятия — Городищенские заводы. При Михаиле Фёдоровиче было восстановлено и получило дальнейшее развитие книгопечатание, на Печатном дворе в Москве возобновил работу в 1613 издано несколько сотен книг, среди них — Евангелия, жития святых, а также азбуки В. Бурцова — «Начальное учение человеком…» 1634; 2-е издание — 1637.
Возобновлено каменное церковное и светское строительство: возведены церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рубцово близ Москвы ныне в черте города [1619—1626; храм сооружён в память о победе над польско-литовскими войсками, 1 11 октября 1618, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , штурмовавшими Москву] и во имя Святителя Николая Чудотворца Николы Надеина в г. Ярославль 1620—1622 , Теремной дворец в Московском Кремле 1635—1636; отделка завершена в 1637 , в московском Новоспасском в честь Преображения Господня мужском монастыре — церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» над родовой усыпальницей Романовых конец 1610-х — 1620-е гг. Михаил Фёдорович делал крупные вклады в храмы и монастыри книги, церковная утварь и др. Внешнеполитические мероприятия после 1619 г. Во 2-й половине 1620-х — начале 1630-х гг. Успешно начатая Смоленская война 1632—1634 гг. Во 2-й половине 1630-х гг. Однако в 1642 г. С 1642 г.
Государственные грамоты подписывались одновременно и от имени царя, и от имени владыки церкви. В это время заключаются мирный договор со Швецией и перемирие с Польшей, Русь отстояла свою независимость. Избрание Михаила Романова на царство. От молодого Михаила Фёдоровича срочно требовалось наплодить детей и создать династию, чтобы не повторилось состояние безвластия. В 1616 году, когда царю исполнилось 20 лет, был объявлен смотр невест. Мать Михаила, инокиня Марфа, выбрала для сына невесту, но тут царь вдруг спутал её планы, указав на дочь коломенского дворянина Ивана Хлопова Марию. Царское слово — закон, и Марию стали готовить к свадьбе. Но внезапно девушка заболела, у неё открылась рвота. Инокиня Марфа заявила, что Мария Хлопова серьёзно больна и на роль царицы не подходит.
Полагают, что болезнь у Марии произошла не без участия матери царя. Дело дошло до Земского собора , на котором было решено невесту со всей роднёй отправить в ссылку в Тобольск. В это же время, в 1619 году, из плена возвращается Филарет. Он обвиняет сына в малодушии, нежелании бороться за своё счастье.
Это Петр придумал газету в России. Мы садимся, нам подают вот такие-то блюда. И это Петр их ввел. Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым. Какой из вышеупомянутых сфер мы бы с вами ни коснулись, мы увидим вот это противоречие. Например, говоря о культуре, мы скажем, что великая русская культура XIX века не была бы возможна без петровских преобразований. Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам. Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется. Без петровских реформ она не появилась бы. Одновременно с этим ориентация в сторону культурных европейских образцов породила культурный раскол в русском обществе между образованной элитой и необразованной массой, которая составляла большую часть населения страны. Он ощущался очень долго. Некоторые историки говорят об этом культурном расколе как об одном из факторов, — я подчеркну, именно об одном из факторов, — которые привели в конечном счете к событиям 1917-го года. Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных Слово самодур, я думаю, к Петру совсем не подходит. Он, во-первых, был человеком своего времени, и это надо понимать. Во-вторых, Петр был человеком порывистым, с довольно резкими сменами настроения. Он не был алкоголиком. Он пил, да, пил много и заставлял пить других. Судя по всему, он делал это, чтобы послушать, что они будут говорить, когда напьются. Конечно, Петр не носил с собой постоянно щипцы, чтобы вырывать зубы. Это относится к сфере исторических анекдотов, однако зафиксировано, что пару раз у кого-то он зубы действительно выдрал. Но за этим стоит совершенно другое, большой интерес Петра к достижениям естественных наук. Появилась идея о силе человеческого разума, с помощью которого человек в состоянии менять окружающий мир, в том числе мир социальный, то есть строить его на рациональных основах. Это центральная идея эпохи, которой проникся Петр I. Поэтому, вырывая зубы, он демонстрировал ее воплощение. Ты страдаешь, у тебя зуб болит. А я своими руками его вырвал, и ты здоров. Вот практическое, прикладное воплощение этой идеи. Именно с этим связана любовь Петра к работе на станке. Когда он своими руками что-то делал, это и было проявлением силы человеческого разума, его способностей. Человек как творец. Петр построил Санкт-Петербург Среди историков вообще и историков Петербурга в частности существует дискуссия, которая ведется с некоторой долей иронии, о том, в какой степени вообще правильно считать Петра основателем этого города. Решение о строительстве крепости в устье Невы было принято на военном совете 16 мая 1703 года, а Петр в это время отсутствовал.
У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь. Впоследствии Петр I принял титул императора.
Михаил Фёдорович — первый из Романовых
Все эти события оказали влияние на развитие не только многих европейских стран, но и Руси. С падением Византии, которая была мощной христианской державой, начинает переосмысливаться роль в событиях мировой истории и ее дальнейшем развитии правителей Руси. Московские великие князья начинают рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров, а Русское государство стремится к тому, чтобы занять место, ранее принадлежавшее Константинополю. Теория старца Филофея о "Москве — Третьем Риме" Начиная с середины 15 века мысль о том, что Русская земля избрана Богом и имеет особое предназначение, уже не была новой. Больше того, она приобрела более глубокий смысл. Новое положение Руси оформилось в результате отступления от православия греческих правителей, а наряду с этим и стало следствием укрепления в Русской земле «истинной веры». В этой обстановке мысли об избранности Московского государства и получают свое воплощение в идее «Москва — Третий Рим».
Литературное отражение она находит в посланиях старца Филофея, которые он поочередно направлял сначала Василию III, затем Мисюрю Мунехину, дьяку, и, наконец, Ивану Грозному. Кратко основные положения данной теории можно обозначить следующим образом: Все, что происходит в жизни народов и людей, определяет Божий промысел. Русский царь — это единственный наследник власти, ранее принадлежавшей правителям двух павших государств. Таким образом, Москва рассматривается не только как мировой политический центр, но и как церковный. А Московские цари становятся преемниками императоров Византии. Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным.
На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы. Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой.
Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».
Избрание Михаила Романова на царство. От молодого Михаила Фёдоровича срочно требовалось наплодить детей и создать династию, чтобы не повторилось состояние безвластия. В 1616 году, когда царю исполнилось 20 лет, был объявлен смотр невест. Мать Михаила, инокиня Марфа, выбрала для сына невесту, но тут царь вдруг спутал её планы, указав на дочь коломенского дворянина Ивана Хлопова Марию.
Царское слово — закон, и Марию стали готовить к свадьбе. Но внезапно девушка заболела, у неё открылась рвота. Инокиня Марфа заявила, что Мария Хлопова серьёзно больна и на роль царицы не подходит. Полагают, что болезнь у Марии произошла не без участия матери царя. Дело дошло до Земского собора , на котором было решено невесту со всей роднёй отправить в ссылку в Тобольск. В это же время, в 1619 году, из плена возвращается Филарет.
Он обвиняет сына в малодушии, нежелании бороться за своё счастье. Хлоповым смягчили условия ссылки, но о браке речь уже не шла. Филарет попытался поискать сыну невесту среди иностранных принцесс, но везде натыкался на отказ.
Однако словосочетание «Всея Руси» в титуле киевских князей не отражало реальной картины, оно лишь демонстрировало претензию амбициозных и влиятельных правителей на верховную власть. Разумеется, обладатели других наследственных уделов полновластно распоряжались своими владениями, без оглядки на стольный Киев-град. Автор написал, что титулы Рюриковичей всегда были объектными. То есть, в них перечислялись земли, принадлежащие тому или иному князю.
Например, черниговский, полоцкий или городецкий. После кровопролитных набегов монголо-татарского войска разоренный Киев несколько утратил свое влияние, и центр политической жизни Руси переместился во Владимир. Началась длительная и драматичная династическая борьба между Рюриковичами, претендовавшими на этот удел. Например, тверской князь Михаил Ярославич 1271 или 1272-1318 гг. Во всяком случае, так его называл в своем письме константинопольский патриарх Нифонт I. Но это не значит, что другие Рюриковичи были согласны признать власть Михаила Ярославича над собой. Московские князья вскоре перехватили у тверских родственников титул «Великий князь Владимирский и всея Руси».
В частности, так назывались Иван Калита 1288-1340 гг. Но в их случае речь шла только о притязаниях амбициозных правителей на власть над всеми русскими землями. По праву государь Большинство историков считают первым правителем, абсолютно законно называвшим себя «Великий князь всея Руси», Ивана III Васильевича 1440-1505 гг.