Александри́йская правосла́вная це́рковь, или Александри́йский патриарха́т, официально: патриарха́т Александри́и и всей А́фрики (греч. Πατριαρχεῖον Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς).
Архиепископ Георгий награжден высшей наградой Александрийского Патриархата (фото)
В Александрийском патриархате обвиняют Москву в переманивании клириков на материальной основе. Священный синод Александрийского патриархата полагает, что посредством действий Московского патриархата "предпринимается попытка изменить православную экклезиологию. 29 декабря 2021 года 102 клирика Александрийского патриархата из восьми стран Африки были приняты в юрисдикцию РПЦ, согласно поданным прошениям. По его мнению, Александрийский патриарх должен не искать виновных среди священников, которые исполняют свой пастырский долг по благословению священноначалия. — Об этом не раз сообщалось, как и о том, что Александрийский Патриархат лишает перешедшие общины доступа к источникам воды, исключает из школ детей их священников. В Александрийском Патриархате подчеркнули, что Московский Патриархат фактически «приобрел» духовенство Александрийского Патриархата в отместку и, следовательно.
Еще один клирик Александрийского Патриархата перешел в Русскую Православную Церковь
Об очередной «порции» перешедших в РПЦ от «греческих раскольников» африканцев он написал уже после того, как греки его «низложили». Как раз в эти дни в Москву для обучения на курсах подготовки будущих священнослужителей прибыли слушатели из Нигерии, Камеруна, Малави и ЮАР. Занятия проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Синодального миссионерского отдела. Но для православных юрисдикций за границами РФ и Белоруссии новопоставленные клирики, да и сам Горбачев, вероятно, будут восприниматься как простые миряне. Сам экзарх, судя по всему, не теряет уверенности в своей правоте. Он ссылается на патриарха Кирилла, который на днях советовал епископам не жалеть себя. Накануне решения Синода в Каире Горбачев во всеуслышание заявил, рассуждая о создании африканского экзархата РПЦ год назад: «Русская православная церковь данным решением заявила о себе как о вселенской православной церкви, той церкви, которая вне всяких отношений может вести за собой людей». Надо думать, что уверенность Горбачева, да и всего Московского патриархата подпитывается тем, что Российское государство ведет активную деятельность по сближению с африканскими государствами. Поэтому РПЦ не встречает препятствий со стороны властей государств региона. В среду президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать гуманитарные поставки продовольствия и удобрений в дружественные страны континента.
На основе этого, а также исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, Синод постановил «считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными». Решение об образовании Патриаршего экзархата Африки было принято в связи с тем, что на тот момент 100 приходов Александрийского Патриархата во главе с их настоятелями заявили о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви.
И мы благодарны тем поместным церквам, которые твердо стоят на страже священных канонов", — сказал митрополит Иларион. Он отметил, что в РПЦ скорбят о разделении в мировом православии, произошедшем на фоне признания Константинопольским патриархатом раскольнической церкви на Украине. Тогда рассорились Константинопольский патриарх и папа Римский. Произошло разделение. Не думаю, что легаты папы, положившие буллу об отлучении на престол Собора святой Софии, представляли себе, что разделение продлится на века. И Константинопольский патриарх, предпринимая ответные действия, вряд ли мог себе это представить. Но церкви пошли своим путем. С веками отчуждение нарастало, и только девять веков спустя начались робкие попытки к сближению", — напомнил представитель Русской церкви. По его словам, первым шагом для разрешения сложившейся в мировом православии ситуации "должно было бы стать возвращение к тому положению, в котором все православные церкви находились до 2018 года, когда решения принимались соборно, а не единолично".
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к молившимся в храме со словом. Наследие Анатолий Торкунов: «По настоящему важно это сколько студентов участвуют в сборе крови» О счастье, умении прощать, нормальной молодежи и церкви в стенах университета Анатолий Васильевич рассказал в программе «Парсуна» на канале «Спас». Патриарх Всех благодарю за молитву Сердечно благодарю всех вас за молитву обо мне. Знаю, что эта молитва каждодневная, вся Церковь молится, и, наверное, без этой молитвы было бы невозможно осуществлять Патриаршее служение. Но когда за меня молятся в этот день, личный день, с которым связано само явление человека в жизнь, то, думаю, эта молитва слышится Господом, и помощь изливается на того, о ком молятся. И через присутствующих здесь благодарю сейчас всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, кто сегодня по всему лицу земли нашей, во всей Полноте Церкви нашей возносили и возносят молитвы о Патриархе. Наследие Алексей Савватеев: «Мудрость - это ты берешь на себя ровно те проблемы, которые ты можешь решить» Жизнь —— это не разум, жизнь — это иррациональная, совершенно хаотическая штука, и, если эти заразы когда-нибудь сделают человека разумного, то есть превратят его в робота, — это будет конец истории. Патриарх Сила России - в том, что она не дает окончательно размыть границы добра и зла Патриарх Кирилл отвел России особую роль в современной истории, поскольку, по его словам, она не дает окончательно размыть границу между добром и злом. Наследие Нет отчетности, зарплата учителям и моя программа по математике, — три решения математика Алексея Савватеева, если бы он стал Министром просвещения Почему математика — язык Бога и какие чудеса бывают в жизни ученого?
Александрийский Патриархат
Также собеседник напомнил, что Патриарх Феодор поддерживает женское священство и очень мягко отозвался о легализации гей-"браков" в Греции, отметив, что Александрийская Церковь "никого не осуждает, всех любит". То есть эта Церковь потихоньку начинает отказываться от христианских норм. Мнение "изверженного из сана" По сути дела, я - епископ Русской Православной Церкви, подчиняюсь Патриарху Московскому и всея Руси как его викарий и её Священному синоду как любой из её епископов. Александрийской Церкви не впервой принимать решения, которые придётся отменять ей же в будущем :- И это она тогда ещё не была в расколе и принимала решения о собственных клириках, над которыми действительно имела власть. А то, что происходит сейчас, иначе, чем фарсом не назовёшь, - привёл слова епископа Константина председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки Георгий Максимов в своём телеграм-канале. Так, на днях одному африканскому клирику Русской Православной Церкви, перешедшему из Александрийского Патриархата, позвонил его глава Феодор и предложил вернуться назад. И не просто вернуться, а сохранив свой сан, полученный в Русской Церкви. Рукополагал же его предыдущий глава Африканской миссии - митрополит Леонид, также "изверженный из сана" Африканской Александрийской церковью в 2022 году. Получается, что она признаёт хиротонию рукоположение в священники - Царьград "лишённого сана" владыки Леонида. Клирик, кстати, от рукоположения отказался.
Во время моих поездок мне неоднократно доводилось неофициально встречаться или переписываться со священниками Африканской Александрийской церкови и даже с одним епископом. Они все называют меня отцом и признают мой сан :- Никто из них не считает меня лишённым сана.
Ариан вдохновляло заступничество новой императрицы Евсевии и решения, принятые против свт. Афанасия Арелатским окт.
Осий Кордубский и папа Либерий , отказались анафематствовать Афанасия и были сосланы. Император приказал префекту Александрии лишить Патриарха привилегии распределять зерно в Египте, передав это право арианам. В нач. Феоны во время службы ворвались разъяренные воины дукса Египта Сириана и устроили побоище Римский мартиролог поминает пострадавших в этот день под 28 янв.
На послание александрийцев императору с сообщением о кровавом происшествии пришел ответ с одобрением действий Сириана. Вскоре посланный в Александрию комит Ираклий осуществил передачу храмов арианам. После этих событий Афанасий удалился в пустыню Фиваиды, где 6 лет скрывался в разных мон-рях. Епископом Александрийским ариане избрали каппадокийца Георгия , к-рый смог занять кафедру лишь при поддержке военного отряда Севастиана февр.
Констанций II направил александрийцам послание с поздравлениями по поводу изгнания Афанасия и приезда нового архиерея. Вступление Георгия на престол не могло принести церковного мира. Вскоре начались притеснения православных: их дома отдавались на разграбление, епископы и пресвитеры ссылались, диак. Евтихий был осужден на работы в рудниках, но умер по дороге.
На Пятидесятницу Севастиан, сам бывший манихеем, жестоко разогнал собравшихся на кладбище православных, не желавших вступать в церковное общение с еретиками; многие претерпели мучения или были изгнаны из города ActaSS. Напряженность положения в Александрии усиливалась и из-за распространения при поддержке еп. Георгия ереси Аэтия , выходца из Сирии, некогда обучавшегося в Александрии. Аэтий и его ученик Евномий выступали одновременно и против правосл.
Ересь Аэтия была отвергнута К-польским Собором 360 г. В конце концов Георгий возбудил против себя негодование всего населения Александрии. В окт. Дионисия, после чего Георгий был вынужден бежать к имп.
Оправдывая свои действия, александрийцы отправили Ариминскому Собору 359 г. IV 17, ср. III 2. Попытки свт.
Афанасия тайно вернуться в город не увенчались успехом: следившие за ним представители власти вынудили Патриарха вновь покинуть Александрию, и неск. Через 3 года вернулся еп. Георгий 26 нояб. Юлиана , что послужило толчком к новым волнениям.
Георгий, вздумавший разрушить святилище Митры, был схвачен возмущенной толпой, брошен в тюрьму и после долгих пыток растерзан 24 дек. Юлиан в своем послании александрийцам простил им убийство епископа, вместо к-рого ариане попытались поставить некоего Лукия Сократ. III 3-4. Юлиана о возвращении всех ссыльных епископов, и 21-го числа того же месяца в город торжественно вернулся свт.
Афанасий Hist. В авг. Иоанна Предтечи из Палестины в Александрию Руфин. Но Юлиан Отступник не желал усиления влияния свт.
Афанасия и издал проскрипционный эдикт против него: 24 окт. Афанасий вынужден был покинуть Александрию. Прошение александрийских христиан о возвращении их епископа лишь усилило ненависть Юлиана к Афанасию, о чем свидетельствует ответное послание императора. По наущению того же Питиадора толпа язычников ворвалась в один из христ.
Юлиана Hist. По вступлении на престол имп. Иовиана , приверженца Православия, стало возможным возвращение Афанасия. Сначала он отправился в Антиохию ко двору нового императора, к-рому направил догматическое послание с изложением Никейского Символа веры как единственно истинного.
Александрийские ариане со своей стороны послали к императору своего ставленника Лукия, пытаясь интриговать против Афанасия Hist. Их усилия остались безрезультатными: под покровительством императора свт. Афанасий вернулся в Египет. Но в нач.
Римской империи стал Валент 364-378 , убежденный сторонник арианства. Это повлекло за собой народные волнения, на к-рые городские власти ответили вооруженным захватом храма св. Дионисия, где обычно служил Патриарх. Афанасию удалось скрыться.
Народное возмущение было настолько сильным, что Валент отозвал свой эдикт, и 1 февр. Афанасий вернулся в Александрию, не опасаясь более гражданских властей Hist. Язычники, предавшие огню один из александрийских храмов 11 июля 366 , были наказаны. Попытка Лукия организовать беспорядки в городе в сент.
К тому времени установились близкие отношения 2 великих святителей - Афанасия и Василия , незадолго до этого избранного епископом Кесарийским. В 371 г. Афанасий принял посольство Маркелла Анкирского , представившего на его суд Исповедание веры с осуждением савеллиан и ариан. В 372 г.
Патриарх вел борьбу с аполлинариевой ересью. Афанасий мирно отошел ко Господу. Афанасий назначил себе преемником Петра, его выбор был одобрен всем епископатом, клиром и народом. Начало правления Петра II пришлось на возобновление имп.
Валентом и префектом Татианом гонений на православных Руфин. Позднее префект Египта язычник Палладий во время Патриаршей службы ворвался с толпой язычников и евреев в храм св. Феоны и учинил погром. Ариане, воспользовавшись отсутствием Петра, при помощи Палладия возвели на кафедру Лукия, к-рого поддерживали Магн и Евзоий , известные противники Православия.
Вступление Лукия на престол 375 сопровождалось преследованиями православных, описанными в одном из посланий Петра II: священников и монахов бросали в темницы, а затем ссылали на рудники, 11 епископов и 126 клириков были высланы в Палестину, многих православных осудили на смертную казнь Феодорит. IV 22; Сократ. IV 20-22; Созомен. VI 19-20.
Василий Великий направил с мон. Евгением послание правосл. Арианам в период своего временного господства пришлось столкнуться с упорным сопротивлением православных. Моисея , к-рый по приезде в Александрию отказался принять поставление от Лукия, обвинив его в жестокости, и был рукоположен в горах правосл.
Патриарх Петр II вернулся в Александрию после того, как Лукий был изгнан александрийцами, а покровитель ариан имп. Валент погиб в битве под Адрианополем 378. Вступивший в 379 г. Феодосий I Великий был ревностным приверженцем Православия.
В это время Александрийский Патриархат не миновали внутренние раздоры. Некто Максим Киник, сблизившись с Петром II Александрийским, стал при поддержке Патриарха претендовать на К-польский престол, на к-рый недавно был избран свт. Григорий Назианзин. Феодосий прогнал Максима из столицы, и тот, вернувшись в Александрию, стал угрожать Петру, но сам был изгнан из города как смутьян.
В 380 г. Петра II на Александрийской кафедре сменил Тимофей. Он построил в Александрии множество храмов и обратил в Православие немало ариан. Тимофей принимал участие в работе Всел.
Собора запрещало епископам вмешиваться в дела чужих епархий; за Александрийским Патриархом закреплялся только диоцез Египет, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь. Это, очевидно, было вызвано имевшей место попыткой Максима Киника утвердиться при помощи Петра Александрийского на К-польской кафедре в 4-м прав. Максим упомянут как никогда не бывший епископом и не являвшийся им на момент созыва Собора. Выдвижение на второе место после Рима быстро растущей новой столицы - К-поля прав.
Это правило долгое время вызывало возражения Римских понтификов, обосновывавших значение церковных престолов не политической ролью городов, но древностью апостольских миссий. В послании отцов Аквилейского Собора 381 императорам содержались жалобы епископов на притеснения со стороны Павлина Антиохийского и Тимофея Александрийского и требование созвать большой Собор в Александрии, чтобы положить этому конец Mansi. Однако обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого плана, и в следующем году состоялись 2 отдельных Собора: вост. Патриаршество Феофила 384-412 В нач.
На всем протяжении этого столетия язычники оставались многочисленной и влиятельной силой и в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт 4 февр. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни Сократ. III 2-3; Созомен.
Сохранились сведения о христ. Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища - очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский Патриарх Феофил с изволения императора превратил в христ.
После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора 391 были закрыты александрийский храм Сараписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе , где Патриарх основал мон-рь Покаяния. Патриаршество Феофила было отмечено не только борьбой с язычеством, но и противостоянием оригенизму. В 394 г. Иеронима Стридонского и св.
Вскоре, однако, Патриарх изменил свое мнение, созвав в Александрии Собор против приверженцев идей Оригена, к-рых было немало среди противостоявших Патриарху нитрийских монахов 399. Правление Феофила было омрачено его раздором со свт. Иоанном Златоустом , Патриархом К-польским 398-404. Среди близких Феофилу людей был свящ.
Исидор, к-рого он прочил в К-польские Патриархи по смерти Нектария 397. Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в К-поле. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев».
Вызванный в К-поль для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «У дуба» 404. Но в целом деятельность Патриарха Феофила заслужила признание: отцы Эфесского Cобора 431 называли его вместе с Афанасием Великим в ряду знаменитых учителей Церкви, а св. Кирилла 412-444 По смерти Феофила в Александрии начались споры о преемнике: одни склонялись в пользу его племянника Кирилла , др.
Избранный Кирилл, участвовавший в низложении свт. Иоанна Златоуста, долгое время отказывался вносить его имя в диптихи и решился на это лишь в 419 г. Исидора Пелусиота. Свое правление Патриарх Кирилл начал борьбой с расколом последователей Новациана : он закрыл их церкви в Александрии, конфисковал сокровищницы и лишил имущества их еп.
При свт. Кирилле в Менуф близ Канопа были перенесены мощи святых Кира и Иоанна из александрийского храма св. Однако в этой считавшейся священной местности, куда язычники, евреи, а иногда и сами христиане приходили за прорицаниями и исцелением, язычники продолжали собираться еще в кон. Патриархи Александрийские слева направо : свт.
Кирилл, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. XVI в.
В правление свт. Кирилла при попустительстве городских властей имело место нападение иудеев на христиан 414. Патриарху пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу на его самоуправство префекта Александрии Ореста; впрочем, послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу.
На помощь христианам Александрии пришло 500 монахов из Нитрии; один из них, Аммоний, был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Противостояние церковных и светских властей накаляло обстановку в городе. Жертвой одной из вспышек насилия стала Ипатия, математик и философ-неоплатоник, подозревавшаяся в том, что, будучи язычницей, настраивала Ореста против Кирилла 415. Ее убийство группой фанатиков причинило немало скорби Патриарху и всей Церкви Сократ.
VII 13-15. По свидетельству Пасхального послания свт. Кирилла ок. Важным делом свт.
Кирилла была борьба с ересиархом, Патриархом К-польским Несторием 428-431. Когда в Египте стали известны его высказывания, в к-рых просматривалась новая ересь, они вызвали волнения прежде всего в среде монашества. Патриарх Кирилл обратился к епископам и монахам с посланием, убеждавшим их в правомерности именования Пресв. Девы Богородицей, и одновременно потребовал от Нестория объяснений.
Поскольку тот не внял предупреждениям, Кирилл подготовился к борьбе. Наставив находившихся в К-поле александрийских клириков, он направил сообщение о сложившемся положении папе Целестину I, сопроводив его подборкой документов, в результате Несторий был осужден на Соборе в Риме авг. Кирилл, на к-рого папа возложил миссию по исполнению решения Римского Собора в случае упорства Нестория в ереси, созвал в Александрии Собор и по его решению направил Несторию послание с 12 «анафематизмами» 430. Вскоре в Эфесе был созван Всел.
III Собор 431 , где под председательством свт. Кирилла, представлявшего также по поручению папы Римский престол, несторианство было осуждено, а Несторий низложен. Впрочем, мир в Церкви не был окончательно водворен, поскольку произошел конфликт между свт. Кириллом и Патриархом Антиохийским Иоанном , к-рый, опоздав к открытию Собора, вместе с сир.
Переговоры о воссоединении Церквей длились 2 года при участии имп. Феодосия II. В результате их Патриарх Кирилл подписал объединительный Символ веры и 23 апр. Низложенный Несторий окончил свои дни в ссылке.
Кирилл, проведя в мире последние годы жизни, преставился в 444 г. Собора 451 назвали его «безупречным защитником веры». Вскоре по его кончине АПЦ была ввергнута в ожесточенную борьбу партий, придерживавшихся различных воззрений на природу Христа, повлекшую губительные расколы - монофизитский, а затем монофелитский; начался период быстрого и глубокого упадка АПЦ. Патриарх Диоскор и зарождение монофизитства По вступлении на престол Диоскор послал в Рим апокрисиария Посейдония с известием о своем избрании.
Ответ папы, свт. Льва Великого , содержал рекомендации Александрийской кафедре придерживаться рим. Налицо было сближение 2 крупнейших кафедр, Рима и Александрии, недавно совместными усилиями победивших ересиарха, занимавшего К-польский престол. Но вскоре ситуация изменилась.
В 448 г. Осужденный К-польским Патриархом Флавианом Евтихий, ссылавшийся на авторитет свт. Кирилла, воспользовался сочувствием Диоскора и покровительством имп. В 449 г.
К-польский Патриарх Флавиан был осужден, а его противник Евтихий оправдан. Скандальность Собора, решения к-рого принимались под давлением грубой силы, принесла ему дурную славу: он вошел в историю под данным ему папой Львом именем «разбойничьего». Папа, к к-рому обратились осужденные, направил 13 июня 449 г. Римский Собор осудил решения Эфесского 29 сент.
Вскоре, при следующем имп. Маркиане , состоялся Всел. На первом заседании папский легат возражал против самого присутствия Диоскора на Соборе; на третьем - александрийские представители диаконы Феодор, Исхирий, пресв. Афанасий, мирянин Софроний свидетельствовали против своего Патриарха.
Обвинения касались не только догматических ошибок Диоскора, ему вменялись в вину многие нестроения АПЦ. В итоге Диоскор был лишен кафедры, архиерейского достоинства и права священнодействовать, о чем было сообщено александрийским клирикам, прибывшим на Собор. Управление Александрийским престолом до поставления нового Патриарха было поручено эконому Хармосину и архидиак. II 18.
Отцы Халкид. Собора, отказав Диоскору в праве голоса и осудив ересь Евтихия, приняли также ряд важных решений, касающихся церковного устройства. Это, несомненно, сильно задевало интересы Александрийской кафедры, с древности занимавшей второе после Рима место. По стечению обстоятельств первым К-польским Патриархом, к-рому пришлось воспользоваться преимуществами нового положения, стал александриец Патриарх Анатолий 449-458 , занявший в свое время при поддержке Диоскора место низложенного свт.
Это правило, принятое в отсутствие папских легатов, не было признано в Риме; папа Лев выступил против такого «унижения» Александрии, считая, что личная вина Диоскора не оправдывает утраты ею своего исконного второго места в иерархии церковных престолов. Низложение Диоскора Халкид. Собором, подписанное 308 епископами, было подтверждено и епископами Египта. Указом имп.
Маркиана он был сослан в Гангры Пафлагония , где и умер спустя 3 года. Но с ересью не было покончено. Египтяне в значительной степени поддержали монофизитство - не столько по вероисповедальному убеждению, сколько по политическим мотивам. Собор стал восприниматься в Александрии как победа К-поля, а значит, победа имп.
Об этом, возможно, говорит и пренебрежительное имя мелькиты т. Не признавшие решений Халкид. Собора егип. К коптам принадлежало большинство крестьянского населения Египта, говорившего на языке, восходящем к эпохе фараонов; в эллинизированной Александрии они поначалу оказались в меньшинстве.
Патриаршество сщмч. Протерия 451-457 Немалое число александрийцев продолжало поддерживать Диоскора и после его осуждения. Они отказывались при его жизни принимать др. Тем не менее по указу имп.
Маркиана в Александрии все же прошли выборы нового Предстоятеля, к-рым стал архипресв. Протерий, управлявший Александрийской кафедрой во время Халкид. Но до церковного мира было далеко: поставление нового Патриарха, к-рого поддержали всего 4 егип. По вступлении на престол Протерий направил папе Льву исповедание веры и получил в ответ ободряющее послание.
Патриарх созвал в Александрии Собор, на к-ром был осужден свящ. Тимофей II Элур , один из видных последователей Диоскора, имевший много сторонников, особенно среди монашества. Смерть имп. Маркиана 457 позволила Тимофею добиться успеха: 2 епископа-еретика, Евсевий Пелусийский и Петр Майюмский, рукоположили его во архиепископа Александрийского.
Разъяренная толпа растерзала Патриарха Протерия во время службы в баптистерии храма св. Кирина; его тело было предано огню. Церковь празднует память сщмч. Протерия 28 февр.
Он заместил епископские кафедры в Египте своими сторонниками. Имя свт. Протерия было удалено из диптихов, его родня подверглась преследованию; была провозглашена анафема всем правосл. Патриархам, включая папу.
Со своей стороны имп. Лев I наказал виновных в смерти Патриарха Протерия и обратился ко всем правосл. После того как большинство архиереев отвергло Элура, он был сослан сначала в Гангры 460 , а затем в Херсонес. На Александрийскую кафедру был избран один из канопских монахов, правосл.
Тимофей III Салофакиол. Его 15-летнее мирное правление окончилось в 475 г. Собора, решения к-рого осуждались в его окружном послании. Тимофей Салофакиол был вынужден удалиться в свой мон-рь.
В след. Зиноном , к к-рому папа Симплиций обратился с просьбой восстановить на Александрийской кафедре законного Патриарха. В это время Тимофей Элур скончался; поставленный монофизитами Петр Монг , с давних пор близкий к Элуру, опасаясь императора, скрылся из Александрии 477. Тимофей Салофакиол смог вернуться на кафедру, но его правление не отличалось последовательностью: оставаясь православным, он, потакая настроениям толпы, вернул в диптихи имя Диоскора.
Предчувствуя кончину, Тимофей Салофакиол направил на утверждение в К-поль свящ. Иоанна Талайю , чтобы обеспечить правосл. В этом вновь проявилась слабость Патриарха, поставившего судьбу Александрийского престола в зависимость от решения светской власти. Иоанн Талайя, не получивший поддержки императора и пообещавший ему не претендовать на Патриаршество, по смерти Тимофея Салофакиола все же был избран православными новым Патриархом, но был вынужден бежать в Италию, где стал епископом г.
Петр Монг при помощи находившихся в К-поле егип. Зинона и К-польского Патриарха Акакия. После подписания «Энотикона» - объединительного послания к епископам, клирикам, монахам и верующим Александрии, Египта, Ливии и Пентаполя, призванного примирить монофизитов с православными, он был признан законным Патриархом 482. Но компромисс не устроил ни одну из сторон.
В итоге Петру Монгу, недоверие православных к к-рому стало причиной разрыва К-поля с Римом т. Акакианская схизма , пришлось смириться с утратой большого числа своих бывш. Рим непреклонно настаивал перед лицом императора на осуждении Монга, но его имя было вычеркнуто из К-польских диптихов только при Патриархе Евфимии 490. Встречающееся в источниках имя правосл.
Патриарха Астерия Martyrium S. В последние годы V в. Но этот документ искажал действительное состояние дел в АПЦ: изложение правосл. В это время ересь получила подкрепление с приездом в Египет буд.
Антиохийского Патриарха Севира и еп.
Занятия проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Синодального миссионерского отдела. Но для православных юрисдикций за границами РФ и Белоруссии новопоставленные клирики, да и сам Горбачев, вероятно, будут восприниматься как простые миряне. Сам экзарх, судя по всему, не теряет уверенности в своей правоте. Он ссылается на патриарха Кирилла, который на днях советовал епископам не жалеть себя. Накануне решения Синода в Каире Горбачев во всеуслышание заявил, рассуждая о создании африканского экзархата РПЦ год назад: «Русская православная церковь данным решением заявила о себе как о вселенской православной церкви, той церкви, которая вне всяких отношений может вести за собой людей». Надо думать, что уверенность Горбачева, да и всего Московского патриархата подпитывается тем, что Российское государство ведет активную деятельность по сближению с африканскими государствами. Поэтому РПЦ не встречает препятствий со стороны властей государств региона. В среду президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать гуманитарные поставки продовольствия и удобрений в дружественные страны континента. Ранее президент Франции Эмманюэль Макрон жаловался, что Россия вытесняет его страну из региона.
Но если у РПЦ есть поддержка в некоторых государствах, то в сугубо церковном сообществе она, кажется, не растет, а наоборот, истаивает.
Всего в выезде кроме меня участвовали семь священников. Охвачено было семнадцать стран, причем в шести из них Рождественские Литургии в традиции Русской Церкви служились впервые. Служили наши священники также и на Обрезание Господне, и на Богоявление. Как участники поездки были отобраны? Мы согласовывали их участие с епархиальными архиереями. Для такой поездки человек должен иметь некий опыт выхода из зоны комфорта, и в той или иной мере владеть языком: Африка — континент большой, но требуются в основном английский или французский языки. Каким вы находите состояние епархиальной жизни в ЮАР и состояние экзархата в целом, чего удалось достичь?
За границей я бывал много раз, но Африка — это, конечно, нечто особое. В Южно-Африканской Республике прошел первый «классический» архиерейский визит, когда архиерей посещает вверенную ему епархию, встречается с официальными лицами — в данном случае я встречался с послом России и с генеральным консулом в Кейптауне. Также я встретился со всем духовенством. В ЮАР я совершил четыре богослужения: Литургию в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого в нашем русском храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге; молебен на приходе в Робертсоне, на Богоявление на нашем приходе в Кейптауне — всенощное бдение и Литургию с великим освящением воды. Все священники ЮАР мне сослужили на этих службах — в разном составе. После службы в Кейптауне мы провели собрание духовенства ЮАР, обсудили текущие вопросы. Там мы имеем четыре храма и пять священников, поэтому вопросы были в основном о пастырской практике: как действовать священнику в той или иной трудной ситуации, как взаимодействовать между собой. В ЮАР есть возможности для развития нашей церковной жизни: там есть русские общины, которые не охвачены постоянно пастырским вниманием.
Конечно, всех интересует и ситуация в России, все те сложные вопросы, которые стоят у нас на повестке дня. Растут ли они, и появляются ли новые, есть ли интерес к Православию у буров? Это молодой священник, но чувствуется, что это настоящий, хороший пастырь. Среди верующих там и наши русские, и местные. Что касается развития, то перспективы очень хорошие. В Робертсоне приятное впечатление производит приход храма преподобной Марии Египетской. Конечно, масштабная проповедь, чтобы приходили сотни и тысячи — это дело, наверное, будущего. Сейчас главное — налаживание нормальной, спокойной, повседневной церковной жизни.
Не только в Южной Африке, но и во всех странах, где присутствует экзархат. Ведь Православная Церковь построена на ежедневном богослужении, постоянной проповеди, таинствах, пастырском окормлении, молитве за людей, делании добрых дел. Это повседневное, в хорошем значении этого слова рутинное дело. Оно в Африке есть, и нам нужно этим заниматься, налаживать и помогать. Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная.
Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки. В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию. Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме.
Более 100 священников Александрийской церкви перешли в РПЦ с приходами и паствой
Иларион подтвердил, что «действительно имеют место» просьбы священнослужителей Александрийского патриархата, несогласных с признанием раскольнической Православной. С этой целью Александрийский патриархат решил информировать Фанар и Предстоятелей Поместных Церквей о «болезненном замешательстве, происходящем среди "детей, рожденных. Также синод Александрийского патриархата лишил сана патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида, который активно развивает РПЦ в Африке, организует. В 1990 году возведен в сан епископа и назначен представителем Александрийского Патриархата в Афинах. 8 ноября стало известно, что Александрийский патриархат внес так называемого Митрополита Киевского и всея Украины ПЦУ Епифания (Думенко) в диптих как предстоятеля автокефальной.
Александрийский патриарх ― слабоумие без отваги
Также Великий Логофет преподнес владыке Георгию голубую ленту Александрийского Патриархата и свой труд «Россия и Греция» об истории взаимоотношений двух государств. Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II может посетить Москву и Стамбул, чтобы предотвратить отделение украинской Церкви от Московского патриархата. Об этом сообщило. Александрийский Патриархат стал первой церковью, прекратившей богослужебное упоминание Патриарха Московского.
Архиепископ Георгий награжден высшей наградой Александрийского Патриархата (фото)
Которого меня может лишить только та Церковь, которая его дала и которой я канонически подчинён, - сообщает епископ Константин. Почему александрийцы считают себя вправе "лишать сана" русских епископов? Для нынешнего исполняющего обязанностей экзарха шутовское "извержение из сана" ничего не меняет. Русская Православная Церковь на это внимание обращать не будет. А вот то, что Александрийский Патриархат раз за разом "лишает сана" клириков Русской Церкви, говорит о том, что он уверовал в собственную безнаказанность. В сложившейся ситуации Русской Православной Церкви надо проявить стойкость. Надо начать массово рукополагать африканцев, деятельно продолжить нашу миссию в Африке, это и будет адекватный ответ на эту попытку лишения сана, - полагает собеседник Царьграда.
Кстати, 7 февраля на сайте Патриаршего экзархата Африки РПЦ было опубликовано интервью владыки Константина, в котором он заявил о множестве перешедших в Русскую Православную Церковь священников и о том, что он провел собеседование о принятии ещё пятерых клириков в лоно Церкви. Поэтому в этом плане динамика позитивная. В то же время телеграм-канал "Правблог" отмечает , что дело обстоит гораздо серьезнее, чем представляется на первый взгляд. Константинопольский Патриархат и компания продолжают расширять масштаб атаки на Русскую Церковь. Если Русская Православная Церковь не пойдёт на капитуляцию, её и дальше будут загонять в рамки "вечно и бесспорно виноватой".
Но после того, как патриарх Феодор начал поминовение раскольничьего лидера и вступил в сослужение с раскольниками, сложилась беспрецедентная ситуация, в результате которой африканские клирики не пожелали последовать за своим патриархом в признании раскола и обратились к Патриарху Московскому», — пояснил митрополит Волоколамский. Этим же решением Синод принял в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки.
И хотим видеть это и от других Церквей. Мы хотим от наших партнеров такой же ответственности и такого же доброго отношения. Не высокопарных слов и каких-то заявлений, но если вы что-то обещали — делайте, потому что за вами стоят миллионы, миллионы людей», — подчеркнул архиепископ. Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей.
Епископ Пантелеймон выразил сожаление в связи с попытками отделения и добавил, что Александрийская православная церковь не одобряет их. В октябре в Стамбуле синод Константинопольского патриархата отменил действие своей грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. До заседания украинский президент Петр Порошенко попросил Константинопольский Вселенский патриархат предоставить автокефалию церкви Украины.