Новости развитие российской науки

Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском. Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году.

Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией

Санкции не остановили развитие российской науки — Фальков Два устаревших российских и американских спутника оказались на грани фатального столкновения.
Новости науки на «Элементах»: биология, физика, химия, астрономия и другие естественные науки одна из немногих государственных организаций, которые последовательно и на институциональном уровне внедряют современные представления и подходы к научной коммуникации: установление доверительного диалога между наукой и.
Наука и техника Новости науки, техники, образования и медицины, последние открытия и исследования, актуальные комментарии экспертов.
Наука, инновации и технологии 28 октября – 1 ноября 2024 года в Санкт-Петербургском филиале ИИЕТ РАН состоится XLV Международная годичная научная конференция «ВКЛАД АКАДЕМИИ НАУК В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК)».
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет 2022 год стал первым годом Десятилетия науки и технологий в России.

Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир

За умелое доказательство ему собирались вручить премию в 1 млн долларов, однако Перельман не приехал на церемонию, тем самым отказавшись от вознаграждения. Несмотря на это, в 2006 году журнал Science назвал доказательство гипотезы научным «прорывом года». Работа Перельмана стала первой в области математики, которая смогла заслужить такое звание. Усиливая свет в нелинейно-оптических кристаллах, лазер способен выдать импульс с силой, в сотни раз превышающей мощность всех электростанций на планете, — 0,56 петаватт. Установка помогает ученым исследовать экстремальные физические процессы. Мощность будущего лазера будет составлять до 200 петаватт.

Ученые стремятся поднять ее до 1 экзаватта. На основе подобных установок станет возможным создать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами. На строительство механизма может уйти 7-8 лет. Обнаружен третий вид людей В 2008 году археологи под руководством академика Анатолия Деревянко обнаружили на Алтае фрагменты костей и зубов первобытных людей. Оказалось, что в далеком прошлом, помимо кроманьонцев и неандертальцев, существовал еще один вымерший вид или подвид людей — денисовцы Homo denisovensis, в честь Денисовой пещеры, где обнаружили останки.

Это новый, третий по счету вид человека. Создана самая эффективная вакцина от Эболы В 2016 году российские ученые зарегистрировали собственный препарат от лихорадки Эбола. Лекарство продемонстрировало более высокую эффективность, чем все медикаменты, которые на тот момент применяли для лечения этого заболевания. Вакцина обеспечивает стопроцентную нейтрализацию вируса у привитых людей даже при низкой концентрации средства.

У всех алмазов есть точечные дефекты и примеси, например, азота, которые при облучении светом дают индивидуальное ответное свечение другого диапазона. Ученые направили ультракороткие импульсы лазера на алмаз и с помощью ставших подвижными атомов азота создали паспорт камня — QR-код с информацией о месте производства и других характеристиках. Осипьяна Виталий Кведер пояснил, такая маркировка не влияет на ювелирное качество алмаза, ее можно прочитать лишь специальным сканером. Это позволяет записывать в каждом бриллианте его паспорт и отслеживать происхождение камня. Сегодня вместе с мировым лидером в добыче алмазов — компанией «АЛРОСА» — физики под руководством Сергея Кудряшова проводят фундаментальные исследования для доработки технологии, а также ее распространения на другие драгоценные камни.

Исследователи отобрали короткие ДНК, которые связывались с человеческой глиальной опухолью, а затем с помощью машинного обучения выбрали наилучших кандидатов и методами молекулярного моделирования улучшили их. Глиобластома — одна из самых агрессивных форм рака, в золотой стандарт лечения которой обязательно входит хирургия, а также химио- и радиотерапии, отмечает заведующий отделом Института цитологии РАН Ирина Гужова. Несмотря на терапию, выживаемость на горизонте 15 месяцев среди пациентов невелика. Помимо диагностики заболевания, разработка может быть полезной при лечении. Во время операции хирургу трудно удалить первичную опухоль целиком, и по понятным причинам он не может иссекать окружающие ткани. Открытие специальных молекул ДНК-аптамеров, узнающих исключительно злокачественные клетки мозга, должно помочь хирургам филигранно убирать большинство участков опухоли непосредственно в процессе операции. Неожиданные возможности феррита кобальта могут помочь в создании сверхбыстрой терагерцовой электроники Молодые ученые из МФТИ, МГУ, МИСИС и Курчатовского института впервые в мире показали, что феррит кобальта способен взаимодействовать с высокочастотным терагерцовым излучением и поглощать рекордные частоты в 350 ГГц. Открытие может лечь в основу приборов для быстрой мобильной связи и телемедицины. Что такое РНФ Российский научный фонд РНФ - это российская некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую и организационную поддержку фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований посредством финансирования прошедших конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов.

Финансовая поддержка осуществляется по десяти направлениям: математика, информатика и науки о системах, физика и науки о космосе, химия и науки о материалах, биология и науки о жизни, фундаментальные исследования для медицины, сельскохозяйственные науки, науки о Земле, гуманитарные и социальные науки и инженерные науки. Фонд был создан в 1991 г. Его генеральный директор — кандидат физико-математических наук Александр Хлунов , председатель попечительского совета — помощник президента Андрей Фурсенко. С 2015 года Фонд проводит экспертизу представлений на соискание президентской премии в области науки и инноваций для молодых ученых и Государственной премии в области науки и технологий. В новом исследовании команда физиков и химиков обнаружила способность феррита кобальта взаимодействовать с высокочастотным терагерцовым электромагнитным излучением. В отличие от более дорогих и сложных в изготовлении современных материалов, использующихся для работы в субтерагерцовых частотах, принцип взаимодействия феррита кобальта с высокочастотным излучением основан на его способности резонансно поглощать частоты до рекордных сегодня 350 ГГц без приложения внешнего магнитного поля, а значит, не требовать использования сверхпроводящих магнитов и подачи большого тока.

А чтобы увязать продолжительность обучения с потребностями работодателей, "реальный сектор" собираются привлекать к разработке учебных программ». В новой системе образования у российских вузов появится возможность разрабатывать программы магистратуры совместно с потенциальными работодателями. Об этом сообщил министр Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, сегодня такой практики в принципе нет. Так, университеты могут договариваться и с компаниями, и с отраслевыми объединениями. Напомним, ранее глава Минобрнауки заявил, что по ряду специальностей срок обучения в магистратуре может быть сокращен до одного года. Например, для ИТ-специальностей, а также для инженеров. Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию в рамках подготовки к отчету Правительства РФ. Он отметил: «Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно дать все, что просит регион и университеты, чтобы их запросы были очень четко связаны с тем, что имеет система общего образования. Проще говоря, количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и сдает». О конкуренции или коллаборации вузов и колледжей. В недавнем интервью на портале "Ректор говорит" и. Это же просто разные траектории захода на рынок труда, разные типы профессий. Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе». Здесь можно подискутировать. Во-вторых, те, кто поступают в вузы, выбирают чаще всего заочную форму обучения, которая, согласитесь, для университета сегодня второстепенна. Наконец, еще один серьезный фактор. Мой личный преподавательский опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников колледжей имеют достаточно слабую общую подготовку по школьным дисциплинам. Сейчас ситуация в этом плане станет ещё более сложной, так как запущен проект "Профессионалитет", предполагающий ускоренную подготовку специалистов в системе СПО. Вероятно, более всего пострадают как раз именно школьные дисциплины. Кстати, в вышеупомянутом интервью на вопрос по этому поводу Н. Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно. Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы. Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов. Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании. Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра. Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории. Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги. Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель". В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций. Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика. Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками. Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО. Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все. Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли. А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций.

Новосибирская команда генетиков, биоинформатиков и селекционеров провела самый обширный и глубокий на сегодняшний день генетический анализ 175 сортов сои и 133 сортов яровой мягкой хлебной пшеницы, которую исследовали на протяжении 11 лет. Ученые определили ДНК-маркеры, отвечающие за содержание белка, время колошения, налива зерна и созревания, а также позволяющие маневрировать между периодами засухи и избегать низких температур. Перспективный метод геномной селекции обладает высокой предсказательной способностью и позволяет отбирать сорта на раннем этапе. По словам руководителя проекта Елены Салиной, в 2024 г. Цицина РАН Ирина Митрофанова указала на то, что для выстраивания защиты злаков от различных болезней и экстремальных температур детально изучаются гены и их взаимодействия, которые позволят растению препятствовать воздействию внешних источников стресса. Чтобы узнать причины остальных случаев невынашивания, исследователи взяли из биобанка 1745 тканей, определили их хромосомный набор и впервые в мире сравнили разные ткани у эмбрионов, проведя полногеномный анализ. Рекомендация по анализу как минимум двух типов тканей зародыша может лечь в основу модификации анализа НИПТ, который делают беременным женщинам для определения генетических отклонений у будущего ребенка. Заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра имени академика Н. Бочкова Вера Ижевская пояснила, что результаты исследования под руководством Игоря Лебедева важны для повышения эффективности медицинской помощи супругам с репродуктивными потерями, и уже сейчас имеют высокий потенциал практического применения: помочь повысить точность диагностики хромосомных аномалий при спонтанном прерывании беременности, объяснить его причины в большинстве случаев и тем самым снизить временные и финансовые затраты. Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Сейчас идет производство серий опытных образцов люминофоров и прототипов осветительных устройств на их основе В 2021 г. Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната. Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он. Петра Великого Кунсткамера провели исследования погребений людей, живших с пятого тысячелетия до н. Антропологи изучили останки 232 человек из 32 курганов разных эпох и по крупицам реконструировали жизнь наших предков: от особенностей быта до специфики болезней. Исследователи проанализировали зубы некоторых людей и показали, что население ранней эпохи бронзы страдало кариесом средней степени, у них встречались травмы зубов и пародонтопатии. В позднюю бронзу состояние здоровья зубной системы изменилось: кариеса стало меньше, нагрузка на зубы снизилась, но при этом появилось больше минеральных отложений.

Смотрите также:

  • Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
  • Новости науки
  • Конференции — Наука и Просвещение
  • Конференции — Наука и Просвещение

Наука, инновации и технологии

«Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта 2022 год стал первым годом Десятилетия науки и технологий в России. Докладчик: доктор экономических наук, директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП) Ильина Ирина Евгеньевна.

Национальный проект «Наука и университеты»

Новости науки - На развитие туризма в РФ потратят 400 млрд рублей до 2030 года.
Что хотите найти? Президент РАН Геннадий Красников подтвердил, что классификация институтов тормозит развитие российской науки, и заверил, что работа по ее отмене сейчас ведется с Правительством РФ.

Классификация институтов тормозит развитие российской науки

Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском. Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно. Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах.

Будущее российской науки обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде

01:05 Российские космонавты с МКС поздравили соотечественников с Днем космонавтики. 00:06 Путин поручил выделить средства на проект по развитию космической ядерной энергетики. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. Все новости и события, связанные с деятельностью Российской академии наук, её исследовательскими проектами, научными открытиями, академическими мероприятиями и другими значимыми инициативами, представлены в данной рубрике. Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки.

New-Science.ru

Поддержку получат 19 проектов авторов научно-популярного контента и 18 проектов организаторов мероприятий, популяризирующих науку для широкой аудитории. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Примечательно, что из 141 поступившей в этом году заявки больше половины — это проекты научных организаций и университетов. Сами исследователи, «с полей» все больше рассказывают о своих разработках, понимая значимость популяризации своей деятельности для дальнейшего развития науки и вовлечения в нее молодежи», — отметил замминистра. На конкурсе грантов для организаторов научно-популярных мероприятий победители получат на реализацию своих идей совокупно 430 млн рублей, а авторы научно-популярного контента — более 80 млн рублей. Им будут предоставлены гранты на три года с возможностью продления еще до 2 лет на проведение исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Суммарно субсидия на 2024-2026 годы составит около 15 млрд рублей — до 300 млн рублей на проект. Отметим, что крупные научные проекты направлены на получение новых результатов фундаментальных исследований. Они являются основой научного задела для разработки прорывных технологий. На конкурс было направлено 310 заявок, из них отобраны 18 вузов и 42 научные организации.

Экспертиза проводилась Российской академии наук в целях формирования рейтинга проектов. В настоящее время идет подготовка к заключению соглашений о предоставлении гранта — для первых 40 победителей. С остальными 10 участниками рейтинг заявок с 41 по 50 место соглашения будут заключены после того, как Минобрнауки России увеличит лимиты бюджетных обязательств. Вопрос по расширению количества победителей отбора находится на стадии проработки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко. Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны. Согласно новым правилам университеты могут находиться в статусе кандидатов «Приоритета» до трех лет, реализуя свои программы развития за счет привлеченного софинансирования. О включенности бизнеса и региональной власти в реализацию программ развития отобранных вузов-кандидатов говорят цифры. Валерий Фальков выступил на открытии Международной научной конференции «Математика в созвездии наук» Мероприятие посвящено 85-летнему юбилею ректора Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктора Садовничего.

Поздравляя академика, глава Минобрнауки России отметил его неоценимый вклад в сохранение традиций и развитие отечественной математической школы. На новом этапе мы ведем серьезное обсуждение самых разных аспектов изучения математики, включая повышение интереса к предмету у подрастающего поколения. Эта работа проводится с пониманием того, какие результаты мы рассчитываем получить в части инженерного образования, естественных наук и в целом в высшей школе», — сказал он. Участниками стали более 8000 человек, в финал вышли 250 специалистов, среди них — призёры ИТ-олимпиад и члены сборной России по программированию. Мероприятие посетили более 60 тыс.

Штраф — 30 тысяч рублей за использование одного изображения. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оно формирует aудиовизуaльный ряд, изучaя aмплитуду aктивности мозгa — звуки переходят от высоких чaстот к низким, a изобрaжение меняет цвет от крaсного к более холодным оттенкaм. Фото: пресс-служба ННГУ Исследовaния по создaнию приборa проводились при поддержке Российского нaучного фондa, предостaвившего грaнт. Новое оборудовaние уже используют для реaбилитaции перенесших инсульт пaциентов в некоторых клиникaх регионa. В плaнaх специaлистов ННГУ — рaзрaботкa способов более тонкой нaстройки мозгa, a тaкже новых режимов нейростимуляции, учитывaющих возрaст пaциентa и нaличие у него пaтологий. Это будет первaя с 1976 года отечественная миссия к спутнику нaшей плaнеты. Автомaтический зонд «Лунa-25» отпрaвят к южному полюсу Луны. Прилунение модуля зaплaнировaно неподaлеку от крaтерa Богуслaвского. Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» Готовность исследовaтельской стaнции «Лунa-25» к своей миссии подтвердил в феврaле глaвa «Роскосмосa» Юрий Борисов. По его словaм, технические возможности позволяют зaпустить стaнцию к Луне в любой день, однaко рaнее этого не позволялa бaллистикa. Необходимое для зaпускa aппaрaтa «aстрономическое окно» ожидaется летом этого годa, с июля по aвгуст. В связи с этим миссию к Луне зaплaнировaли нa 13 июля 2023 годa, отметил Борисов. Кaк говорится, рaд бы и зaвтрa, но бaллистикa тaкaя. Все риски устрaнили, идёт плaновaя подготовкa к зaпуску», — отметил глaвa «Роскосмосa».

Принципиально важно так или иначе преодолеть искусственный и непродуктивный организационно-управленческий разрыв дуализм , существующий между научно-технологической в действительности, базовой, решающей и благоустройственно-инфраструктурной составляющими наукограда и иных научных территорий , причем как на уровне самой по себе данной конструкции публично-правового образования, так и в ее взаимосвязях с другими уровнями публичной власти, в конечном счете — в привязке общефедеральному механизму приоритизации и осуществления научно-технологического развития. Признаваемый в настоящее время смысловым ядром наукограда его научно-производственный комплекс нуждается в адекватном правовом режиме, который позволил бы обеспечить сочетание как определенной общности взаимосогласованного единства целей, задач, действий участников при реализации общенациональных научно-технологических приоритетов в том числе в координационной связи с иными, внешними субъектами научно-технологического развития , так и необходимой степени автономии, самостоятельности его участников, имея в виду в том числе разнообразие форм собственности. Расширение форм государственной поддержки наукоградов, включая предоставление дополнительных возможностей использования тех или иных преференциальных, льготно-стимулирующих режимов мер , требует сбалансированного подхода, исключающего асимметрию развития наукограда в сторону бюджетообразующего предпринимательства, не обладающего реальной наукоемкостью. Вместе с тем следует учитывать проблемы, связанные с применимостью и пригодностью адекватностью на разных научных территориях существующих государственных инструментов, направленных на обеспечение качества жизни. Действующие нормативы программ развития не учитывают специфику, технологические особенности соответствующих территорий и не обеспечивают их реальные финансовые потребности, а применение целого ряда мер поддержки например, программ «Земский доктор», «Земский учитель», строительства кампусов мирового уровня , жестко увязанных с критерием численности населения, объективно затруднено вследствие превышения или недостижения соответствующего параметра. Все это подразумевает перенастройку в том числе финансово-бюджетного механизма в целях консолидации управления ресурсами, направляемыми на развитие наукоградов, а также иных научных территорий в настоящее время по различным программам и проектам. Таким образом, необходимо прежде всего: а определить и юридически формализовать состав территорий с высоким научно-технологическим потенциалом и те из их числа нуждающиеся в дополнительных мерах по инфраструктурному развитию, применительно к которым такие дополнительные меры являются необходимыми и оправданными с точки зрения приоритетных задач государственного научно-технологического развития. При реализации этой задачи важно руководствоваться идеей преемственности и недопустимости произвольного пересмотра ранее признанного правового статуса. Более того, требует преодоления пробел в законодательном регулировании, связанный с преобразованием территориальных единиц с участием наукоградов, с тем чтобы такие преобразования проводились в интересах научно-технологического развития и не влекли прекращение перерыв статуса наукограда имея в виду опыт создания Большого Серпухова в Московской области ; б сформировать усовершенствовать организационно-правовые механизмы управления наукоградами, которые бы обеспечивали реализацию мероприятий инфраструктурного развития таких территорий в соответствии с целями сохранения и развития научно-технологического потенциала т. Подчеркну, оценка сложившегося научно-технического потенциала и эффективности его использования применительно к конкретным публично-правовым образованиям должна производиться с учетом понимания принципиально более широкого спектра возможных последствий, чем принятие ограничительных предупредительных, пресекательных или иных подобных мер. Важно обеспечить возможность осуществления при необходимости «доформирования» научно-технического потенциала в интересах наиболее эффективной реализации государственной научно-технической политики. Что касается правовой природы территориальной единицы, в рамках которой существует наукоград, то нужно учитывать, что уже действующему законодательству известны различные подходы которые, впрочем, сами могут потребовать некоторого уточнения. В частности, не обойтись без анализа возможностей более широкого применения модели, использованной применительно к статусу ЗАТО, имея в виду, что соответствующий специальный закон определяет ЗАТО как «имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование», вся территория которого «является территорией городского округа».

«Иннопрактика» — это

Главная » Новости » Классификация институтов тормозит развитие российской науки Классификация институтов тормозит развитие российской науки На заседании Совета Федерации сенатор от Приамурья Иван Абрамов указал на важность отмены категоризации научных институтов Российской академии наук. Этот механизм мешает развитию организаций 2-й и 3-й категорий — они не могут рассчитывать на должное финансирование, а соответственно, и обновление научных приборов.

Номинировать претендентов на получение премии могут приглашённые Сбером российские научные и образовательные организации, а также учёные, предприниматели и представители инвестиционного сообщества в сфере технологий. Заявки проходят независимую экспертизу, а лауреатов определяет комитет из авторитетных учёных, специалистов разных областей науки и представителей высокотехнологичных компаний.

Сегодня Сергей Букашкин занимает должность генерального конструктора концерна по направлению «Квантовые сенсоры». Ростех и научное сообщество Еще в 2012 году Ростех взял курс на «открытые инновации», который предусматривает широкое взаимодействие с внешним инновационным сообществом, включая вузы и научные организации. Только в 2019 году по заказам организаций Корпорации вузы выполнили исследований и разработок на 2,2 млрд руб. Госкорпорация активно сотрудничает с ведущими вузами страны, уже сейчас занимаясь подготовкой и выращивая специалистов, которые со временем поднимут отечественную науку на новый уровень. Плеханова — всего сотрудничает примерно с 400 вузами.

Баранова работает над созданием гибридных силовых установок. Баумана ведут исследования оптических волокон, не имеющих аналогов в мире, а в партнерстве с Московским физико-техническим институтом МФТИ компания готовит проекты в сфере искусственного интеллекта. Участники консорциума занимаются совместной разработкой новых материалов, применяемых для производства перспективной электроники, таких как полимерные диэлектрики и материалы для аддитивных технологий. На базе МГУ им. Ломоносова Ростех создает центр терапии онкологических заболеваний, который займется разработкой инновационных технологий для диагностики и лечения онкозаболеваний, в частности поиском технического применения научных знаний в области протонной терапии — одного из самых современных методов лечения рака. Совместно с Российской академией наук Ростех ведет разработки инновационных продуктов и реализует амбициозные научные проекты. В их числе — создание Национального гелиогеофизического комплекса, призванного расширить наши знания о Солнце. Это один из крупнейших проектов в современной российской науке, результаты которого будут иметь мировое значение.

Предприятия Корпорации обладают всеми необходимыми компетенциями и современной производственной базой для реализации этого сверхсложного проекта в сотрудничестве с РАН.

Но это факт — людям не хватает навыка, времени, смелости, желания импрувить свой инглиш. А русский язык — это проклятие отечественной науки. Давно прошли времена, когда некоторые области советской науки были на мировом уровне, все печаталось на машинках, лежало в библиотеках, и иностранец мог заморочиться и перевести интересующую его статью с русского. Доступ стал настолько легким, а количество научного знания столь обширным, что нет смысла учить язык каких-то эльфов, не говорящих по-английски. Английский я не считаю лучшим, или более простым и удобным языком, просто раз уж исторически он стал популярнее остальных — имеет смысл придерживаться этого стандарта. Разумеется, такое неумение еще в советские времена привело к замыканию на себя и окукливанию публикационной активности внутри границ страны. Средний ученый приходил в ужас от необходимости писать на английском или общаться с англоязычным рецензентом.

В результате многие неплохие публикации до сих пор идут в разнообразные отраслевые журналы и прочие «Вестники», не участвуя в общепринятом в мире процессе цитируемости. На эту тему еще сразу после развала СССР грамотно присели коммерческие структуры, наладив издание переводных версий российских журналов. Автор этих строк лично носил в издательства дополнительную пачку макулатуры на тему отчуждения своих прав на текст научной статьи издательству Pleiades. Все было тихо-мирно, пока в 2018 не грянула некрасивая история: академическому издательству «Наука» стало совсем нечего есть, а его ключевой тендер перекупила кипрская дочка Pleiades со словами: «ну так давайте мы и вас купим заодно 0 ». Подробности истории можно прочесть здесь и в более ангажированном варианте здесь. Для восстановления деловой репутации той стороне пришлось назваться не меньше, чем спасителями российской науки , в ход также пошла тяжелая артиллерия в виде президента РАН. Но это так, забавный эпизод. Кстати, вышеописанные переводы журналов на английский породили сложности.

В Россию пришли крупные издательства и агрегаторы, вроде Web of Science и Scopus, которые рассчитывают цитируемость импакт-факторы журналов и присваивают им индексы, включают или исключают из своих списков а по публикациям в журналах из этих списков у министерств тоже есть KPI для институтов и ученых. И никто нигде не может внятно ответить: Izvestiya Akademii Nauk: Seria Khimicheskaya — это основной российский журнал, и надо учитывать его цитируемость, или WOS должна считать импакт-фактор только для его переводного двойника Russian Chemical Bulletin? Это вообще один журнал или два разных? А почему у них два разных договора с авторами в двух издательствах? А что цитировать российским ученым в российских публикациях — российский или «международный»? В общем, научные статьи достойны отдельной статьи. Из языкового барьера, а в последнее время еще и из-за политики и вирусной нагрузки, молодые ученые из России очень маломобильны. А еще надо достойно доложиться, чтобы тематика была на международном методическом уровне и страха иноязычной толпы тоже не было.

Увы, мало кто в наше время может обеспечить такое своим молодым коллегам, грамотно натаскать и потратить деньги и время на все это. Один из путей — это обращаться напрямую к иностранным профессорам, преподающим у вас в вузе если такие есть, конечно , либо работать с теми из наших соотечественников, кто сам руководит научными группами за рубежом в принципе таких людей немало. Но полноценная работа за рубежом — это все же для свежеиспеченных кандидатов наук. Лично я считаю такой опыт крайне важным для развития науки в нашей стране, и к сожалению, чем меньше остается возможностей для такого научного обмена, тем хуже будет и нашей науке в том числе. Отсутствие преемственности Здесь я хочу обрисовать две главные проблемы. Первая — это преемственность поколений. Когда около 10 лет назад я пришел в как мне казалось науку, дела там обстояли так: есть руководители подразделений сильно пенсионного возраста, есть люди калибра с. Промежуточные по возрасту отсутствовали как класс, и вполне понятно почему — я совершенно никак не могу винить людей, которые в 90-е вместо аспирантуры пошли зарабатывать стремительно обесценивающиеся деньги.

Молодежь, естественно, оказалась социально и культурно слабосовместимой с «древними совками». Но если даже отбросить то, что старый профессор, который сам учился 50 лет назад во времена еще откровенно неразвитой науки, может иметь а может и не иметь, я встречал и очень эффективных людей устарелые взгляды и знания, он мало что может один в плане организации науки. Написание грантов, понимание, как их правильно написать по своей теме, но под госзадания и федеральные программы развития, — это все нетривиальные хинты, которыми владеет не каждый. Именно энергичный, но нюхавший пороху молодой старший научный сотрудник из выбитого поколения мог бы решать такие задачи. Но этого нет. Профессор уходит на покой, иногда в слишком прямом смысле, магистры разбегаются, его кабинет потрошится, а дело жизни прекращается. Кто теперь узнает. Вторая — это преемственность ВУЗов и научных институтов.

Я, наверное, неудачный пример, поскольку работаю не по специальности. Но я могу сказать, что институт вообще никак не открыл мне глаза на то, куда я должен после него идти. Я только смутно подозревал, что наполнен заметно устаревшими знаниями, и кому я такой нужен — непонятно. Это уже сильно позже я понял, что мог прийти с улицы в любой НИИ и спокойно работать и кайфовать от осознания «работаю в науке!!! История, как я это понял Первый курс, второй семестр. Мы с одногруппником сидим в институтской библиотеке. Подходят двое, спрашивают, мол, ребят, а как взять учебник почитать, мы не знаем. Мы удивляемся — всем в начале года раздают учебники на год, всем это разъясняют и туда стоят толпы — сложно не знать.

Но объясняем. Дополнительно нам доставляет, что учебник был по физике, то есть эти два чела — второкурсники, и уже полтора года ходят вообще без собственных учебников. Одногруппник запоминает фамилии этих парней, и в конце семестра мы смотрим баллы. Поржали над ними и забыли. Фамилия редкая, имя еще реже, ошибок быть не могло. Опять же, только доучившись курса до 4-го, я понял, что чтобы идти в науку, мне нужно было поступать на факультет под странным названием «Высший химический колледж РАН», где уже со 2-го курса были курсовые работы в различных НИИ. А не байтиться на красивые слова промо-буклетов про «дизайн молекул с заданными свойствами». Сейчас я могу сказать, что неприятно тратить свою жизнь на неоптимальные решения.

Может быть, ВУЗы когда-нибудь перестанут вкручивать хрен в уши студентам при поступлении, а займутся помощью им в профориентации. Еще один важный момент. Я никогда не понимал, почему «наука и образование» так часто упоминаются вместе. Во всяких анкетах, опросниках, категориях на хедхантере, и во всей остальной жизни их лепят бок о бок. Обучить знанию и добывать его — это настолько же разные профессии, как биолог и ветеринар, как конструктор и автомеханик. Я понимаю, почему этот процесс стараются оптимизировать и заставляют отдавать знания тех же людей, кто ими обладает, но давайте быть честными: далеко не каждый ученый является при этом хорошим педагогом.

Новости науки

Новости науки и образования Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском.
Новости - Телеканал «Наука» Все новости и события, связанные с деятельностью Российской академии наук, её исследовательскими проектами, научными открытиями, академическими мероприятиями и другими значимыми инициативами, представлены в данной рубрике.
Классификация институтов тормозит развитие российской науки Для развития науки, по словам парламентария, в первую очередь нужно исполнить указы Президента РФ в части ее финансирования.

Наука — территория — развитие

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Последние новости науки и техники от : самая интересная и свежая информация об открытиях ученых, загадках природы и космосе, технических новинках и событиях интернета. Новости российской науки, открытия и разработки российских ученых, космос, запуски ракет и спутников, создание новых лекарственных препаратов, новости медицины, разработка.

Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир

Институт востоковедения РАН и Государственный Эрмитаж при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации провели анонсирование проекта «Российский научно-аналитический портал «Восточная трибуна»», в рамках которого создается новый Интернет-ресурс, открывающий доступ к уникальным историческим и религиозно-философским материалам, а также к информации о различных аспектах жизни государств Азии, Ближнего Востока и Африки. Головачев, руководитель Центра изучения современного Китая А. Кобзев, побывали с рабочим визитом в Китайской Народной Республике.

Бочкова Вера Ижевская пояснила, что результаты исследования под руководством Игоря Лебедева важны для повышения эффективности медицинской помощи супругам с репродуктивными потерями, и уже сейчас имеют высокий потенциал практического применения: помочь повысить точность диагностики хромосомных аномалий при спонтанном прерывании беременности, объяснить его причины в большинстве случаев и тем самым снизить временные и финансовые затраты.

Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов. Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной. Сейчас идет производство серий опытных образцов люминофоров и прототипов осветительных устройств на их основе В 2021 г.

Об этом рассказал «Ведомостям» член-корреспондент РАН, исполняющий обязанности директора Института синтетических полимерных материалов имени Н. По его словам, у светодиодов есть несколько проблем, например, высокое тепловыделение, низкий индекс цветопередачи и изменение цветовых характеристик во времени. Решить эти задачи можно благодаря использованию керамики на основе комплекса из оксида алюминия и иттрий-алюминиевого граната.

Исследователи под руководством Дениса Косьянова впервые предложили получать такую композитную керамику принципиально новым методом, добавил он. Петра Великого Кунсткамера провели исследования погребений людей, живших с пятого тысячелетия до н. Антропологи изучили останки 232 человек из 32 курганов разных эпох и по крупицам реконструировали жизнь наших предков: от особенностей быта до специфики болезней.

Исследователи проанализировали зубы некоторых людей и показали, что население ранней эпохи бронзы страдало кариесом средней степени, у них встречались травмы зубов и пародонтопатии. В позднюю бронзу состояние здоровья зубной системы изменилось: кариеса стало меньше, нагрузка на зубы снизилась, но при этом появилось больше минеральных отложений. Исходя из этого антропологи предположили, что в целом, диета местных жителей была постоянной на протяжении многих веков — они ели мясо, рыбу, молоко и иногда продукты, содержащие фруктозу и сахарозу.

Но со временем пища стала менее грубой, что может быть связано с изменением способа приготовления еды. Кроме того, ученые выделили из зубов древнюю ДНК и выявили вирус гепатита B у двух мужчин из разных эпох. Работы археологов под руководством Натальи Шишлиной наглядно показывают, насколько расширились возможности современной науки, насколько важна интеграция наших знаний в решении самых разных вопросов», указал главный научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Андрей Епимахов.

Некоторые части истории практически «невидимы», особенно когда речь идет о бесписьменных обществах. Но новейшие достижения в области палеоДНК постепенно приближают нас к пониманию прошлого. Благодаря этому мы, в конечном итоге, можем строить прогнозы будущего и предполагать, по какому пути пойдет человечество», — добавил он.

Трофимука СО РАН успешно протестировали на Курильских островах разработанные ими подходы к построению модели вулканов.

Продолжая традиции российской науки Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Многие из них начинали деятельность на предприятиях, которые сейчас входят в состав Ростеха: физик Александр Пистолькорс , без открытий которого невозможно было бы развитие целых направлений современной радиоэлектроники; конструктор Александр Нудельман, который стоял у истоков конверсии и создал не только десятки образцов авиапушек и зенитных комплексов, но и первый отечественный кардиостимулятор; конструктор Архип Люлька — автор первого турбореактивного двигателя в нашей стране, а также многие другие. Им на смену пришли другие выдающиеся ученые, которые трудятся на предприятиях Госкорпорации в наши дни. В частности, представители школы Пистолькорса на базе концерна радиостроения «Вега» ведут работы в области активных фазированных антенных решеток АФАР. Здесь также основана единственная в стране научная школа авиационно-космического мониторинга, которую возглавляет генеральный конструктор концерна, член-корреспондент РАН Владимир Верба. Фото: «Росэлектроника» Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации продолжают работу по созданию современных авиадвигателей, основываясь на традициях отечественной конструкторской школы, одним из основоположников которой был Архип Люлька. Решением Военно-промышленной комиссии Российской Федерации приоритетное для страны технологическое направление «Технологии двигателестроения» возглавляет заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации Валерий Гейкин, профессор, доктор технических наук. Новейший отечественный двигатель мирового уровня ПД-14, разработанный под руководством Александра Иноземцева, корреспондента Российской академии наук РАН , заместителя генерального директора ОДК, является первой силовой установкой, созданной в новейшей российской истории.

Первый полет российского пассажирского самолета МС-21 с двигателями ПД-14 состоялся в 2020 году. Создатель отечественной лазерной промышленности Митрофан Стельмах был основателем и первым директором НИИ «Полюс», входящего в холдинговую компанию «Швабе». Сегодня институт является крупнейшим лазерным центром страны и носит имя своего выдающегося основателя. Приоритетное технологическое направление по технологиям оптоэлектроники и фотоники в холдинговой компании с 2019 года возглавляет заместитель генерального директора АО «Швабе» по НИОКР доктор технических наук Сергей Попов. Автор свыше 450 научных трудов и более 300 изобретений, он руководит аспирантурой и является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций в АО «РПКБ». Его работы в области создания теории и методов проектирования средств навигации с использованием физических полей Земли, автономных и корректируемых систем авионики способствовали созданию современных, высокоэффективных ударных авиакомплексов.

Главная » Новости » Классификация институтов тормозит развитие российской науки Классификация институтов тормозит развитие российской науки На заседании Совета Федерации сенатор от Приамурья Иван Абрамов указал на важность отмены категоризации научных институтов Российской академии наук.

Этот механизм мешает развитию организаций 2-й и 3-й категорий — они не могут рассчитывать на должное финансирование, а соответственно, и обновление научных приборов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий