К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость.
Структура семьи и роли супругов
Кто придумал основные виды супружеских ролей онлайн. Со стороны мужа: преданность матери своих детей; -экономическую безопасность и защиту семьи; -поддержание семейной власти и контроля; -принятия основных решений; -эмоциональную благодарность жене за принятия приспособленности к зависимости. Кто придумал основные виды супружеских ролей? А. И. Тащёва пришла к заключению, что свой вклад в исполнение супружеских ролей. С течением времени супружеские роли в семье стали формироваться и изменяться, а значит, их возникновение имеет глубокие исторические корни. Психологи выделяют три вида супружеских ролей в современной семье.
Читать реферат по всему другому: "Изменение ролей и отношений внутри семьи" Страница 3
К традиционным семейно-бытовым ролям добавились и совершенно новые: распорядитель бюджета, организа-тор, психотерапевт, главный воспитатель. А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.
Виды семейных отношений
Газарян Лаура Мыслитель 7366 14 лет назад Начиная с середины 1970-х годов для стран бывшего СССР понятие "шведская семья", пожалуй, было главным синонимом Швеции. Мы все считали, что в этой североевропейской стране сожительство двух и более супружеских пар является самым обычным делом. В эти же годы по Москве и Ленинграду пошли гулять шведские журналы и фильмы весьма вольного содержания, породившие в народе мнение об особой раскрепощенности шведов".
Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье. Женщина лидер: Другая модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой.
Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть. Два лидера в семье: Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане. Мужчина лидер.
Право и обязанности супругов. Права и обязанности семьи. Семейные права и обязанности супругов. Семейное право обязанности супругов. Права и обязанности членов семьи. Основные права и обязанности в семье. Список обязанностей членов семьи. Семейные конфликты презентация. Особенности семейных конфликтов. Причины конфликтов в семье. Межличностный семейный конфликт. Взаимоотношения в семье. Взаимоотношения между родителями в семье. Взаимоотношения между супругами между родителями и детьми. Основы семейных отношений. Конфликт между супругами. Решение семейных конфликтов. Решение конфликтных ситуаций в семье. Типы семейных отношений. Современные брачно — семейные отношения. Типы современных семей. Современные формы брачно семейных отношений. Социально психологические проблемы неблагополучных семей. Психолог и неблагополучная семья. Социально психологические проблемы семьи презентация. Проблемная семья это в психологии. Брачно-семейные отношения. Этапы брачно-семейных отношений. Эволюция брачно-семейных отношений. Формы брачно-семейных отношений. Функции семьи Обществознание. Семья это в обществознании. Схема взаимоотношений в семье. Семья главнаямценность. Любовь Главная семейная ценность. Основные ценности семьи. Жизненные ценности семья. Разрешение конфликта. Конфликты в межличностных отношениях. Конфликты в межличностных отношениях 6 класс. Разрешение конфликта Обществознание. Причины семейных конфликтов. Презентация на тему семейные конфликты. Социальные конфликты в семье. Возможные причины семейных конфликтов. Какую роль играют супружеские. Какую роль играет мама в семье. Борис Васильев Львович мать и отец. Какую роль играет воспитание для общества. О браке и семье. Семья и брак презентация. Брак для презентации. Семейные роли и отношения в семье. Поведение в конфликтной ситуации.
Он выделяет четыре ведущих типа семьи в США цит. Автономный образец семьи. В такой семье у мужа и жены разное отношение к жизни и различные ценностные ориентации. Решения принимаются сообща, носят компромиссный характер и являются «триумфом разнородности». Различие характеров, равно как и мировоззрений, не играет, по Хербсту, в такой семье необычной роли, оно предполагается самой системой внутрисемейных отношений. Семья, в которой господствующую роль играет муж. Личностные особенности его характера, мировоззрение и отношение к жизни являются определяющими для всех членов семьи. Роль жены оказывается минимальной и очерчена кругом лишь сугубо «женских» обязанностей. Семья, где решающую роль играет жена. Однако роль мужа в этом случае все же больше, чем роль жены во втором типе семьи. Она не ограничена выполнением сугубо «мужских» обязанностей, а распространяется и на выполнение ряда тех функций, которые во втором типе семьи считаются сугубо «женскими». Здесь роли распределены равномерно, решения принимаются не на основе компромисса, как в первом типе, а на основе признания права каждого супруга на самостоятельные решения. Как считает И. Гребенников, существует три типа распределения семейных ролей:? Арутюнян выделила среди реальных семей три наиболее распространенных варианта: традиционная, детоцентрическая и супружеская демократическая семья. В данной классификации отражена специфика уже советских семей. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших: педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье становится способность легко «вписаться» в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Считается, что они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представлений о должном. В детоцентрической семье главной задачей воспитателей считается «обеспечение счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх от ребенка — к родителям. Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации после поступления в школу. Супружеская демократическая семья характеризуется взаимным доверием, принятием и автономностью членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», осуществляется посредством диалога равных — родителей и ребенка. В семейной жизни учитываются взаимные интересы. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности. Такие дети, поданным автора, адаптивны, уверены в себе и обладают эмоциональной устойчивостью. Вместе с тем у детей из демократических семей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям — они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу то есть практически ко всем социальным институтам, по замечанию Дружинина В. Психологические модели элементарной семьи, структуру которой образуют отец, мать и ребенок, В. Дружинин 1996 разделял по следующим основаниям: 1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать или достигший дееспособного возраста ребенок? Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья». Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной — мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально психологически! В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта. По мнению Г. Навайтиса 1999 , существуют противоречивые установки в отношении будущего уклада семьи молодых супругов, сформировавшиеся еще до брака. В ней из традиционной модели перенято главенство мужа, ограничения профессиональной карьеры жены например, пожелания, чтобы она работала неполный рабочий день и приписывание супруге большинства бытовых работ, присмотра за детьми. Но такая псевдотра- диционная модель, справедливо замечает Г. Навайтис, не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное обеспечение семьи упомянутые юноши высказывались за одинаковый вклад мужа и жены в семейный бюджет.
Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура
Во время отсутствия мужа она брала на себя управление княжеством, вела переговоры, разрешала межнациональные конфликты — можем ведь примерно вообразить, сколь сложна эта занятость, сколько сил, физических и душевных, сколько времени все это отнимает?! А Милица Сербская?! А императрица Феодора?! Это женщины, формировавшие цивилизации.
Жены, управлявшие войсками, нациями. И все это — реальность традиционного общества. А заодно еще очень коротко, совсем без подробностей: в наше время придумали еще и представление о том, что существуют мужские и женские «традиционные» занятости.
Такие закрепленные занятости есть, но их крайне мало — например, вышивка. Но у большинства ролей, в последние десятилетия называемых якобы «мужскими» или «женскими», нет жесткой закрепленности в традиции! Ремесло портного, изготовление одежды — уже нет закрепленности.
Или приготовление еды: в целом — да, это больше про женщину, но нет здесь «женщина обязана готовить» или «мужчина не готовит», здесь все всегда по ситуации. Женщина хоть немного состоятельная в традиционном обществе не готовила вообще. Святая Эммелия не готовила, ее старшая дочь, как подчеркивает ее родной брат, научилась готовить, когда была взрослой и создала монашескую общину — такой вот подвиг взяла на себя.
Кухни в усадьбах строили отдельно, через окошко подавали еду в столовые — готовили черные кухарки, белые кухарки и повара. Готовили состоятельные женщины как и мужчины лишь в качестве развлечения. Про мужчину скажем?
Готовить — вполне традиционное мужское дело. Исава и Иакова помните? Мама у них была, готовить она умела и делала это, но готовили еду и сами молодые люди: и похлебку чечевичную, и козленка — и все это мастерски.
И поварские русские книги — все первые и главные — мужчинами написаны. Пирожники, кондитеры, повара — не женщины, а мужчины. Про денщиков уж не говорю.
Готовили — и прекрасно! И не считали это бабьим делом. Привычно-обычные роли чего-то бытового-хозяйственного — конечно, бывали ассоциированы с мужчинами или с женщинами впрочем, еще больше — с сословиями.
Но нет никакой жесткой закрепленности. Все — по ситуации. Итак, «традиционная семья» — это огромный разброс всевозможных традиций, укладов, бытов, вариантов.
Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью? Утверждаю категорично: можем. Если под традицией имеем в виду учение Матери-Церкви Можем ли мы сегодня создать и сохранить традиционную семью?
Но здесь важно отделить основу, главное — от второстепенного и незначимого. Говорим о христианской традиции? Да все, что нам предлагает учение нашей Матери-Церкви вот уже больше двух тысяч лет, — все это применимо к любым культурам, эпохам, социальным положениям, к любому уровню материального достатка!
Ведь это учение — про наши отношения друг с другом, про задачу — идти вместе, единым целым, по пути к Царству Небесному! Традиции — это про целомудрие, про взаимную верность супругов, про умение ладить друг с другом. Традиции — про заботливую любовь мужа к жене, про любящее уважение жены к своему мужу.
Традиции — про заботу о детях, об их воспитании, в первую очередь — о воспитании в вере. Традиции — про почтительное отношение детей к своим родителям. Традиции — про построение единомысленного и единодушного пространства.
И вот эти традиции мы можем сохранять, возрождать. И сможем мы это сделать только в том случае, если во главу угла, на первое место мы поставим эту традицию, а не свою собственную интерпретацию якобы традиционного уклада бытовой и хозяйственной жизни якобы традиционной семьи. Так куда девать «ручки»?
Мало браков — значит, люди брак не регистрируют, живут в блуде. Много разводов — это прелюбодеяния, и даже без этого страшного греха — это просто свидетельство неумения строить такую бесценную и хрупкую вещь, как отношения в семье. И конечно же, невротичные требования к «идеальной жене и матери» вкупе с попранием подлинных традиционных семейных ценностей семью не только не укрепляют — но гарантированно разрушают.
Какой выход? Решать каждому и каждой из нас, исходя из своей ситуации, и решать не одним — а со своим супругом, супругой. Совместить роли, выпавшие на долю современной мамы, — нереально и нетрадиционно.
И никогда такого не бывало, чтобы это совмещали Наверное, для начала понять: совместить «современные», приведенные на первой маме-схеме, роли и занятости — нереально и нетрадиционно, и никогда такого не бывало, чтобы это совмещали. Кто-то решит пытаться все это совместить. Это право каждого, мы люди свободные.
Если решить не совмещать — то примерно так: 1.
Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена.
Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а жена хочет делать карьеру, сама принимать решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги борются за власть в семье. Один принимает решения, другой их не выполняет. По распределению власти семейные роли могут быть трех типов [2]: 1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене.
Резкое отличие от современной жизни, в которой в подобном аспекте дети — иждивенцы. Если грубо оценить этот момент сопоставления современной матери с крестьянкой: детей у этой крестьянки забрали в школу, дети не помогают маме как няни, не помогают семье зарабатывать на жизнь, но наоборот, требуют присмотра, заботы и материальных вложений. Я ни в коем случае не говорю о том, что «раньше было лучше», заберите детей из школы и пусть работают! Только показываю некорректность сопоставления жизни крестьянки и современной обычной что городской, что сельской жительницы. Ну и конечно же, крестьянка — работает, а не просто «готовит, убирается и растит детей». В традиционном обществе, тем более в крестьянской семье, работают все — и мужчины, и женщины, и дети. А не так, что «папа работает, а мама и дети — на его иждивении». Женщина-жена-мать высших сословий Где нам еще найти примеры «традиционной семьи», где посмотреть, как живет женщина, жена и мать, в традиционном обществе? Обратимся к жизни верующей, верной Церкви дворянки. Здесь приведу реальный пример, также всесторонне мной изученный. Еще одна героиня из моей книги «Жизнь замечательных семей» — жена Алексея Степановича Хомякова, его муза, любовь всей его жизни сопоставляю здесь Екатерину Михайловну с ее свекровью, матерью Алексея Степановича. Это начало и середина XIX века. Для нас, православных консерваторов-славянофилов-патриотов, — образцовейшая семья. Так же убираю все «ручки» у мамы-схемы, все занятости и роли, которых в жизни этой дворянки, родившей 10 детей двое старших умерли, когда были малышами, а последний умер в родах , не было. Значимое отличие от жизни семьи условно «крестьянской» и еще большее отличие от жизни обычной современной семьи: здесь не просто много прислуги, здесь на каждый бытовой аспект — штат специалистов. Не няня раз в неделю на часик, чтобы мама могла сбегать в магазин! Не домработница два раза в неделю, чтобы на маме оставалась «только» ежедневная уборка! А слуги, которые живут дома и при доме с единственной задачей: служить этой семье день и ночь. Еще отличие от «крестьянской» семьи: здесь как раз много всего учебного, и это учебное занимает в жизни семьи огромное место. И еще: организатором образовательного процесса и также учителем детей в образцовой семье Хомяковых был отец, а не мать. Впрочем, как и во многих других поистине образцовых, реально живших православных семьях прошлого, в семьях новомучеников и исповедников, в семьях людей, которым мы сейчас молимся, — отец был не просто участником, а основным двигателем воспитательно-учебного процесса своих детей. В общем-то, как того и ждет от отца христианское учение о семье. Традиции и современность Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», к «роли женщины в традиционном обществе» некорректны, — ничего не сказать Сказать, что бытующие отсылки к «традициям», «роли женщины в традиционном обществе», к устроению традиционной семьи некорректны — ничего не сказать. Такие отсылки не просто не учитывают разности условий жизни, общественной ситуации — они зачастую вообще ни к каким традициям не отсылают. Чаще всего все эти разговоры про роли женщины, жены и матери опираются на мифические, никогда не существовавшие образы. Указывают на идеалы, доселе в качестве идеалов ни в каких традиционных обществах не существовавшие. Это — образы, идеалы, требования, неврозы, придуманные в последние несколько десятилетий скорее, даже в три последних десятилетия , не имеющие отношения ни к традициям, ни к реальности. Мало того: вышеприведенные образы реальных традиционных ролей христианской женщины-жены-матери — всего лишь крошечный фрагмент традиционного устроения семьи. В приведенных ситуациях в действительности вполне сопоставимы и крестьянка, и дворянка, и царица: они, несмотря на всю разность, все же — хозяйки своих домов. Условно, и все же — да, хозяйки. Но огромная часть семей в традиционном обществе и, соответственно, огромная часть матерей — не хозяйки. Быстро, навскидку — разброс совершенно других образов традиционного уклада: Рабы, самые настоящие. Святитель Иоанн Златоуст несколько раз делает особые отсылки к семейной ситуации рабов. Указывает, что и мужья-слуги управляют своими женами. И при этом заметим: такие мужья управляют женами только в рамках семейных отношений, но все они вместе включены в чужое домохозяйство. Святые Еспер и Зоя — я писала о них — были рабами. Так же, как и их сыновья были усердными слугами своего господина. Но, когда хозяин-язычник приказал отречься от Христа, всей семьей приняли мученическую смерть. Что это значит в бытовом ежедневном плане? И отец, и мать, и дети — все работали, все жили исполнением воли господина. Не было здесь распределения обязанностей по дому, мужских и женских ролей и тому подобного. Не нравится мне такой образ жизни, но таковой была некогда реальность традиционного общества. Семья прачки, просто в качестве примера. Традиционное общество предполагает наличие огромного количества женщин, занимающихся специфической профессиональной деятельностью. Далеко не только в сфере «обслуживания», но в том числе и здесь. У прачки муж, конечно, есть, и он тоже работает, занимается каким-то своим ремеслом. Но вот прачка — у нее работа с утра до вечера, заказы, сроки, выяснение отношений с клиентами, исправление некачественно выполненной работы… В ее семье уклад совершенно не тот же, что в семье условной крестьянки или дворянки. Задумаемся: няньки, мамки, гувернантки, горничные, скотницы, кухарки — они все тоже могут быть мамами, женами, у них может быть много деток. Это — работающие мамы, и зачастую практически не хозяйки своих домов, даже не воспитательницы своих деток. Лично мне это совершенно не по душе, но и это — уклад традиционного общества. А семья царицы или княгини, жены правителя или правительницы? Совсем красиво-традиционно — семьи святых, образцовые семьи. Анна Новгородская, княжна Ингигерда?
Виды супружеских стилей
Третий фактор — это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности норма антиженственности. Норма успешности статус — гендерный стереотип утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчины. Носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается. Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это серьёзно давит на психику.
Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье — исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19 минут по выходным. Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и экономической сферах — называется компенсаторной мужественностью. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя своей не состоятельностью.
Дюваль, Э. Картер и М. Макголдрик, П.
Сорокин, А. Антонов, В. После свадьбы молодоженов ждет сложный период приспособления к новому статуса - супружеской пары. На этой стадии супружеская пара должна адаптироваться к изменениям социального и семейного статуса и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены и как часто будет допущен в семью; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов. Задачи данной стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников, приобретенных в результате брака. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи. Молодая семья с маленькими детьми.
Успешность прохождения этой стадии существенно зависит от предыдущей - насколько гармонично супругов прошло первичную адаптацию, а также от готовности супружеской пары к родительству. Задачи стадии: адаптация к ситуации появления нового члена семьи, забота о правильном развитии ребенка; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей, преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства [21]. Семья среднего возраста со школьниками. Задачи стадии: побуждение детей к достижению успехов учебе, установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Главными задачами этой стадии являются: осознание взрослости детей, помощь в профессиональном самоопределении детей, освобождение молодых людей от родительской опеки, помощь в обустройстве взрослой жизни ребенка. Стареющая семья.
Задачи этой стадии: перестройка супружеских отношений, содержание и сохранение семейных связей; адаптация к старости. Завершающая стадия жизненного цикла семьи. Эта стадия начинается со смертью одного супруга. В этот период появляется чувство одиночества, не востребованности в семье, в связи с прекращением трудовой деятельности, необходимостью находить новые интересы и смысл в жизни [24]. Таким образом, исследование понятия «молодая семья» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в современной социологической науке нет однозначного определения молодой семьи. Во-вторых, молодая семья является малоисследованным объектом, к рассмотрению которого прибегают лишь при исследовании жизненного цикла семьи или ее типологии.
В-третьих, молодая семья как объект исследования обладает структурными характеристиками, среди которых в основном выделяют: возраст супругов, наличие или отсутствие детей, повторность брака и другие факторы, позволяющие отнести конкретную семью к данной категории. Межличностные отношения между супругами молодей семьи представляют собой систему сложных функционально-ролевых взаимоотношений и зависимостей, отношений супругов друг к другу, возникающие в результате эмоционального, личностно - смыслового и поло-ролевого взаимодействия и контактов. Почвой для возникновения межличностных отношений между супругами являются субъективные и объективные факторы: чувства симпатии, любви; физическая близость; чрезвычайная эмоциональная значимость взаимоотношений для обоих индивидов и др. Проблему межличностного взаимодействия молодых супругов исследовало много отечественных и зарубежных ученых. В частности Е. Рыбак, Н. Слепцова, А.
Федулова, Н. Цихончик, Е. Холостова отмечается, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Начальный период развития семьи очень важный в жизни супругов, и многие психологи, которые исследовали семейные отношения, подчеркивают, что именно в этот период вырисовывается будущая модель семейных отношений, распределяются права и обязанности, образуются духовные отношения между двумя людьми. Молодая семья нуждается во взаимопонимании, в признании, происходит психологическая и бытовая адаптация. У партнеров между собой меняются чувства и их интенсивность, устанавливаются определенные отношения между супругами и их родителями генетическими семьями. По мнению Н.
Самохиной, А. Колесник, согласованность представлений о распределении ролей в семье между молодыми супругами играет решающую роль в отношениях между ними [26]. Эйдемиллер и В. Юстицкис называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье , что способствует снятию отрицательных, фруструючих переживаний, тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов. Это проявляется в том, как семья реагирует на трудности [49]. Шилкин обращает внимание на то, что начальный период можно считать наиболее ответственным периодом в жизни супругов, когда молодые люди сталкиваются не с любовными, интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми [47]. Смирнова, говоря о проблемах первых лет супружеской жизни, указывает, что первые год-два совместной жизни - это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии [30].
Ковалев, И. Гребенников, Эйдемиллер, В. Юстицкис отмечают, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. Они утверждают, что адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также первичный опыт семейной жизни. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями, формируются внутрисемейные привычки и ценности. Первые годы супружеской жизни вносят различные неожиданности, которые нарушают привычные правила и устои, которые формировались на протяжении всей жизни. Пара теряет свою независимость, возникает необходимость согласовывать и договариваться с партнером о различные вопросы, касающиеся функционирования семьи.
Это очень сложно, поэтому четвертая часть разводов случается в первые два года жизни. Одной из основных функций семьи является то, что семья служит источником развития личности для всех членов, входящих в ее состав. Однако, семья является источником развития личности только в том случае, если она сама развивается. Распад семейных отношений чаще всего означает то, что члены семьи не смогли подняться в своем личностном росте на ступеньку выше и отдали предпочтение разрушению отношений над преобразованием их. В процессе взаимодействия супругов влияет друг на друга, вследствие чего, их автономные взгляды претерпевают значительных изменений. После заключения брака происходит постепенное слияние двух "я" - мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений. Лучшим вариантом является тот, в котором достигается максимально возможное слияние интересов и потребностей [31].
Семья - это система, поэтому изменения в одном звене, приводят к изменениям в другой. Каждая семейная система имеет структуру, в которой, в частности, относятся: сплоченность в семье между ее членами, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Поэтому, в начале семейной жизни супруги должны решить и установить правила проживания, продуктивного взаимодействия. Главные задачи, которые стоят перед молодыми супругами - установление баланса между близостью и отдаленностью, проблема семейной иерархии и распределение сферы ответственности. Важно обсудить и прийти к согласию во многих вопросах, выяснить ценности и привычки друг друга. Могут возникнуть и сексуальные проблемы - как следствие отсутствия опыта, разного воспитания, уровня желания. Супруги могут понять, что они разные и испугаться этой разницы.
Еще одной важной проблемой в семейной паре является установление границ. Это включает в себя такие вопросы: кто из знакомых допущен к семье и на сколько часто? Возможно пребывание партнера вне семьи без партнера? На сколько возможно вмешательство родителей? Молодое супружество должно установить и очертить территорию, которая будет относительно независимая от родительского влияния [37]. Адаптация партнеров осуществляется в двух основных видах соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза, в котором выражается мотивация партнеров.
Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский, интимно-личностный. Для стабильности брака не меньшее значение имеет согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.
Приведем пример: Знакомая женщина Жена имеет семью — она, муж и ребенок 3 года. Жена зарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью — жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семье также она. Муж больше занимается ребенком, и домашними делами, так как Жене приходится чаще быть на работе. В данной семье ее роль Хозяина, именно по ее правилам живет Муж. Можно также сказать они Муж и Жена как бы поменялись ролями. Ведь «по стандарту» женщина — домохозяйка, а мужчина — кормилец. В данном случае — наоборот и всех это устраивает в этой семье.
Трансформация ролевых отношений в семье является важной стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе и ролевые, отношения, ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения процесс возникновения структуры семьи тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Мурстейн в теории «стимул-ценность-роль», представил ролевым соответствием соответствие друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями понимается система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин.
Газарян Лаура Мыслитель 7366 14 лет назад Начиная с середины 1970-х годов для стран бывшего СССР понятие "шведская семья", пожалуй, было главным синонимом Швеции. Мы все считали, что в этой североевропейской стране сожительство двух и более супружеских пар является самым обычным делом. В эти же годы по Москве и Ленинграду пошли гулять шведские журналы и фильмы весьма вольного содержания, породившие в народе мнение об особой раскрепощенности шведов".
Теоретические основы проблемы супружеских ролей в современной молодой семье
Парсонс рассматривал роль женщин в семье как «выразительную», связанную с воспитанием, тогда как роль мужчин была «инструментальной», связанной с обеспечением жены и детей. Хотя он признавал, что не все женщины были бы счастливы ограничиться этой ролью. Он говорил, что это разделение разумно. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции. Функционалистские теории иногда называют теориями «прогрессивных шагов», потому что они подразумевают, что общества, развиваясь, становятся лучше, чем были. С этих позиций, семьи станут эгалитарными, устанавливая общую ответственность за принятие решений и проведение досуга. Элизабет Ботт в своем исследовании «Семья и социальная сфера» в 1957 году писала, что существует два типа супружеских ролей: сегрегированный и совместный. Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь.
Герои существуют в трагедиях, их не бывает в комедиях. Должны быть определенное восприятие жизни и определенное правило про то, какие эмоции подобает испытывать. Героям подобает испытывать очень сильные чувства. Герои не чувствуют огорчения - они чувствуют отчаяние. Нет радости - есть ликование, нет печали - есть горе. Обычно такие семьи отличаются максимализмом, категоричностью, резкими, полярными переживаниями: сумасшедшая любовь, страсть, сильная ревность, страшное горе. Часто такие люди помнят обиды, могут годами не разговаривать друг с другом. Миф о "Спасателе" весьма распространен в нашей культуре, часто встречается в алкогольных семьях. Роли в этих семьях распределены так, что один из супругов гиперактивен, другой, наоборот, находится в пассивной позиции и пассивно сопротивляется любым переменам. Из этого мифа вытекают определенные правила: если ты спасаешь, то обязательно должен быть кто-то, кого нужно спасать. В такой семье всегда будет кто-то болен, кто-то будет демонстрировать "инвалидное" поведение. Семьи могут быть охвачены и другими мифами, такими как "смысл жизни - в детях", "семья с кумиром", "жизнь не может быть легка". Чтобы семья существовала долго, мифы у мужа и жены должны совпадать или не противоречить друг другу. Если супруги понимают, что получили определенные послания от родителей в виде таких "мифов", историй, то уже можно задуматься о том, стоит ли следовать такому сценарию или стоит изменить какие-то правила взаимодействия и отойти от негативного сценария. Так, если у мамы была тяжелая судьба, не складывались отношения с мужчинами, и она постоянно встречала на своем пути алкоголиков, воров, психопатов, то она может передать дочери определенное представление о мужчинах, что все они ужасные, жить с ними нельзя, что хорошего человека трудно встретить. Став взрослой, девушка будет бояться повторить мамины ошибки и, хотя она будет выбирать вполне надежных и честных партнеров, она будет "под микроскопом" находить в них недостатки, будет бояться им доверять. В таком случае, можно хотя бы обратить внимание на противоположные примеры среди знакомых, друзей и родных, которые имеют вполне нормальные семьи, у которых мужья и отцы не пьют и не изменяют, а ведут вполне нормальный образ жизни. Люди, которые находятся внутри мифа, именно в категориях мифа и видят реальность. Обычно анализ семейных мифов и того сценария, который человек наследует от своих предков происходит в процессе психотерапии. Тогда появляется возможность изменить эти негативные послания на позитивные, изменить всю свою жизнь к лучшему.
Доля женщин в возрасте от 20 до 29 лет к началу 2025 года сократится почти в два раза. Если интенсивность рождаемости среди женщин этого возраста сохранится и далее, то на каждый процент сокращения численности их самих, сократится и число рождений в стране. А для положительного воспроизводства населения нужно, чтобы в каждой семье в среднем воспитывалось по три ребёнка. Желаемое число детей в среднем несколько выше лишь у респондентов с религиозным мировоззрением. При этом заметно ниже ожидаемое число детей, то есть то количество детей, которых респонденты готовы иметь: оно даже не достигает двух. Демографическая политика в России, направленная на повышение рождаемости, развивается по следующим направлениям: Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения предоставление семьям жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей; увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей; увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст. Второе направление является приоритетным из предположения о том, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни» [40]. Семьи с детьми — это самая многочисленная бедная группа населения в России [41]. Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран [42]. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи чаще всего через вступление в брак последнего ребёнка в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Семейная структура в демографической статистике[ править править код ] Эволюция типов семьи в США с 1970 по 2000 гг. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: размер семьи число её членов ; тип семьи нуклеарная, сложная, полная, неполная Нуклеарные семьи англ. Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии прародители, прапрародители , так и по боковым линиям различные родственники каждого из супругов. Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
До сих пор такой временный брак весьма распространен в большинстве исламских стран, нередко являясь скрытой формой проституции. Правда, поставить это дело на поток никак не получится, так как, согласно шариату, женщина после временного брака должна ждать три с лишним месяца, чтобы вступить в следующий брак а то вдруг она беременна от прежнего супруга? Брак чужеземца Дети в малочисленных, ведущих закрытый образ жизни племенах продолжали рождаться хиленькими, поэтому в таких условиях пришлось срочно придумать способы вносить свежую кровь в генетический рацион. Интересный обычай «брак чужеземца» мы встречаем и у ряда северных индейцев, и у некоторых племен Тибета, и у российских северных народов — скажем, чукчей и эвенков. Любой странник, которого ехидная рука провидения приводила в деревню, попадал на собственную свадьбу. В самых интересных случаях — сразу со всеми местными дамами в фертильном возрасте; в облегченной версии — с дочками-женами хозяина дома. И пока все положенные красавицы не будут дорогим гостем оприходованы, сидеть ему под надзором, питаться самой жирной пищей и вздрагивать от ужаса при виде очередной порции разукрашенных невест, направляющихся к его хижине. Мы бы признали этот способ брака наилучшим из всех возможных, если бы не то прискорбное обстоятельство, что нередко по окончании свадебных торжеств невольного жениха приносили в жертву — для закрепления эффекта освежения крови. Но какие-то положительные моменты в этом способе брака, несомненно, есть. Групповой брак Еще один тип брака, некогда распространенный по всей планете, а сейчас изредка встречающийся, например, в Центральной Африке, — групповой брак. Он возник, когда люди осознали роль отца в зачатии и сумели связать близкородственную связь с рождением больных детей. Это стало обрастать всевозможными табу, и в ряде племен придумали следующую штуку: всех подростков, прошедших инициацию и считавшихся отныне взрослыми, сразу после испытаний нередко весьма кровавых и опасных заодно и женили. Сразу всех, друг на друге. Отныне и навсегда они имели право спать только с представителями своей инициационной группы, а попытки пообщаться с дамой из другой группы приводили ко всяким печальным последствиям типа кастрации, утопления и кормления собой крокодилов. Обряды инициации проходили раз в несколько лет для всех подростков деревни в возрасте от 12—13 до 17 лет. Родившиеся дети считались общими, а вот имущество опять-таки наследовалось обычно матрилинейно. Этот вид брака тоже считается примитивным, но иногда попытки воссоздать групповые браки происходят и в более развитых обществах. Например, такие коммуны пытались устраивать пролетарские активисты в России и первопоселенцы в Израиле начала XX века: молодая семья из 10—20 человек обоих полов селилась вместе и сообща делила все тяжести, невзгоды и постели, которые посылала им судьба. Примитивный промискуитет В свое время этнографы, жадно устремившиеся в разнообразные джунгли мучить дикарей расспросами и выяснять, как жило человечество в начале времен, были премного разочарованы. Разочарование было вызвано тем обстоятельством, что бессовестные первобытные племена жили как хотели, каждое на свой лад, и понять, какой из этих ладов древнее и натуральнее, представлялось совершенно невозможным. Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу. А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова.
Структура семьи и роли супругов
А тем временем большую роль, считают психологи, имеет и расположение мужа и жены на постели. Семейные роли образуют сложный комплекс взаимодействующих и взаимооп-ределяющих друг друга социальных ролей. Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема распределения ролей между супругами.