1 февраля состоялась интронизация патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя. Домой митрополит Василий Митрополит Василий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в день 15-летия интронизации. 1 февраля 2024 года исполняется 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
10 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла
14 лет интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла | Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. |
Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием со дня интронизации - Новости | Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-й годовщиной интронизации. |
Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве | Дата в 2024 году: 1 февраля православная церковь отмечает день интронизации Патриарха Кирилла. |
Больница святителя Алексия митрополита Московского
1 февраля 2023 года, в четырнадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. 1 февраля 2024 года исполняется 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Ровно 15 лет назад, 1 февраля 2009 года, в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх Кирилл в день интронизации, 1 февраля 2009 г.
1 февраля – день интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / | Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводилась в Храме Христа Спасителя. |
Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве Храм преподобного Серафима Саровского в Раеве | К 11-й годовщине своей интронизации патриарх Кирилл предложил включить Бога в Конституцию. |
Патриарх Кирилл с кадрами решил всё / От редакции / Независимая газета | Председатель ГД пожелал Патриарху Кириллу здоровья, душевных сил и всего наилучшего. |
Слово Первосвятителя. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
В богослужении и праздничном приеме приняли участие архиереи Тверской митрополии, которые поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с днем интронизации. 1 февраля 2009 года, состоялась интронизация Святейшего патриарха Кирилла. 1 февраля состоялась интронизация новоизбранного патриарха Кирилла во время литургии в храме Христа Спасителя, в совершении которой участвовали предстоятели Поместных православных церквей: патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II. 1 февраля 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 1 февраля 2022 года Русская Православная Церковь отмечает день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Русская православная церковь отметит 13-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла
Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием со дня интронизации. Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля 2024 года, в 15-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Елецкий и Лебедянский Максим сослужил Патриарху Кириллу за Божественной литургией в храме Христа Спасителя.
Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
К 15-летию интронизации патриарха наш канал подготовил документальную ленту. Эти облачения надевали поочередно при интронизации Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. 1 февраля 2009 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя. РИА Новости, 1920, 01.02.2024.
Слово Первосвятителя. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Никодима Ротова. Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. Справедливости ради замечу... Литература ЖМП.
Осло Норвегия в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» Москва, 2001 г. Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г.
Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. В 2005 г. Межхристианские отношения и сотрудничество В 90-х гг. Задача православных христиан — восстановление единства Вселенской Церкви на основах неповрежденной истины, то есть в Православии.
Диалог Русской Православной Церкви с инославными строился по нескольким направлениям. Первое: изучение проблем богословского характера, где Русская Православная Церковь выступает как хранительница апостольского и святоотеческого Предания Православной Церкви, учения Вселенских и Поместных Соборов. Второе: совместная работа в сфере служения обществу, там, «где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой... Третье: безусловный отказ от прозелитизма со стороны традиционных конфессий и недопущение миссионерской деятельности сект. В 2000-е годы основное внимание было сосредоточено на совместном свидетельствовании о христианской основе европейской цивилизации, миротворчестве, защите прав христиан и их нравственных принципов и т. Этими принципами определялась многовекторная богословская и церковно-дипломатическая деятельность ОВЦС и его председателя в диалогах с инославным миром как в форме двусторонних отношений, так и в работе межхристианских организаций. Патриаршая интронизация 5 декабря 2008 г.
Избрание Местоблюстителем Патриаршего престола митрополита Кирилла, занимавшего 5-е место среди постоянных членов Синода по старшинству хиротонии, было обусловлено в том числе его деятельностью на посту председателя ОВЦС, личным курированием наиболее сложных направлений во взаимоотношениях Церкви с внешним миром в течение всего периода Патриаршества Святейшего Алексия II. Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника: «Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений... Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь... Святейший Владыка понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси» 9 декабря митрополит Кирилл с собором епископов совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Путин, Президенты Белоруссии, Молдавии, Армении, главы дипломатических представительств десятков государств.
На отпевании, говоря о своем предшественнике, особое внимание митрополит Кирилл уделил единству православных народов, окормляемых Русской Церковью. Избрание 16-го Патриарха Московского и всея Руси происходило в атмосфере беспрецедентной открытости. В течение всего периода между кончиной Патриарха Алексия II и избранием митрополита Кирилла на Патриарший престол в средствах массовой информации велась оживленная дискуссия по кандидатурам. Архиерейский и Поместный Соборы показали, что митрополит Кирилл — единственный архиерей, способный сплотить абсолютное большинство епископата, клира, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. После благодарственного молебна митрополит Кирилл в ответном слове на приветствие его в качестве новоизбранного Патриарха сказал: «Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение, - сказал Святейший Патриарх Кирилл в тот день. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет...
Предстоятели Церкви несут [этот крест], хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий. Сама Церковь несет этот Крест вместе с Патриархом». Патриаршее служение Межправославные отношения С самого начала своего Предстоятельского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл видел важнейшей задачей в области межправославных связей поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей. Также он дважды посетил Святую Гору Афон: в 2013 году с паломническим визитом и в 2016 году, возглавив в Пантелеимоновом монастыре торжества, приуроченные к 1000-летию русского присутствия на Святой Горе. В годы Предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла продолжилась подготовка к Всеправославному Собору, начатая за полвека до этого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году. По результатам ряда подготовительных совещаний было принято решение провести Собор с участием всех общепризнанных Поместных Православных Церквей в июне 2016 года.
Однако незадолго до этого времени стало известно об отказе ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви в ранее установленные сроки. В связи с этим Русская Православная Церковь выступила с инициативой провести в оставшиеся до запланированной встречи дни провести срочные межправославные консультации, однако это предложение было отвергнуто Константинопольским Патриархом. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление с призывом поддержать предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей о переносе сроков Всеправославного Собора. Тем не менее, 18-26 июня 2016 года на острове Крит состоялся Собор, в котором приняли участие делегации десяти Поместных Православных Церквей. Оценивая его результаты, участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви подчеркнули, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса и проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус. На встречах Предстоятелей Православных Церквей в рамках предсоборного процесса Патриарх Константинопольский Варфоломей обещал, что им не будут предприняты никакие шаги, чтобы легализовать раскол на Украине. В частности, на Собрании Предстоятелей в Шамбези январь 2016 г.
Патриарх Варфоломей в присутствии Предстоятелей и представителей всех общепризнанных автокефальных Церквей заявил, что признает присутствовавшего на собрании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Однако на деле Константинопольский Патриархат приступил к действиям, прямо направленным на разрушение единства Русской Православной Церкви. Несмотря на все усилия по возобновлению братского диалога, предпринятые Святейшим Патриархом Кириллом, прибывшим для встречи с Патриархом Варфоломеем в Стамбул 31 августа 2018 г. Священный Синод благословил возносить во всех храмах Русской Православной Церкви за Литургией особые усердные моления о единстве Святого Православия. Константинопольская Патриархия сообщила о следующих решениях, принятых ее Синодом: «предоставить автокефалию Украинской Церкви», хотя каноническая Украинская Православная Церковь о том не просила; «восстановить» в священном сане руководителей украинского раскола, «отменив» все наложенные на них канонические прещения и без разбора приняв всех их и их последователей в «церковное общение»; «отменить» действие подписанной 332 года назад соборной грамоты о переходе Киевской митрополии в состав Московского Патриархата; открыть в Киеве свои «ставропигии». Несмотря на лицемерный призыв Константинополя «воздерживаться» от захватов храмов и насилия «ради мира и любви», в действительности давление, оказываемое на епископов, клириков, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, не желающих участвовать в антиканонических деяниях, непрестанно возрастало. Итогом этого заседания стало создание из нескольких раскольнических организаций новой структуры под названием «Православная церковь Украины», которой 6 января 2019 года Патриархом Варфоломеем был дан «томос об автокефалии».
Принятые Константинополем решения не были поддержаны другие Поместными Православными Церквами. Однако спустя некоторое время под давлением со стороны Константинопольского Патриархата предстоятели трех из них — Элладской октябрь 2019 г. В связи с этими событиями Священным Синодом Русской Православной Церкви были приняты решения исключить из диптихов для поминовения за богослужением Патриарха Александрийского Феодора, Архиепископа Кипрского Хризостома и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, прекратить евхаристическое общение с ними, а также с теми иерархами данных Церквей, которые будут молиться вместе с представителями раскола. В общении с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей и в публичных выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неустанно призывает к сохранению канонического строя церковной жизни, подчеркивает необходимость соборного обсуждения и решения имеющихся проблем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод поддержали инициативу Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского о проведении в Аммане Иордания братской встречи Предстоятелей Поместных Православных Церквей с целью обсуждения ситуации в православном мире. Предполагается, что «Амманский формат» может стать платформой для дальнейших консультаций по данной проблематике. В двусторонних контактах с Поместными Православными Церквами Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл следует стремлению и развивать межцерковные отношения, совместно трудиться ради сохранения православного единства и свидетельства об истине Православия в мире, оказывать в случае необходимости братскую помощь.
Так, при содействии Русской Церкви на средства российских благотворителей в Маалюле были восстановлены здания монастыря Антиохийского Патриархата, захваченного в ходе сирийской войны боевиками, проведено переоборудование госпиталя Антиохийской Православной Церкви «Аль-Хосн». Кроме того, при финансовой поддержке Российского государства и содействии Русской Православной Церкви построенный в столице Сербии Белграде храм Святого Саввы был украшен уникальными мозаиками. Межхристианские отношения Главными темами сотрудничества с инославными церквами, основные направления которого были заложены еще митрополитом Кириллом в его бытность председателем ОВЦС, стало отстаивание христианских духовно-нравственных ценностей в жизни общества, защита прав христиан по всему миру, особенно в странах, где происходят вооруженные конфликты и гражданские нестроения. За эти годы Святейший Патриарх Кирилл провел следующие встречи с главами инославных церквей: Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Москва, 2009 г. Также состоялись его встречи с председателем Комиссии по экуменизму и диалогу Итальянской епископской конференции 2009 г. Регулярно проходят встречи Христианского межконфессионального консультативного комитета, членами которого являются представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Армянской апостольской Церкви, старообрядческих согласий, лютеранских, баптистских, пятидесятнических и адвентистских общин, союзов и общин Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Эстонии. Межрелигиозные отношения По убеждению Святейшего Патриарха Кирилла, в современном мире межрелигиозный диалог «должен стать важной частью общих усилий, направленных на построение мирных и справедливых отношений между народами, между людьми разных религий и национальностей, между людьми разных политических взглядов и убеждений».
Наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, братия, сотрудники и прихожане обители поздравляют Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с тринадцатой годовщиной интронизации. Ваше Святейшество, от всего сердца мы благодарим Вас за непрестанные молитвы, заботу и труды, которые Вы прилагаете к благоустроению и возвеличиванию нашей обители, а также за попечение о братии, сотрудниках и прихожанах монастыря.
Ваше Святейшество, от всего сердца мы благодарим Вас за непрестанные молитвы, заботу и труды, которые Вы прилагаете к благоустроению и возвеличиванию нашей обители, а также за попечение о братии, сотрудниках и прихожанах монастыря. В этот торжественный для всей Русской Православной Церкви день желаем Вам неиссякаемых сил, долгоденствия, крепости духа и неоскудевающей помощи Божией в Вашем ответственном Патриаршем служении на благо Святой Матери Церкви и всего Отечества.
10 лет назад состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла
Я вас еще раз поздравляю и желаю всего самого лучшего», - заявил президент. Более того, глава российского государства вручил патриарху букет белых роз. В свою очередь, патриарх Кирилл выразил сердечную благодарность Путину и добавил, что церковь на протяжении всей своей истории всегда стремилась делать все возможное для того, чтобы человеку было лучше, и чтобы лучше становился он сам.
В старших классах он совмещал учебу с работой техника-картографа в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. В 1969 году он был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. С отличием закончил Ленинградскую духовную академию, в 1989 году был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, в сан митрополита был возведен в 1991 году.
На экстренном заседании Священного синода Русской православной церкви 6 декабря 2008 года в связи с кончиной 5 декабря Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл был избран местоблюстителем патриаршего престола.
Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, почетный настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам. По окончании 8-го класса средней школы В. Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного Геологического Управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году со степенью кандидата богословия.
С 1970 по 1971 гг. С 1971 по 1974 гг. С 26 декабря 1974 г. С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский. С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области. С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.
С 13 ноября 1989 г. С 6 декабря 2008 года — местоблюститель Патриаршего престола. Труды под началом митрополита Никодима Ротова По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе. Владимир планировал по окончании школы в 1965 г. Однако старший брат Николай, к тому времени учившийся в Ленинградской духовной семинарии, организовал его встречу с Ленинградским митрополитом Никодимом Ротовым. Эта встреча стала определяющей в судьбе будущего Патриарха: митрополит Никодим посоветовал ему поступать сразу в семинарию.
В начале 1966 г. Уже сформировав мнение о выдающихся способностях студента Гундяева, митрополит поставил условие — ускоренное овладение знаниями: Владимир за один год должен был пройти материал и сдать экзамены за 2 курса. С этого времени началось церковное служение В. Гундяева, насыщенное непрестанным трудом и постоянно возрастающим перечнем обязанностей. Примером для него был 36-летний митрополит Никодим, который наряду с руководством одной из крупнейших русских епархий одновременно возглавлял Отдел внешних церковных сношений Русской Церкви — ОВЦС, фактически ставший в эти годы центром принятия решений по внутренней и внешней политике Церкви. В 1970 г.
Внешнецерковная деятельность по окончании академии В 1971 г. Синдесмос был основан в 1953 г. С 1964 г. Решение о вступлении Русской Церкви в Синдесмос иеромонах Кирилл должен был принять непосредственно во время ассамблеи Синдесмоса, на которую он прибыл с двумя уже подписанными митрополитом Никодимом письмами — о вступлении в эту организацию и о том, что «решение откладывается». Выбор он сделал сам — духовные школы Московского Патриархата вступили в Синдесмос. Иеромонах Кирилл был избран членом исполнительного комитета Синдесмоса.
Это стало его первым дипломатическим послушанием. Александра Невского, иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита, 19 октября того же года Священный Синод назначил его представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. Архимандрит Кирилл активно участвовал во всех мероприятиях ВСЦ , с 1975 г. В 1-й половине 70-х гг. Три года, проведенные в Женеве, дали будущему Патриарху не только огромный опыт в церковно-дипломатической области, но и возможность общения с русским духовенством и верующими за рубежом. Служение на Смоленско-Калининградской кафедре 1985 — 2009 На время пребывания митрополита Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов 94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области.
Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм. В 1989 г. С 1998 г. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады. С 1992 г.
Другим документом, к разработке которого митрополит Кирилл приложил немало усилий, были « Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека ». Принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах , в том числе в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах 1993-2008 гг. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.
Разработал и представил на утверждение Священного Синода « Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами » в 1994 г. С 1995 по 2000 гг. Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. Цюрихе Швейцария в марте и дважды в апреле 1996 г. Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г.
Осло Норвегия в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» Москва, 2001 г. Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг.
Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания Шамбези, 1976 г. В 2005 г. Межхристианские отношения и сотрудничество В 90-х гг. Задача православных христиан — восстановление единства Вселенской Церкви на основах неповрежденной истины, то есть в Православии. Диалог Русской Православной Церкви с инославными строился по нескольким направлениям. Первое: изучение проблем богословского характера, где Русская Православная Церковь выступает как хранительница апостольского и святоотеческого Предания Православной Церкви, учения Вселенских и Поместных Соборов.
Второе: совместная работа в сфере служения обществу, там, «где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой...
С 1994 года почётный президент Всемирной конференции «Религия и мир». С 26 февраля 1994 года — член Синодальной богословской комиссии. С 1994 года ведёт духовно-просветительскую программу « Слово пастыря » на Первом канале [31]. В 1995—2000 годах — председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества; под его руководством разработаны Основы социальной концепции Русской православной церкви , принятые в 2000 Юбилейным Архиерейским собором. Патриарший местоблюститель Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II , на заседании Священного синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Котлярова тайным голосованием было совершено его избрание патриаршим местоблюстителем исполняющем обязанности патриарха [32]. В тот же день, по окончании всенощного бдения в московском храме Христа Спасителя возглавил панихиду по патриарху Алексию II в сослужении архиереев — постоянных членов Священного синода [33]. Избрание на патриарший престол и интронизация 25 января 2009 года Архиерейским собором Русской православной церкви в Москве, прошедшим под его председательством, был избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол: получил 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования 32 участника Собора проголосовали за митрополита Калужского и Боровского Климента , 16 — за митрополита Минского и Слуцкого Филарета Вахромеева [39]. Сообщалось, что президент России Дмитрий Медведев в телефонном разговоре поздравил митрополита Кирилла с избранием, в частности, выразив надежду на дальнейшее развитие диалога между РПЦ и государством; председатель Правительства России Владимир Путин также поздравил митрополита Кирилла с избранием его патриархом Московским и всея Руси [42]. Первым человеком, которого причастил патриарх Кирилл, была Светлана Медведева [47].
Патриаршество 2009 год Патриарх Кирилл и Дмитрий Медведев на торжественном приеме в честь архиереев — участников Поместного собора, 2 февраля 2009 г. Первый визит как предстоятеля РПЦ совершил 7—9 февраля в Смоленскую епархию [50]. Первая рабочая встреча с федеральным чиновником, замещающим государственную должность Российской Федерации , — 12 февраля в рабочей резиденции — с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым [51]. Некоторые положения, высказанные в слове, вызвали критику у ряда православных верующих [53]. Патриарх Кирилл в Киеве, 2 августа 2009 г. Заявленный как пастырский [63] по мнению некоторых экспертов и политиков, имевший исключительно политические характер и цели [64] его визит на Украину по приглашению Синода Украинской православной церкви [65] 27 июля — 5 августа сопровождался в Киеве локальными беспорядками [66] , а также протестными акциями украинских неканонических церковных юрисдикций [67]. Выступая 29 июля в Киево-Печерской лавре на встрече с клиром, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии , подверг критике «влияние на западное христианское богословие идей эпохи Просвещения и философских идей либерализма » [68]. На состоявшейся по завершении визита встрече с президентом России Медведевым последний сказал, что намерен сделать ряд выводов, выслушав рассказ патриарха [75]. Обращаясь к народу с крыльца строящегося храма Всех Святых в Минске , сказал, что сознаёт себя «как патриарха народа, вышедшего из киевской купели крещения» [78] , подразумевая, что Московский патриархат не намерен сообразовывать пределы своей поместной церковной юрисдикции с новыми государственными границами, возникшими после распада СССР ; поставил под вопрос «реальность» суверенитета «многих стран», пояснив, что «в мире существует много стран, которые считают себя суверенными, но которые не способны действовать, в том числе на международной арене, в полном соответствии со своими национальными интересами» [79]. Это — агрессивная секуляризация , глобализация , размывание норм традиционной морали.
По этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает папа римский Бенедикт XVI ». В ноябре в связи с нарастанием недовольства в католических кругах России передачей более десяти католических и протестантских храмов в Калининградской области в собственность РПЦ выступил со специальным обращением по региональному калининградскому телевидению, заявив, что культовые сооружения будут использоваться размещёнными в них учреждениями культуры столько, сколько пожелают, или пока не переедут в построенные для них здания [84]. В течение года совершил 21 архипастырский визит в 19 епархий России, Украины и Молдовы [86]. В начале апреля, в связи с рядом широко освещаемых в СМИ скандалов, в частности, вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в конце февраля [88] и своей личной квартиры , заявил: «Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики.