КРИКАЛЁВ Сергей Константинович (р. 27.8.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), лётчик-космонавт СССР (1989), космонавт 1-го класса (1992), Герой Советского Союза (1989), Герой РФ (1992), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу (1986).
Сергей Константинович Крикалев
Друзья у меня — один программистом работает, другой в частной фирме снабженцем. Одноклассник один работает на таможне, другой — шофером. Прилетаю — отчитываюсь, и сразу к ним бегу. В церковь не хожу, не молюсь. Едешь иногда в метро, человек тебя узнает, скажет «здрасьте». Спросит, каково это: из одного иллюминатора видеть Аральское море, а из другого Черное?
В принципе ожидаемые вопросы, но мне интересно рассказывать, потому что переживаешь все это снова. Про перегрузки мне на одном медосмотре старшие товарищи объяснили. Ложишься, говорят, на плоскую поверхность, потом один человек встает тебе на грудь, другой встает тебе ногами на живот. Я попробовал. Потом, действительно, оказалось похоже.
Меня, наверное, меньше, чем кого-либо, раздражают автомобильные пробки в Москве, потому что моя работа приучила меня терпеть. Я автомобилист, на «Ниве» езжу.
Ньюманом во время STS-88 Wikipedia Осенью в интервью исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам поделился информацией о проекте, который на тот момент был наиболее важным. Крикалев рассказал, что между Роскосмосом и Nasa обсуждался вопрос возобновления перекрестных полетов. По словам Сергея Константиновича, основными препятствиями в достижении соглашения были не столько технические, сколько юридические вопросы, которые требовали решения на правительственном уровне. Второй полет Сергея Крикалева начался 18 мая 1991 года и был особенным по нескольким причинам. В ходе полета, космонавт и его экипаж произвели ручную перестыковку корабля «Союз ТМ-12» с переходного отсека станции «Мир» на модуль «Квант». Корабль провел в автономном полете 42 минуты, облетев весь комплекс. Крикалев также выполнил ряд задач, включая установку оборудования и съемку космических фотографий.
Однако наиболее запомнилось испытание банки кока-колы, созданной специально для этой миссии. Космонавты проверили, можно ли пить коку-колу в состоянии невесомости, и ответ был положительным. Сергей Крикалев открыл банку кока-колы на орбитальной станции «Мир» 26 августа 1991 года. Она по воле случая выиграла национальный конкурс, когда работала главным технологом компании Mars, получив возможность отправиться в космос. После полета она расскажет всей Великобритании о том, что «советские космонавты проявили себя как настоящие рыцари». За лето команда совершила около шести выходов в открытый космос, установила на станции различное оборудование — антенну системы «Курс» и ферму «Софора». Пока он был на орбите, с Байконура на «Мир» отправили еще одну ракету: она привезла космонавтов из Австрии и Казахстана тогда это была уже независимая республика. Возвращаясь на Землю, корабль не смог забрать всех членов экипажа.
Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток. Обычно самое пугающее в космосе — это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет — именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск — совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, — пугает больше всего. Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым. Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом — как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку — и вперед за работу. День рождения — не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное — это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше. За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114. Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело.
В общем, наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что стремительно распадающаяся страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения. За этот полет Герой Советского Союза С. В октябре 1992 года руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. Крикалев участвовал в полете STS-60 — первом совместном американо-российском полете на корабле многоразового использования шаттл Discovery. Сделав 130 витков и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле. Фото: Сергей Крикалев работает на МКС, май 2005 года Во время полета с американским космическим кораблем произошло ЧП — отказала электроника жизнеобеспечения и воздуховод.
У вас отключен JavaScript.
Санкт-Петербург) в семье служащего. Сергей Крикалев — уроженец Ленинграда, сухощавый, с безупречной осанкой, завидным здоровьем и четким, системным мышлением. Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года — рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов.
«Последний космонавт СССР»
«Сергей Крикалев — самый опытный космонавт мира» в блоге «Космонавтика» | Космонавты Сергей Крикалев и начальник экипажа Анатолий Арцебарский в течение пяти месяцев выполняли поставленные задачи: проводили научные эксперименты, выходили в космос. |
Сергей Константинович Крикалёв | Сергей Крикалёв, космонавт, Герой Советского Союза и Герой России. |
Герой: Крикалев Сергей Константинович | Сергей Крикалёв, космонавт, Герой Советского Союза и Герой России. |
Правила жизни Сергея Крикалева
Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей Константинович принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной. По мотивам этого события был снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России. В 1992-м NASA вело отбор российских специалистов для участия в собственной программе. Сергея Константиновича пригласили присоединиться к команде. В 1994-м он стал членом экспедиции STS-60. Это был первый совместный проект американцев и россиян. В 1998-м Крикалев выступил специалистом в первой команде МКС и в течение нескольких месяцев обеспечивал обслуживание космической станции.
Пришло и пришло. Теперь до конца полёта я завтра побью сегодняшний рекорд, а послезавтра — завтрашний». Так что там такая многократная получалась история. Ну, скорее курьез. Все-таки Вы осознанно хотели стать инженером. А космонавтика — это была мечта, как у всех советских детей тогда? Разные дети мечтают по-разному. Скажу: я знаю своих друзей, которые говорят: «Мне было пять лет, я ещё читать-писать не умел, но уже хотел быть космонавтом». Хотя что такое космонавт, не очень знали.
Я скажу: мне желание работать в этой отрасли пришло в старшей школе. Я хорошо учился, я занимался спортом, я читал много книг, в том числе хорошей фантастики. И в некоторых из этих фантастических рассказов люди путешествуют по Солнечной системе. И это все казалось естественным на фоне того, что у нас уже появились первые космические станции, уже люди начали летать по десятку суток, многими неделями, иногда месяцами. И казалось вполне естественным, что лет через 15-20 люди уже будут летать сотнями и тысячами. Поэтому хотелось попробовать работать в этой области. Когда в 1975 году я заканчивал школу, в космос полетел Георгий Михайлович Гречко. Я прочитал его биографию, выяснилось, что он окончил Ленинградский Военмех, затем работал в Королёвском КБ и стал космонавтом. Я тоже поступил в Военмех, сейчас это Балтийский государственный технический университет, на специальность «Ракетостроение», и поскольку я хорошо учился, у меня была возможность выбора, куда идти работать.
Я напросился в Королёвское КБ ныне — ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. Подготовка к первому полёту — В качестве бортинженера в 1988 году на корабле «Союз» Вы отправляетесь в свой первый полет. Предполагается долговременная экспедиция — Вы проведёте 5 месяцев на станции «Мир». Научная программа — международная, планируются технические и медицинские эксперименты. Для неопытного космонавта это сложная миссия? Много работы и впечатлений было много: от первого взгляда в иллюминатор, от невесомости, от того, что Солнце заходит или выходит за окном 16 раз за сутки. Для меня общение с ребятами, которые прошли через такую экстремальную тренировку, стало, конечно, бесценным опытом. Советско-французская научная программа тоже была интересной, хотя и сложной. Нам надо было снаружи станции установить огромную разворачиваемую конструкцию в 240 кг.
Мы испытывали её на устойчивость, на вибрации. Не всегда всё шло гладко, но мы справились. За каждый международный полёт страна-участница даёт такие высокие награды? Но это не только моя отметка, это оценка труда большого коллектива. Космонавты находятся на верхушке большой космической пирамиды. А во-вторых, с какого-то момента я начал понимать, что это любой стране нужно, чтобы государство для себя расставило приоритеты — что важно, а что нет. И в этом направлении мотивировало молодое поколение. В стране путч, государственный переворот. На Земле хаос.
Как это выглядело из космоса? А на Земле какая-то турбулентность началась. Это мы в замкнутом объеме, это, может быть, у нас должна быть стрессовая ситуация, это мы летим на огромной скорости — 8 километров в секунду. Но наша орбита предсказуема, а что там будет происходить на Земле, было не очень понятно. И мы беспокоились за страну, за близких. Ваш полёт неожиданно продлили. Вместо положенных пяти месяцев — десять. Даже потом, мне рассказывали, кажется, в Италии организовали общество, которое собирало деньги на мой возврат. На самом деле в середине полёта Земля меня предупредила: «У нас тут возникли проблемы с организацией следующих двух пусков, пытаемся слить их в один.
Особенно длительные отношения сложились между Крикалевым и радистом. Однажды во время одного из своих путешествий в космос он связывался с ней один раз в день в течение всего года. Крикалев и Яквинто впервые в истории успешно связались с помощью пакетной радиосвязи между орбитальной космической станцией и радиолюбителем. Они общались как по личным, так и по политическим вопросам. Яквин создал импровизированную цифровую доску объявлений, которую космонавты "Мира" часто использовали для получения не прошедших цензуру западных новостей и информации о состоянии распадающегося Советского Союза. Крикалев был в космосе, когда Советский Союз был распущен. Поскольку космодром Байконур и площадка для приземления расположены в новом независимом Казахстане, судьба его миссии оставалась неуверенной. Он оставался в космосе вдвое дольше, чем планировалось изначально, проведя в космосе 311 дней.
Он вернулся на Землю 25 марта, и его иногда называют «последним советским гражданином». Эти события задокументированы и контекстуализированы в фильме румынского режиссера Андрея Уджича 1995 Out of the Present.
В конце концов ферму мы смонтировали и водрузили на нее флаг во время выхода в открытый космос. Вы знали, что происходит на Родине? Но мы знали о ситуации.
Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры — нам передавали и новости. Было скорее так: люди на Земле беспокоились о нас, а мы, наверное, еще больше беспокоились о них. Такая стандартная уже схема. Руководитель полета Валерий Рюмин предложил мне остаться еще на одну экспедицию — так было бы проще для всех. Я сказал, что должен оценить, хватит ли у меня сил.
Спросил, сколько есть времени на принятие решения — день, два? А Валерий Рюмин говорит: «Через 3 часа давай еще раз свяжемся и определимся». Как можно понять, хватит вам сил или нет? Ведь я тем самым брал риск на себя, это была моя ответственность. Ту ситуацию можно сравнить с беговой дистанцией: словно ты бежишь пять километров, пробежал уже три, думаешь, что тебе осталось меньше половины.
И тут говорят: «Теперь бежим не пять километров, а десять». Вот в этот момент ты вынужден резко изменить темп своего движения… — И психологически перестроиться… — Да, перестроиться психологически и тактически. Чтобы добраться до конца дистанции, мне в тот момент пришлось переосмыслить необходимость соблюдения режима, начать немного больше времени тратить на восстановление, чтобы хватило сил добраться до финиша. Я получал об этом обрывочную информацию. Кстати, часть таких сведений дошла до меня от радиолюбительницы из Австралии благодаря любительскому радио, которое было на станции.
Во время одного из эфиров я познакомился со школьной учительницей информатики из Австралии. Мы с ней устраивали уроки из космоса: она собирала детей в своей радиорубке, а мы отвечали на их вопросы на ломаном английском языке. Однажды она спрашивает: «Сергей, а как ты себя чувствуешь?
История Сергея Крикалева: что произошло с советским космонавтом, которого «забыли» на орбите
Он также был членом клуба самолетного спорта. Завершив обучение в 1981 году, Сергей решил связать биографию с делом, которым увлекался ранее. Парень устроился на работу в НПО «Энергия» и стал испытателем летательного оборудования. В обязанности специалиста также входило создание инструкций для пилотажа. Космонавтика В 1985-м Крикалев стал старшим инженером 191-го отдела и участником восстановительных работ на «Салюте-7». Осенью того же года его пригласили в экспедицию. В 1986-го Сергей Константинович прошел курс по специальности «космонавт-испытатель». Последующие 2 года он провел в работе над проектом «Буран», а в 1988-м вошел в состав команды «Союз ТМ-7». Началось обучение навыкам бортинженера для дебюта в космосе.
Полет состоялся осенью 1988-го. В задачи Сергея Константиновича входили эксперименты и устранение неполадок на борту. Фото Крикалева появились в газетах. Уже в 1990-м он начал подготовку на станцию «Мир», куда отправился в 1991-м. Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей Константинович принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной. По мотивам этого события снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России.
Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю. Крикалеву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилета следующего космического корабля. Вместо запланированных 5 месяцев работы в космосе ему пришлось проработать на космической орбите еще почти полгода всего около года. В общем, наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что стремительно распадающаяся страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения. За этот полет Герой Советского Союза С. В октябре 1992 года руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60.
Крикалев участвовал в полете STS-60 — первом совместном американо-российском полете на корабле многоразового использования шаттл Discovery. Сделав 130 витков вокруг Земли и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.
Значительно сократились бюджеты космических программ, а обязательства перед другими странами остались. По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут в составе разных экипажей. Но на создание двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю.
Крикалеву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилета следующего космического корабля. Вместо запланированных 5 месяцев работы в космосе ему пришлось проработать на космической орбите еще почти полгода всего около года. В общем, наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что стремительно распадающаяся страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения.
Знаю, что много американских астронавтов и работников отрасли используют эту дату для популяризации пилотируемой космонавтики. А если говорить о том, что можно извлечь из многолетнего взаимодействия наших стран в космической деятельности, из сотрудничества на профессиональном и личном, человеческом уровнях, то это, конечно, готовность помочь в трудной ситуации, оказать, когда требуется, поддержку - организационную и техническую. В основе этого - общее понимание, что такие сложные, большие программы способны не разъединять, а объединять людей разных национальностей, с разными взглядами, но делающих нужное и важное дело. Космонавтика в этом смысле очень показательна и дает множество примеров... Сергей Крикалев: Безусловно. Вспомнить хотя бы советско-американскую программу "Союз" - "Аполлон".
Работа в сложных, часто стрессовых условиях, чем является каждый космический полет, людей очень сближает. И ведет к росту доверия: ты полагаешься на партнеров, партнеры полагаются на тебя. Это пример того, как нужно сотрудничать в сложных делах. В доме, где родился Юрий Гагарин, гостям разрешают присесть в красном углу под образами. Фото: Александр Емельяненков В феврале вы своеобразно прокомментировали две подряд нештатные ситуации на МКС: "Считайте, что снаряды дважды попали в одну воронку". С прибытием нового корабля на замену поврежденного метеороидом "Союза МС-22" ситуация нормализовалась? Будет ли традиционное приветствие с орбиты участникам Гагаринских чтений? Сергей Крикалев: Приветствие будет. И в остальном ситуация рабочая.
Но нельзя даже на минуту забывать: мы имеем дело с очень сложной техникой в агрессивной среде. А в том, что касается взаимной помощи, много примеров того, как мы поддерживали программу NASA, когда они не могли летать из-за аварий с многоразовыми кораблями. После гибели шаттла "Колумбия" программа МКС была перестроена, и основная задача по доставке экипажей на Международную космическую станцию легла на российскую сторону. А когда у нас случались проблемы с доставкой грузов, американцы всегда предлагали разместить на их корабле то, что срочно требовалось на станции. И все ради того, чтобы общая программа продвигалась вперед. Точно так же в недавней ситуации, когда на нашем "Союзе" была повреждена система охлаждения, мы вместе искали оптимальные пути страховки космонавтов, пока запасной корабль на смену поврежденному по ускоренной схеме готовили к отправке. Многое в таком деле держится на личных контактах. Советско-американская программа "Союз" - "Аполлон", о которой вы упомянули, навсегда связана с именами Алексея Леонова, командира нашего корабля, и Томаса Стаффорда, старшего на "Аполлоне". А вы - первый из российских космонавтов, кто полетел на американском челноке...
Сергей Крикалев: Да, это 1994 год, шаттл "Дискавери". Прошло почти 20 лет после стыковки "Союз" - "Аполлон", началось новое сближение программ - я полетел на шаттле, а Норман Тагард - на нашем "Союзе", он первым из американцев побывал на станции "Мир". В 1995 и 1997 годах на шаттлах "Дискавери" и "Атлантис" два полета совершил Володя Титов. И вы абсолютно правильно говорите, что личные отношения между людьми очень сильно влияют на развитие подобных программ и нашего сотрудничества в целом. Для нас всегда были и остаются примером отношения между Алексеем Леоновым и Томасом Стаффордом. Люди в возрасте, многое в своей жизни повидавшие, они до последних дней оставались на связи, очень трогательно, по-дружески относились друг к другу. Осенью этого года будет 25 лет, как вы в одном экипаже с американцами на шаттле "Индевор" в первый раз полетели на МКС.
Космонавт Крикалев покинул должность исполнительного директора "Роскосмоса"
Последующие 2 года он провел в работе над проектом «Буран», а в 1988-м вошел в состав команды «Союз ТМ-7». Началось обучение навыкам бортинженера для дебюта в космосе. Полет состоялся осенью 1988-го. В задачи Сергея входили эксперименты и устранение неполадок на борту. Фото Крикалева появились в газетах. Уже в 1990-м он начал подготовку на станцию «Мир», куда отправился в 1991-м.
Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной. По мотивам этого события снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России. В 1992-м NASA вело отбор российских специалистов для участия в собственной программе.
Сергея пригласили присоединиться к команде. В 1994-м он стал членом экспедиции STS-60. Это был первый совместный проект американцев и россиян. Вернувшись на родину, Сергей прошел повышение квалификации как бортинженер. Пятый полет в космос состоялся в 2000 году.
Космонавт дополнил состав команды для полета на МКС. В экспедиции он провел 140 суток. Шестой полет, который состоялся спустя 5 лет, Сергей вел уже в статусе командира. Он вышел в открытый космос на 4 часа. Это был восьмой опыт Крикалева, сделавший его рекордсменом по миру.
За карьеру космонавт провел на орбите 803 дня. Спустя год он получил пост вице-президента , а в 2009-м был освобожден от обязанностей инструктора и испытателя. Эта деятельность сменилась задачами, актуальными для должности начальника «НИИ Центра подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина». Крикалев занимал пост до 2014 года, после чего стал первым замом генерального директора «ЦНИИ Машиностроения» и исполнительным директором «Роскосмоса» по пилотируемым проектам.
Биография В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика. Инженер-разработчик Воспроизвести медиафайл Фрагмент беседы С. Крикалёва со студентами МГТУ им. Немного о космических туристах. После окончания института работал в НПО «Энергия».
Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления.
Его рекорд - 803 дня за шесть полётов - был вписан в Книгу рекордов Гиннесса как одно из самых долгих пребываний в космосе. А Крикалёв просто привык быть во всём первым. Он стал первым россиянином, шесть раз стартовавшим в космос, и первым нашим космонавтом, полетевшим на американском Шаттле.
И давалось нам это довольно легко. Я понял, что многие технические решения, которые держались в секрете, были общими, многие принципы были похожи. Очень приятно было видеть в этой среде профессионалов.
Я с удовольствием обнаружил, что с ребятами американскими у нас тоже между собой много общего. И мы сумели найти общий язык. Для нас всегда образцом была дружба американского генерала Томаса Стаффорда и советского, потом российского генерала Алексея Леонова. И пусть эта дружба будет примером политикам, как выстраивать отношения. В результате этого полета мы не только приобрели опыт и новые знания, мы поняли, как строить программы в будущем. Результатом этого полёта стала программа «Мир — Шаттл», а в итоге это все переросло в Международную космическую станцию. Этот полет на самом деле можно назвать легендарным.
К модулю, который был запущен с Байконура, мы прилетели на шаттле, который запускался с мыса Канаверал. Мы должны были состыковать первые два модуля, открыть люки, сделать первые работы по обслуживанию. Наверное, для меня это самый важный и самый сложный из технических экспериментов, которые мы когда-либо выполняли. Мы даже не пытались ничего унифицировать. На МКС стыковались модули, которые делались в разных странах. Причем впервые состыковка происходила в космосе. Потом надо было настроить работу станции.
Представьте: часть системы управления — на американском сегменте, часть — на нашем. Электрическое напряжение разное, ну и так далее. Это была нетривиальная задача, и мы до сих продолжаем строительство станции, мы ищем наиболее грамотные пути её использования, и всё это нам пригодится в будущих программах за пределами низкой околоземной орбиты. Вы считаете правильным шагом его ликвидацию или всё-таки надо было дать ему шанс остаться на орбите? И хорошо, что мы их вовремя успели обнаружить, потому что конструкторы свои знания об этих проблемах заложили в модули МКС. С 2000 года «Мир» перевели в беспилотный режим. И в какой-то момент было принято решение, что станция прекратит существование и будет затоплена.
Сергей Крикалев на МКС — И я скажу: у всех — и у меня, и у моих коллег — было такое тяжёлое ощущение потери, потому что для нас она была не просто местом работы, 15 лет она была местом нашей жизни. Во время моего пятого полёта мы с Юрой Гидзенко имели шанс взглянуть на неё последний раз. Мы попросили Землю посчитать орбиту МКС и сказать, когда мы будем пролетать рядом. И Земля дала нам одну такую точку. Но скорости космические огромные, мы шли на пересекающуюся орбиту, там скорость больше, чем у пули. Тем не менее мы смотрели в два разных иллюминатора и на фоне чёрного космоса Юра Гидзенко её увидел. У меня две-три секунды было, чтобы от одного иллюминатора прыгнуть к другому, но я не успел.
Она скрылась из поля зрения. Говорят, в ЦУПе плакали. И даже объявили минуту молчания. Но Вы ведь приземлились во Флориде. Как там восприняли это событие? Нас пригласила российская региональная группа управления в Хьюстоне. Мы наблюдали, как давался тормозной импульс, который вводил станцию в атмосферу, как она сгорела в плотных слоях атмосферы и прекратила своё существование.
Это были поминки. Кто-то вспомнил традиции лётчиков времен войны, когда ставили стопку водки, клали кусок хлеба для тех, кто не вернулся с боевого задания. Вся русская делегация собралась и поминала станцию, это было тяжёлым моментом. Вы открыли постоянные, длительные полеты на МКС. То есть буквально запустили станцию в работу? Для того, чтобы она потом на протяжении многих лет оставалась постоянно обитаемой. Да, это была тоже интересная, ответственная работа.
Космическая подготовка: Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем ИМБП и 7 июня 1983 года получил допуск к специальным тренировкам. С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. С 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипаже с Александром Щукиным. Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта СПК и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена. Первый полет С 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир» по программе 4-й основной экспедиции ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Позывной: «Донбас-2». Продолжительность полета составила 151 сут.
С 5 декабря 1990 по 19 апреля 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-12» по программе ЭО-9 и советско-британской программе Juno на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Хелен Шарман Великобритания. Решение о продлении работы Сергея Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета. Во время полета совершил семь выходов в открытый космос: 24. Продолжительность полета составила 311 сут. С 5 ноября 1992 по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.
Сергей Крикалев - биография, новости, личная жизнь
Сейчас Сергею Крикалёву 61 год, он серьезно занимается спортом и научной деятельностью. В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. Сергею Крикалеву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда № 11595) за выполненный полет, который длился 151 сутки, 11 часов, 8 минут и 24 секунды. Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалев впервые открыл люк в МКС.
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе
Кроме этого, Сергей Константинович является обладателем одновременно двух званий – Героя СССР и Героя России, причем таким могут похвастаться всего 4 гражданина Российской Федерации (кроме космонавта Крикалёва). Исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев перешел на должность советника главы госкорпорации, его направление перейдет к исполнительному директору "Роскосмоса" по науке Александру Блошенко. Президент России Владимир Путин назначил своим спецпредставителем по вопросам международного сотрудничества в области космоса исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергея Крикалева.
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе
Сергей Константинович Крикалёв — Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. Сергей Крикалёв пробыл в космосе вдвое дольше, чем планировалось и считается последним гражданином СССР. 18 мая 1991 года Сергей Крикалев отправился на станцию «Мир» в составе 9-й экспедиции.
О Сергее Константиновиче Крикалеве
И вот весной я только вернулся из экспедиции, а осенью мы были уже в Хьюстоне и начали подготовку. У нас за плечами был хороший опыт полётов в космос. У меня 15 месяцев, у Володи тоже больше года. Как потом выяснилось, на тот момент суммарное время полёта всего отряда было меньше, чем у каждого из нас персонально. Для нас всё было новым, и новым для американцев, потому что ни мы, ни они досконально технику друг друга не знали. У американцев так же, как и у нас международные партнеры были только «гостями», профессиональных космонавтов среди них не было.
Но очередная перезагрузка в международной политике… и вот Вы — первый русский в составе экипажа американского шаттла «Discovery». И не какой-то «турист» — работаете с ними на равных… — Да, нам пришлось тогда в ускоренном порядке изучать, как устроен шаттл. И давалось нам это довольно легко. Я понял, что многие технические решения, которые держались в секрете, были общими, многие принципы были похожи. Очень приятно было видеть в этой среде профессионалов.
Я с удовольствием обнаружил, что с ребятами американскими у нас тоже между собой много общего. И мы сумели найти общий язык. Для нас всегда образцом была дружба американского генерала Томаса Стаффорда и советского, потом российского генерала Алексея Леонова. И пусть эта дружба будет примером политикам, как выстраивать отношения. В результате этого полета мы не только приобрели опыт и новые знания, мы поняли, как строить программы в будущем.
Результатом этого полёта стала программа «Мир — Шаттл», а в итоге это все переросло в Международную космическую станцию. Этот полет на самом деле можно назвать легендарным. К модулю, который был запущен с Байконура, мы прилетели на шаттле, который запускался с мыса Канаверал. Мы должны были состыковать первые два модуля, открыть люки, сделать первые работы по обслуживанию. Наверное, для меня это самый важный и самый сложный из технических экспериментов, которые мы когда-либо выполняли.
Мы даже не пытались ничего унифицировать. На МКС стыковались модули, которые делались в разных странах. Причем впервые состыковка происходила в космосе. Потом надо было настроить работу станции. Представьте: часть системы управления — на американском сегменте, часть — на нашем.
Электрическое напряжение разное, ну и так далее. Это была нетривиальная задача, и мы до сих продолжаем строительство станции, мы ищем наиболее грамотные пути её использования, и всё это нам пригодится в будущих программах за пределами низкой околоземной орбиты. Вы считаете правильным шагом его ликвидацию или всё-таки надо было дать ему шанс остаться на орбите? И хорошо, что мы их вовремя успели обнаружить, потому что конструкторы свои знания об этих проблемах заложили в модули МКС. С 2000 года «Мир» перевели в беспилотный режим.
И в какой-то момент было принято решение, что станция прекратит существование и будет затоплена. Сергей Крикалев на МКС — И я скажу: у всех — и у меня, и у моих коллег — было такое тяжёлое ощущение потери, потому что для нас она была не просто местом работы, 15 лет она была местом нашей жизни. Во время моего пятого полёта мы с Юрой Гидзенко имели шанс взглянуть на неё последний раз. Мы попросили Землю посчитать орбиту МКС и сказать, когда мы будем пролетать рядом. И Земля дала нам одну такую точку.
Но скорости космические огромные, мы шли на пересекающуюся орбиту, там скорость больше, чем у пули. Тем не менее мы смотрели в два разных иллюминатора и на фоне чёрного космоса Юра Гидзенко её увидел. У меня две-три секунды было, чтобы от одного иллюминатора прыгнуть к другому, но я не успел. Она скрылась из поля зрения. Говорят, в ЦУПе плакали.
И даже объявили минуту молчания. Но Вы ведь приземлились во Флориде. Как там восприняли это событие? Нас пригласила российская региональная группа управления в Хьюстоне.
Мне стало интересно: где правда, а где ложь в этом утверждении? В той статье писали, что в свой второй полёт Крикалёв отправился из СССР, а пока он был на орбите, страна развалилась. Сергею пришлось задержаться в космосе на неопределённое время - мол, потому, что у страны не было денег его вернуть. Специально сделала скриншот той статьи. Незаменимый В свой второй полёт Сергей отправился 18 мая 1991 года с командиром корабля Анатолием Арцебарским и химиком-технологом из Британии Хелен Шармен. Она стала первым британским астронавтом.
Снизу вверх: Крикалёв, Шарман, Арцебарский. Распад СССР отразился на пребывании Крикалёва в космосе в том смысле, что Казахстан, на территории которого находится Байконур, настоял на отправке в космос своего космонавта. В итоге на станцию вместо запланированных двух отправили один корабль со смешанным экипажем. Казахстанец Токтар Аубакиров и Франц Фибек, первый австрийский космонавт, пробыли на станции до октября. На обратном пути они захватили с собой Арцебарского, а Крикалёва центр попросил задержаться на неопределённый срок вместе с командиром экипажа Александром Волковым. Вот тут и начинаются расхождения в трактовках. Вот цитата: Вместо четырех запланированных полетов на станцию "МИР" было отправлено всего два. Ни одну из двух отправленных миссий не смогли укомплектовать бортинженером.
Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток. Обычно самое пугающее в космосе — это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет — именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск — совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, — пугает больше всего. Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым. Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом — как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку — и вперед за работу. День рождения — не повод пропускать рабочий день, время на орбите слишком ценно. Всё самое интересное происходит у нас в голове. Всё остальное — это внешние атрибуты, условности. Я вспоминаю, что смена тысячелетий, Миллениум, вокруг которого было столько шума, стал просто лишним поводом задуматься о том, где мы были, куда мы пришли и что будет дальше. За время на орбите экипаж починил российскую систему производства кислорода на МКС «Электрон», принял два грузовых космических корабля «Прогресс» и первый американский корабль, запущенный после катастрофы «Columbia» — шаттл «Discovery» STS-114. Представление о том, что происходит с человеком в космосе, в принципе формировалось из рассказов уже летавших товарищей. Было у меня одно опасение: думал, что будет достаточно тяжело жить в маленьком замкнутом пространстве. На деле же оказалось не так тяжело.
Это обучение включало подготовку как минимум к шести выходам в открытый космос выход в открытый космос , установку нового модуля, первое испытание нового пилотируемого маневренного блока MMU , и вторая совместная советско-французская научная миссия. Предыдущий экипаж Владимир Титов , Муса Манаров и Валерий Поляков оставался на «Мире» еще 25 дней, что является самым продолжительным периодом, который экипаж из шести человек имел. После возвращения на Землю предыдущего экипажа Крикалев, Поляков и Волков продолжили эксперименты на борту станции «Мир». Поскольку прибытие следующего экипажа было отложено, они подготовили "Мир" к периоду беспилотных операций перед возвращением на Землю 27 апреля 1989 года. В апреле 1990 года Крикалев начал подготовку к своему второму полету в качестве члена экипажа. В декабре 1990 года Крикалев начал подготовку к девятой миссии "Мир", которая включала подготовку к десяти выходам в открытый космос. Шарман вернулся на Землю со следующей командой через неделю, а Крикалев и Арцебарский остались на Мире. В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос для выполнения различных экспериментов и некоторых задач по обслуживанию станции. В июле 1991 года Крикалев согласился остаться на «Мире» в качестве бортинженера для следующего экипажа, который должен был прибыть в октябре, поскольку следующие два запланированных полета были сокращены до одного. Место инженера в полете Союз ТМ-13 2 октября 1991 г.
Правда ли, что в 1991-м космонавта Сергея Крикалёва забыли на орбите?
Престижный ВУЗ - О Сергее Крикалёве - СПбГУП | Сергей Крикалёв в выпуске ток-шоу "Мой герой" рассказал, как попадают в отряд космонавтов и какой медицинский тест отсеивает самое большое число кандидатов, почему терпение – это главное качество для космонавта. |
Крикалёв Сергей Константинович | Космонавт Сергей Крикалев наблюдал за распадом своей страны из космоса. |
Сергей Крикалев: биография и история космонавта, которого «забыли» в космосе | А Сергей Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа. |
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | Перед полетом Сергей Крикалёв и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». |
Крикалёв Сергей Константинович
Крикалев Сергей Константинович: биография, фото | Биография космонавта Сергея Константиновича Крикалева: личная жизнь, семья. Прозвище Забытый в космосе, рекорд пребывания на орбите, полеты в молодости. Последние новости в 2024 году на 24СМИ. |
Космонавт Крикалев Сергей Константинович | Сергей Крикалев женат на Терехиной Елене Юрьевне (1956 г.р.), которая работает инженером в РКК “Энергия”. |
"Забытый на орбите" космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции
КРИКАЛЁВ Сергей Константинович (р. 27.8.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), лётчик-космонавт СССР (1989), космонавт 1-го класса (1992), Герой Советского Союза (1989), Герой РФ (1992), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу (1986). / Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev). Сейчас Сергею Крикалёву 61 год, он серьезно занимается спортом и научной деятельностью. КРИКАЛЕВ Сергей Константинович. 23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. Сергей Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом.