Вопрос: Здравствуйте, можно ли один раз нарушить пост и что делать, если один раз нарушил? С 15 марта начался самый длинный пост, который завершится Пасхой. Что делать, если вы по какой-то причине нарушили пост.
Можно ли продолжать Успенский пост, если были нарушены его правила
Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост. Кажется, что если нарушил правила или вступил в пост позже, чем нужно, то смысла держать его нет. Накажет ли Бог тех, кто нарушил пост, рассказал отец Григорий Геронимус.
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
С уважением, иерей Александр Ильяшенко. Гости пост не соблюдают. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Иерей Михаил Немнонов. Пост - время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище - лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: "От юности моея мнози борют мя страсти".
В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать. А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях , не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться. Помоги Господи, иерей Димитрий Лин.
Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже иерей, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего иерей и все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить.
Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством. Более подробно об этом можно расспросить своего приходского иерея. Помогай Вам Господь! Иерей Павел Ильинский.
А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории? С уважением, иерей Михаил Немнонов. Чем кормить? Имеет ли это значение в дни поста? Негде прочитать это.
Очень многих интересует. Пост ради поминок не отменяется - если они случаются в постный день, то и стол должен быть постным. Что именно будет стоять на столе - не так уж важно. На душу усопшего это не влияет никоим образом, а мы будем исходить из своих возможностей и из того, что умеем готовить. Но, безусловно, смягчается он в тех случаях и тогда, когда путешествующему реально невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста.
Скажем, нельзя отправиться специально в путешествие, чтобы не поститься.
Бог — Отец, все люди — Его дети, а Церковь — место встречи Бога и людей, место, где дети учатся жить не сами по себе, а с Отцом и друг с другом. Именно восстановления этой общности, нарушенной некогда грехопадением, и хочет от нас Бог. Потому мы и постимся не сами по себе, а в соответствии с практикой Церкви, вместе со всеми. Еще раз повторяю: пост — только для христиан. Вне Церкви говорить о нем смысла нет.
А если решил — что ж, надо посоветоваться со священником, с более опытными христианами, и приступать. Конечно же, с осторожностью и разумением: если человек никогда не постился и вдруг резко перешел на сухари и воду, то неизвестно, получит ли он духовную пользу, а что может получить гастрит — вполне вероятно. Один батюшка говорил так: «Прежде всего обрати внимание на, так сказать, любимые грехи. Есть люди, которые и так к мясу равнодушны, но любят выпить — на выпивку и направляйте усилия. Или вот пришла пожилая женщина, по состоянию здоровья она и так почти ничего не ест, живет на лекарствах, как ей поститься? А очень просто: она все дни просиживает за любимыми сериалами и передачами, пусть на какоето время выключит телевизор, и так далее».
Организм растет, он должен получать то, что необходимо. Но сам смысл Великого поста как времени подготовки к Пасхе, особого периода для усиленной молитвы, покаяния, свершения добрых дел ради верности Богу, конечно, довести до детей надо. Кто это должен делать? Сами верующие родители. Ни в коем случае не отчаиваться, а идти на исповедь, грех излечивается покаянием. И далее снова бодро продолжать начатое.
Старое правило, озвученное подвижникамимонахами, звучит так: «Что делать, если упал?
Если во время дневного сна у человека произошло семяизвержение т. В течение дня разрешается наносить сурьму, масло, вдыхать ароматы. Этими действиями пост не нарушается, независимо от того, когда они были совершены. Даже если цвет сурьмы стал проявляться в слюне или слизи из носа, пост все равно не будет нарушен и не будет считаться несовершенным макрух. Разрешается спать рядом с женой, целовать и дотрагиваться до нее. Однако, если из-за страстных влечений молодости, есть опасение, что эти действия приведут к половому акту, от них следует воздержаться, такие действия станут порицаемыми макрух. Если насекомое проникло вглубь горла, или же дым или пыль непроизвольно попали туда, пост не будет нарушен. Но если это сделано умышленно, пост нарушится. Если были зажжены ароматические палочки или свечи, и человек сел рядом и вдохнул дым от них, его пост нарушится.
Пост нарушается также от курения сигарет, сигар и т. Но разрешается вдыхать ароматы духов, душистых веществ, которые не имеют никакого дыма. Если мясная прожилка или части листа арековой пальмы и т. Если же прожилка больше него, то пост нарушится. Но если человек вынул эту прожилку изо рта и затем проглотил ее, пост нарушится независимо от ее размера. Проглатывание слюны не нарушает пост независимо от ее количества. Если после поедания листьев арековой пальмы до рассвета человек тщательно вымыл и прополоскал рот, но, несмотря на это, краснота из слюны не исчезла, вреда от этого не будет, пост будет действителен. Если ночью гусль стал обязательным для человека, но он искупался только днем, его пост будет действителен. Даже если он не будет купаться целый день, его пост не нарушится, хотя такое поведение будет грехом. Если человек совершил такой вдох, что носовая слизь проникла вглубь горла, его пост от этого не нарушится.
Пост не нарушится и от проглатывания слюны во рту.
Также иногда человек нарушает пост не по забывчивости, а по ошибке. Что делать в этом случае? Ответ: Наш Господь прощает тех, кто по забывчивости нарушил пост. Поэтому вспомнив, необходимо извлечь изо рта кусок пищи и продолжить соблюдение поста.
Отвечают пастыри: Если нарушил пост... (ВИДЕО)
- Традиции и обряды
- Что делать если нарушил пост перед причастием
- Почему Бог не являет чудес?
- Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
- Что делать, если нарушил Великий пост: священник дал неожиданный ответ
- Что еще почитать
Подрубрики
- Что еще почитать
- Правила комментирования
- Вопрос священнику
- Священник объяснил, что делать, если человек нарушил Великий пост
- Если я нарушила пост, меня Бог накажет?
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост
Ежегодно во время Пасхальных богослужений читают «Огласительное слово» св. Иоанна Златоуста. В нем сказано, что Пасха наступает дня всех — и тех, кто держит Великий пост, и тех, кто никогда не постился. Но это не означает, что можно пренебрегать уставными предписаниями. Даже если не получается соблюдать все правила, отчаиваться нельзя.
Если нарушили пост, нельзя переставать стараться. Необходимо идти дальше, трудиться ради Господа, чтобы максимально ощутить пасхальную радость. Простит ли Господь грехи в Великий пост Неважно, в Великий пост или в любой другой период совершен грех, он все равно остается грехом. Во время земной жизни человек обязан бороться с грехами.
Это делается путем покаяния, больших стараний. Если человек срывается, он должен стараться еще сильнее, больше трудиться, работать над собой.
Что делать? Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание. Не всякую стыдливость хорошо соблюдать, и не все всеми одобряется по истине… Есть стыд, ведущий ко греху… Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета… и не стыдись хвалить Бога Сир. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь 1 Пет.
Взгляните на древние роды, и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? Боже мой! Они неверующие и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь — ради мира в семье — не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу…» Спрашивается: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?!
По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни в том числе, разумеется, характер и меру питания , и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само подстраивание верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста а это — следствие маловерия в Бога! Чревоугодники и сектанты всех толков обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они не умывают рук своих, когда едят хлеб : Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста! Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может привносить в него при потреблении внутренней, нравственной нечистоты.
Однако для многих ежегодная подготовка к празднованию Пасхи оказывается нелегким испытанием. Настоятель московского храма Всемилостивого Спаса священник Григорий Геронимус в беседе с 5-tv. Ему, может быть, не хочется поднимать гири, но еще больше не хочется быть слабым, больным. Наоборот, хочется быть сильным и здоровым, так и здесь.
Это упражнение на силу воли», — объяснил священнослужитель.
Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Иерей Михаил Немнонов. Пост - время покаяния и усиленной молитвы для борьбы с грехом и проявлением первородного греха в природе человека страстями, а воздержание в пище - лишь одно из средств нашего приближения к Богу, возвращения блудного сына к Отцу. Церковь в одном из своих песнопений поет: "От юности моея мнози борют мя страсти". В 15 лет человек должен быть готов бороться со страстями, поэтому пост надо соблюдать.
А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях , не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться. Помоги Господи, иерей Димитрий Лин. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже иерей, даже патриарх.
Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего иерей и все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством. Более подробно об этом можно расспросить своего приходского иерея.
Помогай Вам Господь! Иерей Павел Ильинский. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории? С уважением, иерей Михаил Немнонов. Чем кормить? Имеет ли это значение в дни поста?
Негде прочитать это. Очень многих интересует. Пост ради поминок не отменяется - если они случаются в постный день, то и стол должен быть постным. Что именно будет стоять на столе - не так уж важно. На душу усопшего это не влияет никоим образом, а мы будем исходить из своих возможностей и из того, что умеем готовить. Но, безусловно, смягчается он в тех случаях и тогда, когда путешествующему реально невозможно или крайне затруднительно выполнять указания поста.
Скажем, нельзя отправиться специально в путешествие, чтобы не поститься. Если мы едем поездом до Санкт-Петербурга, и там нам подкладывают сухой ужин с колбасой, и мы представляли, что так будет, то возьмем с собой бутерброд с огурцом, к примеру, заранее. Тогда не будет нужды нарушать пост.
Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост
В понедельник, среду и пятницу едят лишь сырую пищу: овощи, фрукты, зелень, орехи, мед, хлеб, воду. По вторникам и четвергам можно поставить на стол горячие блюда вроде каш и супов, но без масла. И только по выходным церковь разрешает добавить растительное масло в приготовленные горячие блюда. Правила поведения в Успенский пост Хотя обычно принято говорить только о правилах питания во время поста, верующие должны понимать, что его целью является не только воспитание плоти, но главным образом — духа. Человек, как существо мыслящее и способное на большие поступки благодаря силе воли, может содержать себя в духовной чистоте во имя спасения и жизни вечной. Так, во время Успенского поста необходимо побольше размышлять о вечном, читать писание, осознавать свои грехи и каяться в них.
Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста. На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома.
Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу. А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день.
В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил. Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу. Великий пост: кто может не соблюдать?
Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником. Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой.
Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души.
Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния.
И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию.
Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад.
Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть.
Но тут, погнавшись за новостью, не выдержал, заскочил на минуту - и все: затянуло, опомниться не успел, как обнаружил себя яростно выстукивающим на клавиатуре гневную отповедь неизвестному оппоненту. Встретились с давней подругой, начали разговор за здравие и сами не заметили, как час пролетел в обсуждении зловредной соседки. У мужчин свои камни преткновения. В дневниках одного священнослужителя начала XX века приходилось читать жалобы на художников рекламных картинок, которые в Великий пост позволяют себе рисовать женщин с оголенными плечами. Все эти неприятности Великого поста в Церкви называют емким словом - искушения, то есть испытания, предложения совершить грех. И главная битва постящегося - это брань с ними, они причины наших срывов.
Но откуда столько искушений именно в пост? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к миру духовному. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует сама по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. Следить за тем, что ты ешь, говоришь, делаешь, но при этом пропускать богослужения - обрекать себя на срыв. Вторая ошибка - превращать пост в самоцель.
Пост - сильное орудие, и когда его начинают держать из тщеславия, пост делается орудием самоубийства, предупреждает святитель Игнатий Брянчанинов.
Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной. Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия: «Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост: «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь — советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста — не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…» О воздержании и трех степенях сытости Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал: «Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится.
Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание». О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так: «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание — чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство — чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость — чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной». Если нарушил пост по невнимательности Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности? Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил: «Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».
Если нарушил пост по недостатку силы воли Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал: «Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других». Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей». Пост не цель, а средство Отказ от скоромной пищи — внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними: «Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь». Старец Варсонофий также напоминал: «Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены.
Что делать, если нарушил пост – разъяснение священника
Что делать, если нарушил пост случайно. Кто бы ни нарушил пост в течение Рамадана, без уважительной причины, совершил серьёзный и большой грех. Все это в вопрос нарушения (соблюдения) поста вносит элемент относительности. Надо сказать, что пост монахов действительно существенно отличается от поста мирян.
Нервный пост
Кажется, что если нарушил правила или вступил в пост позже, чем нужно, то смысла держать его нет. сильное орудие, и когда его начинают держать из тщеславия, пост делается орудием самоубийства, предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Некоторые люди задаются вопросом о том, что делать, если во время поста произошёл срыв и человек съел что-то запрещённое, например, мясо или молочные продукты. В Новом Завете пост приобретает иной смысл: для христиан он становится одним из способов борьбы с греховными движениями души, средством преодоления собственной греховной природы во имя приближения к Богу. Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост. Что делать, если чувствуешь неудовлетворенность в конце поста.
Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост
К этому нужно быть готовым и не останавливаться в случае неудач. Если вдруг, несмотря на твердую решимость стойко держать весь Великий пост, вы его нарушили, не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Не бросайте начатое, а снова становитесь на путь великопостных ограничений, при необходимости скажем, из-за обострившегося хронического заболевания попросив у своего священника благословение на послабление поста. Знаю, что у некоторых верующих порой появляются мысли в случае срыва бросить пост, дескать, «вот уж в следующий раз я точно не сорвусь». Это ошибка. В следующий раз может быть новое искушение, вы снова бросите поститься, и так — до бесконечности.
Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь — и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями. Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога.
И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения. Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» Пс. И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву. Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды. О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив.
И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми.
И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Готовясь к причащению святых тайн нужно если только есть такая возможность попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто — все мы люди гордые, обидчивые кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия. Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня — «Отче наш».
Кто может не соблюдать пост? Не соблюдать пост могут беременные, больные, путешествующие, служащие и трудящиеся. Но важно знать, что пост — это время усиленной молитвы, покаяния и доброделания.
В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? В воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, примерно два бокала. Но важно помнить, что делать это нужно для поддержания сил, а не наоборот. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придётся жалеть. В пост нужно стараться избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения.
Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия: «Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост: «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу.
Приходят ко мне на совет и на исповедь — советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста — не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…» О воздержании и трех степенях сытости Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал: «Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание». О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так: «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной.
Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание — чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство — чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость — чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной». Если нарушил пост по невнимательности Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности? Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил: «Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность». Если нарушил пост по недостатку силы воли Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние.
Таким преподобный Иосиф советовал: «Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других». Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей». Пост не цель, а средство Отказ от скоромной пищи — внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними: «Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь». Старец Варсонофий также напоминал: «Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены.
Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование». Преподобный Анатолий Зерцалов писал: «Не есть хлеба и не пить воды или чего иного — не есть еще пост.
Мирской пост. Для кого нужны послабления в посту?
Ошибки, как бы ни были они тяжелы, несут в себе ценный урок. Не стоит пренебрегать даже своими грехами. Плохой опыт тоже опыт. Лучше сходить на исповедь, попросить прощения у Бога, а затем простить себя и продолжать путь. Если спотыкаться часто, стоит проверить впору ли обувь, которую ты выбрал на пути к Пасхе. Не все готовы поститься по монастырскому уставу. Даже если сильно хочется поститься строго, нельзя игнорировать особенности здоровья, тяжелую работу и ритм жизни. Важнее пройти путь до конца, чем сломаться посредине пути. Старец Амвросий так говорил тем, кому следовало смягчить пост: Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами.
Длится Великий пост семь недель. В это время требуется воздерживаться от употребления продуктов животного происхождения.
Но привычный рацион питания изменить многим людям не так просто. Что делать в том случае, если хочется съесть что-то запретное? Расстановка приоритетов Отец Григорий, настоятель одного из московских храмов, утверждает, что человеку необходимо думать о правильной мотивации. Соблазнов не избежать, но стоит помнить о том, что такой период длится не так уж и долго. При этом появляется возможность оздоровиться.
Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста, независимо от мотивов, выставляемых в свое оправдание нарушителями, — маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего. Такой человек не в воле Божией видит благополучие и течение своей жизни, а… в стакане молока! Вера в то, что молоко поддерживает и обеспечивает его здоровье и жизнь, оттесняет и погашает в нем веру во Христа Спасителя. Вот и меняет такой человек веру в Бога буквально на стакан молока… Молоко, несомненно, хороший продукт питания, но оно отнюдь не является незаменимым для человека, вышедшего из младенческого возраста. Некоторые ученые вообще ставят под подозрение полезность потребления молока взрослыми по-видимому, на том основании, что из всех живых существ лишь человек потребляет молоко после того, как отлучен от груди. Пробовал — ничего не получается: тяжело! Растительное масло вместе с крупяными блюдами, картофелем и другими овощами вполне достаточно для лиц, занятых на самых тяжелых работах. Во время перерыва все работающие, как правило, тут же у поточной линии принимаются за еду, принесенную из дома. Мне было бы стыдно, если бы сотрудники узнали, что я соблюдаю пост. И потому, чтобы не выделяться, я ем все. Сначала — мучила совесть, а теперь уже ничего. Что делать? Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание. Не всякую стыдливость хорошо соблюдать, и не все всеми одобряется по истине… Есть стыд, ведущий ко греху… Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета… и не стыдись хвалить Бога Сир.
В настоящее время это слово рассматривается главным образом в своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что всецело зависит от пищи и вообще от физической стороны всего живого. Но, в свете Священного Писания и христианского предания, эта жизнь, оканчивающаяся смертью, отождествляется со смертью, поскольку начало смерти всегда присутствует и действует в ней. Мы знаем, что Бог смерти не сотворил. Он Податель Жизни. Каким же образом жизнь стала смертной? Почему смерть, одна только смерть, есть абсолютное условие всего существующего? Церковь отвечает: потому что человек отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от «хлеба единого». Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Начало жизни — Бог, а не калории Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту. Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища не имеет в себе жизни, и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т.
Основная причина нарушения поста — маловерие
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост. 27 февраля начался Великий пост, который будет длиться 48 дней, и всех христиан-православных в это время ждать будет целый ряд ограничений, которые связаны, в первую очередь, с питанием и развлечениями. Новости. Cостоялось великое освящение храма-колокольни «Большой Златоуст». 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. С понедельника, 15 марта, у православных христиан начался Великий пост. В течение семи дней верующие должны полностью исключить из своего повседневного рациона продукты животного происхождения. Новости. Cостоялось великое освящение храма-колокольни «Большой Златоуст».