Это интервью Анатолия Поливоды 10-летней давности. Анатолий Иванович Поливода (29 мая 1947, Енакиево, Сталинская область, Украинская ССР) — советский баскетболист. Олимпийский чемпион 1972 года в составе сборной СССР по баскетболу Анатолий Поливода умер на 77-м году жизни.
Олимпийский чемпион по баскетболу 1972 года Анатолий Поливода умер
Анатолий Поливода, получивший олимпийское золото в составе сборной СССР по баскетболу 1972 году, скончался в возрасте 76 лет. Экс-баскетболист ленинградского "Спартака" Анатолий Поливода отказался от своего визита в Россию на Кубок Кондрашина и Белова, который проводит Российская Федерация Баскетбола (РФБ) в Санкт-Петербурге. Напомним, что Анатолий Поливода с ростом 200 см. легко забивал через цкнтрового московского "Динамо" Александра Петрова (212 см.) и рижского ВЭФ-а Яниса Круминьша (230 см.), за что, собственно (и, конечно же не только за это) был призван в Сборную СССР. Поливода за два дня до финала Игр-1972 против сборной США 51:50 пережил серьезный приступ и за игрой наблюдал с трибун.
СМИ в соцсетях
Будучи инвалидом второй группы, он не занимался тренерской деятельностью. Российская Федерация Баскетбола выражает искренние соболезнования родным и близким Анатолия Ивановича, а также всем любителям баскетбола в связи с этой утратой. Последние записи:.
Вряд ли он испугался, хотя, конечно, силы соперников были неравны. Но, думаю, бокс вообще не для него, не для Толиной натуры… На площадке Толя преображался. Этот украинский богатырь его так и прозвали после чемпионата мира в Уругвае мог волноваться до начала игры, как волнуются все спортсмены.
Но со свистком арбитра успокаивался совершенно, на лице его не было и тени сомнений. Тут уж он становился неустрашим и неудержим. И мы это знали, поэтому всегда были в нем абсолютно уверены.
Главное было вовремя дать ему мяч. Толя так быстро бежал к щиту противника, так прорывался в его зону, что соперники просто расступались перед этой силищей, не знающей препятствий. Он на полном ходу влетал в трехсекундную зону и не забивал, а буквально вколачивал мяч в корзину.
Толя мог, однако, забить и метров с четырех—пяти, но не злоупотреблял такими бросками. В этой позиции он не жадничал, предпочитал отдать мяч партнеру. Поэтому с ним любили играть.
Твердо он знал одно: его задача — взять мяч, убежать, забить. И уверенно делал свое основное дело. И все технические приемы подчинял этому главному правилу.
Так, он стал неплохо водить. Это был очень красивый дриблинг, в достаточной мере продуктивный и быстрый. Научился накоротке обыгрывать соперника.
Получив мяч, быстро отдавал, не затягивал передачу, как это до сих пор делают многие центровые. Очень мобильный о чем мы не раз упоминали , координированный, он блестяще убегал с места: как заправский спринтер владел стартовым рывком. При этом умел менять направление бега.
Идеально чувствовал мяч. Пожалуй, Толя был первым центровым, у которого на счету столько удачных перехватов. В принципе это сложное техническое действие центровым неподвластно, но Толе удавалось.
И это не было случайностью. Толя безошибочно считал варианты и шел наперехват только тогда, когда был абсолютно уверен в успехе, уверен, что не «провалится», не ослабит оборону своего щита. У него вообще было хорошее чувство времени и пространства, он органично вписывался в игру, что помогало ему ориентироваться.
Причем не только в статичном положении, но и, что особенно важно при той игре, которую мы вели, на высокой скорости. И в пас на ходу он играл уверенно. Самый быстрый центровой, он нашу эшелонированную атаку часто завершал результативным броском.
Если обычно центровые не успевали за «малышами», то Поливода всегда был в числе трех—четырех игроков, устремившихся в нападение. Так он играл и в сбрной, и в «Строителе», где партнеры были ему под стать. Ну а когда в сборной они с Саканделидзе неслись к чужому щиту, догнать их уже никто не мог.
Поливода напоминал мне пружину, которая в любую секунду была готова распрямиться. В 25 лет закончить активную спортивную жизнь — это, конечно, обидно и по большому счету несправедливо. Но приговор врачей был окончательным и обжалованию не подлежал.
Уверен, что он был бы лучшим центровым на Олимпиаде в Мехико, куда мы ехали, возлагая на Толю огромные надежды. Но им не суждено было сбыться. Улетая на Олимпиаду, мы просили медиков что—нибудь сделать, чтобы Толя крепко заснул еще до полета: он страшно нервничал в полетах, будучи очень мнительным человеком.
Полеты он просто ненавидел, предпочитая передвигаться поездом. И обычно на турниры ездил без команды, если команда летела.
Напомним, что по мотивам биографии главного героя решающего матча Игр Александра Белова был снят фильм «Движение вверх», ставший одним из самых кассовых в России в 2010-х.
Получить бонус.
Отлично сыграл, просто отлично. Хороший, яркий, интересный персонаж. А еще -очень красивый мужик. Девочкам такие точно должны нравится:- Но главное, актер отличный.
Мне кажется, у него хорошие перспективы. Разыгрывающему защитнику тбилисского «Динамо» Зурабу Александровичу Саканделидзе было 26 лет. Не будет преувеличением сказать, что это один из самых скоростных игроков за всю историю баскетбола. Неудивительно- стометровку бежал на уровне сборной страны по легкой атлетике. Сако- как называли его в команде, был дружелюбным и жизнелюбивым парнем.
При этом, умный и серьезный парень. Имел высшее техническое образование. Свои его обожали, зато соперники не любили. Очень цепкий был в защите, как репей. А в атаке только дай простор- летел быстрее ветра!
Рост был не очень большой- 186 см, но прыгучесть была отличная. Причем что важно серийная. Этакий русско-грузинские Доминик Уилкинс. В той Олимпийской команде он был вторым разыгрывающим, но пользы приносил уйму. На удивление для многих, Кондрашин выпустил его в стартовом составе, и в начале 1 половине он американцев разорвал вместе с Сергеем Беловым.
Кстати, последний фол был именно его. За тбилисцев выступал 1963—1974, тренировал их 1979—1983 Зураб — это Серебряный 1969 и бронзовый 1965 призер чемпионатов СССР. С 1964 года входил в состав сборной СССР. Олимпийский чемпион-1972. Чемпион мира-1967.
Чемпион Европы 1965, 1967, 1969, 1971 гг. Бронзовый призер Олимпийских игр 1968 г. Серебряный призер Универсиад 1965 и 1973 гг. Легко нашел себя и в послеспортивной жизни. Химик по образованию, он в разные годы руководил крупными промышленными предприятиями Грузии, а в 95-м стал владельцем чайной фабрики.
Успешный человек. Но в 2003 году от болезни почек умер его сын, и Сако очень быстро сгорел. За год. В 2004 году его не стало. Хотя ему было всего 58 лет.
У него был цирроз и он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. И умер на руках жены, не приходя в сознание. Похоронили его рядом с сыном на Верейском кладбище. На панихиде 12-тысячный тбилисский Дворец спорта был переполнен.
Сако сыграл грузинский актер Иракли Микава. И, кстати, чем-то похож. Молодец, парень! У Алжана Мусурбековича Жармухамедова мама была русской, отец казахом. Но родился, но в Узбекистане, и там начал карьеру.
Поэтому Жара считают своим сразу 3 государства. В принципе и среди узбеков и среди казахов-это первый олимпийский чемпион. После окончания школы и двух лет работы на заводе в соседнем Чирчике Алжан учился в Узбекском государственном институте физической культуры в Ташкенте 1963—1967 , играл за СКА Ташкент , был привлечён в сборную СССР, стал чемпионом Европы. Дважды он пытался перейти в алма-атинский «Буревестник», но его возвращали в Ташкент. Спор между двумя республиками за талантливого баскетболиста решила Москва-он выступал за ЦСКА 10 лет.
Закончил он в команде «Университет» Ташкент в 1981 году. Очень спокойный, надежный, но грамотный центровой. Удивительно, как он играл с большой близрукостью. У него минус 5, и он дин из первых начал играть в линзах. В 1973 году с ним произошел непонятный и неприятный момент.
В его багаже нашли боевой револьвер. Что там было до конца непонятно-но проблем было много. Уйдя из большого спорта в 2002 году, остался в Москве, тренировал мужскую и женскую команды Московского гуманитарного университета. Вместе с сыном Владиславом создал детско-юношеский баскетбольный клуб «Лаурус». Оба его сына стали профессиональными баскетболистами.
актеры и роли
- Почему умер баскетболист Анатолий Поливода | Знаменитости с фото и видео
- Из баскетболистов, выигравших Олимпиаду-1972, в живых осталось только двое - BettingCafe
- Анатолий Поливода. О баскетболе и движении вверх
- «Как сложилась судьба игроков команды по баскетболу 1972?» — Яндекс Кью
Курсы валюты:
- Ушел из жизни советский баскетболист Поливода
- Баскетболисты «Локомотив-Кубань» победили и вышли в полуфинал лиги ВТБ
- чемпион Олимпиады-72 по баскетболу – о правдивости фильма "Движение вверх"
- Новости баскетбола за 22 января
- Умер советский баскетболист, победитель Олимпиады-1972 Анатолий Поливода - Лента новостей Рязани
Поливода Анатолий Иванович
В 2017 году на основе тех событий был снят фильм "Движение вверх". Вместе с советской сборной баскетболист трижды побеждал на чемпионатах Европы 1967, 1969, 1971. На клубном уровне он выступал за киевский "Строитель" нынешнее название - "Будивельник" , с которым завоевал две серебряные и две бронзовые награды чемпионатов СССР. После победы на Олимпиаде Поливода завершил карьеру из-за проблем со здоровьем, на тот момент ему было 25 лет.
Евгения Кондрашина Несмотря на правки сценария, герой фильма ведет себя не как образцовый советский гражданин: не доверяя отечественной медицине, пытается вывезти больного сына на операцию в Австрию, а во время матча с Кубой на Олимпиаде находится не в себе и даже не следит за счетом. Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова Белова Режиссер Антон Мегердичев рассказал, что общался со вдовами героев во время съемок и у него сложилось впечатление, что они «о чем-то договорились». Мы позволяли себе менять время и место событий. Да, в 1972 году Александр Белов не был болен, но в 1974 году был.
Когда вы делаете блокбастер, миф, легенду, сценарист обязан сконструировать историю, которая за два часа должна захватить, заставить плакать, смеяться, это жанр такой». Все это не значит, что к созданию драмы подошли небрежно: съемочная группа консультировалась с оставшимися в живых игроками, их родственниками и детьми правда, часть из них осталась недовольна , а победный матч Мегердичев посмотрел около 500 раз! На площадке работали не только артисты, но и настоящие баскетболисты, и каждый эпизод снимали дважды: со спортсменом и актером. На монтаже сцены соединялись, чтобы создать иллюзию, что в кадре работают люди, которые всю жизнь занимались баскетболом. Актеры Александр Ряполов и Кузьма Сапрыкин с прототипами их героев — Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко Ставить баскетбольные сцены помогал сын легендарного Сергея Белова Александр, он же редактировал сценарий там, где речь идет о тренерской работе. Вот как о работе с ним рассказывает Антон Мегердичев: «Каждый эпизод был написан мною словами, потом постановщик баскетбола Александр Белов, сын легендарного Сергея Белова, все это читал, говорил: «Что ты тут понаписал», и мы с ним придумывали это, как балет. Каждую связку баскетбольную мы снимали с шести камер, а потом в них вплетали те или иные реакции».
Эта работа заняла больше месяца. Владимир Кондрашин, 1929-1999 По мнению знакомых с Кондрашиным людей, он был совсем не таким, как исполнитель его роли на экране. Порой интровертность Петровича приобретала и вовсе странные формы. Например, он мог промолчать весь минутный перерыв в игре! Никто никогда не знал элементарной информации организационного плана — когда тренировка, в котором часу автобус и т. Все ходили и спрашивали друг у друга — к Кондрашину лишний раз подходить не хотели…» Сергей Белов о Кондрашине в книге «Движение вверх» По фильму тренер не доверяет отечественной медицине и пытается вывезти больного сына на лечение в Австрию, а во время матча с Кубой ведет себя странно и не следит за счетом. Юрий Владимирович Кондрашин действительно был болен детским церебральным параличом, но Евгения Кондрашина рассказала журналистам, что их сыну не делали никаких операций и он на всю жизнь остался прикован к инвалидному креслу: в фильме же после победы сборной мальчик встает на ноги.
По сюжету, тренер сначала копил деньги для операции, а потом сделал выбор между тем, чтобы отправить сына на лечение за границу, и помощью Александру Белову. Белова Кондрашин считал своим вторым сыном и до конца боролся, чтобы его спасти, но сам эпизод полностью выдуман. Актер Владимир Машков Народный артист России и лауреат многих профессиональных премий в представлении не нуждается. Его работа понравилась Евгении Кондрашиной, даже несмотря на ее негативное отношение к фильму. Он, конечно, немножко не попал в образ, но это только самые близкие могут понять». Сергей Белов, 1944-2013 Сергей Александрович Белов был не просто лидером советской команды — он был настоящей суперзвездой мирового баскетбола. Его знают даже люди, далекие от спорта.
У него был непростой, но лидерский характер и невероятная работоспособность. Достаточно сказать, что в этом матче Сергей Белов набрал 20 очков из 51 на всю команду, это самый ценный игрок предыдущего чемпионата мира и автор книги «Движение вверх», по которой была снята картина. Он знает», — говорит в фильме тренер. Кроме золота на Олимпиаде, Белов завоевал три бронзовые награды — в Мехико, Монреале и Москве, дважды стал чемпионом мира и четырежды — чемпионом Европы. В 1989 году уже в роли тренера он получил бронзу на чемпионате Европы, а затем серебро на чемпионатах мира в 1994 и 1998 году. В 1980 году он зажигал огонь на Олимпийских играх в Москве, в 1991 году был признан лучшим среди игроков, выступавших за свои национальные сборные без учета игроков НБА. Годом позже Сергей Белов стал первым неамериканцем, вошедшим в баскетбольный Зал славы.
Сергей Александрович Белов умер на 70-м году жизни, 3 октября 2013 года в Перми. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой тренера Александра Гомельского. Думаю, большинство профессиональных атлетов так и делают и имеют все основания быть довольными собой и получать благодарность своей страны и своих болельщиков. Но у них есть риск не попробовать самого главного в спорте. Это главное — победа над самим собой. Множество раз, задыхаясь во время кросса, обливаясь потом под 150-килограммовой штангой, начиная очередную тысячу бросков, я задавал себе один и тот же вопрос. Еще более драматично он возникал после тяжелых игр, в которых соперники били меня жестоко и беспощадно — хотя и все равно проигрывали.
Зачем мне все это нужно? Почему именно я? Правильно ответить на этот вопрос можно, лишь преодолев себя. И поняв, что истинная награда за годы тренировок и выступлений — это не гонорары, не признание публики, даже не олимпийские медали. Главная награда — это обретение свободы. Свободы от собственных страхов и комплексов, от мнения окружающих и сложившихся стереотипов. Свободы, которая дает непередаваемое чувство восторга и полета, гармонии, единения с богом и людьми.
Свободы, ради одной которой и стоит жить на земле». Интересно, что актер в фильме носил усы, хотя фирменным знаком Сергея Белова они стали уже после мюнхенской Олимпиады. Когда шла подготовка к съемкам «Движения вверх», Зайцев работал в Рижском театре и сначала пришел на пробы на роль Модестаса Паулаускаса, потому что в Прибалтике искали актера с литовским акцентом. Сыграть Белова ему предложили уже позже — именно тогда Зайцев понял, что очень хочет поработать в этом проекте и начал тренироваться: «Даже если мне не выпадет честь сыграть Сергея Белова, я буду в хорошей физической форме». Михаил Коркия, 1948-2004 Михаил Шотаевич Коркия был одним из самых молодых в команде. Ему было 24 года, и он выступал в амплуа атакующего защитника в «Динамо» Тбилиси. В сборной над ним взял шефство Зураб Саконелидзе, и они стали друзьями на всю жизнь.
Коркия отлично защищался и в финальном матче доказал это еще раз. Кроме отменной защиты он аккуратно проявил себя в атаке — 4 подбора и 4 очка. Для быстрого резкого Коркия, который славился своим горячим темпераментом, было очень важно сыграть именно аккуратно, и он почти справился. Не сдержался лишь раз, когда ответил на жесткость со стороны американца Джимми Брюэра. Обоих удалили с площадки, и Михо сильно расстроился, но тренеры были довольны и даже сказали, что это один из лучших ходов, который Коркия мог сделать на площадке: Брюэр был сильнейшим в своей команде, так что размен был в пользу СССР. К тому же Брюэр играл и центра, и тяжелого форварда — его было труднее заменить, чем Коркия. Михо был душой компании, и его все любили, но нередко подшучивали над ним.
Вот что вспомнил Александр Болошев впоследствии: «Вспоминается маленький, но очень смешной эпизод, который случился накануне Игр в Мюнхене в серпентарии — музее змей бразильского города Сан-Паулу.
Позднее ему диагностировали синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта. Из-за проблем со здоровьем Поливода не принимал участия в финальном матче Олимпийских игр против сборной США.
Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
В финале национальная команда победила американцев 51:50 , которые выиграли предыдущие семь Игр. За три секунды до финальной сирены решающего матча советская команда проигрывала со счетом 49:50, в конце встречи Александр Белов реализовал пас Ивана Едешко через всю площадку и принес советской команде победу. В 2017 году на основе тех событий был снят фильм "Движение вверх". Вместе с советской сборной баскетболист трижды побеждал на чемпионатах Европы 1967, 1969, 1971.
Ушел из жизни олимпийский чемпион по баскетболу Анатолий Поливода
Но Поливода был не из пугливых — тренировался, выступал, завоевывал новые трофеи и завораживал зрителей. Сочетание скорости, силы, выносливости, прыгучести, мощи при все же приличном росте - это был наш козырь». Поливоду заслуженно называли лучшим центровым мира. Играть, к сожалению, с каждым годом становилось все тяжелее. Болезнь брала свое. С 1970 года он уже не летал на самолете, поскольку взлет и посадка провоцировали новые приступы, а в 1971-м перестал систематически тренироваться. На Олимпийские игры в 1972 году наш земляк ехать не собирался, понимал, что не готов. Но судьба решила иначе.
В товарищеском матче против основной сборной СССР незадолго до поездки в Мюнхен Поливода вышел в составе молодежной команды ему тогда было всего 25, но для «молодежки» это был почтенный возраст. Неопытные партнеры дрейфили, старались быстрее избавиться от мяча. А кому пасовать, как не Поливоде? Тот свое дело знал — раз за разом отправлял мяч в сетку. К концу встречи на счету Поливоды было около 30 очков. Он вернулся в гостиницу и уже хотел ехать домой, как в комнату вошел врач сборной команды СССР: «Все, Поливода, собирайся. Кондрашин сказал, что ты едешь на Олимпиаду».
На этот счет Анатолий Иванович не питал иллюзий. Его взяли за былые заслуги. Поэтому легендарную победу над американцами он воспринимает спокойно: «Тот олимпийский турнир оставил у меня двоякое чувство. С одной стороны, я был в составе чемпионской сборной, получил золотую олимпийскую медаль, но не покидало ощущение того, что ты не являешься уже лидером команды, не делаешь то, что должен делать, не можешь показывать ту игру, которую от тебя ждут, и от этого я просто «сгорал» морально.
Первенство выиграла советская команда. Также в составе соборной баскетболист трижды побеждал на чемпионатах Европы 1967, 1969, 1971. После победы на Олимпиаде Поливода завершил карьеру из-за проблем со здоровьем. Тогда ему было 25 лет.
В 1964 году Поливоду пригласили в команду «Строитель», в составе которой баскетболист стал чемпионом СССР, а также дважды завоевывал серебро.
В мае 1967 года спортсмен в составе советской сборной отправился в Уругвай на чемпионат мира. Сборная выиграла золотые награды, а Поливода стал лучшим игроком турнира...
Тараса Шевченко на кафедре физвоспитания. В 1985 году Поливоде сделали операцию, которая отчасти решила его проблемы со здоровьем. Помимо золота Олимпиады-1972 на счету Поливоды бронзовая медаль на Играх-1968, золотые награды чемпионата мира 1967 и чемпионата Европы 1967, 1969, 1971. Первое место на Летних Олимпийских игр 1972 года — первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов. По мотивам этих событий был снят вышедший в прокат в 2017 году фильм "Движение вверх", собравший в России более 54 миллионов долларов информация с сайта Kinopoisk по состоянию на 23 января 2024 года.
Украинский чемпион Олимпиады-1972 отказался приезжать в Россию на памятный матч
Умер советский баскетболист, победитель Олимпиады-1972 Анатолий Поливода — Новости — город Рязань на городском сайте Баскетболисты «Локомотива‑Кубани» одержали победу над «Пармой» в третьем матче четвертьфинальной серии плей‑офф Единой лиги ВТБ. Анатолий Поливода, получивший олимпийское золото в составе сборной СССР по баскетболу 1972 году, скончался в возрасте 76 лет. Десятым буквально на днях (22 января) ушел в команду на облаках Анатолий Поливода. Известно, что у него были проблемы с сердцем еще в молодости. Теперь из сборной СССР в живых осталось только двое, а многие баскетболисты той команды ушли из жизни гораздо раньше — и гораздо трагичнее: https.
Олимпийский чемпион по баскетболу 1972 года Поливода умер в возрасте 76 лет
Олимпийский чемпион по баскетболу Анатолий Поливода умер в 76 лет. Олимпийский чемпион 1972 года в составе сборной СССР по баскетболу Анатолий Поливода скончался на 77‑м году жизни, сообщается на официальном сайте Федерации баскетбола Украины. Умер олимпийский чемпион 1972 года в составе сборной СССР по баскетболу Анатолий Поливода в возрасте 76 лет, сообщил официальный сайт Федерации баскетбола Украины.
Украинский чемпион Олимпиады-1972 отказался приезжать в Россию на памятный матч
Бывший баскетболист сборной СССР Анатолий Поливода ушел из жизни в возрасте 76 лет. Анатолий Иванович Поливода (29 мая 1947, Енакиево, Сталинская область, Украинская ССР) — советский украинский баскетболист. Это интервью Анатолия Поливоды 10-летней давности.
Как сложилась судьба игроков команды по баскетболу 1972?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова в скобках номер по списку Судравского ;… … Википедия Anatoli Polivoda — Anatoli Ivanovich Polivoda ru.
Заслуженный мастер спорта по баскетболу, центровой. В баскетбол начал играть в 1963 году за "Авангард" Донецк , с 1964 года выступал за киевский "Строитель". В 1975 окончил Киевский институт физической культуры, работал преподавателем физического воспитания Киевского государственного университета, ушел на пенсию по инвалидности. Олимпийский чемпион Мюнхена 1972 , бронзовый призер Олимпиады в Мехико 1968 , чемпион мира 1967, трехкратный чемпион Европы 1967, 1969, 1971 , чемпион Европы среди юниоров 1966, лучший центровой мира 1967.
Советский капитан Модестас Паулаускас Уходящий год был вообще богат на различные юбилеи. Один из них пришёлся на начало осени: пятидесятилетие Мюнхенской олимпиады, одной из самых ярких в истории олимпийского движения. Американские баскетболисты впервые уехали из олимпийской столицы без золотых медалей. О финальном матче между сборными СССР и США, о фантастических «трёх секундах», написаны горы статей, сняты несколько документальных фильмов и даже один художественный. Но сейчас наш разговор о другом. Давайте посмотрим на состав советской команды, при этом укажем места, где родились баскетболисты, и клубы, цвета которых они защищали в 1972 году. Как видим, добившаяся грандиозного успеха советская команда представляла на Играх многонациональную страну. А её капитаном был единственный в составе литовец Модестас Паулаускас. Пять лет назад, в последних числах декабря 2017 года, на киноэкраны нашей страны вышел уже упоминавшийся художественный фильм, его название — «Движение вверх». Пожалуй, ни одна из отечественных картин на спортивную тему не имела столь грандиозного успеха: после завершения сеансов в переполненных кинозалах раздавались аплодисменты, а на глазах у многих зрительниц стояли слёзы. Хотя надо сказать и о том, что авторы ленты весьма вольно обошлись с фактами. Это касается и сюжетной линии с Модестом Паулаускасом. Якобы у капитана сборной не было полного взаимопонимания с партнёрами. Более того, во время Игр он cобирался просить политического убежища в Западной Германии. Но всё это, мягко скажем, не более, чем художественный вымысел, а проще говоря — враньё.
Теперь такие игроки были. И был — Анатолий Поливода, вокруг которого и можно было собрать хороших исполнителей прессинга. Быстрых, подвижных, резких, техничных, выносливых, умных. И если, как я уже писал, одна связка сборной действовала у нас в прежней манере — рациональной, спокойной, чаще всего позиционной, то другая играла совершенно по—иному, так, как никто из нас и не ожидал. Поистине ужас наводил на соперников дуэт Саканделидзе — Поливода. Зураб немыслимыми скачками носился по площадке, заводя своим темпераментом партнеров. Толя не отставал, что вызывало изумление и зрителей, и специалистов, и, что еще важнее, противников. В обороне Толя располагался так, чтобы успеть выскочить из—за спины опекаемого и забрать адресованный ему мяч. Ну а выпрыгивал он так, что и не замечали его «несолидного» для центрового роста такой же фурор впоследствии произвел Саша Белов : «второй этаж» был Толин. Он успевал подобрать мяч, отдать партнеру и тут же унестись вперед, на завершение контратаки. Вот это последнее обстоятельство и определило нашу новую тактику: скоростной контратаки и прессинга. В такой баскетбол с нами никто играть не мог. Этим прессингом мы одолели и бразильцев, и югославов, и других конкурентов. В двадцать лет Толя Поливода был признан лучшим центровым мира. Фантастическое восхождение к вершинам спорта. В 1963 году он впервые увидел баскетбол по телевидению. Тогда же отправился на первую тренировку в донецкий «Авангард». Через год — в киевском «Строителе». Снова проходит только год, и парень уже чемпион мира и лучший в своем амплуа. Итак, от новичка к пьедесталу Толя прошагал за какие—то четыре года… Другой бы задрал нос, вознесся, не видя больше никого и ничего вокруг. А Толя, повторяю, по—моему, так и не осознал, что же он сотворил. Вообще—то для молодых раньше было характерно такое отношение к достигнутому: им проще, чем уже повидавшим кое—что спортсменам, психологически перенести серьезное испытание. Они ведь не всегда могут полностью осознать происходящее, не испытывают страха, не чувствуют всю меру ответственности, ничего и никого не боятся. И зачастую это помогает им справиться с чрезмерными физическими и прежде всего психологическими нагрузками, ибо нервно они еще свежи. Вот и Толя абсолютно спокойно воспринял все почести, выпавшие на его долю. И остался тем же простым, без претензий парнем, по—прежнему смотрел большими глазами на великих спортсменов и тренеров, на новые города и страны, вообще на все окружающее, словно и не верил, что все это происходит с ним. Неудивительно, что и в сборной, и в «Строителе» к нему относились с необыкновенной теплотой абсолютно все: от маститого ветерана до массажиста и администратора. К тому же, что очень важно, сколько его помню, Толя всегда очень серьезно, с полной отдачей трудился и на тренировках, и в игре. И даже став знаменитым, признанным мастером, не позволял себе хоть в чем—то изменить свое поведение или отношение к делу: вел он себя всегда безупречно. Громкая и быстрая слава отнюдь не испортила его. Спокойный, вежливый, даже стеснительный, он сохранил симпатии всех, кто с ним общался. Конечно, очень обидно, что в таком человеке непонятным образом сочетались огромная физическая сила и так досаждавшие ему, постоянно мучившие его болезни, в конце концов вынудившие его рано оставить большой баскетбол… Когда—то Толю прочили в классные боксеры и даже пытались увлечь этим видом спорта. Кто—то из тренеров приметил рослого, крепкого парнишку, ловко, внешне легко таскавшего тяжеленные мешки с сахарным песком, и затащил на тренировку боксеров. Но после первого же соревнования Толя из бокса ушел. Дело в том, что его выставили на юношеский турнир на первенство Донбасса. Выставили в тяжелом весе. Но как только соперники замечали в углу ринга здоровенного детину, так тут же без боя признавали свое поражение. Быть бы Толе чемпионом в этой совершенно невероятной ситуации чемпионом—без боя! И тогда уже сам Толя взял и ушел с ринга. Вряд ли он испугался, хотя, конечно, силы соперников были неравны. Но, думаю, бокс вообще не для него, не для Толиной натуры… На площадке Толя преображался.
Украинский чемпион Олимпиады-1972 отказался приезжать в Россию на памятный матч
Бывший игрок сборной СССР по баскетболу Анатолий Поливода умер в возрасте 76 лет. В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш и др. Выступая за сборную СССР, Анатолий Поливода взял третье место на Олимпийских играх 1968 года в Мехико. Анатолий Поливода новости. Yarach Новости / Умер советский баскетболист, победитель Олимпиады-1972 Анатолий Поливода. В понедельник, 22 января, стало известно, что в возрасте 76 лет ушёл из жизни выдающийся советский баскетболист, олимпийский чемпион 1972 года Анатолий Поливода.