Новости бедствие в столице в июле 1547 г

РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Московский пожар 1547 года — цикл пожаров, продолжавшихся в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года.

Москва в огне: как горела столица с незапамятных времен до наших дней

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 • Большая российская энциклопедия - электронная версия Год семьи в России.
Московский пожар 1547 года 24 июня 1547 года.
Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории Быстрый переход.
Великий Московский пожар 21 июня 1547 года. Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3].
Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет.

История криминальных событий. 9 июля

Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то же время появились первые ручные насосы. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия. В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города.

Раскол всей нации на два больших лагеря.. В России тогда имели место массовые восстания низшего слоя народа в городе и в деревне: в конце 40-х годов, более того — в том же 1547 г. Сплоченные и решительные действия диктовались и потребностями обороны, в первую очередь необходимостью незамедлительной борьбы с форпостом вражеской агрессии — Казанским ханством и стремлением удовлетворить внешнеполитические аппетиты господствовавшего класса. Все это сделало возможным приблизительную временную консолидацию всех прослоек класса феодалов при поддержке, видимо, правительственных действий и верхами посада. Конец 40-х годов изумляет обилием служебных назначений, выдвижением в «думцы» новых людей из различных феодальных группировок, сплотившихся «от страху княжь Юрьева Глиньского убийства». Первоначально старались принимать временные меры, способствующие ослаблению общественного напряжения и угрозы нового взрыва массового недовольства. Целям классовой борьбы была подчинена выдача иммунитетных грамот второй половины 1547—1548 гг. В то же время торжественное празднование свадьбы брата царя 3 ноября и то обстоятельство, что сам царь направился во главе войска в Казань «и восхоте итти царьская его держава сам» ,76 как бы всенародно демонстрировали единодушие в правительственной среде. К началу 1549 г. Постепенно формулируется и публично декларируется демагогический идеал деятельности «правого царя», призванного заботиться обо всех подданных: представление это отражено в речах Ивана IV на соборах, в «Летописце начала царства», в Приговоре об отмене кормлений. Одновременно принимаются все меры к пресечению возможностей «возмущения» народа публичными рассуждениями на опасные темы77 особенно жестоко преследуются «еретики». Характерные формы правительственной деятельности тех лет — деятельность Челобитного или Челобнтенного приказа и первых земских соборов, противостоявших вечевым традициям 1547 г. Наиболее значительный момент классовой борьбы середины XVI в. Русская история с древнейших времен, т. Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI века. I, гл. Ленин, Полит. Реформы Ивана Грозного. Источниковедение истории СССР, т. Продолжение Хронографа редакции 1512 года. Миниатюры Царственной книги как источник по истории Московского восстания 1547 г. V, 1956, стр. Выяснилось, что Краткий летописец, изложение событий в котором доведено до 1660-х годов, примерно тогда же и был окончательно составлен. Составителем его оказался известный церковный писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин обнаружены черновики Летописца, много дающие для ознакомления с лабораторией составления подобных сочинении. Краткий летописец состоит из нескольких частой, причем в основу первой части, излагающей события до конца XVI в. Характерно, что в Кратком летописце, очень лаконично сообщающем о важнейших с точки зрения составителя исторических событиях, ничего не написано о московских пожарах, а выделен факт массового восстания. Очевидно, что именно это-то событие 1547 г. X, СТР- 176. Следовательно, убийство бояр произошло на вече. V, стр. К семидесятипятилетию академика В. Волгина, М. Псковские повести... О блаженном Иоанне Большом Колпако. ЧОИДР, 1896, кн. Здесь «миряне» как бы противопоставляются духовенству. Состав Московского слободского схода. Платонову, Пгр. Буганов, М. XIII, стб. Восстание Болотникова. В челобитной 1665 г. Подобных примеров можно подыскать немало. Сборник В. Разрядные записи за Смутное время. XIV, стр. II, М. Именно в таком смысле он приводится в царской грамоте 1555 г. История российской иерархии, ч. XIII, стр. XXIX, стр. Реформы Ивана Грозного, стр. IV, ч. Восстание Болотникова, стр. Когда и почему редактировались лицевые летописи времепи Ивана Грозного. История о Казанском царстве или Казанский летописец. ЛЗАК, вып. Шмидт, 1 Продолжение Хронографа редакции 1512 года, стр. I, вып. Смирнов Очерки... Зимин Реформы Ивана Грозного, стр. Источники и характер редакционной работы Ивана Грозного над историей своего царствования. Труды ГИБ, т. Зимин, вслед за С. Бахрушиным, сводит в одно две версии: Царственной книги и Новгородской летописи. К истории московских пожаров 1547 г. Везнина и дьяка А. Щелкалова, которые «чернь уговорили и с мосту сослали», чем и водворили спокойствие в столице см. Восстание Волотникова, стр.

После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво, где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Последствия Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью. Московское восстание привело к падению рода Глинских. Именно в то время появился священник Сильвестр, который «опустил царя с небес на землю» , сказав, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки… Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников.

Можно полагать, что у «черных люден» не было никакой политической программы. Ленин, — стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика». Поэтому-то и требования «черных людей» сводились прежде всего к требованиям расправы с Глинскими и их советниками олицетворявшими в их представлении произвол властей и организации защиты от внешнего врага. Об этом позволяет судить содержание правительственной политики последующих лет, и в первую очередь проекты реформ и реформы конца 40—50-х годов. Б результате реформ верхам посада были предоставлены большие права в местном самоуправлении, а также право участия в земских соборах, были сокращены поборы кормленщикам, а потом вовсе уничтожена система кормлений. Судебник 1550 г. Не исключено, что эти поблажки верхушке посада были обещаны еще в ходе восстания, что неожиданное для правительства участие всех прослоек посажан в восстании побудило принять особые меры с целью привлечения на свою сторону верхов посада. Следовательно, «политические выгоды» в итоге восстания извлекли не только «политические противники Глинских из враждебной им группировки»,69 но и верхи посада. Восстания низов заставили феодалов на время прекратить взаимную вражду и сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть. Маркс и Энгельс не раз отмечали, что вражда внутри господствовавшего класса «сама собой отпадает при всякой практической коллизии, когда опасность угрожает самому классу»,70 что «высшие классы всегда объединялись для подавления рабочего класса». Маркс конкретизирует это положение примером из истории Франции XI столетия: когда крестьяне подняли восстание, враждовавшие доселе французские и нормандские рыцари «немедленно же забыли свои раздоры и объединились, чтобы раздавить крестьянское движение». Раскол всей нации на два больших лагеря.. В России тогда имели место массовые восстания низшего слоя народа в городе и в деревне: в конце 40-х годов, более того — в том же 1547 г. Сплоченные и решительные действия диктовались и потребностями обороны, в первую очередь необходимостью незамедлительной борьбы с форпостом вражеской агрессии — Казанским ханством и стремлением удовлетворить внешнеполитические аппетиты господствовавшего класса. Все это сделало возможным приблизительную временную консолидацию всех прослоек класса феодалов при поддержке, видимо, правительственных действий и верхами посада. Конец 40-х годов изумляет обилием служебных назначений, выдвижением в «думцы» новых людей из различных феодальных группировок, сплотившихся «от страху княжь Юрьева Глиньского убийства». Первоначально старались принимать временные меры, способствующие ослаблению общественного напряжения и угрозы нового взрыва массового недовольства. Целям классовой борьбы была подчинена выдача иммунитетных грамот второй половины 1547—1548 гг. В то же время торжественное празднование свадьбы брата царя 3 ноября и то обстоятельство, что сам царь направился во главе войска в Казань «и восхоте итти царьская его держава сам» ,76 как бы всенародно демонстрировали единодушие в правительственной среде. К началу 1549 г. Постепенно формулируется и публично декларируется демагогический идеал деятельности «правого царя», призванного заботиться обо всех подданных: представление это отражено в речах Ивана IV на соборах, в «Летописце начала царства», в Приговоре об отмене кормлений. Одновременно принимаются все меры к пресечению возможностей «возмущения» народа публичными рассуждениями на опасные темы77 особенно жестоко преследуются «еретики». Характерные формы правительственной деятельности тех лет — деятельность Челобитного или Челобнтенного приказа и первых земских соборов, противостоявших вечевым традициям 1547 г. Наиболее значительный момент классовой борьбы середины XVI в. Русская история с древнейших времен, т. Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI века. I, гл. Ленин, Полит. Реформы Ивана Грозного. Источниковедение истории СССР, т. Продолжение Хронографа редакции 1512 года. Миниатюры Царственной книги как источник по истории Московского восстания 1547 г. V, 1956, стр. Выяснилось, что Краткий летописец, изложение событий в котором доведено до 1660-х годов, примерно тогда же и был окончательно составлен. Составителем его оказался известный церковный писатель, келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин обнаружены черновики Летописца, много дающие для ознакомления с лабораторией составления подобных сочинении. Краткий летописец состоит из нескольких частой, причем в основу первой части, излагающей события до конца XVI в. Характерно, что в Кратком летописце, очень лаконично сообщающем о важнейших с точки зрения составителя исторических событиях, ничего не написано о московских пожарах, а выделен факт массового восстания. Очевидно, что именно это-то событие 1547 г. X, СТР- 176. Следовательно, убийство бояр произошло на вече. V, стр. К семидесятипятилетию академика В. Волгина, М. Псковские повести... О блаженном Иоанне Большом Колпако. ЧОИДР, 1896, кн. Здесь «миряне» как бы противопоставляются духовенству. Состав Московского слободского схода. Платонову, Пгр. Буганов, М. XIII, стб. Восстание Болотникова. В челобитной 1665 г. Подобных примеров можно подыскать немало. Сборник В. Разрядные записи за Смутное время. XIV, стр. II, М. Именно в таком смысле он приводится в царской грамоте 1555 г. История российской иерархии, ч. XIII, стр. XXIX, стр. Реформы Ивана Грозного, стр. IV, ч. Восстание Болотникова, стр. Когда и почему редактировались лицевые летописи времепи Ивана Грозного. История о Казанском царстве или Казанский летописец. ЛЗАК, вып.

"МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547" в книгах

  • Подписи к слайдам:
  • Причины возникновения Московского пожара
  • Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства
  • Вам может быть интересно:
  • Великий Московский пожар 21 июня 1547 года. |

Пожар в Москве при Иване Грозном

Проект предполагает проведение исторических исследований и разработку рекомендаций по улучшению жизни населения в период социальной нестабильности в столице в июле 1547г. В столицу хлынул поток беженцев из окрестных городов и сел, потому что Борис Годунов организовал в столице бесплатную раздачу хлеба из государственной казны. Московский пожар 1547 года — цикл пожаров, продолжавшихся в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года. 21 июня 1547 года в Москве произошёл «Великий пожар». Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. План Введение 1 Предпосылки 2 Ход восстания 3 Последствия Список литературы. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Грамота великого царя и государя великого князя Ивана Васильевича наместнику ского князю Данилу Ухтомскому от 6 февраля 7055 года(1547) с предложением запретить жителям.

Московский пожар 1547 года

Этот день в истории: 1547 год — Великий пожар в Москве Рассказываем о Великом московском пожаре 1547 года и его последствиях.
Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547 Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Засушливая весна стала причиной частых пожаров в столице в апр. – июне 1547. Новости. Эфир 15 июля 1977 Что выигрывала Россия если бы Владислав стал русским царем? Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории.

Бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание. Трапеза у патриарха

НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул.

Естественно, обе версии выставляли молодого царя не в самом выгодном свете. Спустя два дня после пожара в Москве вспыхнуло восстание. Мятежные бояре и простой народ, недовольные тем, что на их головы обрушилось такое бедствие, а царь спокойно уехал в загородную резиденцию в село Воробьев, ворвались в Кремль и убили одного из самых верных соратников Ивана - князя Юрия Глинского. После того, как восставшие расправились с остальным окружением Глинского, было принято решение идти на Воробьев и требовать у царя выдать всех предателей. Но в Воробьеве Ивану и его придворным удалось убедить народ в том, что никаких Глинских и других предателей в имении нет, так что толпа начала расходиться. За пару дней угасло и восстание.

Впоследствии именно мятежных бояр Грозный обвинит в поджоге и постепенно расправится со всеми обидчиками своих союзников Глинских. Последствия Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление. Именно тогда у молодого царя появилась идея строгой вертикали и усиления государственной власти. Всю оставшуюся жизнь царь боялся мятежа, поэтому стал злобным и подозрительным, стараясь репрессировать всех, кто, как ему казалось, мог оказаться предателем. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. Было вызвано резким обострением классовых противоречий в стране в 30-40-х гг. Движущей силой М. Недовольство и брожение нарастали с апреля - мая, когда в городе произошло неск. Непосредственным поводом к выступлению стал огромный пожар 21 июня, когда сгорел Кремль Московский, большая часть посада и погибло ок. Волнения, начавшиеся сразу после пожара, привели к ослаблению гос.

Воробьёве, обострилось соперничество дворцовых группировок. Кульминацией восстания были события 26-29 июня. Глинский один из руководителей пр-ва , разгромлены дворы Глинских повстанцы считали их виновниками пожара и др. Однако в ходе переговоров с помощью обещаний царю и его окружению удалось уговорить повстанцев вернуться в Москву. Новое пр-во в результате М. Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5. Литература: Шмидт С. Становление российского самодержавства. Исследование социально-полит, истории времени Ивана Грозного. Реформы Ивана Грозного.

Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века. Вскоре после царского венчания в Москве был созван первый Макарьевский Собор. Его заседания проходили 1 и 2 февраля 1547 года, на нём впервые в истории произошла массовая канонизация святых Русской Церкви. Боярыня Анастасия, вступив в брак, одновременно стала первой русской царицей. В начале святительского приветствия новобрачным повторяется коронационное поздравление, а во второй части говорится об обязанностях супругов-христиан. После царского венчания царь совершил богомольную поездку к преподобному Сергию, а после вступления в брак царь, его брат и царица совершают пешее паломничество к Живоначальной Троице. Между тем приближалось лето, причём лето 1547 года оказалось весьма жарким и засушливым. Во вторник 12 апреля в 9 часов дня с Никольского перекрёстка в Москве начался пожар, в результате которого пострадали Богоявленский и Ильинский монастыри.

Для сравнения: во время "Лондонского блица" от немецких бомб погибли 20 000 жителей британской столицы при несравненно лучшей системе организации ПВО. Загадка, но факт: в послевоенный период в истории советской Москвы крупных пожаров не случалось. Единственное исключение — пожар в только что отстроенной гостинице "Россия" 25 февраля 1977 года. Тогда огонь разгорелся на 13-м этаже северного крыла здания. В течение минуты служба пожарной охраны Москвы получила около 50 тревожных звонков, но, несмотря на то, что к гостинице мгновенно были стянуты 14 пожарных машин и 81 расчет, а впоследствии число машин довели до 56 и воду стали подавать прямо из Москвы-реки, огонь все равно охватил 12 этажей здания. Поскольку стандартные лестницы пожарных ЗИЛов доставали только до 7-го этажа, спасателям пришлось тратить время на то, чтобы из нескольких собрать одну. По ней сумели спуститься вниз 43 человека, при этом 42 человека погибли и 52 пострадали. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что именно послужило причиной даже не возгорания, а такого быстрого распространения огня в здании, оборудованном по последнему писку противопожарной техники. По большей части грешат на некие отделочные материалы, не прошедшие проверку на огнестойкость. Большое огненное затишье Природой "большого огненного затишья" 1940—1980-х годов практически никто не интересуется. В истории московского пожарного дела этот период дается буквально одной строкой. Объяснений этому тоже никто не ищет, а все версии сводятся к двум вариантам: либо пожары были, но вся информация о них была тотально засекречена, либо советская пожарная охрана и службы оповещения и впрямь работали на отлично. Так или иначе, но информация о пожарах на каких-либо крупных или социально значимых объектах, за исключением "России", за этот период отсутствует. Не в пользу сторонников версии "а власти скрывают" говорит и тот факт, что эта тенденция сохранилась и в первое 10-летие новейшей истории России. За исключением Белого дома в Москве при Ельцине ничего такого не горело.

Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.

ВИДЕО: Потоп после ливня на улицах Москвы

Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то же время появились первые ручные насосы. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия. В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города.

А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами.

Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей...

Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю.

Только честно. Для себя и для духовника.

ЧОИДР, 1896, кн. Здесь «миряне» как бы противопоставляются духовенству. Состав Московского слободского схода. Платонову, Пгр.

Буганов, М. XIII, стб. Восстание Болотникова. В челобитной 1665 г. Подобных примеров можно подыскать немало. Сборник В.

Разрядные записи за Смутное время. XIV, стр. II, М. Именно в таком смысле он приводится в царской грамоте 1555 г. История российской иерархии, ч. XIII, стр.

XXIX, стр. Реформы Ивана Грозного, стр. IV, ч. Восстание Болотникова, стр. Когда и почему редактировались лицевые летописи времепи Ивана Грозного. История о Казанском царстве или Казанский летописец.

ЛЗАК, вып. Шмидт, 1 Продолжение Хронографа редакции 1512 года, стр. I, вып. Смирнов Очерки... Зимин Реформы Ивана Грозного, стр. Источники и характер редакционной работы Ивана Грозного над историей своего царствования.

Труды ГИБ, т. Зимин, вслед за С. Бахрушиным, сводит в одно две версии: Царственной книги и Новгородской летописи. К истории московских пожаров 1547 г. Везнина и дьяка А. Щелкалова, которые «чернь уговорили и с мосту сослали», чем и водворили спокойствие в столице см.

Восстание Волотникова, стр. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. К сказкам об Иване Грозном. ОРЯС, 1909, т. XIV, кн.

История государства Российского, т. Быть может, именно после событий июня 1547 г. Иван IV «велел петь панихиды и обедню служить митрополиту собором по великих князей и по всех побиелных на боях, по всех, н повело в полате кормити митрополита и соборы попов и диаконов и всех пречотников церковных» РО ГБЛ, Собр. XVIII в. К проблеме «заповедных лет» и отмены Юрьева дня. История СССР, 1957, 1, стр.

XX, стр. IV автор С. Бахрушин ; М. Россия в XVI столетии. Поресветов и его современники. I, стр.

Бахрушин, Научные труды, т. I, М,—Л. Неизвестные документы XVI в. Маркса о восстаниях в средневековой Испании: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.

Классовая борьба в Московском государстве в первой половине XVI в. Посадские люди и их классовая борьба, т. Ленин, Полн. Реформа Ивана Грозного, стр. Зимина мысль о поддержке в июне 1547 г. Однако приведенный пример — грамота Ивана IV от 28 июня 1547 г.

Волнения в Москве начались не ранее 21 июня и достигли своего апогея 26 июня. Грамота же датирована 28 июня, и в ней говорится о селах Троице-Сергиева монастыря но только в Московском, но и в Звенигородском уездах. Для того чтобы волна недовольства докатилась до Звенигородского уезда и сведения об этом дошли до монастырских властей в Москве или в Троице-Сергиеве , требовалось больше времени. Следовательно, упоминаемые в грамоте факты нарушения владельческих прав монастыря но могли быть ответом местного населения на Московское восстание конца июня 1547 г. Думается, что и содержание грамоты точнее, цитаты из нее пе дает основания рассматривать этот факт как пример волнений именно трудового населения «деревни».

После усмирения бунта царь приказал арестовать и казнить его зачинщиков. По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16].

В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18]. Впоследствии Грозный вспоминал об июньских событиях: «И от сего бо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя» [3]. Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники[ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

Другой царский дядя, князь Михаил, вместе со своей матерью бежал из Москвы и "хоронился по монастырем". Несколько дней Москва находилась во власти восставших, которые "людей княже Юрьевых бесчисленно побиша и живот княжей розграбиша". Царь после пожара в Кремле, уничтожившего все дворцовые постройки, жил в одной из своих подгородных резиденций - селе Воробьеве, так что все происходившее в Москве его непосредственно не коснулось. Однако 29 июня "поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щитом и с сулицы, яко же к боеви обычаи имяху то есть снарядившись как на войну ", и потребовали от царя выдать им Михаила Глинского и княгиню Анну, которые, по их убеждению, прячутся у царя. Эта встреча с вооруженным народом произвела очень сильное впечатление на царя. В речи на Стоглавом соборе в 1551 году, вспоминая о событиях 1547 года, царь говорил: "И от сего убо вниде страх в душу мою и трепет в кости моа". Позднее, в Первом послании Курбскому, царь утверждал, что «бояре научили были народ и нас убити» за то, что он, царь, скрывает у себя Глинских, и распространяли слухи, что царю якобы известно о злодейских планах Глинских "бутто мы тот их совет ведали". В официальном рассказе летописи говорится, что царь «повеле тех людей имати и казнити», но гораздо больше доверия вызывает свидетельство неофициального "Летописца Никольского", согласно которому великий князь, когда вооруженные москвичи пришли к селу Воробьеву, "удивися и ужасеся", но «не учини им в том опалы». По-видимому, имели место унизительные для молодого монарха переговоры: москвичей убедили в том, что Глинских в царской резиденции нет, и они разошлись по домам. Внешний мир с его проблемами так властно вторгся в жизнь Ивана, что игнорировать его стало уже невозможно.

Надо было начать жить по-новому - но как? Молодой монарх был в растерянности. Бедствия такого рода, что постигли Москву в 1547 году, воспринимались людьми Средневековья как проявление Божьего гнева. Пожар остался не просто бедствием, а ключевым политическим событием 16 века. Было много политических причин, приведших к его началу и еще больше политических и экономических последствий. Громадный пожар 1547 года имел чрезвычайную важность не только потому, что потребовал от Иоанна IV большой строительной деятельности по восстановлению Москвы, но и потому, что произвел благодетельный переворот в душе царя, сблизил его с протопопом Сильвестром, автором знаменитого "Домостроя", Алексеем Адашевым и другими благомыслящими людьми, во главе которых стоял митрополит Макарий, и побудил Иоанна к личной работе по управлению государством. С этой катастрофы начинается блестящий тринадцатилетний период царствования Иоанна, прославленный завоеванием огромного Поволжского пространства от Казани до Астрахани, счастливой войной с Ливонией, изданием Судебника и целым рядом правительственных преобразований. Москва в это время видела впервые земский собор, слушала речь государя к народу с Лобного места, была свидетельницей чрезвычайно важного церковного собора, так называемого Стоглавого. Но все это, равно как и страшный новый перелом в характере Иоанна, завоевание Сибири и прочие политические события, более относится к общегосударственной истории, чем к истории Москвы как города.

Материал подготовлен интернет-редакцией www. Московскоее восстание ста-ло куль-ми-на-ци-ей со-ци-аль-но-по-ли-тического кри-зи-са в Рос-сии конце 1530-х - середины 1540-х годов см. Этот кри-зис не был пре-одо-лён и по-сле вен-ча-ния на цар-ст-во Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Грозного 16. За-суш-ли-вая вес-на ста-ла при-чи-ной час-тых по-жа-ров в сто-ли-це в апреле - ию-не 1547 года. Вы-зван-ные ими бед-ст-вия, на-си-лия и не-пра-во-мер-ные дей-ст-вия Глин-ских, их ок-ру-же-ния и слуг по-слу-жи-ли пря-мым по-во-дом к Московскому восстанию. Боль-шой по-жар 12 апреля унич-то-жил поч-ти всю де-ревянную за-строй-ку в Ки-тай-го-ро-де церк-ви, государственные и ча-ст-ные строе-ния , бы-ли силь-но по-вре-ж-де-ны на-бе-реж-ные ка-мен-ные кре-по-ст-ные сте-ны и баш-ни. Че-рез 8 дней сго-ре-ли 2 боль-шие ре-мес-лен-ные сло-бо-ды в Зая-у-зье. Уже в ап-ре-ле со-стоя-лись каз-ни лиц, яко-бы при-знав-ших-ся под пыт-ка-ми в под-жо-гах. В отдельных квар-та-лах го-ро-да по-жа-ры вспы-хи-ва-ли и позд-нее.

По дан-ным со-вре-мен-ни-ков, по-гиб-ли от 1,7 до 3,7 тысяч жи-те-лей сто-ли-цы, сго-ре-ло 250 церк-вей и до 25 тысяч дво-ров, в Крем-ле вы-го-ре-ли зда-ния цар-ской каз-ны, центральных ве-домств, силь-но по-стра-да-ли Бла-го-ве-щен-ский со-бор, ук-ре-п-ле-ния Крем-ля и Ки-тай-го-ро-да. Царь с семь-ёй и Го-су-да-ре-вым дво-ром на-хо-дил-ся в это вре-мя в сво-ей ближ-ней под-мос-ков-ной ре-зи-ден-ции - селе Во-робь-ё-во, митрополит Ма-ка-рия с тру-дом уда-лось вы-вес-ти из Ус-пен-ско-го со-бо-ра в Крем-ле и от-вез-ти в при-го-род-ный Но-вин-ский монастырь при спус-ке че-рез тай-ный ход ми-тро-по-лит по-лу-чил трав-мы. Несколько дней в сто-ли-це не бы-ло ни свет-ско-го пра-ви-те-ля, ни гла-вы Церк-ви, ни ре-аль-ных вла-стей. Мас-шта-бы все-об-ще-го бед-ст-вия, ог-ром-ные раз-ме-ры ма-те-ри-аль-но-го ущер-ба, не-эф-фек-тив-ность дей-ст-вий вла-стей в ча-сы по-жа-ра и в пер-вые дни по-сле не-го воз-мож-но, Глин-ские вновь пы-та-лись све-сти де-ло к не-мед-лен-ным каз-ням оче-ред-ных «при-знав-ших-ся за-жи-галь-ни-ков» вы-зва-ли вол-не-ния в го-ро-де. Сре-ди го-ро-жан рас-про-стра-ня-лись слу-хи о кол-дов-ских дей-ст-ви-ях княгини А. Глин-ской ба-буш-ки ца-ря по ма-те-ри , якобы вы-звав-ших по-жа-ры, о под-жо-гах го-род-ских до-мов слу-га-ми её сы-но-вей. Курб-ско-му «злом» от Глин-ских, ви-ди-мо, вы-ну-ди-ло по-ки-нуть Мо-ск-ву боя-ри-на князя М. Глин-ско-го он воз-вра-тил-ся на на-ме-ст-ни-че-ст-во в Ржев и его мать. Главные со-бы-тия Московского восстания со-стоя-лись в вос-кре-се-нье 26 ию-ня и в сре-ду 29 ию-ня.

На ве-че-вом со-б-ра-нии го-ро-жан Глин-ские, пуб-лич-но об-ви-нён-ные в кол-дов-ст-ве, под-жо-гах и на-си-ли-ях, бы-ли при-зна-ны ви-нов-ны-ми. По мне-нию об-ви-ни-те-лей, пре-сту-п-ле-ния Глин-ских бы-ли осо-бен-но тяж-ки-ми, так как объ-яс-ня-лись их пря-мой из-ме-ной: они по-жа-ром «но-ро-ви-ли при-хо-ду ино-пле-мен-ных» - войск крым-ско-го ха-на Са-гиб-Ги-рея I. За-тем тол-па мо-ск-ви-чей ви-ди-мо, воо-ру-жён-ных от-пра-ви-лась в Кремль. Там на Со-бор-ной площади со-стоя-лись их пе-ре-го-во-ры с боя-ра-ми: об-ви-не-ния в ад-рес Глин-ских не вы-зва-ли серь-ёз-ных воз-ра-же-ний дум-цев. Князь Ю. Глин-ский без-ус-пеш-но пы-тал-ся ук-рыть-ся в Ус-пен-ском со-бо-ре: по наи-бо-лее ве-ро-ят-ной вер-сии, во-рвав-шая-ся тол-па силь-но из-би-ла его во вре-мя бо-го-слу-же-ния; за-тем его при-та-щи-ли на ве-рёв-ке на тра-диц. По-доб-ные ве-че-вые ре-ше-ния в со-от-вет-ст-вии с нор-ма-ми обыч-но-го пра-ва при-ве-ли к каз-ни лиц из ок-ру-же-ния Глин-ских, «по-то-ку и раз-граб-ле-нию» иму-ще-ст-ва са-мих Глин-ских, а так-же их дво-рян и слуг. Рас-пра-вы на-ча-лись вслед за каз-нью Ю. Глин-ско-го и про-дол-жа-лись, ско-рее все-го, на сле-дую-щий день.

То-гда же бы-ли уби-ты и дво-ря-не из по-гра-нич-ных уез-дов вер-ховь-ев Оки ве-ро-ят-но, они дос-та-ви-ли в Мо-ск-ву ин-фор-ма-цию о при-бли-же-нии войск крым-ско-го ха-на к южным гра-ни-цам Русского государства , не-зна-ко-мые мо-ск-ви-чам и при-ня-тые ими за лю-дей Глин-ских. Но-вый сбор воо-руженных мо-ск-ви-чей со-сто-ял-ся по при-зы-ву го-род-ско-го па-ла-ча ут-ром 29 ию-ня. Сре-ди вос-став-ших рас-про-стра-нил-ся слух о том, что ба-буш-ка ца-ря и боя-рин М. Глин-ский ук-ры-ва-ют-ся в цар-ской ре-зи-ден-ции в Во-робь-ё-ве. Не-кие не на-зван-ные в ис-точ-ни-ках ли-ца «по-ве-ле-ша кли-ка-ти», а за-тем мно-го-численная тол-па от-пра-ви-лась в Во-робь-ё-во, «яко же к бое-ви обы-чай имя-ху». Не-ожи-дан-ное по-яв-ле-ние боль-шо-го чис-ла воо-руженных лю-дей по-тряс-ло 17-лет-не-го ца-ря; впо-след-ст-вии он вспо-ми-нал о со-бы-тии: «И от се-го бо вни-де страх в ду-шу мою и тре-пет в кос-ти моя». С боль-шим тру-дом на лич-ных пе-ре-го-во-рах ца-рю уда-лось убе-дить го-ро-жан в от-сут-ст-вии род-ст-вен-ни-ков в его по-ко-ях. Хо-тя дей-ст-вия мо-ск-ви-чей под-па-да-ли под нор-мы о наи-бо-лее тяж-ких пре-сту-п-ле-ни-ях, царь, не имея ре-аль-ных во-енных сил, не ри-ск-нул при-бег-нуть к мас-со-вым опа-лам и каз-ням позд-нее бы-ли вы-яв-ле-ны и на-ка-за-ны толь-ко ли-ца, при-звав-шие к сбо-ру в по-ход. Пря-мым след-ст-ви-ем восстания ста-ло от-стра-не-ние от вла-сти «пар-тии» Глин-ских, усу-губ-лён-ное опа-лой на князя М.

Замечание 1 Позже Иван IV признавался, что именно в тот момент «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой» В скором времени волнения в Москве прекратились, но общественное недовольство в стране продолжало расти. Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. Замечание 2 Конкретно в Опочку, чтобы усмирить горожан, пришлось даже направить поместное войско Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г. Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А.

Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. Висковатый также пополнил ряды Рады.

Самый первый умерший в младенчестве сын Дмитрий родился у жены царя Анастасии тотчас после взятия Казани в 1552 году. Иван Грозный дал клятву в случае своей победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере и взял в путешествие новорожденного младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери — бояре Романовы — сопровождали Ивана Грозного в этом путешествии. И где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее всегда поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах — деревянных плоскодонных суднах, на которых были и паруса, и весла. Однажды бояре вместе с кормилицей и младенцем вступили на шаткие сходни струга и все тут же упали в воду. Младенец Дмитрий в воде захлебнулся, откачать его так и не удалось. Второй женой царя была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третья жена — Марфа Собакина , умершая совершенно неожиданно через три недели после свадьбы. Скорее всего, царь ее отравил, хотя он клялся, что новая жена была отравлена еще до свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз на Руси запрещалось всякому человеку, в том числе и царю. Тогда в мае 1572 года был созван специальный церковный собор, чтобы разрешить Ивану Грозному «законный» четвертый брак — с Анной Колтовской. Однако в том же году, вскоре после свадьбы, она была пострижена в монахини. Пятой женой царя стала в 1575 году Анна Васильчикова , умершая в 1579 году. Последний, седьмой брак был заключен осенью 1580 года с Марией Федоровной Нагой. Он-то и должен был стать следующим после Ивана Грозного царем. Если бы царевич Дмитрий не погиб мальчиком, возможно, не было бы на Руси так называемого Смутного времени. Но, как говорится, история не терпит сослагательных наклонений. Колдуны Ивана Грозного В Московской Руси иноземных докторов долгое время принимали за колдунов-чернокнижников, способных знать будущее. И, надо сказать, на то были все основания. При лечении больного иностранные врачи тогда непременно «сверялись» со звездами, составляли астрологические гороскопы, по которым и определяли, выздоровеет больной или умрет. Одним из таких докторов-астрологов являлся личный врач царя Ивана Грозного Бомелий Элизиус , происходивший родом из Голландии или Бельгии. Бомелий прибыл в Россию искать денег и счастья и скоро нашел доступ к царю, который сделал его своим личным «дохтуром». В Москве Элизиус стал зваться — Елисей Бомелий. Русский летописец весьма нелицеприятно писал о Бомелии: «К царю немцы прислали немчина лютого волхва, нарицаемого Елисей, и быть ему... Этот «дохтур Елисей», которого в народе считали «лютым волхвом и еретиком», преднамеренно выдавал себя за кудесника колдуна. Заметив в царе страх и подозрительность к окружавшим, Бомелий всячески старался поддержать в Грозном это болезненное расположение духа. Бомелий часто давал царю советы по многим политическим вопросам и своими наветами погубил немало бояр. По заданию Ивана Грозного Бомелий изготавливал яды, от которых потом в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре. Причем «лютый волхв» Бомелий составлял ядовитые зелья с таким искусством, что, как говорят, отравляемый умирал в точно назначенное царем время. Доктором-отравителем прослужил Бомелий царю более двадцати лет. Но, в конце концов, он сам был заподозрен в сговоре с польским королем Стефаном Баторием , и летом 1575 года по приказу Грозного был, по преданию, зажарен живым на огромном вертеле. Надо сказать, всякие предсказатели, волхвы, колдуны не переводились при дворе царя вплоть до самой его смерти. В последний год своей жизни Иван Грозный держал при себе более шестидесяти предсказателей, гадателей и астрологов! Английский посланник Джером Горсей писал, что в последний год жизни «царь был занят лишь оборотами солнца», желая знать срок своей кончины. Иван Грозный потребовал от своих предсказателей ответить ему на вопрос, когда он умрет. И волхвы, не сговариваясь друг с другом, «назначили» день смерти царя на 18 марта 1584 года. Однако, в «назначенный» день 18 марта 1584 года с утра Иван Грозный чувствовал себя более чем прекрасно и в страшном гневе распорядился готовить большой костер, чтобы на нем живьем сжечь всех своих горе-предсказателей, обманувших его. Волхвы тогда взмолились и просили, чтобы царь подождал с казнью до вечера, ибо «день окончится, только когда сядет солнце». Иван Грозный согласился подождать. Приняв баню, примерно в три часа дня Иван Грозный решил сыграть в шахматы с боярином Бельским. Царь сам начал расставлять на доске шахматные фигуры и тут его хватил удар. Иван Грозный внезапно потерял сознание и упал навзничь, сжимая в руке последнюю не поставленную шахматную фигуру короля. Не прошло часа, как Иван Грозный скончался. Вскоре после его смерти всех царских предсказателей отпустили.

В первой половине XVI века все еще совсем мало каменных церквей, монастырей и домов. После многих бедствий еще Иван III издал первые правила пожарной безопасности для московских жителей: не топить летом изб и бань без крайней необходимости, вечерами огня в домах не жечь, кузнецам, гончарам и оружейникам вести свои дела вдали от строений, запретить производство стекла в черте города. Он же приказал поместить на небольшой башенке «всполошный колокол» с тем, чтобы звонить при каждом видимом пожаре — это была одна из первых каланчей. Строжайшим образом преследовалось курение табака — пойманным курителям всенародно рвали ноздри. Ночные хождения по Москве разрешались отныне только с фонарем и только по самой крайней необходимости. Жителям запрещалось допоздна держать у себя огонь. Печь хлеб и варить пищу разрешалось только в поварнях, земляных печах или же в более защищенных от раздольного и опасного для городских строений разгула ветра местах — в огородах за московскими дворами. Царствование Ивана Грозного очень сильно изменит облик Русского государства и всех подконтрольных ему территорий. Но это будет позже. А московский пожар окажется прологом этих событий и мистическим знаком того, что глобальные перемены уже на пороге. Если верить Николаю Карамзину, то первые очаги возгорания появились 25 апреля 1547 года. Тогда огонь успел уничтожить Богоявленскую обитель, торговые лавки в Китай-городе и множество жилых домов. Потеря торговых рядов сопровождалась взрывом угловой башни Кремля, где хранился порох. Новое возгорание уничтожило Яузную улицу и все находящиеся там кожевенные и гончарные мастерские.

Бедствие в столице в июле 1547 г кратко

Великий Московский пожар 21 июня 1547 года. | Пикабу Московское восстание 1547 года — события, произошедшие в Москве летом 1547 года.
Великий Московский пожар 21 июня 1547 года. | Московский пожар 1547 года — совокупность нескольких пожаров, бушевавших в Москве с середины апреля по конец июня 1547 года[1], огнём была уничтожена 1/3 построек Москвы[2]. Погибло более 1 700 человек.[1],[3].

Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.

Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Московский пожар 1547 года стал основной причиной восстания, так как люди начали искать виновных. «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет. Широко известные московские пожары 1547 года начались, вероятно, из-за длительной засухи, и в них сгорело около 30-35% всех зданий города, а погибло около 4000 человек.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

Погромами, правда, действительно занималась чернь, но многие полагают, что за ней стояли дворяне, которые увидели в восстании удобную возможность расправиться с некоторыми своими соперниками. Объяснение: Пожар. Ненависть к Глинским. Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года.

Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще». О том, почему, собственно, банальный пожар, каких в Москве бывало по нескольку за год, в этот раз превратился в стихийное бедствие, летописец обходит молчанием. Правда, замечает, как бы вскользь, один любопытный момент: «Каменное строение выгореша изнутри, стрельницу же града розорва зелием». Какую именно «стрельницу», то есть башню, и каким «зелием» разорвало, не говорится, поэтому придётся уточнить.

Имелась в виду Первая Безымянная башня Московского Кремля. Она имеет ещё одно название — Пороховая. Неудивительно, что её разнесло вдребезги: «Розорва стрельницу и размета кирпичие по берегу рекы Москвы и в реку». В масштабах жертв и разрушений отчасти был повинен сам царь Иван. Дело в том, что «розорва» не только одну башню Московского Кремля. Взрывы пороховых складов возникали во время пожара тот там, то тут, добавляя в общую картину бедствия совсем уже адские краски. Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города».

Вина же Ивана состояла в том, что в стратегическом планировании были допущены некоторые недочёты логистики. А также нарушена техника безопасности. Весь этот порох предназначался для разрушения укреплений совсем другого города — Казани.

Василий III был, по-видимому, привязан к жене, но, когда после двадцати лет совместной жизни брак так и не дал детей, он решил с ней расстаться. Когда великую княгиню отвезли из Москвы в Покровский Суздальский монастырь и "в монастыре, несмотря на ее слезы и рыдания, митрополит сперва обрезал ей волосы, а затем подал монашеский куколь, она не только не дала возложить его на себя, а схватила его, бросила на землю и растоптала ногами". Лишь после того, как ближний дворянин Василия III Иван Юрьевич Шигона Поджогин ударил ее плетью, великая княгиня была вынуждена покориться и принять постриг под именем Софии. Все это происходило в самом конце 1525 года. Теперь великий князь был свободен и мог вступить в новый брак. По уже установившемуся обычаю были устроены смотрины невест, и выбор государя пал на княжну Елену Васильевну Глинскую. Не всем понравились эти хлопоты великого князя об устройстве своей семейной жизни.

Псковский летописец с осуждением писал о свадьбе Василия III: "И все то за наше согрешение, яко же написал Апостол: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит". Со временем в предосудительном поступке Василия III стали видеть предвестие тяжелых бедствий, постигших Русскую землю в годы правления родившегося от нового брака царя Ивана Грозного. Семья Глинских сравнительно недавно, уже в XVI веке, появилась в рядах московской знати. Она принадлежала к татарскому, со временем обрусевшему роду, служившему великим князьям Литовским с конца XIV века. Но возвышение Глинских оказалось недолгим. После смерти Александра их стали отодвигать на задний план. Михаил Глинский в 1508 году поднял мятеж против нового короля Сигизмунда I и отъехал со своими братьями в Россию. Новый брак на первых порах не принес того, чего ждал от него великий князь, а именно сына-наследника. Василий снова стал ездить по монастырям с молодой женой, прося о помощи чудотворцев. Судьба подарила ему сына лишь через четыре года после свадьбы, когда великому князю было уже за пятьдесят.

Долгожданный наследник родился 25 августа 1530 года, "в седмый час нощи". Однако ребенок оказался глухонемым от рождения и умственно недоразвитым как деликатно говорилось в официальной летописи, "несмыслен и прост". Дальнейшая судьба московской великокняжеской династии всецело зависела от жизни маленького Ивана IV. Уединенной жизни княжича в тереме в кругу мамок, нянек и боярынь великой княгини пришел конец 3 декабря 1533 года, когда скончался его отец. Великий князь болел долго и тяжело, ребенка к нему не допускали, лишь перед самой смертью Василий позвал Ивана к себе и благословил его крестом святого митрополита Петра. После смерти великого князя маленький Иван стал главой государства. Конечно, трехлетний мальчик не мог заниматься государственными делами. Они всецело находились в руках его матери Елены Глинской, управлявшей государством вместе с советниками его отца. Но мальчику пришлось очень рано участвовать в приемах и церемониях. Он не понимал их значения, но занимал на них центральное место.

Уже через несколько дней после смерти отца трехлетний мальчик принимал гонцов от крымского хана "и подавал им мед". В августе следующего 1536 года шестилетний мальчик принимал литовских послов. Иван IV был не просто знатным сиротой, он был будущим правителем государства, от имени которого исходили все административные распоряжения. В этом случае вступали в действие совсем другие правила - правила политической игры. В организации управления средневекового государства монарху принадлежала важнейшая, ключевая роль. В частности, он выступал как верховный арбитр в конфликтах между разными группами знати. Когда по каким-либо обстоятельствам такой верховный арбитр отсутствовал, между группами знати начиналась резкая бескомпромиссная борьба за власть, и победившая группа силой присваивала себе опеку над малолетним наследником. Именно это и произошло после смерти Елены Глинской. Среди захвативших власть бояр главную роль играли суздальские княжата, бояре Василий Васильевич и Иван Васильевич Шуйские. Молодой правитель оказался под опекой чужих людей, к которым у него не было никаких оснований испытывать добрые чувства.

Позже, в своем послании царь обвинял боярских правителей во многих бедах, постигших страну в его малолетство. Захватив власть, они подвергали людей "мучениям" и поборам, и под видом необходимости выплачивать жалованье детям боярским опустошили государственную казну. Из похищенного оттуда золота и серебра они ковали золотые и серебряные сосуды "и имена на них родителей своих возложиша, будто их родительское стяжание". Летом 1541 года Москва с тревогой ожидала нападения крымского хана Сагиб-Гирея. С татарской ордой в поход на русскую столицу шли "турского царя люди с пушками и с пищальми". А в следующем 1542 году русская столица стала ареной настоящего военного переворота. Князь Иван Васильевич Шуйский, отстраненный противниками от руководства страной и посланный во Владимир "береженья для от казанских людей", сумел привлечь на свою сторону собранное здесь войско "многих детей боярских к целованию привел, что им быти в их совете" , "пришел ратью к Москве" и при содействии своих сторонников в столице захватил город и силою устранил своих противников. Вскоре, однако, произошли события, которые потрясли молодого монарха и заставили его резко изменить всю свою жизнь. Такими событиями стали московский пожар и последовавшее за ним восстание в Москве в июне 1547 года. В том, что произошло в это время, в известной мере оказался повинен сам царь.

Он полностью доверил ведение государственных дел своим родственникам, которые оказались неспособными прекратить бедствия, терзавшие страну. За свое сравнительно краткое правление Глинские получили известность лишь расправами с людьми, вызвавшими их неудовольствие: особенно жестокой была казнь "повелением князя Михаила Глинского и матери его, княгини Анны", князя Ивана Федоровича Овчины-Оболенского, "которого посадили на кол на лугу за Москвою рекою". Постепенно любимцы царя, которых считали ответственными за положение в стране, возбудили к себе всеобщую ненависть, и нужен был лишь толчок, чтобы эта ненависть вырвалась наружу. Таким толчком стали пожары, буквально уничтожившие Москву весной-летом 1547 года. Уже 12 апреля большой пожар охватил московский торг - "погореша лавки во всех рядех города Москвы со многими товары" и значительная часть посада на территории Китай-города; в одной из башен Кремля загорелся порох, и она взорвалась. Город еще не успел оправиться от последствий, когда 21 июня на Арбате начался новый пожар, охвативший большую часть Москвы: горел и Кремль, и Китай-город, и Большой посад. Как записал псковский летописец, "погоре вся Москва, город и посады все, церкви и торг". По сведениям так называемого "Летописца Никольского", в страшном пожаре погибло 25 000 дворов и 250 церквей.

В свой первый из семи брак царь вступил 13 февраля 1547 года — с неродовитой и незнатной дворянкой Анастасией Романовной, дочерью Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. С ней Иван IV прожил 13 лет. Жена Анастасия родила Ивану трех сыновей не умерших в младенчестве — Федора Ивановича будущего царя , Ивана Ивановича убитого Иваном Грозным и Дмитрия погибшего в отрочестве в городе Углич — и трех дочерей, дав начало новой царской династии — Романовых. Самый первый умерший в младенчестве сын Дмитрий родился у жены царя Анастасии тотчас после взятия Казани в 1552 году. Иван Грозный дал клятву в случае своей победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере и взял в путешествие новорожденного младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери — бояре Романовы — сопровождали Ивана Грозного в этом путешествии. И где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее всегда поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах — деревянных плоскодонных суднах, на которых были и паруса, и весла. Однажды бояре вместе с кормилицей и младенцем вступили на шаткие сходни струга и все тут же упали в воду. Младенец Дмитрий в воде захлебнулся, откачать его так и не удалось. Второй женой царя была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третья жена — Марфа Собакина , умершая совершенно неожиданно через три недели после свадьбы. Скорее всего, царь ее отравил, хотя он клялся, что новая жена была отравлена еще до свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз на Руси запрещалось всякому человеку, в том числе и царю. Тогда в мае 1572 года был созван специальный церковный собор, чтобы разрешить Ивану Грозному «законный» четвертый брак — с Анной Колтовской. Однако в том же году, вскоре после свадьбы, она была пострижена в монахини. Пятой женой царя стала в 1575 году Анна Васильчикова , умершая в 1579 году. Последний, седьмой брак был заключен осенью 1580 года с Марией Федоровной Нагой. Он-то и должен был стать следующим после Ивана Грозного царем. Если бы царевич Дмитрий не погиб мальчиком, возможно, не было бы на Руси так называемого Смутного времени. Но, как говорится, история не терпит сослагательных наклонений. Колдуны Ивана Грозного В Московской Руси иноземных докторов долгое время принимали за колдунов-чернокнижников, способных знать будущее. И, надо сказать, на то были все основания. При лечении больного иностранные врачи тогда непременно «сверялись» со звездами, составляли астрологические гороскопы, по которым и определяли, выздоровеет больной или умрет. Одним из таких докторов-астрологов являлся личный врач царя Ивана Грозного Бомелий Элизиус , происходивший родом из Голландии или Бельгии. Бомелий прибыл в Россию искать денег и счастья и скоро нашел доступ к царю, который сделал его своим личным «дохтуром». В Москве Элизиус стал зваться — Елисей Бомелий. Русский летописец весьма нелицеприятно писал о Бомелии: «К царю немцы прислали немчина лютого волхва, нарицаемого Елисей, и быть ему... Этот «дохтур Елисей», которого в народе считали «лютым волхвом и еретиком», преднамеренно выдавал себя за кудесника колдуна. Заметив в царе страх и подозрительность к окружавшим, Бомелий всячески старался поддержать в Грозном это болезненное расположение духа. Бомелий часто давал царю советы по многим политическим вопросам и своими наветами погубил немало бояр. По заданию Ивана Грозного Бомелий изготавливал яды, от которых потом в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре. Причем «лютый волхв» Бомелий составлял ядовитые зелья с таким искусством, что, как говорят, отравляемый умирал в точно назначенное царем время. Доктором-отравителем прослужил Бомелий царю более двадцати лет. Но, в конце концов, он сам был заподозрен в сговоре с польским королем Стефаном Баторием , и летом 1575 года по приказу Грозного был, по преданию, зажарен живым на огромном вертеле. Надо сказать, всякие предсказатели, волхвы, колдуны не переводились при дворе царя вплоть до самой его смерти. В последний год своей жизни Иван Грозный держал при себе более шестидесяти предсказателей, гадателей и астрологов! Английский посланник Джером Горсей писал, что в последний год жизни «царь был занят лишь оборотами солнца», желая знать срок своей кончины. Иван Грозный потребовал от своих предсказателей ответить ему на вопрос, когда он умрет. И волхвы, не сговариваясь друг с другом, «назначили» день смерти царя на 18 марта 1584 года. Однако, в «назначенный» день 18 марта 1584 года с утра Иван Грозный чувствовал себя более чем прекрасно и в страшном гневе распорядился готовить большой костер, чтобы на нем живьем сжечь всех своих горе-предсказателей, обманувших его. Волхвы тогда взмолились и просили, чтобы царь подождал с казнью до вечера, ибо «день окончится, только когда сядет солнце». Иван Грозный согласился подождать. Приняв баню, примерно в три часа дня Иван Грозный решил сыграть в шахматы с боярином Бельским. Царь сам начал расставлять на доске шахматные фигуры и тут его хватил удар.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий